Дельфийский оракул – история, факты, фото

Дельфийский оракул – история и предсказания

Желание узнать свое будущее присутствовало всегда, находилось место и для одиноких гадалок, и для целых храмов. Сейчас дельфийский оракул – фразеологизм, а в Древней Греции это словосочетание означало место, где можно было задать вопрос и получить предсказание.

Что такое Дельфийский оракул?

Богиня Гея была владелицей оракула, который охранял дракон Пифон. Сооружение перешло по наследству сначала Фемиде, а затем Фебе, которая и передала его Аполлону. Внук постиг искусство прорицания под руководством Пана, прибыл к оракулу и стал его единоличным хозяином, убив дракона. После этого ему осталось только найти жрецов для своего заведения, превратившись в дельфина и рассказав морякам встреченного корабля об их предназначении. Мореходы отправились к Парнасу и построили Дельфийский оракул, названный так в честь образа, в котором им предстал Аполлон.

Такая серьезная мифическая поддержка помогла служителям лучезарного бога обрести популярность и вес в обществе. Храм стал популярным, его убранство поражало богатством – недостатка в золотых чашах и прочих атрибутах не было. В древнем мире Дельфийский оракул – это не только святое место с профессиональными прорицателями, но и политический центр. Получить одобрение своих замыслов желали и полководцы, и купцы, поэтому в руках жрецов оказывались и военные, и торговые потоки.

Дельфийский оракул – история

Проводившиеся археологические изыскания доказали, что истоки святилища уходят еще в догреческую эпоху. Точную дату основания историки назвать затрудняются, считается, что оракул в Дельфах появился между 10-9 веком до нашей эры. В 7 веке был построен каменный храм, который сгорел в 548 году до н.э., его сменило великолепное строение в дорийском стиле. Просуществовало оно 175 лет до землетрясения, новый оракул построили между 369 и 339 годами до н.э., его руины сейчас и изучают исследователи. Лучший период пришелся на 7-5 века до н. э., окончательно храм закрыли в 279 году нашей эры.

Жрица Дельфийского оракула

Поначалу прорицания давались только в день рождения Аполлона, затем 7 числа каждого месяца, а потом и каждый день. В храм Дельфийского оракула допускались все, кроме преступников. Перед обращением с вопросом предстояло пройти процедуру очищения. Предсказания давала Пифия, а толковались они жрецами. Пифией могла стать любая женщина, даже замужняя, но после принятия сана от нее требовалось целомудрие и преданное служение Аполлону. Перед работой жрица омывалась в источнике и надевала золототканые одежды.

Дельфийский оракул снабжался наркотическими веществами, которые вдыхала Пифия для погружения в грядущее. В экстазе говорить внятно ей не удавалось, поэтому требовался толкователь, умевший придать смысл всем произнесенным фразам. Древние авторы смогли записать немало пророчеств, некоторые были конкретными, другие же отличались образностью.

Дельфийский оракул и Сократ

Постройки и в древности обзаводились надписями на стенах, оракул Аполлона в Дельфах мог похвастаться высказыванием «познай самого себя». Авторство приписывалось разным мудрецам, Платон утверждал, что фразу в дар лучезарному богу преподнесли семеро мыслителей. А Сократ рассказывал, что эти слова привели его на путь философских изысканий, результатом которых стал вывод о тождестве между человеком и душой, тело он называет инструментом. Поэтому в процессе самопознания следует исследовать свою душу.

Дельфийский оракул – предсказания

Не каждое из пророчеств вошло в историю, широко известны следующие.

  1. Перейдя реку Галис, погубишь великое царство. Такой прогноз получил Крез во время войны с Персией. Царство он погубил, но свое, а жрецы в ответ на негодование отвечали, что в пророчестве названия государства-победителя не было.
  2. Сражайся серебряными копьями. Дельфийский оракул предсказал Филиппу Македонскому победу в любом бою при наличии такой тактики. Он был одним из первых чеканивших золотые монеты, которые открывали ворота каждой греческой крепости, считавшейся неприступной.

Оракул в Дельфах – Дельфы , Греция – туристический блог

Этот рассказ о стране: Греция
города (курорты) : Дельфы

ТАЙНА ДЕЛЬФИЙСКОГО ОРАКУЛА

Я был поражён красотой Дельф. Невозможно было не почувствовать, что находишься в месте особой энергетической силы.

Дельфы прославились тем, что в древности здесь был расположен храм Аполлона, в котором находился Дельфийский оракул – то есть прорицалище.

Дельфийский оракул был известен далеко за пределами Греции. В Дельфы люди приходили узнать своё будущее. Греческие города-государства не принимали ни одного важного политического и военного решения без того, чтобы не получить предсказания Дельфийского оракула. За счёт притока жаждущих узнать свою судьбу, которые несли дары, Дельфы богатели.

В чём же был секрет Дельфийского оракула?

Древние полагали, что жизнь человека определяется роком, предназначением. Люди верили, что можно приподнять завесу будущего, и в случае необходимости обращались за советом к разного рода оракулам. Мало что изменилось с тех пор.

Согласно греческой мифологии, сам Аполлон основал храм у подножья Парнаса, после того как победил змея Пифона, охранявшего оракул. Аполлон собрал пепел Пифона в саркофаг и отправился искать жрецов для своего храма. Увидев в море корабль, Аполлон превратился в дельфина, и позже поведал морякам об их предназначении. Моряки воздвигли жертвенник Аполлону и назвали его Дельфийским. Затем они отправились к Парнасу, и стали первыми жрецами храма Аполлона. Поэтому оракул называется дельфийским.

Читайте также:
Вулкан Везувий - история, извержение, фото

По другим данным, история храма началась, якобы с того, что «козы, бродившие между скалами Парнаса, приблизившись к некоему отверстию, откуда выходили испарения, вдруг пришли в необыкновенное судорожное движение. Сбежавшиеся люди тоже ощутили действие этих паров: в помешательстве своего ума они стали отрывисто произносить несвязные слова. Тотчас же эти слова приняли за предсказания (оракулы), а пар, выходивший из земного отверстия – за божественное вдохновение. На этом месте и построили знаменитый храм. О Дельфийском оракуле пошла слава, и к нему со всех концов потянулись желающие заглянуть в будущее. Люди приносили с собой дары, задавали интересующий вопрос, а взамен получали ответ-предсказание».

На стенах храма Аполлона в Дельфах было написано 7 кратких изречений, которые приписывали семи наиболее известным греческим мудрецам: «Познай самого себя», «Ничего сверх меры», «Наблюдай конец жизни», «Худших всегда большинство», «Ни за кого не ручайся», «Всему своё время», «Лучше подделывать деньги, чем истину».

По историческим описаниям, процесс предсказания совершался следующим образом. Главным действующим лицом была пифия. Первоначально пифия избиралась из числа девственниц, причём независимо от социального положения. Она должна была быть целомудренна и предана Аполлону. Но после того как одну из пифий соблазнил явившийся за ответом проситель и случился конфуз, пифий стали выбирать из старух или зрелых замужних женщин.

После получения запроса на предсказание, пифия готовилась к прорицанию трехдневным постом и омовением в Кастальском источнике. Перед прорицанием она надевала роскошную одежду и возлагала лавровый венок на голову. Непосредственно перед предсказанием пифия жевала листья священного лавра, пила воду из священного источника и так далее. Затем она садилась на золотой треножник, помещенный над расщелиной, и вдыхала пары. После этого она испускала невнятное бормотание и дикие крики. Ответ часто был неясен, и его должны были истолковывать жрецы как волю Аполлона, облекая в поэтическую иносказательную форму. Видимо, жрецы и были главными действующими лицами таинства.

Со временем газы, вырывавшиеся из расщелины, иссякли, но дело продолжалось. Пифию стали окуривать одурманивающими растениями, которые оказывали похожее воздействие.

В основе любого мифа лежит истина. Но в дальнейшем истина обрастает домыслами, которые и составляют большую часть мифа. Таким образом, на один процент истины добавляется 99 процентов домыслов для продажи.

Люди хотят обманываться. Они всю жизнь обманывают себя. Люди желают, чтобы их обманывали. Потому что они хотят верить в невозможное.

Подсчитано, что из всех известных оракул, собственно предсказания составляли не более двух процентов. В остальном давались приказания, утверждения, запрещения.

Дело было поставлено на поток. Если первоначально предсказания давались раз в год, то потом практически ежедневно. В Дельфах действовала хорошо отлаженная система осведомителей, которые собирали информацию и оповещали жрецов о том, что хочет получить «клиент», пришедший к оракулу с вопросом. Поэтому понятно, что в формулируемом жрецами двусмысленном ответе всегда присутствовало в завуалированной форме ожидаемое просителем мнение.

Когда царь Крёз спросил: «Что будет, если я пойду войной на персов?», то получил ответ жрецов – толкователей пифии: «Если Крёз пойдёт войной на Кира, он сокрушит великое царство». Воодушевлённый предсказанием успеха, Крёз начал войну, а в результате сокрушилось ЕГО великое царство. Когда же разочарованный Крёз обратился к прорицателям, то получил ответ, что он сам виноват, поскольку не уточнил свой вопрос.

Двусмысленность и туманная форма ответов страховали жрецов от возможных претензий и дискредитации.

Цицерон по этому поводу сказал: “Удивительно, как это жрецы-прорицатели, взглянув друг на друга, могут ещё удерживаться от смеха”.

Убеждены ли были сами жрецы в истинности пророчеств? Конечно, раз был заказ, то желательный ответ как бы предполагался. Но вряд ли дельфийский оракул просуществовал бы столь длительное время, если бы некоторые пророчества не сбывались. И уж конечно, слава Дельфийского оракула не дошла бы до наших дней, если бы в основе мифа не лежали зёрна истины.

Мифы, тайны, легенды… Как хочется очистить истину от домыслов и лжи, чтобы постигнуть тайну пророчеств.

Подобными приёмами владел и знаменитый прорицатель Нострадамус. Известно, что он использовал тайные кабалистические знания, пользовался треножником и различными травами наркотического действия, вроде тех, что использовали пифии (белладдона).

Выражаясь современным языком, это была технология. Сегодняшние прорицатели, которые зовутся экстрасенсами, тоже используют технологии вхождения в изменённые состояния сознания для получения информации о пропавших людях и о событиях, которые могут быть возможны в будущем.

Всё это основывается на известном психологическом эффекте «плацебо», когда излечение происходит не от лекарства, а от веры человека в это лекарство и возможность излечения.

Используя эти психологические эффекты, огромное количество так называемых колдунов, магов, волшебников предлагают свои услуги.

Даже политические деятели не гнушаются услугами предсказателей. Известно, что президент США Рональд Рейган не принимал ни одного важного политического решения, не посоветовавшись с экстрасенсами.

Многие предсказания известной прорицательницы Ванги (и тому есть свидетельства) сбылись.

— Люди хотят знать будущее, полагая, что оно благое, но о предстоящем несчастии знать не хочет никто. Гадалки понимают, что, предсказывая будущее, они вмешиваются в судьбу, потому предсказывать только хорошее — общее правило, ведь человек пытается избежать плохого. Но избежать невозможно! Однажды я видела картину несчастья, пыталась предостеречь, но из этого ничего не получилось. Это тяжкий крест — нести пророчество людям, знать и не в силах ничего изменить. Нет, не нужно знать человеку будущего, не нужно. Для его ********.

Читайте также:
Краткая история письменности

Дмитрий протянул распечатку своего гороскопа.

Старуха посмотрела на лист, закрыла глаза и долго молчала. Дмитрию показалось, что она заснула. Он уже хотел окликнуть её, как она вдруг открыла глаза и сказала:

— Я недалеко перенеслась посмотреть, насколько правдиво написанное, однако всё не так. Но ведь ты не за этим пришёл?

— А как вы узнали?

— Когда передо мной какой-нибудь человек, у меня возникает чувство, что в моей голове отворяется окно, через которое я наблюдаю картины. Жизнь человека проходит перед моими глазами, как на киноленте, а перед собой я слышу “голос”, который говорит мне, что я должна передать.

— Но как, как вы научились предсказывать? — спросил Дмитрий.

— Научиться этому невозможно. Дар пророчества необъясним. Мне было видение Божьей Матери, и она меня благословила. Но делать это без воли Всевышнего — страшный грех. И торговать даром предсказания нельзя. Это приходит внезапно, независимо от желания или добродетели человека. Ясновидение как проклятие, является без спросу, и избавиться от него невозможно. Потому древние считали пророчество страшным даром богов. Будущее — страшная тайна. Это жизнь без надежды!

— И как же у вас получается видеть?

— Чтобы увидеть, нужно не думать, расслабиться, выключить сознание, свести его на ноль. Достичь этого можно по-разному: иногда с помощью музыки, или снадобий, или с помощью вопросов, которые мне задают, а я спрашиваю ответ. Информация может идти и с помощью слов, иногда я её просто списываю, или вижу образ, который нужно расшифровать. Перед тем как открывается знание, причём мгновенно и во всей полноте, испытываю странное чувство, будто бесшумно разрывается шёлковая материя прямо в солнечном сплетении.

— Если вы видите будущее, значит, оно где-то существует сейчас? И если это так, что же тогда есть будущее?

— Объяснить это логически невозможно. Картинка либо приходит, либо не приходит. Я словно вхожу в иную реальность, где отсутствует время и пространство, где всё сейчас и всё неизменно. Я вижу сразу и прошедшее и будущее и настоящее одновременно. Выразить эту реальность в понятиях обыденной жизни невозможно. Она пронизывает наш мир, и в то же время лежит вне его пространства. Поток времени неподвижными волнами присутствует в ней, но сама она пребывает вне времени. Там ничего не происходит, ничего не меняется. И есть ещё чувство её полноты. Это пространство, в котором информация была, есть и будет, — некое информационное поле, из которого я черпаю ответы, а мысль лишь матрица. Последовательность расположения событий там не обязательно отражает последовательность временную. Явление или событие задолго до своего воплощения уже представляет собой некую реальность. Но предупредить о грозящей неминуемой опасности часто невозможно.

— А может ли предсказание изменить будущее?

— Нет, невозможно изменить свою судьбу! Все попытки избежать предначертанного тщетны. Каждый следует своим определённым путём, и этот путь не зависит от воли индивида.

— А подкорректировать настоящее из будущего возможно?

— Нет. А главное — не нужно. Будущее потому и должно оставаться тайной, дабы люди не потеряли вкус к настоящему. Ибо, зная грядущее, так уж устроен человек, он будет пытаться его изменить. А для того, чтобы смириться с неизбежностью, нужна мудрость. Если я скажу людям всё, что я вижу и знаю, они тут же захотят покинуть этот мир!» (из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

Мой видеоролик «ОРАКУЛ В ДЕЛЬФАХ» можно посмотреть здесь:

Дельфы, святилище Аполлона и дельфийский оракул

Дельфы — один из главных туристических объектов Греции. Для древних греков Дельфы были важнейшим духовным и религиозным центром, можно сказать, сердцем эллинского мира. Со всех сторон к святилищу Аполлона стекался люд со своими дарами, чтобы услышать пророчества дельфийского оракула. И сегодня Дельфы не пустуют, многочисленные туристы стремятся побывать в этом красивом и необыкновенно интересном месте.

Город находится в провинции Фокида, в 180 км к западу от Афин и в 10 км от побережья Коринфского залива.
Расположены Дельфы на высоте 900 м над уровнем моря, на южном склоне горы Парнас, в сосновом лесу над живописным Пифийским ущельем.

Как добраться до Дельф

На машине

Из Афин до Дельф на машине можно доехать за 2 с половиной часа, в зависимости от пробок.

Машину можно оставить прямо напротив Археологического музея или входа в археологическую зону.

Как доехать до Дельф на общественном транспорте

В Дельфы можно добраться из Афин на одном из маршрутных автобусах, которые отправляются каждые 2 – 3 часа с автовокзала Терминал В на улице Лусион ( Liosion 260, Athina ).

Автовокзал Терминал В находится на севере Афин, ближайшая к нему станция метро — ΣΤ.ΑΓ.ΝΙΚΟΛΑΟΥ, зеленая ветка. От метро до автовокзала — 750 метров, идти около 10 минут.

Читайте также:
Хронология Великой Отечественной войны

Время в пути составляет около 3 часов. Цена билета на апрель 2019 года — 16.40 евро.

С 1 июля по 31 августа ежедневно из Афин в Дельфы ходит экспресс. В 9 часов он отправляется из Афин в Дельфы, в 14.15 едет обратно.

Актуальное расписание смотрите здесь — смотрите здесь: https://www.ktel-fokidas.gr/en/delphi/delphi-athina-delphi.

На такси

Если вы с компанией или семьей, можно взять такси.

Экскурсии из Афин в Дельфы

В Афинах можно купить экскурсию в Дельфы. Как правило, предлагаются двухдневные экскурсии с посещением Дельф и Метеор, и стоят они недешево.

Забронировать экскурсию в Дельфы на русском языке можно здесь

Немного истории

По представлениям древних эллинов, Дельфы находятся в самом центре мира. Причём установил это не кто-нибудь, а сам владыка богов Зевс. Он пустил с разных концов Земли двух своих орлов, которые и сшиблись в Дельфах.

В честь этого знаменательного события Зевс установил специальный камень, «омфал» (что по-гречески означает «пупок»), «пуп Земли».

Другой миф утверждает, что в этом месте мать-земля Гея сберегала сведения о будущем, а охранял их дракон по имени Пифон. Сын Зевса, бог Света Аполлон убил чудовище, захоронил его под омфалом и сам стал хранителем тайных знаний о будущем. Поэтому-то жрецы храма Аполлона могли предсказывать будущее. Правда, делали они это не сами, а через посредство пифии, жрицы не моложе 50 лет.

Пифия садилась на специальный треножник, и, надышавшись ядовитых испарений (вулканических, а по другому мнению — исходивших от тела убитого Пифона) и пожевав листьев лавра, начинала выкрикивать разные слова, которые жрецы храма Аполлона переводили на понятный язык. Трактовать эти пророчества должны были сами вопрошавшие.

Есть указания, что работа пифии была связана с риском для жизни, поскольку испарения были ядовиты. Так, одна из пифий, надышавшись газов из расщелины, впала в кому и умерла.

При раскопках следов вулканической расщелины обнаружено не было. Но ведь это было давно, и следы расщелины могли затеряться.

По последним данным, американские учёные в 2001 году обнаружили-таки в этом месте следы этилена — газа, при вдыхании которого могут проявляться галлюцинации.

Обращались к услугам Пифии цари, государственные органы, общественные организации и частные лица. Платы за свои предсказания пифия вроде бы не требовала, но благодарность приветствовалась. Кроме того, считалось, что богатым даром храму Аполлона можно изменить будущее в свою пользу. Поэтому на дары не скупились. Так, лидийский царь Крез, богатство которого вошло в поговорку («богат, как Крез») подарил храму Аполлона целого золотого льва.

Поначалу пифия пророчествовала только один день в году, но с ростом известности стала делать это чаще. На пике популярности обратиться к дельфийскому оракулу можно было почти ежедневно, и работала не одна, а несколько пифий. Дело было поставлено на поток.

Так Дельфы, по представлениям историков, выглядели во время расцвета.

Центральное место занимал дорический храм Аполлона, где и пророчествовала пифия. Снизу к храму серпантином поднималась дорога, вдоль которой располагались многочисленные сокровищницы с дарами.

Макет святилища Аполлона

Этот синоптический центр просуществовал примерно с начала 1-го тысячелетия до н. э. (по другим данным — с 8 века до н.э.) до 4 века н.э., то есть почти полторы тысячи лет, и, значит, предсказания сбывались.

Из известных предсказаний упомянем два. Первое было дано вышеупомянутому царю Крезу. На вопрос, начинать ли войну против персов, оракул ответил: «перейдя реку, погубишь великое царство». Крез реку перешёл и… проиграл войну. На жалобы о неправильном предсказании он получил ответ, что имелось в виду как раз его царство, а не вражеское.

Второе. На вопрос афинян, что спасёт их от персидского нашествия, был дан ответ, что спасения нет, и остаётся только бегство. На повторный вопрос, подкреплённый достойными дарами, был дан ответ, что спасти Афины могут деревянные стены. Фемистокл, на тот момент лидер афинского государства, добился, чтобы ответ интерпретировался в том смысле, что нужно стоить флот, деревянные борта кораблей которого и защитят афинян. Флот был построен, греки победили, Афины были спасены.

Не всегда история была благосклонна к Дельфам. В 279 году до н.э. город разграбили галлы, в 80 годах до н.э. – фракийцы. Кроме того, в 86 году многое забрал диктатор Рима Сулла, а в середине 1 века н.э. 500 статуй вывез римский император Нерон. При этом римляне в Дельфах много ремонтировали и восстанавливали, многое построили сами.

Христианство не приветствует предсказаний будущего, считая, что это дело связано с тёмными дьявольскими силами, поэтому император-христианин Феодосий в 391 году запретил дельфийские предсказания. Дельфы и их святилища были заброшены.

Пифийские игры

В честь победы Аполлона над Пифоном раз в 4 года в Дельфах проходили Пифийские игры, вторые по значению после Олимпийских общегреческие состязания. Главным на Пифийских играх были состязания по искусству: пению, игре на кифаре, театральным и танцевальным представлениям. Они проходили в Дельфийском театре. Также проходили художественные выставки.

На стадионе проводились соревнования атлетов. А гонки на колесницах, из-за отсутствия большой ровной площадки в гористых Дельфах, устраивались на равнине неподалёку.

Читайте также:
Земля Санникова - мифы и факты

Игры были прекращены тогда же, когда были запрещены предсказания.

В начале 20 века греческим поэтом Ангелосом Сикельяносом и его женой, танцовщицей Эвой Палмер (сестрой небезызвестной Айседоры Дункан) была предпринята попытка возродить Пифийские игры. И они даже были проведены 2 раза, но затем Сикельяносы разорились и уехали в Америку. На их дом можно посмотреть в современном городе Дельфы.

Что представляют собой Дельфы сейчас

В 19 веке на месте древних Дельф было селение Кастри, а то, что можно увидеть в Дельфах сейчас – это результат реставрации. На момент получения Грецией независимости практически ничего не напоминало здесь о славном прошлом. В 1892 году деревня Кастри, несмотря на протесты местных жителей, была отселена, и французская археологическая экспедиция начала раскопки.

В наше время Дельфы представляют собой археологический заповедник, а современный городок находится западнее.

Заповедник включает в себя Археологический музей, а также две археологические зоны: верхнюю — святилище Аполлона и нижнюю – святилище Афины и гимнасий. Их связывает современная асфальтированная дорога, от верхней до нижней пешком идти минут 10-15.

Археологический музей

Знакомство с Дельфами лучше начинать с Археологического музея.

Музей был основан в 1903 году. Его двухэтажное здание содержит 14 залов.

При входе в музей находится схема расположения объектов на территории святилища Аполлона, как это было в античности.

В залах можно видеть сфинкса из сокровищницы острова Сифнос,

Сфинкс был установлен на высокой колонне

архаичные статуи «куросы» (символ мужской красоты, как её понимали греки архаического периода), выполненные архитектором Полимедом из Аргоса на рубеже 7 – 6 веков до н. э.,

«Аргосские близнецы», Клеобис и Битон, одни из самых ранних образцов античной скульптуры

статую быка, выполненную из листового серебра,

скульптуры с фриза храма Аполлона (боги сражаются с гигантами).

и многое другое, найденное здесь при раскопках.

В одном из залов выставлена прекрасная статуя Антиноя, фаворита и, предположительно, возлюбленного императора Адриана (2-й век н. э.), но это уже наследие римской культуры.

Самая знаменитая статуя музея — так называемый «Возничий», подлинная бронзовая скульптура, найденная французскими археологами. Считается, что статуя была спрятана во время закрытия дельфийского оракула при императоре Феодосии. Какие-то люди, понимавшие ценность этой великолепной скульптуры, решили сохранить её для потомков и закопали на территории святилища. Она сохранилась практически в первозданном виде, однако кое-что пропало (в частности глаза, выполненные из драгоценных камней).

Святилище Аполлона

Эта археологическая зона самая большая и самая эффектная. Она состоит из 3-х террас, обрамлённых сверху исполинской скальной стеной, представляющей собой обрыв горы Парнас.

От входа дорога поднимается в гору серпантином.

Везде стоят указатели и пояснительные таблички.

Пейзажи вокруг – потрясающие.

В самом низу находились лавки торговцев.

остатки торговых рядов

Выше рынка вдоль дороги с обеих сторон располагались сокровищницы греческих городов-государств. Считалось, что хранить здесь, под защитой Аполлона, драгоценности очень надёжно. Однако постепенно, с распространением среди греков свободомыслия и атеизма, Дельфы перестали быть безопасным для сокровищ местом. Так, в 4 веке до н. э., сами жители Дельф ограбили сокровищницы и на вырученные деньги наняли войско. Остальные греческие государства объявили Дельфам священную войну. Дельфы проиграли, порядок был восстановлен. Но сокровищ в закромах после этого случая поубавилось.

Самая впечатляющая из сокровищниц — Афинская (возведена в конце 6- начале 5-го века до н.э. в виде дорического храма). Она отлично сохранилась.

«Змеиная колонна» была отлита из трофейного персидского оружия, взятого в битве у города Платеи

Обращает на себя внимание кладка из огромных камней различной формы. Камни подогнаны так плотно, что между ними не просунуть и лист бумаги. Уже древние греки классической эпохи не понимали, как это было сделано, и считали, что не обошлось без вмешательства сверхъестественных сил. Такую кладку они называли «циклопической», считая, что делали её великаны циклопы.

На первой террасе стоял храм Аполлона, от которого сохранилось лишь основание и несколько величественных колонн. Этот храм был построен в 366-339 годах до н.э. До этого здесь уже были храмы Аполлона, первый из которых был возведён в 548-547 годах до н.э.

Так храм Аполлона выглядел в древности

А вот как он выглядит в наше время

Выше располагался театр, декорациями для которого были величественные горные виды.

На самой верхней террасе, западней театра лежит стадион. Я был в Дельфах два раза и оба раза не смог попасть на стадион – дорога была закрыта из-за опасности камнепадов.

Святилище Афины

В нижней археологической зоне находятся развалины дорической и липарской сокровищниц, храма Афины Пронайи (предсказательницы) и толоса, предназначение которого историкам не вполне понятно. Руины этого толоса являются одним из символов Древней Греции.

Первый храм Афины на этом месте был построен даже раньше, чем храм Аполлона, в 7 веке до н.э., а тот, развалины которого можно видеть сейчас — в 4 веке до н.э.

Так, предположительно, выглядело святилище Афины

К северо-западу от них большую площадь занимают фундаменты гимнасия, в котором атлеты и музыканты готовились к Пифийским играм.

Читайте также:
Ялтинская конференция - история, факты, фото

Кастальский ключ

По дороге от святилища Аполлона к святилищу Афины горный склон делает изгиб, и в этом месте с гор стекает ручей, известный как Кастальский ключ.

В водах этого источника пифия омывалась перед произнесением пророчеств. Вода его приносит вдохновение, поскольку течёт с горы Парнас, где обитал Аполлон и музы. О «кастальской влаге» мечтали поэты, в том числе Пушкин и Байрон. Байрон даже купался в нём.

Сейчас искупаться в источнике нельзя — он огорожен сетчатым забором. А вот испить воды вдохновения вполне можно. Мы приобщились, попив воды, и даже набрали бутылку с собой в надежде на творческие успехи.

Дельфы – очень яркое и самобытное место, и для знакомства с античной Грецией его видеть просто необходимо: и для того, чтобы приобщится к священному для эллинов месту, «подпитаться» энергией, питавшей греческую цивилизацию, и чтобы посмотреть на шедевры архитектуры и искусства, и чтобы полюбоваться замечательными горными пейзажами. Дельфы обладают мощной энергетикой и оставляют очень сильное впечатление.

Travelata дарит скидку на все туры в ближайшие даты!
В связи с объявленными выходными днями, Travelata дарит промокод SHORTNOV на скидку 2000 руб. на любой тур от 80.000 руб. с датами заезда с 30 октября по 7 ноября 2021 года.
Промокод уже активен и будет действовать до 29 октября включительно.

Загадка Дельфийского Оракула

Места силы – особые районы с необычной энергией, оказывающие сильнейшее воздействие на психику человека.

Обычно им придаётся особое сакральное значение, в подобных местах расположено большинство святынь и храмов, пользующихся особой популярностью. Причём если заглянуть в глубь истории, оказывается, что одно и то же место используется последовательно сменяющими друг друга религиями и новый храм строится на развалинах старого.

В этой статье читатели совершат уникальное путешествие вместе с тонким знатоком темы, посетившим много сакральных мест нашей планеты, профессором, академиком Российской академии естественных наук Евгением Файдышем.

Один из самых известных оракулов древности находился в Греции, в храме Аполлона, на склоне горы Парнас в местечке Дельфы. Это был не единственный оракул античного мира. Известны и другие храмы, где занимались прорицанием: на Афоне, на территории современной Турции и даже России, где в пещере недалеко от Анапы, а вернее, тогдашнего древнегреческого полиса Горгиппия, был второй но значению оракул. Но ни один не мог сравниться по силе с Дельфийским.

История мифологическая

Она относит Дельфийского оракула ещё к временам титанов. Считалось, что изначально он принадлежал богине Земли Гее, охранялся её сыном, драконом Пифоном; само место называлось Пифо, а первым медиумом была нимфа Дафна. Подругой версии, прорицания совершал сам Пифон. От Геи оракул перешёл к её дочери Фемиде, а затем к её сестре Фебе.

С внука Фебы, Аполлона, начинается новый ниток истории Дельфийского оракула, но это уже была эра богов Олимпа во главе с Зевсом, что победили титанов. Обучившись искусству прорицания у Папа, Аполлон появился в Пифо, убил Пифона и подчинил себе оракула. После битвы он ссыпал пепел дракона в саркофаг, поместив его в место прорицания. Не исключено, что Дельфийский оракул являлся духом самого Пифона.

Аполлон тем временем отправился на поиски жрецов и нашёл их на корабле, идущем с Крита. Превратившись в дельфина, он околдовал моряков и привёл в прибрежный город Крису, где предстал в своём божественном облике, посвятив их в будущую миссию.

С тех пор источником прорицаний считается сам Аполлон, а оракул выступает как посредник между ним и людьми. Иногда оракул отождествляется и с самим Аполлоном.

Считается, что первый восковой храм был принесён пчёлами из страны гипербореев, а все последующие делались по его образцу. Мифическая Гиперборея – место обитания блаженного народа — считалась тесно связанной с Аполлоном. Он проводил в ней зимние месяцы, улетая туда в колеснице, запряжённой лебедями. Ну а название «Дельфийский», по одной из версий, возникло в честь образа дельфина, в котором Аполлон явился морякам.

История археологическая

Современные раскопки показали, что Дельфы, был заселён со второго тысячелетия до н.э. А культ Аполлона формируется в период 1000г. дон. э. Первые храмы делались из древесины лавра, пчелиного воска и крыльев, из меди и камня. Близкий к современному каменный храм был построен только в VII в. до н.э., он несколько раз разрушался и восстанавливался после пожаров и землетрясений. Современные руины остались от храма, сооружённого уже в 369-339 гг. до н.э.

Максимальный расцвет Дельфийского оракула приходится на VII-V века до н. э. В это время ни один важный вопрос личной и государственной жизни не решался без обращения к оракулу. Ну а защиту невероятно богатого храма гарантировал союз со Спартой. И всё же храм неоднократно грабили, сжигали, а затем восстанавливали снова и снова. Окончательно его закрыли при императоре Феодосии (391 г. н.э.), во время централизованной христианизации Римской империи.

До наших дней сохранились свидетельства с описанием процесса прорицания. Особенно преуспел знаменитый биограф и писатель Плутарх, который сам был дельфийским священником и знал о прорицаниях не понаслышке. Из других известных имён можно назвать философа Платона, историков Плиния и Диодора, поэтов Эсхила и Цицерона, географа Страбона.

Читайте также:
Тегеранская конференция - история и факты

Геологические разломы

Как показали исследования под храмом Аполлона, где происходило гадание, находится пересечение двух геологических разломов — Дельфийского и Кернского, по которому и проходит линия источников. Сейчас этот разлом скрыт обломками осыпавшихся горных пород и древними террасами, но именно эта зона находилась под местом прорицания и называлась адитон.

Внутренняя его часть была недоступна для вопрошающих. Там находились: золотая статуя Аполлона, лавровое дерево, священный источник, мраморный белый фаллический символ Омфалос с двумя золотыми орлами, под ним скрывался саркофаг с пеплом Пифона.

В середине из расщелины в скале поднимались грунтовые газы, возле стоял золотой треножник с котлом, на котором сидела пифия. Вдыхая выходящую из трещины пневму (газы), она и входила в трансовое состояние.

По Плутарху, Аполлон, или оракул, уподоблялся музыканту, пифия — инструменту, пневма – медиатору. При этом он подчёркивал, что пневма только создаёт условия для пророчества. Основную же роль играют подготовка и очищение пифии, в том числе сексуальное воздержание и голодание. Первоначально у Дельфийского оракула пифиями были юные девственницы. Они должны были вести очень строгий образ жизни, соблюдать телесную и духовную чистоту, целибат, поститься перед вхождением в транс. Но после того как одна из пифий влюбилась и убежала с местным царём, приехавшим за прорицанием, этот порядок изменили. В пифии стали брать пожилых женщин. До этого они могли быть замужем и даже иметь детей, но, став пифиями, должны были соблюдать строгий целибат, пост и другие правила чистоты.

Плутарх описывает, что пневма издавала запах, напоминающий аромат духов, поднималась в виде газа и растворялась в воде. При этом в закрытом пространстве адитона, где сидела пифия, её было в избытке.
В наши дни химический анализ воды из источников над Кернским разломом показал, что в воде присутствуют такие газы, как метан, этан и этилен. Наиболее выраженным галлюциногенным действием обладает этилен. Он имеет сладковатый запах, что согласуется с рассказом Плутарха.

Кастальский источник

Сейчас доступ на территорию храма Аполлона закрыт, указаний на расположение адитона и даже на его существование вы не найдёте. Нам пришлось самим проводить почти детективное расследование.
Лишь случайно мы встретили старенького продавца книжного магазина, который показал расположение Кастальского источника. Но оказалось, проход к нему закрыт якобы из-за падающих со скал камней. С тех пор мы посещали Дельфы раз пять, но источник по-прежнему закрыт.

Зато его оградили несколькими рядами изгороди, включая колючую проволоку, а сама территория выглядит загадочно ухоженной. В прошлом году там даже установили грунтовую подсветку. Значит, кого-то пускают?

Как тут не вспомнить про конспирологию, глобализацию и новый мировой порядок. По-видимому, все важнейшие магические раритеты изымаются из обращения и становятся доступны только теневой элите. Обычным же посетителям открыт доступ к нижнему бассейну, куда стекала вода из места омовения пифий и других участников прорицания. Правда, он тоже пересох, только бьёт из стены маленьким фонтанчиком струйка воды Кастальского источника. В древности тут была первая остановка паломников в храм Аполлона, где они должны были вымыть волосы, а отягощенные убийством – омыть всё тело.

Впрочем, никакая «засекреченность» Кастальского источника не может скрыть его уникальную энергию. Она буквально потрясает. С помощью одной из наших разработок – компьютерного виртуального оракула – мы провели сканирование, получив схему его архетипа. В середине скана явно виден фрактальный фаллический архетип, окружённый подковообразной аркой – символом женского начала. А в самом центре – выпуклый многогранник с треугольными и квадратными гранями. Квадрат – символ Земли, связанной с самим основанием оракула; треугольник – один из символов Аполлона, мужской и женской духовной энергии, в зависимости от ориентации вершины, и, конечно, одна из ассоциаций с Платоном, исследователем психоэнергетики многогранников.

Храм Аполлона располагался на высоте около 700 метров на склоне Парнаса. Скальные откосы с тыльной стороны комплекса удивительно напоминают магические зеркала. Впереди обрыв, а вдалеке виднеется морской залив. Сегодня сохранились только фундамент и несколько колонн. В древности на фронтоне были начертаны изречения семи мудрецов: «Познай самого себя», «Ничего сверх меры» и загадочное изображение буквы «Е». Деревянное изображение буквы было приношением семи мудрецов, потом его заменили на золотое. О её значении спорят до сих пор. Немного ниже храма расположен Омфалос, обозначающий центр Земли. В реальности — центр древнегреческой Ойкумены.

Спрос и предложение

В самом начале традиции прорицания давались только раз в году, в день рождения Аполлона. Считалось, что именно в этот день он возвращался от гипербореев. Но число клиентов росло, а это обычно были цари, люди не бедные. И с VI в. до н.э. прорицания стали проводить по седьмым числам каждого месяца, за исключением трёх зимних, когда Аполлон улетал в Гиперборею. Храм богател, прорицание стоило очень дорого, и со временем их стали уже проводить ежедневно, кроме нечистых дней.

Плутарх пишет, что однажды жрецы заставили пифию работать в такой нечистый день. Он сам видел, как она против желания спустилась в адитон, внезапно пронзительно закричала и, кинувшись к выходу, упала без сознания, а через несколько дней умерла.

Читайте также:
Шапка Мономаха - Описание и фото

Кроме того, пифия обычно отказывалась прорицать осквернённому человеку, преступнику.
Перед пророчеством пифия, жрец и клиент очищались. Для этого они шли по тропе вдоль скалы до Кастальского источника, где и происходило омовение. Вернувшись в храм, пифия, облачившись в золототканую одежду и распустив волосы, надевала на голову венок из лавровых ветвей и спускалась в адитон.

После получения вопроса от клиента пифия готовилась к ритуалу предсказания: жевала листья священного лавра, пила воду из священного источника, затем садилась на золотой треножник, помешенный над расщелиной, и вдыхала испарения.

При этом пифия часто впадала в экстаз, произносила неясные отдельные фразы и бормотания, которые записывали и истолковывали жрецы храма. Ответ обычно облекали в поэтическую, иносказательную форму.

Каков вопрос – таков и ответ

До наших дней дошло много примеров пророчеств Дельфийского оракула. Из наиболее важных можно отметить предсказание победы Афин над персами в битве при Марафоне. Пророчество о приходе Иисуса Христа. Известно, что оракул предсказал царю Эдипу убийство отца и женитьбу на матери.

Показательная история о пророчестве связана со знаменитым царём Лидии Крёзом (595-546 гг. до н.э.). Даже до наших дней дожила поговорка -богат как Крёз». И действительно, он стал фантастически богатым благодаря завоевательным походам. Но жадность, как известно, не знает пределов, и Крёз решил покорить Персию.

Перед началом войны он отправился в Дельфы с богатыми дарами. Его вопрос звучал примерно так: «Что будет, если я пойду войной на персов?» Ответ пифии жрецы истолковали следующим образом: «Если Крёз пойдёт войной на Кира (тогдашний царь Персии), он сокрушит великое царство».

Крёз обрадовался, решив, что ему предрекают успех. Пророчество действительно сбылось. Погибло большое царство, но только не Персия, а Лидия. После разгрома армии Крёза оно стало частью Персии.
Кир сохранил жизнь Крёзу, даже позволил послать послов в Дельфы. Те возложили на алтарь храма царские оковы и спросили: «Является ли у греческих богов обычным делом обманывать тех, кто приходит к ним за советом?» Ему ответили примерно в том духе, что сам виноват, так как не уточнил, о каком царстве шла речь в прорицании. Как сказали бы сегодня: каков вопрос — таков и ответ.

Древняя традиция прорицания сохраняется в отдельных уголках Земли и в наши дни. Уникальный опыт традиции, его изучение дают возможность дальнейшего развития этой удивительной технологии, а главное – адаптации её к реалиям современности.

Гомеровская Греция

Греция занимает особое место в западной культуре, ее считают прародительницей нашей цивилизации. Но 4000 лет назад ее будущее выглядело не слишком многообещающим.

На Ближнем Востоке и в Египте уже давно возникали и погибали великие города, а в долине Инда процветала хараппская культура.

Греция же едва успела переступить через уклад жизни каменного века, как переселенцы из Анатолии, кочуя по островам Эгейского моря, привезли ей культуру бронзового века.

Период в истории Древней Греции, охватывающий 11-9 века до н. э., принято называть «Гомеровским» или «Темными веками».

Итак, перед вами краткая история Гомеровской Греции.

Темные века Древней Греции

Первый очаг цивилизации появился в материковой Греции около 1600 г. до н. э. Ее центр находился в Микенах, городе на полуострове Пелопоннес, составляющем южную часть Греции.

Внушительные руины оборонительных сооружений, обнаруженные при раскопках, позволяют предположить воинственный характер культуры, но микенская цивилизация была и торговой.

Воины и купцы распространяли влияние своей цивилизации по Восточному Средиземноморью. Цивилизация просуществовала недолго, примерно до 1250 г. до н. э. Причины ее гибели остаются неясными до сих пор.

В Восточном Средиземноморье активизировался загадочный союз племен, которые именовались в древнеегипетских документах «народами моря». Их деятельность нарушила торговые морские пути.

У микенской цивилизации не оказалось преемника; после ее краха местные вожди боролись за власть над разбросанными поселениями.

Позднее ученые назвали период с 1250 по 850 г. до н. э. «темными веками» Греции. К VIII в. до н. э. «мрак» начал рассеиваться.

Накопление богатств местных властителей способствовало развитию ремесел и торговли, создавало прекрасные условия для развития полисов – самоуправляемых городов-государств.

Предприимчивые смельчаки из этих городов доплывали до дальних берегов и устраивали там торговые фактории, что также обогащало города.

Хотя полисы развивались независимо друг от друга, в них складывалось сознание общей принадлежности к единому сообществу греков, которое подкреплялось множеством общих мифов о богах и героях.

Великие эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» стали источником воодушевления для многих поколений греков.

Интересные факты о Древней Греции

  • О Гомере, великом эпическом поэте Греции, авторе поэм «Илиада» и «Одиссея», известно очень мало, но легенды утверждают, что он родился в Ионии – области на малоазийском берегу Эгейского моря – и что он был слеп.
  • Начиная с 11 в. до н. э., когда в материковую Грецию с севера пришли дорийцы, колонисты предпочитали отправляться в поисках новых земель на восток, через море. Они оседали на островах Эгейского моря или на побережье Малой Азии.
  • Дворец в Кноссе, на северном побережье Крита, был средоточием минойской цивилизации, существовавшей на острове в 2000-1400 гг. до н. э. Кносский дворец минойской цивилизации
Читайте также:
10 самых жестоких пыток древнего мира

Многоэтажное здание, занимавшее 2 га на прибрежных холмах, служило не только царским дворцом, но и местом собраний, и святилищем богов, и центром ремесленного производства, и складом для разнообразных товаров.

  • Греческие легенды о юношах, которых приносили в жертву Минотавру, чудовищу с телом человека и головой быка, связаны с распространенным на Крите развлечением – прыжками через быков. Участник состязаний хватал быка за рога и старался перепрыгнуть через его спину, сделав сальто; такой эпизод запечатлен на фреске из Кносского дворца, около 1500 г. до н. э.
  • Минойская цивилизация

    В минойской культуре, возникшей на острове Крит около 2000 г. до н. э., изящному атлетизму отдавали предпочтение перед грубой силой.

    Эта цивилизация получила название от имени легендарного царя Миноса – героя греческого мифа о Минотавре. Чудовище обитало в сложно устроенном здании – лабиринте; вероятно, лабиринт стал мифологизированным образом реального дворца в Кноссе, столице Минойского царства.

    Кносский дворец времен минойской цивилизации

    Под царской опекой процветала торговая экономика; поддерживались связи и с Египтом, и с Малой Азией. Однако ок. 1450 г. до н. э. островная торговая империя получила сокрушительный удар, когда от взрыва вулкана на о. Фера сильно пострадало все Восточное Средиземноморье.

    Вскоре, ок. 1400 г. до н. э. остров захватили микенские греки, и слава минойского Крита ушла в прошлое.

    Гомеровская Греция кратко

    Ниже вы можете посмотреть таблицу с датами и кратким описанием ключевых событий, имевших место в период истории Древней Греции, который называется «Гомеровским» или «Темными веками».

    Тема 1. «Темные века» греческой истории. Гомеровский вопрос

    «Темные века».XI–IX вв. до н.э. в истории Древней Греции называ­ются «темными веками», или «гомеровским периодом». Эти определения были даны еще в XIX в., когда основными историческими источниками для реконструкции событий периода были эпические произведения Гомера «Или­ада» и «Одиссея». Однако с развитием исторической науки и накоплением археологического материала значительно расширилась источниковая база и появилось еще одно, более конкретное определение – «предполисный период».

    «Темные века» на основе археологического материала делятся на субпериоды: Субмикенский (1150/1125 – 1050 гг. до н.э.), Протогеометрический (1050 – 900 гг. до н.э.) и Геометрический (Ранний (900 – 820 гг.), Средний (820– 740 гг.) и Поздний (740– 700 гг.). При сопоставлении данных источников, освещающих это время, видно, что Греция оказывается отброшенной в своем развитии на несколько веков назад, к тому состоянию, в котором она находилась на рубеже III–II тыс. до н.э., до зарождения микенской цивилизации. Масштабы регресса очевидны. На смену достаточно высоко разви­тым государственным структурам Ахейского времени с сильной царской властью и разветвленным бюрократичес­ким аппаратом, общество Греции XI–IX вв. до н.э. дегра­дирует к родовым отношениям, с примитивной властью родоплеменной знати. Замкнутые, самодостаточные и слаборазвитые хозяйства множества племенных вождей при­ходят на смену развитой централизованной экономике дворцов. Если в Ахейские время, благода­ря информации из хозяйственных архивов, мы имеем пред­ставление о наличии в хозяйстве и обслуге дворцов рабов, то после прихода дорийцев если и упоминается о рабах, то это немногочисленные патриархально-зависимые работни­ки. Одно из главных достижений Крито-Микенского пери­ода в области культуры – линейное письмо в гомеров­скую эпоху полностью забывается.

    Основные области микенской цивилизации характери­зовались весьма высокой плотностью населения. В гомеров­ское же время очевидно резкое сокращение численности населения и его плотности в местах обитания, а также пол­ное отсутствие поселений укрепленного типа. Немногочис­ленное население гомеровской эпохи ютится в небольших сельских поселках– деревнях, в границах которых лепились друг к другу примитивные полуземлянки, сооруженные из необожженного кирпича. Это резко контрастирует с дошед­шими до наших дней руинами мощных каменных цитаде­лей Ахейских владык.

    На смену богатым погребениям микенской знати, в ко­торых часто находились привезенные с Востока дорогие вещи приходят весьма бедные могилы со скудным погребальным инвентарем.

    Если изделия микенских ремесленников, славившие­ся своим высоким качеством и художественным вкусом, успешно конкурировали в обмене с аналогичными издели­ями, поступавшими из стран Древнего Востока, то для го­меровской эпохи следует констатировать либо их полное отсутствие, либо низкий, примитивный уровень их техни­ческого исполнения. От времени «темных веков» до нас не дошло ни одного крупного архитектурного памятника, ни одного произведения изобразительного искусства.

    Однако в результате освоения железа возникли возмож­ности для обретения экономической самостоятельности отдельного непосредственного производителя, отдельной патриархальной семьи и отпадает необходимость в коопе­рации групп производителей. Нет нужды в строго контро­лируемом централизованном производстве, хранении и рас­пределении основных материальных благ, ранее накапли­ваемых в дворцах ахейских владык с помощью значитель­ного бюрократического аппарата.

    И все же к концу гомеровской эпохи процессы эконо­мического развития общества приводят к его имуществен­ному расслоению. Постепенно выделяется родовая знать. Теперь уже наиболее авторитетные представители форми­рующейся родовой аристократии, т.н. басилеи, становятся наследственными владельцами значительных участков зем­ли. Явный прогресс имущественого и социального рассло­ения привел к появления бедняков – фетов, влачивших жал­кое существование на мизерных по размеру участках зем­ли или даже полностью их утративших.

    Читайте также:
    Израильское царство - краткая история

    К концу предполисного периода ставшая уже наслед­ственной власть басилеев совместно с советом старейшин успешно проводила свои решения через народное собрание, в котором решающую роль стали играть мужчины– воины, составлявшие значительную часть населения конкретной именной территории. Именно они были социальной опорой власти басилея на данной территории.

    Хотя гомеровское время – это период застоя и даже упадка в различных областях жизни греков, в обществе шло постепенное накопление сил для взлета экономики уже в начале следующего, архаического периода. Теперь самоуправляющаяся община свободных земледельцев становится моделью, из которой уже в архаическое время рождается новый, во многом уникальный, присущий только античному обществу тип его социально– экономической и полити­ки организации – греческий полис.

    Гомеровский вопрос.Как уже отмечалось единственным письменным источником по истории данного периода являются произведения Гомера – «Илиада» и «Одиссея». В силу этого обстоятельства они используются и воспринимаются не как исторические и литературные памятники в широком смысле, а в узком значении – как источник, рассказывающий о реальных событиях. В этой связи в исторической науке возник, так называемый, «гомеровский вопрос» – совокупность проблем, касающихся происхождения и развития древнегреческого эпоса. Его сущность заключается в выяснении двух основных проблем: 1) проблема авторства поэм; 2) проблема их достоверности.

    Проблема авторства возникла по нескольким причинам: события описываемые в поэмах отстоят друг от друга на 50– 70 лет, а автор описывает их с позиции очевидца; стилистика поэм существенно отличается; внутри самих поэм встречаются очевидно не связанные с основной сюжетной линией вкрапления. При раздешении этих противоречий уже в древности высказывалось предположение, что Гомер жил в бесписьменное время и его поэмы передавались устно; с этим связывались сообщения о том, что в VI в. до н. э. афинский тиран Писистрат поручил выработать официальный текст гомеровских поэм, когда они и были записаны. На сегодняшний день существует несколько точек зрения: 1) «аналитики» – Немецкий филолог Ф. А. Вольф в 1795 г. пришел к выводу, что «Илиада» и «Одиссея» – собрания отдельных песен, а немецкий критик Ф. Шлегель в 1796 г. прямо признал гомеровский эпос плодом коллективного творчества народных поэтов. Последователи Вольфа стремились, исходя из сюжетных противоречий и стилистических различий внутри поэм, выделить в самом тексте его составные части. То есть не признают Гомера автором, в лучшем случае ему отводят роль собирателя. 2) Противники Вольфа, например В. Г. Белинский, указывали на моменты творческого единства каждой из поэм, говоря, что разрыв описываемых событий все же входит в рамки жизни одного человека, первое произведение Гомер писал, будучи юношей, а второе – глубоким старцем. Этим объясняют и различие стилистики поэм. 3) Теория «зерна» – ее приверженцы говорят, что видимо основной объем произведений был написан одним человеком, предположительно Гомером, но так как они долгое время существовали в рамках устной традиции, то при пересказывании обросли позднейшими вкраплениями.

    Более положительных результатов достигло изучение гомеровского вопроса в отношении достоверности поэм. Исторической базой основного ядра сказаний, отложившихся в греческом эпосе, является Микенская эпоха XVI-XIII вв. до н. э. Общественное устройство и материальная культура, изображенные в поэмах, содержат наряду с «микенскими» чертами также и позднейшие – вплоть до VIII в. до н.э. Изучение гомеровских поэм в сопоставлении с живым эпосом современных народов, раскрывает в них многочисленные следы песенной, полуимпровизационной стадии эпоса, но приводит скорее к заключению, что перед нами не запись фольклорного текста, а уже становящаяся литература. Большинство исследователей относит окончательное оформление «Илиады» к последней трети VIII в. до н. э., а «Одиссею» считают несколько более поздней. Не вдаваясь в подробности дискуссии о достоверности поэм, необходимо лишь отметить несомненные положения: многие данные поэм были подтверждены археологией; однако достоверность исторических деталей не означает достоверности рисуемой картины развития общества в целом; сведения по многим разделам представляют собой сложные напластования описания разновременных событий и явлений от конца микенской эпохи до конца гомеровского периода, поэтому безоговорочное признание достоверности может привести к неоправданной модернизации и искажению истории; многие факты не находят своего археологического подтверждения, многие вообще не подлежат реконструкции, не локализованы многие топонимы. Таким образом, к данным источникам необходимо относится критически, вычленяя в них историческую действительность в общем объеме мифического и эпического содержания, при этом учитывая, что многие данные относятся к гораздо более позднему времени нежели описываемые события.

    Тёмные века (Древняя Греция)

    История Греции после дорийского вторжения начинается практически заново. Снова происходит разложение первобытнообщинных отношений, формирование государственности, возрождение материальной культуры. Этот период длился примерно с XI по IX века до нашей эры и называется Темными веками, а также гомеровским периодом, поскольку известен прежде всего по поэмам «Илиада» и «Одиссея», приписываемым авторству Гомера. Темные века — эпоха натурального хозяйства, поскольку из всех достижений микенцев дорийцы позаимствовали только гончарный круг, технику обработки металла и приемы кораблестроения, культуру выращивания винограда и оливковых деревьев. Впрочем, дорийцы принесли с собой искусство выплавки и обработки железа, практику использования его не только в качестве украшений, но для изготовления орудий и в военном деле.

    Читайте также:
    Геноцид в Руанде - Жуткие факты и фото

    В конце гомеровского периода произошло становление дополисной общественной организации.

    Также известно, что до IX века Грецию населяли племена: эолийцы — Северную Грецию, дорийцы — Среднюю Грецию и восточный Пелопоннес, ионийцы — Аттику, ахейцы, которым удалось сохранить самостоятельность, были вытеснены дорийцами в Аркадию и Ахею. В конце концов важнейшее событие этого периода — начало древнегреческой колонизации островов Эгейского моря и побережья Малой Азии: северные районы заселялись эолийцами, центральные районы (известные как область Иония) – ионийцами, южные — дорийцами.

    Тёмные века, Гомеровская эпоха, Предполисный период — период в истории Древней Греции, охватывающий XI—IX века до н. э., который начался после заката микенской цивилизации и предполагаемого дорийского вторжения и закончился с началом расцвета греческих полисов, называемым архаическим периодом.

    Об этом периоде известно очень мало, он характеризуется упадком культуры и утратой письменности. Происходит окончательное разрушение остатков микенской цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений. Вместе с тем Тёмные века характеризуются определённым техническим прогрессом, в особенности, освоением выплавки и обработки железа, а развитие социальных отношений привело к их трансформации в раннеклассовые и формированию уникальных предполисных общественных структур, заложивших фундамент для будущего прогресса.

    В последний период «тёмных веков», около 900—700 гг. до н. э., в греческом искусстве распространяется геометрический стиль.

    Геометрический стиль (также известен как геометрика) был характерен для греческой вазописи в конце «тёмных веков» около 900—700 гг. до н. э. и вытеснил протогеометрический стиль. Центром распространения данного стиля были Афины. Постепенно он распространился в торговых городах на островах Эгейского моря.

    Помимо вазописи, стиль был характерен для мелкой пластики, глиптики и декоративно-прикладного искусства. Геометрический орнамент, появившийся в IX в. до н. э., представлял собою сочетание геометрических элементов, на вазах он располагался полосами и складывался из меандров, крестов и окружностей. В этом стиле отразилась суть древнегреческого искусства и религиозности. Помимо орнаментальных фризов получили распространение фигурные изображения, ставшие прообразами фризов с изображением животных и людей в период архаики. Орнамент составлял 80 процентов росписи геометрического стиля.
    В столетие Гомера после 750 г. до н. э. строго геометрическое направление сменяется фризами с изображениями сказочных хищных животных. На вазах стали изображать сюжеты мифов.

    Протогеометрический период

    Хотя протогеометрический стиль (1050—900 гг. до н. э.) представляет собой некоторое культурное возрождение по сравнению с предыдущей субмикенской керамикой, традиции микенской керамики были утрачены. Форма сосудов стала строгой и простой (в отличие от извилистых форм, характерных для микенской керамики). Протогеометрические сосуды разделены на несколько горизонтальных декоративных полос, в которых помещены простые геометрические элементы, обычно концентрические круги или полукруги.

    Ранний геометрический период

    В Ранний геометрический период (900—850 гг. до н. э.) увеличилась высота сосудов, тогда как орнамент располагался лишь вокруг горлышка вплоть до середины корпуса сосуда. Оставшаяся поверхность покрывалась тонким слоем глины, которая при обжиге приобретала тёмно-металлический блестящий оттенок. В этот же период к декоративным элементам керамики добавился меандр, ставший одним из наиболее характерных элементов геометрического искусства.

    Средний геометрический период

    В Средний геометрический период (850—760 гг. до н. э.) увеличивается количество декоративных зон на сосуде, среди украшений преобладает меандр.

    Поздний геометрический период

    Хотя технологии Среднегеометрического периода продолжали использоваться в начале VIII века до н. э., некоторые производители увеличили количество декоративных элементов на сосудах, стали устойчивыми формы животных в области горлышка и основания амфор. Появляются стилизованные человеческие изображения.

    Одним из характерных примеров позднегеометрического стиля является старейший подписанный древнегреческий сосуд — работа гончара Аристонота или Аристонофа (VII век до н. э.). Амфора обнаружена в итальянском городе Черветери, на ней изображено ослепление Полифема Одиссеем и его спутниками. Начиная с середины VIII века до н. э. более тесные контакты между Грецией и Востоком обогатили греческую вазопись новыми элементами — такими, как львы, пантеры, вымышленные существа, розетки, пальмы, цветы лотоса и др., что позднее развилось в ориентализирующий стиль.

    Геометрические мотивы в искусстве

    Для сосудов в геометрическом стиле характерны горизонтальные полосы, идущие кольцами вокруг сосуда. Между этими полосами помещаются различные декоративные мотивы, такие, как зигзаг, треугольник, меандр и свастика. Наряду с абстрактными элементами появляются стилизованные изображения людей и животных, что отличает геометрическое искусство от протогеометрического. Многие сохранившиеся предметы геометрического периода — это погребальные дары в могилах аристократов.

    Человеческие изображения

    Первые человеческие изображения появляются около 770 г. до н. э. на ручках амфор, где мужская фигура изображена с треугольным торсом, овальной головой с выступом вместо носа и длинными цилиндрическими бёдрами и голенями. Женские фигуры также абстрактны: их длинные волосы изображались как ряд линий, а грудь — как мазки на уровне подмышек.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: