Марокканские солдаты против итальянок

Французская военная экзотика. Марокканские гумьеры

Самыми экзотическими соединениями французской армии, безусловно, были гумьеры (goumiers marocains) – вспомогательные части, в которых служили в основном марокканские берберы, живущие в горах Атласа (горцы Рифа оказались на территории, подконтрольной Испании).

Инициатором вербовки берберов стал бригадный генерал Албер Амад, который возглавлял тогда французский экспедиционный корпус в Марокко.

Французские власти, уже имевшие большой опыт использования «туземных» боевых соединений, прислушались к мнению генерала, и в 1908 году были набраны первые отряды гумьеров.

Есть две версии происхождения данного слова. Первая утверждает, что данное название было образовано от магрибского слова «гум» (магрибский арабский «gūm», классический арабский qawm), означающего «семья» или «племя». По второй, менее вероятной, слово происходит от магрибского арабского глагола «стоять».

Во французской армии этим словом стали называть отряды из 200 человек, которые, в свою очередь, образовывали «табор» (3-4 «гума»), а три «табора назывались «группой» – то есть речь идёт об аналогах роты, батальона и полка.

Вначале гумьеры носили традиционный берберский костюм, из которого позже остались тюрбаны и серые либо коричневые полосатые плащи с капюшоном – джеллабе.

Другой особенностью, отличающей гумьеров от других частей, был изогнутый марокканский кинжал, который стал символом их соединений.

Позже гумьерами называли также некоторые боевые части, созданные на территории Французского Судана (Верхняя Вольта и Мали), но особого следа в истории они не оставили, и потому, когда говорят о гумьерах, сразу же представляются свирепые берберские горцы Марокко.

На протяжении трёх лет гумьеры были наёмниками, с 1911 года он вошли в состав французской армии, их командирами стали офицеры алжирских батальонов тиральеров и спагов.

В отличие от других «туземных» соединений, гумьеры так и не стали полноценными солдатами регулярной армии. Они оставались верны своим племенным традициям, которые не раз ужасали не только их противников, но и самих французов. Обычной была практика отрезания у пленных ушей, носов и отрубание голов в качестве доказательства мужественности и отваги. Дисциплинарные наказания за такие проступки оказались бесполезными. Именно поэтому соединения гумьеров, несмотря на большие потери французских войск, не использовались во время I мировой войны в Европе, но за них иногда принимали марокканских spahi. Например, приведённую ниже картину часто подписывают: «Марокканские гумьеры во Фландрии». Но это именно spahi.

Эта фотография 1915 года подписана: «Гумьер во Франции».

И опять это марокканский спаг. Сравните его с настоящим гумьером:

Зато французские власти охотно использовали гумы берберов для усмирения непокорных племён, особенно удачными (и жестокими) были их действия во время Рифской войны. Бойцы армии эмира-президента Абд аль-Крим аль-Хаттаби их тоже не щадили, и с 1908 по 1934 гг. в Марокко погибли более 12 тысяч гумьеров (12 583 по французским данным) из 22 тысяч – больше, чем во время II мировой войны.

Марокканские гумьеры в Европе во время II мировой войны

В период II мировой войны гумьеры всё же попали в Европу. Напомним, что де Голлю достались тогда два «табора» (батальона) этих марокканцев. В дальнейшем были набраны новые «таборы» и «группы» (полки). Вначале они принимали участие в боях против итальянских войск в Ливии (1940 г.) и немецких в Тунисе (участвовали в захвате Бизерты и города Тунис в 1942-1943 гг.).

Потом соединения гумьеров были переброшены в Италию.

Всего в Италии оказалось четыре марокканские группы гумьеров численностью около 12 тысяч человек. Их использовали для разведки боем, диверсионных рейдов, а также в боях на участках со сложным рельефом местности, прежде всего – в горах.

Четвёртый табор гумьеров, прикомандированный к Первой американской пехотной дивизии, принимал участие в десантной операции по высадке на Сицилию (операция «Хаски», июль-август 1943 г.). Другие соединения в сентябре 1943 года в рамках операции «Везувий» оказались на острове Корсика.

Наконец, в ноябре 1943 г. подразделения гумьеров были переброшены в Италию. Они очень хорошо показали себя при переходе через Аврункские горы (май 1944 года), но «прославились» в основном невероятной жестокостью, причём не только по отношению к немцам, но и к мирным жителям «освобождаемых» областей.

Marocchinate

В Италии до сих пор помнят о многочисленных случаях убийств, грабежей, а также о массовых изнасилованиях женщин, даже девочек (начиная с 11 лет) и мальчиков-подростков гумьерами марокканских полков. События 1943-1945 гг. в Италии часто называют guerra al femminile («война с женщинами»), но это эмоциональная и броская фраза неполно описывает происходившие события: ведь от действий марокканцев пострадали тогда не только женщины. Более правильное (и официальное) определение бесчинств гумьеров – marocchinate (мароккинате).

Дело дошло до того, что бойцы итальянского Сопротивления, позабыв о немцах, начали сражаться с гумьерами, пытаясь защитить от них жителей окрестных городков и деревень.

Первые случаи изнасилования гумьерами итальянок датированы ещё 11 декабря 1943 года. Уже в марте 1944 года количество инцидентов с участием марокканцев стало таким, что местные жители обратились к прибывшему тогда на итальянский фронт Шарлю де Голлю с просьбой удалить их из Италии – это обращение было де Голлем проигнорировано. Но это были ещё «цветочки». «Ягодки» итальянцы увидели в мае 1944 года, когда при активном участии гумьеров была «освобождена» область Монте-Кассино, расположенная примерно в 120 км к юго-востоку от Рима.

Читайте также:
Древний Египет

Здесь проходила так называемая оборонительная «линия Густава» и развернулись кровопролитные бои.

Французский генерал Альфонс Жюэн (командовавший экспедиционным корпусом «Сражающейся Франции» в Северной Африке, с марокканцами он работал ещё с зимы 1916 года) решил дополнительно мотивировать гумьеров и сумел найти «нужные слова»:

Таким образом, он фактически стал соучастником многочисленных преступлений своих подчинённых, но никакого наказания за это не понёс. В 1952 году Жюэн получил звание маршала Франции и после смерти в 1967 году был похоронен в Парижском Доме инвалидов.

Бесчинства гумьеров начались 15 мая 1944 года. Только в небольшом городе Спиньо они изнасиловали 600 женщин и убили 800 мужчин, которые пытались их защищать.

В городах Чеккано, Супино, Сгоргола и соседних с ними было зафиксировано 5418 изнасилований женщин и детей (многие из них подвергались насилию неоднократно), 29 убийств, 517 грабежей. Некоторые мужчины были кастрированы.

Даже современный марокканский писатель Тахар Бен Геллаин написал о гумьерах:

Официальный британский доклад тех лет сухо сообщает:

Американский сержант Мак-Кормик о событиях тех дней вспоминал:

Многих потрясла судьба двух девушек, сестёр 18 и 15 лет: младшая умерла после группового изнасилования, старшая сошла с ума и до конца жизни (на протяжении 53 лет) содержалась в психиатрической больнице.

Множество женщин потом были вынуждены сделать аборт, еще больше – лечились от венерических заболеваний.

Об этих событиях говорится в романе «Чочара» Альберто Моравиа, позже были сняты два фильма: «La ciociara» («Чочара», иногда переводится как «Женщина из Чочара» либо «Две женщины», режиссёр Витторио де Сика) и «Белая Книга» (Джон Хьюстон).

Более известен первый из них, получивший множество международных призов и наград, главная роль в нём прославила Софи Лорен. В 1961 году она была удостоена трёх премий за лучшую женскую роль: Нью-Йоркского общества кинокритиков, «Давид ди Донателло» (национальная кинопремия Италии) и «Серебряной ленты» (Итальянской национальной ассоциации киножурналистов). А в 1962 году Лорен получила «Оскар» за лучшую женскую роль (стала первой актрисой, получившей эту премию за фильм не на английском языке), и Британская академия кино и телевизионных искусств (BAFTA) назвала ее лучшей иностранной актрисой.

А это «расстрелянный немцами коммунист Жан-Поль Бельмондо» (узнали всеми любимого в СССР «красавчика»?) в роли Michele Di Libero, жениха дочери героини Софи Лорен:

Ciociaria – это небольшая область в регионе Лацио, уроженками которой были мать и дочь, о судьбе которых рассказывается в романе Моравиа и фильме Витторио де Сика: возвращаясь домой из Рима, они остановились на ночлег в церкви маленького городка и были изнасилованы гумьерами-«освободителями».

Бесчинства марокканских гумьеров продолжились и в других регионах Италии. 55-летняя Э. Росси, проживавшая в городке Фарнета (регион Тоскана, примерно 35 км от города Сиена), показала на слушаниях в нижней палате Итальянского парламента 7 апреля 1952 года:

Таких свидетельств можно привести довольно много, и читать их очень тяжело.

Безобразные действия гумьеров вызвали возмущение папы римского Пия XII, который в июне 1944 г. отправил де Голлю официальный протест и просьбу вводить в Рим только «христианские войска» – и получил в ответ заверения в «сердечном сочувствии». Единственной попыткой стабилизировать ситуацию, которую предпринял де Голль, стало распоряжение об увеличении количества проституток в местах дислокации африканских войск, но и оно не было выполнено: желающих добровольно пойти «на заклание» к марокканцам среди итальянок не нашлось.

Справедливости ради стоит сказать, что некоторые командиры союзников пытались восстановить порядок на контролируемой ими территориях. Некоторые насильники были расстреляны — на месте преступления либо по решению суда (точное количество расстрелянных неизвестно до сих пор). Другие были задержаны и приговорены к принудительным работам (так что не сдержал своего слова «благословивший» своих подчинённых на грабежи и насилия французский генерал Альфонс Жюэн).

Уже после окончания войны (1 августа 1947 года) правительство перешедшей на сторону союзников Италии обратилось к Франции с требованием расследования действий гумьеров. Французы вначале заявили, что «не отягощённые моралью» итальянки своим поведением сами «провоцировали» марокканцев-мусульман, но под влиянием многочисленных улик согласились выплатить незначительные суммы (от 30 до 150 тысяч лир) на каждого сумевшего доказать факт насилия гражданина Италии, но не им лично: на эту сумму уменьшили репарации.

В Италии до сих пор существует Национальная ассоциация пострадавших от marocchinate. 15 октября 2011 года президент этой ассоциации Эмилиано Сиотти заявил:

Ассоциация трижды обращалась международный суд (в 1951, 1993 и 2011 гг.), требуя объективного расследования событий тех лет и выплаты адекватной компенсации жертвам, все эти попытки успехом не увенчались.

В результате жители города Понтекорво разбили памятник «освобождавшим» его гумьерам, а когда от имени Франции была установлена памятная стела в честь павших марокканцев, к ней была брошена свиная голова.

Завершение истории марокканских гумьеров

Гумьеры продолжали воевать. С конца 1944 года они уже сражались на территории Франции, и здесь им грабить и насиловать, разумеется, не разрешали. Отмечено, например, их участие в освобождении Марселя.

Читайте также:
Земля Санникова - мифы и факты

Марокканский экспедиционный корпус: главные “отморозки” Второй мировой

Когда речь идет об ужасах и зверствах Второй мировой войны, как правило, имеются в виду деяния нацистов. Пытки пленных, концлагеря, геноцид, уничтожение мирного населения – список злодеяний фашистов неисчерпаем.

Однако одна из самых страшных страниц в истории Второй мировой вписана в нее подразделениями войск союзников, освобождавших Европу от гитлеровцев. Французский, а фактически марокканский экспедиционный корпус получил звание главных отморозков этой войны. via

Марокканцы в строю союзников

В составе Французского экспедиционного корпуса воевали несколько полков марокканских гумьеров. В эти подразделения набирались берберы – представители туземных племен Марокко. Французская армия во время Второй мировой войны использовала гумьеров в Ливии, где те сражались с итальянскими войсками в 1940 году. Марокканские гумьеры также принимали участие в битвах в Тунисе, проходивших в 1942-1943 годах. В 1943 году союзные войска высадились на Сицилии. Марокканские гумьеры распоряжением союзного командования были отданы в распоряжение 1-й американской пехотной дивизии.

Некоторые из них участвовали в битвах за освобождение от фашистов острова Корсика. К ноябрю 1943 года марокканские воины были передислоцированы на материковую часть Италии, где в мае 1944-го осуществили переход через Аврункские горы. Впоследствии полки марокканских гумьеров участвовали в освобождении Франции, а в конце марта 1945 года первыми ворвались в Германию со стороны «линии Зигфрида».

Зачем марокканцы отправлялись воевать в Европу

Гумьеры редко шли в бой из соображений патриотизма – Марокко находилось под протекторатом Франции, но они не считали ее своей родиной. Главной причиной была перспектива приличной по меркам страны заработной платы, повышение воинского престижа, проявление верности главам своих кланов, направлявших солдат воевать.

В полки гумьеров зачастую набирались самые бедные жители Магриба, горцы. Большинство из них были неграмотны. Французские офицеры должны были играть при них роль мудрых советников, заменив авторитет вождей племени.

Как воевали марокканские гумьеры

В сражениях Второй мировой войны участвовали, как минимум, 22 000 подданных Марокко. Постоянная численность марокканских полков достигала 12 000 человек, при этом 1625 солдат погибли в боях, а 7500 были ранены. По мнению одних историков, марокканские воины отлично зарекомендовали себя в горных сражениях, оказавшись в знакомой обстановке.

Родина племен берберов – марокканские горы Атлас, поэтому гумьеры прекрасно переносили переходы в высокогорье.

Другие исследователи категоричны: марокканцы были средними воинами, однако они сумели превзойти даже фашистов в деле зверских убийств пленных. Гумьеры не могли и не хотели бросить древнюю практику отрезания у трупов врагов ушей и носов. Но главным ужасом населенных пунктов, в которые входили марокканские солдаты, были массовые изнасилования мирных жителей.

Освободители стали насильниками

Первая новость об изнасиловании марокканскими солдатами итальянок зафиксирована 11 декабря 1943 года, в день высадки гумьеров в Италии. Речь шла о четырех солдатах. Французские офицеры оказались не в состоянии контролировать действия гумьеров.

Историки отмечают, что «это были первые отголоски поведения, которое впоследствии долго ассоциировалось с марокканцами». Уже в марте 1944 года во время первого визита де Голля на итальянский фронт местные жители обратились к нему с горячей просьбой вернуть гумьеров в Марокко. Де Голль пообещал привлекать их только в качестве карабинеров для охраны общественного порядка.

17 мая 1944 года американские солдаты в одной из деревень услышали отчаянные крики изнасилованных женщин. Согласно их свидетельствам, гумьеры повторяли то, что итальянцы делали в Африке. Однако союзники действительно были шокированы: отчет англичан говорит об изнасилованиях гумьерами прямо на улицах женщин, маленьких девочек, подростков обоего пола, а также заключенных в тюрьмах.

Марокканский ужас под Монте-Кассино

Одно из самых жутких деяний марокканских гумьеров в Европе – история освобождения от гитлеровцев Монте-Кассино. Союзникам удалось захватить это древнее аббатство центральной Италии 14 мая 1944 года. После их окончательной победы под Кассино командование объявило «пятьдесят часов свободы» – юг Италии был на три дня отдан на растерзание марокканцам.

Историки свидетельствуют, что после сражения марокканские гумьеры совершали зверские погромы в окрестных деревнях. Были изнасилованы все девочки и женщины, не спаслись и мальчики-подростки. Отчеты 71-й немецкой дивизии фиксируют 600 изнасилований женщин в небольшом городе Спиньо всего за три дня. При попытках спасти своих родственниц, подруг или соседок были убиты свыше 800 мужчин. Пастор городка Эспериа тщетно пытался уберечь трех женщин от насилия марокканских солдат – гумьеры связали священника и насиловали всю ночь, после чего он вскоре скончался.

Марокканцы также разграбили и унесли все, что имело хоть какую-то ценность. Марокканцы выбирали для групповых изнасилований наиболее красивых девушек. К каждой из них выстраивались очереди гумьеров, желающих поразвлечься, в то время как другие солдаты удерживали несчастных. Так, двух юных сестер 18 и 15 лет изнасиловали более 200 гумьеров каждую. Младшая сестра умерла от полученных травм и разрывов, старшая сошла с ума и 53 года до самой смерти содержалась в психиатрической больнице.

Читайте также:
Аграрная революция первобытных людей

Война с женщинами

В исторической литературе про Апеннинский полуостров время с конца 1943-го по май 1945 года носит имя guerra al femminile – «война с женщинами». Французскими военными судами в этот период было возбуждено 160 уголовных разбирательств по обвинению 360 лиц. Выносились смертные приговоры и тяжелые наказания. Кроме того, немало застигнутых врасплох насильников было расстреляно на месте преступления.

На Сицилии гумьеры изнасиловали всех, кого смогли схватить. Партизаны некоторых областей Италии прекратили воевать с немцами и начали спасать окружающие села и деревни от марокканцев. Огромное количество вынужденных абортов и заражений венерическими болезнями повлекло ужасные последствия для многих небольших сел и деревень в областях Лацио и Тоскана.

Итальянский писатель Альберто Моравиа написал в 1957 году свой самый известный роман «Чочара» по мотивам увиденного в 1943 году, когда он с женой скрывался в Чочарии (местность в области Лацио). На основе романа в 1960 году снят фильм «Чочара» (в английском прокате – «Две женщины») с Софи Лорен в главной роли. Героиня с юной дочерью по пути в освобожденный Рим останавливаются отдохнуть в церкви маленького городка. Там на них нападают несколько марокканских гумьеров, которые насилуют обеих.

Свидетельства жертв

7 апреля 1952 года в нижней палате парламента Италии были заслушаны свидетельства многочисленных жертв. Так, мать 17-летней Малинари Велья рассказала о событиях от 27 мая 1944 года в Валекорсе: «Мы шли по улице Монте-Лупино и увидели марокканцев. Солдат явно привлекла юная Малинари. Мы умоляли не трогать нас, но те ничего не слушали. Двое держали меня, остальные насиловали Малинари по очереди. Когда последний закончил, один из солдат вынул пистолет и застрелил мою дочь».

55-летняя Элизабетта Росси из района Фарнета вспоминала: «Я пыталась защитить своих дочерей 18 и 17 лет, но меня ранили ножом в живот. Истекая кровью, я наблюдала, как их насиловали. Пятилетний мальчик, не понимающий происходящего, бросился к нам. Ему выпустили несколько пуль в живот и скинули в овраг. На другой день ребенок умер».

Marocchinate

Зверства, которые несколько месяцев творили в Италии марокканские гумьеры, получили у итальянских историков название marocchinate – производное от названия родной страны насильников. 15 октября 2011 года президент Национальной ассоциации жертв marocchinate Эмилиано Сиотти выступил с оценкой масштабов случившегося: «Из многочисленных документов, собранных сегодня, известно, что совершено, как минимум, 20 000 зарегистрированных случаев насилия. Это число до сих пор не отражает истину – медицинские отчеты тех лет сообщают, что две трети изнасилованных женщин из стыда или скромности предпочли не сообщать ничего властям.

С учетом комплексной оценки мы можем с уверенностью сказать, что были изнасилованы, как минимум, 60 000 женщин. В среднем североафриканские солдаты насиловали их группами по два или три человека, но у нас также собраны показания женщин, изнасилованных 100, 200 и даже 300 солдатами», – отметил Сиотти.

Последствия

После окончания Второй мировой войны марокканские гумьеры были срочно возвращены французскими властями в Марокко. 1 августа 1947 года власти Италии направили французскому правительству официальный протест. Ответом были формальные отписки. Проблема повторно поднималась итальянским руководством в 1951-м и в 1993 годах. Вопрос и доныне остается открытым.

Берегите свои дома, женщин и детей. Всем крепкой руки и мирного неба.
Все, спасибо.

А немцы детей в сараях сжигали, а мы у них машины покупаем.

Зверства в посте ТСа конечно нехорошие, но до Хатыни им далеко.
Напомню для сравнения молодых, а то будут думать что изнасилованные итальянки самое страшное что было тогда и верить в “пили бы баварское пиво” от наших “думающих” уродов:

Это произошло 22 марта 1943 года. Озверевшие фашисты ворвались в деревню Хатынь и окружили ее. Жители деревни ничего не знали о том, что утром в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. Но ни в чем не повинным людям фашисты уже вынесли смертный приговор. Все население Хатыни от мала до велика — стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Сюда привели семьи Иосифа и Анны Барановских с 9 детьми, Александра и Александры Новицких с 7 детьми; столько же детей было в семье Казимира и Елены Иотко, самому маленькому исполнился только один год. В сарай пригнали Веру Яскевич с семинедельным сыном Толиком. Леночка Яскевич вначале спряталась во дворе, а затем решила надежно укрыться в лесу. Пули фашистов не смогли догнать бегущую девочку. Тогда один из фашистов бросился за ней, догнав, расстрелял ее на глазах у обезумевшего от горя отца. Вместе с жителями Хатыни в сарай пригнали жителя деревни Юрковичи Антона Кункевича и жительницу деревни Камено Кристину Слонскую, которые оказались в это время в деревне Хатынь.
Ни один взрослый не смог остаться незамеченным. Только троим детям — Володе Яскевичу, его сестре Соне Яскевич и Саше Желобковичу — удалось скрыться от гитлеровцев. Когда все население деревни было в сарае, фашисты заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались и плакали дети. Взрослые пытались спасти детей. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. Погибли 149 человек, из них 75 детей до 16-тилетнего возраста. Деревня была разграблена и сожжена дотла.

Читайте также:
20 интересных фактов о Третьем Рейхе

Две девушки из семей Климовичей и Федоровичей — Мария Федорович и Юлия Климович — чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса. Обгоревших, чуть живых их подобрали жители деревни Хворостени Каменского сельсовета. Но и эта деревня вскоре была сожжена фашистами и обе девушки погибли.

Лишь двое детей, из находившихся в сарае, остались живы — семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. Когда в горящей одежде, охваченные ужасом люди выбегали из горящего сарая, вместе с другими жителями деревни выбежала Анна Желобкович. Она крепко держала за руку семилетнего сына Витю. Смертельно раненая женщина, падая, прикрыла сына собой. Раненый в руку ребенок пролежал под трупом матери до ухода фашистов из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу разрывной пулей. Гитлеровцы приняли его за мертвого.
Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. После войны дети воспитывались в детском доме г.п. Плещеницы.

Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего израненного сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца.
Этот трагический момент из жизни Иосифа Каминского положен в основу создания единственной скульптуры мемориального комплекса «Хатынь»— «Непокоренный человек».

Почему итальянки ненавидят марокканских гумьеров больше нацистов

Во времена Второй мировой войны именно нацисты считались самыми жестокими и бесчеловечными. Но марокканские гумьеры, состоящие на службе у французов, могли посоперничать с фашистами за это звание. Итальянские женщины до сих пор не могут простить им массовых изнасилований и убийств.

На службе у Франции

Франция вплоть до ХХ века была крупной мировой колониальной державой. Её владения простирались далеко на юг, охватывая обширные районы Африки. Как известно, Франция стала последним мировым государством, имевшим колонии. Алжир стал независимым от метрополии только в 1962 году. Французы активно использовали в своих целях не только полезные ископаемые и дешёвый труд местных жителей, но и их жизни.

Уже во времена Первой мировой войны французские власти призывали на службу жителей Африки. На тот момент в армии союзников воевало свыше трёхсот тысяч солдат из стран Магриба. Французы решили продолжить такую политику и во времена Второй мировой войны. Пусть оккупация создала определённые трудности, однако на различных фронтах под французским триколором воевало двенадцать пехотных дивизий, а также три бригады спаги, сформированные в колониальных странах.

Только среди населения таких стран как Марокко, Алжир и Тунис был проведён призыв, давший французской армии свыше двухсот семидесяти тысяч солдат европейского и арабо-берберского происхождения. Им довелось воевать у себя на родине, в Италии, и даже одними из первых начать наступление на Германию со стороны «линии Зигфрида».

Марокканцы-воины

В большинстве своём солдаты из Африки, в том числе и из Марокко, были малограмотными крестьянами. Нередко среди них попадались можно сказать, опытные вояки. Главным преимуществом таких солдат было то, что они прекрасно приспособлены к долгим переходам и для них совершенно естественно воевать в горах. Это давало марокканским гумьерам серьёзное преимущество над европейскими солдатами и над врагом. В качестве наставников к ним прикрепляли французских офицеров. Но с течением времени сами гумьеры стали выходить на офицерские должности.

Стоит отметить, что название «гумьеры» произошло от арабского слова «гум», означавшего «стоять». Немного позже под этим словом стали подразумевать «подразделение». Гумьеры делились на подразделения по две сотни человек. Из трёх-четырёх таких подразделений получался табор, а из трёх таборов – группа.

Выходцы из Марокко шли воевать совсем не из соображений патриотизма. Франция в первую очередь была для них страной-поработителем. За счёт военной службы можно было существенно улучшить своё материальное положение, а также социальный статус. При том что солдатам достаточно платили, для уровня Африки, они ещё и могли вернуться домой нагруженные наворованным добром.

Кроме высокой выносливости марокканские гумьеры также отличались своей жестокостью. Для них было характерным отрезать побеждённым врагам нос и уши. А после выигранного боя марокканцы так праздновали победу, что это на протяжение десятилетий никак не могут забыть итальянские женщины.

Страшнее нацистов

Стоит отметить, что чаще всего о марокканских гумьерах вспоминают не из-за их громких боевых побед, а из-за вреда, который они причинили женской, а иногда и мужской части населения юга Италии. Впервые о зверствах гумьеров по отношению к мирным жителям стало известно в 1943 году. Солдаты насиловали местных жительниц после высадки в Италии. Часто эти изнасилования были групповыми, и французские офицеры ничего не могли с этим поделать.

Читайте также:
15 интересных фактов о Бородинской битве

В 1944 году жители итальянских городов и деревень обратились напрямую к Шарлю де Голлю во время его визита. Единственное, о чём они просили, так это об отправке марокканцев к себе на родину. В английских военных хрониках немало упоминаний о жестоких изнасилованиях женщин, детей, подростков и даже взрослых мужчин марокканскими гумьерами.

Ужас в Монте-Кассино

В мае 1944 году марокканцы принимали участие в освобождении аббатства Монте-Кассино. После победы над войсками Третьего Реёха, им было предоставлено пятьдесят часов свободы, вошедшие в историю как «марокканский ужас».

Гумьеры насиловали и грабили всех, кто попадался им под руку. Если жертва оказывалась особо симпатичной, то к ней выстраивались по несколько десятков, а то и сотен человек. Нередки были случаи, когда изнасилованные марокканцами женщины умирали от множественных внутренних повреждений либо же их убивали насильники.

Описан случай, когда пастор одной из церквей попытался спрятать от гумьеров молодых девушек. Марокканцы раскрыли его намерения, связали и также стали насиловать до тех пор, пока священник не умер. То же самое произошло и с женщинами, которых он пытался спасти. Те события описываются в романе Альберто Моравия «Чочара», который был экранизирован в шестидесятые режиссёром Витторио де Сика. Главную роль сыграла Софи Лорен. В картине рассказывается история матери и дочери, ставших жертвами насильников.

Марокканский корпус: самые жестокие бойцы Второй мировой

Когда речь идет об ужасах и зверствах Второй мировой войны, как правило, имеются в виду деяния нацистов. Пытки пленных, концлагеря, геноцид, уничтожение мирного населения – список злодеяний фашистов неисчерпаем.

Однако одна из самых страшных страниц в истории Второй мировой вписана в нее подразделениями войск союзников, освобождавших Европу от гитлеровцев. Французский, а фактически марокканский экспедиционный корпус получил звание главных отморозков этой войны.

Марокканцы в строю союзников

В составе Французского экспедиционного корпуса воевали несколько полков марокканских гумьеров. В эти подразделения набирались берберы – представители туземных племен Марокко. Французская армия во время Второй мировой войны использовала гумьеров в Ливии, где те сражались с итальянскими войсками в 1940 году. Марокканские гумьеры также принимали участие в битвах в Тунисе, проходивших в 1942-1943 годах.

В 1943 году союзные войска высадились на Сицилии. Марокканские гумьеры распоряжением союзного командования были отданы в распоряжение 1-й американской пехотной дивизии. Некоторые из них участвовали в битвах за освобождение от фашистов острова Корсика. К ноябрю 1943 года марокканские воины были передислоцированы на материковую часть Италии, где в мае 1944-го осуществили переход через Аврункские горы. Впоследствии полки марокканских гумьеров участвовали в освобождении Франции, а в конце марта 1945 года первыми ворвались в Германию со стороны «линии Зигфрида».

Зачем марокканцы отправлялись воевать в Европу

Гумьеры редко шли в бой из соображений патриотизма – Марокко находилось под протекторатом Франции, но они не считали ее своей родиной. Главной причиной была перспектива приличной по меркам страны заработной платы, повышение воинского престижа, проявление верности главам своих кланов, направлявших солдат воевать.

В полки гумьеров зачастую набирались самые бедные жители Магриба, горцы. Большинство из них были неграмотны. Французские офицеры должны были играть при них роль мудрых советников, заменив авторитет вождей племени.

Как воевали марокканские гумьеры

В сражениях Второй мировой войны участвовали, как минимум, 22 000 подданных Марокко. Постоянная численность марокканских полков достигала 12 000 человек, при этом 1625 солдат погибли в боях, а 7500 были ранены.

По мнению одних историков, марокканские воины отлично зарекомендовали себя в горных сражениях, оказавшись в знакомой обстановке. Родина племен берберов – марокканские горы Атлас, поэтому гумьеры прекрасно переносили переходы в высокогорье.

Другие исследователи категоричны: марокканцы были средними воинами, однако они сумели превзойти даже фашистов в деле зверских убийств пленных. Гумьеры не могли и не хотели бросить древнюю практику отрезания у трупов врагов ушей и носов. Но главным ужасом населенных пунктов, в которые входили марокканские солдаты, были массовые изнасилования мирных жителей.

Освободители стали насильниками

Первая новость об изнасиловании марокканскими солдатами итальянок зафиксирована 11 декабря 1943 года, в день высадки гумьеров в Италии. Речь шла о четырех солдатах. Французские офицеры оказались не в состоянии контролировать действия гумьеров. Историки отмечают, что «это были первые отголоски поведения, которое впоследствии долго ассоциировалось с марокканцами».

Уже в марте 1944 года во время первого визита де Голля на итальянский фронт местные жители обратились к нему с горячей просьбой вернуть гумьеров в Марокко. Де Голль пообещал привлекать их только в качестве карабинеров для охраны общественного порядка.

17 мая 1944 года американские солдаты в одной из деревень услышали отчаянные крики изнасилованных женщин. Согласно их свидетельствам, гумьеры повторяли то, что итальянцы делали в Африке. Однако союзники действительно были шокированы: отчет англичан говорит об изнасилованиях гумьерами прямо на улицах женщин, маленьких девочек, подростков обоего пола, а также заключенных в тюрьмах.

Читайте также:
Вулкан Везувий - история, извержение, фото

Марокканский ужас под Монте-Кассино

Одно из самых жутких деяний марокканских гумьеров в Европе – история освобождения от гитлеровцев Монте-Кассино. Союзникам удалось захватить это древнее аббатство центральной Италии 14 мая 1944 года. После их окончательной победы под Кассино командование объявило «пятьдесят часов свободы» – юг Италии был на три дня отдан на растерзание марокканцам.

Историки свидетельствуют, что после сражения марокканские гумьеры совершали зверские погромы в окрестных деревнях. Были изнасилованы все девочки и женщины, не спаслись и мальчики-подростки. Отчеты 71-й немецкой дивизии фиксируют 600 изнасилований женщин в небольшом городе Спиньо всего за три дня.

При попытках спасти своих родственниц, подруг или соседок были убиты свыше 800 мужчин. Пастор городка Эспериа тщетно пытался уберечь трех женщин от насилия марокканских солдат – гумьеры связали священника и насиловали всю ночь, после чего он вскоре скончался. Марокканцы также разграбили и унесли все, что имело хоть какую-то ценность.

Марокканцы выбирали для групповых изнасилований наиболее красивых девушек. К каждой из них выстраивались очереди гумьеров, желающих поразвлечься, в то время как другие солдаты удерживали несчастных. Так, двух юных сестер 18 и 15 лет изнасиловали более 200 гумьеров каждую. Младшая сестра умерла от полученных травм и разрывов, старшая сошла с ума и 53 года до самой смерти содержалась в психиатрической больнице.

Война с женщинами

В исторической литературе про Апеннинский полуостров время с конца 1943-го по май 1945 года носит имя guerra al femminile – «война с женщинами». Французскими военными судами в этот период было возбуждено 160 уголовных разбирательств по обвинению 360 лиц. Выносились смертные приговоры и тяжелые наказания. Кроме того, немало застигнутых врасплох насильников было расстреляно на месте преступления.

На Сицилии гумьеры изнасиловали всех, кого смогли схватить. Партизаны некоторых областей Италии прекратили воевать с немцами и начали спасать окружающие села и деревни от марокканцев. Огромное количество вынужденных абортов и заражений венерическими болезнями повлекло ужасные последствия для многих небольших сел и деревень в областях Лацио и Тоскана.

Итальянский писатель Альберто Моравиа написал в 1957 году свой самый известный роман «Чочара» по мотивам увиденного в 1943 году, когда он с женой скрывался в Чочарии (местность в области Лацио). На основе романа в 1960 году снят фильм «Чочара» (в английском прокате – «Две женщины») с Софи Лорен в главной роли. Героиня с юной дочерью по пути в освобожденный Рим останавливаются отдохнуть в церкви маленького городка. Там на них нападают несколько марокканских гумьеров, которые насилуют обеих.

Свидетельства жертв

7 апреля 1952 года в нижней палате парламента Италии были заслушаны свидетельства многочисленных жертв. Так, мать 17-летней Малинари Велья рассказала о событиях от 27 мая 1944 года в Валекорсе: «Мы шли по улице Монте-Лупино и увидели марокканцев. Солдат явно привлекла юная Малинари. Мы умоляли не трогать нас, но те ничего не слушали. Двое держали меня, остальные насиловали Малинари по очереди. Когда последний закончил, один из солдат вынул пистолет и застрелил мою дочь».

55-летняя Элизабетта Росси из района Фарнета вспоминала: «Я пыталась защитить своих дочерей 18 и 17 лет, но меня ранили ножом в живот. Истекая кровью, я наблюдала, как их насиловали. Пятилетний мальчик, не понимающий происходящего, бросился к нам. Ему выпустили несколько пуль в живот и скинули в овраг. На другой день ребенок умер».

Marocchinate

Зверства, которые несколько месяцев творили в Италии марокканские гумьеры, получили у итальянских историков название marocchinate – производное от названия родной страны насильников.

15 октября 2011 года президент Национальной ассоциации жертв marocchinate Эмилиано Сиотти выступил с оценкой масштабов случившегося: «Из многочисленных документов, собранных сегодня, известно, что совершено, как минимум, 20 000 зарегистрированных случаев насилия. Это число до сих пор не отражает истину – медицинские отчеты тех лет сообщают, что две трети изнасилованных женщин из стыда или скромности предпочли не сообщать ничего властям. С учетом комплексной оценки мы можем с уверенностью сказать, что были изнасилованы, как минимум, 60 000 женщин. В среднем североафриканские солдаты насиловали их группами по два или три человека, но у нас также собраны показания женщин, изнасилованных 100, 200 и даже 300 солдатами», – отметил Сиотти.

Последствия

После окончания Второй мировой войны марокканские гумьеры были срочно возвращены французскими властями в Марокко. 1 августа 1947 года власти Италии направили французскому правительству официальный протест. Ответом были формальные отписки. Проблема повторно поднималась итальянским руководством в 1951-м и в 1993 годах. Вопрос и поныне остается открытым.

Дельфийский оракул

Дельфийский оракул – оракул при храме Аполлона в Дельфах, находящийся у подножия горы Парнас в Фокиде. Согласно древнегреческой мифологии, построен Аполлоном на месте его победы над чудовищным змеем Пифоном. Номинально главным лицом являлась жрица (пифия), но фактически все предсказания исходили от жрецов храма.

Читайте также:
Полтавская битва кратко - суть, причины, итоги

В древности оракул имел ошеломительную известность и часто оказывал влияние на ход истории. Много знаменитых исторических фигур обращались к нему за предсказаниями, относительно того или иного вопроса. К ответам оракула относились со всей серьезностью, поскольку считали их решениями «свыше».

Оракулы в Древней Греции

В эллинском мире практика обращения к богам была очень распространенной. К небесным силам взывали в разных случаях, в особенности, когда затрагивались серьезные вопросы.

Рядом с некоторыми храмами проживали обученные жрецы – оракулы. Интересен факт, что в Дельфах пророчествовала жрица (пифия), тогда как в основном оракулами были мужчины. Поскольку к Дельфийскому оракулу имели доступ только богатые люди, простому народу приходилось довольствовался толкованием бродячих прорицателей.

Стоит отметить, что Дельфийский оракул, то есть пифия, нередко отвечала на вопросы вопрошающих весьма абстрактно, что порождало двоякий смысл и теряло конкретику. Кроме этого, в истории сохранилось достаточно случаев, когда пифий подкупали, чтобы те прорицали так, как «нужно».

Храм Дельфийского оракула

Согласно древнегреческой мифологии изначально на месте храма, располагалось святилище богини Геи. По легенде, прежде чем основать свой храм, Аполлон убил охранника святилища Геи – дракона Пифона (откуда и название «пифия»).

Победившему Аполлону понадобились жрецы для новообразованного храма. Тогда он перевоплотился в дельфина (отсюда название «Дельфийский») и бросился в море на поиски. Вскоре он приблизился к критскому кораблю и предложил морякам стать жрецами в его храме.

Пифия на картине Джона Кольера

Эти мореходы стали первыми жрецами в Дельфийском храме, который был назван так в честь явления Аполлона в образе дельфина. При этом первой пифией стала дочь Аполлона – Фемоноя. В ту эпоху, перед тем как отправляться в крупные военные походы, цари и военачальники приходили к оракулу.

Они задавали ему вопросы, желая узнать исход сражений или то, как война отразится на экономике государства. Тогда Аполлон почитался как покровитель колониальных кампаний. Позднее, дельфийские жрецы поспособствовали переносу оракулов Кумской сивиллы в Рим, оказывая эллинское влияние на местную религию и традиции.

Задать вопрос оракулу стремились разные правители, готовые преодолевать огромные расстояния ради общения с пифией. Любопытно, что царь Мидас даже подарил святилищу золотой трон.

Сюда приходило огромное число паломников. При этом спрашивать что-либо у Дельфийского оракула можно было только в определенные даты, и только после выполнения ряда очищающих ритуалов. Вдобавок к этому, пифии следовало преподнести жертвоприношение и соответствующую плату.

Внутри святилища находилось место – адитон, которое оставалось недоступным для посетителей. Тут была установлена золотая статуя Аполлона и разные принадлежности. Под адитоном находился саркофаг, где якобы хранился прах змея Пифона.

Пифия отказывалась предсказывать людям, чье имя было очернено преступлениями. Перед тем как отвечать на вопросы посетителей, она совершала омовение в Кастальском источнике, после чего надевала на голову лавровый венок.

Затем жрица спускалась в адитон испить из источника, прожевать лавр и сесть на треножник. Вдыхая пары из расщелины она впадала в наркотический транс, начиная бормотать разные фразы, которые затем расшифровывали жрецы. Примерно таким образом и рождались дельфийские предсказания.

Согласно мифам в святилище располагался центр мира. Фактически центром земли был конкретный предмет – Омфал. Он представлял собой огромный камень, который Зевс бросил на землю.

В определенном смысле Дельфы стали центральным местом эллинской Греции. В руках жрецов сосредотачивались серьезные рычали влияния обществом. Они могли по своему усмотрению интерпретировать «волю богов», действуя в корыстных целях.

Дельфийский омфал

Известен случай, разговора пифии с богатым лидийским царем Крезом, который собирался воевать с персами. Пифия сказала, что если он перейдет реку Галис, то погубит великое царство. В результате, царь воспрял духом и отправился в поход, но был разбит персами.

Когда разъяренный Крез пожаловался Дельфийскому оракулу тот ему ответил, что пророчество не уточняло, чье конкретно царство будет разрушено. Таким образом, с помощью лукавства, пифия вышла «сухой из воды».

Благодаря археологическим раскопкам удалось установить, что еще до начала эллинской культуры на месте Дельфийского оракула уже располагалось святилище. Принято считать, что храм был построен на рубеже 9-8 веков до н.э., тогда как пиком его популярности был период с 7 по 5 век до н.э.

Свою значимость Дельфийский оракул утратил в 4 веке н.э., когда принявший христианство римский император Феодосий распорядился закрыть языческий комплекс.

Дельфийский оракул: картинки, фото. Что такое этот институт гадания. Кто такая Пифия

Древняя Греция – страна полная загадок. Древние греки оставили нам огромное культурное и историческое наследие. Однако некоторые моменты истории Античности вызывают споры. Например, Дельфийский оракул, который и сегодня вызывает некоторые споры особенно в среде ученых, занимающихся историей Древней Греции. Какую роль играл Дельфийский оракул в жизни древнегреческого общества? Какое влияние он оказывал на политическую и социальные сферы?

Что такое Дельфийский оракул и как он возник?

Дельфийский оракул есть не что иное как прорицалище. Располагался он в Дельфах, возле храма богу искусства и предсказаний Апполону. Древнегреческая мифология сообщает, что создателем этого прорицалища и был сам Апполон. Он воздвиг храм на месте победы над змеевидным чудовищем Пифоном. В итоге Дельфиский оракул превратился в самое главное и влиятельное прорицалище во всем эллинском мире. Формально главой являлась жрица – пифия, но реально все предсказания интерпретировались служившим в храме жрицами. Только жрецы имели право истолковывать слова пифии.

Читайте также:
Как проявил себя Лаврентий Берия во время ВОВ

Ученые сходятся во мнении, что оракул в Дельфах возник еще в микенский период. Функционирование этого проицалища полностью прекращается примерно в IV в. н.э. Его возвышение происходит в эпохи архаической и классической Древней Греции. Оракул часто именуют выразителем мудрости Апполона.

Данные археологии и истории

История Дельфийского оракула берет истоки в глубокой древности. Зарождение его, как отмечают некоторые историки, происходит еще до появления самих греков. Дельфы начинают приобретать свое мистическое значение еще у коренных племен дорийцев и ионийцев. Археологические исследования в Касталийском ущелье, на месте которого собственно и располагался храм, показывают, что оно было заселено приблизительно с середины II тыс. до н.э. Археологи и историки считают, что истоки Дельфийского оракула содержатся в доапполоновском культе, и возникло как культовое место язычников.

Храм был расположен на склоне горы Парнас, где повсеместно встречались источники, окруженные лаврами Апполону. Вокруг самого знаменитого источника – Кастальского, собирались музы и нимфы, совершающие культовые обряды в честь бога Апполона. Как гласит множество легенд о Дельфийском оракуле, в скале имелась некая расщелина, откуда поднимались дурманящие пары. Согласно тем же легендам эти пары и вызывали галлюцинации у пифии, с помощью них она видела будущее и совершала свои предсказания. Однако ученые, исследовавшие храм Апполона и скол горы, не нашли каких либо подтверждений, так как не обнаружили ни трещин, ни расщелин.

Оракул и пророчества

К Дельфийскому оракулу регулярно стекалось огромное количество посетителей, доступ был свободен. Однако обязательным условием было прохождение очистительных процедур, принесение жертвоприношения и некоторой платы за услуги оракула. Изначально сеансы предсказаний проводились строго раз в год – в день появления на свет Апполона. Много позже, с VI в. до н.э. их начали практиковать каждый месяц 7-го числа. Есть несколько предсказаний Дельфийского оракула, которые считаются самыми известными:

  • 1. Сократ. Ученик Сократа, отправившийся к оракулу в Дельфы, задал вопрос кто самый мудрый человек. В ответ ему жрицы сказали: «Сократ».
  • 2. Начав войну, погубишь великое царство. Это пророчество адресовано царю Лидии, Крезу. Воодушевленный Крез принял поражение от царя Кира. В ответ на претензию Креза, он услышал, что в пророчестве не говориться о каком конкретно царстве идет речь.
  • 3. Серебряные копья принесут победу. Это пророчество, было, адресовано царю Филиппу. Филипп стал первым изготовлять монеты из золота, благодаря чему быстро захватил соседей.

Итак, Дельфийский оракул весьма загадочное явление в древнегреческом обществе. Сейчас уже невозможно точно проверить насколько были верны те или иные предсказания. Однако одно можно сказать с полной уверенностью: Дельфийский оракул играл очень важную роль в политической и общественной жизни Древней Греции.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Многие наверняка слышали слово «оракул», но мало кто придавал ему значение, не особо вникая в саму суть. А ведь для древних греков – оракул был гораздо больше, чем просто человек, умевший предсказывать будущее. Передача божественного знания от бога к смертному, также известная как прорицание, играла важную роль в древнегреческой религии. Гадание принимало различные формы, от изучения жертвенных внутренностей до интерпретации полёта птиц. Но, пожалуй, самой важной формой гадания была практика консультации с богом через посредника, и этот посредник был известен как оракул. Консультации оракулов проводились в постоянных местах и святилищах, разбросанных по всей Древней Греции. Царь богов, Зевс, имел престижных оракулов как в Олимпии, так и в Додоне. Были также оракулы Аполлона и в Дидиме, в Малой Азии и на острове Делос.

Однако самым известным и долговечным из них был Дельфийский Оракул Аполлона.

Дельфийский оракул на протяжении тысячелетий очаровывал цивилизации и как институт, и как концепция. Существует множество древних источников, которые ссылаются на оракула, от поэта V века до н. э. Пиндара до географа II века н. э. Павсания. Дельфы также пленили более поздних художников и писателей. Лорд Байрон даже оставил несколько граффити на камнях гимназии, когда посетил это место в 1809 году. Все это литературное внимание подчёркивает важность Дельф, но почему именно они занимали такое особое положение в древнегреческом мире?

Любой посетитель Дельфы сегодня будет поражён его замечательным расположением. По мере того, как туман рассеивается и священные руины являют себя любопытным странникам, появляется осязаемое ощущение потусторонности. Нетрудно понять, почему древние греки называли его «пупом Земли».

Одна история рассказывает о том, как Зевс выпустил двух орлов, по одному с каждого конца Земли. В том месте, где пересеклись орлы, он бросил камень, чтобы определить центр Земли. Камень приземлился в Дельфах. Считается, что этот камень представлен таинственным маркером, найденным на месте раскопок, известным как омфалос (омфал), или пупочный камень. Однако некоторые древние источники утверждают, что этот камень на самом деле был маркером гробницы Диониса.

Читайте также:
Гитлерюгенд - история, факты, фото

Расположенные на скалистом хребте под горой Парнас, Дельфы – это место, которое не поддаётся человеческому заселению. Ведь по легенде оно принадлежит богам. Источники сильно различаются по происхождению Дельф. Некоторые утверждают, что Гея, богиня-мать Земли, была первой жительницей, задолго до Аполлона. Эта древняя родословная давала определённый уровень престижа этому месту.

Несмотря на своё высокое мифологическое происхождение, вполне вероятно, что Дельфы изначально представляли собой небольшое поселение. Однако город располагался на важном торговом пути из Коринфа в Северную Грецию. В VIII веке до нашей эры возросший уровень торговли вокруг Греции сделал Дельфы более посещаемыми. К V веку до нашей эры Дельфийский оракул стал самым известным священным местом в Греции.

Одной из многих причин, почему Дельфы стали столь важными, была их независимость. Расположение Дельф в Греции означало, что они не были связаны ни с одним из крупных и могущественных городов-государств, таких как Афины, Спарта или Коринф. Это позволяло городу сохранять нейтралитет, что, по крайней мере теоретически, делало его убежище доступным для всех.

Ко всему прочему, важность Дельф и растущее богатство делали город мишенью для нападений время от времени. Но он был защищён и управлялся советом, известным как Амфиктиония. Этот совет состоял из представителей со всей Греции. Среди ключевых членов были представители Фессалии, Афин и Сикиона. Амфиктиония играла важную роль в росте святилища на протяжении веков.

Доступ к Оракулу был на самом деле очень ограничен. Он был доступен для консультаций только в один день каждого месяца. В течение трёх месяцев в году, зимой, не было никаких консультаций. Считалось, что это произошло потому, что Аполлон искал более тёплый климат в холодные месяцы. Поэтому консультации были возможны только в течение девяти дней в году.

Даже в эти девять дней происходил дальнейший процесс, чтобы определить, был ли Аполлон счастлив получить консультацию. На жертвенного козла брызгали холодной водой. Если козёл вздрогнет, значит, Аполлон дал своё согласие, и день может идти по плану.

В каждый день консультаций стояла очередь из желающих задать свой вопрос и получить на него ответ. И все эти люди должны были очиститься в родниковой воде возле святилища. Первыми шли дельфийцы, за ними шли люди, имевшие своего представителя в Амфиктионии, а затем и все остальные греки. Не-греки были допущены последними.

Каждый пришедший к Оракулу должен был заплатить деньги и предложить пеланос, своего рода жертвенный пирог, перед консультацией. Ещё одна жертва была сожжена как приношение всем богам, а также жителям Дельф. После пройденной церемонии, каждый из очереди мог встретиться со жрицей Аполлона, иначе известной как Пифия и Дельфийский оракул.

К сожалению, о Пифиях мало что известно, за исключением того, что все оракулы должны были быть дельфийскими женщинами из уважаемых семей. Однажды избранные, они будут служить всю жизнь. К IV веку до нашей эры Пифия постоянно жила в доме при святилище. В дни консультаций она купалась в Кастальском источнике возле святилища. Затем она отправлялась в храм, где сжигала подношение Аполлону из лавровых листьев и ячменной муки.

Очевидно, что наибольшей привлекательностью Дельф был тот факт, что они открывали доступ, хотя и косвенно, к богу Аполлону. Гомеровский гимн Аполлону, написанный примерно в VII веке до нашей эры, даёт объяснение связи Аполлона с Дельфами. В поисках места для своего оракула он в конце концов остановился на Дельфах из-за красоты их расположения. Но сначала он должен был победить чудовищного дракона, который жил неподалёку. Убив дракона своими стрелами, он оставил его тело гнить под палящим солнцем. Греческое слово «гнить» означает «пифеин», и считается, что именно отсюда произошло название Пифии. Город Дельфы был ранее известен как Пифон в бронзовом веке.

Источники сильно расходятся в том, что произошло дальше. По общему мнению, Пифия принимала консультантов, сидя на треножнике во внутренней части храма. Более поздние древние источники упоминают о пропасти в полу храма. Из этого отверстия, по-видимому, поднимался какой-то пар, который Пифия вдыхала. Затем она входила в своего рода транс и произносила божественные слова Аполлона.

Но есть и другие версии этой истории. Алкей, лирик VII века до нашей эры, рассказывает о том, как Зевс приказал Аполлону установить оракул в Дельфах. Иная версия у Эсхила, который в своей трагической пьесе «Эвменид» объясняет, что Аполлон получил Дельфы по наследству от Геи.

Истории могут быть разными, но конечная точка каждой версии – установление места пророчества в Дельфах. Аполлон хорошо известен как греческий бог пророчеств, обладающий способностью заглядывать в будущее. Однако, возможно, более точно будет описать консультации в Дельфах как передачу божественного совета.

Желающие получить ответ на свой вопрос посещали Дельфы с запросами как от частных лиц, так и от имени целых городов-государств. Самые распространённые просьбы о помощи от людей касались личных вопросов, например, брака и перспектив работы. Иногда им хотелось знать, стоит ли пускаться в долгое и опасное путешествие. Просьбы о лекарствах от болезней и недугов также были распространены.

Читайте также:
Новое царство Древнего Египта - краткая история

Люди, которые посещали Дельфийский оракул от имени своего города, часто искали совета по поводу серьёзных споров между общинами. Города также хотели знать, благосклонно ли Дельфы отнесутся к развитию их колоний за границей. Подъём Дельф, особенно в VI веке до нашей эры, совпал с ростом демократии и ростом городских районов по всей Греции. Одной из самых важных сильных сторон Дельф была их способность помогать устанавливать закон и порядок. Таким образом, Дельфийский оракул стал одним из главных звеньев и советчиков в развитии греческого мира.

Форма ответов Аполлона через Пифию – одна из самых горячо обсуждаемых тем для учёных Дельф. Плутарх был философом I века нашей эры, а также жрецом Аполлона в Дельфах. Он говорил о том, что ответы Пифии были известны своей двусмысленностью во времена расцвета Дельф. Некоторые описывают её слова как загадки, которые должны были быть истолкованы получателями. Другие называют их формой гекзаметрической поэзии.

Некоторые учёные считают, что жрецы, которые работали вместе с Пифией, помогали в процессе интерпретации. Но это не может быть окончательно доказано. Также неясно, были ли ответы записаны и затем переданы получателям для их интерпретации. Ясно, что в своей двусмысленности Оракул подчёркивал тот факт, что божественные слова изначально были непонятны смертным. Они не могли быть восприняты непосредственно, божественная мудрость должна была быть сначала тщательно истолкована.

На протяжении всей истории Дельф было много тех, кто впал в заблуждение из-за двусмысленности Оракула. Геродот, пишущий Историю в V веке до нашей эры, рассказывает о некоторых захватывающих эпизодах неправильного толкования в Дельфах. Возможно, самый известный из них – Крез, невероятно богатый царь Лидии.

Крез попытался проверить Дельфийский Оракул, попросив его сказать, что он делал в определённый момент времени в Лидии. Оракул правильно ответил, что Крез разрезал черепаху и ягнёнка, а затем поместил их в бронзовый котёл. Ободрённый такой точностью, Крез спросил Оракула, будет ли он успешен в военной кампании против Персии. Оракул ответил, что Крез «уничтожит великую империю». Крез высокомерно предположил, что это означает, что он добьётся успеха. Он не смог понять, что эта великая империя на самом деле была его собственной, и вскоре он был порабощён персами.

Имея дело с высокомерными личностями таким образом, независимо от того, насколько они были важны, Оракул утверждал свою власть. Примеры таких, как Крез, служили предостережением другим. Дельфийский оракул не любил манипуляций и небрежных толкований.

К V веку до нашей эры Дельфы стали самым важным оракульским святилищем в Греции. Он привлекал посетителей со всего греческого мира и за его пределами, из таких мест, как Малая Азия и Египет. Около 590 года до нашей эры первые Пифийские игры также проводились в Дельфах в честь Аполлона. Эти спортивные состязания стали одним из великих панэллинских игр-фестивалей Греции и заняли место на арене наряду с Олимпийскими играми.

Одной из причин, по которой Дельфы смогли завоевать свою репутацию и стать столь важными, было растущее богатство. Это место было опустошено пожаром в VIII и VI веках до нашей эры. Но, благодаря очень щедрой поддержке и пожертвованиям, впоследствии были построены большие и лучшие священные здания. Они включали в себя огромный храм Аполлона, а также многочисленные здания городской казны.

Богатство Дельф происходило от пожертвований и посвящений, сделанных отдельными людьми и городами-государствами. Многие из этих подношений поступали от восточных царей. Большое количество этих иностранных посвященных отражало международное значение Оракула. Крез Лидийский, например, подарил цельную золотую статую льва и большие чаши из золота и серебра.

Среди самых известных посвящений были две статуи архаического стиля, подаренные городом Аргосом в конце VII века до нашей эры. Эти статуи считаются либо близнецами Кастором и Поллуксом, либо братьями Клеобисом и Битоном. Клеобис и Битон принадлежали к аргивянскому мифу, в котором они проявляли большую преданность как своей матери, так и богине Гере.

Ещё одно невероятное подношение было сделано Иероном I, тираном Сиракуз. В 470 году до нашей эры Иерон выиграл гонку колесниц на Пифийских играх. В благодарность Аполлону он посвятил бронзовую колесницу в натуральную величину с четырьмя лошадьми и возницей. На сегодняшний день обнаружен только возничий. Сегодня статуя занимает почётное место в музее в Дельфах.

Прекрасные статуи и драгоценные предметы в Дельфах отражают желание людей и городов постоянно находиться в святилище. Для древних греков Дельфы были не просто священным местом. Оракул занимал непревзойдённое положение в обществе, которое длилось более тысячи лет. Дельфийский оракул, обладавший способностью влиять на могущественных людей, а также на крупные города-государства, сыграл решающую роль в развитии западной цивилизации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: