Идеи Чучхе – Интересные факты

Реальность чучхе и мифы о КНДР

Недавно СМИ и блогосфера вдоволь пощекотали нервы читателям шокирующей новостью о том, что руководитель КНДР Ким Чен Ын лично сжёг из огнемёта министра общественной безопасности. Кто-то этому ужаснулся, а кто-то даже и крякнул одобрительно – дескать, так этим врагам народа, этим коррупционерам и надо, у нас бы этак. (Я бы, кстати, на месте наших чиновников, очень серьезно задумался о «кровожадности» народа в отношении коррупционеров.) Между тем, выяснилось, что весь этот триллер оказался «уткой». Подробно историю с «расстрелом» разобрал научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН К. Асмолов. Он обратил внимание на то, что СМИ ссылаются всего лишь на один источник – сообщение в британской газете Daily Mail. А эта газета в свою очередь ссылается на южнокорейскую газету «Чосон Ильбо», известную своей антисеверокорейской направленностью. Достаточно сказать, что сие издание утверждало – КНР ввела свои войска в одну из свободных экономических зон КНДР. (Она же писала о «расстреле из гранатомета» и прочей ерунде.) При этом сама «Чосон Ильбо» просто сообщила об «огненном» расстреле, не сославшись вообще ни на что. Боюсь, что источник этот потенциально существует лишь в воображении авторов подобных «горячих новостей», – отмечает Н. Асмолов. – Но КНДР остается в прицеле враждебной пропаганды, массовая аудитория любит ужасы и сенсации, а сочетание этого с закрытостью Северной Кореи и ее репутацией вынуждает редакторов не отправлять подобные утки прямо в корзину. Вдруг они окажутся правдой!».

Получается, как в известном анекдоте – «украденные» ложки нашлись, но осадок всё-таки остался. То есть, очевидно, что о КНДР нам поставляют много обильной дезинформации, пытаясь (и довольно успешно!) создать образ этакого «Мордора», зловещего царства тьмы. Почему – вполне понятно, слишком уж раздражает мировую плутократию то, что есть на свете небольшая страна, которая позволяет себе жить по своим собственным правилам, расходящимся с нормами и установками глобального капитализма.

Нужно сказать, что о КНДР у нас знают очень мало. СМИ подают информацию очень и очень дозировано, делая упор на байках об ужасных расправах. Северную Корею пытаются представить этаким заповедником «казарменного социализма» и последним оплотом «коммунистического догматизма». Между тем, как раз КНДР является одной из самых неортодоксальных соцстран, что, как представляется, есть одна из главных причин выживания там социализма – причем, настоящего, а не «рыночного», как в КНР. Здесь в первую очередь надо затронуть идеологию «чучхе», которая закреплена в конституции и является официальной. В принципе, это больше, чем идеология. Речь идёт о некоей философии и даже чем-то вроде сакральной традиции. «Чучхе» – древний философский термин, использовавшийся средневековыми корейскими мыслителями. «Чу» значит «хозяин», «чхе» — «природа, сущность, субстанции, тело». Даётся несколько его трактовок – «самобытность», «основная часть», «опора на собственные силы», «вещь с точки зрения субъекта», «человек как хозяин себя и окружающего мира». Здесь соединены «элементы» религии, традиционализма и социализма. А в центр всего поставлен субъект, решительно преодолевающий и подчиняющий себе окружающую реальность.

Как ни покажется странным, но «чучхеизм» пересекается с «ранним» марксизмом, точнее теми идеями, которые К. Маркс высказал в своих «Экономически-философских рукописях 1844 года». В них он разработал теорию отчуждения, согласно которой человек противостоит как окружающей его действительности, так и от собственной деятельной природы, отчужденной от него самого. Философ-революционер констатирует состояние «самоотчуждения». Для человека характерно «отношение… к его собственной деятельности как к чему чуждому…это и есть самоотчуждение, тогда как выше шла речь от отчуждении вещи». На протяжении своей истории человек занимается как раз тем, что преодолевает это отчуждение, и довести сей процесс до конца можно и нужно в ходе свободной деятельности общественных индивидуумов. Тогда он станет истинным субъектом, восстановившим свою разрушенную универсальную целостность. Всё это очень созвучно смыслам, заложенным в слове «чучхе» – Марксов «общественный индивид» призван стать именно таким вот субъектом «чу», который будет хозяином над «чхе» – телом, природой, субстанцией и т. п. Собственно, только такое мировоззрение, как «чучхе», и способно стать духовной и политической опорой небольшой страны с ограниченными ресурсами, которая, тем не менее, стремится к подлинной субъектности, самостоятельности.

В субъектном, волевом преодолении и покорении всего внешнего, как раз заключается суть марксизма – оригинального учения Маркса. Всё остальное – политико-экономические надстройки, сделанные, как им самим, так и его последователями, ко многим из которых он относился иронично, говоря, что если то, о чём они рассуждают – марксизм, то сам он не марксист. Впоследствии эти «марксисты» чрезвычайно много внимания уделили т. н. «объективным предпосылкам», необходимым для перехода на новую ступень общественного развития. В результате, революционный, по сути, марксизм, был сведён до уровня социального реформизма, призванного «улучшать» капитализм, ожидая пока он не «дозреет» до социализма. Социал-демократия, выбравшая этот «объективизм», в настоящее время «забыла» про Маркса, окончательно превратившись в «леволиберальное» движение. В марксизме, однако, было и есть, «субъективистское» направление, стремящееся не столько соответствовать объективным условиям (хотя это важно), сколько преодолевать их, основываясь на научном подходе. Ярчайшим представителем этого революционного направления был В. Ленин, считающий, что России вовсе не обязательно полностью проходить все стадии развития индустриального капитализма, и она может использовать уже наличный индустриальный уклад для осуществления социалистической революции. Оппоненты Ленина из числа социал-реформистов часто упрекали вождя в реакционности, в попытке протащить социализм в «отсталую», аграрную и патриархальную страну. В известном плане, эти упрёки верны, большевики и впрямь черпали свою энергию в небуржуазном, аграрно-общинном менталитете крестьянской России (об этом много и интересно пишет С. Кара-Мурза в фундаментальном труде «Советская цивилизация»). Поэтому им и удалось одолеть тогдашних сторонников вестернизации, которые неизбежно превратили бы Россию в периферию Запада. Большевизм был силен тем, что задействовал традиционализм. И это было характерно для некоторых других незападных стран – в частности, для Китая и, что особенно важно, для нашего разговора – Северной Кореи. Чучхеизм находится в смысловом поле Традиции, в основе которой лежит стремление к преодолению отчуждения между Абсолютом и человеком, в ходе чего сам человек становится «совершенным», достигая состояния некоего высшего «Я».

Читайте также:
20 интересных фактов о Лувре

К слову, в Северной Корее, в отличие от многих других коммунистических стран, никогда не велось никакой борьбы с религией. Помимо правящей Трудовой партии Кореи, в стране существует еще две партии – Социал-демократическая партия и Партия молодых друзей небесного пути. В неё входят приверженцы религиозного движения «Чхондогё» («Небесный путь»), возникшем еще в позапрошлом веке. Для него характерно переплетение «элементов» буддизма, христианства, даосизма и конфуцианства. Следующие по «Небесному пути» подчеркивают единство Бога и человека (более того, Абсолют здесь не существует отдельно от человеческой личности), но при этом отказываются признавать их равенство. Отсюда требование всемерно способствовать совершенствованию человеческого общества на земле. В парламенте страны и его президиуме заседает 50 членов ПМДНП, она насчитывает 10 тысяч членов и это опровергает утверждение о том, что партия – всего лишь один из отделов ЦК ТПК. Интересен такой факт – лидер партии Рю Миён была замужем за Чхве Токсином, министром иностранных дел Южной Кореи (1961–1963 гг.) Вместе они сбежали в КНДР. В Южной Корее, между прочим, есть и симпатизанты Кореи Северной. Одни из них делают упор на левые идеи, на социализм, другие – убеждённые националисты, ставящие превыше всего идею единой Кореи. Против них, бывает, разворачиваются самые настоящие репрессии. Так, в прошлом году по обвинению в организации государственного переворота были арестованы три члена умеренной Объединенной прогрессивной партии, выступающей всего лишь за сотрудничество двух Корей. Верховный суд Южной Кореи принял постановление, по которому незаконной является музыка, восхваляющая КНДР. В 2010 году за хранение аудиофайлов с маршами Северной Кореи к четырём годам заключения была приговорена женщина, которую даже судили под псевдонимом – «Сонг» (в переводе с английского – «песня»).

И тут нельзя не пройти мимо того факта, что именно КНДР неоднократно предлагала Югу создать единую Конфедерацию. Ким Ир Сен подчёркивал: «Север и Юг должны думать об объединении, ставя интересы нации на первое место. Классы, идеологии существуют при наличии нации. Коммунизм, национализм, вера в Бога – бессильны, когда нет нации. Не следует уповать на другие учения, если в них нет заботы о своём народе. Если у нас есть национальная идея, то наша задача – объединить всех патриотов в единую силу». Стоит обратить внимание, что здесь проводится мысль о том, что идеология национализма вовсе не тождественна нации и может находиться в отрыве от неё.

Идеология КНДР насыщена мощнейшим, традиционным символизмом, выводящим на смыслы Традиции. «В мифологии важную роль играют символы «солнца» и «звезды», – отмечает в своём исследовании О. Гуцуляк. – С 8 июля 1997 года в Северной Корее принято новое «летосчисление Чучхе», началом которого является 1912 год — год рождения Ким Сон Чжу, принявшего имя Ким Ир Сен («Восходящее Солнце»). Именами «Солнце Нации» и «Великий человек, сошедший с небес» величается сын Ким Ир Сена Ким Чен Ир, который считается рожденным в Пэктусанском тайном партизанском лагере в бревенчатой хижине на самой высокой и почитаемой горе Северной Кореи – Пэктусан (уезд Самджиён), и в этот момент на небе появились двойная радуга и яркая звезда. В 1992 году на горе Пэктусан государственными скульпторами была выбита огромная надпись шириной 216 метров: «Пэкту, Святая гора Революции», а вскоре Ким Чен Ир получил титул «Яркая звезда Пэктусана». В соответствии с северокорейской легендой…на гору с небес спустился Хванун, отец основателя первого корейского государства Кочосон. На вершине горы в кратере вулкана располагается Небесное озеро, из которого берёт своё начало река Сунгари».

Чучхе выходит за рамки ограниченности, присущей, как идеализму, замыкающемуся на абстрактной духовности, так и материализму, ставящему во главу угла безликую материю. В центре чучхе находится человек, понимаемый как субъект, соединяющий духовное и материальное. Понятно, что здесь не имеется в виду только личность человека – особенно, в либерально-индивидуалистической трактовке. Субъект чучхе это и коллективный субъект, который воплощается в народе, в нации. По сути, чучхе – это национализм, но только радикально-социалистический.

Вот краткая, но весьма ёмкая характеристика этого любопытного учения, данная «со стороны»: «Субъектом общественного движения выступают народные массы. Нация, обладающая высоким чувством национальной гордости и революционного достоинства, непобедима. В отличие от капиталистической экономики, стремящейся к прибыли, главной целью социалистической самостоятельной экономики является удовлетворение потребностей страны и населения. Народ каждой страны обязан бороться не только против агрессии и порабощения, за последовательную защиту своей самостоятельности, но и против империализма и доминационизма, посягающих на самостоятельность народов других стран. Чтобы установить общенародную и всегосударственную систему обороны, надо вооружить весь народ и превратить всю страну в крепость. Революция – это борьба за реализацию народными массами их потребностей в самостоятельности. Сидеть сложа руки, ожидая, пока созреют все необходимые условия, равнозначно отказу от революции. Чтобы выработать правильный взгляд на революцию, требуется обязательно положить в основу воспитания чувство беззаветной преданности партии и вождю». (А. Александров. «Идеи чучхе»).

Что ж, это идеология, политика. А как же экономика? Принято считать, что народное хозяйство КНДР представляет собой сугубо централизованную, командно-административную экономику т. н. «казарменно-коммунистического» типа. Но это, опять-таки, еще один миф. В КНДР никогда не было какой-то застывшей, стагнирующей системы. Там предпринимали попытки реорганизовать систему планового управления экономикой. В связи с этим было инициировано составление плановых заданий не только сверху, но и снизу.

Читайте также:
Загадочная смерть Саввы Морозова – Интересные факты

Более того, в стране начались «рыночные» реформы, призванные создать условия для частной предпринимательской деятельности в условиях «безрыночного» и планового социализма. Директора заводов и фабрик получили возможность самостоятельно устанавливать размеры оплаты труда и вводить многие дополнительные стимулы. В сельском хозяйстве возникают фермерские хозяйства, а колхозам предоставили право самим распоряжаться излишками урожая. Ликвидируются многие ограничения в области распределения.

Здесь было бы интересно сослаться на мнение профессора Университета Кукмин (Сеул) А. Ланькова: «Со временем северокорейский бизнес стал расти и принимать всё более сложные формы: в стране появились частные мастерские (в основном занятые производством ширпотреба), рестораны, гостиницы, пункты валютного обмена — даже частные бани. Впоследствии те, кто поднялся на мелком бизнесе, стали открывать и более крупные предприятия — например, шахты и солеварни». («Человек вождя: как живут бизнесмены в Северной Корее»)

Всё это является как бы функцией социалистической экономики, порой частное предприятие сложно отличить от государственного, настолько всё это переплетено. Как такового, капиталистического уклада нет, зато есть эффективное задействование личного активности – на пользу всей экономики страны. А. Ланьков отмечает: «Отношение северокорейских властей ко всему происходящему было и остаётся двойственным. С одной стороны, время от времени они проводят кампании против частного бизнеса. В частности, подобные акции активно проводились в 2005–2009 годах (впрочем, и тогда до арестов дело обычно не доходило — ограничивались экономическим давлением). С другой стороны, власти терпят предпринимателей…»

Понятно, само руководство партии и страны не акцентирует внимания на эти реформы, не желая пропагандировать «рыночные ценности», вовлекая в это многих людей. Вот мнение по этому поводу еще одного эксперта, регионального директора по Азии и Африке и руководителя управления региональных проектов фонда «Русский мир» Г. Толорая: «Слово реформы в КНДР очень не любят. Даже если будут реформы, то их назовут иначе. Но если отставить в сторону разговор о понятийном аппарате, то хочу напомнить, что в Северной Корее и до Ким Чен Ына пытались что-то менять. Очевидно, что какие-то изменения проводятся и сейчас… реформы отнюдь не всегда должны сопровождаться полной открытостью. Это была китайская модель — «реформы и открытость», а пусть КНДР создаст свою. Это возможно». («КНДР стоит на пороге реформ». Интервью взято О. Кирьяновым, опубликовано в Российской газете».)

Как ни относись к северокорейской модели социализма, но нельзя не признать, что КНДР – страна, сумевшая соединить самобытность с динамичным развитием. Одномерные суждения здесь неуместны.

Что такое идеи чучхе, или Почему в фантастике КНДР нет инопланетян

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента

Федор Тертицкий дает исчерпывающий ответ на вопрос о происхождении северокорейской идеологии

Портрет Ким Ир Сена украшает здание в Пхеньяне.

REUTERS / Damir Sagolj

Когда кореисту задают вопрос «Что такое идеи чучхе?», он понимает, что не знает ответ на этот вопрос. Однако признаться в этом стыдно, ведь идеи чучхе считаются основой северокорейской идеологии. Поэтому в ход идут разные уловки, главной из которых служит рассуждение о филологических особенностях корейского слова «чучхе». «Чучхе, – говорит кореист, – означает “субъект”. Это слово состоит из двух частей: “чу” – “хозяин”, “главный” и “чхе” –“тело”, “сущность”». На этом месте недоуменный читатель чешет в затылке, силясь понять, какое отношение «субъект», «главное тело», «хозяин сущности» и прочее имеет отношение к культу семьи Ким, военным парадам, журналу «Корея» и всему тому, что принято ассоциировать с КНДР. Если ему свойственен пиетет перед научным миром, он делает вывод, что идеи чучхе – это что-то очень сложное и вообще Восток – дело тонкое. Если же нет, то они приходит к выводу, что автор статьи пишет чушь. В любом случае к пониманию того, что такое идеи чучхе, филологические рассуждения автора читателя не приближают никак.

Секрет заключается в том, что никто не знает, что такое идеи чучхе

Автор этих строк прочел несколько тысяч выпусков главной северокорейской газеты «Нодон синмун», множество статей за авторством Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, публикаций основного теоретического журнала КНДР «Кыллочжа» (аналог советского «Коммуниста»), вестника университета имени Ким Ир Сена и статей в северокорейских энциклопедиях – и все равно не может ответить на вопрос, вынесенный в начало статьи. Секрет заключается в том, что никто не знает, что такое идеи чучхе – включая преподавателей соответствующего предмета в северокорейских вузах и, сильно подозреваю, самого Высшего Руководителя Ким Чен Ына. Как так получилось? Тут необходим небольшой историко-филологический экскурс.

Чучхе 1.0

Начну с того, что слово «чучхе» действительно означает «субъект», но употребляется в корейском языке редко. Это довольно пафосное и слегка устаревшее слово. Впрочем, когда оно появилось в северокорейском политическом дискурсе впервые – в 1955 году – еще без «идей», просто «чучхе», то значило оно совсем не «субъект». На русский его тогдашнее значение можно довольно точно перевести украинизмом «самостийность». В середине 1950-х, еще до XX съезда, в Северной Корее стали активно бороться с культурным влиянием своего главного патрона – Советского Союза. Ким Ир Сен тогда начал кампанию, направленную на искоренение русизмов из корейского языка: в те времена северокорейская печать время от времени сообщала про то, что очередная «комиссия» переименована в исконно корейское «вивонхве». Пиком этой кампании была публикация знаменитой речи Кима «Об изжитии догматизма и формализма и установлении чучхе в идеологической работе», в которой он подчеркивал, что изучать надо в первую очередь не советскую культуру и историю, а свою, корейскую.

Читайте также:
Как изменилась Россия за 100 лет

После разоблачения культа личности и последующих событий, в ходе которых Ким Ир Сен едва не утратил власть, разговоры про «чучхе» несколько притихли, и Ким стал снова демонстрировать готовность дружить с Советским Союзом. Однако начиная с конца 1957 года Ким Ир Сен стал действовать более решительно, и слово «чучхе» было снова пущено в оборот. Кто придумал это слово? На этот вопрос можно найти ответ вот в таком любопытном советском архивном документе:

russia@korea-dpr.com

Идея Чучхе.

Этимология

Корейско-русские словари дают этому термину толкование “основная часть” и “самобытность”. Иероглифы, составляющие это слово в иероглифической записи, обозначают “хозяин” и “природа”. Исходя из этого, можно считать что слово “чучхе” означает “человек – хозяин всего на земле” или “самодостаточность”.

История

Согласно конституции 1972 года, КНДР – суверенное социалистическое государство, которое в своей деятельности руководствуется идеями “чучхе”. В соответствии с этими идеями все вопросы внутренней жизни должны решаться с позиций самостоятельности, с опорой на собственные силы.

По официальной точке зрения историков КНДР, долгое время считалось, что идеи чучхе провозгласил Ким Ир Сен в 1930 году в городе Калунь (Китай), однако в настоящее время считается, что идеи чучхе начали формироваться с момента образования “Союза свержения империализма” (17 октября 1926 г.).

Обострение отношений КНДР с СССР в середине 1950-х годов ХХ века и с Китаем (вторая половина 1960-х годов ХХ века) послужило подтверждением курса на независимое и самостоятельное развитие страны.

В 1980-е годы Ким Ир Сен выпускает ряд статей об идеях чучхе, окончательно формирующие её как философскую систему. Однако основополагающего текста излагающего суть учения, нет. Хотя термин постоянно встречается в работах Ким Ир Сена, труд под названием “Об идеях чучхе” был написан Ким Чен Иром и напоминает скорее краткий курс основных постулатов, а не серьёзный теоретический труд. После распада Советского Союза из чучхе были изъяты элементы марксизма-ленинизма. Смерть Ким Ир Сена добавила ей элементы религиозного учения (формулировки о Ким Ир Сене вроде “пребывающий в образе бессмертия”).

С 8 июля 1997 года в Северной Корее принято новое летосчисление чучхе, началом которого является 1912 год – год рождения Ким Ир Сена. Таким образом, 2000 год является 89 годом эры чучхе.

Основные положения

Субъектом общественного движения выступают народные массы.

Нация, обладающая высоким чувством национальной гордости и революционного достоинства, непобедима.

В отличие от капиталистической экономики, стремящейся к прибыли, главной целью социалистической самостоятельной экономики является удовлетворение потребностей страны и населения.

Народ каждой страны обязан бороться не только против агрессии и порабощения, за последовательную защиту своей самостоятельности, но и против империализма и доминационизма, посягающих на самостоятельность народов других стран.

Чтобы установить общенародную и всегосударственную систему обороны, надо вооружить весь народ и превратить всю страну в крепость.

Революция – это борьба за реализацию народными массами их потребностей в самостоятельности

Сидеть сложа руки, ожидая, пока созреют все необходимые условия, равнозначно отказу от революции.

Чтобы выработать правильный взгляд на революцию, требуется обязательно положить в основу воспитания чувство беззаветной преданности партии и вождю.

Общефилософские взгляды

Человек – властелин мира и хозяин своей судьбы;

Сознание – высшая функция человеческого мозга;

Природа – объект труда человека и материальный источник человеческой жизни;

Человек, заразившийся низкопоклонством, перестает адекватно воспринимать реальность.

Создание идей чучхе

Передовые идеи играли и играют важную роль в общественно-историческом развитии.

Народные массы становятся могучими творцами истории, когда они руководствуются передовыми идеями. Разумеется, не всякие передовые идеи играют одинаковую роль в общественно-историческом развитии. Их значение находится в зависимости от того, каким образом они выражают стремления и интересы народных масс, насколько они правильно освещают им путь борьбы. Задолго до появления рабочего класса существовали идеи, отражавшие стремления передовых слоев общества. Однако идеологические течения минувших времен, ввиду своей исторической и классовой ограниченности, были вынуждены играть свою роль в ограниченных рамках в развитии общества. Лишь революционная идеология рабочего класса правильно отражает требования времени и передает стремления народных масс, мобилизуя их на революционную борьбу, давая мощный импульс историческому развитию общества.

Революционные идеи рабочего класса создаются выдающимися вождями.

Более чем столетняя история коммунистического движения, можно сказать, является историей возникновения и развития революционных идей, разработанных вождями рабочего класса, историей претворения этих идей в жизнь и преобразования мира на их основе. Создав в середине XIX века марксизм, Маркс и Энгельс указали на историческую миссию рабочего класса, появившегося на поле битвы, и осветили путь к его освобождению. Они содействовали развитию борьбы против капитала, положили начало международному коммунистическому движению. Ленин развил марксизм дальше применительно к новым историческим условиям перерастания капитализма в стадию империализма. Он создал ленинизм и тем самым вдохновил рабочий класс, все народы на борьбу за разгром цитадели империализма, за освобождение и свободу и положил начало переходу от капитализма к социализму.

Глубоко проанализировав требования новой эпохи, когда угнетенные и униженные народные массы стали выступать как хозяева своей судьбы, товарищ Ким Ир Сен создал великие идеи чучхе и вывел народные массы на новый этап борьбы за самостоятельность. Он положил начало новой полосе исторического развития человечества – чучхейской эпохе.

Революционные идеи рабочего класса создаются как отражение назревших требований развития исторического, революционного процесса.

Товарищ Ким Ир Сен встал на революционный путь, когда происходил новый передом в борьбе рабочего класса, народных масс против эксплуатации и гнета. На мировой арене выросло влияние впервые победившего социализма, революционная борьба рабочего класса и освободительная борьба народов в колониях и полуколониях переживала крутой подъем. Стремясь остановить революционные выступления народных масс и найти выход из глубокого политического и экономического кризиса, империалисты усиливали грабеж и вводили жестокие репрессии против народов. Во многих странах обострились противоречия и антагонизм между революцией и контрреволюцией, народные массы, суверенные права которых долгие годы попирались, поднялись на борьбу за свое классовое и национальное освобождение. Наступила новая эпоха, когда революционное движение стало развиваться во всю ширь в мировом масштабе, принимая все новые и новые формы.

Читайте также:
Гитлерюгенд - история, факты, фото

Чтобы осуществить революцию в новых исторических условиях, рабочий класс, народ каждой страны должны были по-хозяйски решить все вопросы, сообразуясь со своими конкретными условиями. Эта задача была поставлена на повестку дня в Корее особенно серьезно в силу особенностей ее исторического развития, сложного и трудного характера местной революции. Ход корейской революции настоятельнее требовал, чтобы народные массы прокладывали себе путь к революции самостоятельно и творчески. Идеи чучхе возникли на базе этих же требований практики корейской революции. Революция – это борьба за реализацию народными массами их потребностей в самостоятельности, борьба за их собственное освобождение. Они завоюют победу в революции, лишь вооружившись революционными идеями и сплотившись как организованная политическая сила. Долг революционера состоит в том, чтобы идти в гущу народных масс, осуществляющих революцию, воспитывать, организовывать и поднимать их на борьбу. И революционную силу надо ковать в народных массах. Все вопросы, возникающие в ходе революционной борьбы, следует решать, опираясь на разум и силу народа. Но корейские коммунисты и националисты 20-х годов, считавшие себя участниками национально освободительного движения, вместо того, чтобы идти в гущу народных масс, воспитывать, организовывать и мобилизовывать их на революционную борьбу, работали в отрыве от них, дрались за гегемонию, занимаясь пустословием. Они не смогли сплотить массы, а лишь раскололи их своей фракционной борьбой. С первых же дней своей революционной деятельности товарищ Ким Ир Сен понял их ошибки и пошел иной, подлинно революционной дорогой, проникая в гущу народных масс и полагаясь на них в своей борьбе. Он открыл ту истину, что народные массы – хозяева революции и что для ее победы надо идти в массы, воспитывать, организовывать и мобилизовывать их. Это и послужило одним из отправных моментов для зарождения идей чучхе. Революцию в каждой стране должен вести самостоятельно, со всей ответственностью ее хозяин – народ данной страны, творчески вести ее применительно к своим конкретным условиям. Самостоятельный и творческий подход к делу – это существенные требования революционного, коммунистического движения. Корейская революция, открывшая чучхейскую эру, с самого начала должна была осуществляться самостоятельно, творчески иначе она не смогла бы продвинуться вперед. Корейская революция не смогла не приобрести трудный и сложный характер. Имея сильного врага в лице японского империализма, она должна была выполнить как задачи антиимпериалистической и национально-освободительной революции, так и задачи антифеодальной, демократической революции. Было нелегко идти по никем не проторенной дороге. Положение осложнялось и тем, что в то время внутри антияпонского национально-освободительного и коммунистического движения Кореи преобладало низкопоклонство перед большими странами, помешавшее поступательному движению революции. Националисты и псевдомарксисты унаследовали от своих предшественников дух низкопоклонства и привычки к фракционной борьбе, которые в свое время привели страну к гибели. Вместо того, чтобы осуществлять революцию собственными силами, они тщетно пытались добиться независимости страны, опираясь на внешние силы. В то время те, кто выдавал себя за участника коммунистического движения, создавали каждый на свой манер партийные группировки. Они постоянно обращались в Коминтерн, стремясь получить его санкции, пытались механически следовать готовым теориям и копировать чужой опыт, игнорируя исторические условия и конкретную действительность Кореи, бывшей колониально-полуфеодальным обществом. Сильное воздействие низкопоклонства и догматизма не давало возможности открыть путь к революции.

Товарищ Ким Ир Сен извлек серьезный урок из последствий низкопоклонства и догматизма и открыл истину, что революцию следует совершить не по чьей-либо санкции или указанию, а по своему собственному убеждению, с чувством ответственности, что нужно решить все вопросы, возникающие в ходе ее осуществления, самостоятельно и творчески. Вот что является другим отправным моментом, послужившим началом зарождения идей чучхе.

Таким образом, товарищ Ким Ир Сен на основе практического опыта и уроков революционной борьбы создал новое революционное учение – идеи чучхе.

Идейно-теоретическая деятельность товарища Ким Ир Сена последовательно исходила из революционной практики. Он развивал и обогащал революционные идеи и теорию в процессе решения вопросов, выдвигаемых революционной практикой. Применять существующие теории сообразно с интересами революции и реальными условиями своей страны, изыскивать новую истину и выдвигать новые идеи и теорию можно, лишь исходя из революционной практики. Еще в ранний период своей революционной деятельности товарищ Ким Ир Сен овладел учением марксизма-ленинизма. Но, не ограничиваясь применением его к практике корейской революции и стоя на незыблемой чучхейской позиции, он достиг новых рубежей революционной теории, творчески разрешил вопросы, выдвигаемые революционной практикой. Борясь с твердолобыми националистами, псевдомарксистами, низкопоклонниками, догматиками и одновременно прокладывая новую дорогу революции, товарищ Ким Ир Сен открыл истину идей чучхе. На совещании руководящих кадров комсомола и Антиимпериалистического союза молодежи, состоявшемся в Калуне в июне 1930 года, он осветил принципы идей чучхе и выдвинул чучхейскую линию корейской революции. Это явилось историческим событием, провозгласившим создание идей чучхе и рождение чучхейской революционной линии. Товарищ Ким Ир Сен, которому тогда еще не было и 20 лет, ясно различил в мутном потоке национал-реформизма, правого и левого оппортунизма и всяких других течений веяния времени, стремления народа и закономерности развития истории. Он открыл чучхейскую истину и проложил путь к самостоятельному развитию корейской революции.

Читайте также:
Отечественная война 1812 года - краткая история

Что такое «идеи чучхе» и с чем их едят?

Говоря о “социалистической Корее” (или “Восточном государстве”, как называли в старину Корею) мы нередко забываем о том, что имеем дело со страной Востока с многотысячелетней историей. Социалистическая фразеология и другие внешние атрибуты социалистического государства – это лишь “одежды”, за которыми скрывается чуждая европейцу традиционная корейская душа.

Портрет Ким Ир Сена, символизирующий “идеи чучхе”

“Идеи чучхе” (термин не поддается адекватному переводу на русский или другие европейские языки) – государственная идеология Северной Кореи, у которой есть точки соприкосновения, как с некоторыми конфуцианскими постулатами, так и с идейной составляющей ряда современных национальных корейских “новых религий”.

О каком бы советском влиянии на Корею мы не говорили, трудно предположить, что страна с многотысячелетней культурой и глубокими традициями воспримет чуждую иностранную идеологию, скажем коммунистическую, без ее трансформации и переработки в соответствии с национальными особенностями. Переработка эта может стать настолько глубокой, что в итоге образовывает совершенно новое учение, глубоко национальное по своей сущности.

Так и произошло в Северной Корее. Марксизм-ленинизм был сознательно трансформирован в новое учение, идеи чучхе. Знакомясь с работами по идеям чучхе, можно обнаружить в них элементы марксизма-ленинизма. С другой стороны, национальная составляющая государственной идеологии Северной Кореи остается непонятой, т.к. мы не знакомы с традиционными идеологическими учениями и старыми религиями Кореи.

Тем временем в государственной идеологии Северной Кореи представлена восточная общественная мысль.

13 – 15 июня 2000 года в Пхеньяне произошла историческая встреча президента Республики Корея Ким Дэ Чжуна и руководителя КНДР Ким Чен Ира.

Историческая встреча президента Республики Корея Ким Дэ Чжуна и руководителя КНДР Ким Чен Ира. Пхеньян, июнь 2000 г.

Тогда были достигнуты обнадеживающие договорённости, намечающие практические шаги к их сближению и в перспективе – объединению. На сегодняшний день все эти усилия перечеркнуты и не без стараний внешних третьих сил.

Но интересен вопрос о том, что общего можно найти в социальном устройстве, экономике, общественной мысли, культуре Северной и Южной Кореи, на основе которых теоретически может быть реализована задача объединения двух Корей.

Итак, чучхе значит не просто “самостоятельность”, а такую ситуацию, когда человек является хозяином и себя самого, и всего окружающего мира. Действительно, основополагающий философский принцип идей чучхе, сформулированный Ким Ир Сеном и подробно раскрытый в классической работе Ким Чен Ира “Об идеях чучхе” (1982 год) так и звучит: “человек хозяин всего и решает всё”.

Иными словами, идеи чучхе ставят в центр вселенной, в центр общества человека. Для Северной Кореи использование подобного очень глубокого по содержанию принципа чучхе как основы для проведения политики самостоятельности и независимости было поистине мудрым решением, поскольку обосновывало не только саму политику, но и возможность ее реализации. В условиях ограниченных технических и технологических мощностей, теория чучхе должна была убедить граждан КНДР, что человек сильнее машин и может выжать из них даже ту производительность, которая в них изначально не закладывалась.

Однако определение человека как центра вселенной совсем не означало того, что идеи чучхе поддерживают индивидуализм. Как раз наоборот, человек, согласно чучхе, может проявить себя только через коллектив, руководимый талантливым лидером, вождем.

Чучхе – это еще и классический дальневосточный философский термин, употребляющийся в значении “вещь с точки зрения субъекта” и использовавшийся корейскими средневековыми мыслителями.

Кроме того, понятие чучхе или даже “идеи чучхе” встречается и в реалиях идеологически чуждой Южной Кореи. Президент Республики Корея Пак Чон Хи, которого в советские времена называли “диктатором”, и который пришел к власти в результате военного переворота 16 мая 1961 года, а затем повел страну по пути развития экспортоориентированной экономики, называл себя “революционером”, а события 1961 года “революцией”.

Президент Южной Кореи Пак Чон Хи (1961-1979) и его дочь, будущий президент – Пак Кын Хе

После очередного ужесточения своей власти в 1972 году он образовал так называемое “Объединительное самостоятельное гражданское собрание”, в названии которого слово “самостоятельное” передавалось понятием чучхе, то есть тем же, что и северокорейские идеи чучхе.

Действительно, положительные результаты первых шагов в межкорейском диалоге 1972 года давали надежду на сближение двух Корей. Возможно, называя новый конституционный орган, в обязанность которого входило избрание президента Южной Кореи и 1/3 парламента “чучхейским”, южнокорейский лидер хотел сделать еще один шаг навстречу для сближения с Севером.

В одной из наиболее популярных в Южной Корее “новых” корейских религий – чхондогё (“учение Небесного Пути”) также есть свои собственные разработки об идеях чучхе. Причём терминологически передача понятия “идей чучхе” как в Северной Корее, так и в Южной (в религии чхондогё) очень похожа.

Таким образом, временные рамки распространения чучхе или “идей чучхе” не ограничиваются современностью, а географические – Северной Кореей. К тому же южнокорейский вариант идей чучхе (религии чхондогё) также имеет свои особенности, отличающие его от северокорейского.

Северокорейская литература последних лет отмечает, что Ким Ир Сен начал осуществление “революционного дела чучхе” в 1926 году, когда образовал так называемый “Союз свержения империализма”. В то время Ким Ир Сену было всего лишь 14 лет.

В работе Ким Чен Ира “Об идеях чучхе” (1982 г.) сказано, что выступление Ким Ир Сена в июне 1930 года в китайском городе Калунь с речью перед руководящими кадрами Антиимпериалистического союза молодёжи стало историческим событием, провозгласившим создание идей чучхе.

Большинство зарубежных исследователей сходятся во мнении о том, что реально идеи чучхе начинали формироваться с середины 1950-х годов. Тогда Северной Корее требовалось обосновать необходимость и возможность постепенного сворачивания тесных экономических и культурных связей с СССР, связей, являвшихся одним из источников её быстрого развития. Обычно охлаждение отношений между двумя странами объясняют критикой культа личности И.В.Сталина в СССР и несогласием с ней Ким Ир Сена, якобы опасавшегося крушения своей единоличной власти.

Читайте также:
История нового времени

Осложнение отношений во второй половине 1960-х годов с Китайской Народной Республикой, развернувшей “культурную революцию”, явилось ещё одним фактором, подтвердившим необходимость курса на “самостоятельное, независимое развитие” КНДР в сферах экономики, обороны, культуры, идеологии. Неспокойная обстановка на Корейском полуострове, вызванная вступлением Южной Кореи во Вьетнамскую войну в 1965 году и последовавшей активизацией военной и финансовой помощи Республике Корея со стороны США, вынудили Северную Корею в теории и на практике развивать постулат о необходимости самостоятельной и крепкой обороны.

В 1970-е годы в идеях чучхе еще более активно стали проявляться национальные элементы. После того, как в 1971 – 1972 годах впервые за всю историю разделённой Кореи начали развиваться контакты между двумя корейскими государствами, а 4 июля 1972 года была опубликована Совместная декларация Юга и Севера, стало понятно, что единственным путём примирения является путь преодоления идеологических и социально-экономических различий на основе общих моментов единой национальной культуры

Окончательное формирование идей чучхе как идеологии и философской системы следует относить к 1980 – 1990-м годам. Именно в 1980-е годы стали выходить в свет различные статьи Ким Чен Ира об идеях чучхе, систематизировавшие выдвигавшиеся ранее чучхейские постулаты и придавшие идеям чучхе форму стройной теории.

Крутой поворот мировой истории в 1990-х годов, ознаменовавшийся распадом СССР и крушением социализма в странах Восточной Европы, привел к изъятию из идей чучхе большого количества элементов марксизма-ленинизма, показавшего свою практическую несостоятельность. Кончина Ким Ир Сена, повлекшая за собой еще большую сакрализацию “вечного президента КНДР”, добавила государственной идеологии Северной Кореи некоторые элементы традиционного религиозного учения.

Корейская религия чхондогё (учение Небесного Пути) и идеи чучхе имеют ряд общих моментов.

После освобождения Кореи от японского колониального господства в 1945 году, на севере Корейского полуострова оставалось немало последователей религии чхондогё. В связи с тем, что Север пошел по пути строительства социализма, идеология которго была по сути атеистической, поначалу в “чистом виде” религия чхондогё в КНДР не сохранялась. Вместо нее функционировала политическая партия чхондогё-чхонудан, то есть “партия друзей Небес – учения Небесного Пути”. О ее существовании по крайней мере в 1940-е и в 1970 – 1990-е годы упоминается в северокорейской справочной литературе. Подробной информации о её деятельности, также как и о причинах того, почему руководство Северной Кореи решило сохранить эту религиозную организацию в несколько трансформированном виде, автору настоящих строк найти не удалось.

Начиная с 1970-х годов, не только партия, но и сама религия чхондогё вновь получила возможность ограниченной деятельности в КНДР. По состоянию на конец 1990-х годов, согласно официальной статистике, в Северной Корее насчитывалось 15 тысяч последователей и около 800 молельных домов чхондогё. С 1994 года северокорейская религиозная организация чхондогё устраивает ежегодные ритуалы у “восстановленной” гробницы Тангуна, легендарного основателя первого корейского государства Древний Чосон (2333 г. до н.э.). А с конца 1990-х годов, когда начался новый этап активизации межкорейских отношений, Северную Корею стали посещать делегации представителей чхондогё из Южной Кореи.

Очевидно, одной из причин благосклонного отношения руководства КНДР к чхондогё является содержание этого религиозного учения. Идеи чучхе, так как они сформировались к 1980-90-м годам, имеют некоторые моменты, перекликающиеся по содержанию с основными постулатами религии чхондогё. Трудно сказать, были ли знакомы создатели системы идей чучхе с идейной составляющей чхондогё, а если были, то испытали ли известное влияние. В любом случае, обнаруживаются некоторые точки пересечения северокорейских идей чучхе и чхондогё.

Понятие “Небеса” – “чхон” – традиционное для Кореи и всего зарубежного Дальнего Востока и соотносится с представлением о Небесах как верховном божестве.

Таким образом, в новой чучхейской формуле, созданной Ким Ир Сеном и отраженной в Конституции КНДР 1998 года, зафиксировано традиционное представление о Небесах, приблизившее идеи чучхе 1990-х годов к традиционным корейским учениям.

Последователи религии чхондогё должны прилагать все усилия для того, чтобы в будущем построить идеальное общество здесь, на земле, а не где-нибудь в загробном мире. Для обозначения этой задачи в чхондогё применяется особый термин – “рай на земле” (“чисан чхонгук”).

Аналогична задача общества и государства согласно идеям чучхе – построение идеального общества, которое в КНДР именуется словом “социализм”. Однако нередко в северокорейских средствах массовой информации это идеальное общество, которое предстоит построить в Северной Корее, также именуется словом “рай”. Северокорейские идеологические издания начала XXI столетия иногда также используют словосочетание “рай на земле” (“чисан нагвон”), приближая, таким образом, терминологию идей чучхе к религии чхондогё.

Наконец, у чучхе и чхондогё есть постулат о необходимости распространения корейского национального учения по всему свету, как единственно правильного и дающего путь к счастью для всего человечества.

Использование особого летоисчисления может послужить еще одним примером родственности идей чучхе и религии чхондогё. Теперь годы в Северной Корее обозначаются иначе, не согласно общепринятому григорианскому календарю, а по “годам чучхе”.

В религии чхондогё, например, также есть своё собственное летоисчисление. Отсчет лет здесь ведётся с 1860 года – времени, когда основатель религии тонхак (в последствии религии чхондогё) Чхве Чжеу “обрёл истину”. Летоисчисление именуется “пходок”, что значит “распространение добродетели”. В “новой” корейской религии чынсандо отсчёт годов ведется от года рождения основателя религии Кан Чын Сана (1871) и именуется “тоги”, то есть “летоисчисление Пути”.

В самой Республике Корея с 1948 по 1962 год официальным было летоисчисление, начинавшееся от 2333 года, года мифического основания государства Древний Чосон и именовалось “танги”, то есть “летоисчисление Тан[гуна]”.

Читайте также:
Нансеновский паспорт – Интересные факты

Наличие идей чучхе в рамках южнокорейской религии чхондогё является ещё одним важнейшим моментом родственности двух рассматриваемых учений.

Однако несомненно то, что традиционные корни северокорейских идей чучхе уходят гораздо глубже и не ограничиваются связью с “новыми” корейскими религиями, история которых едва превышает одну с половиной сотню лет.

Целью идей “сильного, процветающего, великого государства” Ким Чен Ира

Ким Чен Ир. Руководитель КНДР с 1994 по 2011 гг.

являлось превращение КНДР в сильное и процветающее государство.

Похороны Ким Чен Ира. декабрь 2011 г.

Общественным строем его должен был стать социализм. Не “советского” образца, естественно, а корейский национальный, в котором главным является то, что все подчинено не индивидуальным интересам, а интересам общества в целом. А каждая отдельная личность добивается удовлетворения своих личных интересов через реализацию интересов коллектива.

Использован материал, опубликованный в журнале “Восточная коллекция”, Осень 2001 // № 4 (7). СС. 58 -65.

20 шокирующих малоизвестных фактов о нацистской Германии

С приходом нацистов к власти в Германии в 1933 году весь мир пошатнулся. Крайние взгляды и 12-летний диктат Гитлера изменили будущее всех народов. При его правлении Германия стала страной крайней нетерпимости. В этом посте мы решили привести несколько малоизвестных и неоднозначных фактов о нацистской Германии.

1. Нацистская Германия провела первую кампанию против курения. Солдатам запретили курить, а также немцы были первыми, кто связал курение с развитием рака легких.

2. Гитлер предлагал Великобритании мир много раз, прежде чем развязал Вторую мировую войну.

3. В концентрационном лагере Освенцим было место, где складывали и сортировали имущество заключенных. Это место называлось “Канада”, так как эта страна считалась полной изобилия.

4. Старое еврейское кладбище в Праге осталось нетронутым во время Второй мировой, так как Гитлер планировал устроить там Музей вымершей расы.

5. Во времена Третьего рейха в Германии была запущена программа “Лебенсборн” (в пер. “Источник жизни”), по которой расово чистые женщины спали с офицерами СС в надежде воспроизвести на свет истинных арийцев. За 12 лет по этой программе родилось 20 тыс. детей.

6. Во времена Второй мировой Coca-Cola не могла ввозить сироп на территорию Германии. Поэтому представитель Coca-Cola в Германии создал напиток Fanta только для нацистской Германии.

7. Пираты Эдельвейса – так называлась неформальная молодежная организация в Германии, противостоящая Гитлерюгенд. Они распространяли в стране антинацистскую пропаганду, помогали перебежчикам из Германии и даже вступали в драки с членами Гитлерюгенд.

8. Нацисты обещали 5 000 долларов за голову Эйнштейна.

Эйнштейн считался врагом народа в нацистской Германии.

9. В те времена нацистское воинское приветствие было идентично воинскому приветствию американского флага. В 1942 году, когда нацисты переняли это воинское приветствие, США изменили его.

10. Нацисты пытались научить собак говорить и читать.

Гитлер обожал собак и считал их настолько умными, что даже распорядился открыть школу для собак, в которой этих животных учили говорить и читать.

Надо сказать, что некоторым собакам даже удавалось неплохо имитировать человеческий голос, а одна могла произнести слова “мой фюрер”.

11. Когда нацистская партия пришла к власти в январе 1933 года, то провела ряд законов по защите прав животных. Гитлер даже заявил, что в Новом рейхе не будет места жестокому обращению с животными.

12. Основатели фирм Adidas и Puma были нацистами.

Адольф и Рудольф Дасслеры были братьями, которые организовали общую фирму по производству спортивной одежды и обуви. Оба они присоединились к нацистской партии после прихода ее к власти в 30-х гг. Но после начала Второй мировой между братьями возникли разногласия, и Рудольф Дасслер ушел из фирмы, организовав свою собственную и назвав ее Puma. Его брат же переименовал свою фирму в adidas, что является его усеченным прозвищем – Ади Дасслер.

13. Нацисты разработали наркотический коктейль, который позволял употребившим его пройти 88,5 километров без необходимости отдыха.

В 1944 году нацисты создали особую таблетку, благодаря которой принявший ее мог проходить около 90 км ежедневно без нужды в отдыхе. В каждой таблетке было 5 мг оксикодона, 5 мг кокаина и 3 мг метамфетамина. Вскоре после изобретения таблетки Вторая мировая закончилась, поэтому это чудо-средство так и не поступило в массовое производство.

14. Нацисты считали коренных американцев частью арийской расы.

Поэтому Гитлер не хотел вторгаться на территорию Штатов, пока не захватит Европу. После этого он планировал вернуть Америку коренному населению.

15. В нацистской Германии была введена исследовательская программа, в рамках которой разрабатывалось супероружие: бомбардировщик-невидимка, ночное видение, 1 500-тонный супертанк, подводный авианосец, лазерный пистолет и спутник, который мог бы вскипятить воду в океане или сжечь целый город.

Большая часть супероружия так и осталась прототипами или была изобретена слишком поздно, чтобы как-то повлиять на ход войны.

16. Нацисты уничтожили крупнейший в Германии институт, изучающий вопросы человеческой сексуальности, они сожгли местную библиотеку и все исследования, так как эта информация была сочтена «антинемецкой». В этом институте изучались проблемы геев и транссексуалов, а также защищались права этого слоя населения.

17. В нацистской Германии были особые настольные игры, созданные с целью пропаганды.

Существовали такие игры, как Juden Raus! (Избавиться от евреев!), Bomber uber England (Бомбежка Англии) и Jagd auf Kohlenklau (Охота за угольным вором).

18. Hugo Boss создал линию одежды для членов нацистской партии.

19. Во времена Второй мировой Фредерик Майер, немецкий еврей и американский шпион, проник во вражеские ряды и передал информацию о бункере Гитлера. Во время операции «Greenup» его схватили и пытали. Однако он убедил немецкую армию сдаться в Инсбруке, тем самым сохранив жизни тысяч солдат Союзной армии. Позже по событиям этой операции был снят фильм «Настоящие бесславные ублюдки».

20. Первый программируемый компьютер был создан в нацистской Германии.

Он был создан для осуществления статистического анализа флаттера крыла. В 1943 году этот компьютер был уничтожен и заменен репликой, которая сегодня выставлена в Немецком музее в Мюнхене.

Читайте также:
Древний Египет

Эта статья создана пользователем Онедио. Со стороны редакции изменений не было. Вы тоже можете создавать свои статьи на нашем сайте.

20 фактов о жизни Адольфа Гитлера (20 фото)

С именем Адольфа Гитлера у многих из нас, прежде всего, ассоциируется Вторая мировая война и Холокост, кто-то еще может вспомнить о Еве Браун и о некоторых других пристрастиях немецкого диктатора, однако, в целом его жизнь остается загадкой для большинства людей. Некоторые любопытные факты о Гитлере ждут вас далее.

Гитлер никогда не посещал концентрационные лагеря.

Первой любовью Гитлера была еврейская девочка. Однако он так и не нашёл смелости заговорить с ней.

Фамилия Адольфа Гитлера могла быть Шикльгрубер. Его отец сменил её на Гитлер в 1877 году.

Гитлер был вегетарианцем и создавал законы против жестокого обращения с животными.

Гитлер ввёл первую антитабачную кампанию в современной истории.

Пока Гитлер отбывал наказание в Ландсбергской тюрьме (1924 год) он послал в представительство Mercedes запрос для получения кредита на автомобиль.

У Гитлера в кабинете висел портрет Генри Форда, который его вдохновлял.

Гитлер считал себя весьма привлекательным для женщин, поэтому он оставался холостяком в политических целях. Немецкий народ не знал о Еве Браун вплоть до окончания войны.

Американская секретная служба пыталась подсыпать в еду Гитлера женские гормоны (эстроген), для того чтобы сделать его более женственным.

Александр Великий, Наполеон, Муссолини и Гитлер — все они страдали от айлурофобии (страха кошек).

Гитлер был номинирован на Нобелевскую премию мира в 1939 году.

Гитлер планировал собрать тысячи еврейских артефактов для экспозиции Музея исчезнувшей расы, который он собирался открыть после войны.

Когда Гитлеру было четыре года, его спас священник от утопления.

Гитлер никогда не обучался вождению. Тем не менее, он возглавлял разработку Volkswagen.

В период правления Гитлера его книга «Моя борьба» бесплатно выдавалась всем молодожёнам.

Гитлер страдал от хронического метеоризма; для борьбы с недугом он применял 28 лекарственных препаратов.

В 1938 году журнал TIME назвал Гитлера «человеком года»

В 1913 году Гитлер, Сталин, Троцкий и Тито жили недалеко друг от друга в Вене. Некоторые из них были завсегдатаями одной и той же кофейни.

У Гитлера было только одно яичко.

О смерти Адольфа Гитлера и Усамы бен Ладена было объявлено в один и тот же день года — 1 мая.

Одно яичко и хронический метеоризм, где в голове добрым мыслям взяться? Сорвало дно, сорвало башню. ещё и коты везде мерещатся

Тут не все так просто. К войне готовилась не только германия. СССР также готовился к войне. Но есть сведения, что америка и ее друзья в 1941 году, якобы для смягчения возникшей напряженности в европе выпустили закон, позволяющий США объявить войну СССР, в случае, если со стороны “красного дьявола” летом 1941 года выстрелит хотя бы одно ружье.

Есть также версия, что Рудольф Гесс, летел в Британию с целью объединить силы союзников и рейха против СССР, но его местонахождение стало общеизвестно, и поэтому, его объявили больным на голову.

И. В. Сталин не был дураком, ему доложили с точностью до часа, когда директива 21, известная как “план Барбаросса”, придет в исполнение, но был приказ молчать и не поддаваться провокациям. Почему? Зачем? А вот именно затем, чтобы не воевать с Германией, плюс с союзниками, США, Канадой, Австралией и Японией, иными словами практически со всем миром.

Приходилось выбирать: либо часть СССР будет разбита в 1941, а там как-нибудь выкрутимся, либо СССР вообще будет уничтожен. Поскольку он физически вряд ли бы вывез войну на несколько фронтов.

Это, конечно, версия. Но если она правдива, то тогда Адольф Гитлер вовсе не был безумцем, поскольку, несмотря на большую мощь, СССР не был непобедимым при таком раскладе.

Но первой агрессию проявила Германия, и США и ее союзники вынуждены были отказаться от помощи только Германии, а помогать еще и СССР, и открыто выступать только на стороне СССР. Плюс японский Хирохито так и не решился напасть, поддержать европейского кореша, что создало благоприятные условия для переброски войск с Дальнего Востока.

В 1942-1943 году Германию не поддержала Турция, обещавшая выступить против СССР, после взятия Сталинграда. Со Сталинградом у Адольфа как-то не задалось. И Турки быстро смекнули, что если он вступят в войну сейчас, то СССР вряд ли перестанет существовать, а вот Турецкая Советская Республика вполне может стать реальностью в ближайшие годы.

А ресурсы малых стран-союзников, вроде Румынии, Болгарии, Венгрии, Финляндии и т.д. не были достаточно обширны, чтобы тянуть затяжную войну.

Вот и получилось, как получилось. Сравнивать Наполеона с Гитлером, как-то уж не совсем корректно, поскольку у них только исходы одинаковы. А вот расклад сил был разный.

dymontiger

  • Add to friends
  • RSS

Интересное в сети!

Курьезы, юмор, а иногда и жесть, все это вы найдете здесь;)

Немецкая национал-социалистическая рабочая партия, названная так нацистами, чтобы привлечь в свои ряды малограмотных рабочих, злоупотребляла властью и развязала геноцид в беспрецедентных масштабах. Кроме того, в её истории было много странных, загадочных, а иногда и противоречивых фактов, которые можно найти в любом историческом справочнике. Но даже в этих учебниках отсутствуют многие из тех фактов, о которых мы расскажем сегодня.

Читайте также:
Матч смерти - история, репрессии, факты, фото

Эта статья посвящается всем гражданским жертвам всех национальностей, пострадавшим от насилия и военных преступлений.

10. Неприкосновенность Гитлера

Каково первое правило отравителей в голливудских фильма? Не отравиться самим. Во время становления жестокого режима Адольфа Гитлера ему помогали многие теоретики-конспирологи и сторонники альтернативных течений в науке. Результатом их деятельности стали многочисленные псевдонаучные и абсурдные расистские законы нацистской Германии, однако они исключали возможность преследования Адольфа Гитлера, если бы кто-то из его предков оказался евреем.

С чем это было связано? В 1933 году в Англии в лондонской газете «Daily Mirror» была опубликована фотография надгробия, расположенного на Бухарестском еврейском Кладбище. Под надгробием покоился мужчина, которого звали Адольфом Гитлером. Помимо имени, на надгробии был текст на иврите. В связи с неожиданной находкой на еврейском кладбище полного тёзки Адольфа Гитлера появились различные опасения. Их результатом стало принятие нацистского толкования слова «еврей», исключавшего преследование по национальному признаку Иисуса Христа и, на всякий случай, самого Адольфа Гитлера.

9. Йозеф Геббельс был наполовину голландцем

Мы уже знаем, что нацистский режим развязал ряд агрессивных войн и конфликтов с целью насильственного присоединения чужих территорий и преследования различных групп населения. Одной из жертв нацистской агрессии стали Нидерланды. В этой стране хорошо помнят, как вслед за оккупацией началось жестокое притеснение различных меньшинств. Поэтому довольно неожиданно выглядит тот факт, что в то время, как Германия вторглась в Нидерланды, человек, занимавшийся пропагандистской поддержкой нацистской военной машины, министр пропаганды Йозеф Геббельс, был рождён католичкой голландского происхождения по имени Мария Катерина Геббельс, вышедшей замуж за немца.

Геббельс был частично нетрудоспособен вследствие перенесённого полиомиелита, и это отражалось на нём в течение всей его жизни. Кроме того, он отличался чрезвычайной страстностью при произнесении ненавистнических речей. Известно, что хотя Геббельс прославился как один из самых горячих и крикливых сторонников антисемитской политики Гитлера, сам он обучался в университете у преподавателя-еврея, который получил известность в качестве знатока Гёте.

8. Проверка сведений о Еве Браун

Браун остаётся до некоторой степени загадкой – прежде всего, вследствие того, что само её существование и присутствие в жизни фюрера были тайной нацистского государства. Таинственность в этом вопросе была связана с тем, что Гитлер, как предполагалось в соответствии с извращённой нацистской доктриной, был женат на Рейхе. Особенно интересен тот факт, что роман Гитлера с Браун не был похож на традиционное ухаживание. После того как Гитлер заинтересовался Евой Браун, он изучил её биографию и подключил СС, чтобы узнать, не было ли у Евы случайно еврейских корней.

Лишь после того, как Гитлер остался доволен результатами расследования, состоялся роман между австрийским фанатичным немецким националистом и немкой. Опасность ухаживания со стороны лидера нацистов заключается в том, что вы не знаете, в какой момент за вашей спиной проводятся всякие проверки. Кажется, что в течение короткой жизни Браун с Гитлером у неё было всё желаемое, тем не менее, она дважды пыталась покончить с собой.

7. Вернер Голдберг: еврей с нацистского плаката

Безумная политика Третьего Рейха по воспитанию «сильных людей» обеспечивалась любопытным замесом из простых людей, запуганных агрессивными и насильственными санкциями, и преступников, увидевших возможность себя проявить – сочетанием ужасных злодеев и слабовольных лакеев. По такой же иронии судьбы, изображение на плакате, призванное показать «идеального немецкого солдата», оказалось фотографией молодого жителя Германии Вернера Голдберга, ставшего солдатом немецкого вермахта из-за того, что – внимание, сюрприз! – ни он, ни его отец не могли получить работу из-за своего еврейского происхождения.

Сам Вернер Голдберг был наполовину евреем. Несмотря на это, Голдберг поступил на службу в армию и участвовал в захвате Польши, где и был сфотографирован немецким армейским фотографом, а тот уже передал фотографии Берлинским новостным агентствам. Когда Гитлер увидел фотографию, он пришёл в восторг. После того как общественность узнала о еврейском происхождении Голдберга, тот бежал вместе со своим отцом. Голдберг скончался в 2004 году.

6. Д-р Эдуард Блох, еврей и личный врач Гитлера

Вероятно, Гитлер был самым последовательным преследователем евреев в истории, но мало кто знает, что в детстве он и остальные члены его семьи лечились у врача-еврея. Доктор Эдуард Блох был врачом гитлеровской семьи, и за это Гитлер обеспечил ему и его супруге защиту от бессмысленных ужасов Холокоста. Родившийся на территории нынешней Чешской Республики, Блох лечил Гитлера в детстве, а также был доктором его матери Клары и ухаживал за ней, когда она умерла от рака. Гитлер отправлял открытки и дарил подарки доктору в годовщину смерти матери. Позже, когда Гитлер установил жёсткий нацистский режим, Блох попал под преследования как представитель еврейской нации.

Поскольку в то время многие проигравшие правительства присоединялись к Гитлеру и продвигали идеи нацизма, отрабатывая чужие деньги, Блох обратился к Гитлеру с просьбой о помощи. Гитлер отозвался о враче как о «благородном еврее». В ответ на просьбу доктора Гитлер взял Блоха под охрану гестапо, позволив доктору и его жене оставаться в их доме до иммиграции в Соединённые Штаты после окончания Второй мировой войны.

5. Шофёр Гитлера

Эмиль Морис печально известен как один из основателей СС, он поддерживал тесные связи с Гитлером до Второй мировой войны. Он помогал Гитлеру писать «Mein Kampf», добровольно работал в качестве его телохранителя и было известен как один из пользующихся наибольшим доверием шофёров Гитлера. Морис был первым из трёх шофёров, возивших Гитлера, и он сыграл большую роль во время ранних революционных действий, в ходе которых нацистская партия набрала вес и создала такие структуры, как бандитские отряды СА и жестокий СС. Однако Эмиль Морис, одно из самых доверенных лиц Гитлера, на самом деле был частично евреем.

Читайте также:
Ку-клукс-клан - история, факты, фото

Ярый антисемит Генрих Гимлер хотел уволить Мориса, но, несмотря на свой антисемитизм, Гитлер встал на его защиту, и тот остался на службе. Во время совместной работы с Гитлером в то время, когда Гитлер сидел в тюрьме, Морис записывал его речи, в том числе и против еврейского населения. Преданность Мориса была полной, поскольку он стоял ещё у истоков создания нацистской партии.

4. Еврейская девочка

Что было наиболее нелепым в нацистском режиме? Режим частенько «стрелял сам себе в ногу», когда в качестве прекрасного идеала арийца приводил в пример тех людей, которые на самом деле были представителями преследуемых евреев. В своё время Вернер Голдберг дискриминировался за еврейское происхождение, но позднее случайно оказался символом физического и военного идеала арийца. Похожая история произошла и с девочкой, которую пропагандистская машина решила представить в качестве идеала арийского ребёнка.

Родившаяся в 1934 году в Берлине, Хесси Левинсонс Тафт была представлена на фотоконкурс арийских детей фотографом, который решил «потроллить» нацистов. Хотя этот трюк, без сомнения, высмеивал нацистскую партию, он мог принести и много страданий запечатлённой на фотографии девочке. Её изображение было лично отобрано в качестве победителя самим Геббельсом. Девочка пережила войну и, по крайней мере, по состоянию на 2014 год, была преподавателем химии, работающим в Соединённых Штатах.

3. Специфическая история Рудольфа Гесса

Рудольф Гесс – одна из самых значительных и в то же время таинственных фигур в истории Третьего Рейха. Начнём с того, что исключительно преданный заместитель Гитлера Гесс родился не в Германии, а в египетской Александрии, в немецкой семье. Один из участников самых первых агрессий Германии во время Второй мировой войны и близкий соратник Гитлера, Гесс помогал ему в написании «Mein Kampf» во время совместного пребывания в тюрьме. Став ведущим членом нацистской партии, заместителем и секретарем Гитлера, в 1940 году он начал высказывать опасения по поводу планов ведения войны одновременно и на Западном, и на Восточном фронте.

К 1941 году Гесс добился решения вступить в тайные переговоры с Британией. План включал в себя обучение пилотированию самолётов, уроки давал ведущий лётчик-испытатель «Мессершмитов». В мае 1941 года Гесс сел в «Messerschmitt Bf 110E-1/N» и вылетел в Шотландию, где попытался провести переговоры с британцами. В итоге его заключили в тюрьму, где он и находился до конца войны. После её окончания он был обвиняемым на Нюрнбергском процессе и до конца жизни просидел в тюрьме.

2. Азиатские союзники Гитлера

Гитлер печально известен своей концепцией превосходства германской «расы господ», но на самом деле некоторые его высказывания противоречили его же собственной теории. Да, он хотел построить Тысячелетний Рейх и с помощью евгеники отстаивать интересы передового немецкого народа, но его собственные заявления показывают другую точку зрения. Из цитат Гитлера следует, что жители Восточной Азии в своей культурной эволюции продвинулись дальше немцев. Он полагал, что китайцы и японцы были «почётными арийцами», и искал сотрудничества как с Китаем, так и с Японией, но когда начались военные действия между этими странами, он поддержал Японию. В то время Гитлер сделал ряд проиндоевропейских заявлений, в его расистской и в то же время восхищённой фразе говорится:

«Гордость за свою расу не означает не означает презрение к другим расам – таким же нормальным и здоровым. Я никогда не рассматривал китайцев или японцев как уступающих нам. Они принадлежат к древним цивилизациям, и я допускаю, что их история превосходит нашу собственную. Они имеют право гордиться своим прошлым, так же как мы имеем право гордиться той цивилизацией, к которой мы принадлежим. В действительности я считаю, что чем более стойкими в своей гордости за собственную расу будут как китайцы, так и японцы, тем легче я приду к пониманию с ними».

Адольф Гитлер был антисемитом, но в то же время будет ошибочным классифицировать его как типичного сторонника «превосходства белых», его взгляды на азиатов говорят об обратном. Правильнее будет сказать, что он хотел, чтобы с помощью искусственной селекции немцы достигли мирового «превосходства».

1. Странные отношения Альберта и Германа Герингов

Герман Геринг прославился как один из главарей преступного нацистского режима, руководивший воздушной войной против Англии и издававший антисемитские приказы и директивы, унёсшие неисчислимое количество жизней. Однако менее известен тот факт, что у него был младший брат, храбрый и страстный антинацист, который многим пожертвовал, пытаясь спасти от преследований евреев. Альберт Геринг испытывал глубокую неприязнь к жестоким преследованиям, творимым нацистами, и он использовал фамилию «Геринг» для получения разрешений на выезд, что позволило многим бежать из нацистской Германии.

Другая, ещё более эффективная тактика заключалась в том, что он отправлял требования присылать к нему грузовиками рабочих из концлагерей. После доставки заключённых Альберт их освобождал. Интересно, что некоторые предполагали, что Альберт Геринг отличался от своего брата тем, что его крёстным отцом был еврейский врач по имени Герман фон Эпенштейн. Мать мальчиков, Фанни Геринг, часто путешествовала в одиночестве, что добавляло ещё больше слухов. На протяжении всей войны Альберт прилагал много усилий для спасения заключённых, и это привело к тому, что он попал в отчёты гестапо. Однако семейные связи помогли Альберту избежать преследования.
©

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: