Святой Грааль – история реликвии, факты, фото

Священный Грааль — таинственная реликвия христианства

Святой Грааль уже много веков считается одной из важнейших реликвий христианства. Согласно легендам, Грааль дарует страждущим вечную молодость, мудрость, исцеление от недугов.

Первое упоминание Грааля в Библии связанно с именем древнего Салимского царя и первосвященника Мелхиседека, который считался хранителем Священного Грааля. На иврите: Малкицедэк — «царь справедливости» (малки — «мой царь», цедек — «справедливость»). Первосвященник Мелхиседек преподнёс Чашу патриарху Аврааму, и Авраам поклонился солнцу Грааля и исполнился Святого Духа.

После того, как Ковчег Завета был безвозвратно утрачен и завет Бога с Израилем расторгнут фарисеи продали Чашу за гроши. Согласно Анне-Екатерине Эммерих, святая Вероника, купила Чашу у фарисеев на рынке. Накануне Тайной Вечери Спаситель попросил Веронику принести сосуд на Тайную Вечерю, пил из него вино и давал испить своим ученикам.

«И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28).

По одному из преданий, иудейский старейшина Иосиф Аримафейский поклялся хранить священную Чашу. После казни Спасителя Иосиф Аримафейский собрал в Святой Грааль кровь Христа, стекавшую по Крестному древу и совершил погребение снятого с Креста тела Спасителя в своей каменной гробнице. Римский правитель Иудеи Понтий Пилат распорядился отдать тело Иисуса именно Иосифу, дяде Христа.

Иосиф преподнёс Чашу Пресвятой Деве Марии со словами: «Ты от века его Хранительница, Ты олицетворенная Чаша Христова, Ты Священный Грааль, Живой Алтарь. О Блаженная Мати, прими из рук моих этот священнейший священных сосуд нашего Господа и храни его. Господь обещает Свою вечную жизнь на Земле и пребывание среди тех, кто будет вкушать из священного сосуда сего Его Божественную Кровь».

Пресвятая Дева Мария преподнесла Святой Грааль для первой евхаристии апостолам, и первой вкусила неисчерпаемо умножающуюся кровь Господню на первом же причастии в Иерусалиме. Таинство евхаристии было установлено через Священный Грааль. Во время причастия над Чашей реял огненный крест, а те, в чьих руках побывал Святой Грааль, преображались.

Праведного Иосифа Аримафейского заключили в темницу на целых 42 года. По народной легенде, Иосиф Аримафейский сумел заполучить Чашу у Понтия Пилата, и Святой Грааль давал ему пищу и питьё до тех пор, пока римский император Веспасиан, правивший в 69 — 79 г.г., не освободил его.

Праведный Иосиф Аримафейский отправился с Чашей — Святым Граалем в Британию, где нашёл преемников, готовых охранять реликвию после его смерти. Ими стали Титурель и его сподвижники, называвшие себя «рыцарями Святого Грааля». Все паломники, приходившие поклониться Святому Граалю, получали исцеление, молодость и изобилие в еде.

Почему Иосиф Аримафейский отправился именно в Британию?

Святой Матфей рассказывает, что Иосиф Аримофейский был человеком состоятельным, богатым купцом и торговал оловом. Маршрут легендарного путешествия Иосифа со Святым Граалем в Британию в точности совпадает с торговыми путями судов с оловом, описанным греческим автором Диодором Сицилийским.

«С отливом олово перевозят на остров Иктис (видимо, речь идет об острове Сент-Мишель в заливе Маунтс-Бей, Северный Корнуэлл). Традиции ремесла очень сильны в Северной Франции, Западной Ирландии, северном Лондоне и в олово добывающем регионе Корнуэлла – все они свидетельствуют об участии Иосифа в оловянном бизнесе. Особо ревностно он вёл свои дела в Корнуэлле. Жива легенда, что Иосиф приводил в Корнуэлл свои корабли, и однажды он привёз сюда младенца Христа и Деву Марию; они сошли на берег острова Сент-Мишель».

Визит юного Христа в Британию в сопровождении дяди Иосифа исторически возможен, что подтверждается некоторыми местными легендами. Нет никаких данных о жизни Иисуса в возрасте от 12 до 30 лет.

В устье реки Кэмел, вдоль дороги на Гластонбери, находится «стена Иисуса». Местность Гластонбери, в древности называвшаяся Гластония. В маленькой деревне Придди, что в 12 км севернее Гластонбери, сохранилась легенда о том, что ещё мальчиком Христос был здесь. У местных жителей распространена присказка: «Это так же верно, как то, что Спаситель наш был в Придди». Прихожане замечают, что из каверны под церковью в Придди исходят странные энергетические потоки .

В Галилее существует легенда о том, что Иисус был плотником, и подкрепляется убедительным рассказом о том, что Он отправился в Британию на торговом судне в качестве корабельного плотника. Судно вышло из Тира, однако сильные штормы на всю зиму привязали его к берегам Западной Британии.

Имеется немало исторических и археологических свидетельств о старых связях Святой Земли и Британии – в пользу этого говорит и тот факт, что в Британии христианство распространилось почти сразу же после смерти Христа.

По легенде, именно Иосиф основал первую церковь в Британии, но католическая церковь не причисляет Иосифа к лику своих святых. В биографии Сент-Данстена, написанной примерно в 1000 году, и в книге «Античность» Уильяма Малмсберийского 1125 года, говорится о религиозных традициях Гластонбери периода раннего христианства, но ни в одной из них Иосиф даже не упоминается.

В более позднем переиздании книги английского историка XII века Уильяма Малмсберийского (1090—1143 г.г.), уже после того как во Франции стали популярны легенды о рыцарях Круглого стола и обретении Святого Грааля, в тексте уже есть упоминания об Иосифе. Историк рассказывает об учениках одного из апостолов, прибывших со священной Чашей в 63 году в Британию вместе с Иосифом Аримафейским, хранителем Святого Грааля.

Манускрипт Grand Saint Graal, датируемый XII веком, практически пересказывает тоже предание о перемещении реликвии на Британские острова. Создается впечатление, что именно в тот период и родилась легенда о связи Иосифа с Христом и Святым Граалем.

В английском фольклоре история о Святом Граале появилась в XV веке, когда была опубликована книга Томаса Мэлори о короле Артуре и его рыцарях. Используя древние манускрипты бургундца Робера де Борона, британец Томас Мэлори написал «Историю чаши Грааля, наскоро переведенную с французского, описывающая приключения и странствия правдивейшего и святейшего человека в мире».

Чаша археологической культуры Hallstatt (750-450 гг-до н.э.

Томас Мэлори так пересказал легенду о Святом Граале, не оставив ни малейших сомнений в том, что в романтической христианской саге заложен скрытый оккультный смысл. Святой Грааль был дохристианским кельтским символом, уцелевшему в Британии благодаря тому, что Чашу замаскировали под христианскую святыню. Автор «Истории чаши Грааля…», считает истинным хранителем Грааля не Иосифа Аримафейского, а всесильного языческого кельтского бога Брана, (Бриан —*Bren(n)os — Брен) который, согласно древнему кельтскому мифу, обладал магическим котелком, питьё из которого воскрешало мёртвых. Кельтский бог Брен был одним из трёх сыновей бога Дану, из-за чего им — святой троице дали название «Туата де Даннан». Древние народы, населявшие Ирландию, упоминали котёл Дагды.

«Ирландия была пуста в течение тридцати лет после Партолона, пока не пришёл Немед, сын Агномана, из греков Скифии , вместе со своими четырьмя вождями, которые были его сыновьями. Четыре предводителя, сыновья Немеда, звались Старн и Ярбонел — прорицатель, Аннинд и Фергус Рыжий бок». [513 — Lebor Gabala, § 257.] «Немед» означает «священный»; имя его сына «Ярбонел» — «прорицатель», то есть, друид или вад (ведать) или (филид — fili; от -*welet- велеть, *wel — «видеть», то есть «провидец»).

Можно с уверенностью говорить о том, что известные сегодня легенды о Святом Граале были выдуманы между XII и XIII веками католическим духовенством и бродячими менестрелями, которые использовали для своих песен-поэм кельтские темы, «обрамленные» в христианскую эстетику.

В книге «Белая богиня» Роберт Грейвз говорит, что именно в период римского завоевания Британии в свободолюбивом Уэльсе, не покорённом римлянами, благодаря легенде о Чаше (Святом Граале) началось возрождение друидизма, языческой религии кельтов валлийцев (самоназвание валийцев — Кимры — Cymru — «соотечественники». Киммерийцы — скифы Боспора Киммерийского — Чёрного моря), выстоявшей под натиском армий Цезаря (100 — 44 г. до н.э.), а позднее пережившей террор первых христианских миссионеров.

Читайте также:
The Rolling Stones - история, факты, фото

Древние жители Уэльса валлийцы, самоназвание кимры, сохранили легенды о сосуде богини Тёмной Луны, Великой Матери Серидвен, содержавшем в себе мудрость веков, как растущая Луна переходит в полную, так молодость переходит в зрелость и мудрость.

Скифская золотая чаша 6 век до н.э.

Возможно, от самоназвания царских скифов — СКОЛОТ (skolot, или skolt), происходит слово КЕЛЬТ (лат. Celtae, бретонск. Kelted, валлийцы Celtiaid, ирл. na Ceiltigh, шотл. (гэл. ). Ceilteach, мэнск. ny Celtiee, корн. Kelt). Цезарь и Павсаний утверждали, что Kelt это самоназвание кельтов. Скифы-паралаты, чей символ золотая Чаша, называли себя царями и сКОЛОТами по имени своего царя КОЛОксая (греч. Κολαξαις) – младшего сын Таргитая.

Кельтский бог Бран, обладатель волшебного котелка (Чаши), и кельтские легенды о необыкновенном младенце, обладавшем тайным знанием, стали неотъемлемыми атрибутами возрождения друидизма.

По этрусской мифологии Маденец Таг (Тагет) чудом появился из земли в XII веке до н.э. Его нашли прямо в борозде во время пахоты близ города Тарквиний в виде младенца с седыми волосами. Связанный с Подземным миром вестник богов Таг пел им священное учение. Этруски считали Тагета сыном бога и создателем всех людей, что сближает его с Геркле (Гераклом), который рассматривался как предок этрусков.

Кельтские барды распевали песни Святом Граале при всех королевских и аристократических дворах Европы, маскируя скрытый смысл послания друидов. По их мнению, тайну волшебной силы, вечной молодости и жизни знали древние боги кельтов и их жрецы, владеющие Чашей. В устных преданиях кельтов есть сказание о чародее Мерлине, владевшем волшебной чашей, открывающей доступ к знаниям всего мира.

Окутан тайной и сам Святой Грааль, потерянный где-то близ Гластонбери – первого центра христианства в Британии, чаша стала объектом поисков, которые продолжались много веков. Согласно легендам рыцари короля Артура каким-то образом разыскали Чашу — Святой Грааль, но к тому времени чаша считалась не только христианской святыней, но и неким волшебным сосудом, дарящим его обладателю вечную молодость и неземную мудрость. Общепризнанный факт, что король Артур был валлийцем, кельтского племени, давшего название всему Уэльсу. Вскоре Святой Грааль исчез так же загадочно, как и был найден.

В ранних христианских документах Святой Грааль описан, как большая Чаша, внутри которой находится гостия, предназначенная для некоего странника. Считалось, что Грааль содержит в себе ключ ко многим тайнам, и молодой рыцарь короля Артура герой куртуазного эпоса сэр Персиваль (фр. Perceval, нем. Parzival) потратил немало сил, чтобы открыть секрет таинственной Чаши. Позже возникла легенда, что именно этой чашей пользовался Христос на Тайной вечере.

С появлением первых произведений бардов о Святом Граале, в западной Европе появилась серьезная оккультная организация, связывавшая свою деятельность со Святой Чашей – Орден тамплиеров. В немецком романсе о Граале, «Парзифаль» (нем. Parzival) — самом таинственном произведении, посвященном Граалю, написанном между 1200 и 1220 гг., особо отмечено, что Грааль охраняли рыцари, подобные тамплиерам. В «Парзифале» говорится о духовном стремлении овладеть ключом к познанию и просветлению. Рыцарский орден в немецком романсе «Парзифаль» изображён строгим и целомудренным, он размещен в Монсальват (иначе Монсальваж, Мунсальвеш) — «Замок Святого Грааля». В романе XIII века «Ланселот-Грааль» замок получил название Корбеник, явно кельтского происхождения от валлийского Caerbannog — «горная крепость». В романе Томаса Мэлори (1405-1471 г.г.) «Смерть Артура», замок именуется Карбонек или даже Корбин.

«под сенью девственно чистого камня… Насколько бы ни был болен человек, если он посмотрит на Грааль, через несколько недель он исцелится и смерть обойдет его стороной. Облик его никогда больше не изменится, он всегда будет таким, как в тот день, когда впервые увидел этот камень. Будь то дева или муж, если они владеют камнем двести лет, они останутся такими же молодыми, только волосы их станут седыми». («Парзифаль»)

В Средневековье легенды о Святом Граале, в угоду католической церкви и Ватикану, приобрели большую популярность. Папа Римский требовал, чтобы в каждом католическом храме была святая реликвия, какая-то вещь, принадлежавшая святому, или же часть его останков.

Самыми желанными реликвиями храмов становились предметы, связанные с Иисусом Христом. Охотники за христианскими реликвиями добыли части креста, на котором был распят Спаситель, гвозди из креста, терновый венец Иисуса, копьё Лонгина, проткнувшее тело Христово, Туринскую плащаницу, в которую было завернуто тело Иисуса, снятое с креста. Никто не мог найти только Чашу, которую держал в руках Спаситель на причастии во время Тайной вечери.

Известно, что во время церковных таинств нельзя использовать чаши из дерева и керамики, значит священная Чаша причастия могла быть только из камня или серебра.

Самая известная чаша, объявленная Ватиканом как истинный Святой Грааль, находится в Валенсии в Соборе Святой Марии. Чаша представляет собой халцедоновый или агатовый кубок тёмно-красного оттенка высотой 7 см и 9,5 см в диаметре, стоящий на подставке с двумя ручками. Халцедон или агат, из которого изготовлена чаша, называют карнеолом или сердоликом, чаша датируется 100-50 годом до н.э. или I веком н.э. Археолог Антонио Бельтран определил, что Чаша была создана в мастерской Египта, Сирии или самой Палестины, что доказывает возможность нахождения Чаши на Тайной Вечере. Чаша отделана золотом, ценным жемчугом и изумрудами. Основание и две ручки чаши были добавлены в Средневековье, но сама Чаша может считаться настоящей реликвией.

Другая реликвия, которую называют Святым Граалем — это Антиохийский потир, найденный в 1910 году. На Антиохийском потире изображены апостолы и Иисус Христос, а внутри потира скрыт простой серебряный кубок. Недавние исследования показали, что Антиохийский потир не может быть Святым Граалем, так как.его изготовили не раньше VI века.

Читайте также:
Великая Отечественная война в цифрах и людях

Немало историков сходится во мнении, что Грааль – это вовсе не чаша, а собирательное понятие. По одной версии, это камень с чудесными свойствами, по другим – серебряное блюдо. Некоторые исследователи отождествляют Чашу -хранилище крови Господней с Девой Марией.

Святой Грааль и рыцари Круглого стола

Замки Святого Грааля

Первым своим читателям о Граале поведал Кретьен де Труа – в незаконченном романе «Персеваль или повесть о Граале». В прологе этот автор сообщает, что рассказ о Граале он нашел в книге, которую дал ему на время граф Фландрский Филипп. И говорит, что попытался пересказать в стихах

В «Персевале» де Труа замок «короля-рыбака» не имеет названия, а Вольфрам фон Эшенбах в «Парцифале» назвал его Мунсальвеш («Мое спасение»). Вагнер в одноименной опере изменил название замка на Монсальват («Гора Спасения») и поместил его в Пиренеях. Возможно, кто-то из вас помнит строки М. Волошина:

А в «Вульгате» (анонимный цикл из 5 рыцарских романов) местом хранения Грааля назван замок Корбеник или Корбин – от валлийского Caerbannog («Горная крепость»).

В рыцарских романах крепость Грааля мало похожа на средневековые замки Европы. По мнению многих исследователей, описание ее внутреннего убранства гораздо больше походит на пиршественную залу ирландских королей либо даже на подземные жилища сидов, описанные в «Путешествии Кормака», «Пире Брикрена», легенде о посещении святым Колленом замка Гвина, сына Нудда.

Кое-кто в нацистской Германии, похоже, отождествлял Монсальват с одним из каталонских горных монастырей.

23 октября 1940 года в южном французском городе Андае, расположенном у границы с Испанией, состоялась встреча Адольфа Гитлера и Франсиско Франко. А сопровождавший Гитлера Генрих Гиммлер в этот день оказался вдруг в бенедиктинском монастыре Санта-Мария де Монтсеррат, который находится в горах примерно в 50 км от Барселоны (здесь хранится знаменитая скульптура «Черной Мадонны»).

Монаху Андреу Риполю, который из-за того, что знал немецкий язык, стал его «экскурсоводом», Гиммлер сказал:

В некоторых источниках сообщается, что замок Мунсальвеш принадлежит катарам. На этом основании немецкий археолог Отто Ран отождествил его с альбигойским замком Монсегюр, захваченным и разрушенным крестоносцами 16 марта 1244 года. Существует легенда, что незадолго до падения этого замка четверо совершенных катаров сумели покинуть Монсегюр через потайной ход, унеся с собой главные реликвии, среди которых мог быть и Грааль. Данную гипотезу Ран изложил в книге «Крестовый поход против Грааля».

Этот труд заинтересовал самого Генриха Гиммлера, который предложил Рану вступить в СС и распорядился о финансировании его поисков Грааля в окрестностях Монсегюра. Ничего похожего на Грааль Рану найти не удалось. Да и вряд ли он мог найти Грааль. Дело в том, что именно эта реликвия для катаров особой ценности не представляла. Альбигойцы считали Христа ангелом, принявшим облик человека. И потому они не верили ни в смерть Иисуса на кресте, ни в последовавшее затем воскресение. И, соотвественно, не верили, что его кровь могла быть собрана в какую-то чашу.

Вольфрам фон Эшенбах в романе «Парцифаль» называет хранителями Грааля тамплиеров. Некоторые считают, что последний великий магистр этого ордена, Жак де Моле, так и не выдал местонахождение Грааля палачам французского короля Филиппа IV.

Тайна Грааля

Слово graal (вариант – greal) в переводе со старофранцузского означает кубок либо чашу. Многие считают, что происходит оно от латинского gradalis, в свою очередь образовавшегося когда-то от греческого слова krater, которым называли сосуд с широким горлом, предназначенный для смешивания вина с водой. Некоторые полагают, что услышавшие о чаше Грааля кельты могли отождествить ее с волшебным котлом народа детей богини Дану, либо с блюдом легендарного короля Риддерха, от которых никто не уходил голодным.

Кстати, другими сокровищами народа Дану были копье, которое позже отождествили с копьем Лонгина, и меч, который считают прообразом Экскалибура.

В романе Кретьена де Труа слово «грааль» (graal) еще пишется с маленькой буквы, в те времена оно могло означать плоскую тарелку, на которой обычно подавалась рыба (напомним, что Персеваль увидел реликвию в замке «короля-рыбака»). Дева несла его двумя руками и вместо рыбы на блюде лежали облатки для причастия. При этом graal:

Согласитесь, трудно представить столь дорогую чашу на столе у полунищих апостолов. Впрочем, де Труа этого и не предполагал, чашей Евхаристии Христа и апостолов Грааль был назван позже. Главное внимание Персеваля, героя романа де Труа, привлекает пока ещё не Грааль, а кровоточащее копьё, которое позже стало ассоциироваться с копьём сотника Лонгина. Однако читателей этого романа взволновал именно Грааль. И это было началом формирования одной из величайших легенд в истории человечества. Продолжение романа де Труа пытались писать Вошье де Денен, Псевдо-Вошье (Псевдо-Готье), Жерберт и Манессье.

С чашей Тайной вечери, в которую потом собрал кровь Христа Иосиф Аримафейский, Грааль отождествил Робер де Борон (в «Романе об истории Грааля»). Грааль символизировал высшее нравственное совершенство, но приносил весьма осязаемые блага. Он исцелял больных и продлял жизнь. Эшенбах пишет:

Также Грааль давал любую пищу:

Грааль Эшенбаха, названный им «камнем, упавшим с небес» и «вожделеннейшим камнем», очень похож на философский камень. Этот автор говорит о нем:

Кроме того, Эшенбах утверждает:

Но во всех других источниках Грааль – это чаша или кубок. Даже Р. Вагнер, написавший оперу по мотивам романа Эшенбаха, «исправил ошибку», сделав Грааль чашей.

Читайте также:
Ольмеки - таинственная цивилизация

Но существует версия, согласно которой слово «Грааль» происходит от латинского gradual, означавшего всего-навсего сборник богослужебных текстов.

Майкл Бейджент, Ричард Ли и Генри Линкольн в книге «Святая кровь и Священный Грааль» выдвинули предположение, что San Graal («Святой Грааль») следует читать, как sang real – «королевская кровь» потомков Иисуса Христа и Марии Магдалины (которыми якобы являлись «ленивые короли» Мервинги). Эта достаточно бредовая и, безусловно, оскорбительная для христиан версия получила широкую известность благодаря книге Брауна «Код да Винчи» и одноименному фильму.

Поиски Грааля

Рыцари, которые решались искать Грааль, отправлялись буквально «туда, не знаю куда»: мало того, что никто не мог сказать, где именно следует искать тот же Мунсальвеш (Монсальват), так этот замок был ещё и невидимым. Эшенбах пишет:

Эшенбах утверждал также, что Мунсальвеш охранялся тамплиерами (напомним, что этот орден был основан в 1119 году):

А поскольку никто точно не знал, как именно Грааль выглядит, можно добавить, что собирались они найти «то, не знаю что». Предполагалось, что Грааль сам должен явиться достойному.

Кроме того, в пути рыцари, «жившие праведной жизнью и обладавшие великой доблестью», находили «ветви священной травы, которая была знак Святого Грааля».
В общем:

Сэр Ланселот Озерный, величайший из рыцарей, увидел Грааль целых два раза, но оказался его недостоин, так как подвиги совершал не для прославления Господа, а во имя своей Прекрасной дамы – королевы Гвиневры.

А закончилась история Ланселота совсем уж печально: после гибели Артура он сошел с ума, а его возлюбленная Гвиневра ушла в монастырь.

Достойными увидеть Грааль оказались сын Ланселота Галахад, его племянник сэр Борс и Персиваль (в немецких романах – Парцифаль).

И лишь в малоизвестном немецком романе «Корона» утверждается, что увидеть Грааль смог сэр Гавейн.

Хранителем реликвии стал Галахад. После его смерти Грааль был унесен на небо ангелами. По другой версии, Галахад был взят ангелами на небо живым – вместе с Граалем.

А в германском романе Вольфрама фон Эшенбаха хранителем Грааля был Парцифаль (Персиваль), которого автор объявил также и главой ордена тамплиеров.

Некоторые исследователи считают, что прототипом Персиваля был кельтский герой Перидор аб Эфрав, который, согласно преданию, освободил землю от множества чудовищ. Полагают также, что одним из источников повести о Персивале могла стать легенда о другом ирландском герое – Финне Мак-Кумхайле.

Согласно британским преданиям, Грааль все же не был взят на небо, а захоронен в аббатстве Гластонбери. Иосиф Аримафейский якобы закопал его на одном из холмов, где из посоха, который он воткнул в землю, вырос терновник. Растение, которое считалось терновником Иосифа, действительно имело ближневосточное происхождение. Видимо, его саженец был привезен из Палестины кем-то из крестоносцев или паломников.

В XVII веке это дерево было срублено солдатами Кромвеля, но дало новые побеги. Однако в декабре 2010 года его снова срубили какие-то вандалы. Некоторые священники прокомментировали это известие в том духе, что люди вообще и британцы в частности уже недостойны столь ценной реликвии, и потому ее забрали у них.

В Гластонберийском аббатстве есть также источник Chalice Well («Колодец Чаши»), вода которого окрашена в красный цвет из-за большого содержания железа. По тому же преданию, он берет начало от места захоронения Грааля.

В 1906 году близ этого источника Уэлсли Тюдор Поул нашел стеклянную чашу, которую чуть было не объявили Граалем. Однако выяснилось, что много лет назад некий Джон Гудчайлд привез этот сосуд из Италии и оставил его здесь в качестве дара местной кельтской богине.

«Чаши Грааля»

А вы хотите увидеть Грааль? Ну, или хотя бы артефакт, который католической церковью осторожно признается «наиболее вероятным Граалем». В 2015 году я обнаружил его в кафедральном соборе Валенсии. Строительство собора началось в 1262 году на месте разрушенной мечети, которая, в свою очередь, была возведена на фундаменте римского храма Дианы. Этот собор построен в разных архитектурных стилях: со стороны Железных ворот – итальянское барокко, там, где Апостольские врата – готика, а фасад Дворцовых ворот – это романский стиль.

Грааль хранится в часовне Santo Caliz, в которую можно пройти через Железные (главные) ворота – со стороны площади Королевы.

Войдя в собор, нужно повернуть направо.

Обратите внимание: Граалем считается только чаша из восточного сердолика диаметром 9,5 см, глубиной 5,5 см и высотой 7 см. На средневековую подставку (с арабской надписью) не обращайте внимания.

Профессор университета Сарагосы Антонио Бельтран Мартинес датировал чашу 100–50 гг. до н. э. Даже если он прав, это, разумеется, не означает, что именно эта чаша и находилась когда-то во время Тайной вечери на столе Христа и апостолов. Но в 1959 году папа Иоанн XXIII пообещал индульгенцию каждому, кто совершит паломничество в Валенсию и помолится около этой реликвии, названной им «Святой Чашей».

Богослужение с ней совершили два римских папы, посетившие Валенсию. Иоанн Павел II при совершении мессы 8 ноября 1982 года так и не решился назвать эту чашу Граалем. Папа Бенедикт XVI 8 июля 2006 года оказался более смелым и слово «Грааль» всё-таки произнес.

Предание утверждает, что в Испанию эта чаша попала в III веке при папе Сиксте II с монахом, который теперь известен, как святой Лореско (Лаврентий), и до 711 года хранилась в соборе города Уэска. Затем она укрывалась от мавров в одной из пиренейских пещер. В Уэску чаша вернулась в конце XI столетия и находилась уже в монастыре Сан Хуан де да Пенья.

Теперь от преданий переходим к истории и видим первое сообщение об этом артефакте в абсолютно достоверном источнике: в 1399 году монахи монастыря Сан Хуан де ла Пенья заключили сделку с королем Мартином Арагонским, передав ему реликвию в обмен на золотую чашу. Предполагаемый Грааль хранился в королевском дворце в Сарагосе, потом его перевезли в Барселону, а в 1437 году король Альфонсо Арагонский в счёт оплаты своих долгов передал его в кафедральный собор Валенсии. В это время чаша уже всеми почиталась в качестве Грааля. В описи собора она была обозначена, как

Доказательством почитания этой реликвии является фреска Хуана де Хуанеса «Тайная вечеря» (Музей Прадо), написанная в 1562 году: «валенсийский Грааль» на ней стоит на столе перед Христом.

Читайте также:
Deep Purple - история группы, факты, фото

Признавать валенсийскую чашу Граалем или нет, каждый решает сам – это вопрос веры.

Некоторые другие города также претендуют на обладание Граалем. В Нью-Йорке, например, можно увидеть так называемый «Антиохийский потир», найденный на территории Османской империи (в Сирии) в 1908 году.

Это серебряная чаша, заключенная в золоченую оболочку. Исследования показали, что внутренняя чаша создана в первой половине VI века и является византийской масляной лампой, использовавшейся на богослужениях. С 1950 года она находится в музее Клойстерс (филиал нью-йоркского музея «Метрополитен»).

Генуэзская чаша, которая хранится в Музее церковных ценностей при Кафедральном соборе Сан Лоренцо, была привезена в этот город после Первого крестового похода неким Гульельмом Эмбриако – в 1101 году.

Изготовлена она из зеленого стекла, изделие древнее (изготовлено в Месопотамии в доисламской период), но ему все же меньше 2000 лет. Повреждение эта чаша получила, когда стала трофеем Наполеона Бонапарта – при транспортировке в Париж и обратно.
Кубок доньи Урраки (дочь короля Леона Фернандо I) собран из двух агатовых чаш во II-III вв. н. э. С XI века он хранится в базилике Сан-Исидоро в Леоне.

По легенде, в 1054 году этот кубок был подарен королю Фернандо эмиром Дении (исламское государство на территории нынешней провинции Валенсия), а в Дению он попал из Египта.

Еще один претендент на звание Грааля – кубок Ликурга: стеклянный сосуд 165 мм в высоту и 132 мм в диаметре, изготовленный, предположительно в IV веке в Александрии. На его стенках изображена гибель фракийского царя Ликурга, который был задушен виноградными лозами за оскорбление Диониса. Увидеть кубок можно в Британском музее. Граалем он, видимо, был сочтен потому, что, в зависимости от освещения, меняет цвет от зеленого (в тени) до красного.

На этой фотографии вы видите Агатовую чашу из императорской сокровищницы дворца Хоффбург (Вена).

Это блюдо из цельного камня, созданное в IV веке в Византии. При определенном освещении на ней видны узоры, напоминающие слово «Христос», написанное латинскими и греческими буквами.

А это чаша Нантеос (Nanteos), хранящяяся в Национальной библиотеке Уэльса.

Ей приписываются целительные свойства. На чашу Христа и апостолов, она, пожалуй, похожа больше всех прочих. Это обломок деревянной чаши, изготовленной из вяза в XIV веке. Раньше считалось, что сделана она из креста, на котором был распят Христос. Слухи о том, что это и есть Грааль, появились после 1879 года.

Заканчивая этот цикл статей, следует сказать, что рыцарские романы, написанные под влиянием кельтских легенд, подарили рыцарям средневековой Европы пусть недостижимый, но идеал, к которому следовало стремиться. Разумеется, настоящие, не книжные феодалы всегда были очень далеки от героев прочитанных ими книг. Но так же трудно было назвать настоящими коммунистами многих членов КПСС. И так же далеки от истинных христиан большинство из тех людей, что носят на груди крест и периодически заходят в церковь, чтобы поставить там свечку. Не говоря уже о тех, кто жертвует на строительство или ремонт храма часть украденных ими денег, надеясь за позолотой церковных куполов и окладов икон скрыть от Бога изъяны и пятна своей души.

Жизнь рыцарей, которые некритично относились к сюжетам прочитанных ими романов и слишком полагались на свои представления о чести, обычно была очень короткой. Ярким примером может служить судьба виконта Раймунда Роже Транкавеля (Raimond Roger Trencavel). Этот молодой человек был одним из самых знатных, богатых и могущественных сеньоров Европы, но при этом – идеалистом. В июле 1209 года, потрясенный зверствами, которые учинили крестоносцы в альбигойском городе Безье, он приказал оповестить своих подданных:

Множество несчастных пришло тогда в Каркассон, а 1 августа явились и крестоносцы. После 12 дней осады наивный 24-летний виконт попытался вступить в переговоры со своими братьями-рыцарями, был вероломно схвачен и через три месяца умер от голода и болезней в подземелье еще недавно принадлежавшего ему замка Комталь.

Святой Грааль – история реликвии, факты, фото

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Святые реликвии и загадочные артефакты Грааля

Король Артур, крестоносцы, нацисты… все безуспешно пытались найти Святой Грааль в течение последних двух тысячелетий. Но откуда известно, что на самом деле является Святым Граалем? Даже если Святой Грааль описывают как древний артефакт, непосредственно связанный с Иисусом, то это не обязательно должна быть чаша. Исходя из этой логики, есть ряд артефактов, которые можно было бы рассматривать как в некотором роде Святой Грааль.

Оссуарий Иакова

Обнаруженный в Израиле Оссуарий Иакова, споры по поводу которого ведутся до сих пор, – древний известняковый ящик для хранения костей, на котором выгравированы слова «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса» на арамейском языке. Буквально с момента обнародования этой находки она казалась неправдоподобной, учитывая, что впервые оссуарий «появился» в руках торговца антиквариатом, а не на каком-либо месте раскопок.

Израильское управление древностей объявило реликвию подделкой и возбудило против торговца уголовное дело, но после 5-летнего судебного разбирательства их обвинения были признаны несостоятельными. Что бы это ни было, открытие костей Иисуса Христа и его семьи легко можно было бы считать Святым Граалем, хотя и не в форме чаши.

Кубок Ликурга никак не связан с Иисусом. Тем не менее, он совершенно удивителен. Этот римский стеклянный кубок, на котором изображена сцена с участием фракийского царя Ликурга, зеленого цвета, если свет на него падает спереди. Но, если осветить его сзади, кубок становится красным. Еще более невероятным кажется то, что при создании кубка (случайно или намеренно) для достижения подобного эффекта использовались нанотехнологии (в стекло были добавлены частицы золота и серебра размером всего 50 нанометров).

Однако, считать этот кубок Святым Граалем немного проблематично – проблема в том, что ему всего лишь 1600 лет. Тем не менее, археологи, как известно, часто трактуют вещи неправильно. Таким образом, эта чаша с «магическими свойствами», на столетия опередившими свое время, на самом деле может быть Святым Граалем или, по крайней мере, источником его легенды.

Учитывая многочисленные аллюзии в Библии относительно рыбной ловли, Святой Грааль может быть рыболовным судном, которое, по-видимому, было очень важным для Иисуса и его последователей. Остатки лодки нашли в грязи Галилейского моря во время засухи, а ученые определили, что им 2000 лет.

Читайте также:
Ку-клукс-клан - история, факты, фото

Что особо интересно, «галилейская лодка» размером 8х2,5 метра, которую во время использования явно не раз ремонтировал владелец, была найдена в районе селения Далмануфа, где как раз плавал Иисус после того, как чудесным образом накормил 4000 человек.

Жуайёз – это имя меча, который принадлежал Карлу Великому. Карл был чрезвычайно важной фигурой в европейской истории и именно он объединил большую часть Западной Европы в христианское королевство и был коронован Папой в императоры Священной Римской империи. Возраст оружия оспаривается, а различными историки утверждают, что меч был сделан где-то между 8 и 13 веками. Тем не менее, легенды также непосредственно связывают этот меч с библейскими сюжетами.

Дескать, часть Копья Лонгина (копья, которым римский воин Лонгин пронзил Иисуса, распятого на кресте) была использована, для выковки рукояти Жуайёза. Хотя обоснованных подтверждений этому нет, неопределенность в отношении возраста Жуайёза и материалов, используемых для создания его, а также тот факт, что Карл Великий был первым христианским королем Европы после падения Римской империи, действительно предполагает возможную связь. По общему признанию, Жуаёз может и не быть Святым Граалем, но может быть очень тесно связан с ним.

Сударь из Овьедо

«Сударь» (от латинского sudarium – «платок для вытирания пота с лица») из Овьедо – «младший брат» более известной Туринской плащаницы. Он представляет собой небольшой кусок ткани менее 1 метра, который пропитан кровью предположительно Иисуса. В то время как Туринскую плащаницу сегодня начали считать средневековой фальсификацией, «сударь» имеет четко записанную историю, которая восходит к первому веку.

Интересно, что новые исследования утверждают, что кровь на погребальном платке почти идеально совпадает с той, которая была найдена на Плащанице. По-видимому, на обоих кусках ткани есть один и тот же редкий тип крови. Если «сударь из Овьедо» действительно окрашен кровью Иисуса, то он, безусловно, может рассматриваться как Святой Грааль.

Британский Гластонбери – место, которое более известно благодаря своему всемирно известному музыкальному фестивалю, но оно также является местом, близким в плане мифологии к Библии и Святому Граалю. Одна из легенд гласит, что Иосиф Аримафейский, который якобы собрал кровь Иисуса, в сосуд, который впоследствии стал Святым Граалем, ездил в Англию после распятия Иисуса и захоронил Грааль именно там. Легенда также говорит о том, что Иосифа воткнул своё посох в землю на холме, где впоследствии и вырос в святой терновник.

Что интересно, сегодня по-прежнему в Великобритании существует растение, которое происходит из Палестины. В Гластонбери также можно найти Chalice Well – источник, который, как говорят легенды, берет свое начало именно с того места, где Иосиф Аримафейский похоронил Грааль.
Предположительно, вода источника имеет красный цвет из-за крови Иисуса и вкус железа из-за гвоздей, используемых для его распятия. Современные ученые считают, что это явление связано с наличием оксида железа в почве.

Иногда этот древний артефакт называют Генуэзской чашей, хотя он больше похож на блюдо. Эта шестиугольная реликвия диаметром 35 см, которая сегодня находится в церкви Сан-Лоренцо в Генуе, как традиционно утверждается, была вырезана из гигантского изумруда, хотя более современные источники утверждают, что это просто зеленое египетское стекло.

Последняя теория подтвердилась, когда чаша была сломана во время вторжения наполеоновских войск. Истоки происхождения Sacro Catino сегодня не знает никто, известно только, что артефакт невероятно старый и был захвачен во время первого крестового похода. В 13 веке считалось, что именно это Святой Грааль.

Хотя многие учреждения утверждают, что обладают «хитоном Иисуса», который был надет на нем во время распятия, Трирский собор кажется наиболее вероятным претендентом на обладание этой реликвией. Якобы в Трир (небольшой немецкий город) тунику (или хитон) привезла Святая Елена, мать Константина Великого, после возвращения из Иерусалима.

Хотя сейчас эта реликвия привлекает миллионы паломников уже на протяжении многих сотен лет, на самом деле никто не знает ее возраст, поскольку она уже давно была погружена в силиконовый консервант, что делает радиоуглеродный анализ невозможным. Если это действительно настоящий хитон, который носил Иисус во время распятия, и на котором осталась его кровь, то его безусловно можно считать Святым Граалем.

Кубок (или Чаша) Нантеос сегодня находится в Уэльсе, и это не более, чем фрагмент дерева. Но, согласно легенде, ранее это была чаша, которая имела мистическую силу исцеления. Предположительно подобные сосуды для питья использовались в Палестине во времена Иисуса.

Кубок Нантеоса воровали много раз, но его всегда возвращали на исходное место. Хотя ученые считают, что артефакт датируется 14 веком, этот крошечный фрагмент истории высотой всего 10 сантиметров когда-то был чашей, которой вполне может быть 2000 лет. Этот кубок вполне может Святым Граалем.

Железная корона Ломбардии

Эта железная корона оставалась чрезвычайно важным символом христианства на протяжении «темных» и средних веков. Железо в названии этого артефакта якобы происходит от полосы железа, которая проходит вокруг внутренней части короны. Считается, что она была выкована из одного из гвоздей, используемых для распятия Иисуса.

Подобно тунике Иисуса, этот гвоздь, как утверждается, были получен от Святой Елены, которая затем передала его Константину, первому христианскому римскому императору. Это короной были коронованы многие знаменитые монархи, такие как Карл Великий, Фридрих Барбаросса и Наполеон Бонапарт.

Многие поколения магов уходили на Восток в поисках материальной чаши Грааля, но вместо этого находили ее в своем собственном сердце. «. Тайна замка Грааля в том, что ищущий не найдет его, – пишет Рихард Рудзитис в книге «Братство Грааля». – Лишь тот, кто позван самим Граалем, может попасть в это священное место. Ибо кто же может знать о себе, что он уже достиг совершенства и готов для высокой миссии хранителя Грааля – высокого духа, чье сердце чисто и чья жизнь освящена истинным подвигом?»

Настоящий Святой Грааль наконец найден?

Хотя за звание легендарной христианской реликвии соревнуются сотни претендентов, возглавляет список только один из них. Впрочем, действительно ли Грааль – это именно то, что мы ищем уже столько веков?

Автор фото, Quinn Hargitai

Переступая порог Кафедрального собора Валенсии, трудно не ощутить благоговейный трепет. Внутри храма вас встречают звуки григорианского хорала, звучащего где-то под сводом.

Читайте также:
Гомеровская Греция - Тёмные века Греции

Мой взгляд путешествует вдоль величественной анфилады арок, которая протянулась до кафедры в дальней части собора.

Несколько небольших ступенек ведут к алтарю в окружении полукруглой апсиды, украшенной скульптурами и полотнами с изображениями ангелов и апостолов.

  • Самые красивые храмы мира
  • Высеченные из скалы храмы Эфиопии: возможно, их построили ангелы

Впрочем, собор в Валенсии, третьем по величине городе Испании, не является главной целью моего путешествия. Вместо этого я отправляюсь в маленький зал сбоку храма, вход в который настолько невзрачен, что я едва не прохожу мимо.

Внутри скромной часовни сразу за алтарем под стеклом хранится вещь, ради которой я сюда приехал. На подсвеченном золотом постаменте стоит небольшая чаша.

Как гласит легенда, именно из нее Иисус пригубил вино во время Тайной Вечери. Это известная всему миру, легендарная и мифическая христианская реликвия – Святой Грааль.

Автор фото, Getty Images

Кафедральный собор Валенсии, где, как полагают, и хранится настоящий Святой Грааль

Таинственная реликвия, существующая на грани фантазии и реальности, является одним из самых востребованных сокровищ человечества. Упоминаниями о ней изобилует вся христианская культура от средневекового эпоса о короле Артуре и его рыцарях до приключений Индианы Джонса.

Хотя кажется вполне правдоподобным, что первые христиане почитали и хранили чашу, из которой пил Христос, в Библии нет ни одного упоминания о ней.

Магический сосуд, способный даровать вечную жизнь, впервые упоминается в легендах о Короле Артуре, записанных и в значительной степени увековеченных в XII-XIII веках двумя французскими поэтами-трубадурами Кретьеном де Труа и Робером де Бороном.

Первое письменное упоминание о священном сосуде, правда в форме не чаши, а блюда, встречается в “Персевале” Кретьена. Миф о герое куртуазного эпоса является одним из цикла рассказов о рыцарях Круглого стола.

  • Несвятые реликвии: от пениса Наполеона до глаз Эйнштейна
  • Почему немецкая деревня оставила противоречивый “гитлеровский колокол”?

Я рос на сказках о короле Артуре и поэтому всегда воспринимал легенду о Граале с большой долей скепсиса – для меня он прежде всего связан с литературным сюжетом.

Впрочем, Святая чаша (Santo Cáliz) из Валенсии, бесспорно, заинтриговала меня.

Сегодня в одной только Европе за звание легендарной святыни соревнуются две сотни претендентов. А в легендах последним местонахождением реликвии называют храмы от Шотландии до Аккокика в штате Мэриленд.

Впрочем, среди всех них чаша из Собора Валенсии занимает первое место.

Она до сих пор привлекает паломников со всего мира, и ее признает Ватикан: два папы – Иоанн Павел II и Бенедикт XVI – использовали ее во время службы.

И вот, буквально по стопам сэра Галахада, одного из рыцарей Кргулого стола, я отправляюсь в Валенсию, чтобы воочию выяснить, что делает именно эту чашу такой особенной.

Автор фото, Getty Images

Святой Грааль – это чаша, из которой причастился Иисус Христос во время Тайной Вечери

Когда я вошел в Капеллу Санто-Калис (Часовня Святого Грааля), в ней никого не было. Совершенно случайно я попал в город в Пасхальную субботу, и в главном соборе именно в этот момент шла праздничная месса, на которую собрались все верующие.

Солнечный луч сквозь оконный витраж падал на алтарь, нежные отголоски хора были единственными звуками, которые нарушали тишину часовни. И хотя я приехал сюда скорее как исследователь, чем паломник, трудно было не проникнуться тихой торжественностью момента.

Когда я приблизился к алтарю и внимательнее осмотрел чашу, я с удивлением обнаружил, что она была более изысканной, чем я ожидал. Инкрустированная жемчугом, изумрудами и рубинами, с массивными золотыми ручками, она сразу вызвала недоверие.

Действительно, каждый, кто видел фильм “Индиана Джонс и Последний крестовый поход”, наверняка знает, что Святой Грааль выглядит очень просто. Как, собственно, и должна выглядеть посуда плотника.

Позже, однако, одна из смотрительниц часовни рассказала мне, что настоящей реликвией является только верхняя часть – небольшая чаша из агата, отполированная миррой.

Ручки и основа сосуда, имеющие узнаваемые следы работы средневековых мастеров, были добавлены гораздо позже.

Эта информация несколько смягчила мой скепсис, и я обратился к другому вопросу. Каким образом святыня могла попасть из Иерусалима, где по легенде произошла Тайная Вечеря, на восточное побережье Испании?

Автор фото, Quinn Hargitai

Реликвия состоит из собственно самой чаши, вырезанной из агата, и основания, инкрустированного драгоценностями, с большими золотыми ручками

Как и истории всех реликвий, судьба этой – довольно запутана. Служительница собора пересказала мне в общих чертах, как чаша отправилась из Иерусалима около двух тысяч лет назад и начала свое путешествие по миру.

“Первый папа, Святой Петр, привез ее в Рим”, – пояснила она.

“Мессу могли проводить только папы, поэтому Святой Петр и его последователи использовали Грааль во время Евхаристии (Причащения), считая эту чашу именно той, из которой причащался Христос”.

“Когда император Валериан начал преследовать христиан (257 год н.э.), чашу отправили в испанский город Уэска, на северо-востоке от Мадрида, поскольку держать ее в Риме стало опасно”, – продолжала служительница.

Грааль хранился в Уэске в ​​течение нескольких веков, пока в VIII веке на Пиренейский полуостров не пришли арабы. Чтобы уберечь святыню от грабителей, ее отправили в монастырь Сан-Хуан-де-ла-Пенья на севере Испании.

Конечно, события первого тысячелетия в истории Грааля проверить практически невозможно.

Более достоверные свидетельства появляются в 1399 году, когда чаша попала в реликварий Короля Мартина Арагонского.

Согласно церковным записям, после того, как в 1416 году Альфонсо V Великодушный взошел на престол, реликварий перенесли в Валенсию, а затем за долги передали собору.

Хотя Грааль неоднократно похищали во время войн, впоследствии он все равно возвращался в собор в Валенсии. В последний раз – в 1939 году, и на этот раз уже навсегда.

Автор фото, Quinn Hargitai

По легенде, чашу перевезли в Испанию из Рима, когда в III веке нашей эры император Валериан начал преследовать христиан

Хотя рассказ был достаточно подробный, он не доказал мне, что это – именно тот, единственный Грааль.

В конце концов, почти все остальные “граали” имели также достаточно убедительные истории о том, как они прошли везде огонь, воду и медные трубы.

А поскольку доказать правдивость каждой из этих версий невозможно, почему люди верят, что именно эта чаша и есть настоящая?

Читайте также:
Аграрная революция первобытных людей

Единственное, что, пожалуй, отличает чашу из Валенсии от других претендентов – это стиль ее изготовления и обработка. По мнению испанского археолога Антонио Бельтрана, который исследовал реликвию в 1960 году, она была изготовлена ​​на Ближнем Востоке где-то между II веком до н.э. и I веком нашей.

Хотя это вряд ли можно считать окончательным доказательством, временные и территориальные параметры соответствуют легенде и, безусловно, повышают шансы именно этой чаши на оригинальное происхождение.

Пока я рассматривал святыню, стоящую передо мной под стеклянным колпаком, одна мысль никак не шла у меня из головы. Как такое может быть? Чтобы Святой Грааль, одна из самых легендарных и таинственных реликвий всех времен, стоял вот так просто, у всех на глазах?

Много веков ее искали самые отважные из героев и могли найти только те, кто имел доброе сердце. И вот она здесь, не в недрах далекой пещеры, а в центре города, среди ресторанов и кафе, где люди неторопливо потягивают эспрессо.

Собираясь уходить, я все же спросил служительницу, что она думает по этому поводу. Не портит ли легенду о благородных поисках Святого Грааля тот факт, что он стоит здесь, в маленькой испанской часовне?

“Думаю, тайна никуда не исчезла”, – сказала женщина с улыбкой, которая дала мне понять, что этот вопрос он слышит не впервые.

“Даже в Испании это – далеко не единственный Святой Грааль. Поэтому, вам придется самому выбрать, какой из них вы сочтете единственным настоящим”.

Этруски

Этруски, древние обитатели Центральной Италии, некогда так и называвшейся – Этрурия (современная Тоскана), – один из самых загадочных народов, каких только знала история.

У них была письменность, но современные ученые сумели расшифровать лишь малую часть из дошедших до нас записей. Богатая литература этрусков утрачена, не считая отдельных отрывков, а все, что мы знаем об их истории, дошло до нас лишь через нелестные комментарии греческих и римских авторов.

Древние этруски

Этрурия, область, примерно совпадавшая с территорией современной итальянской провинции Тоскана, была богата железными и медными рудами.

Химера из Ареццо. Бронзовая статуя V в. до н. э.

Ее побережье изобиловало естественными гаванями. Так что этруски были хорошими мореходами и прекрасно владели искусством обработки металла.

Основой их богатства служила морская торговля слитками железа, бронзой и другими товарами по всему побережью Италии и Южной Франции.

Около 800 г. до н. э., когда Рим еще представлял собой скопление жалких хижин, прилепившихся на вершине холма, они уже жили в городах.

Но этрусские торговцы столкнулись с ожесточенной конкуренцией со стороны греков и финикийцев.

Приблизительно в 600 г. до н. э. греки основали торговую колонию Массилия (совр. Марсель) на юге Франции. Располагая этим опорным пунктом, они смогли взять под контроль важный торговый путь, который вел по реке Рона в Центральную Европу.

Для защиты своих интересов этруски заключили союз с Карфагеном. Этруски владели всеми передовыми технологиями своего времени; они строили дороги, мосты и каналы.

У греков они позаимствовали алфавит, расписную керамику и храмовую архитектуру.

В VI в. до н. э. владения этрусков расширились к северу и югу от их исконной области Этрурии. По свидетельствам римских авторов, в то время 12 крупных этрусских городов образовали политический союз – Этрусскую лигу.

Основание Римской республики

Некоторое время этрусские цари правили в Риме. Последний царь был свергнут группой римских аристократов в 510 г. до н. э. – эта дата считается моментом возникновения Римской республики (сам город Рим был основан в 753 году до н. э.).

С этого времени римляне начали постепенно отбирать у этрусков власть. В начале III в. до н. э. этруски исчезли с исторической сцены; их поглотила неуклонно расширявшаяся сфера политического влияния Рима.

Римляне переняли у этрусков множество идей в области культуры и искусства, строительства, обработки металлов и военного дела.

Этрусские города мертвых

Этруски хоронили умерших в просторных некрополях, напоминавших по своему виду города. На юге Этрурии они высекали гробницы из мягких туфовых скал и оформляли их внутри, как жилье.

Часто в гробницы помещали изваяния, изображавшие умершего мужа и его жену, сидевших, раскинувшись, на скамье, словно во время пира.

Другие гробницы украшали фресками, тоже изображавшими пиры, участников которых развлекали музыканты и танцоры.

Искусство этрусков

Значительная часть гробниц была разграблена ворами, но археологам удалось отыскать немало нетронутых усыпальниц.

Как правило, в них находилось много греческих ваз, а также колесницы, изделия из золота, слоновой кости и янтаря, свидетельствующие о богатстве похороненных там этрусских аристократов.

Основные даты

Этруски, как одна из самых высокоразвитых цивилизаций древности, играет важную роль в истории. Ниже приведены основные даты этрусской цивилизации.

Лет до нашей эры
Событие

Теперь вы знаете, кто такие этруски, и чем их древняя цивилизация так интересует историков.

Этруски: самый загадочный народ Древнего мира

Этрусков по праву считают одной из самых удивительных загадок в истории. Ученые точно не знают, откуда они пришли и на каком языке говорили. До сих пор не прояснен вопрос о возможной связи между этрусками и русскими.

Под завесой тайн

В середине I тысячелетия до н.э. на территории Италии между реками Тибр и Арно простиралось легендарное государство – Этрурия, ставшее колыбелью Римской цивилизации. Римляне с жадностью учились у этрусков, позаимствовав у них систему управления и богов, инженерное искусство и мозаику, бои гладиаторов и гонки на колесницах, погребальные обряды и одежду.

Несмотря на свою известность, этруски для нас – одна сплошная загадка. Об этрусках сохранилось много свидетельств, но они не дают нам убедительной и достоверной картины жизни этого народа. Ученым доподлинно неизвестно, как появились этруски и куда они исчезли. До сих пор не установлены точные границы Этрурии и не расшифрован этрусский язык.

Правивший в I веке нашей эры римский император Клавдий I оставил потомкам 20-томную «Историю этрусков», а также словарь этрусского языка. Но судьбе было угодно, чтобы эти рукописи целиком погибли в пожаре Александрийской библиотеки, лишив нас возможности приподнять завесу тайн этрусской цивилизации.

Народ с Востока

Сегодня существуют три версии происхождения этрусков. Тит Ливий сообщает, что этруски проникли на Апеннинский полуостров с севера вместе с альпийскими ретами, с которыми состояли в родстве. Согласно гипотезе Дионисия Галикарнасского, этруски были аборигенами Италии, перенявшими достижения предыдущей культуры Вилланова.

Читайте также:
Татаро-монгольское иго – краткая история

Впрочем, «альпийская версия» не находит никаких материальных подтверждений, а культуру Вилланова современные ученые все чаще связывают не с этрусками, а с италиками.

Историки давно заметили, насколько этруски выделялись на фоне своих менее развитых соседей. Это послужило предпосылкой для третьей версии, по которой этруски заселили Апеннины из Малой Азии. Такого взгляда придерживался Геродот, утверждавший, что предки этрусков пришли из Лидии в VIII веке до н.э.

Существует немало доказательств малоазийского происхождения этрусков. Например, способ создания скульптур. Этруски, в отличие от греков, предпочитали не высекать образ из камня, а ваять его из глины, что было характерно для искусства народов Малой Азии.

Есть и более важное свидетельство восточного происхождения этрусков. В конце XIX столетия на острове Лемнос, расположенном недалеко от малоазийского побережья, археологи обнаружили надгробие.

Надпись на нем была сделана греческими буквами, но в совершенно необычном сочетании. Каково же было удивление ученых, когда они, сопоставив эту надпись с этрусскими текстами, обнаружили поразительное сходство!

Болгарский историк Владимир Георгиев предлагает любопытное развитие «восточной версии». По его мнению, этруски – это никто иные, как легендарные троянцы. Ученый основывает свои предположения на легенде, согласно которой возглавляемые Энеем троянцы из охваченной войной Трои бежали на Апеннинский полуостров.

Свою теорию Георгиев подкрепляет и лингвистическими соображениями, находя родство между словами «Этрурия» и «Троя». К этой версии можно было бы относиться скептически, если бы в 1972 году итальянские археологи не раскопали этрусскую гробницу-памятник, посвященную Энею.

Генетическая карта

Не так давно ученые из Туринского университета с помощью генетического анализа решили проверить гипотезу Геродота о малоазийском происхождении этрусков. В процессе исследования сопоставлялись Y-хромосомы (передающиеся по мужской линии) населения Тосканы и жителей других регионов Италии, а также острова Лемнос, Балканского полуострова и Турции.

Выяснилось, что генетические образцы жителей тосканских городов Вольтерра и Мурло больше схожи с образцами жителей Восточного Средиземноморья, чем соседних итальянских регионов.

Более того, некоторые генетические характеристики жителей Мурло абсолютно совпадают с генетическими данными жителей Турции.

Исследователи из Стэндфордского университета для реконструкции демографических процессов, затронувших население Тосканы за последние 2500 лет, решили использовать метод компьютерного моделирования. В этом методе изначально были задействованы данные антрополого-генетической экспертизы.

Результаты оказались неожиданными. Ученым удалось исключить генетическую связь между этрусками, древними жителями центральной Италии и современными обитателями Тосканы. Полученные данные заставляют предположить, что этрусков с лица земли стерла какая-то катастрофа или же они представляли собой социальную элиту, которая имела мало общего с предками современных итальянцев.

Руководитель стэндфордского проекта антрополог Джоанна Маунтин, отмечает, что «этруски во всех отношениях отличались от итальянцев и даже говорили на языке не индоевропейской группы». «Культурные и языковые особенности сделали этрусков настоящей тайной для многочисленных исследователей», – резюмирует Маунтин.

«Этруск – это русский»

Фонетическая близость двух этнонимов – «этруски» и «русские» – порождает среди исследователей гипотезы о непосредственной связи двух народов. Философ Александр Дугин понимает эту связь буквально: «этруск – это русский». Правдоподобности данной версии придает и самоназвание этрусков – Rasenna или Raśna.

Однако, если слово «этруск» сравнить с римским названием этого народа – «tusci», а самоназвание «расены» связать с греческим наименованием этрусков – «тирсены», то близость этрусков и русских уже не выглядит столь очевидной.

Подтверждений того, что этруски могли покинуть территорию Италии, существует достаточно.

Одной из причин исхода, возможно, стало изменение климата, сопровождавшееся засухой. Оно как раз совпало с исчезновением этого народа в I веке до н.э.

Предположительно маршруты миграции этрусков должны были распространяться на более благоприятный для ведения хозяйства север. Свидетельством этого, к примеру, являются обнаруженные в Верхней Германии урны для хранения пепла умершего, которые сходны с этрусскими артефактами.

Вполне вероятно, что часть этрусков дошла до территории нынешней Прибалтики, где могла ассимилироваться со славянскими народами. Однако версия о том, что этруски заложили основы русского этноса, ничем не подтверждается.

Главная загвоздка в отсутствии в этрусском языке звуков «б», «д» и «г» – строение гортани не позволяло этрускам их произносить. Такая особенность голосового аппарата скорее напоминает не русских, а финнов или эстонцев.

Один из признанных апологетов этрускологии французский ученый Закари Майяни поворачивает вектор расселения этрусков сразу на восток. По его мнению, потомки этрусков – это современные албанцы. Среди обоснований своей гипотезы ученый приводит тот факт, что столица Албании Тирана несет в себе одно из наименований этрусков – «тиррены».

Подавляющее большинство ученых считает, что этруски просто растворились в этносе народов населявших Римскую империю. Быстрота ассимиляции этрусков вполне может быть следствием их малочисленности. Согласно предположению археологов, население Этрурии даже в пору ее расцвета не превышало 25 тысяч человек.

Трудности перевода

Изучение этрусской письменности ведется с XVI столетия. Какие только языки не брали за основу, чтобы расшифровать этрусские надписи: древнееврейский, греческий, латинский, санскрит, кельтский, финский, даже языки индейцев Америки. Но все попытки так и не увенчались успехом. «Этрусское не читается», – заявили лингвисты-скептики.

Впрочем, определенных результатов ученые все-таки добились.

Они установили, что этрусский алфавит ведет свое начало от греческого и состоит из 26 букв.

Причем заимствованный у греков алфавит мало соответствовал особенностям фонетики этрусского языка – некоторые звуки в зависимости от контекста приходилось обозначать разными буквами. Более того, поздние этрусские тексты грешили пропуском гласных звуков, что создавало практически неразрешимую задачу по их дешифровке.

И все же некоторым лингвистам, с их слов, удалось прочитать часть этрусских надписей. Сразу трое ученых XIX столетия – поляк Тадеуш Воланский, итальянец Себастьяно Чьямпи и русский Александр Чертков – заявили, что ключ к расшифровке этрусских текстов заключается в славянских языках.

По стопам Воланского пошел российский лингвист Валерий Чудинов, который предлагает считать этрусский язык преемником «славянского рунического письма». Официальная наука скептически относится и к попыткам Чудинова «удревнить» славянскую письменность, и к его способности читать надписи там, где неискушенный человек видит «игру природы».

Современный исследователь Владимир Щербаков пытается упростить проблему перевода этрусских надписей, объясняя, что этруски писали, как слышали. При таком методе дешифровки многие этрусские слова у Щербакова звучат совершенно «по-русски»: «ита» – «эта», «ама» – «яма», «тес» – «лес».

Читайте также:
8 мужчин, изменивших систему образования

Лингвист Петр Золин по этому поводу замечает, что любая попытка читать тексты такой давности с помощью современных слов абсурдна.

Академик РАН Андрей Зализник добавляет: «Лингвист-любитель охотно погружается в обсуждение письменных памятников прошлого, совершенно забывая (или просто ничего не зная) о том, что в прошлом знакомый ему язык выглядел совсем не таким, как теперь».

Сегодня большинство историков убеждено в том, что этрусские надписи не будут расшифрованы никогда.

Цивилизация этрусков

Древняя столица загадочных этрусков.

Древние Рим и Греция — цивилизации, олицетворяющие Античность, эпоху, которая стала фундаментом для более развитой цивилизации Европы. Но свет их славы отбросил огромную тень на другие достойные внимания историков цивилизации Античности, в чем-то повлиявшие на две основные цивилизации Европы и многое перенявшие от них. Одна из таких «маленьких» цивилизаций — загадочные этруски. Хотя мы знаем о них в основном благодаря римлянам, осталось немало и других свидетельств, но что-то до сих пор покрыто мраком: откуда они пришли? На каком языке говорили? Почему были поглощены Римом?

Впрочем, в отличие от других народов древнего мира, этруски никогда полностью не погружались во тьму забвения. Так, древние римляне многое переняли из их культуры и передали это наследие уже цивилизации европейской. Известны крупные города этрусков, среди которых особняком стоит столица цивилизации Тарквинии. Ее из учение, возможно, прольет свет на многие вопросы и сделает более понятной для нас одну из самых ярких цивилизаций древности.

Сокровище этрурии.

Сегодня на месте древних Тарквиний стоит городок с похожим названием — Тарквиния. Расположен он в 90 км севернее Рима в живописной местности. История этого города насчитывает три тысячелетия и может поведать многое об этрусках, сделавших небольшое поселение столицей своей цивилизации.

На месте города, основанного приблизительно в VIII–VII вв. до н. э. на реке Марта, до этого стояло поселение местных жителей, которых вытеснили этруски. По преданию, город был основан выходцем из Лидии, неким Тархоном. В истории этого города было многое: и периоды расцвета, и трагические времена истребления всех жителей.

Так, Тарквинии, вероятно, были центром (то есть столицей) союза двенадцати этрусских городов. Город уже в древности был соединен дорогой с Римом, что говорит о его значимости. Славился он льняными изделиями, керамикой и другими предметами быта, которые ценились во всем Средиземноморье.

После римско-этрусских войн 359– 351 и 310–308 гг. до н. э. город начал терять самостоятельность. Во время этих войн почти все жители Тарквиний были истреблены, а город утратил свое величие, превратившись в небольшое поселение, население которого после этих событий быстро романизировалось, а этрусская цивилизация сошла с исторической сцены навсегда.

Сегодня область, в которой располагается город, названа Этрурией как напоминание о тех, кто здесь жил три тысячелетия назад. Сохранились и другие доказательства былого величия цивилизации: массивные остатки городских укреплений, различные археологические находки, древний фундамент, терракотовые рельефы большого храма, саркофаги, украшенные скульптурами, и многочисленные росписи в подземных усыпальницах (VII–I вв. до н. э.). Масштаб этих находок, несомненно, свидетельствует о том, что в древности Тарквинии были крупным экономическим, культурным и административным центром. Но что мы знаем о жителях города?

Этруски – кто они?

Мы не знаем самого главного — кто такие этруски и откуда появились в Этрурии. Есть разные версии на этот счет. Их внезапное появление «как бы из ниоткуда» приблизительно в VIII в. до н. э. дает основание говорить об их иноземном происхождении. Так, греческий историк Геродот утверждал, что этруски (или тиррены, как их называли в древности) приплыли с востока, из Лидии. В трудах римлянина Тита Ливия есть указание на то, что этруски пришли с севера. Другой грек, Дионисий Галикарнасский, возражая Геродоту, доказывал, что этруски — народ местный. Все же наиболее основательной пока считается теория их ближневосточного происхождения, на что указывают некоторые формы зодчества, имена, божества и другие свидетельства.

В VII–VI вв. до н. э. этруски подчинили практически все западное Средиземноморье и построили такие крупные города, как Цере, Тарквинии, Клузий, окружили их массивными оборонительными стенами, распланировали развитую сеть городских кварталов, мостов, каналов и дорог. Именно в этот период этруски достигают наибольшего могущества. Этрурия того времени представляла собой сеть независимых городов-государств, управляемых царями. В VI–V вв. до н. э. 12 самых крупных из них образовали союз, столицей стали Тарквинии.

К этому времени в большинстве этрусских городов начали править выборные должностные лица — представители местной аристократии. Остается неясным, перешли ли подобно греческим полисам-государствам этрусские города к демократии или были гражданскими общинами. Все же они не были совсем автономными — об этом говорит существовавшая система союза городов. Расцвет цивилизации этрусков был недолговременным, и уже к началу V в. до н. э. начинают проявляться первые признаки кризиса. Вызван он внутренними и внешними причинами: аристократические кланы ведут постоянную борьбу за власть, на море этрусков теснят греки. В середине V в. до н. э. этруски теряют власть над Кампанией, да и этрусский род Тарквиниев изгнан из Рима. Попытка Порсены, царя города Клузия, вернуть этот род обратно к власти заканчивается неудачей. Уже к IV в. до н. э. этруски борются с одной стороны против натиска римлян, с другой — против галлов. К III в. до н. э. этруски начинают романизироваться, хотя влияние между римской и этрусской цивилизациями можно назвать взаимопроникающим. Так что в этом отношении более справедливо говорить, что к этому времени этрусская цивилизация не поглощается римской (хотя внешне так оно и выглядело), а полностью с ней сливается.

Богатые сокровища, найденные при археологических раскопках усыпальниц и городов, дают представления об этрусской цивилизации, которые получают подтверждения при сопоставлении с литературными свидетельствами греков и римлян. Еще один неразгаданный вопрос: была ли эта цивилизация самобытной или же подражала своим более развитым соседям?

часть 2

Этруски – цивилизация подражателей?

В целом нельзя сказать, чтобы эта куль тура во всем была оригинальна и самостоятельна: язык, письменность, религия и искусство свидетельствуют, что этруски многое заимствовали у греков и италийцев. Но не подлежит сомнению и тот факт, что они передали очень многое италийцам, и в частности цивилизации древних римлян, которая состояла с ними в достаточно тесной связи.

Читайте также:
Куликовская битва - краткая история и значение

Больше всего этруски, безусловно, переняли у греков, и выразилось это прежде всего в религии. Так, бог Аполлон стал у этрусков Аплу, Аида — Аита, Нептун — Нетун, Марис — Марс. У этрусков, впрочем, было свое отношение к богам и их религия значительно отличалась от греческой: носила жестокий и мрачный характер, признавала полнейшую зависимость человека от воли богов. Все акты человеческой жизни были обставлены определенными обрядами. Чтобы расположить к себе богов, этруски старались скрупулезно следовать религиозным обязанностям, молиться и совершать обряды.

У этрусков была своя письменность, также заимствованная от греков, и надписи на этрусском языке можно прочесть довольно легко, но понять, что означают слова, нелегко. В Средневековье было известно значение приблизительно 500 слов, сегодня ученые уверены в значении не более 200. Причина в том, что ни среди древних, ни среди современных языков не найдено родственного этрусскому. Но даже если эти надписи когда-то и «заговорят», вряд ли нам это во многом поможет: на данный момент сохранились только короткие строчки на стенах гробниц и керамике, а вот богатая литература, о которой упоминают римские источники, утеряна навсегда.

Но, говоря о заимствованиях, не стоит считать этрусков цивилизацией подражателей. Был у этой культуры и свой «почерк». К наиболее характерным чертам этрусской самобытной и национальной культуры относится архитектура, перенесенная из Малой Азии на новую родину. Как показывают археологические раскопки древних поселений Этрурии, этруски обносили города, которые, как правило, возводились на крутых возвышенностях, стенами из глыб и параллелепипедов с косыми углами. Лишь позднее использовалась кладка переменными рядами из прямоугольных камней. Такими стенами (пеласгическими) и были окружены Тарквинии и многие другие города.

Восточное происхождение этрусков подтверждают также их религиозные и гражданские, общественные и частные институты, в том числе тесно связанная с религиозной и гражданской жизнью этрусков дивинация — искусство угадывания воли богов, называвшееся у римлян этрусским знанием, и искусство гадания по внутренностям животных (гаруспика).

Отметились этруски и в изобразительном искусстве — живописи, скульптуре и керамике. Хотя и считается, что многое они заимствовали от греков, в богатом разнообразии оставшихся форм этрусского искусства можно найти и явные черты, указывающие на самобытность их художественного мировоззрения. Так, роспись на керамике или некоторые скульптуры не имеют аналогов ни в одной другой культуре, а мастерство исполнения вызывает изумление искусствоведов всего мира.

Однако больше всего об этом исчезнувшем народе может рассказать живопись. В гробницах Тарквиний собрана самая большая коллекция античных рисунков. Спустимся туда…

Гробницы Тарквиний.

Гробницы Тарквиний, пожалуй, лучше всего сохранились до наших дней. Исследуя их, мы можем наиболее полно восстановить культуру и мировоззрение этрусков, ознакомиться с формами их изобразительного искусства, да и просто сквозь пелену прошедших эпох немного приблизиться к этой таинственной цивилизации.

На холме Ла-Чивита, в пределах современного города, возвышаются развалины античного города этрусков — акрополь. За чертой нынешней Тарквинии находится этрусский некрополь с расписанными гробницами. В некрополе, также известном как Монтероцци (по названию холма, на котором он рас полагается), насчитывает около шести тысяч каменных могил. Одни вырублены прямо в скалах, другие выкопаны под землей. Над входами в гробницы со стороны холма в наши дни построили маленькие домики, которые благодаря постоянному микроклимату лучше сохраняют античные росписи.

200 гробниц украшены расписными фресками, изображающими сцены из жизни этрусков, фигуры их божеств и различных животных. В 80 гробницах можно увидеть рисунки человеческих фигур. Сегодня лишь 20 расписанных гробниц открыты для посещения, в остальные могут заходить только исследователи и реставраторы (причина очевидна — чтобы не нарушать микроклимат, необходимый для сохранения античной живописи).

Эти росписи — самая большая коллекция античной живописи в мире, всех фресок хватило бы для заполнения большой художественной галереи. Среди самых известных гробниц можно назвать гробницы Триклиния и Тифона (названы по именам погребенных в них людей), Быков, Леопардов (по названию изображенных в них животных).

Большая часть сохранившихся росписей выполнена в технике фрески. Сначала стены увлажняли, затем покрывали штукатуркой, далее заостренной палочкой делали набросок, и только потом контуры обводили краской. На ранних фресках Тарквиний голова и ноги расположены в профиль, а плечи — анфас. Позднее, ближе к эллинистическому периоду, появляется перспектива и повышается мастерство росписи.

Одна из первых фресок появилась в гробнице Быков (середина VI в. до н. э.). В ней расписана одна стена напротив входа. Под фронтоном находятся изображение двух быков и эротические сцены. На главной стене — сюжет греческой мифологии: Ахилл поджидает в засаде сына царя Трои Приама.

Фрески в гробнице Триклиния и Леопардов (V в. до н. э.) изображают пирующих людей. Слева и справа от дверного проема нарисованы фигуры всадников, на стене напротив двери — три пиршественные ложи. На боковых стенах — пять танцоров и музыкантов. Движения фигур изящны, переданы максимально реалистично.

Помимо праздничных и мифологических сюжетов, фрески изобилуют сценами быта этрусков. Об этом говорят и названия гробниц: Охоты и Рыбной ловли. Весьма необычна гробница Наказания: можно увидеть сцену, как один человек наказывает другого. Что хотели сказать этим этрусские художники, можно только гадать. Может, намек на страдания грешников в том мире?

Этрусские фрески с художественной и исторической точек зрения бесценны. Да, мы не знаем языка древнего народа, не знаем многого и о других сторонах его жизни. Но рисунки, сохранившиеся через три тысячелетия, могут поведать о мировоззрении ушедшей в небытие цивилизации…

Заключение

Считается, что мы многого не знаем об этрусках, но все же назвать их загадочным народом нельзя. Хотя возникают они на исторической сцене в VIII в. до н. э. весьма внезапно, отследить их происхождение вполне возможно. Благодаря их близости к цивилизациям греков и римлян осталось множество письменных свидетельств. Вряд ли мы когда-нибудь поймем язык этрусков, но археологические находки говорят за них намного больше.

Керамика, скульптуры и, конечно же, уникальная живопись передают мировосприятие этрусков. Народ, боровшийся до последнего за независимость, изобрел самобытное искусство, которое навечно останется в копилке культурных и духовных достижений человечества, а некрополь Тарквиний всегда будет памятником, хранящим эти достижения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: