Гомеровская Греция – Тёмные века Греции

Греция в «тёмные века» (гомеровский период XI – IX вв. до н.э.)

Тёмные века.

Гомеровская Греция — период в истории Древней Греции, охватывающий период около 1200—800 гг. до н. э., который начался после заката микенской культуры и предполагаемого дорийского вторжения (дорийцы – одни из основных греческих племён), вторглись на территорию Средней Греции и Пелопоннес, и закончился с началом расцвета греческих полисов (периода архаики IX – VI вв. до н.э.).

Об этом периоде известно очень мало, он характеризуется упадком культуры и утратой письменности. Происходит окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений, но одновременно и их трансформация в раннеклассовые, а также формирование уникальных предполисных общественных структур.

Эпитет «Гомеровская» Греция этого периода получила из-за того, что «Илиада» и «Одиссея» Гомера, греческого поэта-сказителя (жил примерно в 8 веке до н.э.) являются единственными письменными источниками того времени.

Особенности развития гомеровского общества.

Число поселений невелико, это свидетельствует о сокращении численности населения. Дорийское завоевание отбросило Грецию на несколько десятилетий назад. Резкий упадок торговли и ремесла. Сохранился только гончарный круг, невысокая техника обработки металла, корабль с парусом, выращивание оливы и винограда. Утвердился первобытнообщинный строй. Микенские дворцы лежали в развалинах. Постройки из дерева и необожжённой глины. Погребения убоги, бедны, нет в них драгоценностей, только горшки, бронзовый или железный меч, наконечники копий и стрел.

Культура гомеровского периода стоит ниже, чем предшествующая ей культура крито-микенского периода.

Было и новшество – техника выплавки и обработки железа и широкое внедрение металла в производство и сельское хозяйство, металл стал дёшев.

Социально-экономические отношения. Рабство.

Господствует натуральное сельское хозяйство: земледелие и скотоводство. Греки занимались ещё и садоводством и виноградством. Скот считался мерилом богатства, чем его больше, тем человек богаче, тем больше ему почёта.

Гомеровская община (демос) ведёт обособленное существование, хозяйство имеет натуральных характер, торговля и ремесло играют небольшую роль. Не торговали, предпочитали морской разбой в своём Эгейском море и грабёж на суше.

Хотя уже было и имущественное неравенство, но все жили просто и патриархально.

Богатство басилеев (правитель небольшого поселения. В гомеровский период — глава племени или союза племён, обладавший военной, жреческой и судебной властью; первоначально избирался, позднее наследовал власть), небольшим по сравнению с ахейскими владыками (др. греческие племена во 2-м тыс. до н.э., обитали в Фесаллии и позже на Пелопоннесе). Без писцов и челяди (их не было) басилеи знали, где у них и сколько есть скота, земли, рабов; главное богатство – запасы металла.

Рабство не сильно распространено. Это связано с большим риском по их пленению и приобретению. Мужчин, как правило, убивали в бою, т.к. их надо было контролировать постоянно, ценились женщины-рабыни, особенно красивые для работы и в качестве наложниц, стоили дорого.

Родовые общины и формирование основ полиса.

Весь гомеровский период был бесписьменным, первые надписи появляются только во 2-й половине 8 в. до н.э.

Какой был тип общества – примитивная сельская община – демос, занимавшая небольшую и изолированную от соседей территорию. Политическим и экономическим центром общины было поселение, называемое – полисом (город и государство; по Гомеру: город и деревня). Это был не настоящий город, т.к. население было, в основном, крестьяне-земледельцы и скотоводы, но не торговцы и ремесленники, т.к. их было мало.

В общественной жизни полиса играли традиции родового строя. Объединение родов называлось: филы и фратии – это основа политической и военной организации общины, вели самостоятельное существование и община не вмешивалась в их внутренние дела. По филам и фратиям строилось ополчение на войне. Между родовыми союзами не было прочной связи, часто воевали между собой и грабили друг друга, брали рабов. Родовые союзы держались друг за друга и селились только за стены полиса для совместной защиты против внешнего врага.

Имущественное расслоение и выделение знати.

Патриархальная моногамная семья – ойкос – была главной экономической ячейкой гомеровского общества. Основное богатство – собственность всей общины. В общине, время от времени, устраивались переделы земли. Появляться стали богатые «многонадельные» люди (поликлеры) и неимущие (аклеры) – крестьяне-бедняки, у которых не хватало средств, чтобы вести своё хозяйство на своём наделе и они, доведённые до отчаяния, уступали свою землю богатым соседям и превращались в фетов – безнадельных батраков, которые немногим отличались от рабов и стояли внизу общественной лестницы. На верху общественной лестницы были богатые люди – знать – аристы (отсюда аристократия) – «лучшие». Знать говорила, что они богоподобные, имеют божественное происхождение и поэтому они могущественны и богаты. Богатство их резко выделяло из среды общины. Богатые могли выставить хорошо вооружённого воина и даже с конём, у бедных ничего не было и они были впереди воинского строя. Атлетика и спорт были привилегией знати, аристократии, т.к. у них было время для этого, а у бедных нет, они занимались только трудом на своей земле.

Читайте также:
Вторая мировая война - краткая история

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Греция в «тёмные века» (гомеровский период XI – IX вв. до н.э.)

Греция в «тёмные века» (гомеровский период XI – IX вв. до н.э.)

Гомеровская Греция

Греция в эпоху Гомера


Гомеровским периодом Греции называют время примерно с 12 по 8 вв. до н.э. В одну из этих эпох жил и творил известный поэт Гомер. Его творчество дошло и до наших дней. В своих поэмах Гомер рассказывал о культурной, экономической, социальной жизни Греции. Наиболее яркие произведения деятеля искусств – поэмы «Одиссея», «Илиада».
Если бы не Гомер, мир, спустя сотни лет, не узнал бы как жили древние греки. Их жизнь, традиции и особенно быт, были затронуты в произведениях Гомера со всех сторон. Информация о том, как создавались поэмы, до современников не дошла. Многие ученые спорят о том, существовал ли такой человек в Древней Греции, или имя вымышленное. Кроме того, авторство многих из его произведений подвергают сомнениям. В «Одиссее» рассказывается о приключениях «одного царя», А «Илиада» повествует о событиях троянской войны. В истории есть свидетельства этих событий, но они случились намного раньше того периода, когда создавались произведения Гомера. Исследователи проанализировали имеющиеся материалы, но ученые продолжают строить гипотезы о том, какой была Древняя Греция. Идеи они в большинстве своем основывают на гомеровских произведениях.

Гомеровский период

Гомеровские произведения стали чуть ли не единственным письменным памятником истории, который был создан в те века. Впрочем, такое заключение исследователи дают исключительно исходя из сведений об отсутствии других сохранившихся письменных свидетельств той эпохи. Ее и назвали «Темным временем» потому, что ни особенных археологических, ни других находок, датированных этим периодом, не обнаружено.
Считается, что в 10-8 вв. до н.э. в полный упадок пришла торговля, письменность и даже общественная жизнь греков. Они вели много войн и развивали только те ремесла, которые были полезны в ведении сражений. Так, процветало дело гончаров, металлообработка, кораблестроение, сельскохозяйственная деятельность. А скульптура и живопись выходили на второй план, а то и вовсе не развивались.
Археологи и другие исследователи Древней Греции нашли причины такого поворота событий. Дорийцы, населявшие в те времена греческие земли, занимались грабежами соседних государств. Процветало пиратство. Именно такой образ жизни эти древние люди считали правильным, относя его к основам доблести и мужества. Ни финикийцы, ни египтяне больше не посещали греков с целями торговли. К концу же дорийского периода торговые связи постепенно начали налаживаться. Но более быстрыми темпами шла внутренняя торговля.

Общественный строй «темного периода»

У дорийцев все начиналось с родоплеменных связей. Сословий или классов пока не возникло. Тем не менее, первобытным обществом тогдашних греков назвать было нельзя. Постепенно начали образовываться полисы. В городах-государствах сформировался уникальный общественно-экономический и политический строй. В собственности у представителей народа или общины не могла находиться земля. Наделы были общими. Власть держалась на основах военной демократии.

Дорийцы чтили своих родителей и относились уважительно ко всем старикам. Семья занимала огромное место в жизни каждого из людей. В произведениях Гомера все плохие сыновья наказывались справедливыми богинями, которые проклинали их на несколько поколений. Жену уважали. Она занимала наиболее почетное место в доме. Жених «выкупал» свою невесту у ее отца, чтобы создать впредь свой очаг. Многоженства у греков не было никогда. Жена в любой ситуации должна была строго хранить верность своему мужу. В поэмах Гомера женщины – Елена, Пенелопа Навсика – олицетворяли добродетель. Они представлены как самые прекрасные создания в мире.

Женщину назвали «госпожой дома». Она не только вела домашние дела, но и принимала гостей, становилась участницей совещаний и важных собраний. Голос жены в доме имел большой вес, и зачастую ее слово становилось решающим.

Большинство греков-мужей имели связи на стороне. Это считалось не зазорным, особенно, если они пребывали в путешествиях. Но женитьба во второй раз не приветствовалась.

Дома, в которых жили дорийцы, были не маленькими. Они состояли из большого количества комнат, спален, хранилищ для оружия. Имелся даже зал с колоннами. Это было главное помещение дома. В нем семья собиралась, чтобы обсудить проблемы, решить дела.

Людей, живших в браке, Гомер изображал весьма счастливыми и искренне любящими друг друга. Женщин, которых уличили в измене, наказывали довольно строго. Женскую измену осуждали все без исключения.

Читайте также:
История нового времени

Дети у мужчин рождались не только от их жен, но и от наложниц – рабынь. Все чада воспитывались на равных, жили вместе и имели часть капитала отца после его смерти. Дети рабынь, которые были рождены от свободных мужчин, получали свободу, но наследства им давали меньше, чем остальным, законным потомкам.

Общественная жизнь Древних греков, живших в 10-8 вв. до н.э., была насыщена всевозможными стычками, грабежами и даже убийствами. Этому виной несовершенный общественный строй. Люди искренне ненавидели друг друга даже за самые безобидные деяния. Они выливали свой гнев как могли. Часто дело доходило до кровопролития. Понятий о праве, чести, милосердии, нравственных устоях, прощении практически не было.

На переднем плане – военное дело, завоевания, пленение, грабежи чужестранцев. Наибольшим уважением пользовался самый храбрый воин, который привез на Родину богатую добычу. Ни один из мужчин не должен был уклоняться от возможности повоевать и поучаствовать в военных походах.

Поэмы Гомера насыщены свидетельствами о дружелюбных отношениях между правителем и воинами, которые отстаивают честь государства. Они были почетными гостями на всех пирах. На таких гуляниях много пели, танцевали и прославляли полководцев. Это значительно поднимало дух и давало моральные силы для новых походов.

Ученые проанализировали археологию того периода

Культурные памятники того времени не сохранились. Гибель цивилизации Микен сильно пошатнула каноны греческой культуры. Она перестала развиваться. Дорийские племена, которые вторглись с севера, стерли с лица земли все важные и крупные архитектурные памятники. Погибли дворцы, сооружения, статуи. Остались только кладбища. Ученые смогли провести раскопки и выявили, что в тот период сильно сократилась численность населения. Кто-то погиб от рук чужестранцев, другие спаслись бегством, и переселились на другие территории.

Гробницы бедны. Они возведены из древесины. Реже – из кирпича. Предметы быта тогда модно было создавать в геометрическом стиле. Ему подчинялись формы, орнаменты на горшках, вазах, амфорах. Но к концу эпохи Гомера рисунки стали намного сложнее. Что свидетельствует о постепенном возрождении и развитии древнегреческой культуры.

Смотрите также

Каракалов Монастырь. Каракал

Каракалов монастырь, расположенный на восточной стороне Афонского полуострова, между Иверским монастырем и Великой Лаврой, занимает одиннадцатое место в иерархии 20 главенствующих монастырей Святой Горы. Существуют различные мнения относительно личности его основателя, главенствует же точка зрения, согласно которой обитель была основана неким монахом Николаем Каракалом, по имени которого и называется.

Филофеев Монастырь. Филофей

Филофеев монастырь, расположенный на плато на восточной стороне Афонского полуострова, на расстоянии примерно получаса ходьбы от Каракалова монастыря, занимает двенадцатое место в иерархии Святой Горы. Основание его датируется концом X века, по той причине, что уже в документе 1015 года имеется подпись «Георгия монаха» в качестве настоятеля Филофеева монастыря.

Читаем и говорим по-гречески. Основные фразы и выражения

Если вы собираетесь поехать в Грецию и не хотите быть полностью зависимыми от русскоговорящего гида, то вам необходимо знание английского языка хотя бы на среднем уровне. А если же вы хотите попробовать путешествовать по Греции самостоятельно, посещая нетуристические места, если вы желаете прочувствовать настоящую Грецию в сельской местности и на морском побережье, то здесь вам нужно хотя бы на самом начальном уровне выучить греческий и научиться читать хотя бы самые простые надписи.

Ботанические сады в Греции

Климат Греции характеризуется особой мягкостью, теплой влажной зимой, и жарким, немного сухим летом. Сезон купания в Греции длится больше пяти месяцев – от середины мая, и вплоть до бархатного сезона в конце октября. Когда лучше всего путешествовать Грецией? Бывалые путешественники настоятельно рекомендуют не пропустить апрель и начало мая – в это время природа обретает особую, обаятельную и нежную красоту, солнце ещё не вступило в полную силу, и дарит приятное тепло, а не летний зной.

Гомеровская эпоха

Период с XI-IX вв. до н.э. в истории древней Греции имеет два названия: Гомеровский период или Период Темных веков. Подобные названия выбраны не случайно. Гомеровским его называют потому что поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» – единственный исторический источник для изучения данного исторического периода. Периодом Темных веков именуют в связи с экономическим и культурным упадком в Греции в это время.

Самыми древними из известных нам исторических памятников древнегреческой литературы являются две поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Греки считали автора произведений реальной исторической личностью, но исследователи ставят это под сомнение, именно с эти связано появление в конце 18 в. так называемого «гомеровского вопроса», основная проблема которого связано с происхождением этих поэм. Основатель гомеровской критики аббат Франсуа де Обиньяк (1604-1676). Он написал работу «Диссертация об «Илиаде» (опубликована в 1715 г.), в которой высказывает мысль о том, что «Илиада» – соединение песен разных аэдов-певцов, а самого Гомера не было. Точку зрения аббата развил немецкий филолог Ф.А. Вольф (1759-1824), он стал первым изучать поэмы Гомера с научной точки зрения. Именно он в результате исследования и поднял, вызвавший в последствии много дискуссий, «гомеровский вопрос». В 1795 г. филолог стал автором «Пролегомены (Введение) к Гомеру». В своей работе Ф.А. Вольф ставит под сомнение традиционное представление о единстве Гомеровских поэм. В подтверждение своей точки зрения автор приводит 3 аргумента:

Читайте также:
8 мужчин, изменивших систему образования

1. отдельные вставки и противоречия в поэмах

2. античные авторы относят первую запись поэм ко времени Писистрата (VI в. до н.э.), а это на несколько столетий позже описанных в поэмах событий

3. развитие письменности у греков которое филолог относит к VII-VI вв. до н.э.

Немецкий ученый считает невозможным создание таких объемных поэм в бесписьменное время. По его мнению, «Одиссея» и «Илиада»- собрание отдельных песен, собранных воедино при Писистрате. Ф.А. Вольф не отрицает целостности и единства поэм, но считает, что единство их лежит в самом материале, в мифе и не может принадлежать только одному автору. Филолог считает возможным , что большинство песен в поэмах принадлежат одному автору, которого он называет Гомером. После труда Ф.А. Вольфа возник спор ученых, расколовший филологов на два лагеря аналитиков и унитариев.

  • Г. Герман «теория первоначального ядра». Согласно этой теории «Одиссея» и «Илиада» появились не как соединение самостоятельных произведений, а как расширение некоего «ядра», которое заключало в себе основные моменты сюжета. В основе лежало два эпоса «пра-Одиссея» и «пра-Илиада». Более поздние авторы дополнили и расширили эти эпосы, иногда возникали параллельные редакции одного и того же эпизода. Именно в результате этих расширений поэмы разрослись к моменту их записи в VI в. до н.э. В таком виде они известны нам и сегодня. Противоречия внутри эпоса создались в процессе дополнения и расширения их разными авторами, но наличие основного ядра в каждой из поэм обеспечило сохранение элементов единства.
  • Д. Гротт «теория основного ядра». Исследователь видел в «Илиаде» соединение двух больших поэм: «Ахиллеады» и «Илиады», а часть песен считал отдельными произведениями.
  • К. Лахман «теория малых песен». Филолог обратил внимание на несоответствия и противоречия между между разными частями поэмы, а значит, возможно они написаны разными авторами.
  • А. Кирхгоф «теория компиляции». Согласно данной теории поэмы составлены не из отдельных песен, а из четырех самостоятельных поэм: поэмы о путешествии Телемаха, двух поэм о странствиях Одиссея и, наконец, поэмы о возвращении Одиссея на родину.

Основоположник данного направления Г.В. Нич «Исследования об истории Гомера» (1830-1837) и «Поэзия сказаний у греков» (1852). В своих работах он доказывал, что композиционные противоречия между отдельными частями, якобы свидетельствующие в пользу коллективного авторства поэм, присущи любому художественному произведению, к тому же у Гомера они настолько незначительны, что не нарушают художественного единства произведений. Помимо этого, Г.В. Нич утверждает, что использование письменности не является необходимым условием для создания подобных поэм. А само письмо появилось у греков раньше, чем полагает Ф.А. Вольф.

СОВРЕММЕННОЕ СОСТОЯНИЕ «ГОМЕРОВСКОГО ВОПРОСА» И ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ

  • в «Илиаде» и «Одиссее» есть ряд сюжетно-композиционных противоречий (дважды полдень, две жизни, повтор убийств)
  • в «Илиаде» и «Одиссее» существуют наслоения различных периодов. Поэмы одновременно описывают две эпохи. Сюжет и повествование об ахейской эпохе, времени Троянской войны и сражениями, последовавшими за ней. Но экономические, культурные и бытовые реалии присущи обществу «Темных веков». Таким образом, несмотря на то, что это исключительно художественные произведения, их ценность в историческом исследования огромна. Создание поэм относят к IX – VIII вв. до н.э. «Илиада» написана раньше «Одиссеи».
  • Формирование поэм произошло в Малой Азии, в Ионийско-Эолийском регионе в аристократической среде, которая сохраняла традиции микенского времени и микенской культуры
  • «Илиада» и «Одиссея» связаны в художественное целое
  • Расхождение между ведущим художественным замыслом и материалом, собранным в гомеровских поэмах может иметь различные объяснения. С одной стороны это могло возникнуть в результате того, что малого размера «пра-Илиада» и «пра-Одиссея», заключавшие в себе уже весь основной замысел, подверглись впоследствии различным переработкам и расширениям (теория «ядра»). С другой стороны, унитарная гипотеза предполагает, что художественный замысел поэм в их нынешней форме является уже последней стадией в истории их сложения, т.е. что каждая из поэм имеет своего «творца», который перерабатывал старинный материал, подчиняя его своему замыслу, но не в силах был уничтожить все следы разнородности использованного им материала. Существует версия, согласно которой «Илиада» и «Одиссея» уже в качестве больших поэм, были дополнены рядом новых эпизодов.
Читайте также:
Самые умные люди в истории (ТОП-40)

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что конкретная история сложения гомеровского эпоса остается спорной.

Свидетельства гомеровского эпоса существенно дополняет археология. Основную массу археологического материала дают некрополи. Самые крупные из них открыты в Афинах, Эвбее, о. Саламин, в окрестностях Аргоса. Число поселений в XI-IX вв. до н.э. невелико. После дорийского завоевания Греция впала в доцивилизационную стадию развития, но именно приход дорийцев способствовал формированию греческой народности. А также именно в период Темных веков формируются многочисленные обособленные общины на основе которых потом появится греческие полисы.

Экономика данного периода была примитивна. Население занималось в основном земледелием и скотоводством. Из-за дорийского завоевания были прерваны торговые связи с Ближним Востоком и другими государствами Средиземноморья. Многие ремесла были забыты, письменность отсутствует (археологам не удалось найти на территории Греции ни одной надписи, которую можно было бы отнести к промежутку с XI по IX в. до н. э.), товарно-денежные отношения также отсутствовали, преобладал обмен. Население жило в небольших сельских поселениях или «протогородах» типа Смирны. Дворцов или каменных крепостей как в микенский период не строили. Постройки в основном были сложены из необожженного кирпича или просто деревянными. Поэтому ни одна из их не сохранилась. Если говорить о предметах быта, то они были простыми и скромными. Инвентарь, найденный в некрополях обычно представляет собой несколько глиняных горшков, наконечников стрел и копий, бронзовые или железные мечи в мужских могилах. В женских, в свою очередь, найдены дешевые украшения. Отсутствуют предметы роскоши и предметы иностранного происхождения, столь часто встречающиеся в микенских захоронениях. Однако именно в Гомеровскую эпоху греки осваивают железо. Ахейцы до прихода дорийцев жили в условиях бронзы, а пришедшие на эти территории дорийцы принесли с собой железо, тем самым сформировав хозяйственную основу для будущей развитой греческой цивилизации. Широкое внедрения нового металла стало своего рода техническим переворотом того времени. Месторождение железа в природе встречается гораздо чаще, чем компоненты бронзы- медь и олово. Благодаря этому железо было дешевле, а значит более доступным. Создание новых железных орудий позволило увеличить уровень ремесленного и сельскохозяйственного производства. Помимо этого, благодаря железу развивалось гончарное и кузнечное дело. Появились керамические изделия геометрического стиля. Благодаря широкому применению железных орудий труда сформировались предпосылки для того, чтобы мелкие крестьянские хозяйства стали основой будущей греческой экономики.

Если говорить о социальной структуре гомеровского общества, то в основе лежит родоплеменное деление. Филы и фратрии были основными ячейками родоплеменного общества. Каждая фратрия включала в себя несколько родов. А несколько фратрий составляли филу. Имели место родовые усобицы, существовала кровная месть. Со временем род и племя теряют свое значение и все большая часть населения начинает жить небольшими семьями и вести свое хозяйство. Вскоре исчезает и кровная месть. Появляется социальное неравентство:

1. Знать. По сообщениями Гомера басилеи наиболее могущественные и влиятельные представители аристократии. Более поздние античные авторы басилеями называли царей.

2. Свободное население: Крестьяне-общинники и ремесленники, несли повинности в пользу знати и жили за счет собственного хозяйства.

3. Феты- разорившиеся общинники.

4. Рабы. Вопрос рабства в данные период является дискуссионным, поскольку неизвестна форма рабства, было ли оно классическим или патриархальным.

Теперь следует перейти к рассмотрению системы государственного управления и политическому строю. Басилей (др.-греч.βᾰσῐλεύς- царь). Имел большое количество полномочий: военачальник, судья, управитель общины, спикер на народном собрании. Со временем его власть передается по наследству. Совет знати. Совещательный орган басилеев. Народное собрание. Совещательные орган, который собирался для обсуждения важных общественных вопросов. В данном собрании участвовали только мужчины.

Политический строй гомеровского периода – это еще один дискуссионный вопрос данного периода. Некоторые ученые именуют такую систему государственного управления военной демократией, другие же наоборот утверждают, что народное собрание не имело постоянной регулярной основы и обязательности исполнения его решений. Все решения так или иначе равно принимали басилеи.

Завершая разговор о гомеровской эпохе следует сказать, что XI-IX вв. до н.э. время упадка и культурного застоя, но именно в тот отрезок времени идет борьба нового и старого, изменение обычаев и родового строя, происходит обновление технической базы то есть распространения железа и внедрение его в производство. Все вышеперечисленное подготовило переход греческих полисов на новый путь исторического развития и через несколько веков Греция достигнет небывалого ранее культурного и социального прогресса.

Схожие темы

Литература

1. Андреев Ю.В. Раннегреческий полис (гомеровский период). 2-е изд., доп. — СПб.: Гуманитарная Академия., 2003. — 447 с.

Читайте также:
Этруски - загадочная цивилизация

2. Андреев Ю.В. Гомеровское общество. Основные тенденции социально-экономического и политического развития Греции XI—VIII вв. до н. э. — СПб.: Нестор-История., 2004. — 496 с.

3. Гомер. Илиада. Одиссея М.: Просвещение., 1987.- 400 с.

4. История Древней Греции/ Под ред. В.И. Кузищина.М.: Высш. шк., 2003. — 399 с.

5. Радциг С.И. История древнегреческой литературы М.: Высш. шк., 1982, – 487 с.

6. Сергеев В.С. История Древней Греции СПб.: Полигон, 2002. – 801 с.

7. Тронский И.М. История античной литературы М.: Высшая шк., 1983.- 464 с.

«Темные века». Гомеровская эпоха XI-IX вв. до н.э.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Период «Темных веков»

Вслед за микенским периодом в истории Древней Греции наступает период, получивший название «Темных веков». До настоящего времени убедительные причины заката микенской культуры не могут быть точно определены, но существуют археологические данные, проливающие свет на события этого периода. Все крупные микенские города пережили какую-то катастрофу, скорее всего, большинство из них были уничтожены огнем.

Об этом периоде известно крайне мало, он характеризуется упадком культуры и утратой письменности. Происходит крушение остатков микенской цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений.

Самым весомым свидетельством череды разразившихся катастроф является надстройка городских стен Микен и Тиринфа:

  • Косвенные свидетельства находят в хеттских текстах и эпосе Гомера.
  • Разрозненные сведения на линейном письме (включая пилосские таблички), предполагают, что $XII$ в. до н.э. был периодом ожесточенной вражды между различными небольшими городами-государствами в микенской Греции. Можно предположить, что они находились в состоянии непрекращающейся войны.
  • Городские стены и дворцы перестраивались, численность армий и их снаряжения увеличивалась, но со временем экономика, призванная поддерживать эти царства, переставала быть эффективной. Микены были разрушены в начале $XIII$ в. до н.э., восстановлены, только чтобы вновь подвергнуться разрушению приблизительно в $1150$ г. до н.э..

Уничтожение греческой культуры

Готовые работы на аналогичную тему

В течение последних лет бронзового века греческая культура уничтожалась во время войн. Даже Гомер ссылался на эти события: вернувшийся в Микены Агамемнон был убит своей женой Клитемнестрой, но его сын Орест убил собственную мать, отомстив за отца. Одиссей, вернувшись домой, находит претендентов на свой трон и на руку жены. Возможно, Гомер черпал вдохновение из преданий и летописей междоусобиц, раздиравших микенский мир.

Период Тёмных веков также называется «Гомеровским», так как основными письменными источниками об этом времени являются произведения легендарного поэта Гомера – «Илиада» и «Одиссея».

Предлагались и иные объяснения упадка греческой цивилизации в конце бронзового века. Военные конфликты вели к оттоку населения, приводившему к опустению городов, поскольку мигранты селились в более безопасных районах Греции. Некоторые ученые упоминают также перенаселение, ведущее к столкновениям между царствами, боровшимися за сельскохозяйственные продукты, так необходимые для обеспечения существования своих подданных. Иные ученые упоминают упадок торговли в районе Восточного Средиземноморья, связанный с увеличением нестабильности, вызванной вторжением «народов моря».

Из всех гипотез, объясняющих коллапс греческой культуры конца бронзового века, самой популярной является гипотеза внешнего вторжения. Поздние греческие писатели сообщают, что героический век подошел к концу из-за миграции грекоговорящих народов, пришедших с севера. И хотя существуют археологические свидетельства, поддерживающие эту точку зрения (одно из них — сооружение оборонительной линии вдоль Коринфского перешейка для защиты Пелопоннеса), найдены и другие свидетельства, дающие основание предположить, что остатки микенской культуры пережили разрушение городов-царств. Правда, неясно, проникли дорийцы в микенскую Грецию как завоеватели или просто мигрировали в страну, раздираемую междоусобицами.

«Народы моря» получили свое название от египтян, но греки называли их дорийцами и утверждали, что они спустились с гор Северной Греции.

Что бы ни было причиной, закат микенских городов продлился в период Темных веков, о котором не сохранилось никаких письменных свидетельств, и было ничтожно мало археологических находок. На четыре столетия Греция превращается в варварскую пустошь, теряя связи с остальным Средиземноморьем. Искусство, ремесла и государственная администрация пришли в упадок; и отток греков на западные берега Малой Азии дает основание предположить демографические изменения, приведшие к тому, что осколки постмикенской культуры были перенесены в относительную безопасность отдаленной Эгеиды.

Захватывающие факты о тамплиерах

В наши дни большинство людей, услышав слово «тамплиер», думают о плохих парнях из видеоигр Assassin’s Creed, или о странном тайном обществе из «Кода да Винчи» Дэна Брауна. Если вы принадлежите к их числу, пришло время изменить свое восприятие. Рыцари-тамплиеры были вполне реальными, живыми людьми. Как вы скоро узнаете, они начинали как неорганизованная группа, но однажды превратились в мощную и влиятельную силу. Но кто же эти загадочные рыцари? И что привело к неизбежному распаду их орден? Итак, вот десять захватывающих фактов о тамплиерах, которые перевернут ваше представление об этих таинственных рыцарях.

Читайте также:
The Rolling Stones - история, факты, фото

Орден был создан для защиты паломников

После завоевания Иерусалима крестоносцами в 1099 году нашей эры, на Ближнем Востоке внезапно появилось множество христианских паломников, направлявшихся в Святую Землю. В то время как город находился под некоторой защитой, большая часть окрестностей была неохраняемой, и ничто не мешало бродячим шайкам разбойников охотиться на ничего не подозревающих и беззащитных паломников. В 1119 году некоторые из рыцарей, сражавшихся в первом Крестовом походе, объединились с благословения Иерусалимского короля Балдуина II, чтобы сформировать орден, который позже стал известен как орден тамплиеров.

Скромное начало

Поначалу все складывалось для тамплиеров совсем нелегко. Фактически, на протяжении первых десяти лет существования ордена, рыцари испытывали большие трудности с численностью и финансами. В момент основания в его составе было всего девять рыцарей и еще меньше лошадей, что отразилось в одной из самых известных эмблем ордена тамплиеров, на которой изображены два рыцаря в доспехах верхом на одной лошади. Лишь в 1129 году римская католическая церковь официально признала орден, после чего тамплиеры стали приобретать популярность далеко за пределами Святой Земли и в конечном итоге превратились во влиятельную организацию, известную во всем христианском мире. Бедные воины Христа и Храма Соломона На протяжении долгой истории ордена тамплиеров называли по-разному: просто храмовниками, рыцарями Храма, бедными рыцарями Христа и рыцарями ордена тамплиеров. Однако, оригинальное название гораздо более многословно: «Бедные воины Христа и Храма Соломона». Это полное название восходит к основанию тамплиеров после первого крестового похода и отражает обет бедности, принятый рыцарями, а также связь ордена с мифическим Храмом Соломона.

Храм Соломона

Храм Соломона был библейским храмом, который, как считается, некогда стоял на храмовой горе в священном городе Иерусалиме, где сегодня находится знаменитый Купол Скалы, а также мечеть Аль-Акса. Когда крестоносцы захватили Иерусалим во время первого крестового похода, они переименовали Аль-Аксу в Храм Соломона. Они полагали, что мечеть была построена на руинах первоначального храма, а затем предоставили все это место вновь образованному ордену тамплиеров, которые назвали себя в честь храма и использовали его в качестве штаб-квартиры вплоть до окончательного падения Иерусалима под натиском мусульман в 1187 году.

Крестовые походы

Рыцари-тамплиеры сыграли большую роль во время крестовых походов. Превосходное оснащение, боевое искусство и тактика не раз позволили им переломить ход сражения. Они часто служили стражами для вновь созданных государств на завоеванных крестоносцами землях, помогая защищать паломников, маршруты снабжения и даже восстанавливать фортификационные сооружения. Тамплиеры помогли добиться победы во многих крупных конфликтах, таких как осада Акры в 1189-1191 гг., битва при Монгизарде в 1177 г., завоевание Дамиетты в 1218-1219 гг. К сожалению, следует сказать, что они также участвовали в жестоком разграблении Константинополя в 1204 году. Там силы крестоносцев были призваны защищать древний город от захватчиков, но вместо этого они сами разграбили и разрушили город.

Белые мантии

Одной из наиболее характерных особенностей тамплиеров были белые мантии, которые они носили. Все рыцари ордена обязывались носить поверх доспехов белые накидки, украшенные красным крестом во все часы бодрствования. Им даже запрещалось есть или разговаривать между собой без этой одежды. Вступая в бой, рыцари гордо надевали свои белые плащи, а на лошадей – белые попоны, на которых также был изображен красный крест тамплиеров.

Они никогда не сдавались

У рыцарей-тамплиеров был очень строгий свод правил, касавшихся войны. Одним из самых важных было то, что рыцарь не имел права сдаваться, пока хоть один красный крест реял над полем битвы. Давая клятву, все тамплиеры добровольно соглашались отдать свою жизнь в случае необходимости, то есть они не имели права сложить оружие, пока все флаги не упали. В сочетании с их превосходной подготовкой и тяжелыми доспехами, эта бескомпромиссная преданность делала рыцарей-тамплиеров одними из самых грозных противников.

У них не было единого метода боевой подготовки

Нет никаких сомнений, что рыцари ордена тамплиеров были хорошо вооружены и невероятно хорошо обучены. Удивительно, однако, что у них не было никаких установленных правил или стандартов боевой подготовки. Вероятно, это было связано с тем, что рыцари должны были пройти обучение военному искусству, прежде чем стать тамплиерами. Хотя они и не тренировались вместе, все рыцари должны были владеть мечом, копьем и верховой ездой, а также хорошо разбираться в боевой тактике.

Большинство тамплиеров вовсе не были рыцарями

Хотя основной функцией рыцарей Храма была военная, подавляющее большинство членов ордена вовсе не были рыцарями. В любое время число настоящих рыцарей не превышало пары сотен, а остальное братство состояло из солдат-пехотинцев и некомбатантов, включая оруженосцев, священников, рабочих и даже женщин.

Читайте также:
1000 русских солдат на одном снимке

Тамплиеры пользовались услугами наемников

Рыцари-тамплиеры были вовсе не против наемных армий для поддержки на поле боя. Особенно во времена крестовых походов тамплиеры, как известно, нанимали подкрепление из туркополов, анатолийской легкой кавалерии и отрядов конных лучников, состоявших из христиан-сельджуков и ближневосточных православных христиан. Некоторые наемники даже официально присоединялись к тамплиерам в качестве не посвященных в рыцари пеших воинов. взято с сайтов

В Мире новостей

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Почему рыцарей-тамплиеров считают самыми жестокими в истории и др факты о святых воинах христианства

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

В 1118 году несколько французских рыцарей дали патриарху Иерусалимскому обет целомудрия, бедности и послушания, а также обязались защищать паломников и дороги в Палестине от разбойников. Орден возглавил рыцарь по имени Гуго де Пайен. Ценности новообразованной общины сочетали монашеский образ жизни с общественным служением и суровой воинской дисциплиной. Интересы Ордена совпадали с интересами Франции на Ближнем Востоке, а потому тамплиеры получили мощную государственную поддержку.

Балдуин Второй – король Иерусалима, уступил тамплиерам часть своего дворца, которая примыкала к храму царя Соломона. Рыцари стали именоваться «бедными воинами Христовыми, защитниками Иерусалимского храма» или «храмовниками». Само название «тамплиеры» происходит от французского слова «temple», что в переводе значит «храм». Гуго де Пайен получил звание Великого магистра. Устав Ордена основывался на писаниях святого Августина, а также на уставах древних каноников Гроба Господня и цистерианцев. Формой рыцарей-тамплиеров стал белый льняной плащ на котором был изображён восьмиконечный алый крест на левом плече (что символизировало мученичество) и белый полотняный пояс – символ сердечной чистоты. Никаких украшений на одежде и оружии не допускалось.

Нетрудно догадаться, что рыцари этого Ордена, такие чистые помыслами и сердцем, готовые в любую минуту отдать свою жизнь во славу Божию, пользовались мощной поддержкой даже среди обычных мирных граждан. Руководство осуществлялось Великим магистром, который избирался. В Ордене было духовенство, состоящее из капелланов и клириков. Духовники подчинялись исключительно Папе Римскому.

Но, как известно, человеку подвластно извратить любое прекрасное начинание. Весьма скоро тамплиеры перестали быть «бедными воинами Христовыми». Светские власти осыпали их своими милостями, Ордену совершались безумно богатые пожертвования отовсюду. Богатые аристократы отписывали им целые свои владения и состояния. У тамплиеров была масса привилегий. Ордену покровительствовал сам Папа Римский и со временем они превратились в его личную армию. Вот несколько удивительных фактов об этих «святых» рыцарях:

1. Они предложили миру совершенно новую модель святого воина.

Все слышали легенды о рыцарях короля Артура, которые посвятили свою жизнь поискам Святого Грааля и показывали собой пример христианских добродетелей? Примечательно, что в рассказах о рыцарях Круглого стола, написанных в тринадцатом веке, самый совершенный святой рыцарь сэр Галахад носит белый щит с красным крестом, который был символом тамплиеров. Ведь в раннем средневековье рыцари считались простыми вояками-головорезами без каких-либо особых благородных черт характера. Они грабили окрестные деревни с целью собственной наживы. Всё это было до тамплиеров. Эти рыцари создали в корне другую модель, в которой членами Ордена были монахи, поклявшиеся в бедности, целомудрии и повиновении, преданные борьбе с «неверными» на Святой Земле. Обещая служить христианскому делу, они получили признание папы на соборе в Труа в Шампани в 1129 году.

2. Дисциплина в Ордене была воистину железной.

Согласно «Уставу тамплиеров», подробному кодексу повседневного поведения, рыцари должны были вести строгую скромную жизнь. Мясо они могли есть только три раза в неделю, за исключением особых праздников, поскольку считалось, что поедание мяса разлагает тело. Меха и модная одежда были строго запрещены. То же касалось модных тогда остроконечных туфель и шнурков для обуви, поскольку «эти мерзкие вещи принадлежат язычникам». Разумеется, обязательным было соблюдение целомудрия. Тамплиерам запрещалось целовать любую женщину, даже собственную мать. Нарушение правил влекло за собой строгое наказание: избиение, изгнание из братства или унизительное поедание пищи с пола.

3. Тамплиеры никогда не сдавались в плен.

Во время крестовых походов все христианские силы были по своей сути разношерстными армиями с минимальной подготовкой. Только не тамплиеры. Они были превосходно обученными воинами и прославились, как очень жестокие бойцы. Они действовали как основная ударная сила в ряде сражений во время крестовых походов, включая битву при Монжизар, когда они помогли победить значительно превосходящую по численности армию во главе с великим мусульманским полководцем Саладином. Часть их жестокости, вероятно, происходила из религиозной преданности, которая позволяла им рассматривать нарушение своих обетов как судьбу худшую, чем сама смерть. Правила тамплиеров предписывали им никогда не отступать, не сдаваться и не атаковать без приказа – отличное свойство для любой армии, которая во что бы то ни стало должна оставаться дисциплинированной.

Читайте также:
Аграрная революция первобытных людей

4. Тамплиеры были прекрасными стратегами и яростными бойцами.

Хотя рыцари этого Ордена и были известны своим благочестием и готовностью бороться за распространение христианства, рыцари-тамплиеры иногда советовали своим товарищам-крестоносцам избегать необдуманных действий. Европейские христиане, впервые достигшие Иерусалима, часто хотели как можно скорее сразиться с мусульманами. Тамплиеры, которые жили здесь много лет и поддерживали дружеские отношения с местными арабами, иногда отговаривали горячие головы от какого-то конкретного боя, доказывая, что это не лучшая идея. «Не исключено, что тамплиеры временами казались невыносимо всезнающими для тех, кто только что прибыл с Запада», – говорит Энн Гилмор-Брайсон, историк из Мельбурнского университета. Конечно, это не сделало рыцарей-тамплиеров пацифистами. Они просто хотели создать более крупные и сильные армии, чтобы они могли эффективно сокрушать мусульманские силы.

5. Бедные рыцари были на самом деле сказочно богатыми.

Хотя по отдельности они присягали быть бедными, Орден в целом, со временем стал невероятно богатым. Помогло то, что папская булла, изданная Папой Иннокентием II, освобождала их от уплаты налогов. Тамплиеры собирали пожертвования со всей Европы. Короли и королевы дали им огромные поместья – Альфонсо I Арагонский оставил им треть своего королевства по своей воле. Обычные люди также делали пожертвования, составляли на них завещания, оставляя Ордену земли и деньги. В конечном итоге рыцари стали владеть замками, фермами и целым флотом кораблей, а также всем островом Кипр. Они не просто держались за это имущество. Они использовали его для увеличения богатства. Они торговали урожаем, шерстью и вином по всей Европе и сдавали свои земли в аренду.

6. Со временем Орден тамплиеров стал финансовой организацией, наподобие современного МВФ.

Так как первоначальной целью тамплиеров было охранять паломников, направляющихся в Иерусалим, они придумали целую финансовую систему. Путешественники могли внести наличные в Темпл-Черч в Лондоне и получить аккредитив, который они могли погасить в Иерусалиме. Они также предоставляли множество других финансовых услуг монархам и элите. Колоссальное богатство позволило тамплиерам заняться банковским делом. Орден ссужал деньги под проценты всем королевским дворам не только Европы, но и даже мусульманского мира. Со временем рыцари разработали сложную систему финансового делопроизводства и ввели в обращение банковские чеки, которые кстати до сих пор использует весь мир. В начале 13 века они получили английские Crown Jewels в качестве обеспечения ссуды. А когда король Генрих III хотел купить остров Олерон, Орден не только выступил посредником в сделке, но и получил от короля выплаты в рассрочку. Французское казначейство также использовало тамплиеров как своего рода субподрядчика для выполнения многих своих функций.

7. Тамплиеры позаимствовали многое из принципов работы исламских юридических институтов.

Некоторые учёные считают, что именно тамплиеры помогли импортировать «мусульманские» идеи, изменившие западную правовую и образовательную системы. Например, придворные гостиницы в Лондоне, юридические институты, сформированные в средневековый период и связанные с тамплиерами, имеют поразительное сходство с медресе, построенными вокруг мечетей, где суннитские учёные обсуждали закон. Эта связь может помочь объяснить, почему английское общее право существенно отличается от римского. Система содержания колледжей за счёт вечного пожертвования, возможно, также обязана своим происхождением мусульманским образцам, наблюдаемым тамплиерами. Вакф, юридический прием в исламском праве, также помог учёным сохранить свою независимость на средневековом Ближнем Востоке. Уолтер де Мертон, бизнесмен, связанный с Орденом, основал Мертон-колледж, который впервые применил эту систему в Англии.

8. Они были настолько могущественны, что французский король решил их полностью уничтожить.

Орден практически стал государством в государстве. У них была собственная армия, суды, полиция и финансы. Это не могло не возбудить со временем зависть, ненависть и недоверие со стороны монархов.

Ведь политика Ордена стала противоречить его целям. Стремление к власти и богатству стало разрушать некогда правильные христианские принципы рыцарского ордена изнутри. К 12 веку тамплиеров изгнали из Палестины. Некоторое время их резиденцией являлся остров Кипр, после она была перенесена во Францию.

Филипп Красивый не мог терпеть независимости рыцарей-тамлиеров. Власть должна была быть только у него, кроме того он задолжал Ордену весьма внушительную сумму. Король не мог расплатиться. Мало кто знает, что король Филипп IV даже обращался к Великому магистру Ордена с нижайшей просьбой принять его в рыцари-тамплиеры. Великий магистр Жак де Моле отказал хитрому королю, поняв, что за этим кроется. Потом Филипп пытался через Папу Римского инициировать слияние Ордена Тамплиеров с их главными соперниками – Орденом Иоаннитов. Получив и здесь отказ, король пришёл в неописуемую ярость.

Читайте также:
Император Николай II - биография, факты, фото

Филипп решил действовать грязно и подло. Он придумал множество различных клеветнических обвинений на тамплиеров, указав, в том числе идолопоклонство, кощунство и даже отречение от Христа. Весной Папа Римский призвал к себе Жака де Моле с Кипра, где тот готовился к походу в Сирию. Великий магистр и рыцари Ордена прибыли во Францию. Тем временем было принято решение о том, что все они должны быть арестованы и преданы суду инквизиции.

9. Падение тамплиеров было столь же драматичным, как и остальная часть их истории.

Ранним утром 13 октября 1307 года все члены Ордена были арестованы, а всё их имущество конфисковано. Власти стремились как можно больше очернить тамплиеров в глазах изумлённого народа. Ведь им нужно было оправдать свои дикие и незаконные действия. Все возмущались, но из страха, что их постигнет та же участь — молчали.

Тем временем, король не терял времени. Немедленно был назначен суд инквизиции. Рыцарей жестоко пытали, вырывая нужные признания в самых дичайших преступлениях. Многих рыцарей просто казнили без всякого суда. Папская комиссия не решалась вынести приговор первым лицам Ордена. Процесс затянулся. Только в марте 1314 года был объявлен наконец приговор — пожизненное заключение. Жак де Моле возмутился, он смело заявлял о том, что никакой вины ни на нём, ни на его рыцарях нет. Король Филипп настолько боялся, что его клевета будет разоблачена, что принял решение казнить высших должностных лиц Ордена. Приговор был приведён в исполнение на следующий день. Тамплиеров сожгли на медленном огне.

Говорят, что во время казни они возносили молитвы, а когда пламя костра почти полностью поглотило их, Жак де Моле, Великий магистр, вскричал: «Папа Климент и король Филипп, не пройдёт и года, как я призову вас на суд Божий!» Это можно смело называть проклятием тамплиеров, либо возмездием, ведь через две недели скончался Папа Римский, а ещё через полгода за ним ушёл и Филипп IV Красивый.

10. Тамплиеры остались довольно влиятельной структурой даже после уничтожения.

В XVIII веке различные элитные организации, например масоны, переняли идеи и принципы тамплиеров. Существует братский орден, который неофициально именуется тамплиерами. Они заявляют о том, что их святая обязанность защищать христианскую веру.

Образы рыцарей-тамплиеров присутствуют также во многих сферах нашей современной жизни. Например, в поп-культуре. Видеоигры, кинофильмы, нашумевший роман Дэна Брауна «Код да Винчи». История тамплиеров даже вдохновила некий мексиканский наркокартель, который назвался их именем. Банда обнародовала свод правил, иллюстрированный крестами и рыцарями на лошадях, в котором утверждается, что их члены обязаны соблюдать этический кодекс, в том числе помогать бедным, уважать женщин и детей, а не убивать ради наживы.

Таинственность этой политически и экономически могущественной организации со строгими этическими принципами, основанными на религиозном благочестии, является очень привлекательной для многих идеей. Дух тамплиеров живёт даже более чем через 700 лет после гибели настоящих рыцарей этого Ордена.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Десять захватывающих фактов о тамплиерах

В наши дни большинство людей, услышав слово “тамплиер”, думают о плохих парнях из видеоигр Assassin’s Creed, или о странном тайном обществе из “Кода да Винчи” Дэна Брауна. Если вы принадлежите к их числу, пришло время изменить свое восприятие.

Рыцари-тамплиеры были вполне реальными, живыми людьми. Как вы скоро узнаете, они начинали как неорганизованная группа, но однажды превратились в мощную и влиятельную силу. Но кто же эти загадочные рыцари? И что привело к неизбежному распаду их ордена?

Итак, Day.Az со ссылкой на Mixstuff представляет десять захватывающих фактов о тамплиерах, которые перевернут ваше представление об этих таинственных рыцарях.

Орден был создан для защиты паломников

После завоевания Иерусалима крестоносцами в 1099 году нашей эры, на Ближнем Востоке внезапно появилось множество христианских паломников, направлявшихся в Святую Землю.

В то время как город находился под некоторой защитой, большая часть окрестностей была неохраняемой, и ничто не мешало бродячим шайкам разбойников охотиться на ничего не подозревающих и беззащитных паломников.

В 1119 году некоторые из рыцарей, сражавшихся в первом Крестовом походе, объединились с благословения Иерусалимского короля Балдуина II, чтобы сформировать орден, который позже стал известен как орден тамплиеров.

Это был орден монашествующих воинов, посвятивших себя защите паломников Иерусалима и соседних королевств.

Скромное начало

Читайте также:
Интересные факты о войне 1812 года

Поначалу все складывалось для тамплиеров совсем нелегко. Фактически, на протяжении первых десяти лет существования ордена рыцари испытывали большие трудности с численностью и финансами.

В момент основания в его составе было всего девять рыцарей и еще меньше лошадей, что отразилось в одной из самых известных эмблем ордена тамплиеров, на которой изображены два рыцаря в доспехах верхом на одной лошади.

Лишь в 1129 году римская католическая церковь официально признала орден, после чего тамплиеры стали приобретать популярность далеко за пределами Святой Земли и в конечном итоге превратились во влиятельную организацию, известную во всем христианском мире.

Бедные воины Христа и Храма Соломона

На протяжении долгой истории ордена тамплиеров называли по-разному: просто храмовниками, рыцарями Храма, бедными рыцарями Христа и рыцарями ордена тамплиеров. Однако, оригинальное название гораздо более многословно: “Бедные воины Христа и Храма Соломона”.

Это полное название восходит к основанию тамплиеров после первого крестового похода и отражает обет бедности, принятый рыцарями, а также связь ордена с мифическим Храмом Соломона.

Храм Соломона

Храм Соломона был библейским храмом, который, как считается, некогда стоял на храмовой горе в священном городе Иерусалиме, где сегодня находится знаменитый Купол Скалы, а также мечеть Аль-Акса. Когда крестоносцы захватили Иерусалим во время первого крестового похода, они переименовали Аль-Аксу в Храм Соломона.

Они полагали, что мечеть была построена на руинах первоначального храма, а затем предоставили все это место вновь образованному ордену тамплиеров, которые назвали себя в честь храма и использовали его в качестве штаб-квартиры вплоть до окончательного падения Иерусалима под натиском мусульман в 1187 году.

Крестовые походы

Рыцари-тамплиеры сыграли большую роль во время крестовых походов. Превосходное оснащение, боевое искусство и тактика не раз позволили им переломить ход сражения.

Они часто служили стражами для вновь созданных государств на завоеванных крестоносцами землях, помогая защищать паломников, маршруты снабжения и даже восстанавливать фортификационные сооружения.

Тамплиеры помогли добиться победы во многих крупных конфликтах, таких как осада Акры в 1189-1191 гг., битва при Монгизарде в 1177 г., завоевание Дамиетты в 1218-1219 гг.

К сожалению, следует сказать, что они также участвовали в жестоком разграблении Константинополя в 1204 году. Там силы крестоносцев были призваны защищать древний город от захватчиков, но вместо этого они сами разграбили и разрушили город.

Белые мантии

Одной из наиболее характерных особенностей тамплиеров были белые мантии, которые они носили. Все рыцари ордена обязывались носить поверх доспехов белые накидки, украшенные красным крестом во все часы бодрствования. Им даже запрещалось есть или разговаривать между собой без этой одежды.

Вступая в бой, рыцари гордо надевали свои белые плащи, а на лошадей – белые попоны, на которых также был изображен красный крест тамплиеров.

Они никогда не сдавались

У рыцарей-тамплиеров был очень строгий свод правил, касавшихся войны. Одним из самых важных было то, что рыцарь не имел права сдаваться, пока хоть один красный крест реял над полем битвы.

Давая клятву, все тамплиеры добровольно соглашались отдать свою жизнь в случае необходимости, то есть они не имели права сложить оружие, пока все флаги не упали.

В сочетании с их превосходной подготовкой и тяжелыми доспехами, эта бескомпромиссная преданность делала рыцарей-тамплиеров одними из самых грозных противников.

У них не было единого метода боевой подготовки

Нет никаких сомнений, что рыцари ордена тамплиеров были хорошо вооружены и невероятно хорошо обучены. Удивительно, однако, что у них не было никаких установленных правил или стандартов боевой подготовки.

Вероятно, это было связано с тем, что рыцари должны были пройти обучение военному искусству, прежде чем стать тамплиерами. Хотя они и не тренировались вместе, все рыцари должны были владеть мечом, копьем и верховой ездой, а также хорошо разбираться в боевой тактике.

Большинство тамплиеров вовсе не были рыцарями

Хотя основной функцией рыцарей Храма была военная, подавляющее большинство членов ордена вовсе не были рыцарями.

В любое время число настоящих рыцарей не превышало пары сотен, а остальное братство состояло из солдат-пехотинцев и некомбатантов, включая оруженосцев, священников, рабочих и даже женщин.

Тамплиеры пользовались услугами наемников

Рыцари-тамплиеры были вовсе не против наемных армий для поддержки на поле боя.

Особенно во времена крестовых походов тамплиеры, как известно, нанимали подкрепление из туркополов, анатолийской легкой кавалерии и отрядов конных лучников, состоявших из христиан-сельджуков и ближневосточных православных христиан.

Некоторые наемники даже официально присоединялись к тамплиерам в качестве не посвященных в рыцари пеших воинов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: