Этруски – загадочная цивилизация

Тайны и загадки древних этрусков

Сотни лет, когда Рим только делал свои первые шаги, по Италии и всему Западному Средиземноморью гремела слава могучего и богатого народа. Этруски, о происхождении которых спорят до сих пор, создали высокоразвитую цивилизацию удивительно быстро.

Интересные находки на месте руин Этрусской цивилизации

В I тысячелетии до н.э. они не только активно торговали с Грецией и Карфагеном, но непосредственно участвовали в формировании римской культуры. Этрусские цари династии Тарквиниев в VII—VI вв. до н.э. правили Вечным городом, даря ему знания и традиции предков.

Однако возмужавший Рим, завоевывая господство над миром, захватил и ассимилировал Этрурию и этрусков. Факел этрусской цивилизации разгорелся стремительно и светил ровным светом сотни лет, пока не померк в сиянии более яростного огня — восходящего солнца выросшего по соседству Рима.

Происхождение этрусков

Этрурия, страна этрусков или тусков, дала название Тоскане — области в центральной Италии. Этруски жили здесь между Апеннинами, становым хребтом полуострова на востоке, Тирренским морем на западе, реками Арно на севере и Тибром на юге.

Красоты тосканского ландшафта известны с древности, но колыбелью итальянской цивилизации Этрурия стала отнюдь не поэтому. Здесь плодородная почва, орошаемая многими реками и удобренная вулканическим пеплом, но главное — недра, богатые железом, медью, свинцом, оловом, серебром. Земледельцы, скотоводы и мореходы этруски заселили Этрурию не позже IX (а по преданию, в XI) в. до н.э. В следующие сто лет здесь появились рудники, стали расти города и стремительно расширяться торговые связи.

В VIII В. до н.э. греческие и финикийские купцы искали на западе новые источники металлов. Их моряки-землепроходцы основывали колонии и фактории по всему Средиземноморью. На побережье Тосканы их ждали более чем приятные сюрпризы.

Откуда взялись сами этруски, неясно. Греческий историк Геродот писал в V в. до н.э., что это переселенцы из малоазиатской страны Лидии, которых привел с собой князь Тиррен. Однако в I в. до н.э. Дионисий Галикарнасский настаивал на местных корнях этрусской культуры. Очевидно, правы оба: произошло смешение италиков-индоевропейцев (культура Вилланова) и пришлых из Малой Азии. Быстрому развитию этрусков, несомненно, способствовал международный товарообмен, который, в свою очередь, стимулировали минеральные ресурсы Тосканы. Однако сами этруски как народ, скорее всего, сформировались в Италии.

Письменность этрусков

Язык этрусков не проясняет, а запутывает историю. Этруски начали писать в VII в. до н.э. алфавитом, разработанным на основе греческого. Однако их слова и грамматика совершенно другие. Этот язык остается непонятным, он не связан с латынью живших рядом римлян (потомков индоевропейских переселенцев из Средней Европы, лингвистически близких к хеттам, меньше — славянам, иллирикам и др.) и, возможно, являлся одним из последних остатков доиндоевропейской культуры в этом регионе.

Сохранились тысячи этрусских погребальных надписей, многие из которых понятны. Однако словарный запас этих эпитафий невелик. Вероятно, повседневная переписка велась на восковых табличках и пергаменте. Этот материал вместе с текстами этрусских чиновников и ученых давно истлел. Сравнительно длинные надписи относятся к «полотняной книге» (пелене поздней египетской мумии), двум золотым пластинкам (с посвящениями богам) из порта Пирги и бронзовой табличке (земельному контракту) из Кортоны.

Изучать историю этого загадочного народа приходится в основном по остаткам материальной культуры и свидетельствам современников-индоевропейцев — греков, а затем римлян.

Государственное устройство Этрурии

К VI в. до н.э. Этрурия превратилась в федерацию 12 самоуправляемых городов-государств, каждый с несколькими подчиненными деревнями и поселками. Эти государства развивались относительно самостоятельно, и каждое сохранило собственные обычаи. Одно из них оставило особенно много археологических свидетельств и часто упоминается в трудах римских историков. Они называют его Тарквиниями.

Согласно легенде, 12 этрусских городов основал Тархон, сын или брат Тиррена. Тарквинии, т.е. «город Тархона», видимо, заслужил свое громкое название особым местом среди этой дюжины. Вероятно, он появился в IX в. до н.э. Процветание жителям обеспечивало удобное стратегическое положение — на сложенном затвердевшим вулканическим пеплом горном отроге, который господствует над прибрежной равниной в южной части страны. Его порт контролировал всю морскую торговлю, проходившую через эту часть побережья.

Уникальные вещи находят здесь с XVIII в., и раскопки до сих пор продолжаются. Обнаружены городские стены и основание колоссального храма, условно названного Алладел-ла-Реджина («Алтарь царицы»). Однако центральные районы пока неизвестны. Местами они перекрыты культурными слоями римской эпохи, местами уничтожены развитием земледелия. В 1976 сложная сканирующая аппаратура позволила составить довольно детальный план всего города, что намного облегчило дальнейшую работу археологов.

Раскопки гробниц в древнем городе

Самый перспективный объект нынешних раскопок – кладбище на скалистом хребте Монтероцци южнее Тарквиний. С IX по II в. до н.э. в вырубленных здесь камерах похоронили более 10 000 человек. Некоторые из этих склепов украшены красивыми фресками, демонстрирующими множество деталей этрусской жизни. Защищенные могильным мраком, их краски за тысячи лет почти не выцвели.

Недавно археологи стали использовать на кладбище фотозонды. Сначала бурят стену и вводя т в погребальную камеру гибкий перископ, который позволяет видеть и даже фотографировать то, что находится внутри. После этого решают, стоит или нет гробница затрат на ее вскрытие.Погребальные росписи в Тарквиниях говорят о мире радости и процветания: пиры, музыка, танцы, спорт, охота, рыбалка. Одни фрески поражают высоким качеством, другие довольно топорны, но всем свойственны яркий колорит и динамика.

В самых древних гробницах расписана лишь наружная сторона двери. Часто фигурируют львы, тигры и леопарды. Своды покрывали геометрическим или растительным орнаментом. Позднее, с развитием торговли, появились более смелые краски, и стало очевидным греческое влияние. Художники Тарквиний явно заимствовали достижения своих изощренных заморских коллег, но это не было простым подражанием. Греки стремились к гармоничному идеалу. Этруски предпочитали более приземленный реализм. Лучшие его образцы датируются второй половиной VI в. до н.э., когда у местных мастеров сложился свой характерный стиль.

Иногда темы для росписей брались из греческих мифов. В погребальной камере середины VI в. до н.э., известной как «Гробница с быками», герой Ахилл ждет в засаде Троила, сына Приама. На Троиле причудливый шлем с кокардой и этрусская обувь. Он идет к высокому фонтану, за которым прячется Ахилл с греческими щитом и шлемом, но в короткой юбке этрусского фасона.

Читайте также:
Версальский договор - кратко суть и факты

«Гробница с авгурами» покрыта фресками почти целиком, от пола до потолка. Одна из сцен — два мускулистых обнаженных атлета, готовых к борцовскому поединку. Рефери поднял руку, подавая сигнал к началу раунда. Один из зрителей нетерпеливо смотрит на слугу, несущего складной стул. Другой слуга, присев на корточки, сейчас уснет.

Много танцевальных сцен. В «Гробнице с львицами» обнаженный мужчина выделывает па перед женщиной в прозрачных одеждах. Фигуры симметричны и стилизованы, но полны динамики. Природные объекты изображались всегда. «Гробница с охотой и рыбалкой» радует глаз морскими пейзажами. В небе порхают разноцветные пернатые, по волнам скачут дельфины. Рыбаки забрасывают сеть с плоскодонки; охотник стреляет из рогатки по птицам; вдали от них мужчина ныряет с обрыва в спокойное море.

Однако жизнелюбие этрусков, их стремление полнее вкусить земных радостей заметнее всего в банкетных сценах. В «Гробнице с леопардами» изображены три нары, которые пируют, развалившись на ложах. Рядом музыканты. Один из мужчин держит яйцо — символ продолжения рода. Другой велит молодому веселому слуге принести еще вина.

Росписи погребальных камер — самое богатое и оригинальное собрание этрусского искусства, но местные художники оставили нам не только фрески. В склепах встречаются скульптуры из камня и терракоты. Как и живопись, они демонстрируют влияние на молодую цивилизацию более развитых культур. Древние гробницы, примерно 700 до н.э., содержат песчаниковые плиты с рельефами. Их спиральные бордюры с растительным и животным орнаментом, реже с человеческими фигурами, вероятно, навеяны ближневосточными коврами. Позднее на первый план выходит греческое влияние. На крышках каменных саркофагов появляются изображения усопших. Боковины несут барельефы с мифологическими и загробными сценами. Пример для подражания очевиден, но этрусская скульптура реалистичнее идеализированных греческих форм.

Естественно, сюжеты, украшающие гробницы, при всей своей жизненности не дают полного представления об этрусском обществе. Почти ничего не известно, например, о быте простого народа, еще меньше — о многочисленных рабах. Несмотря на богатство деталей, росписи склепов создавались с определенной религиозной целью — они обеспечивали загробный мир знатного покойника всем, что он особенно ценил в земной жизни.

Этрусская религия

Этрусская религия вобрала в себя множество чужих божеств, особенно греческих, но отличалась необычным фатализмом. Считалось, что судьба каждого предопределена свыше и остается лишь прожить отпущенный срок в соответствии с этой «кармой». Однако будущее не возбранялось предсказывать, и толкование знамений было важнейшим элементом всех сторон жизни. Одна из центральных фигур этрусской мифологии — мальчик-пророк Таг, найденный в борозде в окрестностях Тарквиний и обучивший местных жителей искусству гадания.

Способов было много. Например, наблюдали за молнией, отмечая место ее возникновения и траекторию. Авгуры гадали по полету птиц, а гаруспики — по внутренностям жертвенных животных, особенно по печени. В Пьяченце на севере Италии найден бронзовый «срез» овечьей печени с надписями, возможно, служивший учебным пособием но гаданию. Пластина разделена на поля, соответствующие разным группам богов. Сходным образом делилось и небо — внутренности считались моделью Вселенной.

Эти знания собраны в книге «Этрусское учение» («Disciplina etrusca»), которую знали и уважали римляне. Похоже, собственным фатализмом они во многом обязаны поднаторевшим в гаданиях соседям. Общая религия давала всем этрускам чувство единой нации — то, чем не могла обеспечить их политическая система. Города развивались автономно, часто в одиночку воюя и мирясь с соседними племенами и друг с другом.

Представители всех государств встречались раз в год на празднестве в городе Вольсинии (ныне Больсена). Там проводились игры — вероятно, подражание греческим олимпиадам. Программа почти совпадала: кулачный бой, борьба, бег, скачки, метание копья и диска, прыжки в длину. Этруски считаются изобретателями нового зрелища – гладиаторских боев насмерть.

Строительство городов в Этрурии

Глубокий след в истории оставил строительный гений этрусков. Их новые города закладывались по единому сетчатому плану с широкими улицами, системами водоснабжения и канализации. Эту систему усвоили и впоследствии развили римляне. Как и в прочих важных случаях, при закладке городов этруски ориентировались на знамения. Прорицатели выбирали день, благоприятный для начала работ. Потом пахарь бороздой очерчивал контур городских стен, вынимая плуг из земли только в местах, предназначенных для ворот.

Фундамент зданий делали каменным, а прочие конструкции возводили из непрочного сырцового кирпича и дерева. От этрусских построек мало что сохранилось — только несколько впечатляющих ворот и мостов. В Тарквиниях раскопан редкий образец работы по камню, не связанный с похоронными обрядами, — великолепный горельеф двух крылатых коней, датируемый примерно 400 до н.э., который некогда украшал фасад главного городского храма — «Алтаря царицы».

Главным элементом обстановки этрусского дома, вероятно, было ложе, на котором спали и возлежали во время еды. Пожитки хранились в ларях и корзинах или развешивались на вбитых в стену крючьях. В быту использовались удивительно разнообразные керамические сосуды — от парфюмерных флаконов до гигантских амфор, часто изготовленных по греческим образцам.

Однако высшим достижением этрусков была металлообработка. Их мастера выработали строгие стандарты качества и славились по всему Средиземноморью. Выдумка и старательное исполнение видны даже в простейших орудиях. Конец обычной кочерги часто изображает руку, а ковш — голову животного. Дома богачей освещались великолепными бронзовыми канделябрами.

К предметам роскоши относились тонкой работы зеркала — бронзовые диски, отполированные так, чтобы давать отражение. Некоторые из них с откидными крышками, другие — в оправах из обычной или слоновой кости. Обратная сторона покрывалась гравировками или рельефами, изображающими мифологические или бытовые сцены.

Из металлов делали все что угодно: украшения, чаши, вазы, оружие, доспехи, элементы упряжи и даже колесницы. Эти изделия экспортировались, достигая глубин Европы и Азии, их высоко ценили и кельтские вожди, и горожане Средиземноморья.

Устройство общественной жизни

Сначала этрусскими городами-государствами правили цари, но, похоже, потом их сменили олигархические собрания. Символ власти в виде фасций, т.е. пучков перетянутых ремнями прутьев с воткнутыми в них секирами, римляне, а затем Муссолини с итальянскими фашистами позаимствовали именно у этрусков. Олигархия формировалась из членов знатных семейств, и аристократия дорожила честью и традициями своих кланов. Некоторые обширные склепы пополнялись на протяжении многих поколений. На надгробии в знак уважения к усопшему часто указывались имена его родителей.

Читайте также:
Бородинское сражение - кратко суть и итоги

Женщины у этрусков обладали равными правами с мужчинами. Судя по изображениям, пировали оба пола, возлежа бок о бок на ложах. Это было недопустимым у греков, которые, как и почти все индоевропейцы, исключали женщин из общественной жизни. Отсюда, возможно, предвзятые сообщения о своеволии и развратности этруриек.

Этрусская мода

До V в. до н.э. одежда была довольно оригинальна, хотя и имела ближневосточные веяния. Потом стал преобладать греческий стиль. Фрески в Тарквиниях дают представление о разнообразии любимых горожанами тканей и красок.

Тканями драпировались, закрепляя их на плечах пряжками-фибулами (типа декоративной английской булавки) или пуговицами, что позволяло формировать рукава. Мужчины носили короткие плащи или туники, узкие или свободные, едва прикрывавшие бедра. Руки оставались обнаженными. Более парадный костюм мог доходить до колен и оставлять открытым одно плечо. Рыбаки и ремесленники часто ходили просто в набедренных повязках.

Женские туники бывали из прозрачных тканей и доходили до икр или лодыжек. Этрурийки носили мало драгоценностей, но косметику любили. Обычной обувью и мужчин, и женщин были башмаки высотой до лодыжек с длинными заостренными носами. Этруски любили музыку, как, впрочем, и вообще искусство. Их любимыми инструментами были лира и двойная флейта авлос (справа). Флейтисты играли везде – на охоте, спортивных состязаниях, религиозных церемониях, даже при выпечке пирожных.

Военная мощь Этрурии

Достигнув в VI в. до н.э. вершины могущества, этруски контролировали почти половину Италии. Они победоносно воевали с греками и заключили союз с Карфагеном. На суше их торговые пути вели через Альпы в леса Центральной Европы, а сильный военный (а также пиратский) флот защищал национальные интересы в Западном Средиземноморье.

В эту эпоху Рим, основанный в 754/753 до н.э., пока не представлял особой угрозы. Городок потихоньку рос в тени соседней процветающей цивилизации — до Тарквиний было всего 70 км, а до этрусских центров Вейи (ныне Вейо) и Цере (Черветери) и того меньше. Для самообороны и порядка Рим использовал систему пожизненно выбираемых монархов. Двое из них были тарквинийцами: Тарквиний Приск (616-579 до н.э.) и последний римский царь Тарквиний Гордый (534/533— 510/509 до н.э.). Древние историки приписывают обоим важные нововведения. Правда, праздновавшим триумф, в ходе которого проехал по улицам на колеснице, облаченный в пурпурную с золотом мантию.

Римлянам, в конце концов, надоела власть этрусских царей. Недовольство, согласно легенде, достигло пика, когда сын Тарквиния Гордого обесчестил местную знатную даму Лукрецию. Она покончила с собой, вспыхнул бунт, царя изгнали, монархию упразднили и провозгласили республику. Эти события, относимые к 509 или 510 до н.э., имели огромное значение как для Рима, так и для Этрурии.

Этруски неоднократно пытались восстановить контроль над новоиспеченной республикой, но раз за разом терпели неудачи. Со свойственными им и в дальнейшем мужеством и упорством римлянам постепенно, за 200 лет войн, удалось одолеть сильных соседей. Мощь Рима неуклонно росла, а Этрурия слабела.

Упадок этрусков

Полагают, что обилие ресурсов и успехи в торговле, обеспечив процветание этрусков, способствовали и их гибели — народ разленился и успокоился. Рыхлая федерация городов-государств не давала, когда надо, собрать силы в единый кулак против внешнего врага. А это был не только Рим. В 474 до н.э. греческий флот из Сиракуз нанес этрускам сокрушительное морское поражение около Кум, греческой колонии в 19 км западнее Неаполя, которую хотели захватить этруски. Параллельно вторжения кельтов все больше ослабляли Этрурию.

В 396 до н.э. римляне после 10-летней осады взяли этрусский город Вейи. Римские легионы с их железной дисциплиной, организацией и выучкой одну за другой покоряли все новые земли Италии. В 288 до н.э. римляне окончательно разбили соединенные силы этрусков и галлов, подчинив себе все вплоть до реки По. Фатализм этрусков на фоне потерь и поражений только обострился. Они как будто покорились воле судьбы, отказавшись от дальнейшего сопротивления. В Тарквиниях эпикурейский дух ранних погребальных фресок в IV в. до н.э. сменяется мрачными мотивами. На пирах появляются демоны. Лица людей отражают горечь прощания с жизнью и страх перед неведомым. Эта тенденция особенно заметна в «Гробнице с Орком», расписанной зловещими потусторонними фигурами.

Со временем латынь завоевателей вытеснила язык этрусков, этрусские города заполнились новыми постройками и иммигрантами. Римляне, как позднее у греков, переняли у соседей обряды, знания, технику и предрассудки. А уникальная этрусская культура, возросшая некогда среди пейзажей центральной Италии, угасла, и Этрурия исчезла с карты мира.

Жан-Поль Тюийе – Цивилизация Этрусков

  • 60
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Жан-Поль Тюийе – Цивилизация Этрусков краткое содержание

Этрусская цивилизация — самая первая из всех, расцветших на земле Италии. Ее золотой век относится примерно к 700–450 годам до н. э.

Несмотря на то что эта цивилизация развивалась главным образом в Центральной Италии, между рекой Арно, Тирренским морем и Тибром, она вырвалась весьма далеко за пределы этого региона — как на север (Паданская равнина), так и на юг (Кампания).

Язык и происхождение — это два аспекта, которые считаются этрусской загадкой.

Загадкой, которая нам до сих пор не подвластна, но которую начали разгадывать…

Цивилизация Этрусков – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Загадочная цивилизация приоткрывает тайны:

Этрусская цивилизация — самая первая из всех, расцветших на земле Италии. Ее «золотой век» относится примерно к 700–450 гг. до н. э. Несмотря на то что эта цивилизация развивалась главным образом в центральной Италии, между рекой Арно, Тирренским морем и Тибром, она вырвалась весьма далеко за пределы этого региона, — как на север (Паданская равнина), так и на юг (Кампания), — вплоть до того, что Катон Старший полагал, будто вся Италия целиком находилась под влиянием этрусков. Но сила этрусков не сводится к одному лишь политическому доминированию. На фоне других народов Италии (умбры, оски и др.) в I тыс. до н. э. этруски имели выдающуюся культуру: никто не оставил такого количества надписей, не породил столько произведений искусства, не имел такого сильного влияния на соседние народы, в том числе на Рим, — согласимся, что одно лишь это имеет серьезнейшие последствия. На этих основаниях обоснованно можно говорить об этрусской цивилизации, несмотря на то, что некоторые осторожничают в использовании данного термина по отношению к другим современным ей италийским «народам». Во всяком случае, когда Джузеппе Микали издает в 1826 г. свой знаменитый труд «L’Italia avanti il dominio dei Romani»,[1] написанный в духе романтизма и пронизанный антибонапартизмом, в первую очередь он обращает свой интерес к этрускам. Это был решительный поворот в сторону этрускологии, к исследованиям об этрусках. Другие итальянские историки начала XIX в., такие как Сисмонди или Пиньотти, также обращались к истории этрусков, когда разрабатывали свою теорию трех крупных эпох в истории Италии, которая должна была дать легитимную силу политике объединения Италии, а значит, и возрождения нации. Италия, по этой теории, уже переживала три величайших момента цивилизации и политического могущества: эпоху этрусков, эпоху Римской империи и период Ренессанса. Туристы, посещающие этрусский некрополь Монтероцци в Тарквинии, испытывают ярчайшие эмоции, рассматривая погребальные фрески в небольших подземных гробницах. Даже на Стендаля колоссальное впечатление произвел визит, в ходе которого он, будучи французским консулом в Чивитавеккье, в 1830-е гг. впервые увидел «расписные подземелья Пер-Лашез» в Тарквинии. Это восхищение, однако, не помешало ему участвовать, как и любому другому, в торговле древностями, извлеченными из погребений Вульчи или Тарквинии.

Читайте также:
Полтавская битва кратко - суть, причины, итоги

Всякий, кто намеревается писать или читать об истории этрусков, опираясь на четкую и подробную хронологию, рискует оказаться разочарованным. Давно уже прошли времена императора Клавдия, который, по словам Светония, мог описать на греческом языке всю длинную историю этрусского народа. Все наши «письменные» источники, содержащие или нет ссылки на историков, будучи косвенными, предоставили нам некоторые сведения о датах, но лишь в той мере, в которой греческие и римские историки были вынуждены упомянуть о военных столкновениях между этрусками, греками и римлянами. Например, благодаря Геродоту мы имеем сведения о крупном военном сражении, в ходе которого между 540 и 535 гг. до н. э. в Тирренском море этруски из Цере (Черветери), выступившие в союзе с карфагенянами, разбили греческий флот где-то между Корсикой и итальянским побережьем. Несколько десятилетий спустя, в 474 г. до н. э., неподалеку от города Кумы, то есть немного южнее, этруски были разгромлены новым хозяином Западного Средиземноморья, сиракузским тираном Гиероном, который в качестве дара Зевсу в Олимпии преподнес этрусский шлем (по меньшей мере). Гораздо больше точных дат появляется, как только в игру вступает Рим, и с осады города Вейи в 406–396 гг. до н. э. начинается завоевание Этрурии. Только отсутствие второй декады (книги 11–20) сочинения Тита Ливия «История Рима от основания Города» лишило нас основных сведений о дате завершения этого завоевания. Также мы имеем весьма точные даты правления этрусской династии в Риме в 615–509 гг. до н. э.: еще предстоит проанализировать значение этого периода в общей истории этрусков. Однако сами этруски не оставили нам никаких сведений о своей истории. Глядя на обширные консульские списки Рима, мы не имеем списков этрусских царей или магистратов, и любая попытка выстроить политическую хронологию становится напрасной.

Таким образом, этрусская цивилизация, которую мы собираемся изучать, — это больше, чем история этого народа, основанная всецело на хронологии. Однако это совершенно не означает, что мы отказываемся от диахронического видения: закрывать глаза на его важность означало бы представить искаженную и обездвиженную картину этрусского общества, все сферы которого находились в постоянном развитии в начале I тыс. до н. э. Косвенные источники, в частности археологические, заполняют некоторые лакуны, но не полностью, а опубликованные интерпретации этих археологических источников всегда порождают различные споры. Мы не считаем, что, просто сложив все эти гипотезы, можно восстановить всю историю этрусского общества.

10 октября 1992 г. в городе Кортона, что возвышается над знаменитым Тразименским озером, к карабинеру Камучи подошел человек, чтобы сообщить итальянским властям о находке семи небольших бронзовых пластин. Этот скромный рабочий открыл новую страницу в этрускологии, поскольку найденные бронзовые пластины были покрыты красивой, очень аккуратной надписью, несомненно выполненной на этрусском языке, что не удивительно, поскольку Кортона была одним из крупнейших городов независимой Этрурии и играла, среди прочих, решающую роль в исследованиях об этрусках, предпринятых в эпоху Нового времени. Этрусская академия, основанная в 1727 г., была одной из наиболее активных организаций, среди ее членов-корреспондентов и важных персон были Монтескье и Вольтер, и по сей день туристы могут посетить Музей Этрусской академии, гордостью которого, помимо других экспонатов, является богато украшенный бронзовый светильник, созданный в V в. до н. э. и впоследствии немного отреставрированный.

Всем тем, кто долгое время считал этрусскую цивилизацию загадкой, крупно повезло. Рассмотрим же обстоятельства этой находки: если рабочий утверждал, что случайно нашел эти таблички на строительной площадке, наиболее вероятно, что они были трофеем одного из многочисленных tombaroli, грабителей могил и различных археологических памятников, которые постоянно орудуют в Италии и, особенно, на территории древней Этрурии. Несомненно, в этом случае вознаграждение, полученное в результате честной передачи находки государству, предпочтительнее, чем рискованная торговля на международном рынке антиквариата. Самое интересное — большой перерыв между передачей находок полиции и Археологическому управлению Флоренции и моментом, когда о них стало официально известно научному миру (что вызвало небывалый ажиотаж) и широкой общественности. Этот источник, который отныне стал называться табличкой из Кортоны (Tabula cortonensis), — по аналогии с табличкой Клавдия, великолепной латинской надписью, высеченной на бронзовой пластине, найденной в Лионе в XVI в., — был опубликован лишь через десять лет после его обнаружения. Табличка еще в древности была разбита на восемь кусков (рис. 9). Восьмой фрагмент не сохранился. Однако нехватка одного фрагмента ничуть не препятствует пониманию текста, представленного в конце 2000 г. на крупной выставке «Gli Etruschi», организованной венецианским Палаццо Грасси, а затем выставленном в самой Кортоне. Теперь всякий может увидеть табличку из Кортоны в Музее Этрусской академии, наряду со знаменитым бронзовым светильником и замечательными статуэтками божеств, также выполненными из бронзы.

Читайте также:
Ялтинская конференция - история, факты, фото

Цивилизация этрусков (часть 1)

Древняя столица загадочных этрусков.

Древние Рим и Греция — цивилизации, олицетворяющие Античность, эпоху, которая стала фундаментом для более развитой цивилизации Европы. Но свет их славы отбросил огромную тень на другие достойные внимания историков цивилизации Античности, в чем-то повлиявшие на две основные цивилизации Европы и многое перенявшие от них. Одна из таких «маленьких» цивилизаций — загадочные этруски. Хотя мы знаем о них в основном благодаря римлянам, осталось немало и других свидетельств, но что-то до сих пор покрыто мраком: откуда они пришли? На каком языке говорили? Почему были поглощены Римом?

Впрочем, в отличие от других народов древнего мира, этруски никогда полностью не погружались во тьму забвения. Так, древние римляне многое переняли из их культуры и передали это наследие уже цивилизации европейской. Известны крупные города этрусков, среди которых особняком стоит столица цивилизации Тарквинии. Ее из учение, возможно, прольет свет на многие вопросы и сделает более понятной для нас одну из самых ярких цивилизаций древности.

Сокровище этрурии.

Сегодня на месте древних Тарквиний стоит городок с похожим названием — Тарквиния. Расположен он в 90 км севернее Рима в живописной местности. История этого города насчитывает три тысячелетия и может поведать многое об этрусках, сделавших небольшое поселение столицей своей цивилизации.

На месте города, основанного приблизительно в VIII–VII вв. до н. э. на реке Марта, до этого стояло поселение местных жителей, которых вытеснили этруски. По преданию, город был основан выходцем из Лидии, неким Тархоном. В истории этого города было многое: и периоды расцвета, и трагические времена истребления всех жителей.

Так, Тарквинии, вероятно, были центром (то есть столицей) союза двенадцати этрусских городов. Город уже в древности был соединен дорогой с Римом, что говорит о его значимости. Славился он льняными изделиями, керамикой и другими предметами быта, которые ценились во всем Средиземноморье.

После римско-этрусских войн 359– 351 и 310–308 гг. до н. э. город начал терять самостоятельность. Во время этих войн почти все жители Тарквиний были истреблены, а город утратил свое величие, превратившись в небольшое поселение, население которого после этих событий быстро романизировалось, а этрусская цивилизация сошла с исторической сцены навсегда.

Сегодня область, в которой располагается город, названа Этрурией как напоминание о тех, кто здесь жил три тысячелетия назад. Сохранились и другие доказательства былого величия цивилизации: массивные остатки городских укреплений, различные археологические находки, древний фундамент, терракотовые рельефы большого храма, саркофаги, украшенные скульптурами, и многочисленные росписи в подземных усыпальницах (VII–I вв. до н. э.). Масштаб этих находок, несомненно, свидетельствует о том, что в древности Тарквинии были крупным экономическим, культурным и административным центром. Но что мы знаем о жителях города?

Этруски – кто они?

Мы не знаем самого главного — кто такие этруски и откуда появились в Этрурии. Есть разные версии на этот счет. Их внезапное появление «как бы из ниоткуда» приблизительно в VIII в. до н. э. дает основание говорить об их иноземном происхождении. Так, греческий историк Геродот утверждал, что этруски (или тиррены, как их называли в древности) приплыли с востока, из Лидии. В трудах римлянина Тита Ливия есть указание на то, что этруски пришли с севера. Другой грек, Дионисий Галикарнасский, возражая Геродоту, доказывал, что этруски — народ местный. Все же наиболее основательной пока считается теория их ближневосточного происхождения, на что указывают некоторые формы зодчества, имена, божества и другие свидетельства.

В VII–VI вв. до н. э. этруски подчинили практически все западное Средиземноморье и построили такие крупные города, как Цере, Тарквинии, Клузий, окружили их массивными оборонительными стенами, распланировали развитую сеть городских кварталов, мостов, каналов и дорог. Именно в этот период этруски достигают наибольшего могущества. Этрурия того времени представляла собой сеть независимых городов-государств, управляемых царями. В VI–V вв. до н. э. 12 самых крупных из них образовали союз, столицей стали Тарквинии.

К этому времени в большинстве этрусских городов начали править выборные должностные лица — представители местной аристократии. Остается неясным, перешли ли подобно греческим полисам-государствам этрусские города к демократии или были гражданскими общинами. Все же они не были совсем автономными — об этом говорит существовавшая система союза городов. Расцвет цивилизации этрусков был недолговременным, и уже к началу V в. до н. э. начинают проявляться первые признаки кризиса. Вызван он внутренними и внешними причинами: аристократические кланы ведут постоянную борьбу за власть, на море этрусков теснят греки. В середине V в. до н. э. этруски теряют власть над Кампанией, да и этрусский род Тарквиниев изгнан из Рима. Попытка Порсены, царя города Клузия, вернуть этот род обратно к власти заканчивается неудачей. Уже к IV в. до н. э. этруски борются с одной стороны против натиска римлян, с другой — против галлов. К III в. до н. э. этруски начинают романизироваться, хотя влияние между римской и этрусской цивилизациями можно назвать взаимопроникающим. Так что в этом отношении более справедливо говорить, что к этому времени этрусская цивилизация не поглощается римской (хотя внешне так оно и выглядело), а полностью с ней сливается.

Богатые сокровища, найденные при археологических раскопках усыпальниц и городов, дают представления об этрусской цивилизации, которые получают подтверждения при сопоставлении с литературными свидетельствами греков и римлян. Еще один неразгаданный вопрос: была ли эта цивилизация самобытной или же подражала своим более развитым соседям?

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Цивилизация Этрусков

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 46

Загадочная цивилизация приоткрывает тайны:

Этрусская цивилизация — самая первая из всех, расцветших на земле Италии. Ее «золотой век» относится примерно к 700–450 гг. до н. э. Несмотря на то что эта цивилизация развивалась главным образом в центральной Италии, между рекой Арно, Тирренским морем и Тибром, она вырвалась весьма далеко за пределы этого региона, — как на север (Паданская равнина), так и на юг (Кампания), — вплоть до того, что Катон Старший полагал, будто вся Италия целиком находилась под влиянием этрусков. Но сила этрусков не сводится к одному лишь политическому доминированию. На фоне других народов Италии (умбры, оски и др.) в I тыс. до н. э. этруски имели выдающуюся культуру: никто не оставил такого количества надписей, не породил столько произведений искусства, не имел такого сильного влияния на соседние народы, в том числе на Рим, — согласимся, что одно лишь это имеет серьезнейшие последствия. На этих основаниях обоснованно можно говорить об этрусской цивилизации, несмотря на то, что некоторые осторожничают в использовании данного термина по отношению к другим современным ей италийским «народам». Во всяком случае, когда Джузеппе Микали издает в 1826 г. свой знаменитый труд «L’Italia avanti il dominio dei Romani»,[1] написанный в духе романтизма и пронизанный антибонапартизмом, в первую очередь он обращает свой интерес к этрускам. Это был решительный поворот в сторону этрускологии, к исследованиям об этрусках. Другие итальянские историки начала XIX в., такие как Сисмонди или Пиньотти, также обращались к истории этрусков, когда разрабатывали свою теорию трех крупных эпох в истории Италии, которая должна была дать легитимную силу политике объединения Италии, а значит, и возрождения нации. Италия, по этой теории, уже переживала три величайших момента цивилизации и политического могущества: эпоху этрусков, эпоху Римской империи и период Ренессанса. Туристы, посещающие этрусский некрополь Монтероцци в Тарквинии, испытывают ярчайшие эмоции, рассматривая погребальные фрески в небольших подземных гробницах. Даже на Стендаля колоссальное впечатление произвел визит, в ходе которого он, будучи французским консулом в Чивитавеккье, в 1830-е гг. впервые увидел «расписные подземелья Пер-Лашез» в Тарквинии. Это восхищение, однако, не помешало ему участвовать, как и любому другому, в торговле древностями, извлеченными из погребений Вульчи или Тарквинии.

Читайте также:
Продажа Аляски - история, мифы и факты

Всякий, кто намеревается писать или читать об истории этрусков, опираясь на четкую и подробную хронологию, рискует оказаться разочарованным. Давно уже прошли времена императора Клавдия, который, по словам Светония, мог описать на греческом языке всю длинную историю этрусского народа. Все наши «письменные» источники, содержащие или нет ссылки на историков, будучи косвенными, предоставили нам некоторые сведения о датах, но лишь в той мере, в которой греческие и римские историки были вынуждены упомянуть о военных столкновениях между этрусками, греками и римлянами. Например, благодаря Геродоту мы имеем сведения о крупном военном сражении, в ходе которого между 540 и 535 гг. до н. э. в Тирренском море этруски из Цере (Черветери), выступившие в союзе с карфагенянами, разбили греческий флот где-то между Корсикой и итальянским побережьем. Несколько десятилетий спустя, в 474 г. до н. э., неподалеку от города Кумы, то есть немного южнее, этруски были разгромлены новым хозяином Западного Средиземноморья, сиракузским тираном Гиероном, который в качестве дара Зевсу в Олимпии преподнес этрусский шлем (по меньшей мере). Гораздо больше точных дат появляется, как только в игру вступает Рим, и с осады города Вейи в 406–396 гг. до н. э. начинается завоевание Этрурии. Только отсутствие второй декады (книги 11–20) сочинения Тита Ливия «История Рима от основания Города» лишило нас основных сведений о дате завершения этого завоевания. Также мы имеем весьма точные даты правления этрусской династии в Риме в 615–509 гг. до н. э.: еще предстоит проанализировать значение этого периода в общей истории этрусков. Однако сами этруски не оставили нам никаких сведений о своей истории. Глядя на обширные консульские списки Рима, мы не имеем списков этрусских царей или магистратов, и любая попытка выстроить политическую хронологию становится напрасной.

Таким образом, этрусская цивилизация, которую мы собираемся изучать, — это больше, чем история этого народа, основанная всецело на хронологии. Однако это совершенно не означает, что мы отказываемся от диахронического видения: закрывать глаза на его важность означало бы представить искаженную и обездвиженную картину этрусского общества, все сферы которого находились в постоянном развитии в начале I тыс. до н. э. Косвенные источники, в частности археологические, заполняют некоторые лакуны, но не полностью, а опубликованные интерпретации этих археологических источников всегда порождают различные споры. Мы не считаем, что, просто сложив все эти гипотезы, можно восстановить всю историю этрусского общества.

10 октября 1992 г. в городе Кортона, что возвышается над знаменитым Тразименским озером, к карабинеру Камучи подошел человек, чтобы сообщить итальянским властям о находке семи небольших бронзовых пластин. Этот скромный рабочий открыл новую страницу в этрускологии, поскольку найденные бронзовые пластины были покрыты красивой, очень аккуратной надписью, несомненно выполненной на этрусском языке, что не удивительно, поскольку Кортона была одним из крупнейших городов независимой Этрурии и играла, среди прочих, решающую роль в исследованиях об этрусках, предпринятых в эпоху Нового времени. Этрусская академия, основанная в 1727 г., была одной из наиболее активных организаций, среди ее членов-корреспондентов и важных персон были Монтескье и Вольтер, и по сей день туристы могут посетить Музей Этрусской академии, гордостью которого, помимо других экспонатов, является богато украшенный бронзовый светильник, созданный в V в. до н. э. и впоследствии немного отреставрированный.

Всем тем, кто долгое время считал этрусскую цивилизацию загадкой, крупно повезло. Рассмотрим же обстоятельства этой находки: если рабочий утверждал, что случайно нашел эти таблички на строительной площадке, наиболее вероятно, что они были трофеем одного из многочисленных tombaroli, грабителей могил и различных археологических памятников, которые постоянно орудуют в Италии и, особенно, на территории древней Этрурии. Несомненно, в этом случае вознаграждение, полученное в результате честной передачи находки государству, предпочтительнее, чем рискованная торговля на международном рынке антиквариата. Самое интересное — большой перерыв между передачей находок полиции и Археологическому управлению Флоренции и моментом, когда о них стало официально известно научному миру (что вызвало небывалый ажиотаж) и широкой общественности. Этот источник, который отныне стал называться табличкой из Кортоны (Tabula cortonensis), — по аналогии с табличкой Клавдия, великолепной латинской надписью, высеченной на бронзовой пластине, найденной в Лионе в XVI в., — был опубликован лишь через десять лет после его обнаружения. Табличка еще в древности была разбита на восемь кусков (рис. 9). Восьмой фрагмент не сохранился. Однако нехватка одного фрагмента ничуть не препятствует пониманию текста, представленного в конце 2000 г. на крупной выставке «Gli Etruschi», организованной венецианским Палаццо Грасси, а затем выставленном в самой Кортоне. Теперь всякий может увидеть табличку из Кортоны в Музее Этрусской академии, наряду со знаменитым бронзовым светильником и замечательными статуэтками божеств, также выполненными из бронзы.

Читайте также:
Марокканские солдаты против итальянок

Отныне мы имеем третий по длине текст на этрусском языке (40 строк — 32 на лицевой стороне и 8 на оборотной, 206 слов). Однако загадочные обстоятельства, окружившие этот источник до его публикации и обнародования, заставляют вспомнить о романтических условиях находки самого длинного этрусского

Битва при бородино интересные факты. 15 интересных фактов о Бородинской битве

Популярные материалы

Today’s:

  1. Битва при бородино интересные факты. 15 интересных фактов о Бородинской битве
  2. Интересные факты о стихотворении бородино. Анализ стихотворения «Бородино» М. Ю. Лермонтова
    • «Бородино» — отрывок стихотворения
    • Краткий анализ «Бородина» Лермонтова
    • Поэтический анализ стихотворения “Бородино”
  3. Бородинское сражение доклад. Бородинская битва – кратко
  4. Бородинское сражение для детей. Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Бородинское сражение 1812 г»
    • Ход занятия:
  5. Картина бородинская битва. Роман Волков «Портрет Михаила Илларионовича Кутузова», (1813)

Битва при бородино интересные факты. 15 интересных фактов о Бородинской битве

  1. Бородинская битва – крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской армией под командованием генерала от инфантерии Михаила Голенищева-Кутузова и французской армией под командованием императора Наполеона I Бонапарта. Состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 года у села Бородино, в 125 км к западу от Москвы.
  2. В результате ожесточенного сражения, Бородино было фактически стерто с лица земли.
  3. Сегодня ряд историков сходятся во мнении, что Бородинская битва является самой кровопролитной в истории среди всех однодневных сражений.
  4. Интересен факт, что в противостоянии принимало участие около 250 000 человек. Однако эта цифра является условной, поскольку разные документы указывают различные цифры.
  5. Бородинская битва проходила примерно в 125 км от Москвы .
  6. В Бородинском сражении обе армии использовали до 1200 артиллерийских орудий.
  7. Знаете ли вы, что село Бородино принадлежало семейству Давыдовых, из которого происходил знаменитый поэт и военнослужащий Денис Давыдов?
  8. На следующий день после битвы русская армия, по приказу Михаила Кутузова (см. интересные факты о Кутузове ), начала отступать. Это было связано с тем, что на помощь французам двинулось подкрепление.
  9. Любопытно, что после Бородинской битвы обе стороны считали себя победителями. Тем не менее, ни одной из сторон не удалось добиться желаемых результатов.
  10. Этому сражению русский писатель Михаил Лермонтов посвятил стихотворение «Бородино».
  11. Мало кому известен тот факт, что общий вес экипировки русского воина превышал 40 кг.
  12. После Бородинской битвы и фактического прекращения войны, в Российской империи остались до 200 000 пленных французов. Большая часть из них обосновалась в России, не желая возвращаться на родину.
  13. Как войско Кутузова, так и армия Наполеона (см. интересные факты о Наполеоне Бонапарте ) потеряла примерно по 40 000 солдат.
  14. Позже многие пленники, оставшиеся жить в России, стали гувернерами и учителями французского языка.
  15. Слово «шаромыга» происходит от фразы на французском – «cher ami», что значит «любезный друг». Так пленные французы, изнуренные холодом и голодом, обращались к русским солдатам или крестьянам, умоляя их о помощи. С того времени у народа и появилось слово «шаромыга», который не понимал, что собственно значит «cher ami».

Интересные факты о стихотворении бородино. Анализ стихотворения «Бородино» М. Ю. Лермонтова

Традиционным для творчества М. Ю. Лермонтов является обращение к историческим событиям своей родины, к ратным подвигам своего народа. Глубокий анализ стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова предполагает обязательное принятие во внимание этого факта. Стихотворение Лермонтова «Бородино» представляет собой отклик поэта на события 1812 года. Оно написано в год 25-летия победы русского народы в войне с французами. Произведение раскрывает тему родины в понимании человека из народа.

«Бородино» — отрывок стихотворения

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Краткий анализ «Бородина» Лермонтова

Лермонтов написал очень много разных произведений, которые со временем стали популярными не только среди школьников, но и среди обычных людей. Но среди них имеется одно, которое передает все эмоции, которые ощущали солдаты на войне. И этим произведением является «Бородино». А ведь все эти эмоции не передать словами, да и эмоции тоже понять бывает очень сложно.

В кратком содержании “Бородино” описаны все события, которые произошли много лет назад. В это время наши солдаты воевали против Франции. Франция первая напала на русских солдат, и им ничего не осталось, как отбиваться всеми удобными способами. Именно Бородинская битва описывается во многих произведениях. Конечно же, никому не хочется признавать свое поражение, а это значит, что французы подумали, что они победили.

Но на самом деле русские хотя и потеряли большое количество солдат, но свою победу никому не отдали и забрали себе. Многие солдаты не вернуться домой, хотя их ждали не только родственники, но и друзья. Но этими ребятами можно гордиться, ведь они все сделали для того чтобы все остальные люди жили в мире и согласии и чтобы больше войны не было никогда.

И хотя Лермонтов родился намного позже, чем была война, но все равно ему удалось передать всю боль и страдания солдат на войне. Как они умирали, а также хоронили своих друзей, и как смерть забирала прямо на их глазах самых родных людей. именно поэтому многие могут подумать, что он там присутствовал и все записывал в тетрадь для того чтобы потом написать произведение и поведать об этом всему миру.

Читайте также:
10 самых жестоких пыток древнего мира

Если другие произведения Лермонтова написаны легко и просто, то данное произведение намного отличается от них. Здесь все повествование идет от простого и обычного солдата, который находится в самом пекле событий. Который прошел все это и вернулся домой живым, а теперь обо всем может рассказать и передать всю боль того времени.

Его обо всем спрашивает маленький племянник, которому все это очень интересно. Он говорит, что в то время даже молодежь была совсем другой и совсем не схожа с той, которая существует сегодня. Они видели и ощущали все совсем по-другому, да и относились ко всему с другими эмоциями. И пусть даже события очень страшные, но и вместе с тем замечательные и незабываемые.

Поэтический анализ стихотворения “Бородино”

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт, кто написал Бородино а так же немало стихотворений. Но самое знаменитое произведение на тему родины у Лермонтова является – «Бородино». Стихотворение «Бородино» было написано в 1937 году.

В стихотворении «Бородино» описывается сражение русской армии против наполеоновских войск. В стихотворении рассказывается об историческом событии. Это война России с Францией в 1812 году. Бородинское сражение – это безжалостная битва. В этой битве погибло немало отважных воинов, которые сражались за Москву, за свою Родину.

Сюжет стихотворения – это, рассказ солдата о Бородинском сражении, который горд за свой народ, за тех солдат, которые сражались за родину. Он восхищается отважными солдатами, которые погибли и выжили в том сражении. Они сражались не на жизнь, а на смерть. Ветеран сражения утверждает, что народ предан своей родине. Он горд за свое поколение.

Поэт восхищается обычными солдатами, народом, а не полководцами и генералами. По мнению М.Ю. Лермонтова в русском солдате воплотились все положительные качества: мужество, героизм, стойкость, смелость, отвага.

Стихотворение начинается с разговора молодого солдата и участника Бородинского сражения:

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спалённая пожаром,

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, ещё какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!»

Молодой солдат хочет узнать, о тех событиях, которые происходили в те далекие времена.

Дядя подробно рассказывает о Бородинском сражении. Страшные испытания преодолели обычные солдаты в этой битве. Он восхищается своим поколением и ругает нынешнее молодое поколение:

«Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:»

По его мнению, молодое поколение не способно на подвиги ради своей страны. И тем самым утверждает, что молодое поколение равнодушное.

Бородинское сражение доклад. Бородинская битва – кратко

Самая кровавая битва 19 века, главное сражение войны 1812 года, битва империй – все это Бородинская битва. В ходе этой битвы обе стороны претерпели огромные потери. Уменьшилась численность французского войска, снизилась разность между армиями противников. Был также развенчан миф о непобедимости армии Наполеона.
Война 1812 года началась неудачна для России. Огромное французское войско громило все на своем пути. Военачальник Барклай-Де-Толли понимал, что не стоит лезть в открытую на врага, так как у него есть численное преимущество. Он принял решение откладывать решающее сражение до последнего, в то время как русская погода, зима, отсутствие припасов и деятельность партизан сделают свое дело. Так и было. Генеральных сражений не было. Но деятельность партизанских отрядов, народных добровольцев и мелкие стычки значительно ослабили войско врага, истощили его. Это дало русской армии время для реорганизации и введения резервов. Пришло время для решающего сражения. Командование принял главнокомандующий Кутузов. Он решил принять сражение недалеко от села Бородино . Там было много места для маневров.
У русской армии было не очень много времени, поэтому началась ускоренная подготовка поля к военным действиям. Оборона должна была сокрушить врага, заставить его отступить.
На стороне французской армии был небольшой перевес. В распоряжении Наполеона было 130-135 тысяч человек, 70 тысяч из которых были пешими, а также 587 орудий. Русские владели 120 тысячами солдат, из которых около 72 тысяч были пешими, 640 орудий. У Наполеона было много тяжелой кавалерии, которая могла с легкостью разбить отряды пехотинцев. Против русских играл еще один факт. Наполеон выставил лучшую армию Европы. Отборные ветераны многих сражений, готовые стоять до конца ради славы Императора. На стороне русских же были новобранцы, без желания воевать и отдать свою жизнь. Это не лучшим образом сказывалось на боеспособности армии.
Наполеону необходимо было побороть противника в генеральном сражении, чтобы принудить Императора Александра l к невыгодному миру. Русским необходима была успешная оборона, позволяющая сдерживать атаки врага.
За два дня до основного сражения Наполеон напал на Шевардинский редут. На этом укреплении было 11 тысяч солдат под командованием генерала Горчакова. Французские войска упорно пытались захватить это укрепление, в итоге к ночи им это удалось, но подоспевшее подкрепление заставило их отступить. Кутузов принял решение сдать редут и отступить, чтобы не терять лишние силы.
26 августа началось сражение . Утром французская артиллерия открыла огонь по всей площади поля. Французские войска напали на егерский полк и заставили его отступить за реку. Остальные войска русских оставались за флешами. Генерал Дуки занял Семеновские высоты. Его атаковали 115 тысяч солдат. Французы пытались овладеть флешами, но битвы не имели большого успеха, владельцы попеременно сменялись. Затем Русские приняли решение отступить к Семеновскому оврагу. Здесь французские войска не смогли успешно сражаться из-за утомления.
Курганская высота под командованием Раевского обстреливала французов, заставила их отступить. На правом фланге кавалерийская атака русских заставила французов перегруппировать отряды, ослабив натиск. Бородинское сражение длилось 12 часов , затем Наполеон приказал отступить в первоначальным позициям.
Французская армия потеряла 59 тысяч человек, русская – 39 тысяч . Результаты сражения неоднозначны. И русская, и французская сторона заявили о своей победе. Можно сказать, что в данном сражении не победил никто, потому что потери сторон слишком велики. Но данная битва помогла русским одержать победу в войне, а дата битвы стала днем воинской славы России.

Читайте также:
Гитлерюгенд - история, факты, фото

Бородинское сражение для детей. Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Бородинское сражение 1812 г»

Олеся Диденко
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Бородинское сражение 1812 г»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 16 г. Можайска.

по нравственно-патриотическому воспитанию

в подготовительной группе

Тема: « «Кто с мечом к нам придёт, тот от него и погибнет» –

Бородинское сражение 1812г ».

Воспитатель подготовительной группы №4

Диденко Олеся Юрьевна.

– продолжать формировать начала патриотических чувств у детей, потребность детей в получении исторических знаний.

-познакомить детей с некоторыми моментами истории России, связанными с защитой отечества – Отечественной войной 1812 года, героизмом русских солдат и простого народа; с тем, кто защищал Россию в те времена.

-познакомить детей с Днем воинской славы России – 8 сентября 1812 года – Бородинское сражение .

– воспитывать в детях чувство гордости за подвиги русского народа, его героизм и смелость.

-пополнить словарный запасдетей: редут, картечь, кивер, уланы, драгуны.

– Рассказ воспитателя о войне , о врагах России, нападавших на Русь…

– Чтение отрывков из произведения М. Ю. Лермонтова « Бородино » ; и рассказов С. П. Алексеева о героях Отечественной войны 1812 г.

– Рассматривание иллюстраций о войне; портретов героев Отечественной войны 1812г.

Материал к занятию :

Мультимедийная установка, интерактивная доска, музыкальная установка, диск с записью музыки П. И. Чайковского, презентация к занятию , поднос с бородинским хлебом .

Ход занятия:

Под марш дети входят в зал. Садятся.

1. Вводное слово воспитателя .

– Есть исторические события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. О таком историческом событии начала 19 века мы с вами узнаем сегодня.

– Любите ли вы путешествовать? (Да) .

-Я предлагаю совершить путешествие в прошлое нашей страны. Кто мне скажет, а в какой стране мы живём? (Мы живём в России) .

– А в каком городе мы живем? (Можайск) .

2. Основная часть.

Воспитатель : В далекой стране Франции появился новый император. Звали его Наполеон. Это был человек маленького роста, все его генералы были выше его на целую голову. Но его иначе как «великий император» , «великий полководец» не называли. Захотелось ему стать властелином всей Земли. И начал он воевать. Много государств покорилось ему – он завоевал почти все страны Европы. Но ему этого было мало. Огромные просторы России манили его. Подчинить себе Россию, а там и Индия, и Китай будут его. И вот напал он на Россию. Но не покорились ему земля русская, не покорился ему народ смелый. Стеной встал он на защиту Родины и дал отпор врагу. Война с Наполеоном, с французской армией получила название Отечественной, так как все русскиелюди: и бедные, и богатые, и горожане, и крестьяне – поднялись на защиту своего Отечества.

– Возглавил русскую армию полководец Михаил Илларионович Кутузов. М. И. Кутузов участвовал в военных походах. В июне 1774 при штурме он получил ранение в голову, и его правый глаз перестал видеть. Он носил черную повязку. Солдаты уже давно его знали и любили. Ониговорили: «Пришел Кутузов бить французов!» Кутузов остановил русскую армию возле села Бородино под Москвой , где произошло самое знаменитое сражение .

(иллюстрация Бородинского сражения ) .

8 сентября 1812 года М. И. Кутузов решил дать бой армии Наполеона у деревни Бородино . Кутузов выбрал удачное место для сражения . Посмотрите на макет. Справа русские войска были защищены рекой, а слева – за короткое время солдаты соорудили земляные укрепления – редуты и флеши.

Ребенок: И вот нашел большоеполе:

Есть разгуляться где на воле!

Картина бородинская битва. Роман Волков «Портрет Михаила Илларионовича Кутузова», (1813)

После Отечественной войны 1812 г. в России расцвёл жанр военного портрета. Одно из главных произведений в этом ряду — последнее прижизненное изображение главнокомандующего русской армией Михаила Илларионовича Кутузова кисти Романа Волкова, сделанное за два месяца до смерти полководца.
В «Бородинской панораме» хранится поколенный портрет 65-летнего фельдмаршала с лентой ордена Св. Георгия I степени — в декабре 1812 г. светлейший князь стал первым в истории полным кавалером этого ордена. Позднее Волков сделал версию этого портрета уменьшенного размера с лентой ордена Св. Андрея Первозванного поверх георгиевской. Она находится в Государственном музее-заповеднике «Гатчина».

Роман Волков «Портрет Михаила Илларионовича Кутузова». (Музей-панорама «Бородинская битва»)

Cчитается, что, уже не имея возможности рисовать с натуры из-за смерти военачальника, английский живописец Джордж Доу использовал работу Волкова как образец, чтобы исполнить портрет Кутузова для Военной галереи Зимнего дворца. На этих картинах у полководца одинаковый поворот головы, при котором раненый правый глаз едва виден, и один и тот же набор одинаково расположенных орденов на мундире.

Портрет фельдмаршала поступил в «Панораму» в 1972 г. из Государственного музея истории религии, который в советское время находился в Казанском соборе Ленинграда. Летом 1812 г., после назначения главнокомандующим, Кутузов посещал этот храм, чтобы припасть к его главной святыне — иконе Казанской Божией матери. Год спустя полководец обрёл в нём своё последнее упокоение.
Современники Отечественной войны воспринимали Казанский собор как мемориал героям не только из-за захоронения Кутузова — в 1813—1814 гг. в нём были выставлены трофейные знамёна и ключи от городов, взятых русской армией в Заграничном походе.

Мифы и правда о Бородинской битве

В 5.30 утра французы начали артобстрел, а потом пошли в атаку на русские позиции. Бой длился 12 часов. Историки до сих пор спорят о числе погибших. Наиболее реальные цифры: от 80 до 100 тысяч человек. Каждую минуту (!) на поле брани умирало более сотни человек. Это была самая кровавая однодневная битва в истории.

ТАКОЙ МАССОВКИ НЕ БЫЛО ДАЖЕ У БОНДАРЧУКА

На Бородинском поле Кутузов с Наполеоном едут бок о бок верхом и мирно обсуждают только что отгремевшую баталию. Такую картину можно было наблюдать под Можайском, где энтузиасты из военно-исторических клубов России, Европы, США и Канады разыграли шоу – реконструкцию великого сражения. Посмотреть его собрались более 80 тысяч зрителей. В масштабной постановке участвовали около трех тысяч человек. Пехота, конные драгуны с казаками – все в костюмах и с оружием времен 1812 года. На поле брани грохотали и изрыгали клубы дыма триста пушек – для стрельбы было завезено 30 тонн черного бездымного пороха. Как с гордостью признались организаторы, такой массовки не было даже у Сергея Бондарчука на съемках «Войны и мира». Приехали на Бородино и французы. Естественно, они «воевали» в армии своего императора и, как две сотни лет назад, отчаянно «рубились» с русскими «варварами».

Читайте также:
Куда исчезло золото Колчака - краткая история

КАК НАПОЛЕОН СВЕТЛЕЙШЕГО ПЕРЕХИТРИЛ

Один из генералов в свите графа Кутузова оказался и режиссером всего этого мероприятия. Его высокопревосходительство Александр Валькович, президент Международной военно-исторической ассоциации. Как и полагается высокородному генералу, поговорить он согласился, не слезая с лошади. Впервые пришлось брать интервью, располагаясь где-то у стремени и глядя на собеседника снизу вверх. Разгоряченный конь при каждом пушечном разрыве так и норовил лягнуть фотографа. Но «генерал» был невозмутим.

– С формальной точки зрения победили французы, – признал Александр Михайлович. – Но Лев Толстой писал правильно. Моральная победа была на стороне русской армии. Было дано сражение, которого желала вся страна. Наши солдаты и офицеры почувствовали, что с непобедимым воинством Наполеона, который захватил всю Европу, они бились на равных.

– Сейчас многие историки говорят, что Кутузов якобы неправильно выбрал позицию, не так расположил войска.

– Большого выбора у Кутузова не было. Другое дело, что Наполеон оказался хитрее. Значительную часть войск Кутузов сосредоточил на правом фланге, прикрывая Новую Смоленскую дорогу, которая вела на Москву. Французы же принялись штурмовать центр и левый фланг. В результате, не получая своевременно подкреплений, русские войска вынуждены были медленно отходить. Возникали моменты, когда только невероятный героизм солдат и офицеров спасал русскую армию от катастрофы. Это признал сам Наполеон.

КУТУЗОВ С ПОВЯЗКОЙ НА ГЛАЗУ НИКОГДА НЕ ХОДИЛ

– Участники битвы, полководцы Николай Раевский и Алексей Ермолов, вспоминали, что Кутузов фактически не руководил армией во время сражения.

– Это их личное мнение. По словам очевидцев, Кутузов во время битвы излучал уверенность и спокойствие. Он не был одноглазым дряхлым старичком, тихонько сидевшим на барабане, как представляют его в советских фильмах. Кстати, и повязки на глазу он никогда не носил. Это миф, придуманный кинематографистами.

– Еще два эпизода сражения, которые принято считать легендарными. Начальник штаба Первой армии Алексей Ермолов поднимает солдат в атаку, швыряя вперед Георгиевские кресты. А генерал Раевский идет в бой, держа за руки мальчиков – сыновей.

– Это тоже мифы. Они оба находились в самой гуще сражения, держались геройски. Возможно, поэтому их имена в народе обросли множеством подобных легенд.

– Но были и антигерои. Казачий атаман Матвей Платов и генерал Федор Уваров. Платов во время сражения был изрядно пьян и не выполнил приказ командования.

– Платов и Уваров – единственные из высших чинов армии, кто не получил наград за битву. В разгар сражения Кутузов отправил сводный отряд казаков и гусар в рейд по тылам. Но атака быстро захлебнулась. Кутузов потом писал императору Александру, что «ожидал от их действий большего». Но все же этот эпизод был очень важен. Наполеону пришлось на два часа отложить штурм уже обескровленных русских позиций в центре и туда успели перебросить подкрепление.

– А кого можно назвать главным героем битвы?

– Генерал Барклай де Толли. Обрусевший шотландец, он был страшно непопулярен в войсках. Под его командованием армия отступала от самой границы. Его называли предателем, освистывали. Он конфликтовал с Багратионом и Кутузовым. Но именно Барклай де Толли разработал успешный метод борьбы с Наполеоном – тактика выжженной земли, партизанские отряды. В бою под ним было убито три лошади. Очевидцы говорили, что он сознательно искал смерти. Но не получил ни царапины.

ЖАЛЬ, ЧТО НЕПРАВДА

Красивая легенда о хлебе бородинском

Одним из героев Бородинской битвы стал генерал-майор русской армии Александр Тучков. В сражении пуля попала ему в грудь. Но тело генерала так и не сумели вынести с поля боя. У Тучкова остались любимая жена Маргарита Нарышкина и маленький сын. По легенде, узнав о смерти мужа, Нарышкина отправилась к французам и попросила у Наполеона разрешения отправиться на Бородинское поле, чтобы найти останки мужа. Французский император был настолько тронут такой верностью, что даже выделил ей в помощь солдат. Но экспедиция закончилась безрезультатно. После войны Нарышкина-Тучкова поставила на Бородинском поле часовню, а впоследствии основала Спасо-Бородинский монастырь, стала его настоятельницей. Там же был построен приют для ветеранов, вдов павших русских воинов и членов их семей. Всем паломникам, приходившим в монастырь, на обратную дорогу выдавали ржаные сухари, испеченные по особому рецепту с добавлением солода, кориандра или тмина. Говорят, впервые такой хлеб испекла сама вдова генерала.

– Увы, но про хлеб – это лишь легенда, – рассказал корреспонденту «КП» Александр Валькович. – Маргарита Нарышкина, впоследствии игуменья Мария, действительно основала Спасо-Бородинский монастырь. Но рецептура бородинского хлеба была разработана в 1933 году в Московском тресте хлебопечения. До революции подобных рецептов не существовало.

ЗНАМЕНИЯ

Когда Кутузов впервые объезжал Бородинское поле, в небе над ним появился орел. Эту историю описал один из участников сражения, Борис Голицын:

«Когда в первый раз обозревал Кутузов позицию под Бородином, – это было после обеда, исполинский орел парил над ним. Куда он, туда и орел. И толкам не было конца. Орел этот предвещал все хорошее». Всего историки нашли 17 письменных источников, где упоминался этот эпизод.

В 1912 году, к 100-летию битвы, французы получили разрешение поставить на Бородинском поле памятник своим погибшим солдатам – 8-метровый столб из красного гранита с лаконичной надписью «Мертвым Великой армии». Но пароход, на котором везли монумент, затонул. Новый монумент изготовили и привезли только через год.

НА ЗАРЕ АВИАЦИИ

Французов хотели бить с воздуха

Сразу после начала войны московский градоначальник граф Федор Ростопчин подал императору Александру докладную записку с необычным проектом немецкого изобретателя Франца Леппиха. Он предложил посадить солдат на воздушные шары. Августейшая особа идею поддержала. Первый аэростат начали строить в подмосковном имении Ростопчина. В августе по Москве прошел слух, что уже готов громадный воздушный аппарат, который может поднять до двух тысяч человек. 3 сентября Кутузов написал Ростопчину: «Государь император говорил мне об еростате, который тайно готовится близ Москвы, можно ли им будет воспользоваться, прошу мне сказать, и как его употребить удобнее?» Но оказалось, что первые испытания гондолы, которая на самом деле могла поднять 40 человек, оказались неудачными. При приближении французских войск аппарат разобрали и на 130 подводах увезли в Нижний Новгород, а потом в Санкт-Петербург. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Читайте также:
Что сорвало немецкий план «Барбаросса»

А КАК У НИХ?

Во Франции Бонапарт в школьной программе победил, но оказался больше не нужен

Несмотря на сохраняющийся культ Наполеона, в средней школе Первую империю сегодня изучают факультативно. Великого императора и других монархов выкинули из обязательной программы за их «излишнюю агрессивность». Вот как преподносится итог Бородинской битвы в популярном французском учебнике Histoire pour Tout le Monde – «История для всех».

«Ночь застигла солдат за бивуаком, который они разбили здесь же, на поле, среди гор трупов и агонизирующих товарищей, а также павших в бою 15 тысяч лошадей. Кутузов воспользовался этой передышкой, чтобы в беспорядке отступить и умудриться выдать свое упорное сопротивление за победу. Для французской стороны сражение будет называться «битва на Москве», по названию речки, где она проходила. Битва завершилась несомненной победой Наполеона, поскольку после нее он вступил в Москву».

Олег ШЕВЦОВ. Париж.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Интересные факты о Бородинской битве

Еще со школьной парты каждому из нас знакомы строки: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!». Мы учили в школе наизусть это стихотворение Ю.М. Лермонтова о знаменитом сражении, слушали рассказы о нем на уроках истории. Но так ли хорошо мы знаем факты о Бородинской битве? Сражение состоялось больше 200 лет назад и, казалось бы, изучено историками вдоль и поперек. Но наряду с общеизвестными фактами, остаются еще те, о которых знают далеко не все. А есть вопросы, вызывающие жаркие споры и по сей день. Парадоксально, но главный из них: кто же победил в том сражении?

Ключевой момент истории

Бородинская битва стала одним из главных моментов Отечественной войны 1812 года, которую развязала Франция в лице императора Наполеона Бонапарта, вторгшись в Россию. Впоследствии это противостояние сыграло центральную роль в мировой истории. Победа российской армии привела к окончанию господства Франции над Европой. А Россия стала распорядителем политической жизни европейских государств. Опыт, полученный армией-победительницей, находил потом применение в последующих военных конфликтах. Но самым главным итогом этой войны стало укрепление патриотического духа и сплоченности русского народа. И Бородинское сражение сыграло здесь ключевую роль.

Назначение Кутузова

Одним из важных факторов, повлиявших на исход битвы под Москвой стала, произошедшая буквально накануне, рокировка высших военных кадров. Вместо дискредитировавшего себя в битве под Смоленском, генерала М. Б. Барклай-де-Толли, император Александр I назначил главнокомандующим генерала от инфантерии Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова, прозванного в народе «Старый Лис Севера».

Действительно находясь уже в весьма почтенном возрасте, Кутузов пользовался огромным уважением в обществе и был популярен в армии. «Слуга царю, отец солдатам», как писал о нем М. Лермонтов. Те, действительно, с огромным воодушевлением восприняли эту новость. Кроме того, вселяло надежду, что новый главнокомандующий был учеником самого легендарного А.В. Суворова и имел в своем активе победу над турками.

Как это было

На самом деле, Бородинская битва — это не одно большое сражение, а целая серия битв, произошедших в одной локации. Все началось 25 августа со стычки за Шевардинский редут, который в этот день несколько раз переходил из одних рук в другие. К вечеру Кутузов приказал своим отступить, оставив редут неприятелю. Многие историки сходятся в мысли на том, что эта битва — особый стратегический план главнокомандующего с целью определить нужное количество войск для предотвращения прорыва.

На следующее утро началась сама Бородинская битва, которая, как уже говорилось, состояла из нескольких сражений:

  1. Бой за деревню Бородино.
  2. Схватка за Багратионовы флеши.
  3. Битва за Утицкий лес.
  4. Бои за батарею Раевского.
  5. Схватки на старом Смоленском тракте.

Все происходящее в тот день не поддается осмыслению в полной мере даже в наше время. Это был, действительно, настоящий подвиг русского воинства, в котором проявились его твердость, бесстрашие, любовь к родной земле и духовное братство солдат и офицеров.

Окончание битвы: “Совет в Филях”

В тот же день, в 5 часов вечера в деревеньки Фили в избе крестьянина Фролова собрался военный совет, который и решил исход Бородина. Генерал Барклай при поддержке большинства высказал уверенность, что, если поступиться Москвой Наполеону, это будет не поражение, а шанс выиграть всю войну. Решающее слово осталось за Кутузовым. И тот высказался о необходимости сохранить русскую армию — только в этом случае война окончится поражением французского императора. Военный совет завершился приказом об отступлении. Вскоре Наполеон уже входил в опустевшую Москву.

Так кто же выиграл Бородинское сражение?

До сих пор историки ведут целые баталии по этому вопросу. Конечно, вся российская, а затем и советская историография безапелляционно создала этой битве ореол победы русской армии. Большинство зарубежных специалистов придерживаются иного мнения, что это безусловная победа армии Франции. Истина находится где-то посередине. Ведь достичь своей цели не смогла ни та, ни другая сторона: не произошло разгрома русской армии Наполеоном, но и Кутузов сдал ему Москву. При этом Бонапарт одержал тактическую военную победу в сражении, а российский главнокомандующий — моральную. Не зря ведь потом Наполеон напишет о Бородине, как о самом ужасном своем сражении, где русские завоевали право считаться непобедимыми.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: