Ноев ковчег – история, факты, фото

Ноев ковчег на горе Арарат. Фото со спутника, раскопок, где находится, координаты, доказательства, остатки. Видео

В реальное существование Ноева ковчега из библейского писания стали верить все больше, после экспедиции американского анестезиолога Рона Уайетта, который, увидев фото-снимки вероятного судна на горе Арарат, в статье журнала «Лайф Магазин» в 1957 году, осуществил такое путешествие в 1960-ом.

Автором фотогарфий был турецкий летчик Ильхам Дюрупинар. На них выделялась форма корабля с четкими правильными очертаниями кормы и носа. Американец настолько заинтересовался этим фактом, что отправился в эти места на поиски объекта и подтверждения повествования в Библии.

История Ноева ковчега в Библии

Согласно библейскому писанию, Бог отдал Ною повеление о строительстве огромного судна, чтобы спасти не только его с семьей, но и всех животных, населяющих планету. Для этого от каждого вида должна была быть отобрана пара.

Конструкция судна предполагала параметры:

  • длина 300 локтей или 133,5 м;
  • ширина 50 локтей или 22,25 м;
  • высота 30 локтей или 13,35 м.

Сбоку в ковчеге должна была быть изготовлена дверь, а внутри 3 этажа. В качестве материала для судна следовало взять древесину «гофер». Всю конструкцию требовалось осмолить внутри и снаружи. Постройка судна было закончена Ноем в 4352 году до н.э. К этому времени ему уже исполнилось 600 лет. Работа продолжалась в течение 100 лет.

По велению Бога Ной с женой, животными и необходимыми продуктами сел на судно и оно было затворено. Затем на землю излился дождь, который продолжался в течение 40 суток.

Вода поднялась настолько, что затопила верхушки самых высоких гор, уничтожив все живое на земле. Лишь потом стала спадать и ушла. Бог повелел выйти всем из ковчега, сказав, что больше гибели никого не будет и все живое может спокойно размножаться.

Упоминания в античных и средневековых источниках разных народов мира

Ноев Ковчег упоминается в средневековых источниках:

  • В летописях еврейского полководца Иосифа Флавия – I век до н. э.
  • Легендарного путешественника Марко Поло – XIII век. Упоминание ведется в Книге о разнообразии мира.
  • В «Повести временных лет» — 1114 год.

В мифологии ближневосточных народов:

  • Упоминание о Ное есть в Коране. Здесь он представляется пророком, который пытался наставить людей на путь истинный. Однако его назвали лжецом и не поверили. В числе неверующих оказался и его сын, который в итоге погиб во время потопа. Также в Коране упоминается, что изготовлен ковчег был из досок, скрепленных гвоздями или заклепками.
  • В вавилонской библиотеке англичанин Генри Лейерд обнаружил таблички, датируемые 275 годом до н.э. В XIX веке они были переправленные в Британский музей. После их расшифровки обнаружилось, что написанный на них текст напоминает историю о Ное. Здесь его называют именем Кси, а сам ковчег Ксисутроса.
  • В летописи История Финикии, написанная в VI века до н. э. египтянином Иеронимом.
  • 150 лет до н. э. есть упоминание о ковчеге у Мнасея.
  • Святой Феофил Антиохийский в 185 г н. э. писал Автолику об останках ковчега, которые находятся на горе Арарат.
  • В Ираке обнаружены летописи о наводнении происшедшим более 5000 – 6000 лет назад. Найдены они были в XIX веке. Для спасения от водной стихии так же строилось судно больших размеров.
  • Уже в 2010 году в Британском музее Ирвином Финкелем были обнаружены таблички с описанием сказаний об Атрахасисе. Их дата соответствует 1700 году до н. э. Герой строит круглый корабль из тростника и спасает свою жизнь от наводнения.

Поиски ковчега Ноя

Ноев ковчег на горе Арарат, фото которого представлено в виде огромного судна, относится к загадочным событиям. У человечества существует постоянное желание его раскрыть. Попытки поиска начались еще с IV века до н.э. В дальнейшем они повторялись в XIX и XX веках.

Ноев ковчег на горе Арарат. Фото предполагаемого объекта.

Согласно Библии существует мнение, что ковчег пристал к Арарату. Однако здесь можно подразумевать не гору, а место в Ассирии, которая носит название Урарту. Тем ни менее, начиная с IV века, поиски ковчега ведутся именно на горе Арарат. По преданию первые попытки совершил Акоп Мцбнеци, который был отцом Армянской Апостольской церкви.

Легенда гласит, что он сделал несколько попыток восхождений, но регулярно засыпал на своем пути. После пробуждения опять оказывался у подножья горы. Так совершалось до тех пор, пока к нему не подлетел ангел, предложивший оставить свои попытки. Взамен он ему обещал доставить кусочек ковчега. Святой отец дал согласие и получил реликвию, которая и сейчас хранится в Эчмиадзинском соборе.

В дальнейшем было проведено множество попыток найти Ноев ковчег. Часто результаты были положительными, но не несли в себе доказательств, которые бы стали научным подтверждением события.

Ноев ковчег на горе Арарат

Ноев ковчег на горе Арарат, фото в различных ракурсах которого имеется в Археологическом музее Рона Уайетта, считается что был найден в 1970 году. По крайней мере, так заявил американец Рональд Уайетт, после восхождения на гору Арарат с группой исследователей. Он не был по профессии археологом, но уверенно опирался на библейские тексты.

На высоте его глазам предстало огромное судно, законсервированное в лаве, как в коконе. На основании предположений, появление его из недр земли произошло после землетрясения, когда совершился выброс затвердевшей лавы.

Раскопку судна провести не удалось, поэтому исследование проводилось при помощи приборов. По утверждению американца корпус изготовлен из клееной древесины. В результате воздействия внешней среды судно сильно повреждено.

Отчетливо виден якорный камень с отверстием. Он очень больших размеров. В его задачу входило удержание судна во время стоянки.

Это место является территорией Турции, и она официально признала нахождение Ноева ковчега. Сейчас здесь построен одноименный национальный парк. По поводу достоверности фактов существуют разные мнения. Некоторые исследователи утверждают, что это просто природное образование.

Читайте также:
Ледовое побоище - краткая история и факты

Из экспедиции Рон привез с собой кусок окаменелой древесины с целью проведения ее анализа. Главной целью было получение информации о присутствии органического углерода, который отсутствует в обычном камне.

Его количество составило 0,7019%. Это означало, что раньше древесина была живой материей. Много споров вызвал материал, из которого было изготовлено судно. По текстам Библии это должно было быть дерево «гофер».

Ученые тут приводят разные доводы:

  • Поскольку «гофер» напоминает слово «кофер», что обозначает смола, можно прийти к выводу, что использовалось смолистое дерево. Здесь подходит кипарис.
  • Другие считают, что это был ливанский кедр, который обладает такими свойствами как прочность, легкостью в обработке и антисептическими характеристиками. По этим причинам он часто использовался для постройки кораблей.
  • Если ориентироваться на множество древних источников, то варианты расширяются. Ковчег мог быть изготовлен из индийского можжевельника, сосны, иракского дуба или тиса.

Также Роном были привезены останки заклепок. Видимо ими были скреплены деревянные балки. После проведения их анализа выяснилось, что площадь головки заклепки, прижимаемая к древесине, составляет 1 см. Оказывается, что уже в те времена для строительства использовался металл.

Экспедиции

Ноев ковчег на горе Арарат постоянно интересовал исследователей. В изданиях часто появлялись фото этого судна, якобы кем-то виденным. Это привело к организации ряда экспедиций в поисках древнего корабля.

Год Описание экспедиции
1829 Несмотря на запрет подъема на гору Арарат в поисках ковчега, француз Фридрих Парро все же совершил его. Результаты были отрицательные, однако, он положил название новой науке «ковчеология»
1856 В поисках приняли 3 иностранца, фамилии которых остались неизвестными. После их восхождения на гору Арарат, по их словам, ковчег был найден. У них было желание его уничтожить, но это оказалось им не под силу из-за массивности конструкции. Тогда они дали слово никому об этом не рассказывать. Однако перед смертью один из участников все же рассказал историю этой экспедиции
1876 Поднявшийся на высоту 4,3 км, лорд Брайс нашел в этом месте огромный кусок обработанного бревна. Его длина была 1,3 м
1893 Восхождение совершил архидиакон Несторианской Церкви Нурри. По его словам ковчег им был найден и измерен. Все параметры соответствовали тексту Библии. Доски были темно-коричневого цвета большой толщины. Возвратившись в Америку, он организовал сбор пожертвований на доставку ковчега в Чикаго. Однако этому воспрепятствовали турецкие власти
1916 Поводом для проведения 2 экспедиций организованных царским правительством послужило известие русского летчика Росковицкого, который пролетал над Араратом и увидел там очертание огромного судна. Первая группа состояла из 15 человек, а вторая насчитывало до 100. Останки корабля были ими найдены и составлен отчет. По непонятным причинам в дальнейшем он был утерян.
1949 Экспедиция доктора Смита. К этому времени он являлся уже неработающий миссионером из Северной Каролины. Отправился он туда вместе с 3 спутниками. Причиной организации похода явилось видение доктора. Энтузиастами были собраны средства и восхождение началось. Результат был неудачным, ковчег не нашли.
1955 Руководителем экспедиции был Джон Либби, который во сне увидел точные контуры корабля. В составе 2 человек было совершено восхождение на гору Арарат, но безрезультатно
1969 Экспедицию организовал француз Фернанд Наварра. Восхождение на гору Арарат он совершил с сыном. Итогом было нахождение шпангоута корабля метровой длины. Проведенные исследования в Мадриде и Каире показали, что древесина пролежала более 5000 лет
2009 В начале XX века Турция сняла запрет на проведение исследовательских экспедиций на горе Арарат. Этим тут же воспользовались представители «Космопоиска» и организовали экспедицию. Состояла она из 4 человек. Их ожидала неудача. Совершая восхождение на Арарат, они действительно увидели в отдалении очертания корабля. Однако добравшись до нужного места, оказалось, что это природа так искусно выложила контур судна из камней.
2010 Была сформирована официальная международный экспедиция. В ее состав вошло 15 человек. Это были турецкие и японские ученые. В отчете сказано, что была найдена деревянная конструкция, возвышающаяся над землей не менее чем на 5 м. По словам ученых они проникли внутрь находки и сделали там не только фотографии, но и видеосъемку. Однако доказательств, что это был именно ковчег Ноя, добыто не было.

Все последующие годы совершались восхождения с переменным успехом. Каждая новая находка опровергала предыдущую версию или была недостаточно объективной, так как не имела неопровержимых доказательств.

Противники истории существования ковчега и почему им выгодно это отрицание

К противникам поиска ковчега Ноя относятся те, кто считает, что этого делать нельзя. Если опираться на летописи видно, что после его нахождения стразу же наступит конец света. Сторонники такой теории существуют и в нынешние времена – в основном это глубоко религиозные люди, не считающие, что древние летописи вообще нужно чем-то подтверждать.

Для верующих армян гора Арарат является священным местом. По их мнению, проведение поисков в таком месте является кощунством, поэтому совершать восхождения на святыню нельзя.

Факты в пользу реальности истории

Вокруг факта существования ковчега Ноя присутствует много мифов.

Однако, если посмотреть объективно, то можно привести и доводы в пользу реальности такой теории:

  • Наличие следов огромного корабля, а вокруг столбчатые образования, напоминающие корабельные балки. Возможно, это части судна, которые отваливались во время его сползания со склона горы.
  • При обзоре хребта издалека отчетливо виден в леднике корпус огромного корабля.
  • Во время исследования места были обнаружены огромные обработанные валуны с отверстием. По предположению это якоря. Их размер говорит о масштабах судна.
  • Исследователи, которые посетили эти места, нашли вмурованный в ледник корпус. Просветили его и обнаружили скрепленные деревянными гвоздями ребра, дверь и огромную пробоину. В течение длительного времени любой металл или дерево разрушается. Однако, находясь в ледниковой массе, материал хорошо сохраняется.
  • Во время обследования территории были найдены надгробные плиты. Видимо здесь была похоронена вся семья Ноя.
Читайте также:
Продажа Аляски - история, мифы и факты

Предположения и их обоснования

Существуют разные мнения по поводу существования Ноева ковчега.

Теория основывается на предположениях и попытках их обосновать:

  • Несмотря на огромные размеры ковчега поместить в него такое количество животных как 30 млн. было бы невозможно. А учитывая, что нужно было взять все в двойном количестве, то величина возрастала вдвое. Возможно, требовалось принять только тех животных, которые присутствовали в месте жительства Ноя. Читая Книгу Бытия, там указано немного видов. В итоге погрузить требовалось 260 особей.
  • Останки корабля найдены на высоте 4000 метров. Но последние исследования показали их возраст 800 лет до н. э. Возникает предположение, что судно строилось изначально на такой высоте, но закончено не было.
  • Другое предположение говорит о том, что корабль пристал к вершине горы Арарат, возвышающейся над водной гладью. Видимо усталые путники нашли здесь место приюта.
  • Размеры корабля были огромными. Построить его силами 1 семьи задача непосильная. Однако замеры указаны в локтях, а эта мера не отличается точностью. Возможно, судно было значительно меньших размеров.

Явные домыслы, не имеющие разумного подтверждения

История, связанная Ноевым ковчегом вызывает сомнения у скептиков.

Состоят они в следующем:

  • Найденные останки корабля на горе Арарат выглядят окаменелыми. Это должно было произойти в результате длительного контакта древесины с горной породой. При этом разрушающаяся органика замещалась минералами. Однако анализ показал, что такая окаменелость превращает материал в кварц, который является твердым подобно алмазу. Исследуемые образцы такими свойствами не обладают.
  • Изучая след от движения судна по склону горы, научные работники пришли к выводу, что это обычная складка от сползающего ледника. Поскольку такое явление происходит часто, то корпус судна сейчас находился бы не на склоне горы, а у её подножья.
  • Вызывает сомнение и потоп. Такой катаклизм должен был оставить глубокий след в природе. Геологические исследования не нашли его подтверждения.

Ноев ковчег на горе Арарат, а вернее практически идеальная форма судна, оставшаяся после многих тысяч лет в указанном в Библии месте, действительно подтверждает вероятность его существования.

Несмотря на наличие фотографий, демонстрирующих это и добытых материалов окаменелого дерева, металлических заклепок и валунов с резьблёными отверстиями для верёвок, служивших якорями, а также других подтверждений из многих экспедиций, на сегодня существует немало скептиков этой теории.

Связано это с тем, что все собранные факты не являются неопровержимыми доказательствами для утверждения этого исторического события. Что касается верующих людей, то им никакие доказательства не нужны, ведь Библия не вызывает у них сомнений.

Автор: Кудрявый Александр Юрьевич (kudrale)

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о Ноевом ковчеге на горе Арарат

Ноев Ковчег. Что за объект находится на горе Арарат:

Интересные факты о Ное

История Ноя – потрясающая история Божьей любви, славы и победы! Это история, которую упоминал Иисус, говоря о Своем втором пришествии.

Ной был праведником в своём поколении, за что был спасён Богом от Всемирного потопа и стал продолжателем человеческого рода.

Его фигура занимает в Библии важное значение. Как мы знаем, он был избран Богом, как праведник, чтобы продолжить род людской после Великого потопа. В Быт. 5:28-29 описано рождение Ноя: “И жил Лемех 182 года и родил сына, и нарек ему имя Ной, сказав: этот утешит (йинахамену) нас в работе нашей и в труде рук наших на земле, которую проклял Господь”. Т.е. Лемех произвел имя Ной (правильно – “Ноах”) от корня “нахем”, которое здесь переведено как “утешение, покой”.

Отцом Ноя был Ламех (Быт. 5:28) – Отцом Ламеха был Мафусал – Мафусал был дедушкой Ноя.

Что интересно, этот человек прожил самую длинную жизнь – 969 лет. Отцом Мафусала был Енох. Тот особый человек, который ходил с Богом и не увидел смерти, потому что Бог взял его.

В Коране Ной именуется Нухом и почитается в исламе.

Ною было 500 лет, когда он родил трех своих сыновей – Сима, Хама и Иафета (Быт. 5:32).

Первой.птицей, которую выпустил Ной, был ворон. Он сильный в полете, имея размах крыльев до 1,20м может рассекать воздух и парить с легкостью коршуна. Ворон живет в горах, и поэтому обнаружил бы любой утес, который мог показаться над поверхностью затопленной земли.

«Ной и голубь с оливковой ветвью». Фреска в раннехристианских катакомбах, II—IV вв.

После потопа Ной первым делом посадил виноградник. Виноград является одним из самых древних растений в Библии и упоминается почти 200 раз в Ветхом и Новом.

Умер Ной в возрасте 950 лет

В Книге Бытия Бог не просто дает наставления о постройке Ковчега, но и дает точные указания относительно его размеров. Исчисления даются в локтях. Эта мера длины различна в системах счисления разных стран, евреи периода Второго храма определяли её в 48 сантиметров.

Таким образом, можно вычислить примерные размеры Ковчега. По Библии Ковчег был 300 локтей в длину, 50 – в ширину и 30 – в высоту. пересчете в метрическую систему:

Читайте также:
План Маршалла - программа восстановления Европы

144 метра в длину,

Пропорции ковчега 6: 1 по-прежнему используются в судостроениях.

Студенты физического факультета университета Лестера провели подсчеты и вычислили, что корабль таких размеров мог выдержать вес 70 тысяч животных.

Ной построил свой ковчег из дерева гофер (Бытие 6:14), которое, возможно, является капарисом. Это дерево очень прочное. Двери Собора Святого Петра в Риме изготовлены из него, и даже спустя 1200 лет на них нет и намека на разрушение.

В Голландии существует точная копия Ноева ковчега. Сконструировал ковчег миллионер Йохан Хьюберс.

В Гонконге построен тематический парк «Ноев ковчег» Noah— один из самых посещаемых развлекательно-познавательных комплексов.

Мы обнаружили, по крайней мере 250 различных древних культур, которые имеют историю о всемирном потопе. Большинство из этих историй имеют поразительное сходство с Книгой Бытия.

Если действительно был всемирный потоп, то мы ожидаем найти миллиарды разложений в слоях горных пород по всему миру. И это именно то, что мы и находим.

Знаменитый художник Леонардо да Винчи (1452 – 1519) был удивлен, обнаружив окаменевшие останки морских существ во время прогулки в Альпах. Он задался вопросом, как они могли попасть туда, и в результате пришел к выводу, что это – доказательства потопа, который когда-то был на земле.

Всемирный потоп и Ноев Ковчег упоминается не только в канонических книгах Библии, но и в поздних апокрифах. Например, в Книге Еноха.

Бог сказал Ною, чтобы тот осмолил ковчег снаружи. Смолы встречаются в природе в Ближнем Востоке.

Еврейскому слову, переведенному как «земляная смола» (в оригинале «ил», «липкая слизь»), в Пересмотренном стандартном тексте Библии найдено более правильное значение: битум (встречается и другой вариант перевода: «древесная смола»).

Слово «битум» происходит от латинского bitumen – «горная смола». Это мягкое, липкое, водонерастворимое вещество черного цвета. По природе своей это смесь углеводорода с различными добавками, по химическому составу битум близок к нефти. Говоря просто, это и есть нефть, из которой удалены все наиболее легко испаряющиеся фракции.

Как мы знаем сегодня, Ближний Восток чрезвычайно богат подземными залежами нефти. Какая-то часть ее просачивается к поверхности земли и частично испаряется; то, что остается, – это и есть битум. Его использовали не только как вещество с хорошими водонепроницаемыми свойствами, но также и в качестве известки, позволявшей склеивать кирпичи и строить крепкие стены.

По Корану, Ковчег пристал к горе Ал-Джадда, по Книге Бытия – к Араратским горам. Этот горный хребет, расположенный в современной Турции.

Множество людей в разное время исследовало гору Арарат в поисках останков Ноева ковчега. Библия однако, говорит что Ноев ковчег остановился не на горе Арарат, а на горах Араратских. Не на единственной горе, а на множественных горах.

Было подсчитано, что внутренний объем ковчега был более 1,5 млн кубических футов. Перед Ноем не стояло проблемы размещения в ковчеге всех «экземпляров» животных и птиц. Исходя из того, что Ной взял с собой «каждой твари по паре». Ной наверняка догадался бы взять маленьких и молодых животных, чтоб они и места занимали меньше и не размножались.

Исследователи рассчитали, что объем запасов пищи составлял всего около 15% общего объема Ковчега, а питьевая вода занимала менее 10% объема; кроме того, пассажиры Ковчега могли собирать дождевую воду.

Ноев Ковчег. Миф или реальность

Ноев Ковчег — легендарный библейский корабль, якобы построенный потомком Адама в девятом колене Ноем по повелению Бога для спасения своей семьи и животных от Потопа, насланного Богом на развращенных людей.

Следует отметить, что в Библии говорится о горах Араратских, а в ветхозаветные времена термин «Арарат» обозначал не горы, а область, соответствующую территории Армении.

И лишь традиционные толкования более поздних времен связали местонахождение Ноева ковчега именно с горой Арарат…

Подробно о постройке Ковчега, Всемирном потопе и всех подробностях путешествия, продлившегося 200 дней можно прочитать в статье «Всемирный Потоп», цель же нашей статьи — выслушать мнения всех сторон, как считающих, что Ноев Ковчег существовал, так и тех, кто считает, что это очередная сказка…

Итак, напомним размеры этого корабля древности:

длина 160 м
ширина 25 м
высота 15 м
Какие же доводы имеют в своем арсенале сторонники версии, что Ноев Ковчег существовал
и является историческим артефактом?
Американский астронавт Джеймс Ирвин (James Irwin) в ходе экспедиции на Арарат заснял на видеопленку кор

У противников теории Ноева Ковчега свои аргументы, например такие, как у Сергея Пономарева: «Насочинять, конечно, можно что угодно. Что дождик лил сорок суток подряд и айсберги растаяли (видимо, у них в Древнем мире глобальное потепление было?).

Что Ной зачал своего первого ребенка в 500 годков, а всего прожил 950 лет (и чего это геронтологи так бьются сейчас над проблемой долголетия, а фармакологи «Виагру» изобретают?).

И что в процессе всемирного потопа этот активист секса для пожилых засунул в свой ковчег «каждой твари по паре», а всех, кто не попал в это плавсредство, смыло на фиг (интересно, бактерии и микробы как представители живого мира тоже располагались в ковчеге попарно?)…

Это с какого же бодуна надо быть, чтобы на основании таких «научных данных» продолжать искать останки ковчега?!

Так и представляю: пройдет еще лет 300 — 400, и потомок-энтузиаст, изучив манускрипт под названием «Властелин колец», организует экспедицию по следам хоббитов, эльфов и гоблинов.

Читайте также:
18 интересных фактов об ацтеках

А что, друиды ведь тоже «деревянные». Как и ковчег Ноя…

А как же тогда быть со всеми заявлениями о том, что якобы Ноев ковчег всетаки видели на горе Арарат? Подумайте о том, что эти заявления столь таинственны, что проверить их вот уже сотни лет никому не удаётся.

На восхождение архидиакона Нури на Арарат и последовавшее затем открытие ковчега Чарлз Форт откликнулся следующим комментарием: «Я допускаю, что всякий, кто убежден в том, что на вершине горы Арарат имеются реликвии, должен лишь подняться на гору, чтобы найти как раз то, о чем можно сказать: вот останки Ноева ковчега, пусть даже окаменелые.

Если кто-то еще убежден, что тут совершена ошибка и подниматься следовало па другую гору, скажем Пайкс пик, то ему нужно только подняться на нее и сказать, что эта самая добродетельная из всех земель и была когда-то святой землей». 4

Что же касается фотографий, сделанных со спутников, скептики, как обычно, полагают, что в данном случае речь идет об игре света и тени, которая создает «из ничего» странные очертания.

По мнению руководителя группы «Космопоиск» Вадима Черноброва, который неоднократно исследовал склоны Арарата, все ранее найденные там образцы не имеют никакого отношения к Ноеву Ковчегу и являются природными образованиями.

Гигантского корабля на Арарате нет и быть не может.
Даже если бы он сохранился, окаменелые останки судна дотла сгорели при извержении вулкана 1840 года…

Итак, если предположить, что Ноев Ковчег действительно существовал, то как он мог сохраниться до наших дней и где он все таки находится?

Источники информации:
1. Сайт Википедия
2. Ляшевский С. «Библия и наука о сотворении мира»
3. Результаты исследований Рона Уайетта
4. Мичелл, Рикард «Феномены книги чудес»

КОРАБЛЬ ЖИЗНИ

Правда необычнее вымысла, потому что вымысел должен держаться в рамках правдоподобия, а правда — нет.

Марк Твен

Древнегреческий «Арго», немецкий линкор «Тирпиц», реконструированный плот индейцев «Кон-Тики», печально известный «Титаник», героический «Варяг», и «Черная жемчужина» из «Пиратов Карибского моря»имена этих кораблей вошли в историю и не требуют особых пояснений. Однако самый известный в мире корабль был построен тысячи лет назад. О нем вспоминают нечасто. Он был крупнее большинства вышеназванных «знаменитостей» и, если верить легенде, именно благодаря ему мы с вами смогли появиться на свет.

«Ноев ковчег» — понятие, которое ассоциируется с чем-то невероятно далеким и старым. На слух его можно спутать с «Ковчегом Завета» — проще говоря, переносным саркофагом, в котором хранились каменные скрижали Моисея с десятью заповедями. В том, что корабль назвали «ковчегом», нет ничего странного: ведь он был призван сохранить величайшую ценность на Земле — жизнь. Что такое «Ноев ковчег» глазами современного исследователя? Какие факты могут быть скрыты в запутанных библейских текстах?

Очищение

Эта история рассказана в Ветхом Завете (шестая глава Книги Бытия). Через некоторое время после того, как люди были изгнаны из Эдема, человеческий род пал жертвой множества пороков. Бог решил очистить его от скверны, причем сделать это в буквальном смысле слова — при помощи воды. Единственными на всей планете людьми, заслуживавшими спасения, было семейство патриарха Ноя.

Три сына Ноя. Если перед потопом их отцу исполнилось 600 лет, то “мальчики” были уже явно взрослыми.

По предельно точным инструкциям Бога Ной построил корабль огромных размеров и посадил на него свою жену, сыновей — Сима, Иафета и Хама вместе с их женами, а также пары разного пола «от всякой плоти» — 7 пар чистых животных, 7 пар нечистых и 7 пар птиц (некоторые переводы Библии не упоминают числа 7, а говорят просто о животных и птицах). Кроме того, на борт были взяты продукты и семена растений.

Ковчег на карте созвездий астронома Кристофа Келлера (Андреаса Целлариуса), 1661 год.

Ковчег на звездной карте Юлиуса Шиллера, 1627 год.

Когда Ной строил ковчег, ему было 600 лет (в те времена люди могли жить гораздо дольше, не утрачивая физическую силу и здоровье). Всемирный потоп начался 1656 лет спустя после сотворения Адама. Дождь шел 40 дней, а вода покрывала землю в течение 150 дней.

Арарат. Снимок из космоса.

Незадолго до окончания потопа ковчег Ноя пристал к горе Арарат и оставался там до тех пор, пока вода не схлынула. Мудрый старец решил разведать обстановку — из окна ковчега он выпускал на волю сперва ворона, а потом голубя, до тех пор, пока последний не вернулся со свежим масличным листом в клюве.

Ной и голубь. В старину матросы определяли близость земли по появлению в небе “сухопутных” птиц.

Ной вышел из ковчега и устроил Богу жертвоприношение (в Библии не уточняется, откуда он брал жертвенных животных — вероятно, в ход пошли те же «счастливцы», которых он спас). Увидев праведность Ноя, Бог пообещал больше не изничтожать род человеческий, «поскольку все зло от юности его», а также снабдил людей первым Заветом.

У жертвенного алтаря.

Человечеству теперь предоставлялось право пользоваться природой по своему усмотрению, однако не есть никого живьем («плоти с душой, кровью ее не ешьте»). Бог также установил простейший принцип «не убий» (кровь за кровь), и закрепил свой Завет радугой, появившейся в облаках.

Радуга – один из главных мотивов иллюстраций легенды о Ное.

Согласно Библии, Ной был первым человеком, посадившим виноград и сделавшим из него вино. После спасения человечества старец прожил еще 350 лет.

Чертежи ковчега

Бог велел Ною построить ковчег из дерева гофер. Что это такое — неизвестно. В Библии данное слово употребляется только один раз. Можно предположить, что оно произошло от древнееврейского «кофер» — смола. Вероятно, ковчег был сделан из некоего дерева, обработанного смолой.

Читайте также:
Краткая история письменности

Исследователи считают, что в древности в средиземноморском регионе наиболее популярным корабельным материалом был кипарис. Его использовали и финикийцы, и даже Александр Македонский. Он популярен среди конструкторов лодок даже в наши дни, ведь кипарис хорошо сопротивляется влаге и гниению.

Некоторые современные переводы Библии упоминают «кипарис» вместо «гофер». Это неправильно. На древнееврейский язык «кипарис» переводилось как «ерец» — слово, явно не имеющее ничего общего с «гофер».

Создание огромного корабля силами всего 3 мужчин – еще один слабый момент в легенде. На картинах чаще всего изображают гораздо больше строителей.

Проектные данные ковчега были детально описаны Богом. Судно имело 300 кубитов в длину, 50 в ширину и 30 в высоту. Внутри имелось две дополнительных палубы — ковчег был «трехэтажным». Несмотря на подобную аккуратность, точные размеры ковчега определить сложно. Дело в том, что Библия не сообщает, какой именно кубит имеется в виду. Если измерять ковчег египетскими кубитами, то он был 129 метров в длину, 21,5 метра в ширину и 12,9 метра в высоту.

“Королева Мария 2” и чуть меньшая “Королева Елизавета 2” в Нью-Йорке.

Получается, ковчег не достигал даже половины длины суперлайнера «Королева Мария 2» (345 метров) — крупнейшего лайнера на Земле, однако для своего времени корабль Ноя был не просто супергигантом, а чем-то вообще невероятным и немыслимым. Если измерять его в шумерских кубитах, то ковчег будет еще больше: 155,2х25,9х15,5 метра.

Многие художники рисуют ковчег похожим на ванну. Однако он все же был кораблем, а не плавучим ящиком.

Даже по самым скромным подсчетам объем пространства внутри ковчега мог достигать 40000 кубических метров. Судно имело такое же водоизмещение, как и легендарный «Титаник» — сравнение не совсем корректное, но наглядно иллюстрирующее колоссальные размеры ковчега.

Ни одно из судов античного времени не могло даже приблизиться размерами к такому великану. Две палубы значительно усиливали прочность всей конструкции и предоставляли полезную площадь примерно в 8900 квадратных метров.

Деревянная модель ковчега в разрезе. Судя по всему, дно плоское?

Соотношение длины и высоты ковчега (6 к 1) до сих пор используется кораблестроителями как оптимальное. Оно придает кораблю максимальную устойчивость (в отличие от кубического ковчега вавилонян, описанного в «Эпосе о Гильгамеше»).

Художники обычно изображают ковчег как очень большой корабль (скорее даже мега-лодку) традиционной конструкции с одинаковыми по форме носом и кормой. Иногда на него помещают нечто вроде здания — вероятно, потому, что иудейские тексты используют в описаниях ковчега слово «тебах» (коробка), — но чаще всего верхняя палуба ковчега открыта, что абсолютно не соответствует действительности, особенно учитывая 40-дневный дождь, под которым он плавал.

Дом посреди корабля? Выглядит интересно, но не более. Художник Эдвард Хикс (1780-1849).

В Библии сказано, что ковчег имел дверь в одном из своих бортов, а также окно на крыше. Древнееврейское слово «цохар» (окно) буквально означает «отверстие для света». Имело ли оно ставни от дождя, служило ли как вентиляционная шахта — неизвестно. Бог велел «в кубит свести его вверху» — то есть диаметр окна был около полуметра.

Неподалеку от Дурупинара был найден камень – якобы один из якорей ковчега.

«За» и «против»

История о том, как Бог разочаровался в человечестве и решил уничтожить всех людей, кроме Ноя и его семьи, сама по себе весьма непроста и щекотлива. Атеисты критикуют ее, оперируя вопросами морали. С другой стороны, ветхозаветное видение Бога (Яхве) радикально отличается от христианских норм.

Следует иметь в виду, что Бог, описанный в первой половине Библии — это не добрый старик с длинной белой бородой, сидящий на облаке. С современной точки зрения он может вести себя крайне жестоко, однако для тех времен и условий это было едва ли не нормой.

Ковчег пристал к горе, а когда вода схлынула, он, по логике, должен был лечь на ее склон.

Реконструкторский чертеж ковчега с полностью закрытой палубой.

Протестантские фундаменталисты и ортодоксальные евреи верят, что всемирный потоп совершенно оправдан хотя бы потому, что он был лишь малой частью глобального плана Бога в отношении человечества.

Старинная карта, на которой обозначено место стоянки ковчега.

Историческая достоверность сведений о всемирном потопе до сих пор вызывает горячие споры. С одной стороны, Библия дотошно описывает хронологию этого события, а современная наука накопила достаточное количество сведений о том, что такие катастрофы действительно имели место — причем не один раз.

С другой стороны, глобальные наводнения, подходящие под библейский масштаб, происходили миллионы лет назад — в те времена, когда доисторические обезьяны даже еще не слезли с деревьев. Зафиксировать всемирный потоп в памяти неразумных предков на миллионы лет — задача нереальная, если, конечно, не предполагать существование некоей прото-цивилизации людей и не обращаться к теориям о вмешательстве инопланетян в нашу эволюцию.

Воды! Воды!

Был ли всемирный потоп на самом деле? Ученые утверждают, что 8 миллионов лет назад миграция континентов закрыла пролив Гибралтар и превратила Средиземное море в пустыню. Однако 5 миллионов лет назад пролив вновь открылся, и там, куда сейчас люди ездят на отдых по системе «Все включено», началось страшное наводнение. Катастрофа аукнулась даже на Черном море — его тоже настиг потоп.

Читайте также:
12 интересных фактов о Беломорканале

Тектонические плиты Земли (в центре – обе Америки, Россия стоит на зеленой Евразийской плите).

Весь корабль управлялся только 8 людьми. Они 150 дней кормили тысячи животных и чистили их стойла.

В прежние времена и поныне подавляющая часть человечества живет вблизи от воды — океанов, морей или крупных рек. Так как за несколько тысяч лет до нашей эры на Земле не происходило ни одного наводнения планетарного масштаба, можно предположить, что локальные, местные потопы могли рассматриваться определенными культурами в ограниченной географической перспективе — то есть как «всемирные».

Великие цивилизации древности — Египет, Ассирия, Шумер, Вавилон — существовали на регулярно затопляемых равнинах. Это может объяснить удивительное единодушие мифов, возникших в разных концах света и рассказывающих о некоем герое, который чудесным образом спасся от всемирного потопа.

И, наконец, еще одна популярная трактовка мифа о потопе — это метафора. Гибель и возрождение человечества — вымышленный (или отчасти вымышленный) сюжетный прием, имеющий вполне четкую нравственно-воспитательную функцию, а потому универсальный как для Китая, так и для Южной Америки.

Из Книги Бытия следует, что до потопа люди жили 700—900 лет, однако после потопа продолжительность жизни резко снизилась примерно до века. Сторонники реальности потопа объясняют это двумя причинами: генетические дефекты, неизбежно возникающие из-за перекрестных браков между потомками семьи Ноя (всего 8 человек), а также ухудшение условий жизни из-за экологических последствий наводнения.

Даже замерзшая древесина подвергается эрозии ветра. Ковчег вряд ли мог бы сохраниться до наших дней.

Самая болезненная тема мифа о потопе — количество животных, которые следовало взять на борт корабля для воспроизведения фауны Земли. Современная биология насчитывает тысячи видов живых существ — все они попросту не могли бы поместиться в ковчег. Существуют и другие загадки — как все они смогли выжить 150 дней вне естественной среды обитания? Болезни, агрессивность животных по отношению друг к другу, вопросы питания хищников свежим мясом во время и первые дни после наводнения — все это вызывает очень большие сомнения в необходимости буквального истолкования «вселенского потопа».

Скептики подсчитали, что для спасения от вымирания на ковчег следовало бы погрузить около 100 миллионов животных. Еще один довод «против» — ограниченный генетический фонд популяции из двух особей привел бы к мутациям и быстрому вымиранию их потомков. В то же время известны и обратные случаи — например, для восстановления популяции черного дрозда на островах архипелага Чатем (Новая Зеландия) оказалось достаточно лишь одной самки, спаривавшейся с обычными дроздами.

Каким образом разные виды спасенных животных оказались на разных континентах? Сумчатые характерны только для Австралии, а, например, лемуры — только для Мадагаскара и ближайших островов. Поднятие уровня моря обязательно привело бы к засолению пресных водоемов, а это погубило бы почти всех их обитателей. И, наконец, большинство растений не пережило бы затопления и лишения солнечного света на 150 дней.

Сторонники мифа имеют свои возражения. Во-первых, из всех классифицированных ныне видов живых существ около 60% составляют насекомые, которые не требовали бы много места на судне. Во-вторых, библейская терминология («всякой твари по паре») допускает, что в ковчег брались не «виды» животных, а наиболее распространенные представители их отрядов или даже семейств. Общее количество «пассажиров» тогда бы составило лишь несколько сотен.

Хищников можно было кормить сушеным мясом или пойманными морскими обитателями (рыба, черепахи). Как показывает практика, пресная вода может долгое время «дрейфовать» отдельным слоем в соленой, не смешиваясь с ней. И, наконец, многие виды семян растений способны впадать в «спячку» на долгие месяцы и даже годы, переживая неблагоприятные периоды.

Животные покидают ковчег.

Загадка иероглифов

По легенде, китайские иероглифы были разработаны в правление легендарного Желтого Императора (2698—2596 годы до нашей эры) — приблизительно во время всемирного потопа. Чаще всего комбинации простых иероглифических пиктограмм формируют более общие понятия. Удивительный факт: иероглиф «лодка» состоит из трех иероглифов: «средство передвижения», «восемь», «человек».

11 таблица “Эпоса о Гильгамеше”, рассказывающая о всемирном потопе.

Истории о всемирном потопе повторяются в мифах разных народов — почти в каждом из них есть свой ковчег и свой Ной. У вавилонян («Эпос о Гильгамеше») это бессмертный Утнапиштим, предупрежденный богом Энки о предстоящем наводнении и построивший огромный корабль (людей было решено утопить лишь потому, что они сильно шумели и мешали спать богу воздуха Энлилю). В шумерской культуре бог Хронос точно так же предупредил человека по имени Зиусудра, чтобы тот создал себе корабль и погрузил на него свою семью и по паре каждого животного.

Древние греки верили, что однажды Зевс решил утопить людей золотого века, а Прометей, узнав об этом, научил своего сына Девкалиона сделать судно. После потопа Девкалион со своей женой Пиррой пристал к горе Парнас. По наущению богов они стали кидать за спину камни. Те, что были брошены Девкалионом, превращались в мужчин, а Пиррой — в женщин.

В норвежской мифологии ледяной гигант Бергельмир и его жена были единственными из своего рода, кто смог пережить смерть родоначальника великанов Имира. Бог Один со своими братьями убил его, и кровь гиганта залила землю. Бергельмир с супругой забрались в пустой ствол поваленного дерева, выжили в этом потопе и возродили расу ледяных великанов.

Верховное божество инков — Кон Тики Виракоча — однажды решил устроить людям, жившим вокруг озера Титикака, знаменательное событие под названием «Уну Пачакути», то есть великий потоп. Выжило только двое, причем вместо корабля их убежищем были замурованные пещеры.

Читайте также:
Квантунская армия - история создания и разгром

По верованиям майя, бог ветра и огня Хуракан (считается, что от него пошло слово «ураган») затопил всю землю после того, как самые первые люди разгневали небожителей.

Китайский правитель Да Ю («великий Ю») в свое время провел 10 лет, работая вместе с богиней Нувой над починкой прохудившегося неба — из которого все время шел дождь, вызвавший сильный потоп.

Неожиданный всплеск интереса к ковчегу Ноя произошел в 1956 году, когда капитан турецких ВВС Ильхам Дурупинар, облетая окрестности горы Арарат, заснял на фото некий скальный объект, подозрительно напоминающий древний корабль. Позднее по фотографии были сделаны замеры — «окаменевший ковчег» действительно имел в длину около 150 метров.

Горный “ковчег” – съемка с воздуха и экспедицией исследователей.

Он находится в месте, названном по имени летчика — Дурупинар, на высоте около 2 километров. Его «нос» смотрит точно на гору Тендюрек — как будто корабль действительно швартовался около ее вершины, а когда вода ушла, сполз вниз.

К сожалению, многочисленные экспедиции и новые аэрофотоснимки (были задействованы даже американские шаттлы и военные спутники) показали, что это всего лишь скала необычной формы — хотя в нее действительно были вмурованы ракушки, свидетельствующие о былом присутствии воды.

Но современные «Индианы Джонсы» не унывают: существуют теории, согласно которым древесина корабля могла минерализоваться, превратившись в скалу, а внутренние помещения ковчега постепенно заполнились бы смесью льда, глины и камней, создав иллюзию обычной горной породы.

Существовал ли ковчег Ноя? Вероятно, мы с вами об этом так и не узнаем. Вообще, ему вовсе не обязательно существовать в действительности — эта легенда настолько стара и наделена такой внутренней силой, что уже попросту неотделима от общечеловеческой культуры, и в каком-то смысле гораздо более реальна, чем многие другие истории далекой древности.

uCrazy.ru

  • Войти через Соц.сети
  • Регистрация
  • Забыли пароль?

Навигация

  • 3D игры
  • Фотоприколы
  • Фотоподборки
  • Гифки
  • Демотиваторы
  • Видео
  • Знаменитости
  • Интересное
  • Фильмы и трейлеры
  • Анекдоты и истории
  • Хайтек
  • Авто / Мото
  • Спорт
  • Музыка
  • Флеш игры и ролики
  • Всячина
  • Животные
  • В хорошие руки
  • Жесть
  • Девушки
  • Конкурс
  • Новости сайта
  • On-Line Игры
  • Реклама на сайте

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

  • Виктор Васнецов. Образ тво.
  • Random GIFs
  • Весёлые
  • Заведи себе служанку
  • Картинки и мемы для настро.
  • Так себе картинки
  • Подборка приколов
  • Картинки
  • Откровенно о сокровенном: .
  • Чуток картинок
  • Гифки
  • Гифки
  • Чем отличается отвёртка за.
  • Отовсюду обо всем
  • Весёлые
  • Картинки и мемы
  • Гифки
  • Гифки
  • Гифки
  • Всякое
  • Есть еще лучше!

ОПРОС

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

КАЛЕНДАРЬ

Сегодня день рождения

Рекомендуем

5 фактов о Беломорканале

Какие у Вас возникают ассоциации, когда слышите «Беломорканал»? Подозреваем, как и большинство, представляете папиросы. А ведь это табачное изделие появилось после первой великой стройки XX века.

Беломорканал соединяет Белое и Балтийское моря. Его строительство позволило в 4 раза сократить путь между морями. Впервые о строительстве канала задумался Петр I, однако наиболее жизнеспособный проект сооружения был предложен только в 1900 году профессором Тимановым. За создание проекта нового пути ученый получил на Парижской всемирной выставке золотую медаль. Но на тот момент реализация строительства не представлялась возможной из-за отсутствия достаточных человеческих ресурсов и суровых природных условий.

И все же решение о строительстве судоходного пути, призванного соединить два моря, было принято, но уже в другой стране много лет спустя. 3 июня 1930 года Совет труда и обороны СССР принял постановление о великом строительстве. К началу 1931 года был создан полноценный проект, который начали притворять в жизнь 16 октября со взрывных работ у Беломорска.

Беломорканал длиною в 227 км был построен всего лишь за 20 месяцев! За это время было создано русло протяженностью 37 км (остальную длину составил естественный речной путь), 19 шлюзов, 15 плотин, 51 дамба и 12 водосбросов.

Сухая статистика говорит, что на строительстве Беломорканала было задействовано 200 000 человек. Правда, количество погибших на первой великой стройке СССР достигает примерно такой же цифры. Поэтому в правдивости данных о численности «строителей» возникают сомнения.

Как и на большинстве других больших проектов Союза, призваны трудиться на благо Родины были заключенные, к которым относились не только как к расходному материалу. Например Нафталий Френкель, приговоренный к расстрелу, был назначен помощником начальника строительства Беломорканала. Для этой цели предприимчивого узника освободили перед казнью. Правда, поговаривают, будто в суровом 1937 году Френкеля все же расстреляли.

12484 человека, переживших эти 20 месяцев, получили награды, 59516 участникам строительства сократили сроки пребывания в местах заключения, еще с 500 заключенных была полностью снята судимость.

Для рекламы в прессе и художественной литературе были привлечены Алексей Толстой, Максим Горький, Михаил Зощенко, Александр Авдеенко и другие знаменитые писатели. Для этого их отправили в круиз по Беломорканалу. Угощение для именитых гостей было весьма роскошным: молочные поросята, семга, теша, шпроты, осетры, колбасы, сыры и ветчина, водка, вино, шампанское и Нарзан.

Первыми по Беломорканалу совершили проход военные суда, отправленные защищать северные рубежи страны. В 1940 году объем грузоперевозок по новому водному пути составил около 1 млн тонн. В 1985 году русло было углублено, что позволило перевозить до 7,3 млн тонн груза в год.

На сегодняшний день стратегическая значимость Беломорканала практически равна нулю. Теперь здесь курсируют преимущественно туристические суда и перевозчики строительных материалов или топлива.

Сталинская стройка по идее Петра. 10 фактов о Беломорско-Балтийском канале

1. Беломорско-Балтийский канал был построен на пути, который использовался русскими в течение нескольких веков. Здесь проходила дорога паломников, совершавшим путешествия к православным святыням на Соловках. В 1627 году так называемый Беломорский путь был указан в «Книге Большому Чертежу» – описании первой подробной карты России. Его создатели указали точное расстояние между реками и озерами, входившими в состав пути.

Читайте также:
Тегеранская конференция - история и факты

2. Первый проект судоходного канала между Белым морем и Балтикой предложил русский царь Петр I во время Великой Северной войны. Прототипом канала в 1702 году стала «Осударева дорога» – просека шестиметровой ширины, проложенная от Белого моря к Онежскому озеру. По этой дороге волоком в Онегу были переброшены военные суда, необходимые для участия в боевых действиях против Швеции. Однако дальше идеи канала в тот период дело не пошло.

3. Проект строительства Беломорско-Балтийского канала всплывал достаточно регулярно. В 1798 году свой предложил купец Бакинин, а следом за ним – директор Олонецкого завода англичанин Адам Армстронг. В правительстве, однако, сочли эти проекты слишком сложными и дорогостоящими.

В 1835 году по тем же соображениям был отклонен проект графа Бенкендорфа, в 1857 году – флигель-адьютанта Лошкарева. В 1900 году, проект канала, созданный профессором Тимоновым, удостоился золотой медали Парижской всемирной выставки, однако также не был реализован. В последний раз в царской России тема канала между Белым морем и Балтикой была поднята в начале Первой Мировой войны, однако, несмотря на все военные плюсы от его строительства, власти сочли его слишком дорогостоящим.

4. В Советском Союзе к идее Беломорско-Балтийского канала вернулись в 1930 году. В отличие от царских времен, советская власть взяла поистине рекордные темпы решения вопроса. 3 июня 1930 года было принято принципиальное решение о строительстве канала, первые эскизные проекты появились в июле 1931 года, в августе того же года началось проектирование на местности. Уже в сентябре 1931 года Иосиф Сталин поставил задачу построить канал в течение 20 месяцев. Официальное открытие канала состоялось в августе 1933 года.

5. Протяженность Беломорско-Балтийского канала составляет 227 километров. В состав канала входит 19 шлюзов, а для его создания боле 100 сложных инженерных сооружений, а также более 2500 километров железнодорожных путей. Как уже говорилось, создание Беломорканала заняло менее двух лет. Для сравнения – Суэцкий канал длиной в 160 километров строился 10 лет, а Панамский канал протяженностью 80 километров – 28 лет.

6. В период строительства Беломорско-Балтийского канала в СССР существовал серьезный дефицит техники и дорогостоящих стройматериалов, поэтому главной движущей силой строительства стал физический труд заключенных, а стройматериалами – дерево, камень, грунт и торф. Беломорканал стал первой стройкой народного хозяйства, где в таких масштабах использовался труд заключенных ГУЛАГа. По мнению историков, сама идея использования осужденных на стройках народного хозяйства была предложена Нафталием Ароновичем Френкелем, руководившим созданием Беломорканала. Кураторами проекта были Генрих Ягода и Матвей Берман.

7. Данные о количестве заключенных, работавших на строительстве Беломорканала и погибших там, чрезвычайно разнятся. По архивным данным, заключенных было не более 125 тысяч человек, хотя некоторые исследователи полагают, что их число достигало 280 тысяч. То же касается и жертв – одни пишут о 100 тысячах погибших, другие, ссылаясь исключительно на архивные данные, что их число не превышает 13 000. Причем гибель людей вызвана не только тяжелым трудом, но и голодом, охватившим страну в период строительства канала.

8. Использование труда заключенных на строительстве Беломорско-Балтийского канала властями подавалось как пример перевоспитания преступников трудом. Чтобы показать меняющийся статус тружеников, для них было придумано новое наименование – «заключенный каналоармеец». Данное название в документах сокращалось как «з/к». Именно отсюда появилось жаргонное прозвище лиц, отбывающих наказание – «зэка».

10. После открытия канал регулярно подвергался реконструкции. В годы войны шлюзы и другие технические сооружения были практически полностью разрушены, а в послевоенный период восстановлены. Изначальная глубина канала составляла всего 3,65 метра, но со временем она была доведена до 5 метров. В первую навигацию по каналу было перевезено 1143 тысяч тонн грузов и 27 тысяч пассажиров, а на пик грузоперевозок канал вышел в 1985 году, когда по нему перевезли 7 млн. 300 тыс. тонн грузов. Эти объемы сохранялись до распада СССР, когда произошло обвальное падение объемов грузоперевозок. Их восстановление пришлось на начало XXI века, однако они по-прежнему невелики. К примеру, в 2007 году по Беломорско-Балтийскому каналу было перевезено 400 тысяч тонн грузов, что почти в три раза меньше, чем в самую первую навигацию в 1933 году.

Беломорско-Балтийский канал – правда и ложь о великой стройке Сталина

2 августа 1933 года был официально открыт Беломорско-Балтийский канал имени товарища Сталина, вошедший в память десятков миллионов наших соотечественников как Беломорканал – в том числе и благодаря сверхпопулярной марке папирос. Для кого-то эта стройка является одной из первых значимых побед СССР в деле социалистического строительства и символом тех воистину фантастических успехов, которые достигались в его процессе. Для других же это – лишь одно из «ужасающих сталинских преступлений», ознаменовавшее собой «рождение ГУЛАГовского монстра» и давшее старт «рабскому труду», которым, якобы и был возведен Советский Союз.

Так уж сложилось, что с Беломорканалом и историей его возведения связано огромное количество самых разных баек, изустных легенд, вошедших в общественное сознание так прочно, что все априори воспринимают их как непреложные истины, и, конечно же, «черных» мифов, кои в великом множестве наплодили в свое время и продолжают, не покладая рук, плодить господа либералы. Что ж, попробуем рассмотреть хотя бы самые расхожие россказни о Беломорканале, попытавшись при этом, как водится, отделить правду от лжи, «зерна от плевел», а откровенные выдумки – от действительно доказанных фактов.

Читайте также:
Вторая мировая война - краткая история

Великий канал, бессмысленный…

Один из самых распространенных (и прямо-таки обожаемых господами либералами) мифов о Беломорканале заключается в том, что его возведение было, якобы «совершенно бессмысленным», а сам полученный в результате титанического труда водный путь – «бесполезным». Самое изумительное, что персонажи, отстаивающие данную точку зрения, ссылаются ни на кого иного, как не истово ненавидимого ими товарища Сталина! Мол, это именно он с досадой обронил приведенные выше определения в процессе инспекционной поездки по едва лишь открытому каналу, совершенной в компании Климента Ворошилова, Сергея Кирова и Наркома внутренних дел Генриха Ягоды. Иосифу Виссарионовичу якобы канал показался «каким-то узким и слишком мелким», вот он его и обложил от всей души. Чушь полнейшая! Если бы Сталину результаты стройки «не глянулись», он бы за них не ордена (6 Орденов Ленина, 8 – Красной звезды и 15 Орденов Трудового Красного Знамени) раздавал бы, а кое-что совсем другое. И не амнистии бы одобрил десяткам тысяч рядовых участников строительства в арестантских робах, а, чего доброго, навесил бы им новые срока. Да, кстати, совершенно точно не дал бы присваивать «горе-каналу» собственное имя. Дурацких трат народных денег и человеческих ресурсов Иосиф Виссарионович не одобрял категорически.

Впрочем, некоторые либеральные «умники» идут в своих измышлениях еще дальше и заявляют, что Беломорканал вообще никому не был нужен и затеяли его исключительно для «истребления как можно большего количества людей» под видом их «трудовой перековки». Ну, вопрос «истребления» мы детально рассмотрим несколько позже, а пока поговорим о практическом смысле Беломорканала. Стране он был не просто нужен, а жизненно необходим! На острейшей потребности в пути, который связывал бы Балтийское и Белое моря говорил еще Петр І во время Северной войны – вот только при нем фрегаты в Онежское озеро с Беломорья таскали волоком. Надо сказать, что при наследниках первого Императора дело не особо продвинулось – с соответствующими проектами выступали многие неглупые люди, вроде Франца де Воллана и графа Александра Бенкендорфа, но далее разговоров дело не шло. Представленный на Всемирной выставке в Париже профессором Всеволодом Тимоновым план постройки Беломорско-Балтийского Канала вызвал всеобщий восторг и был удостоен ее золотой медали, однако, как обычно, «умер» в Зимнем дворце. Расплатой за нежелание затевать стройку в «диких и гиблых местах» стала ловушка, в которой в 1915 году оказался намертво запертый в Кронштадте Балтийский флот. Впрочем, и это не сподвигло Петербург на реальные действия. Для реализации проекта, имевшего огромное значение для нашей страны как с военно-стратегической, так и с экономической точки зрения, понадобилась Октябрьская революция, большевики и товарищ Сталин.

Еще одно часто встречающееся относительно Беломорканала утверждение: его построили чуть ли не «голыми руками». А вот это как раз правда. Ну, кончено, землю не ногтями рыли, а лопатами, кайлами и ломами, используя на особо труднопроходимых участках динамит для взрывных работ. Но никаких экскаваторов, бетономешалок, кранов и прочего на этой стройке не было. Данный факт кое-кто опять-таки призывает считать проявлением «сталинского зверства» – мол, заставил, изверг, людей вручную мерзлую землю долбить! Извините, но на момент начала стройки (1931 год) никакой строительной техники в СССР, практически, не было! Индустриализация страны лишь начиналась, а купить те же бульдозеры за рубежом было весьма проблематично – торговать с СССР на Западе не хотел никто. Да и кто стал бы тащить купленную за золото или хлеб технику в действительно дикие и в самом буквальном смысле слова непроходимые края, где ее неминуемо бы угробили моментально? И, кстати, как ее было туда доставить – в отсутствие дорог? Уже слышу завывания в либеральном лагере: «Вот-вот, предпочитали гробить не машины, а людей!» Ну, что ж, поговорим, наконец, об «угробленных». Не откажу себе в удовольствии упомянуть о том, что в писанине некоторых «исторегов» без зазрения совести говорится о 300 тысячах «невинно замученных на адской стройке». Ну-ну… А как там оно было на самом деле?

Вынужден в очередной раз разочаровать адептов бредней о «сталинских гекатомбах» – три сотни тысяч является числом не просто выдуманным, а совершенно невозможным. По той простой причине, что на Беломорканале работало в разные годы все-то то от 64 до 108 тысяч человек. Да, практически все они были заключенными, осужденными за те или иные преступления и прибыли на строительство отнюдь не добровольно. 12 тысяч из них впоследствии были освобождены. Примерно 60 тысячам за ударный труд очень серьезно «скостили» срока. Причем сделано это было, что характерно, буквально на следующий день после открытия канала – 4 августа. Так кого амнистировали и миловали? Хладные трупы? Нет, конечно. Существуют совершенно точные цифры о «жертвах Беломорканала»: в 1931 году там умерло менее полутора тысяч человек, в 1932-м – около 2 тысяч. Смертность резко возросла на финальном этапе стройки – в 1933 году, когда она дошла до 8870 человек. В общем и целом – 12 300 умерших на строительстве. Тоже много, скажете вы? Ну, что поделать – время было такое. Нет-нет – не только в Советском Союзе! Перед ознакомлением со следующей частью повествования свидетелям секты «святых демократических ценностей и Великой Америки» рекомендую укрепиться духом, ибо их ждет жесточайший когнитивный диссонанс, рискующий перейти в полный культуршок.

Дивинтендант Френкель и его каналармейцы

Да, на возведении Беломорско-Балтийского канала вкалывали, как проклятые, сотни тысяч зк. Кстати, тут нельзя пройти мимо еще одного момента – молва народная приписывает появление этого термина как раз строительству Беломорканала. Зк – это сокращение от «заключенный каналоармеец». Вполне возможно, что так и было, ибо трудившиеся на этой стройке были объединены не в привычные «зоновские» отряды, а в роты и «фаланги» со своими «штабами», благодарностями, грамотами, переходящими Красными знаменами и прочей атрибутикой, присущей скорее армии, чем тюрьме. Руководил всей этой братией человек, воистину являющийся одной из наиболее ярких и, не побоюсь этого определения, фантасмагорических фигур того времени – Нафталий Френкель. Личность эта окутана легендами и враками. В одном их посвященных Беломорканалу пасквилей, я, к примеру, натолкнулся на утверждение о том, что «после окончания строительства канала следы его теряются – наверняка расстрелян чекистами в 37-м». Поспешу огорчить – в 1937 году товарищ Френкель получил звание дивинтенданта (дивизионного интенданта) и продолжил свою службу Родине, за которую впоследствии был удостоен трех Орденов Ленина, Ордена Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и звания генерал-лейтенанта. Мирно скончался в 1960 году и похоронен в Москве. Свой путь ко всему этому бывший одесский контрабандист и авантюрист начинал с того же, что и его будущие подчиненные – с солидного срока (которым был заменен смертный приговор) и статуса заключенного.

Читайте также:
Вторая мировая война - краткая история

Именно он, по сути дела, отбывая срок в одном из самых суровых лагерей СССР – Соловецком, сумел донести до сознания «граждан начальников» идею о том, что заключенных можно и нужно использовать для общественно полезного труда. Хотя бы для того, чтобы было чем их самих нормально кормить. Начал он в 1924 году с постройки бань на Соловках тем самым спасая местный «контингент» от тифа, а уже в 1930 году возглавил производственный отдел ГУЛАГ ОГПУ СССР. Строительство Беломорско-Балтийского канала руками заключенных было, вне всяких сомнений, его идеей. Идеей, блестяще воплотившейся в жизнь. Ах, да, я ведь обещал культуршок господам либералам? Извольте. Прежде, чем вопить об «ужасах Беломорканала» попрошу вспомнить о том, что в аккурат в эти же самые годы (с 1929 по 1933) в США бушевала Великая депрессия. Тамошние аналоги ГУЛАГ носили название Управления общественных работ (WPA) и администрации гражданских работ Civil Works Administration (СВА). Через них за упомянутый период времени прошло не менее 4 миллионов (а никак не 100 тысяч!) американцев, вкалывавших, как правило, в условиях ничуть не лучших, а то и худших, чем строители Беломорканала. Знаете, какова была главная разница между ними? Эти граждане США вовсе не были преступниками, осужденными по закону! Они всего лишь не имели работы – и WPA загоняла их в трудовые лагеря буквально насильно.

Подарок Сталина сегодняшней России

Цифры о смертности американских «трудармейцев» являются одной из тщательно хранимых государственных тайн США, но, скорее всего, их просто никто не считал (в отличие от СССР). С учетом того, что некоторые исследователи оценивают общее количество умерших во время Великой депрессии миллионов эдак в 8, примерные масштабы подсчитать не так уж и сложно. Почувствуйте, как говорится, разницу между «жестоким тоталитаризмом» СССР и «процветающей демократией» Соединенных Штатов. У нас в тяжелейших условиях работали осужденные, зарабатывая таким образом свободу – у них свободные люди горбатились без всяких сроков и приговоров, как каторжники… Впрочем, все это нисколько не мешает неугомонным антисталинистам извергать все новые и новые инсинуации и потоки лжи. Приходится идти на вовсе уж явные подтасовки (вроде числа «замученных», втрое превышающего количество работавших). Кто-то строчит глупости о том, что «пайка на строительстве состояла из 500 граммов хлеба и баланды из водорослей». Это при том, что на самом деле нормы питания на строительстве были строго дифференцированы – в зависимости от трудового рвения, и, соответственно, выработки. Те, кто выполнял и перевыполнял норму, питались более, чем нормально. Основное количество умерших стали жертвами не голода и непосильной работы, а инфекционных заболеваний, неизбежных в таких условиях. Не лечили? В таком случае, перемерли бы все. Давайте не будем забывать о разнице в уровне медицины нынешней и 30-х годов ХХ века.

О том, какую роль сыграл Беломорканал для СССР, свидетельствует тот факт, что лишь его постройка позволила избавиться от британско-норвежского господства на Белом море. До этого времени там царили браконьеры и контрабандисты из этих стран, открыто и нагло орудовавшие под прикрытием своих военных кораблей. Хищнически били тюленей, вылавливали рыбу, творили, что хотели. При попытках наших пограничников вмешаться в дело вступали вражеские броненосцы, в своей наглости доходившие до обстрелов территории СССР. Любые дипломатические демарши нашей страны по данному поводу Осло и Лондоном попросту игнорировались. Они действовали по праву сильного… Длилось это ровно до тех пор, пока 6 августа 1933 года в Мурманск из Кронштадта не прибыла «Экспедиция особого назначения» – эсминцы «Урицкий» и «Куйбышев», сторожевые корабли «Ураган» и «Смерч», подводные лодки «Декабрист» и «Народоволец». Наглый грабеж закончился раз и навсегда. Также наличие Беломорканала поставило крест на англо-французских планах по высадке десанта на советской территории в 1939 году во время «Зимней войны». Это – не говоря о его экономическом значении. В последние десятилетия Беломорско-Балтийских канал нельзя отнести к самым оживленным водным путям России. Однако в грядущем освоении Арктики его роль может оказаться весьма значительной. Скажем спасибо товарищу Сталину?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: