Крейсер «Аврора» – история, факты, фото

Как “Аврора” не стала “Юноной”: малоизвестные факты о легендарном крейсере

Он был заложен на судостроительной верфи “Новое Адмиралтейство” (ныне “Адмиралтейские верфи”, Санкт-Петербург) 4 июня 1897 года, спустя три года в присутствии императора Николая II и императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны состоялся торжественный спуск на воду. Водоизмещение “Авроры” на тот момент составляло 6731 т.

В настоящее время — в составе Балтийского флота, филиал Центрального военно-морского музея Минобороны. Является объектом культурного наследия РФ. Один из четырех сохранившихся в мире броненосцев постройки конца XIX – начала XX века.

ТАСС собрал наиболее любопытные факты из богатейшей истории легендарного крейсера.

“Богатырь” или “Полкан”

“Аврора” — последний в серии из трех кораблей водоизмещением 6,6 тыс. тонн, построенных в конце XIX века на петербургской верфи. Первые два корабля этого проекта были названы “Паллада” и “Диана”, третий почти год был безымянным и именовался просто “крейсер водоизмещением 6630 тонн типа “Диана”. В русском флоте название типу кораблей давалось не по имени головного корабля, а по наиболее короткому и звучному названию одного из однотипных кораблей.

Корпус крейсера “Аврора” после спуска на воду, 1900 год

Лишь в 1897 году он получил имя. По традиции, существующей со времен Петра I, право давать наименование крупным кораблям принадлежало царю, поэтому Николаю II был предложен список возможных названий строящегося крейсера: “Аврора”, “Наяда”, “Гелиона”, “Юнона”, “Психея”, “Аскольд”, “Варяг”, “Богатырь”, “Боярин”, “Полкан”, “Нептун”. Император подчеркнул название в списке и на полях карандашом написал: “Аврора”.

Кстати, крейсер “Аврора” — второй корабль русского флота, носящий это имя. Первым был трехмачтовый парусный фрегат, построенный в 1835 году на Охтинской верфи в Петербурге. В 1854 году он принял участие в героической обороне города Петропавловска-на-Камчатке.

По “Авроре” стреляли свои

В 1904 году крейсер вошел в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала Зиновия Рожественского. Эскадра в составе 28 кораблей осенью 1904 года вышла из Либавы (ныне Лиепая, Латвия) и направилась на Дальний Восток, с тем чтобы объединиться с запертой в Порт-Артуре 1-й Тихоокеанской эскадрой и атаковать корабли японского флота. В ночь на 9 октября, когда эскадра находилась в Северном море, произошел инцидент, который в России называют Гулльским, а в Европе — “Русским произволом” (The Russian Outrage).

“Аврора” во время ходовых испытаний, 1903 год

Командующий эскадрой Рожественский получил сведения о нахождении на пути русских кораблей неизвестных миноносцев. В районе Доггер-Банки по ходу следования эскадры был обнаружен силуэт корабля, который двигался без отличительных огней и шел курсом, пересекающим курс русской флотилии, что являлось грубым нарушением международных правил плавания судов в море.

Командование эскадры решило, что ей грозит атака миноносцев, и с идущих впереди броненосцев открыли огонь по неизвестному кораблю. Позже выяснилось, что русские корабли обстреляли небольшие британские рыболовецкие суда, одно из которых было затоплено, еще пять получили повреждения, погибли два человека. Огонь был прекращен. Одновременно с этим на траверзе передового отряда показались силуэты еще двух кораблей, по которым тоже был открыт огонь. Ими оказалась “Аврора” и крейсер “Дмитрий Донской”, которые находились в отдалении от основной ударной группы эскадры. В результате обстрела на “Авроре” пострадали два человека.

Команде было приказано лечь, а из боевой рубки засигналили всеми сигнальными средствами, имевшимися в распоряжении, зажгли так называемую рождественскую елку, фальшфейера, лучи прожекторов пустили вверх. “Александр III” в это время как раз навел дула своих огромных 12-дюймовых чудовищ и готовился ахнуть по “Авроре” залпом, от которого ей был бы капут. Стрельба стихла. Попаданий оказалось всего пять, и два из них в каюту судового священника.
Пострадавших было двое. Священнику раздробило плечо, и он скончался при явлениях гангрены в Танжере. Матрос, раненный в ногу, поправился, но продолжать службу не мог и был уволен на родину
Владимир Кравченко
судовой врач “Авроры”

На следующий день в европейских газетах был поднят шквал негодования. Британский флот бросился следом за эскадрой Рожественского и блокировал ее у берегов Испании. Инцидент привел к серьезному дипломатическому конфликту, который удалось уладить лишь после того, как Россия согласилась возместить рыбакам все убытки и обеспечить родных погибших и раненых пенсиями. Эскадра между тем продолжила свой путь.

Крокодилы, хамелеоны и лемуры

У моряков на “Авроре”, как и на многих других кораблях, были свои питомцы и любимцы. Некоторое время обитали два крокодила. Они были взяты на борт в одном из африканских портов по пути следования крейсера к берегам Японии. Одного звали Сам, другого — Того, по имени японского адмирала Хэйхатиро Того, который позднее руководил разгромом 2-й Тихоокеанской эскадры.

“Тропический климат, тяжелые условия плавания расшатывали здоровье, психику. Осточертело мертвящее однообразие. Матросов, даже прежде равнодушных к животным, неудержимо потянуло к ним. После гибели Шарика на крейсере появились два молодых крокодила, несколько хамелеонов, не только менявших цвет, но и форму тела — они надувались, преображались на глазах”, — описывает присутствие пресмыкающихся на боевом корабле писатель Юрий Чернов в книге “Судьба высокая “Авроры”.

Экое горе! — жалуется один другому. — и спать ложиться-то страшно: из одного угла на тебя крокодил ползет, в другом удав свернулся клубочком. Встанешь, пойдешь искать местечко побезопаснее и со всех ног летишь на палубу, споткнувшись о черепаху (их у нас две, громадные, на них становиться обеими ногами можно). Идешь дальше: там ворчат, хрюкают лемуры, там хамелеон шипит, а пруссаки. что про них и говорить! Хуже собак накидываются, скоро всю шкуру с тебя сгрызут
Владимир Кравченко
судовой врач “Авроры”

Однажды, когда моряки решили, что приручение крокодилов удалось, их выпустили на ют (кормовая часть верхней палубы. — Прим. ТАСС) греться на солнце. Усыпив бдительность людей, Сам неожиданно бросился к борту и прыгнул в океан. Гибель крокодила произвела удручающее впечатление на матросов. О судьбе Того известно, что он ненадолго пережил собрата и был убит во время Цусимской битвы.

Читайте также:
Хрустальная ночь - Еврейский погром 1938 года

Цусимский везунчик

2-я эскадра Тихоокеанского флота, насчитывающая 38 боевых кораблей и вспомогательных судов, преодолев три океана, дошла до берегов Японии, но не смогла пройти узкий Корейский пролив. Там эскадру Рожественского ожидали превосходящие силы японского флота (89 кораблей) под флагом адмирала Хэйхатиро Того. Днем японцы обрушили мощнейший артиллерийский огонь на корабли русской эскадры, в первую очередь стремясь вывести из строя броненосцы.

Кормовой флаг крейсера “Аврора” после Цусимского сражения

“Аврора” с честью выдержала бой у Цусимы, выполняя приказ командования по защите кораблей и транспортов. Комендоры вели точный огонь по кораблям противника, корабль не раз своим телом закрывал израненные русские броненосцы.
Но итог схватки был предрешен — большая часть русских кораблей была потоплена японцами или сдалась в плен. Остальные были либо затоплены экипажами, либо погибли позднее, во время преследования врагом. Уцелели три везунчика из отряда крейсеров — “Олег”, “Жемчуг” и “Аврора”, а также один миноносец и два вспомогательных судна.

В Цусимском бою “Аврора” получила около 10 попаданий снарядами калибра от 75 до 200 мм, были выведены из строя пять орудий. Экипаж потерял 16 человек убитыми, в том числе капитана корабля Евгения Егорьева, и 89 ранеными (по другим данным — 15 убитыми и 83 ранеными). Осколки шесть раз сбивали флаг, но он был возвращен на место экипажем. В ходе боя крейсер выпустил по противнику 303 снаряда калибром 152 мм, 1282 — калибра 75 мм и 320 — 37 мм.

Первый рентген после морского боя

На “Авроре” впервые на боевом корабле по настоянию судового врача Владимира Кравченко был смонтирован рентгеновский аппарат. Сам доктор в своей книге “Через три океана. Воспоминания врача о морском походе” писал, что скептики заявляли, что использование рентгеновского оборудования на судах невозможно. В существующей в то время практике оказания внегоспитальной помощи даже на суше, а не на флоте осколки искали в ранах с помощью зондов, зачастую без анестезии.

Между прочим, этот опыт широкого применения аппарата Рентгена на военном корабле после боя явился первым. Исследовано было более 40 раненых. За все время я наблюдал только один случай обморока, и это было во время исследования Рентгеном
Владимир Кравченко
судовой врач “Авроры”

Холостой с опровержением

Крейсер называют символом Октябрьской революции, однако считать его таковым можно лишь с натяжкой.

Приблизительно с 30-х годов благодаря художникам, поэтам, журналистам, режиссерам и некоторым писателям началось воспевание крейсера “Аврора”. Слава этого крейсера особенно расцвела во время культа личности. Матрос, обвешанный пулеметными лентами, и крейсер “Аврора” становятся эмблемами Великой Октябрьской революции, а все остальное будто не существовало
Николай Ховрин
из воспоминаний матроса-большевика, члена ЦК Балтийского флота

Залп крейсера “Аврора”, 1917 год

“Одним из распоряжений Военно-революционного комитета было приказание крейсеру “Аврора” встать на якорь у Николаевского моста на случай обстрела Зимнего дворца, где помещалось Временное правительство”, — описывал Ховрин участие “Авроры” в событиях в ночь на 26 октября 1917 года. Не зная, как поведут себя находившиеся воинские подразделения, он считал, что мера эта явилась необходимой, тем более что на “Авроре” были крупнокалиберные пушки. Однако командование крейсера отказывалось от выполнения приказов, ссылаясь на неглубокий фарватер на Неве.

Кроме того, машины “Авроры” не были в то время собраны. Все же буксир вывел крейсер к мосту, где он и встал на якорь. Когда стали готовить пушки, то оказалось, что к ним нет прицелов. Кто-то запер прицелы в каюте. Так в поисках того и другого дотянули до вечера. Словом, все делалось для того, чтобы приказ Военно-революционного комитета не был выполнен. Но все же в самый решающий момент “Аврора” дала один холостой выстрел, и этим роль крейсера была исчерпана
Николай Ховрин
из воспоминаний матроса-большевика, члена ЦК Балтийского флота

После выстрела, позднее названного историческим, по Петрограду поползли слухи, что выстрелы по творению Растрелли производились боевыми снарядами. Для их опровержения в газете “Правда” от 9 ноября (27 октября) 1917 года была опубликована следующая заметка:

Письмо в редакцию.
Команда крейсера “Аврора” выражает протест по поводу брошенных обвинений, тем более обвинений не проверенных, но бросающих пятно позора на команду крейсера. Мы заявляем, что пришли не громить Зимний дворец, не убивать мирных жителей, а защищать и, если нужно, умереть за свободу и революцию от контрреволюционеров.
Печать пишет, что “Аврора” открыла огонь по Зимнему дворцу, но знают ли господа репортеры, что открытый нами огонь из пушек не оставил бы камня на камне не только от Зимнего дворца, но и от прилегающих к нему улиц?
К вам обращаемся, рабочие и солдаты г. Петрограда! Не верьте провокационным слухам. . Что же касается выстрелов с крейсера, то был произведен только один холостой выстрел из 6-дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающий их к бдительности и готовности.
Председатель судкома А. Белышев
Секретарь С. Захаров

Покушения на “Аврору”

Не исключено, что революционной “Аврору” стали считать потому, что экипаж крейсера действительно поддерживал большевиков. В 1917–1918 годах, как заявляет бывший командир корабля Лев Поленов в своей книге “Сто лет в списках флота”, было сделано несколько попыток уничтожить революционный крейсер или его экипаж. Первая попытка была предпринята в канун 1918 года, когда на корабль была отпущена к новогоднему столу партия окороков, которые, как выяснилось, были отравлены. Около 200 человек были госпитализированы в тяжелом состоянии.

Читайте также:
Эпоха Возрождения (Ренессанса) – Интересные факты

“Аврора” в ходе восстановительных работ, 1923 год

В январе экипаж крейсера был предупрежден о намерении врагов революции уничтожить корабль. Для защиты “Авроры” балтийцы установили на льду Большой Невы проволочное заграждение, усилили охрану корабля. Во второй половине марта судовой комитет получил информацию о намерении анархистов подорвать “Аврору”.

30 марта попытка теракта была предотвращена. На льду у носовой части крейсера, в районе погребов с боезапасом, матросы нашли подозрительный пакет и принесли в судовой комитет. Офицер, который исполнял обязанности старшего артиллериста, обезвредил “адскую машину” и разрядил ее, вынув взрыватель с часовым механизмом и 3,6 кг тола. Однако на этом события не закончились: офицер ушел к себе в каюту изучать устройство взрывателя и устройство мины, а затем, при докладе командиру, случайно в его руках сдетонировал взрыватель. У офицер-артиллериста были изувечены руки, рана в боку.

Пушки “Авроры” обороняли Ленинград

Начало Великой Отечественной войны застало “Аврору” в порту Ораниенбаума. Артиллерия корабля была в строю, он был включен в систему противовоздушной обороны подступов к Кронштадту и Ленинграду.

С июля 1941 года 130-мм орудия действовали в составе батареи “А”, названной в честь крейсера и включавшей в состав своих расчетов моряков с “Авроры”. В сентябре 1941 года эта батарея в течение недели сражалась в районе Дудергофа на Вороньей горе (самая высокая точка Ленинграда) против немецких танков, находясь в полном окружении. Бой шел до последнего снаряда, и из 165 человек личного состава пробились из окружения лишь 26. Моряки одного из орудийных расчетов предпочли смерть сдаче в плен, подорвавшись вместе с орудиями.

Сам крейсер в сентябре 1941 года, после артобстрела, накренился на правый борт, и, чтобы выровнять его, команде пришлось частично подтопить корабль, открыв кингстоны на противоположном борту.

Из-за отсутствия тепла и электричества личный состав с наступлением морозов переселился на берег, где впоследствии зимой занимался выгрузкой оставшегося вооружения. Одна из пушек, перевезенная “живым паром” по льду до мастерских, впоследствии была установлена на бронепоезде “Балтиец”. Этот бронепоезд вплоть до 1944 года громил врага на подступах к Ленинграду.

“Аврора” в роли “Варяга”

23 октября 1945 года по решению народного комиссара ВМФ СССР крейсер “Аврора” был предоставлен для съемок кинокартины о крейсере “Варяг” съемочной группе студии им. Горького на срок до 1 июня 1946 года.

Корабль в то время ожидал ремонта на Балтийском заводе, где его должны были подготовить к установке на вечную стоянку. В связи с решением о съемке судостроителям пришлось планировать работы сразу по двум направлениям — восстановление корабля и придание ему внешнего вида крейсера “Варяг”. Для гримирования под “Варяг” необходимо было установить четвертую, фальшивую трубу, несколько 152-мм орудий, сделать носовое украшение и командирский балкон в кормовой оконечности.

Подготовка к съемкам шла с 5 апреля по 15 июля 1946 года. После ее окончания крейсер был переведен на Восточный кронштадтский рейд, где “Авроре” предстояло сыграть роль “Варяга”. В съемках участвовал почти весь личный состав, перевозил с берега на шлюпках людей, продукты, материалы. Последние кадры были отсняты 29 сентября, на следующий день крейсер был возвращен к стенке судоремонтной мастерской у Масляного Буяна.

В 1904 году 10 японских эсминцев внезапно атаковали русскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура, и вывели из строя 2 броненосца и 1 крейсер. Пытаясь прорваться из корейского порта Чемульпо в Порт-Артур, крейсер “Варяг” и канонерская лодка “Кореец” вступили в неравный бой с японской эскадрой. За час боя моряки потопили миноносец противников, повредили три крейсера, но и сами получили серьезные повреждения. Корабли вернулись в порт, и по приказу командира “Варяга” капитана Руднева “Кореец” был взорван, а крейсер затоплен. На следующий день Япония объявила России войну.

Сувениры из “Авроры”

С 1984 по 1987 год на Заводе имени Жданова (ныне “Северная верфь”) производился ремонт корабля. Пока корабль отсутствовал на привычном месте у Нахимовского училища, а также после его возвращения к 70-летию Октябрьской революции по Ленинграду поползли слухи, что “Аврора” якобы стоит на бетонном основании, вся подводная часть корабля срезана. Эти сведения стали распространяться еще активнее после того, как в прессе прошел сюжет о том, что жители поселков Ленинградской области, расположенных вблизи Лужской губы, распродают куски корабля на сувениры.

Музей “Крейсер “Аврора”, 1989 год

Как пишет Лев Поленов в своей книге, во время ремонта корабля на Заводе Жданова подводная часть крейсера в самом деле была отделена от надводной. Вместо старого дна к кораблю было приварено новое. “Несохраняемая” старая конструкция сначала четыре года простояла на разделочной базе ЛПО “Вторчермет”, находящейся рядом с заводом, где ремонтировалась “Аврора”. В 1988 году подводную часть переправили в Лужскую губу рядом с поселком Ручьи, где часть легендарного корабля была загружена балластом и затоплена. Там она и находится до сих пор, а куски части корабля местные жители и туристы кромсают на сувениры.

Крейсер «Аврора»: история корабля , пережившего многое

24 мая 1900 года крейсер «Аврора» впервые спустили на воду. С тех пор корабль успел поучаствовать в морских сражениях , стать символом революции и первым кораблем ВМФ. Чем известна «Аврора» — в материале altapress.ru.

Крейсер начали строить 4 июня 1897 года на Ново-Адмиралтейской верфи. Свое название корабль получил благодаря парусному фрегату «Аврора». Тот отличился в боевых действиях в августе 1854 года , при защите Петропавловска-Камчатского.

Спуск на воду

Спустя три года после начала строительства , 24 мая 1900 года ( по новому стилю) судно спустили на воду. Среди присутствующих на этом событии был даже император Николай II , пишут «Аргументы и Факты».

Читайте также:
25 интересных фактов о Колизее

В эксплуатацию судно ввели только в 1903 году. В том же году он совершил свое первое плавание. Усилил Порт-Артурскую эскадру , пройдя путь из Кронштадта на Дальний Восток. Тогда экипаж судна составлял шестьсот человек.

Боевое крещение «Авроры»

14 мая 1905 года судно участвовало в Цусимском сражении. Бой для «Авроры» закончился плачевно: несколько отсеков затоплены , пушки вышли из строя , на судне пожар. Несмотря на последствия первого испытания , «Аврора» выстояла.

Символ Октябрьской революции

Отдельного внимания требует «Аврора», как символ Октябрьской революции 1917 года. 25 октября ( 7 ноября по новому стилю) крейсерский залп стал сигналом для начала штурма Зимнего дворца , пишет «Президентская библиотека».

В конце 1948 года «Аврору» пришвартовали у Петроградской набережной в Ленинграде. Крейсер располагается там и ныне — именно как памятник революционных событий 1917 года.

Музей «Авроры»

Обычно период эксплуатации военных крейсеров не превышает 25 лет. Однако судно прослужило 45 лет. За это время «Аврора» поучаствовала в обороне Кронштадта от фашистов. На вечную стоянку крейсер отправили только в 1948 году.

С момента «выхода на пенсию» судно стало музеем. За годы его существования в нем побывали Юрий Гагарин и Валентана Терешкова , принцесса Монако , Маргарет Тэтчер и многие другие.

Музей состоит из шести залов. Пускают даже в машинное и котельное отделения. На борту крейсера хранятся более 500 экспонатов: уникальные фотографии , боевые снаряды и корабельное обмундирование , предметы из жизни на корабле.

Во время капитального ремонта судна , его подводную часть пришлось полностью заменить. Однако есть и то , что сохранилось до наших дней в своем первоначальном виде , например , кают-компания.

Реконструкция

Осенью 2014 года «Аврору» отправили в док Кронштадтского морского завода на реконструкцию. Техническое оснащение Крейсера нуждалось в восстановлении. Корабль-музей нуждался в обновлении систем , оборудования и механизмов.

На свое историческое место , к Петроградской набережной , «Аврора» вернулась спустя два года , 16 июля 2016 года.

  • Фотофакты. Крейсер «Аврора» вернется в строй летом 2016 года
  • Экипаж корабля «Алтай» требует признать их ветеранами войны в Сирии
  • Почему затонул пароход «Челюскин» и как его экипаж два месяца держался на дрейфующей льдине
  • Сюжет: Исторические разборы и статьи

Эта закладка предназначена для тех наиболее внимательных из вас, кто замечает опечатки, орфографические, пунктуационные и фактические ошибки в наших текстах и хотел бы помочь нам исправить их. Мы заранее благодарим всех, кто вместе с нами стремится улучшить качество наших материалов. Ваша помощь неоценима не только для редакции – она также важна для тех читателей, которые благодаря вам прочтут эти тексты в правильной редакции.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Легендарный корабль, популярный музей

Некоторые корабли считаются едва ли не символами наций, которыми они были построены — например, британский Victory. В России такая судьба оказалась суждена крейсеру «Аврора». В советское время этот легендарный корабль воспринимался, главным образом, как материальное воплощение «Великого Октября», сегодня же он выглядит хранителем традиций российского флота.

В рядах Императорского флота

Бронепалубный крейсер «Аврора», третий корабль типа «Диана», был заложен 23 мая 1897 года (здесь и далее даты до февраля 1918 года приводятся по «старому стилю») на верфи «Новое Адмиралтейство» в Санкт-Петербурге. 11 мая 1900 года крейсер спустили на воду в присутствии императора Николая II, но его достройка по ряду причин сильно затянулась. В строй «Аврору» ввели только 16 июня 1903 года, первым командиром корабля стал капитан 1-го ранга И.В. Сухотин. На тот момент крейсер 1-го ранга (как он официально классифицировался) имел следующие основные характеристики:

3 паровых машины (11610 л.с.), 24 котла

Дальность хода, миль

4000 на 10 узлах

8×152-мм, 24×75-мм, 8×37-мм (состав вооружения неоднократно менялся на протяжении службы корабля)

1 надводный и 2 подводных 381-мм торпедных аппарата (демонтированы в ходе модернизаций), 8 торпед

бронепалуба — 38-мм, боевая рубка — до 152-мм

В сентябре 1903 года «Аврора» начала переход на Тихий океан в составе отряда контр-адмирала А.А. Вирениуса. После начала русско-японской войны поход прервался в Средиземном море, в апреле 1904 года корабли вернулись обратно на Балтику. В октябре того же года «Аврора» повторно отправилась на Тихий океан в составе Второй Тихоокеанской эскадры. 14 мая 1905 года корабль принял участие в Цусимском морском сражении, ведя перестрелку с японскими крейсерами. «Аврора» получила 16 попаданий, погибли командир капитан 1-го ранга Е.Р. Егорьев и 14 нижних чинов. По итогам боя «Аврора» с крейсерами «Олег» и «Жемчуг» смогла успешно покинуть поле боя. 21 мая корабли прибыли в Манилу, где интернировались по требованию властей США.

«Аврора» вернулась на Балтику в феврале 1906 года. После капитального ремонта с модернизацией корабль активно использовался для учебных походов и демонстрации флага. Крейсер ходил в Средиземное море (1910, 1912 годы), в Индийский и Тихий океаны (1911-1912 годы), принимал на борту августейших особ из различных стран. С началом Первой мировой войны морально устаревшая «Аврора» обеспечивала оборону российских минно-артиллерийских позиций на Балтике, оказывала поддержку сухопутным войскам на побережье Рижского залива. Крейсер практически не контактировал с силами противника, и ярких боевых эпизодов с его участием не зафиксировано.

С сентября 1916 года «Аврора» проходила ремонт и модернизацию в Петрограде, где оказалась в центре революционных событий. Экипаж активно поддержал Февральскую революцию (в ходе волнений был убит командир корабля), затем попал под влияние большевиков, и 24 октября 1917 года перешёл в распоряжение Военно-революционного комитета. Вечером 25 октября с крейсера был сделан знаменитый холостой выстрел из 152-мм орудия, в популярной интерпретации ставший сигналом к штурму Зимнего дворца.

Читайте также:
Перл-Харбор - история нападения, факты

Под советским флагом, превращение в музей

В годы Гражданской войны «Аврора» отстаивалась в Петрограде и Кронштадте, члены экипажа воевали на сухопутных фронтах. В 1923 году корабль прошёл восстановительный ремонт и влился в состав Морских сил Балтийского моря. К 10-летию Октябрьской революции он был награждён орденом Красного Знамени. «Аврора» активно эксплуатировалась в роли учебного корабля и совершила ряд дальних заграничных походов с заходом в иностранные порты (Норвегия, Дания, Швеция, Германия). С 1935 года безнадёжно устаревший и утративший боевую ценность крейсер использовался как несамоходная учебная база военно-морских училищ и плавбаза подлодок, планировалось его списание.

С началом Великой Отечественной войны «Аврора» участвовала в противовоздушной обороне Кронштадта и Ораниенбаума. Постепенно моряки направлялись воевать на сушу, а вооружение демонтировалось. В сентябре 1941 года в обороне Ленинграда участвовала батарея «А», вооружённая десятью снятыми с крейсера 130-мм орудиями (большинство личного состава батареи погибло), одно 130-мм орудие позднее было установлено на бронепоезде «Балтиец». Стоявший в Ораниенбауме крейсер обстреливался немецкой артиллерией, подвергался ударам авиации и в конце сентября 1941 года во избежание гибели был посажен командой на грунт на мелководье. Заметной роли в дальнейших событиях разоружённая «Аврора» не играла, хотя символически сохраняла боеспособность на протяжении всей обороны Ленинграда (имелась одна 76-мм зенитка, был поднят военно-морской флаг).

В июле 1944 года старый крейсер подняли и поставили в ремонт в Ленинграде. Планировалось сохранить его в качестве корабля-памятника и учебной базы Ленинградского Нахимовского училища. В ноябре 1948 года «Аврора» встала на вечную стоянку в истоке Большой Невки на Петроградской стороне, где и находится до сих пор. В 1956 году корабль-памятник стал филиалом Центрального военно-морского музея и перестал использоваться в учебных целях, во внутренних помещениях была создана музейная экспозиция. При этом он формально сохранялся в составе ВМС. Высокую символическую ценность «Авроры» зафиксировало награждение крейсера орденом Октябрьской Революции в 1968 году.

В 1984-1987 годах крейсер прошёл капитальный ремонт и реставрацию, методы и итоги которой вызвали противоречивые оценки у историков флота и кораблестроителей (в первую очередь то, что подводная часть корпуса была фактически построена заново). Как бы то ни было, внешний вид корабля приблизился к состоянию начала ХХ века, была создана новая музейная экспозиция. Следующий капитальный ремонт с реконструкцией и очередная реэкспозиция «Авроры» состоялись в 2014-2016 годах. В настоящее время крейсер формально входит в корабельный состав ВМФ РФ и имеет военный экипаж, но сохраняет статус публичного музея (филиала Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого).

Внешний вид корабля-памятника

Корабль-музей «Аврора» неизменно находится на вечной стоянке у берега Петроградской стороны (ближайшая станция метро — «Горьковская»). Крейсер является популярным туристическим объектом и пользуется большой популярностью у посетителей. Это приводит к тому, что при визите стоит учитывать немалую вероятность попадания в очередь, особенно в выходные дни. Формальный статус военного корабля заметного влияния на посещение не оказывает.

В настоящее время рядовому посетителю доступны для свободного осмотра верхняя палуба «Авроры» и залы постоянной музейной экспозиции. В машинное отделение крейсера допускаются только групповые экскурсии. Восстановленные корабельная церковь и медицинский пункт входят в состав экспозиции, но также доступны лишь для экскурсантов.

bobrikstas

фотографии и разное .

Д ля понимания, что же снится крейсеру Аврора”
предлагаю вспомнить ее его долгий и славный боевой и жизненный путь.

История “Авроры”
Бронепалубный крейсер “Аврора” был заложен 23 мая 1897 года в Петербурге (в Новом адмиралтействе). Корабль однотипный с заложенными ранее “Палладой” и “Дианой”.

В российском флоте существовала (и существует) традиция преемственности названий кораблей, и новые крейсера унаследовали имена парусных фрегатов. Постройка корабля заняла более шести лет – “Аврору” спустили на воду 11 мая 1900 года в 11 часов 15 минут, а в состав флота (после завершения всех достроечных работ) крейсер вошёл только 16 июля 1903 года.

Основное предназначение – ведение разведки, уничтожение торговых судов неприятеля, прикрытие линейных кораблей от атак вражеских миноносцев, дозорная служба. Вести артиллерийские дуэли с современными броненосцами того времени корабль не мог. Не имел брони и достаточной огневой мощи. Зато обладая солидным (около семи тысяч тонн) водоизмещением и, вследствие этого, хорошей мореходностью и автономностью. При полном запасе угля (1430 тонн) “Аврора” могла без дополнительной бункеровки дойти от Порт-Артура до Владивостока и вернуться обратно.

25 сентября 1903 года (всего через неделю после укомплектования, закончившегося 18 сентября) “Аврора” с экипажем в 559 человек под командованием капитана 1-го ранга И. В. Сухотина покинула Кронштадт.
В Средиземном море “Аврора” присоединилась к отряду контр-адмирала А. А. Вирениуса. Началась война и 5 апреля 1904 года “Аврора” вернулась в Кронштадт, где её включили в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала Рожественского, готовившейся к походу на Дальневосточный театр боевых действий.

Адмирал Рожественский был оригинал и (возможно в целях конспирации) давал боевым кораблям прозвища, с соленым флотским юморком. Крейсер “Адмирал Нахимов” называл “Идиотом”, броненосец “Сисой Великий” – “Инвалидным убежищем”, яхту “Светлана” звал “Горничной”, а “Аврора” удостоилась “почетного” титула “Проститутка подзаборная”))))

2 октября 1904 года в составе эскадры, сменив командира (им стал капитан 1-го ранга Е. Р. Егорьев( “Аврора” отправилась к Цусиме.

в Цусимском сражении «Аврора» выпустила по противнику 303 152-миллиметровых, 1282 75-миллиметровых и 320 37-миллиметровых снарядов.

За время боя крейсер получил 18 попаданий снарядов разных калибров, имел серьёзные потери экипажа – до ста человек убитыми и ранеными.

Погиб командир – его фотография экспонируется ныне в музее крейсера в обрамлении пробитого осколком японским снарядом стального листа обшивки и обгорелых досок настила палубы.

Но при всем этом кораблю удалось вырваться из окружения и уйти в Манилу, где он простоял разоруженным до конца войны.

Читайте также:
The Rolling Stones - история, факты, фото

В 1909-1910 годах “Аврора” вместе с “Дианой” и “Богатырём” входила в состав отряда заграничного плавания, специально предназначенного для прохождения практики гардемаринами Морского корпуса и Морского Инженерного училища, а также учениками Учебной команды строевых унтер-офицеров.
В ноябре 1911 года авроровцы принимали участие в торжествах в Бангкоке в честь коронации сиамского короля.

В 1910 году крейсер сопровождал императорскую яхту в Ригу.

Первую модернизацию крейсер прошёл после русско-японской войны, вторую, после которой принял сохранённый ныне внешний облик, – в 1915 году. Усилили артиллерийское вооружение корабля – число 152-мм орудий главного калибра сначала было доведено до десяти, а затем и до четырнадцати. Многочисленную 75-мм артиллерию демонтировали – размеры и живучесть эсминцев возросли, и трёхдюймовые снаряды уже не представляли для них серьёзной опасности.

Крейсер получил возможность принимать на борт до 150 мин – минное оружие широко применялось на Балтике и доказало свою эффективность. А зимой 1915-1916 на “Авроре” установили новинку – зенитные пушки. Но до второй модернизации славный крейсер мог и не дожить.

Первую Мировую войну “Аврора” встретила в составе второй бригады крейсеров Балтийского флота (вместе с “Олегом”, “Богатырём” и “Дианой”). Крейсера выходили в дозор парами, и по истечении срока патрулирования одна пара сменяла другую.

11 октября 1914 года на входе в Финский залив германская подводная лодка “U-26” под командованием капитан-лейтенанта фон Беркхейма обнаружила два русских крейсера: заканчивающую дозорную службу “Палладу” и подошедшую ей на смену “Аврору”. Командир германской субмарины верно оценил и классифицировал цели и атаковал. Попадание торпеды вызвало на броненосце “Паллада” детонацию погребов боезапаса, и крейсер затонул вместе со всем экипажем. А ветеран русско-японской войны крейсер “Аврора” сумел под шумок укрыться в шхерах.

О судьбоносной роли “Авроры” в событиях октября 1917 года всерьез говорить не стоит. Расстрелять Зимний дворец из орудий крейсер не мог. Он стоял в ремонте, и весь боезапас с него был выгружен. Но возможно, для залпа и эффекта большевики и нашли пару снарядов.

В гражданской войне и в боях с английским флотом “Аврора” участия не принимала. Сказывалась острая нехватка топлива и прочих видов снабжения.

В 1918 году “Аврора” стояла в глубоком резерве, без орудий, которыми вооружили самодельные легкие канонерские лодки.

В конце 1922 года “Аврору” – единственный, кстати, корабль старого императорского российского флота, сохранивший своё данное ему при рождении имя, – решено было восстановить в качестве учебного корабля. Крейсер отремонтировали, установили на нём десять 130-мм орудий вместо прежних 6-дюймовых, две зенитки и четыре пулемёта, и 18 июля 1923 года корабль вышел на ходовые испытания.

Затем в течение десяти лет – с 1923 по 1933 год – крейсер занимался уже знакомым ему делом: на его борту проходили практику курсанты военно-морских училищ.
Корабль совершил несколько заграничных плаваний, участвовал в маневрах вновь возрождавшегося Балтийского флота. Но годы брали своё, и из-за плохого состояния котлов и механизмов “Аврора” после очередного ремонта в 1933-1935 годах стала несамоходной учебной базой. В зимнее время её использовали как плавбазу подводных лодок.

Во время Великой Отечественной войны старый крейсер стоял в гавани Ораниенбаума.

Орудия с корабля в очередной раз сняли, и девять его установленных на береговой батарее “стотридцаток” обороняли подступы к городу.

Немцы не обращали особого внимания на дряхлого ветерана, стремясь прежде вывести из строя лучшие советские корабли (такие, как крейсер “Киров”), однако свою порцию вражеских снарядов корабль всё-таки получил. 30 сентября 1941 года повреждённый в результате артиллерийского обстрела полузатонувший крейсер сел на грунт.

После снятия блокады Ленинграда в июле 1944 года крейсер вывели из состояния клинической смерти – подняли с грунта и (в который уже раз!) поставили в ремонт. С “Авроры” сняли котлы и бортовые машины, гребные винты, кронштейны бортовых валов и сами валы, а также часть вспомогательных механизмов. Установили вооружение, стоявшее на корабле в 1915 году, – четырнадцать 152-мм орудий Канэ и четыре 45-мм салютные пушки.

В 1946 году, в ходе ремонта, “Аврора” сыграла конороль крейсера “Варяг” в одноимённом кинофильме. Тогда “Авроре”, как истинной актрисе, пришлось даже загримироваться под свой персонаж – с орудий сняли щиты (на “Варяге” их не было), и установили четвёртую фальшивую трубу для правдивости образа самого геройского крейсера русско-японской войны.

Теперь крейсеру предстояло стать кораблём-памятником и одновременно учебной базой Нахимовского училища. В 1948 году ремонт был закончен, и восстановленная “Аврора” встала туда, где она стоит и по сей день – к Петроградской набережной напротив здания училища нахимовцев. А в 1956 году на борту “Авроры” открыли Корабельный музей, как филиал Центрального военно-морского музея.

В советские годы, естественно, основное (да, пожалуй, и единственное) внимание уделялось революционному прошлому крейсера. Изображения “Авроры” присутствовали везде, где только можно, и силуэт трёхтрубного корабля сделался символом нашего города.

В 1967 году в Советском Союзе широко праздновалось 50-летие Великой Октябрьской социалистической революции. К юбилею снимали фильм “Залп “Авроры”, где крейсер играл самого себя. Все съёмки производились на натуре. “Аврору” отбуксировали на историческое место к Николаевскому мосту. Зрелище было впечатляющее, и тысячи ленинградцев и гостей города следили за тем, как серая трёхтрубная красавица медленно и величественно плывёт по Неве.

Буксировка к месту стоянки после съемок 1967г.

Капитальная реставрация «Авроры» прошла в 1984 году. Мощные буксиры сняли крейсер с вечной стоянки и потащили его на Северную верфь.

В доках крейсер революции попросту распилили на части. Нижняя часть судна, включая всю подводную была полностью заменена на новую.

Читайте также:
Татаро-монгольское иго – краткая история

Суровой переделке подверглось и то, что находилось над водой. К юбилейной дате «Аврора» вернулась на привычное место, а далее встал вопрос о том, что же делать с остовом, оставшимся на верфи. Сдачу крейсера революции в металлолом в советские времена сочли бы идеологической диверсией. Вот и решили спрятать настоящую «Аврору» от глаз народа.

В ходе раставрации, «Аврору» потихоньку растаскивали на сувениры и военные и гражданские. С надводных частей отдирали обшивку из листовой меди, которой был покрыт весь корабль. Главный механик рыболовецкого совхоза «Балтика» Владимир Юрченко, как человек глубоко верующий хозяйственный отодрал весь кафель с душевой героического корабля и положил его на даче. И то верно, не пропадать же добру. Многие забирали двери вместе с косяками и вынимали иллюминаторы.

По воспоминаниям очевидцев, разграбившие реставрировавшие крейсер рабочие наткнулись на совершенно исправную систему пожаротушения. Она сработала, когда при помощи сварочного аппарата они стали вскрывать переборки. Половину корабля при этом залило пеной.

Отрезанный корпус хотели превратить в волнорез, но не сложилось. Труп Отрезанная часть затонула не там где планировалось. Ныне найти останки крейсера революции можно без проблем.

На фоне обломков охотно фотографируются случайные туристы, летом по остову азартно лазят местные мальчишки. Во время отлива корпус, вытянувшийся на 120 метров в длину, виден целиком.

А зановорожденный крейсер Франкинштейн “Аврора” был торжественно возвращен к вечной стоянке.

Современный крейсер представляет собой частичный новодел. Из самых заметных отличий от оригинала — применение сварных швов на новом корпусе вместо технологии заклепок.

На корабле в 1992 году вновь подняли андреевский флаг, крейсер числился в составе военно-морского флота России как №1. До недавнего времени на корабле служили офицеры и матросы. Все вспомогательные механизмы и системы жизнеобеспечения поддерживаются командой крейсера в работоспособном состоянии. В рабочем ухоженном состоянии и корабельные орудия.

В ночь на 6 июня 2009 года на корабле прошли банкет и торжественная презентация журнала «Русский пионер», на которых присутствовали в том числе высокие гости. Делом заинтересовалась прокуратура и крайним оказался Министр обороны и ВМФ, как надосмотревшие )))

1 декабря 2010 года “Аврора” лишилась статуса корабля №1 ВМФ России. Корабль стал филиалом Центрального музея ВМФ.

1 августа “Аврора” окончательно переведена в ведение Центрального военно-морского музея. Воинское подразделение, нёсшее службу на корабле, распустили. Экипаж крейсера «Аврора» переформировали на штат численностью трое военнослужащих и 28 человек гражданского персонала; статус корабля остался прежним.

В октябре 2011 на мачту крейсера «Аврора» повесили флаг с черепом и костями. Двое молодых людей и девушка просидели на мачте под «Веселым Роджером» около пяти часов, всполошив полицию, спасателей, комендатуру города и военных моряков.

Возмутители спокойствия назвались представителями организаций «Народная доля» и «Еда вместо бомб». Акцию «Памятный Октябрь или Авророво воскресение» они посвятили борьбе с кризисом, нищетой, олигархами, «повальной педофилией» и «религиозным экстремизмом».

Условный выстрел из головного орудия крейсера «Аврора» по дому народного артиста Михаила Боярского доложен был возвестить о начале Российской октябрьской политической постмодернизации (РОПП).

Лозунги были красивыми и революциоными.
России от тиранов — волю! Народу — с нефти, газа — долю! Еда — это право, а не привилегия! Наше дело правое — мы не пиз..м!

Активистов удалось снять с мачт без потерь (для активистов). Дальнейшая их судьба гуманна и вызывает разочарование (дело было до пусей).

Сейчас официально экипаж набран из бывших военных моряков. Но кроме них на Авроре есть и матросы срочной службы. Они прикомандированы к кораблю и продолжают выполнять функции экипажа, как и раньше. Получается, что со статусом крейсера окончательно так и не разобрались.

Ныне “Аврора” опять покинула свое место у Нахимовского училища.

На судоремонтном заводе в Кронштадте пройдет первый этап ремонта, после чего крейсер переместят на другую точку. Предполагается, что уже к концу года легендарный корабль вернут на постоянное место стоянки.

Исторические фото и инфа (С) разные места интернета.

Атака на Перл-Харбор (7 декабря 1941 год) — история нападения Японии на морскую базу США

Нападение японской армии под командованием маршала Исоруку Ямомото на тихоокеанскую морскую базу Перл-Харбор 7 декабря 1941 – самое известное, крупное и позорное поражение за всю военную историю США. Надо отдать должное американцам – они быстро пришли в себя, обратив кошмарное фиаско в абсолютный триумф в баталиях на Тихом Океане, добавив к нему успешное открытие второго фронта в Европе. Однако время решительных перемен, достойных контраргументов и уверенных побед над неуступчивым противником наступит позднее, а на исходе дня седьмого декабря 41-го ситуация выглядела настоящей катастрофой и национальной трагедией.

Нападение на Перл-Харбор

Японское командование избрало исключительно удачный момент для разительной атаки – раннее утро воскресенья, когда в составе береговой противовоздушной обороны из-за увольнительных отсутствовала часть личного состава, что серьезно ослабило боевой потенциал артиллерии. Только восемь из тридцати двух батарей открыли огонь по вражеской авиации. В считанные минуты половина береговой линии защиты была подавлена меткими действиями противника, который истребителями, торпедоносцами и бомбардировщиками ворвался на территорию базы, нанеся сокрушительный удар по аэродромам гавайского острова Оаху и кораблям, пришвартованным в Жемчужной гавани.

Итоги нападения на Перл-Харбор

Главной целью налета было запугать американцев мощью Японской императорской армии и установить господство в небе и на воде тихоокеанского регионе. Дальнейшие планы Японии включали захват других западных островных территорий, подконтрольных Америке, а также оккупация Таиланда и Бирмы. Но сверхуспешная атака возымела обратный эффект, потому что после болезненного поражения в Штатах начался рост патриотизма, а политическая элита консолидировалась, без лишних прений, дебатов, разногласий поддержала предложение Президента Рузвельта вступить в открытые боевые действия. Хотя за несколько месяцев до декабрьских событий Рузвельт в письме своему британскому коллеге Уинстону Черчиллю признавался, что, несмотря на нарастающую агрессию предполагаемого противника, он не может объявить войну, потому что резолюция банально увязнет в парламенте. Масштабное вражеское нападение лишило оппозицию силы, сняло все вопросы, заставило Америку отказаться от исповедуемой политики военного изоляционизма и вступить во Вторую мировую войну на стороне союзников.

Читайте также:
Шапка Мономаха - Описание и фото

8 декабря Франклин Рузвельт, 32-й Президент США, обратился к обеим палатам Конгресса с требованием незамедлительной жесточайшей реакции на день, ставший позором американских военно-воздушных сил. Конгресс принял президентскую резолюцию – США полностью вступили во Вторую Мировую войну. Уже в ближайшие месяцы японцы прочувствуют гнев американской военной машины и осознают, что атака на Перл-Харбор в итоге для них самих стала началом конца.

  1. Самые модные танцы 1960-х годов
  2. Модная одежда 80-х годов в США (мужская и женская)
  3. История логотипа НБА (NBA)
  4. Кто такие Битники — история и фотографии Бит-поколения

Фото атаки на Перл-Харбор

Представленные ниже исторические фотографии сделаны 7-8 декабря 1941 года, когда произошло нападение. Фото демонстрируют картину грандиозных разрушений на базе США, но в реальности военный потенциал Америки пострадал мало. Был взорван и полностью уничтожен лишь старый линкор “Аризона”, на котором находилась большая часть погибших моряков. Линкор “Оклахома” затонул и впоследствии был отправлен на утилизацию, а два других разбомбленных линейных корабля – “Мэриленд” и “Пенсильвания” – были быстро восстановлены и повторно введены в эксплуатацию ещё до конца года.

Налёт на Перл-Харбор и день, вошедший в историю как символ позора

7 декабря 1941 года палубная авиация Объединенного императорского флота Японии нанесла удар по главной военно-морской и военно-воздушной базам США в Тихом океане

Событие, до сих пор вызывающее споры у историков и политиков, инцидент, в корне изменивший ход всей Второй мировой войны, – так что же это было: тонкий расчет американских спецслужб и политического истеблишмента или успех японского оружия? Скорее всего, ответ на этот вопрос мы узнаем еще нескоро. Однако никто не мешает нам и сейчас попробовать разобраться в этом военном эпизоде, чтобы сделать свои выводы. Тем более, он хорошо известен хотя бы по визуализации в кинематографе: думается, одноименный оскароносный художественный фильм смотрели очень многие и в общих чертах представляют себе события той атаки.

Подготовка к войне

Нелишним будет сообщить нашему читателю, что война на Тихом океане, скорее всего, была предрешена. Япония отказалась от намерений совершать удар по СССР из расположения Квантунской армии в Маньчжурии. А отказ от этого (условно – «западного») плана подразумевал реализацию некоего «восточного варианта», то есть экспансию в бассейне Тихого океана. Кстати, такое положение вещей можно считать победой советской дипломатии в предвоенные годы и еще одним позитивным моментом Пакта о ненападении между Германией и СССР. Япония ощущала себя обманутой, несмотря на членство в Антикоминтерновском пакте, и не хотела помогать немцам.

Японская экспансия на Тихом океане

Так или иначе, японский штаб – прежде всего ВМФ, так как в Японии было строгое деление сухопутных и военно-морских сил, что сыграло с ними позже злую шутку – стал планировать кампанию по захвату Тихого океана. Особый цинизм японских милитаристов заключался в том, что некоторые регионы назывались, например, «особыми ресурсными регионами», где учитывалось только сырье, а люди, естественно, подлежали выселению, уничтожению и гонениям. Впрочем, резня в китайском Нанкине (200 тысяч убитых) не оставляла сомнений – японцы будут действовать жестко.

Расположение американских судов в бухте Перл-Харбор

Один из ведущих японских стратегов адмирал Исороку Ямамото разработал план экспансии Японской империи, опирающийся на захват островов как перевалочных баз, ресурсных центров и достижение господства на море и в воздухе прежде всего с помощью флота. Американское эмбарго на поставку нефти в Японию в июле 1941 года лишь ускорило реализацию этих планов. Однако к тому времени японцы уже были во Французском Индокитае (Вьетнам) и Голландской Ост-Индии (Индонезии). Кольцо вокруг американцев сужалось.

Тщательно продуманный план

Японская разведка, отлично работавшая при помощи резидентуры прямо на американской базе, постоянно поставляла данные о перемещении американских кораблей. С этой информацией Ямамото разработал до мелочей продуманный план. Тщательно изучив опыт налета британской авиации на итальянскую базу ВМФ в Таранто, где союзники Японии понесли тяжелые потери, Ямамото заимствовал множество решений. Так, авианосное ударное соединение выдвигалось к Гавайским островам из района Курил в полном радиомолчании. Группировка из 6 тяжелых авианосцев «Акаги», «Кага», «Сорю», «Хирю», «Сёкаку» и «Дзуйкаку» поддерживалась внушительным охранением. А 6 подводных лодок должны были доставить в бухту сверхмалые лодки для проведения торпедных атак, а затем начать патрулирование.

Сброс торпеды в борт линейного корабля

Основной удар наносила палубная авиация, которая располагала 414 самолетами трех типов – торпедоносцы B5N «Кейт», пикировщики D3A «Вэл» и знаменитые истребители «Зеро» A6M. Часть торпедоносцев выполняла нетрадиционную роль высотных бомбардировщиков, вооружившись 800-килограммовыми бронебойными бомбами, на остальных были торпеды, но со специальными деревянными устройствами-стабилизаторами, которые не позволяли торпедам зарываться в грунт при сбросе в мелководной бухте. Пикировщики бросали традиционно 250-килограммовые бомбы, а «Зеро» из пушек и пулеметов расстреливали самолеты на открытых стоянках и личный состав. Удар предполагалось наносить тремя последовательными волнами самолетов.

Схема налёта первой волны

Несмотря на все эти приготовления, имеется несколько (назовём их странными) обстоятельств, предшествовавших атаке, а равно – и вступлению США во Вторую мировую войну. Разведчики всех уровней, а также дружественные разведки, в том числе легендарный Рихард Зорге, неоднократно предупреждали высшее руководство США о возможном начале боевых действий, причем довольно точно. 6 декабря 1941 года американцы даже смогли расшифровать секретную японскую ноту в ответ на американский ультиматум, которая фактически означала войну. Президент Рузвельт получил ее в 21.30 6 декабря, то есть ещё перед атакой, но базу никто не предупредил. Наконец, отмечены и «фантастические» вещи! За 50 минут(!) до подлёта армада японских самолетов была обнаружена радаром, но их почему-то посчитали своими. Действительно, подумаешь, больше 300 «своих» самолетов бесконтрольно где-то летят?! А незадолго до атаки на западное побережье США и в другие районы были перебазированы все американские авианосцы – залог будущих побед в войне на море. Не слишком ли много совпадений? Думайте сами.

Читайте также:
Стиль Барокко - Все об эпохе искусства

Тора, тора, тора!

Этой условной фразой японские летчики подтвердили успех и достижение эффекта неожиданности первой волны атаки адмиралу Тюити Нагумо, командовавшему авианосной ударной группой. Рано утром в воскресенье, пока личный состав еще спал, а многие находились в увольнениях, 183 японских самолета появились над бухтой Перл-Харбор. Поначалу многие приняли шум двигателей за учения или посадку тяжелых бомбардировщиков. У каждого японского пилота были фотографии его цели, а сами цели, прежде всего 9 линейных кораблей, были распределены с «многократным перекрытием». Эффект от удара оказался ошеломляющим, а всеобщая паника и отсутствие организованного отпора усугубили ситуацию. Вскоре в дыму и огне над водой раздался чудовищной силы взрыв, с переломленным надвое носом на дно пошёл линкор «Аризона», а «Оклахома» перевернулась. Над гаванью, словно разъяренные пчелы, кружили японские самолеты и продолжали жалить.

Тонущий линкор «Аризона»

Вторая волна из 167 самолетов ударила по аэродрому на о. Форд и целенаправленно добивала беспомощные горящие и продырявленные корабли в гавани. Несмотря даже на раннее обнаружение и потопление одной японской сверхмалой подлодки на входе в гавань, разгрома избежать не удалось. Всего американцы потеряли: 4 линкора, 2 эсминца, 1 минный заградитель. Еще 4 линейных корабля, 3 легких крейсера и 1 эсминец получили повреждения. Потери американской авиации составили 188 самолетов уничтоженными, еще 159 были тяжело повреждены. 2403 американца были убиты (из них 1102 на борту взорвавшегося линкора «Аризона») и 1178 были ранены. Японцы потеряли 29 самолетов, еще 74 было повреждено. Потеряны по различным причинам 5 сверхмалых подводных лодок.

«Зеро» над бухтой, кадры из одноимённого х/ф

Третью волну японцы отменили во избежание своих потерь из-за утраты эффекта неожиданности. Рузвельт назвал эту атаку «величайшим позором», а радикально голосовавший до этого против вступления в мировую войну изоляционистский американский сенат тут же проголосовал за. Америка стала переходить на военные рельсы, готовясь отомстить японцам. Прав был мудрый старик адмирал Ямамото, когда говорил, что это – не победа, «мы лишь разбудили спящего великана». Американские авианосцы были целы, а потеря старых линкоров, по большей части постройки Первой мировой, была восполнима. Вот так, возможно, хитростью американский президент вступил в войну, а возможно, и нет – решать вам.

Атака на Перл-Харбор

Воскресным утром 7 декабря 1941 года Япония совершила внезапное нападение на Соединенные Штаты Америки, атаковав самолетами палубной авиации главную базу Тихоокеанского флота США Перл-Харбор, находящуюся на одном из Гавайских островов — Оаху.

К подготовке операции соединение авианосцев адмирала Нагумо приступило еще летом 1941 года. 26 ноября 1941 года оно вышло из залива Хитокаппу, южной оконечности острова Итуруп и, соблюдая режим радиомолчания, повернуло к острову Оаху через северные воды Тихого океана, что обеспечивало достижение внезапности.

Основу ударного соединения кораблей составляли шесть тяжелых авианосцев: «Акаги», «Кага», «Хирю», «Сорю», «Дзуйкаку» и «Секаку». В открытых водах океана эта армада получила последнее благословение из Токио — радиограмму «Восходите на гору Ниитака 1208», что по секретному коду означало: атака состоится утром 7 декабря. Ударные корабли скрытно вышли в намеченный для подъема самолетов район. В Перл-Харбор в этот воскресный день находилось порядка сотни судов и кораблей, и среди них 8 линкоров, такое же количество крейсеров и 29 эсминцев. Более трети личного состава отдыхало на берегу.

По команде экипажи самолетов первой волны заняли кабины машин. Авианосцы повернули против ветра и прибавили ход. В 6 часов утра по гавайскому времени первый ударный эшелон, который возглавил командир авиационной части авианосца «Акаги» капитан первого ранга Футидой, набрал высоту 3000 метров. 183 боевых самолета четырьмя ударными группами направились к базе Перл-Харбор, 51 пикирующий бомбардировщик «Айчи» D3A (потом американцы дадут ему «свое» имя — «Вэл») с четверть тонными бомбами и 89 палубных бомбардировщиков «Накадзима» B5N2 («Кейт»), из которых 40 самолетов имели на подвесках торпеды, а 49 — 800-килограммовые бомбы.

Чуть в стороне, осуществляя прикрытие, шли пеленгом 43 истребителя «Мицубиси» А6М («Зеро»).

Через час поднялись в воздух машины второй волны. В ее составе было 80 палубных пикировщиков D3A, 54 бомбардировщика B5N2 и 36 истребителей А6М. Возглавил этот эшелон капитан 3 ранга Симазаки.

Оригинальная система наименований летательных аппаратов, принятая в Японии, сыграла свою роль наряду с прекрасно организованной японцами завесой секретности вокруг собственной авиации. Поразительно мало знали американские и английские военные о мощи военно-воздушных сил Страны восходящего солнца, и в том числе, о ее палубных машинах. У союзников распространенным в то время было мнение, что авиация Японии, хотя и достаточно многочисленная, является большей частью устаревшей и в целом «второсортной». За такое «легкое заблуждение» англосаксы заплатили тысячами жизней.

А между тем основу авиации японских ВМФ составляли весьма совершенные боевые машины. Самыми «старыми», из участвующих в налете на Перл-Харбор, были B5N2 палубные бомбардировщики B5N2 фирмы «Накадзима», которые начали поступать на корабли с 1937 года. К началу сороковых годов он, без сомнения, все еще оставался лучшим в мире палубным бомбардировщиком-торпедоносцем. Оснащенный мотором мощностью в 1115 л.с. с винтом изменяемого шага, снабженный убирающимся шасси и закрылками Фаулера, с солидным вооружением, включающим одну 794-килограммовую торпеду либо три 250-килограммовых бомбы. Эта трехместная машина уже после Перл-Харбора дерзкими торпедными атаками уничтожит за неполный год четыре американских авианосца!

Читайте также:
Тадж-Махал - история, факты, фото

Двухместный пикировщик D3A фирмы «Аичи» приняли на вооружение японского ВМФ в 1939 году. Он был выполнен по схеме одномоторного свободнонесущего моноплана с неубирающимся шасси и подкрыльевыми тормозными щиткам. На D3A был установлен двигатель мощностью 1280 л. с. По своим характеристикам и концепции он был близок к уже прославившемуся на весь мир германскому Ju-87, а по точности бомбометания с пикирования, даже превосходил немецкую машину. Именно самолеты D3A позднее потопили английские крейсеры «Корнуол» и «Дорсетшир» менее через 15 минут после начала налета. На заключительном этапе войны, уже устаревшие самолеты применяли в качестве летающей бомбы, пилотируемых смертниками.

Наконец, основу японских корабельных авиагрупп составлял небольшой по размерам истребитель «Мицубиси» А6М фирмы «Мицубиси», который стал впоследствии широко известным «Зеро». Этот самолет приняли на вооружение в 1940 году, и к описываемому моменту было выпущено менее четырехсот машин. Большей частью модификации 21 укомплектованных радиальным мотором мощностью 925 л. с. Обладая максимальной скоростью в 538 км/ч, и вооружением, состоящим из двух скорострельных 20-мм пушек и пары 7,9-мм пулеметов, отличной маневренностью, этот палубный истребитель не имел равных в небе Тихого океана вплоть до начала 1943 года. Кроме отличных скоростных и маневренных данных он обладал и огромной дальностью полета, которая превышала 2,4 тысячи километров.

Разумеется, эти японские самолеты имели и определенные недостатки. Например, их топливные баки были непротектированы, летчик не был защищен броней. Но в целом, по летно-техническим характеристикам японские машины были для того времени передовыми.

На протяжении почти всего полета над океаном висела густая облачность. Однако ближе к острову Оаху облака начали редеть и над Перл-Харбором практически полностью рассеялись. В 7 часов 49 минут капитан Футида дал команду своей группе: «Атака!» Торпедоносцы ринулись вниз, а истребители прикрытия разошлись и приготовились к отражению перехватчиков США. Группа пикировщиков начала набирать высоту, а те машины, что имели на подвеске 800-килограммовые бомбы, выполнили широкую петлю для того, чтобы атаковать с юго-западного направления последними.

В первую очередь японцы нанесли упреждающий удар по армейскому аэродрому Уиллер Филд. В результате быстрого штурмового удара все 60 новеньких Р40, выстроенных ровными рядами на аэродроме, обратились в пылающие факелы. В 7 часов 53 минуты разгоряченный предчувствием победы Футида отдал приказ радисту дать Нагумо условный сигнал «Тора. Тора. Тора», что по секретному коду означало: «Внезапная атака удалась!»

Главной целью японских летчиков были тяжелые корабли флота США — линкоры и авианосцы. К несчастью для японцев, авианосцы в тот момент в бухте отсутствовали, поэтому весь удар обрушился на линкоры. Шесть мощных кораблей, стоявших попарно вдоль восточного побережья острова Форд, стали главной добычей — «лакомым кусочком» для торпедоносцев. Стоящий в центре линкор «Вест Вирджиния», за несколько минут налета был поражен семью торпедами в борт. Даже для огромного линкора, этого было более чем достаточно! И хотя две попавшие в него авиабомбы не разорвались, уже ничего не могло измениться: стремительно набравший воду, корабль пошел на дно, унося с собой 105 человек экипажа.

Но еще раньше, чем это произошло, линкор «Аризона» был подбит четырьмя бомбами с пикирующих бомбардировщиков, а его борт поразила торпеда. Последовавший чудовищный взрыв сдетонировавшего боезапаса и котлов взметнул облако огня и дыма на 1000-метровую высоту. В результате погиб почти весь экипаж — 1100 моряков были убиты на месте.

Пара торпед попала в «Оклахому», да пикирующие бомбардировщики, промазав, сбросили несколько бомб, которые взорвались рядом с левым бортом. На линкоре вспыхнули пожары, осложнившие борьбу за живучесть корабля. В итоге «Оклахома» перевернулась и затонула. Она унесла на тот свет более 400 человек. Фактически, оказалось, что огромному американскому линкору для гибели хватило всего двух легких авиационных торпед.

Прикрытые корпусами своих гибнущих собратьев, линкоры «Теннеси» и «Мериленд» имели повреждения только от авиабомб, которые не стали смертельными. В стоявший особняком линкор «Калифорния» летчики страны восходящего солнца всадили пару торпед, а третья взорвалась вблизи борта, попав в причальную стенку. Горящая «Калифорния» стала еще и целью нескольких пикирующих бомбардировщиков, однако после этого продолжал удерживаться на плаву еще три дня, после чего затонул, забрав с собой более сотни человек экипажа.

Всего один линкор смог дать ход. Это была «Невада». Заработав торпеду в борт, корабль, однако, не очень сильно пострадал. Через некоторое время все его зенитные пушки, пулеметы и орудия универсального калибра открыли заградительный огонь. Командир линкора, осознавая, что огромный неподвижный корабль — отличная мишень для следующих ударов, принял решение вывести «Неваду» в море. К тому моменту, когда подошла вторая волна атакующих самолетов, линкор медленно двигался по фарватеру, направляясь к выходу из гавани. Капитан Футида сразу распознал его намерение и отдал приказ пикировщикам затопить «Неваду» на выходе, закупорив, таким образом гавань. Одна за другой в линкор попали пять 250-килограммовых бронебойных авиабомбы. Но взрывов прозвучало шесть, так как сдетонировали пары бензина для бортовых самолетов-разведчиков. Гигантское пламя охватило «Неваду», и командир корабля приказал выбросить линкор на отмель.

Восьмой линейный корабль американского Тихоокеанского флота, флагманская «Пенсильвания» стояла в доке с эсминцами «Доунс» и «Кассин». Густые дымы пожаров спрятали его от первой японской «волны», и он избежал повреждений. Однако Футида сумел разглядеть эти корабли. Бросившись в атаку, японские летчики второго ударного эшелона столкнулись с гораздо более серьезным сопротивлением. В небо вело огонь все, что способно было стрелять, начиная от универсальных пушек линкоров и крейсеров, и заканчивая личным оружием морских пехотинцев. Естественно огонь был беспорядочным и не точным. Были даже те, кто палил в воздух, закрыв глаза. Но, зенитный огонь все-таки снизил точность нанесения бомбовых ударов. «Пенсильванию» поразило всего две авиабомбы. Но зато эсминцам досталось по полной: взрывная волна сбросила их с кильблоков и завалила друг на друга. Тяжелее всего пришлось эсминцу «Шоу». Он «получил» целых три бомбы, а взрыв артпогребов поставил точку в его истории.

Читайте также:
Древний Египет

Западнее острова Форд замерли стоя на якорях, легкие крейсера «Танжер», «Релей» и «Детройт», бывший линкор «Юта», который был переоборудован в корабль-мишень. В результате налета «Юта», перевернулась и затонула. Крейсер «Релей» получил торпеду в левый борт. Минный заградитель «Оглала», пораженный торпедой, быстро затонул. Однако он спас крейсер «Хелена», так как закрывал его своим корпусом. В результате крейсер, имевший уже одно торпедное попадание, остался на плаву.

Японские пикировщики уничтожили летающие лодки и их ангары в южной оконечности о. Форд. А «последним самурайским приветом» стало прямое попадание авиационной бомбы в плавучую базу гидросамолетов «Кертисс».

Японцы же потеряли всего 29 самолетов, из них 9 пикировщиков «Айчи» D3A«Айчи» D3A, бомбардировщиков «Накадзима» B5N2 и пять истребителей «Мицубиси» А6М. На авианосцы не вернулись 55 членов экипажей. Стоит помнить, что до налета на о. Оаху базировалось свыше_300 исправных американских боевых самолетов, а это почти двойное превосходство, причем по истребителям вообще многократное. Где же была система ПВО базы?

Примерно в 7 часов утра 7 декабря РЛС расположенная на горе Опана о. Оаху зафиксировала массовые засветки на экранах от большой группы самолетов, которые двигались в направлении острова с севера-востока. В 7 часов 6 минут было доложено на информационный пост ПВО, а дальше. Дальше, как обычно. Представим себе молодого офицера в конце бессонного ночного дежурства. Тем более, что его служебные обязанности и права конкретностью не отличались. Далее, в системе ПВО, одна часть которой подчинялась флоту, а другая — армии. И между этими частями, по привычной в США пренебрежительности отношения между «флотскими» и «сухопутными», взаимопонимания не было.

Еще следует добавить и то обстоятельство, что дежурный был дезориентирован планируемым прилетом в это утро на остров эскадрильи четырехмоторных бомбардировщиков Б-17 и находящимся на подходе к острову авианосца «Энтерпрайз» и поднимающимися с него самолетами-разведчиками. Нельзя также игнорировать и всю меру ответственности в случае объявление ложной тревоги. И молодой лейтенант допустил ошибку. «Все в порядке, — сказал он оператору РЛС. — Это наши». Но если бы он и решил запросить приближающиеся самолеты по радиосвязи, то получил бы ответ экипажей бомбардировщиков Б-17, которые уже были в воздухе.

Японские летчики одновременно с ударами по кораблям атаковали и аэродром морской авиации Эва, а также базу армейских бомбардировщиков Хикем Филд. Почти 20 японских А6М«Зеро» проштурмовали самолеты, которые стояли в Эве на открытых площадках, и в течении всего нескольких минут уничтожили 30 американских машин. А в Хикем Филд было сожжено на земле двенадцать бомбардировщиков Б-17, столько же А-20 и Б-24, а также порядка 30 устаревших Б-18.

На аэродроме Халейва, в это время дислоцировалась всего одна эскадрилья истребителей. Именно поэтому он был обойден вниманием японцев. С его полосы взлетели лейтенанты Уэлч и Тайлор. По их докладу, в районе аэродроме Уиллер Филд они сумели завалить 7 вражеских самолетов из 11 сбитых утром 7 декабря над Оаху.

Одна из групп японских истребителей, удостоверившись в отсутствии американских истребителей в воздухе, устремилась к базе гидроавиации Канеохе. Сделав несколько заходов, они уничтожили три десятка гидросамолетов РВ.1.

Последним аэродромом, который подвергся удару первой волны, стал Беллоуз Филд — база армейских истребителей. С него сумела взлететь четверка Р40, которые вскоре были сбиты более опытными пилотами А6М «Зеро». Затем японцы в ходе штурмовки сожгли стоящие на аэродроме американские истребители.

Была у японских истребителей и возможность потренироваться в стрельбе по летающим мишеням. В конце операции они заметили огромные четырехмоторные Б-17 из состава перелетевшей с материка эскадрильи. Беспомощно кружась над развороченными взрывами аэродромами, они не имели возможности отбиваться от атакующих истребителей: их бортовые пулеметы, тщательно смазанные, были упакованы в заводские ящики. Не могли они и улететь, так как топливо было уже на исходе. Всего две «крепости» остались неповрежденными, но их тоже нельзя было использовать: все хранилища горючего сгорели, заправить было нечем.

А через полчаса грустную судьбу бомбардировщиков разделила эскадрилья самолетов-разведчиков, взлетевших с палубы авианосца «Энтерпрайз». Летчик одного из них сумел дать предупреждающую радиограмму на свой авианосец. «Энтерпрайз» повернул на юго-восток, а вот самолетам-разведчикам уйти было не суждено. Три из них японцы сбили над морем, а один — над островом. Судьба пятого была еще более печальной. Его сбили эсминцы США, чьи ошалевшие экипажи принялись палить по любому летящему объекту, не разбираясь, где свои, где чужие. Безумие продолжалось и после окончания японской атаки. Уже во второй половине дня два самолета с того же «Энтерпрайза» бравые американские пехотинцы сбили очередями из своих пулеметов.

Этот день стоил Америке 3 тысяч человеческих жизней, 300 различных самолетов и целого линейного флота.

Источники:
Иванов С. Перл-Харбор // Война в воздухе. №44. С. 24-50.
Иванов С. А6М «Зеро» // Война в воздухе. №3. С. 21-24.
Медведь А. Удар по Жемчужной гавани // Крылья Родины. 1992. №1. С. 30-31.
Яковлев Н. Перл-Харбор. 7 декабря 1941 года. Быль или небыль. М.: Издательство политической литературы, 1988. С. 62-81.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: