Шапка Мономаха – Описание и фото

Шапка Мономаха – Описание и фото

«Тяжесть» ее заключается статусе: шапка Мономаха — одна из главных царских регалий России наряду со скипетром и державой. Этой короной венчались российские цари с 1498 до 1682 года. Первым, кто надел шапку, был Дмитрий Иванович, внук Ивана III. А для Петра I изготовили дубликат шапки Мономаха — так называемую «шапку второго наряда». Сегодня ее тоже можно увидеть в Оружейной палате.

В 1721 году Петр Великий отменил традицию венчания на царство и ввел обряд коронации. А при Екатерине II появилась новая регалия — Большая императорская корона работы придворных ювелиров Жереми Позье и Георга Фридриха Эккарта. Она оставалась главным торжественным головным убором императорской семьи до 1917 года.

Вопрос, когда и откуда пришла на Русь царская шапка, волновал не одно поколение исследователей. Первое упоминание о ней находится в завещании Ивана Калиты. По одной из версий, ее подарил князю монгольский хан Узбек. Причем некоторые исследователи считают ее женским головным убором, который изначально принадлежал сестре хана Кончаке, жене московского князя Юрия Даниловича. Позднее эту подарочную шапку-тюбетейку, сделанную из добротно спаянных золотых проволок, московские мастера переделали в ту самую «шапку Мономаха».

Другая теория о происхождении шапки появилась в политическом трактате XVI века «Сказание о князьях Владимирских». Его создавали во время распространения концепции «Москва — Третий Рим», когда российским самодержцам было важно показать преемственность: первый Рим пал, передав свои полномочия второму — Константинополю, а когда под натиском османов был сломлен и он, настало время третьего — Москвы. Первым царем объединенной после княжеских междоусобиц и монгольских завоеваний Московской Руси был Иван III, который женился на византийской принцессе Софье, племяннице последнего императора — Константина XI Палеолога.

«Сказание» описывало, как русские великие князья произошли от римского императора Августа через легендарного Пруса, якобы родственника Рюрика, а также то, как царские регалии византийского императора Константина IX Мономаха передали его внуку Владимиру Мономаху.

В XVI же веке появилось еще одно описание драгоценной шапки. В 1520-е годы в Москву приезжал австрийский дипломат барон Сигизмунд фон Герберштейн. Он записал в своих «Записках о Московии» на латинском языке: «Pileus называется на их языке шапка (Schapka); ее носил Владимир Мономах: она украшена драгоценными камнями и чудно сделана из золотых пластинок, которые извиваются наподобие змей».

В противовес версиям об «иноземном» происхождении шапки Мономаха, в последнее время стало популярно мнение, что изготовили шапку в России. Царская регалия состоит из нескольких частей, и исследователи полагают, что ее первый ярус, состоящий из восьми соединенных золотых пластин с растительными узорами, соорудили в XIII веке из деталей шлемов сыновей Ивана Красного — княжича Ивана и Дмитрия Донского. А вот меховую опушку и множество драгоценных камней добавили позже, в XV веке.

В наши дни шапка Мономаха — один из древнейших и наиболее ценных экспонатов Оружейной палаты Московского Кремля. Это золотой головной убор, обитый соболиной опушкой и украшенный филигранью и драгоценными камнями — сапфирами, рубинами, изумрудами, шпинелью. Венчает шапку золотой крест с жемчужинами у оснований. Весит убор 993,66 грамма — не так уж и много, чтобы говорить голосом Бориса Годунова из трагедии Александра Пушкина:

«Безумец я! чего ж я испугался?
На призрак сей подуй и нет его.
Так решено: не окажу я страха, —
Но презирать не должно ничего.
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!»

«Тяжесть» ее заключается статусе: шапка Мономаха — одна из главных царских регалий России наряду со скипетром и державой. Этой короной венчались российские цари с 1498 до 1682 года. Первым, кто надел шапку, был Дмитрий Иванович, внук Ивана III. А для Петра I изготовили дубликат шапки Мономаха — так называемую «шапку второго наряда». Сегодня ее тоже можно увидеть в Оружейной палате.

В 1721 году Петр Великий отменил традицию венчания на царство и ввел обряд коронации. А при Екатерине II появилась новая регалия — Большая императорская корона работы придворных ювелиров Жереми Позье и Георга Фридриха Эккарта. Она оставалась главным торжественным головным убором императорской семьи до 1917 года.

Вопрос, когда и откуда пришла на Русь царская шапка, волновал не одно поколение исследователей. Первое упоминание о ней находится в завещании Ивана Калиты. По одной из версий, ее подарил князю монгольский хан Узбек. Причем некоторые исследователи считают ее женским головным убором, который изначально принадлежал сестре хана Кончаке, жене московского князя Юрия Даниловича. Позднее эту подарочную шапку-тюбетейку, сделанную из добротно спаянных золотых проволок, московские мастера переделали в ту самую «шапку Мономаха».

Читайте также:
Геноцид в Руанде - Жуткие факты и фото

«А из одежд моих сыну моему Семену кожух красный жемчужный, шапку золотую; а сыну моему Ивану — кожух желтого шелка с жемчугом, епанчу большую с оплечьями; моему сыну Андрею — бугай (верхняя одежда) соболий с наплечниками, с крупным жемчугом, с драгоценными камнями, суконную одежду с оплечьями. А завещаю тебе, сыну моему Семену, братьев твоих младших и княгиню мою с меньшими детьми: после бога ты будешь о них заботиться.

Духовная грамота Ивана Даниловича Калиты

Другая теория о происхождении шапки появилась в политическом трактате XVI века «Сказание о князьях Владимирских». Его создавали во время распространения концепции «Москва — Третий Рим», когда российским самодержцам было важно показать преемственность: первый Рим пал, передав свои полномочия второму — Константинополю, а когда под натиском османов был сломлен и он, настало время третьего — Москвы. Первым царем объединенной после княжеских междоусобиц и монгольских завоеваний Московской Руси был Иван III, который женился на византийской принцессе Софье, племяннице последнего императора — Константина XI Палеолога.

«Сказание» описывало, как русские великие князья произошли от римского императора Августа через легендарного Пруса, якобы родственника Рюрика, а также то, как царские регалии византийского императора Константина IX Мономаха передали его внуку Владимиру Мономаху.

«В то время правил в Царьграде благочестивый царь Константин Мономах и воевал он тогда с персами и латинянами. И принял он мудрое царское решение — отправил послов к великому князю Владимиру Всеволодовичу… С шеи своей снял он животворящий крест, сделанный из животворящего древа, на котором был распят сам владыка Христос. С головы же своей снял он венец царский и положил его на блюдо золотое. Повелел он принести сердоликовую чашу, из которой Август, царь римский, пил вино, и ожерелье, которое он на плечах своих носил, и цепь, скованную из аравийского золота, и много других даров царских. И передал он их митрополиту Неофиту с епископами и своим знатным посланником, и послал их к великому князю Владимиру Всеволодовичу… И с тех пор великий князь Владимир Всеволодович стал именоваться Мономахом, царем великой Руси. И пребывал после того во все время с царем Константином в мире и любви. С тех пор и доныне тем венцом царским, который прислал греческий царь Константин Мономах, венчаются великие князья владимирские, когда ставятся на великое княжение русское».

«Сказание о князьях Владимирских»

В XVI же веке появилось еще одно описание драгоценной шапки. В 1520-е годы в Москву приезжал австрийский дипломат барон Сигизмунд фон Герберштейн. Он записал в своих «Записках о Московии» на латинском языке: «Pileus называется на их языке шапка (Schapka); ее носил Владимир Мономах: она украшена драгоценными камнями и чудно сделана из золотых пластинок, которые извиваются наподобие змей».

В противовес версиям об «иноземном» происхождении шапки Мономаха, в последнее время стало популярно мнение, что изготовили шапку в России. Царская регалия состоит из нескольких частей, и исследователи полагают, что ее первый ярус, состоящий из восьми соединенных золотых пластин с растительными узорами, соорудили в XIII веке из деталей шлемов сыновей Ивана Красного — княжича Ивана и Дмитрия Донского. А вот меховую опушку и множество драгоценных камней добавили позже, в XV веке.

Шапка Мономаха – российский имперский символ

В русской имперской традиции существовал ритуал венчания на царство. Непременным атрибутом его было надевание царского венца – короны, символа верховной власти. Она передавалась по наследству от одного царя к другому и завещалась старшим сыновьям, начиная от великого московского князя Ивана III. Он венчал на царство короной своего внука Дмитрия, и с этого времени золотая корона, получившая название Шапки Мономаха, стала символом сосредоточенной в Москве высшей государственной власти. Она являлась свидетельством мощи Русского государства, освободившегося к тому времени от так называемого татаро-монгольского ига. Ею венчались на царство все русские цари до Петра I включительно. Последний, провозгласив Россию империей, в 1721 г. ввел новый обряд коронации, в котором Шапку Мономаха не возлагали на голову императора, как это было раньше, а несли впереди торжественной процессии.

Читайте также:
18 интересных фактов о Ледовом побоище

Впервые упоминание о Шапке Мономаха встречается в сороковые годы XIV столетия при перечислении оставленного в наследство имущества московского князя Ивана Калиты. При Василии III появляется легенда о том, что шапку в дар киевскому князю Владимиру Мономаху прислал византийский император Константин Мономах, хотя последний умер за пятьдесят лет до того, как Владимир стал князем. Несмотря на это, русская историографическая традиция, начиная с Н.П. Кондакова, придерживалась версии о византийском происхождении данной шапки. Однако позднее это мнение было оспорено А.А. Спицыным, который отнес шапку к монгольскому времени. По мнению американского ученого Г. Вернадского данная легенда появилась для обоснования версии о преемственности власти русских царей от византийских императоров, а не от чингизидов. Он считал, что шапка Мономаха была передана московскому князю Ивану I золотоордынским ханом Узбеком – внуком Менгу-Тимура, праправнуком Бату-хана и прапраправнуком Чингиз-хана. Современный исследователь М.Г. Крамаровский, придерживаясь мнения Спицына, включает шапку в круг золотоордынских памятников ювелирного искусства. Центрами ее производства он считает Крым или поволжские города начала XIV–XV вв.

Анализ археологических и этнографических материалов, характеризующих искусство Крыма, Северного Кавказа, татар Волго-Уральского региона и родственных им тюркских народов (ногайцев, туркмен, чувашей и башкир) позволил дополнить исследования ученых новыми данными и дать собственную версию, проливающую свет на происхождение и принадлежность данной шапки.

Предыдущими исследователями не были приняты во внимание форма и некоторые детали самой шапки, а также письменные источники, раскрывающие ее наследование русскими князьями. Кроме того, было выявлено, что шапка первоначально имела несколько иной облик, и это было учтено нашей атрибуцией.
Опираясь на письменное свидетельство очевидца – барона Сигизмунда Герберштейна, посла германского императора Максимилиана I к русскому царю Василию III, посетившего Москву в 1517 и 1526 гг., нами была выявлена важная деталь – шапка имела золотые подвески, а опушка из собольего меха и крест в ее завершении появились позднее, на что указывали и исследовавшие шапку сотрудники Оружейной палаты.

Как считает ряд исследователей, например М.Г. Крамаровский, к шапке было добавлено навершие, украшенное драгоценными камнями с жемчугом. По мнению А. Спицына, шапка, возможно, первоначально имела крест по типу «короны Джанибека». Однако свидетельство барона не подтверждает данного мнения: «Наша шляпа, на их языке называется шапкой: ее носил Владимир Мономах и оставил ее, украшенную жемчугом, а также нарядно убранную золотыми бляшками, которые, извиваясь кругом, часто колыхались при движении». В позднейшем переводе «Записок» барона, изданного в 1988 г., дается такая интерпретация последней части текста: «. золотыми бляшками, которые колыхались, извиваясь змейками». Таким образом, такая важная часть завершения шапки, как крест, бароном даже не упоминается, что явно свидетельствует об его первоначальном отсутствии. Зато появляется важная деталь – шапка имела золотые подвески, поскольку только они могли колыхаться при движении.

Материалы Симферопольского клада, хранящегося в Историческом музее в Москве, выявили разительное сходство в деталях женского головного убора из клада с навершием шапки. Аналогичное расположение, а также крепление цилиндрического стержня в навершиях обоих уборов, позволяет сделать вывод (в отличие от М. Крамаровского) об изначальной принадлежности навершия, одетого на более поздний колпачок, шапке. В стержень навершия тюркских женских головных уборов вставлялись перья павлина или филина, в шапке Мономаха в него был вставлен крест.

Мотивы орнаментации – лотос, шестиконечная звезда со вписанной в нее цветочной розеткой и без нее, двухполосная плетенка, листовидные в характерной трактовке ограничиваются кругом памятников волжских булгар домонгольского и золотоордынского времени, а также Крыма XIV в.

Встречаются они и на отдельных уникальных произведениях мамлюкского искусства, например на серебряном инкрустированном барабане XV в., и являются присущим для предметов, принадлежащих знатной кипчакской верхушке золотоордынского общества.

Древнейшая часть – тулья шапки – составлена из восьми золотых пластин, каждая из которых напоминает продолговатый равнобедренный треугольник с отсеченной вершиной. По краям пластин имеются отверстия, к которым закреплялась матерчатая основа. Все пластины украшены сложным сканым узором из тончайшей золотой проволоки.

О том, что шапка была создана золотоордынскими ювелирами, имеется ряд неоспоримых свидетельств. Во-первых, характер орнаментации и технология сканого декора. Шапка создана в технике накладной скани и зерни. Причем зернь в одних случаях применяется в абрисах мотива лотоса, который украшает четыре пластины поверх сканой проволоки. Из них центральная – с красным рубином в круглой оправе и с четырьмя жемчугами; по ее сторонам две пластины с зеленым изумрудом в прямоугольной оправе в композиции с тремя жемчугами; четвертая пластина – с мотивом лотоса – расположена напротив центральной. Композиция декора выделяет главную лицевую часть шапки. В других случаях зернь украшает листовидные мотивы, по абрису гладкой проволоки.

Читайте также:
Невская битва - результаты сражения, факты

На четырех других пластинах шапки центральным является мотив шестиконечной звезды со вписанной в нее 12-лепестковой розеткой.

Каждую из восьми пластин шапки украшают драгоценные камни (зеленые изумруды и красный рубин), вставленные в высокие гладкие гнезда. Шапка окаймлена по абрису мотивом двухполосной плетенки. Выявляется определенный принцип в декорировании шапки: четыре из восьми пластин – с характерным мотивом лотоса, причем три из них лицевой части, четыре другие пластины – с ведущим мотивом шестиконечной розетки.

В создании сканого узора используются два композиционных приема, характерных для сканых украшений, имеющих большую поверхность орнаментации. Это, во-первых, прием заполнения каркасных спиралевидных узоров ритмом одинаковых крупных завитков, закрученных слева направо, и, во-вторых, в виде растительных побегов, имеющих завитки на обе стороны. Ряд исследователей полагает византийские истоки ленточной скани шапки, привлекая к доказательству памятники последней четверти XII в. Однако технология накладной и ажурной скани и подобная ей ремесленная традиция были известны в Поволжье еще в домонгольский период. В частности, к X–XII вв. относится находка сканой серьги грушевидной формы из Болгар, украшенной тонкой накладной сканью на серебряной пластине. К концу домонгольского периода относятся сканые ажурные серьги с орнаментом в виде крупных завитков на обе стороны от сканой проволоки.

В наибольшей мере аналогии в технике скани выявляются в памятниках ювелирного искусства XIII–XIV вв., относящихся к кругу золотоордынских. Это, во-первых, скань на предметах из Симферопольского клада (золотой молитвенный футляр из накладной скани), из раскопок и кладов городов Волжской Булгарии и так называемая Бухарская бляха. Что же касается мотивов, используемых в декоре шапки, таких, как лотосный, шестиконечная звезда со вписанной в нее цветочной розеткой, цветочная семичастная розетка, характерные листовидные мотивы, то они ограничиваются кругом памятников Поволжья, в частности волжских булгар, и Крыма золотоордынского времени. Встречаются эти мотивы на отдельных уникальных произведениях мамлюкского искусства, например на латунном, гравированном и инкрустированном серебром барабане, отнесенном к XV веку.

В оформлении барабана использованы характерный по форме мотив лотоса, шестиконечная звезда со вписанной в нее розеткой и мотив двухполосной плетенки, окаймляющий барабан по периметру – все три мотива в аналогичном композиционном решении используются в декоре шапки. Фон мамлюкского барабана решен в виде орнамента из крупных спиралей с нанесенной на них надписью, которая гласит: «его высочайшее превосходительство, царственный воин». Мотив лотосного помещен в три медальона, украшающих обод барабана и разделяющих надпись. Он окружен узором в виде спиралей из лиственных мотивов. Шестиконечная звезда со вписанными друг в друга розетками расположена на дне барабана, в его центре. Таким образом, в данном памятнике, принадлежащем царственной особе, мы видим тот же комплекс мотивов орнамента, что и в шапке. Учитывая, что данный предмет принадлежал мамлюкско-кипчакской знати, можно сделать предположение о том, что вышеперечисленные мотивы орнаментации были характерными для предметов, принадлежащих кипчакам, отвечая вкусам кочевой верхушки золотоордынского общества.

Мотивы лотосного цветка встречаются в центральноазиатском, как и в булгарском, искусстве золотоордынского времени. Находки золотых колтов со сканым ажурным узором из г. Болгар в виде цветка лотоса являются наиболее близкой аналогией данного мотива в украшении шапки, так же как и изображения лотоса на архитектурных изразцах, найденных в Болгарах. Это же относится и к мотиву шестиконечной звезды, нашедшему применение в орнаментации памятников архитектуры г. Болгара (ханака «Черная палата») и булгарских каменных надгробий XIII–XIV вв.

Мотив цветочной розетки в характерной для шапки трактовке присущ булгарскому металлу как домонгольского, так и золотоордынского времени.

Согласно нашему исследованию шапка Мономаха до того, как попала к русским князьям, была женской и принадлежала знатной татарской особе.

Доказательством этого являются, во-первых, существовавшие ранее подвески (свидетельство С. Герберштейна), которые были характерны именно для женских головных уборов тюркских народов, во-вторых, сходство в деталях с женскими головными украшениями из Симферопольского клада. Одно из них состояло из 19 фигурных бляшек, нашитых на некогда существовавшую тканевую основу, и было декорировано, как и шапка Мономаха, жемчугом, а также сапфирами, аметистами, изумрудами. Причем жемчуг, так же как и на шапке, имеет идентичное крепление золотым «гвоздиком» посередине. О сходстве в навершиях симферопольского убора и шапки упоминалось ранее.

Читайте также:
Потсдамская конференция - история кратко

Ибн-Баттута – арабский путешественник, побывавший в городах Золотой Орды, сообщает, что «знатные татарские женщины на верхушке шапки носили золотой кружок, украшенный павлиньими перьями и усыпанный драгоценными камнями». Испанский посол Руи Гонзалес де Клавихо, посетивший ставку Тимура, оставил описание головного убора старшей царицы – Сараи – Мульк-ханым. Это был род высокого шлема, красиво убранный разными самоцветами, над которыми была точно «маленькая беседка» с тремя рубинами, откуда исходил белый султан, чьи перья были перевязаны золотой нитью с кистью из птичьих перьев, с каменьями и жемчугами на конце. Описание этого навершия напоминает завершение шапки. Примечательно, что оборотные стороны блях – медальонов симферопольского убора также были украшены изображениями лотоса.

Шапка с подвесками или в виде усеченного конуса полусферической формы соответствует форме тюркских головных уборов, известных у татар под названием такыя, у туркмен – тахъя. Встречается такая форма и у других народов Поволжья – удмуртов, чувашей, башкир, у которых она также носит название такъи или хушпу. Подобная форма головногоубора, с нашитыми монетами и укрепленным на макушке серебряным куполом, была известна ногайцам как девичья шапочка – такъыя.

Основным украшением тахъи туркмен была купба – серебряное навершие в виде куполка с торчащей вверх трубочкой посередине и серебряные подвески. Этот головной убор туркменские женщины носили до выхода замуж и замены его женским головным убором. В трубочку купбы вставлялись перья совы или филина.

Если в девичьей шапочке не было перьев, это означало, что девушка засватана. По мнению исследователей, обычай украшать шапочки перьями совы и филина, известный также казахам, киргизам, полукочевым узбекам, связан с кипчакским этническим пластом этих народов.

С влиянием кипчакской моды связываются и женские головные уборы остроконечной формы с лунницей на стержне навершия и с грушевидными подвесками на цепочках из раскопок Белореченских курганов на Северном Кавказе. Исследователи относят их к XIV–XVI вв.

Таким образом, традиция завершать женские головные уборы навершиями со стержнями, в которые вставлялись перья птиц или лунницы, связана с кипчакским влиянием, хотя сам облик головного убора в виде полусферической шапочки с нашитыми на нее бляшками или монетами и подвесками по ее нижнему краю относится к древней сармато-аланской или скифо-сарматской (по Толстову) культуре. Данная форма получила развитие в салтовской культуре волжских булгар X–XII вв. и сохранилась в этнографических материалах поволжско-приуральских народов – татар-мишарей, чувашей, удмуртов, башкир, ногайских татар, а также у отдельных туркменских племен. Форма шапки является примером синтеза на обширном пространстве территории Золотой Орды элементов салтовской (болгаро-аланской) и кипчакской золотоордынской культуры, что нашло отражение в репрезентативной одежде социальной верхушки, привнесшей новые вкусы и моду в костюм и украшения оседло-земледельческого населения городов Поволжья, Северного Кавказа и Крыма.

У русских князей шапка появилась, вероятнее всего, как результат закрепления брачного союза с представительницей знатного татарского рода. Известны, по крайней мере, две линии родства великих русских князей с золотоордынскими ханами. В 1260–1270-е гг. князь Федор по прозвищу Черный, сын Ростислава Мстиславовича – внук Владимира Мономаха, был в Орде и женился после смерти своей жены – ярославской княжны – на ханской дочери, имел от нее двух сыновей – Давида и Константина. Сын Давида Федоровича – ярославский князь Василий – был женат на дочери Ивана Калиты. Таким образом, генеалогическая связь с Владимиром Мономахом существовала через зятя, являвшегося внуком правнука последнего. Версия о происхождении шапки могла возникнуть по этой линии, если она, доставшись в наследство Василию от матери, через его жену попала к Калите. Однако отношения Ивана Калиты с зятем были враждебными; последний действовал заодно с тверским князем, помогая ему в Орде, за что великий князь московский опустошил тверские земли и, кроме того, зять пережил тестя.

Более достоверной представляется версия о том, что шапка попала в наследство к Ивану Калите после смерти его родного брата –московского князя Юрия Даниловича. Он был женат на Кончаке (в крещении Агафия) – сестра татарского хана Узбека. Юрий московский жил в Орде, «умел сблизиться с семейством хана и женился на сестре его, Кончаке. Ханский зять возвратился в Русь с сильными послами татарскими». Кончака умерла в Твери в 1317 г., попав в плен к тверскому князю Михаилу, где ее, отравили. Юрий Данилович был убит позднее, в 1325 г., тверским князем Дмитрием Михайловичем, который, дабы оправдать себя, сообщил хану Узбеку, что Юрий собирал дань и удерживал ее у себя. Наследником Юрия Даниловича, поскольку у него не было детей, мог быть только его брат – Иван Данилович – Калита.

Читайте также:
Император Николай II - биография, факты, фото

Таким образом, предположение, впервые высказанное Г. Вернадским, о том, что шапка Мономаха принадлежала хану Узбеку, имеет под собой достаточно веские основания. К сожалению, без внимания исследователей оставались форма шапки и традиции ее художественного оформления, не были привлечены археологические и этнографические материалы тюркских народов Поволжья. Миф о так называемой шапке Мономаха может быть развеян бесстрастными доводами и фактами, и бесспорно одно – она является достоянием Золотой Орды – некогда великого государства.

Знаете ли вы, что. Тяжела ты, шапка Мономаха

Знаете ли вы, что.

Шапка Мономаха являлась одним из символов самодержавия на Руси. Между тем, никто из историков не может точно сказать – когда и откуда она появилась в российском государстве. Наиболее популярны две версии – монгольская и византийская. Причем, доказать свою правоту, пока, не могут последователи ни одной из данных теорий.

По мнению сторонников монгольской версии, шапка Мономаха являлась даром Узбек-хана московскому князю Юрию Даниловичу, старшему брату Ивана Калиты. В пользу такого предположения говорит тот факт, что Юрий Данилович был женат на сестре хана Узбека -Кончаке. А, в 1325 году, после трагической гибели Юрия в Твери, Московское княжество перешло к Ивану.
По византийской теории, шапка была подарена императором Константином IX, Владимиру Мономаху еще в XI веке. По линии матери, Владимир Мономах доводился Константину внуком. Но, дело в том, что Константин умер в 1055 году, когда внуку было лишь два года. Исследователи утверждают, что отдельные детали шапки Мономаха были изготовлены в разное время, причем, разница между их изготовлением очень существенная. К тому же, сама форма шапки Мономаха не очень соответствует принятым в то время регалиям правителей Византии.
Скорее всего, легенда о византийском происхождении шапки Мономаха, появилась лишь в XV-XVI вв, когда правители Москвы начали всячески подчеркивать свою родственную связь с императорами Византии. А, после падения Византии, Москва начала претендовать на роль “Третьего Рима”. А “вторым Римом” был, как известно, Константинополь – столица Византии.
• В произведении Александра Сергеевича Пушкина “Борис Годунов” есть такая фраза: “Тяжела ты шапка Мономаха”. Произносит ее царь Борис, узнав о том, что объявился человек, выдающий себя за сына Ивана Грозного. А значит, и за законного наследника русского престола. Это выражение употребляется, конечно, в переносном смысле, означает оно лишь то, что на человека, обремененного властью, ложится огромный груз ответственности. Но вес головного убора, действительно, не маленький – 993,66 грамма.

• Шапка Мономаха богато украшена золотом, жемчугом, драгоценными камнями и соболиной опушкой. Согласно результатам исследования, самые древние части – тулья и золотые пластины. А, вот, первые упоминания о соболином мехе относятся к XVII веку. Причем, позднее его пришлось менять, как минимум, один раз.
• Кроме шапки Мономаха были и другие, созданные по ее образцу и посвященные разным историческим событиям. Среди них были Казанская,

Сибирская,

Алмазная

Астраханская

Казанская была создана через год после присоединения Казани, в 1553 году, Алмазная специально сделана для Ивана V мастерами московского оружейного завода и украшена бриллиантами.

• Впервые шапка Мономаха упоминается в Летописи, повествующей о поставлении Дмитрия, внука Ивана III, на великое княжение в 1518 г. Согласно легенде, византийские императоры послали в Вавилон целую экспедицию. Именно тогда, шапка Мономаха была обнаружена среди прочих сокровищ. В 1328 году в духовной грамоте Ивана Калиты упоминается, среди всего прочего, некая “шапка золотая”. Велика вероятность того, что речь в этом документе идет именно о шапке Мономаха.
• Существует теория, что что на самом деле это не мужская шапка, а татарский женский головной убор. Под мехом до сих пор видны крепления для височных украшений.
• Последним правителем, который венчался на царство шапкой Монамаха, стал Иван V. Произошло это в 1682 году. Причем, Иван был слаб здоровьем и “некрепок умом”, как отмечали современники. Поэтому, соправителем стал его младший брат – десятилетний Петр. Возникла проблема, как венчать сразу двух братьев одной шапкой Мономаха? Выход был найден, для Петра русскими мастерами была изготовлена копия. Копия получила название Шапка Мономаха второго наряда.

Читайте также:
Гомеровская Греция - Тёмные века Греции

Она была значительно легче оригинала, вес, без меха, составлял около 600 граммов. Всего на изготовление копии было потрачено около 450 рублей. В настоящее время оба головных убора хранятся в Оружейной палате Кремля.
• А , вот сам Петр Первый не мог передать своим потомкам оригинал шапки Мономаха, так как его не венчали ей на царство. Передать же им шапку второго наряда сам Петр не захотел, поэтому, для своих наследников приказал изготовить корону европейского образца.
• Начиная с 1762 года, когда на престол вступала Екатерина Вторая, во время церемонии коронации использовалась Большая императорская корона. В то время обе шапки Мономаха хранились в Успенском соборе, где и проходила коронация. Они был выставлены в храме как символ “царского достоинства”.
• Шапка Мономаха является одним из самых ценных экспонатов Оружейной палаты. Оценить ее материальную стоимость просто невозможно. Между тем, в Описи Московской оружейной палаты конца девятнадцатого века перечисляется стоимость практически всех экспонатов. Так, например, шапка Мономаха была оценена в 1992 рубля. Интересно, что копия, изготовленная для венчания юного Петра, ценилась в два с лишним раза дороже — 4250 рублей.
• В 2016 году Центральный банк выпустил в обращение серебряную монету номиналом в 3 рубля, посвященную Оружейной палате Кремля. Отчеканена монета была тиражом всего в 3000 экземпляров. На оборотной её стороне можно увидеть рельефное изображение шапки Мономаха.
• Шапку Мономаха не раз можно было увидеть в кинофильмах на историческую тему. Естественно, что получить оригинал для съемок просто невозможно, поэтому, в собрании киностудии «Мосфильм» хранится копия, изготовленная Юлией Маланчук. Специалисты оценивают очень высокое качество работы мастера.

Я ТРЕБУЮ ПРОДОЛЖЕНИЯ БАНКЕТА.

Не останавливаемся. Жмем на треугольниик просмотра, а , потом. посмотреть на Youtube.

Улыбайтесь.

Шапка Мономаха

Шапка Мономаха – обязательный атрибут коронации Московских царевичей. Первый венец Ивана Грозного, Петра I и других самодержцев Всея Руси. История появления Шапки Мономаха туманна, а «имя» реликвии наводит на неоднозначные выводы.
Ко всему прочему, первые короны собирались не только из драгоценностей и дорогих металлов. В противном случае, все головные уборы, обсыпанные изумрудами и сапфирами, имели бы одинаковую ценность. По принципу «дороже-богаче» была изготовлена корона Российской империи. Но тайна царского головного убора кроется глубже.

Камни на шапки Мономаха

Реликвия украшена драгоценностями. Крест шапки, ее основание и яблоко венца обсыпаны жемчужинами. Общее количество этих камней – 32 штуки.
Кроме белых бусин на шапке Мономаха присутствуют:

  • Сапфир (синий) на яблоке;
  • Сапфир (желтый) на яблоке;
  • Несколько рубинов на основании;
  • Четыре изумруда на основании;
  • Три шпинели на яблоке и основании.

Внутренние элементы шапки Мономаха сделана из серебра, что указано в описи 1696 г. Кроме того, некоторые невидимые крюки изготовлены из меди. У многих историков возникает резонный вопрос: почему первый венец Российского княжества не отличающейся дороговизной?
Факт!
Шапка Мономаха весит чуть меньше килограмма. Точная масса венца – 993,66 грамма.

Вариант с «недосмотром» или попыткой сэкономить средства казны отметаются. Тогда за подобные деяния можно было угодить в темницу на долгие годы. Следовательно, замена бриллиантов шпинелью, а золота – серебром, имела другой смысл.

Средневековые ювелиры

Альфонс X Мудрый (1221—1284) – Испанский король, который в совершенстве владел философией, астрологией, считался одним из самых образованных правителей тех времен. В его книгах были найдены записи о том, что драгоценные и полудрагоценные камни связаны с конкретными планетами и неподвижными звездами. Именно это заключает собственную ауру в предмете.
Камень безошибочно определяет и собирает «нужный» свет из всего спектра, а оттенки, которые не соответствуют природе камня, рассеиваются. Таким образом создается определенная энергетика.
Люди, которые стремятся достичь цели, должны подобрать «правильные» камни и расположить их там, где они будут подвергаться солнечным лучам. Оптимальное расположение: голова, шея, руки.
Ювелирных дел мастера XIII в. разбирались в ремесле куда лучше своих сегодняшних коллег. Кроме того, украшенные головные уборы – современная редкость.

Читайте также:
Самые кровожадные нацистские преступники

Когда появилась шапка Мономаха

В 1518 году Константин IX император Византии подарил шапку Мономаха царевичу Владимиру, своему внуку. Это официальная версия появления короны. В тот момент Русью правил Иван III.
Шапка Мономаха не принадлежала Владимиру Мономаху. Хотя Константин любил преподносить короны в качестве подарка. Настоящий венец императора был изготовлена в Константинопольской мастерской. Когда Андрей I король Венгрии женился на Анастасии, дочери Киевского князя Ярослава Мудрого, корона перешла ему. Но эта корона не известная реликвия.


Существует и другая версия появления шапки. Она говорит о том, что царский реквизит – подарок Ивану Калите. Орнамент на основании головного убора и найденные записи в летописях дают жизнь этой неофициальной версии.

Кто носил шапку Мономаха?

Интересно то, что на самом деле шапку на голове нового правителя можно было увидеть только во время церемонии восхождения на престол. В дальнейшем царь пользовался «ежедневным» убором. А сам венец надежно прятался в кладовых вместе с другими царскими принадлежностями.
Иван V – последний царевич, надевавший шапку Мономаха. Это было в 1682 году. Занимательно то, что наследник страдал слабоумием и не мог управлять империей. Вместе с ним, короновали его младшего брата Петра I. Чтобы соблюсти все формальности, ювелиры изготовили дубликат венца, его точную копию.
Интересно!
Петр I вошел в историю, как один из самых великих правителей царской России.
Сегодня на реликвию и ее петровскую копию можно посмотреть в оружейной палате в Москве. Интересно, что шапке Мономаха нарочно не дали стоимости. Поэтому венец по праву считается бесценном национальным достоянием страны.

«Если русских останется один хутор, то и тогда Россия возродится.»

Что изменилось в России за 100 лет

Век назад в России произошли Февральская и Октябрьская революции. Принято считать, что революция случается, когда народ не согласен с властью или все плохо в экономике. «МИР 24» решил сравнить, как жили люди в Российской империи накануне февраля 1917-го и как живут россияне сегодня. И пришел к неожиданным выводам – по некоторым показателям 100 лет назад было лучше.

«В Петрограде не стало хлеба…», – так вспоминал начало Февральской революции бывший депутат Царской Думы Василий Шульгин. Накануне Февраля миллионы пудов хлеба реквизировались по всей стране с целью отправки на фронт – надо было чем-то кормить огромную армию, численность которой превышала один миллион солдат.

Подобная практика отбора продовольствия привела к «хлебным бунтам» – погромам хлебных лавок и гастрономов.

Однако еще за год до революции особых проблем с хлебом не было. Советский экономист, академик РАН Станислав Струмилин приводит неутешительные для советской власти факты. Согласно его исследованию «Проблемы экономики труда», в 1916 году один рабочий тратил на пропитание всего 25% своего заработка.

Эти цифры звучат еще интересней, если обратиться к исследованию РАНХиГС, в котором посчитано, что среднестатистический россиянин тратит сегодня на еду (с учетом трат на алкоголь и табак) половину своей зарплаты – 50,1%.

Годовщина Февральской революции, которая превратилась в советской России в День защитника Отечества, является официальным выходным днем. 23 февраля до революции – день непраздничный.

Не было в январе 1917-го и продолжительных зимних каникул, с которых в современной России начинается каждый новый год.

Поэтому отдыхали перед революцией меньше, чем сегодня. Согласно Струмилину, в 1917 году у среднестатистического рабочего человека было примерно 100-110 выходных дней. В 2017-ом мы будем отдыхать 119 дней.

Советские историки очень любили повторять, что 8-часовой рабочий день – одно из главных революционных завоеваний. И что при царизме простой народ чуть ли не сутками стоял у станка. Однако «Материалы по статистике Северной области», выпущенные в 1918 году, говорят, что перед началом Первой мировой войны средняя продолжительность рабочего дня в Российской империи составляла… 9 часов 54 минуты. То есть – не многим более 8-часового рабочего дня в Советской России.

Согласно исследованию, которое проводил «Янекс.Справочник», средняя продолжительность рабочего дня в России в 2014 году составляла 9 часов 50 минут – это на 4 минуты меньше, чем перед революцией.

В царской России отпуска выдавались представителям некоторых профессий. Например, чиновникам и офицерам. «Рабочий человек» и «оплачиваемый отпуск» были понятиями несовместимыми.

Термин «отпуск» впервые вошел в трудовое законодательство только после Октябрьской революции – в 1917 году. Постановление «Об отпусках» подписал Владимир Ленин.

Читайте также:
Аненербе 3 Рейха - Секретный проект Гитлера

Сегодня каждый россиянин имеет право брать оплачиваемый отпуск на 28 дней в году.

Эти цифры также могут удивить, но до Февральской революции рабочий человек платил меньше прямых налогов, чем сегодня. Так, по данным монографии С.Н. Прокоповича «Народный доход в западноевропейских странах», до 1917 года среднестатистический рабочий отдавал прямых налогов в казну только 7,2%. Сегодня каждый работающий россиянин платит 13% (НДФЛ).

Конечно, прямые налоги компенсировались в Российской империи налогами косвенными. Например – на табак и водку. Проценты с продажи этих изделий весомо пополняли российскую казну вплоть до 19 июля 1914 года – именно в этот день Николай Второй установил на всей территории России «сухой закон». Планировалось, что страна станет трезвой только на время военной мобилизации – до августа 1914 года, – однако потом царь почему-то решил, что будет лучше, если страна забудет что такое похмелье на несколько лет – пока не кончится мировая война. И это решение царя принесло свои плоды – если в 1913 году случаев психических расстройств на почве алкоголизма было зафиксировано 10267, то в период с 1916 по 1920 – единицы.

Вполне логично, что запрет на продажу и производство всех видов алкогольной продукции привел к тому, что жители Российской империи стали гнать самогон. И по этой причине точных данных о том, сколько выпивали в России перед Февральской революцией, нет.

Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова заявляла, что сегодня средний россиянин выпивает 10 литров чистого алкоголя за 12 месяцев. Кстати, это довольно много – например, в 1970-ом (год написания поэмы «Москва-Петушки») этот показатель составлял только 6,7 литра.

Первая мировая война требовала огромных затрат, в результате чего царское правительство дополнительно печатало деньги, которые, разумеется, обесценивались. Реальная инфляция за три года до Февральской революции составила 398% (А.Л. Сидоров «Финансовое положение России в годы первой мировой войны, 1914—1917 гг.»).

Внешние и внутренние обстоятельства привели к росту инфляции в России с 2014 года. Однако сегодня она не столь велика, как накануне февральского переворота – согласно данным портала «инфляция.рф», за три года российский рубль обесценился на 30%.

Революционер Лев Каменев в книге «Красная Москва 1917 – 1922» вспоминает, что с начала Первой мировой войны до переворота в феврале 1917-го зарплаты российских рабочих выросли на 330%. Цифра эта кажется внушительной, но другое дело, что на выросшие в 3,3 раза зарплаты не всегда можно было купить простой хлеб (он отправлялся на фронт).

Рост зарплат в современной России за аналогичный трехлетний период – всего 0,2 процента (в среднем). Но зато хлеб сегодня можно купить в любом продуктовом.

Самая популярная машина у «слуг народа», заседающих в Думе, – представительский «Мерседес» С-класса. Конечно, «Мерседесы» можно было купить и в феврале 1917-го года, но основным личным средством передвижения в Российской империи все же оставался гужевой транспорт.

Если сегодня депутат ездит в хорошей машине, то логично, что раньше он должен был ездить в хорошей карете. Карета по индивидуальному заказу у мастеров Иоахима, Фребелиуса или Тулякова стоила накануне февраля 10 000 рублей.

Сравним зарплаты депутатов за один созыв (и сейчас, и до революции он продолжался 5 лет). Согласно данным, приведенным в книге доктора исторических наук В.И. Федорченко, за 5 лет депутат Царской Думы зарабатывал 21 тысячу рублей. На эти деньги можно было купить две кареты «представительского класса».

Сегодня за 5 лет депутат может официально заработать около 23 млн рублей. На эту внушительную сумму российский законодатель может приобрести 3,8 Мерседеса С –класса (в минимальной комплектации).

Активное участие в Февральской революции принимали студенты и ученицы Высших женских курсов. Однако из 181 миллиона человек, проживавших в 1916 году в Российской империи, студентами числилась ничтожная доля населения – около 135 тысяч. Не стоит забывать, что далеко не все из них доучивались до диплома.

Согласно данным РАНХиГС и Росстата, на конец 2016 года студентами российских вузов числились около 5 миллионов человек. Более того, если верить официальной статистике, то 97% выпускников сегодня находят работу по специальности.

Последние Олимпийские игры перед Февральской революции были проведены в 1912 году в Стокгольме. Российская империя была представлена на них 181 спортсменом в 14 дисциплинах. В итоге сборная получила 2 «серебра» и 3 «бронзы», заняв 16 общекомандное место из 18 возможных.

Читайте также:
Матч смерти - история, репрессии, факты, фото

Что касается футбола, то в первом матче сборная России проиграла Финляндии 2:1, а в утешительном матче команде Германии – со счетом 16:0.

На играх в Рио-де-Жанейро-2016 российская футбольная сборная не участвовала вообще. Однако по итогам последней Олимпиады-2016 команда России получила 56 медалей, из которых 19 были золотыми. И заняла четвертое место.

Скрупулезные исследования царской экономики были проведены в советские годы. В книге «Очерки истории бюджета Советского государства» (К.Н. Плотников) было подсчитано, что почти половина всех доходов бюджета Российской империи в 1916 году – это налоги и сборы, а 29,5 – доходы от железных дорог.

Согласно исследованию РЭУ им. Плеханова, основные источники доходов российского бюджета в 2016 году – нефть и газ (45,08%), а также поступления от уплаты НДС – 31,97%.

«МИР 24» обращает внимание, что статистические и научные данные, использованные в статье, являются выборочными. И поэтому они не могут быть использованы для максимально объективного сравнения уровней жизни Российской империи и современной России.

Алексей Синяков, инфографика: Марина Дыкун.

Перемены есть. Что потеряла и что приобрела Россия за последние 100 лет

Заканчивается 2013 г., и «АиФ» завершает серию материалов (См. «АиФ» №№ 16, 19, 21, 23, 27, 39, 41, 48, 50), в которых мы сравнивали наше настоящее с жизнью россиян в 1913 г. Сегодня с помощью экспертов мы подводим итог, что потеряла и что приобрела Россия за прошедшие 100 лет.

На хлебе и картошке

Конечно, современная жизнь гораздо комфорт­нее, чем 100 лет назад. Но россияне могли бы жить ещё лучше, уверен Василий Симчера, экс-директор НИИ статистики Госкомстата РФ.

– Уровень жизни россиян вырос за сто лет, по разным оценкам, в 15-25 раз. Но при этом с 1990 г. этот показатель повысился всего на 25%.

В 1913 г. соцпомощь и выплаты населению были выше, чем сегодня, но ниже, чем в СССР. Сто лет назад выплаты бедным и малоимущим осуществлялись за счёт благотворительности. В советские времена таким источником были общественные фонды, на их долю приходилось до трети реальных доходов населения. За их счёт народ получал бесплатное образование, медуслуги (включая все лекарства) и пр. Сегодня три четверти этих услуг платные. Но в 2013 г. в стране в 100 раз больше дошкольных учреждений, чем в 1913 г., а вузов – в 15 раз больше. В десятки раз увеличилось число студентов. Сто лет назад 3/4 людей в возрасте до 49 лет не имели образования. Сегодня образованны 100% россиян.

Смертность в начале прош­лого века в нашей стране была одной из самых высоких в мире – в 2 раза выше, чем сейчас. Четверть детей умирали на первом году жизни, половина не доживали до 5 лет.

Потребление непродовольственных товаров и услуг в период с 1913 по 2013 г. росло высокими темпами. По ключевым позициям (ткани, одежда, обувь) рост превышает 10-15 раз. При этом объём потребления продовольственных товаров за сто лет вырос в 4,5 раза. Средний россиянин стал есть в разы больше мяса, сахара, растительного масла, рыбы. Но при этом с 1990 г., хотя формально уровень жизни вырос, упало потребление продовольствия: мясопродуктов – на 20%, рыбы – на 40%, сахара – на 20%, молока – на 40%, яиц – на 20%. А вот дешёвых хлеба и картофеля мы до сих пор едим столько же, сколько до 1990 г. Кстати, и в 1913 г. жалкие показатели потребления населением важнейших продуктов – мяса, рыбы, масла – компенсировались теми же хлебом и картофелем. Их и тогда ели много.

Что касается жилья, то в 1913 г. на душу населения приходилось 6,3 м2, а сегодня – 23 м2, то есть в 3,7 раза больше. В целом же за век уровень жизни в России изменился больше, чем в любой другой развитой стране мира, включая Китай.

Страна ходит по кругу

Россия – одна из самых динамично меняющихся стран с насыщенным прошлым и перспективным будущим, уверен Николай Стариков, историк и публицист.

– Россия в 1913 г. – страна, развивающаяся быстрыми темпами, в которой, как и во всех других, много внутренних проблем. Это канун Первой мировой войны, из которой Россия не смогла выйти без страшных экономических, политических и человеческих потерь. Позднее СССР удалось восстановить мощь Российской империи и даже её превзойти. Но территория Советского Союза всё равно была меньше – так, Варшава и Хельсинки русскими городами быть перестали. В 1973 г. СССР был в зените могущества. А потом опять случилась национальная катастрофа.

Читайте также:
Царица Клеопатра - биография, личная жизнь, фото

Мы постоянно будто бы ходим по замкнутому кругу. Теряем территории и влияние, находимся на дне, потом медленно поднимаемся и наращиваем былую мощь, компенсируем все потери, становясь даже сильнее. Россия, которую геополитические соперники и революционеры, получавшие финансирование из-за границы, столкнули в это «круговое движение», почти век борется за то… что до этого сотни лет было частью нас. Было нашим. И никем не оспаривалось до 1917 г. Никто не заикался об «оккупации Эстонии или Латвии», Румыния и помыслить не могла, чтобы заявить права на Молдавию (Бессарабию). Не было и попыток натравить украинцев на русских. А предки тех, кто сегодня «бузит» на киевском майдане, были подданными вовсе не «независимой Украины». И, кстати, были вполне «евроинтегрированы» – могли без виз в Вену и Будапешт ездить. В 1913 г. Киев был русским городом. Никто даже в страшном сне и подумать бы не мог, что через сотню лет в центре матери городов русских будут происходить такие безобразия и России придётся отстаивать своё право на влияние в этой части русского мира. Но время всё расставит по своим местам. Сейчас, в конце 2013 г., страна не стоит на краю пропасти. Но ещё залечивает потери от распада СССР, которые по масштабам сравнимы с потерями от распада Российской империи. Я убеждён, что мы на пороге восстановления мощи, разжимания «пружины» нашего влияния и силы.

Так что давайте вернёмся к этому сравнению через десять лет.

Как изменилась Россия за 100 лет

Как Россия изменилась за 100 лет

Около века назад фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский проехал всю Российскую империю. Находясь под покровительством императора Николая II, он запечатлел на своих снимках самых разных людей и места, используя собственный метод проявки цветных фотографий.

Несколько лет назад фотографии Прокудина-Горского стали интернет-сенсацией благодаря цифровым технологиям, позволившим превратить фотографии в яркое отображение начала XX века.

Небольшая группа энтузиастов отправилась строго в те места, где Сергей Михайлович делал свои фотографии. Нижеследующие пары фото, разделенные целым веком войн, революций и смены границ, примечательны тем, как мало, кажется, изменилось за сто лет.

Памятник героям Отечественной войны 1812 года, Полоцк, Белоруссия. Фото: Максим.

Собор в Можайске, Московская область, 1911/2008. Фото: В. Ратников.

Река Королисцхали, Грузия. 1912/2010. Фото: Шота Гуйабидзе.

Успенский собор, Владимир, 1911/2015. Фото: В. Ратников.

Нилов монастырь, Тверь, 1910/2010.

Ростовский кремль. 1911/2009. Фото: В. Ратников.

Собор в Можайске, 1911/2010. Фото: В. Ратников.

Железная дорога неподалеку от Кондопоги. 1916/2012. Фото: В. Ратников.

Медресе в Бухаре, Узбекистан. 1911/2014. Фото: Александр Журба.

Императорский путевой дворец в Бородино, Московская область. 1911/2012. Фото: В. Ратников.

Смоленский кремль. 1912/2008. Фото: Сергей Амелин.

Церковь в Новой Ладоге. 1909 / Дата неизвестна. Фото: В. Ратников.

Нилов монастырь, Тверь. 1910/2010. Фото: В. Ратников.

Дмитриевский собор, Владимир. 1911/2009. Фото: В. Ратников.

Торжок, 1910/2010. Фото: В. Ратников.

Река Чусовая возле деревни Слобода, 1912/2011. Фото: Павел Распопов.

Витебск, Белоруссия, 1912/2012. Фото: В. Ратников.

Пермь, 1909/2012. Фото: Виталий Сизов.

Улица в Осташкове, 1910/2010. Фото: В. Ратников.

Деревня Новинки, 1910/2010. Фото: В. Ратников.

Ферапонтов монастырь, Можайск, 1911/2010. Фото: В. Ратников.

Монумент Петру Великому, Весково, 1911/2008. Фото: В. Ратников.

Деревня Дрянново, 1912/2015. Фото: Константин Кудряшов.

Церковь Рождества Христова в Крохино. 1909/2013. Фото: В. Ратников.

Фрески в церкви Святого Иоанна Крестителя в Ярославле, 1911/2011. Фото: В. Ратников.

Ферапонтов монастырь, 1911/2012. Фото: В. Ратников.

Церковь в Ярославле, 1911/2009. Фото: Антон Моисеев.

Тобольск, вид с городского собора, 1912/2012. Фото: Тимур Карымов.

Нилов монастырь, Тверь, 1910/2010. Фото: В. Ратников.

Церковь в Анхимово, 1909/2013. Фото: В. Ратников.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: