20 интересных фактов о Лувре

Лувр — интересные факты

Лувр является наиболее посещаемым музеем на планете. Например, в 2012 году в нем побывали 10 миллионов посетителей. Его территорию нельзя обойти за одно посещение от его открытия до закрытия. Нужны 7 посещений для быстрой прогулки по нему, но при этом нельзя будет останавливаться ни перед одним шедевром. Лувр – интересные факты.

История

Есть несколько версий происхождения наименования “Louvre”. По одной из них, на этом месте когда-то были охотничьи угодья, а в его окрестностях было большое количество волков. А затем слово “loup” («волк») преобразовалось в “Louvre” («волчий лес»). Еще одна гипотеза утверждает, что наименование произошло от древнесаксонского “lower”, то есть «крепость».

Первую крепость построили здесь в средние века. Лувр приобрел статус королевского дворца лишь в ХIV веке. Это случилось при Карле V. Дворец использовали короли как основную резиденцию в Париже.

В 1546 году Франциск I сделал ремонт строения. Он оформил его в стиле французский ренессанс. Большое значение в судьбе этого здания играет Людовик XIV. Именно он избрал Версаль собственной резиденцией. Лувр используется как хранилище предметов искусства.

Именно Лувр, первым из музеев приобрел статус общественного. Его открыли для посещения в 1793 году после начала Французской революции. Основой для его коллекции стали полотна Франциска I и Людовика XIV.

Когда Наполеон пришел к власти, комплекс был переименован в честь этого полководца. После того, как Великая армия Бонапарта прошлась по континенту, музей был переполнен художественными трофеями. Интересно, что русские войска после разгрома Наполеона не стали вывозить из Парижа культурные ценности, которые были изъяты Бонапартом из европейских дворцов.

Территория

Лувр имеет четыре здания, каждое здание получило название в честь знаменитых французов. В музее есть 6 главных правил. Их необходимо придерживаться во время пребывания – запрещено есть, использовать фотоаппараты со вспышкой, притрагиваться к вещам. В музее развешаны таблички, которые напоминают о правилах поведения.

Лувр имеет 2 музея-филиала. Один из них находится во французском городе Ланс (некоторые именуют его Лувр II), а другой— возводится в Абу-Даби, ОАЭ. В Лансе периодически выставляют изделия из основного музея. Они периодически обмениваются на те, которые находятся в основном музее. В Абу-Даби планируют отправлять изделия, связанные с арабской культурой. Раньше не вся территория дворца являлась музеем, а лишь 2 нижних этажа. В прошлом на территории дворцового комплекса были административные здания, например Министерство финансов.

Экспонаты

«Мона Лиза» (или «Джоконда», как ее называют французы) – наиболее популярный экспонат. Несмотря на то, что эту картину считают таинственной, в ней нет ничего необычного. Но так как этот предмет искусства собирает вокруг себя много туристов, он защищен лучше, чем другие экспонаты, среди средств, обеспечивающих безопасность экспоната – пуленепробиваемое стекло.

В Лувре есть 300 тысяч экспонатов, но только часть из них (35 тысяч) находится в залах. Другие вещи размещены в запасниках, ожидая момента, когда их выставят в зал. Некоторые экспонаты путешествуют по миру в составе выездных выставок. Картины выставляются избирательно. Это связано с тем, что они подвергаются разрушительному влиянию света (краски со временем выцветают). Большинство рисунков или рукописных книг выставляются лишь два месяца в году.

Стеклянная пирамида

Стеклянную пирамиду возвели в 1985-1989 годах. Она состоит из 673 стекляных пластин толщиной два сантиметра.

Cтеклянная пирамида является парадным входом в музей. Пирамиду называют наиболее спорным зданием музея. Ее сооружение вызвало активное обсуждение в обществе, так как эта стеклянная постройка не сочитается со старинным зданием музея. Пирамиду соорудили для увеличение крыла Ришелье, а также для создания дополнительного входа, который позволил сократить очередь за билетами.

Создателем проекта является американский архітектор Юй Мин Пэй. Кроме пирамиды в Лувре он построил банк Китая в Гонконге, деловой квартал Гейтуэй в Сингапуре, в городе Бостон по его проекту была возведена Библиотека— музей Джона Ф. Кеннеди.

Читайте также:
Израильское царство - краткая история

5 малоизвестных фактов об одном из самых популярных музеев мира: Секреты Лувра

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Вначале это была просто крепость

Фундамент Лувра заложил первый король Франции Филипп II (или Филипп Август) в конце 12 века. Известен этот монарх тем, что первым ввёл в обиход титул «король Франции» вместо титула «король франков». Кроме этого он передал власть наследнику без коронования оного при своей жизни. Филипп II был одним из самых успешных правителей средневековой Европы. Он начал строительство оборонительного форпоста недалеко от того места, которое тогда было западной границей Парижа, вдоль берега реки Сены.

Этот бастион был создан для предотвращения вторжений с севера. Вокруг него был традиционный ров, внутри массивная, отлично укреплённая башня, высотой с современную девятиэтажку. Позже, уже в 14 веке, город распространился далеко за пределы этой крепости. Тогда, на окраине Парижа была построена новая серия оборонительных сооружений, а сама крепость перестала использоваться в подобных целях. Сегодня посетители Лувра могут осмотреть остатки части средневековой каменной кладки крепости в зале Salle Basse 13 века.

2. Крепость Филиппа Августа была разрушена, чтобы уступить место королевской резиденции

Впервые изменил первоначальный дизайн здания Карл V в 14 веке. У него были весьма амбициозные планы относительно Лувра. В них вмешалась Столетняя война и им не суждено было сбыться.

Правители сменяли на французском троне друг друга, предпочитая строить дворцы в других местах. Вплоть до начала 16 века Лувр не использовался. Король Франциск I в 1527 году приказал снести его, чтобы построить на его месте новый роскошный комплекс в стиле эпохи Возрождения.

Франциск был достойным правителем эпохи Возрождения: поэт-любитель и литератор. Он помог стандартизировать французский язык. Также это был первый европейский монарх в истории, которому удалось установить дипломатические отношения с Османской империей. Прославился Франциск, как известный покровитель и вдохновитель искусств. У короля были близкие отношения с Леонардо да Винчи. Властелин Франции убедил знаменитого художника и учёного переехать в эту страну. Работа, которая была проделана при Франциске в Лувре, положила начало вековой экспансии.

3. Здания Лувра когда-то были полуразрушенными, заброшенными и гнили

После того, как было завершено строительство Версальского дворца, французский двор переехал подальше от Парижа и Лувра. Здание осталось недостроенным и в конечном итоге пришло в упадок. Сооружения, которые оставались открытыми, на время стали местом проживания ряда культурных групп. Там были художники, скульпторы и писатели. Строительство снова активизировалось лишь столетие спустя. Бурбоны с истинно королевской щедростью спонсировали содержание Лувра. Он процветал вплоть до падения монархии и начала Французской революции в 1789 году.

Король был свергнут и с семьёй была заключён в Тюильри. Свежесозданное Национальное собрание постановило передать Лувр правительству для создания национального музея. Впервые Лувр открыл свои двери для публики 10 августа 1793 года.

4. Прославленная Мона Лиза не всегда выставлялась в Лувре

Целый ряд работ Леонардо да Винчи попал в коллекцию Франциска I, в том числе и знаменитая «Джоконда». Это одна из самых известных картин в мире. Согласно легенде, Франциск даже присутствовал у постели да Винчи, когда тот умирал. После смерти художника в 1519 году король выкупил эту картину у своего помощника. Однако вместо того, чтобы украшать стены Лувра, картина провела столетия, путешествуя по королевским дворцам, проводя время в Фонтенбло и Версале.

Только после падения монархии и создания музея Лувра, Мона Лиза обрела более постоянный дом. И так оно и осталось, за некоторыми редкими исключениями. Например, когда к власти пришел Наполеон Бонапарт, он повесил картину на стене его спальни. Полотно увозили в безопасное секретное место во время франко-прусской войны и Второй мировой войны. А в 1911 году картину украл прямо со стен музея итальянский преступник. Он утверждал, что его мотивом была репатриация картины на родину да Винчи.

Читайте также:
18 интересных фактов об ацтеках

В течение двух лет посетителей Лувра встречали свободным местом на стене, где когда-то была Мона Лиза. После своего возвращения картина не покидала пределы музея ещё полвека. Потом первая леди США, Жаклин Кеннеди, убедила французских чиновников разрешить полотну величайшего художника посетить музеи в Нью-Йорке и Вашингтоне.

5. Наполеон Бонапарт временно переименовывал музей в свою честь

Когда Наполеон пришёл к власти, он переименовал Лувр в честь себя. Вскоре Музей Наполеона был переполнен художественными военными трофеями. Великая армия Бонапарта как вихрь проносилась по континенту. Среди культурных артефактов, попавших в Париж, были сотни картин и скульптур, в том числе набор старинных бронзовых лошадей с фасада базилики Сан-Марко в Венеции. Последние стали частью триумфальной арки за пределами Лувра. Ещё одна статуя лошади, которая стояла на вершине Бранденбургских ворот Берлина. Наполеон приказал упаковать статую, известную как «Квадрига», и отправить во Францию для демонстрации в Лувре. Вместо этого она хранилась нетронутой до падения Наполеона в 1814 году. После этого более 5000 произведений искусства были возвращены их законным владельцам. Величайший музей Парижа вернул своё название, которое носит и поныне.

6. Лувр стал центром сбора всех произведений искусства, украденных нацистами во время Второй мировой войны

Более века спустя, когда другая великая и непобедимая армия пронеслась по Европе, хранители начали спешно готовиться к эвакуации десятков тысяч произведений искусства из Лувра. Первой была вывезена «Мона Лиза», а затем все остальные ценные работы, которые можно было перевозить. Караван из почти четырёх десятков грузовиков направился во французскую провинцию. Там бесценные артефакты и произведения искусства безопасно разместили в нескольких частных замках. После того как Париж был оккупирован немцами, нацисты приказали открыть Лувр. Это был бесполезный жест: пустые стены и призрачные коридоры теперь были домом только для тех скульптур, которые было слишком трудно передвинуть. Те же, что остались, были прикрыты мешковиной.

Лувр опустел как музей, не имея произведений искусства для показа. Оккупанты решили конфисковать его часть и превратили её в информационный центр. Там происходила каталогизация, упаковка и отправка произведений искусства и дорогих личных вещей, конфискованных у богатых французских (в основном еврейских) семей, в Германию.

Помещение занимало шесть огромных залов в Лувре. Несмотря на весь масштаб, это всё же не было крупнейшей операцией по краже произведений искусства в Париже во время Второй мировой войны. Под руководством Германа Геринга в соседнем музее Jeu de Paume были обработаны тысячи конфискованных шедевров. Многие из них предназначались для личных коллекций нацистского высшего командования. Произведения же, которые считались морально вырожденными (в том числе работы Пикассо и Сальвадора Дали), были проданы различным коллекционерам или сожжены на публичном костре в Jeu de Paume in 1942 году.

Благодаря одному бесстрашному хранителю, который служил двойным агентом в то время, многие из предметов, прошедших через Jeu de Paume, в конечном итоге были возвращены. Лувр даже сейчас, спустя более чем семь десятков лет, подвергается критике за его роль в величайшем культурном грабеже в истории и его нежелание возвращать спорные произведения искусства.

Многие же произведения искусства до сих пор не найдены. Прочтите нашу статью 8 мировых шедевров, пропавших без вести: что известно о них в наши дни.

Читайте также:
Бородинское сражение - кратко суть и итоги

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Главная сокровищница Парижа: 10 интересных фактов о Лувре

Его коллекции охватывают целые эпохи и огромные географические пространства, в его фондах числится около 300 000 экспонатов, а по залам ежедневно прогуливаются десятки тысяч туристов — мы сегодня предлагаем пройтись по одному из самых востребованных, посещаемых и красивых музеев мира — знаменитому Лувру — и узнать о нем несколько интересных фактов. Проверьте, насколько хорошо вы знакомы с главной культурной сокровищницей Парижа!

Лувр — самый посещаемый музей мира, залы которого ежегодно принимают около 10 миллионов человек. Также это третий по площади музей, охватывающий более 160 000 квадратных метров. Из них без малого 59 000 квадратных метров отведено под экспозицию.

Фото: no-onions-extra-pickles.com 2

Большая галерея Лувра — самый огромный внутренний коридор в мире.

Для публики музей был впервые открыт 10 августа 1793-го, в годы Великой французской революции. На тот момент экспозиция насчитывала 2500 полотен. Все картины до единой были частью королевской коллекции.

Фото: shutterstock 4

Все четыре здания музея невозможно физически обойти за один день. Для полноценного знакомства с богатейшей коллекцией Лувра понадобится как минимум неделя.

Прежде чем стать музеем, Лувру довелось побывать военной крепостью и королевским дворцом.

Фото: shutterstock 6

История происхождения названия “Louvre” достоверно неизвестна. По одной из версий, на месте дворца давным-давно располагались охотничьи угодья, в окрестностях которых водилось много волков. И французское “loup” («волк») со временем трансформировалось в “Louvre” («волчий лес»). Другая версия гласит, что название возникло от древнесаксонского “lower”, означающего «крепость».

Знаменитая стеклянная пирамида Лувра — прототип египетской пирамиды Хеопса. Площадь ее поверхности составляет 1000 квадратных метров. Пирамида служит своеобразным входом в музей и построена из 673 пластин из толстого стекла (не 666, как указывал в своих романах Дэн Браун). Высота многогранника составляет 24,65 метра, вес — несколько сотен тонн.

Фото: dailyhotel.com 8

Самый популярный экспонат Лувра — картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (она же «Джоконда»). Ежедневно полотно собирает вокруг себя толпы туристов, желающих увидеть знаменитую красавицу с загадочной улыбкой. Вместе с тем «Мона Лиза» становится для многих самым большим разочарованием. Причина тому — огромные очереди и пуленепробиваемое стекло, защищающее картину от злоумышленников.

Фото: en.wikipedia.org

В залах выставлена лишь десятая часть сокровищ, которыми располагает Лувр. Остальные произведения искусства ждут своего звездного часа в запасниках музея либо входят в часть временных экспозиций галерейных пространств из разных уголков планеты.

«Джоконда» — далеко не единственная драгоценность Лувра. В галерее Аполлона хранится знаменитый бриллиант «Санси», найденный в Индии в 1064 году. Драгоценный камень весом в 55,23 карата с момента его обнаружения неоднократно продавали, дарили и воровали. В Лувре он находится с 1978 года и был приобретен у лорда Астора за 1 000 000 долларов.

Фото: directmatin.fr1

Также предлагаем познакомиться ближе с еще одной знаменитостью Парижа — величественной и прекрасной базиликой Сакре-Кёр.

Интересные факты о Лувре в Париже

Привет, друзья! Лувр является одной из самых посещаемых достопримечательностей Парижа, ежегодно принимая до 10 000 000 желающих расширить свой кругозор. Причина такой популярности – собрание почти 38 000 неповторимых шедевров и антиквариата, которые берут свое начало от 6-го века и до нашего времени. Узнайте для себя больше интересных фактов о Лувре из моей статьи.

Самый большой музей в мире

Так какой же самый большой музей в мире спросите вы? Ответ прост – это Лувр, несмотря на все разногласия и противоречия по этому вопросу. Он настолько огромный, что за одно посещение просто невозможно посмотреть все предложенные экспонаты.

Читайте также:
Вторая мировая война - краткая история

Как думаете сколько времени на это может уйти? Если его площадь раскинулась на 160 106 квадратных метров. Три месяца! И это если вы будете чуть-ли не бежать и смотреть на каждый экземпляр всего по 30 секунд. Всего он предлагает 380 000 экспонатов, но не вся коллекция выставлена ​​на обозрение.

Стеклянная пирамида

Городская легенда предполагает, что главная пирамида в центральном дворе Лувра содержит 666 стеклянных панелей (дьявольский знак). Простая математика показывает, что этот причудливый факт о Лувре не просто неточен, но совершенно неверен! Вместо этого центральная пирамида Лувра содержит 673 стекла, а такую легенду придумали, чтобы еще больше привлекать туристов.

Лувр использовался как склад во время нацистской оккупации Парижа

Париж, как и многие другие города оказался в оккупации во время Второй Мировой, но сотрудники музея спрятали важные картины в безопасных местах, чтобы сохранить как можно больше произведений от немцев. И получилось, что, когда нацисты прибыли в Париж и заняли город, многие его комнаты были фактически пусты.

В военные годы нацисты использовали его в качестве кладовой, где хранили многие украденные произведения искусства и просто боеприпасы. Геринг регулярно посещал его, чтобы выбрать картины и повесить их в своем доме.

Музей Наполеона

Еще один завоеватель мира решил, что именно ему принадлежит здание и переименовал его в музей Наполеона Бонапарта. Правда он старался расширить коллекцию Лувра, а не растащить ее, но опять же расширить за счет кражи в других музеях.

Что такое Лувр?

Это здание изначально не задумывалось, как музей, оно было королевским дворцом, расположенным на правом берегу Сены в Париже. Самая первая крепость соорудили еще в средневековый период, а стала королевским дворцом она только в 14 веке при Карле V и время от времени использовалась королями Франции, как главная парижская резиденция.

В 1546 году Франциск I обновил здание в стиле французского ренессанса. А после того, как Людовик XIV выбрал Версаль в качестве своей резиденции в 1682 году Лувр стали использовать в качестве резиденции для художников.

В 1793 году часть Лувра стала открыта для публичных посещений.

Мона Лиза

Картина Леонардо да Винчи – это главная изюминка, за которой едут миллионы туристов. Она является самым узнаваемым произведением искусства в Лувре, но здесь я не буду подробно описывать ее, поскольку у меня уже есть статья именно о Моне Лизе. Из нее вы узнаете, что картину не раз воровали и покушались на нее.

Второй Лувр

В 2017 году состоялось открытие второго Лувра в мире, который находится в Абу-Даби. В нем содержится примерно 300 экспонатов из главного здания и время от времени они меняются на новые.

Подражатели

Немногие музеи разрешают начинающим художникам копировать картины мастеров, висящих в их залах. Каждый день с 9:30 до 1:30 желающим разрешается устанавливать мольберты и изучать картины, работая над собственными копиями.

Такие действия направлены на то, чтобы начинающие учились у мастеров, кто знает может следующие шедевры Лувра будет именно их.

Приложение для ориентации на месте

Поскольку площадь музея действительно огромная и там слишком много народу, то легко можно заблудиться. Поэтому в 2016 году придумали приложение на смартфоны, которое поможет ориентироваться туристам. В нем можно заранее проложить маршрут и ориентироваться по нему во время движения.

Меценаты России

Если вы хотите знать, какими были самые известные меценаты России, тогда добро пожаловать. Мы уже рассказывали о том, кто такие меценаты вообще, и откуда произошло это слово.

Вкратце лишь скажем, что меценатами называют тех, кто поддерживает искусство и науку за счет собственных материальных средств.

Читайте также:
Продажа Аляски - история, мифы и факты

Безусловно, история России знает многих меценатов, чьи имена не известны широким массам. Но мы расскажем о самых известных меценатах России, чей вклад в искусство имел серьезное значение.

Сергей Строганов

Сергей Строганов (1794-1882) был русским государственным деятелем, а также коллекционером и меценатом. Он стал учредителем художественной школы, куда принимали всех талантливых детей, вне зависимости от их происхождения и сословия.

Сергей Строганов

Интересно, что она существует и сейчас, являясь одним из старейших художественных учреждений России. Нынешнее ее название — МГХПА им. С. Г. Строганова.

Надо сказать, что Сергей Строганов принадлежал к знаменитой семье русских деятелей XVI—XX веков, многие из которых были меценатами. Их род пресекся в 1923 году.в

Интересен факт, что Строганов был не только почетным членом многих высших учебных заведений, но еще и главным воспитателем императора Александра III.

В его владении было более 80 тыс. душ крестьян, с которыми он обходился по отечески нежно, но и строго. Именно Сергей Строганов был ярым сторонником нравственной жизни крестьян, для чего придумал «Правила о предупреждении и пресечении распутства».

Гаврила Солодовников

Гаврила Солодовников (1826-1901) был одним из самых богатых московских купцов. Являясь мультимиллионером, он отдал на благотворительность около 20 млн. рублей, что было просто баснословной суммой.

Гаврила-Солодовников

Именно на его средства построен Московский театр оперетты (в прошлом – театр на Большой Дмитровке), клиника при МГУ, множество домов для бедных, сиротских приютов и училищ в различных губерниях империи.

Если бы все меценаты России были, как Гаврила Солодовников, тогда народ бы жил значительно лучше. По крайней мере, так считали люди, которым прямо или косвенно помогал богатейший из российских миллионеров.

На момент смерти его состояние оценивалось в 20 977 700 рублей. Интересно, что еще при жизни о нем ходили самые невероятные слухи. Что он, якобы, может надуть самого хитрого купца, и при этом отдать все вырученные деньги на благотворительность.

Историки считают эти слухи необоснованными по причине отсутствия документальных подтверждений. Дело в том, что в 19 веке практически все сделки между предпринимателями осуществлялись не на бумаге, а на словах и рукопожатиях.

Это давало плодотворную почву для того, чтобы спекулировать успешной деятельностью Солодовникова его менее удачливым конкурентам.

Любопытно, что в 2001 году была учреждена Национальная Премия имени купца Гавриила Солодовникова. Это своего рода «Оскар» в торговле, который присуждается наиболее выдающимся менеджерам за вклад в развитие отечественной торговли.

Александр Штиглиц

Александр Штиглиц (1814-1884) — крупнейший российский финансист и известный русский меценат. Будучи сыном придворного банкира, он в 1860 году стал управляющим госбанком России.

Александр Штиглиц

Штиглиц спонсировал многие образовательные проекты российских деятелей культуры. Но наиболее значимым его пожертвованием считается учреждение на его средства в Петербурге Центрального училища технического рисования.

Здесь могли обучаться лица обоих полов. Кроме того, при училище была оборудована великолепная библиотека и музей. Потратив на создание этого заведения более 1 млн. рублей, Штиглиц по праву считал его любимым своим детищем.

Интересен факт, что его завещание часто приводят, как образец заботливости о своих проектах вообще, и лицах принимающих в них участие в частности. То есть, говоря иначе, в своем завещании он не забыл никого и ничто.

Александр Штиглиц известен также тем, что все свои сбережения он хранил в русских банках и фондах. Когда же один из финансистов съязвил относительного того, что это, дескать, ненадежно, Штиглиц ответил:

«Отец мой и я нажили всё состояние в России; если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней вместе всё своё состояние».

Вот уж поистине образец настоящего патриотизма и любви к своей родине. Смело можно сказать, что Александр Штиглиц – это один из выдающихся меценатов России.

Читайте также:
Куда исчезло золото Колчака - краткая история

Юрий Нечаев-Мальцов

Юрий Нечаев-Мальцов (1834-1913) – известный русский меценат, дипломат и фабрикант. Он финансировал создание многих ремесленных школ для детей из бедных семей.

Юрий Нечаев-Мальцов

К его заслугам относится спонсирование различных медицинских учреждений.

Нечаев-Мальцов основал в городе Владимире Техническое училище имени Ивана Мальцова. Оно считается одним из лучших в Европе по техническому оснащению. Сегодня это Владимирский авиамеханический колледж.

Музей изящных искусств в Москве построен тоже за его счет. Нет возможности перечислить все благотворительные проекты Нечаева-Мальцева, так как их очень много. В их числе храмы, богадельни в различных городах России и музеи.

Получив в 1880 году от своего дяди Ивана Мальцова (родного брата матери) крупное наследство, которое состояло из фабрик и заводов, расположенных в различных губерниях, он к своей фамилии добавил дядину, в результате чего и получилась двойная фамилия Нечаев-Мальцов.

Братья Третьяковы

Третьяковы Павел Михайлович (1832-1898) и Сергей Михайлович (1834-1892) – известные купцы и владельцы крупной льняной мануфактуры. Наверняка вам хорошо известна фамилия этих меценатов России потому, что Третьяковская галерея – это один из крупнейших в мире музеев русского искусства.

Братья Третьяковы. Павел (слева) и Сергей (справа)

Действительно, Третьяковская галерея была основа Павлом Третьяковым. В качестве одного из основателей был и его младший брат – Сергей.

Пожертвовав на развитие искусства более 3 млн. рублей, они активно скупали лучшие картины известных художников. В конечном счете, у них образовалась одна из крупнейших коллекций. Третьяковы целиком пожертвовали ее Москве.

Последние слова Павла были такими: «Берегите галерею и будьте здоровы». Кроме этого, братья спонсировали школу для глухонемых детей, разные художественные училища и консерватории.

Более того, они принимали активное участие в нуждах талантливых художников, всегда стараясь им материально помочь. До сих пор в Москве существует Третьяковский проезд — живописная улица в Китай-городе, которая также основана братьями меценатами.

Савва Мамонтов

Савва Мамонтов (1841-1918) — русский меценат и предприниматель. Вошел в историю главным образом потому, что оказывал существенную поддержку многим художникам. При этом Мамонтов не увлекался коллекционированием.

Савва Мамонтов

Занимаясь строительством железных дорог, в качестве главной предпринимательской деятельности, он начала активно интересоваться культурой.

Однако ни родственники, ни директора железной дороги, ни инженеры не понимали его меценатства и не поддерживали в этих начинаниях.

Интересен факт, что одно из своих поместий он превратил в художественную школу. Савва Мамонтов – это, к сожалению, пример человека, который сделав для России очень многое, кончил жизнь худо.

Потратив на меценатство огромные суммы денег, он влез в кредиты, которые так и не смог погасить. В связи с этим его посадили на несколько месяцев в тюрьму, а тем временем все имущество было описано и распродано в счет погашения задолженностей.

Умерев в скромной квартире, он, казалось бы, навсегда был вычеркнут из жизни любимой им России. Но к концу 20 века его заслуги как мецената были по достоинству оценены, а имя почтительно произносят все искусствоведы.

Козьма Солдатёнков

Козьма Солдатёнков (1818-1901) – меценат России, который по официальным данным за свою жизнь пожертвовал около 5 млн. рублей. Все началось с того, что в 1850-х годах он распорядился из собственных средств выдавать пособия всем жителям деревни Прокунино.

Козьма Солдатёнков

Солдатёнков делал этот в честь памяти своих прародителей. Пособия выдавались при следующих обстоятельствах: любая девушка, когда она выходила замуж, и любой парень, когда отправлялся на службу в армию.

На деньги мецената невеста могла заготовить приданое и сыграть свадьбу. Семья же новобранца, в отсутствие сына, могла приобрести лошадь, корову или же вложить деньги в текущие нужды.

Читайте также:
Как добывали огонь

Являясь потомком крепостных крестьян, в 1866 Козьма Солдатенков открывает богадельню, приурочив ее ко дню отмены крепостничества — 19 февраля 1861 года.

За свою долгую жизнь он регулярно выделял крупные суммы денег на разные больницы и дома для вдов и сирот.

Кроме этого, Козьма Солдатенков активно поощрял любое книгопечатание. Современная газета писала, что меценат «тратил бешеные деньги на издание капитальнейших сочинений».

Будучи страстным коллекционером ценных картин, он спонсировал Румянцевский музей (которому он и завещал все свои картины) и Московский университет.

После его смерти газета «Русское слово» писала: «Добродушную фигуру белого как лунь старца с мягко светившимися умными глазами знала вся Москва».

Все современники отмечали не просто выдающиеся способности Солдатенкова, как финансиста, но и прежде всего его высокие нравственные качества.

Москвичи хорошо знали фамилию своего благодетеля, который больше 2 млн. рублей выделил на строительство бесплатной больницы для бедняков «без различия званий, сословий и религий».

Савва Тимофеевич Морозов

Савва Морозов (1862-1905) – известный меценат России и крупнейший предприниматель своего времени. Оказав колоссальную помощь Московскому художественному театру, он начал заведовать его финансовой частью.

Савва Морозов

Именно Савва Морозов впервые ввёл оплату по беременности женщинам-работницам. Рабочие его фабрик боготворили своего работодателя.

Известный режиссер Станиславский сказал как-то меценату: «…внесённый Вами труд мне представляется ПОДВИГОМ, а изящное здание, выросшее на развалинах притона, кажется сбывшимся наяву сном… Я радуюсь, что русский театр нашёл своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова».

Морозов был чрезвычайно образованным и способным человеком. Окончив естественное отделение физико-математического факультета Императорского Московского университета, он получил диплом химика и поддерживал связь с Дмитрием Менделеевым (см. интересные факты о Менделееве).

Об этом выдающемся деятеле можно много интересного написать. Особенно интересна с точки зрения истории его связь с революционерами, а также загадочная смерть Морозова. Что же до предпринимательского опыта Саввы Морозова, то его до сих пор используют на западе в качестве эталона.

Будучи страстным трудоголиком, он писал:

«Не согласен я с Декартом в его формулировке: «Мыслю, следовательно существую». Я говорю: работаю, значит, существую. Для меня очевидно, что только работа расширяет, обогащает мир и сознание».

Меценаты Бахрушины

Бахрушины — династия московских предпринимателей и одних из известнейших меценатов России. В 1887 году на Сокольничьем поле они построили больницу для страдающих неизлечимыми заболеваниями.

Бахрушины — династия московских предпринимателей и меценатов

В 1893 году при больнице был построен дом для призрения неизличимо больных. В 1895 они выделили 600 тысяч рублей на строительство в Сокольничьей роще бесплатного детского приюта для бедных и сирот православного вероисповедания.

В 1888 году на Софийской набережной был построен «дом бесплатных квартир» для нуждающихся вдов с детьми и учащихся девушек. При доме действовали два детских сада, начальное училище для детей, мужское ремесленное училище и профессиональная школа для девочек. В 1901 году был построен городской сиротский приют.

Полмиллиона рублей были пожертвованы на приют-колонию для беспризорных детей в Тихвинском городском имении в Москве.

В 1913 братья Бахрушины снова выделили огромную сумму денег для постройки больницы, роддома и амбулатории в Зарайске.

Александр и Василий Алексеевичи Бахрушины еще при жизни стали почетными гражданами Москвы за свою широкую меценатскую деятельность.

Что же, надеемся, что теперь вы знаете, какие меценаты России стали самыми известными в истории. В наше время дело с благотворительностью обстоит немного иначе. Но об этом мы поговорим в другой раз.

Кто такой меценат? Знаменитые меценаты России

Меценат – это человек, который добровольно жертвует средства на развитие искусства, науки и культуры. Слово образовано от имени римлянина Гая Цильния Мецената – покровителя поэтов, жившего в I веке до нашей эры. Со временем меценатами стали называть всех богатых филантропов.

Читайте также:
Интересные факты о войне 1812 года

Самый первый Меценат

Гай Цильний Меценат (около 70 до н.э – 8 до н.э.) был доверенным лицом и другом первого римского императора Октавиана Августа. Будучи соратником Октавиана во время борьбы за власть, после его возвышения Меценат стал вторым человеком в Риме.

Он отличался жизнелюбием и добротой: согласно рассказам, неоднократно удерживал императора от жестокостей по отношению к противникам.

Меценат был поклонником прекрасного. У себя во дворце на Эсквилинском холме он собрал обширную коллекцию предметов искусства. Меценат покровительствовал римским поэтам «золотого века» – Горацию и Вергилию. Гораций посвятил Меценату свои «Эподы», «Сатиры», «Оды» и «Послания», Вергилий – «Георгики».

Умирая, Меценат взял с Августа обещание заботиться о своем друге-поэте: «О Горации Флакке помни, как обо мне!»

В приемной у Мецената. Картина Степана Бакаловича Имя Мецената стало нарицательным еще в Древнем Риме. Через сто лет после его смерти поэт Марциал говорил об упадке латинской литературы: «Будь Меценаты у нас – и Вергилии сразу нашлись бы!»

Меценат Альфред Нобель. Откуда взялась Нобелевская премия

Один из самых известных в истории меценатов – Альфред Нобель (1833-1896) . Шведский химик, изобретатель динамита и пластида, он стал крупнейшим европейским промышленником XIX века.

Но «динамитный король» не хотел остаться в памяти потомков исключительно как создатель мощной взрывчатки. Поэтому он завещал на проценты от своего состояния ежегодно вручать Нобелевские премии – по физике, химии, физиологии и медицине, литературе, а также премию за развитие мирных инициатив.

Первая Нобелевская премия была вручена 10 декабря 1901 года – в пятую годовщину со дня кончины Альфреда Нобеля.

Медаль с профилем Альфреда Нобеля, вручаемая лауреату Нобелевской премии

Знаменитые русские меценаты

Развитие меценатства в России началось с XVIII века, а во второй половине XIX века наступила его золотая эпоха. Знаменитые меценаты императорской России – это в первую очередь предприниматели. Купцы и промышленники жертвовали миллионы на развитие культуры и искусства.

Например, московский генерал-губернатор Сергей Строганов (1794-1882) создал в столице бесплатную художественную школу для талантливых детей (ныне – Строгановское училище) и собрал богатую коллекцию живописи. Долгие годы он финансировал археологические исследования.

Сергей Строганов. Гравюра

Самое крупное в истории России пожертвование сделал к упец Гаврила Солодовников (1826-1901). «Вот умру – Москва узнает, кто такой был Гаврила Гаврилович Солодовников! Вся империя обо мне заговорит», – обещал он театральному актеру Михаилу Лентовскому. И сдержал слово.

Из своего 22-миллионного состояния Солодовников завещал 20 миллионов на общественные нужды: строительство женских училищ в губерниях, создание профессиональных школ, приютов для бездомных детей и многоквартиных домов для бедняков. «Большинство этой бедноты составляет рабочий класс, живущий честным трудом и имеющий неотъемлемое право на ограждение от несправедливости судьбы», – объяснил в завещании миллионер.

Братья Третьяковы – Павел Михайлович (1832-1898) и Сергей Михайлович (1834-1892) – всю жизнь собирали картины: Павел предпочитал русскую живопись, а Сергей – иностранную. Еще в молодости Павел решил завещать состояние на картинную галерею. Его собрание после смерти было передано в дар городу Москве и легло в основу собрания Третьяковской галереи.

Галерея затмила другие благие дела братьев Третьяковых – например, они помогали вдовам и сиротам живописцев, финансировали художественнеы школы, содержали училище для глухонемых, спонсировали консерваторию.

Павел Третьяков на потрете работы И. Репина

Савва Иванович Мамонтов (1841-1918) – русский «железнодорожный король» – учредил первую в стране частную оперу, где сам был и режиссером, и дирижером, и декоратором. Савва Мамонтов покровительствовал оперному певцу Федору Шаляпину, художнику Михаилу Врубелю и другим деятелям искусства, собрав вокруг себя кружок выдающихся творцов.

Читайте также:
История нового времени

Художник Валентин Серов, друживший с Мамонтовым, на знаменитой картине «Девочка с персиками» изобразил дочь Саввы – Веру.

«Девочка с персиками» Валентина Серова – портрет Веры Мамонтовой

Жизнь Мамонтова сложилась печально. Он попал под суд за махинации, влез в долги и вынужден был распродать свою богатую коллекцию. Часть его собрания погибла или исчезла.

Савва Мамонтов. Портрет работы Ильи Репина

Промышленник Савва Тимофеевич Морозов (1862-1905) оплатил создание Московского Художественного театра. Морозов, будучи богатейшим капиталистом, сочувствовал революционерам и передавал им деньги. В 1905 году мать добилась его отстранения от дел и отправила лечиться во Францию – там, на Лазурном берегу, Савва Морозов свел счеты с жизнью, оставив записку: «В смерти моей прошу никого не винить».

5 русских меценатов, повлиявших на мировую культуру

Портрет Сергея Щукина кисти Дмитрия Мельникова; “Танец” Анри Матисса

ГМИИ им А.С. Пушкина; Эрмитаж

1. Павел Третьяков (1832-1898)

Илья Репин. Портрет Павла Третьякова

Имя Павла Третьякова увековечено в названии галереи, которую он сам спроектировал и построил за свои деньги в 1881 году – конечно, это Третьяковская галерея в Москве. Собрание мецената, завещанное им столице, насчитывало более тысячи картин. Свои первые приобретения он сделал, когда ему было чуть больше 20 лет.

У Третьякова была наследственная предпринимательская жилка – он был потомственным купцом. Вместе с младшим братом Сергеем (тоже коллекционером и меценатом) они начали свое успешное дело – сначала открыли магазин, где торговали русскими и зарубежными тканями, а позже построили бумагопрядильные фабрики.

Третьяков скупал картины крупнейших русских художников – Алексея Саврасова, Ивана Айвазовского, Михаила Клодта, Василия Перова, Ильи Репина. Особое предпочтение коллекционер отдает сюжетам на русскую тематику, в том числе историческим картинам.

Василий Перов. Сельский крестный ход на Пасхе, 1861

Третьяковы активно поддерживали художников-передвижников, которые «выходили в народ», преодолевая засилие академизма. У младшего брата Сергея также была большая коллекция – картины Василия Верещагина, Александра Иванова, Ивана Крамского, Архипа Куинджи, Василия Поленова. Все они сейчас – жемчужины Третьяковской галереи.

2. Сергей Щукин (1854-1936)

Дмитрий Мельников. Портрет Сергея Щукина

ГМИИ им А.С. Пушкина

Отучившись в Германии, потомственный купец из старообрядческой московской семьи, Сергей Щукин принял руководство торгового дома своего отца «И. В. Щукин с сыновьями».

У Сергея было много братьев – и все они занимались коллекционированием – кто-то собирал русские древности, кто-то западноевропейское искусство. Среди богатых купцов конца XIX – начала XIX века такое хобби было модным.

Эдгар Дега. «Голубые танцовщицы», 1897

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Сергей часто бывал в Европе, в особенности Париже, где познакомился с импрессионизмом и стал скупать картины еще не слишком известных Поля Сезанна, Анри Матисса – и даже заказывает им картины для своего особняка. Он привозит домой первую в России картину Клода Моне «Скалы в Бель-Иль». Позже Щукин увлекается и постимпрессионизмом и покупает работы Поля Гогена, Ван Гога и раннего Пикассо. Это искусство еще не было понятно и принято обществом, но русскому предпринимателю картины просто нравились – сегодня говорят, что у него был «отличный глаз». Щукин в одном письме подбадривал Матисса: «Публика против Вас, но буду­щее за Вами».

Меценат разместил все купленные картины в своем особняке и открыл его для посетителей – это был фактически один из первых частных музеев западного современного искусства. После революции 1917 году Щукин был вынужден эмигрировать, его коллекцию национализировали большевики и разделили со временем между крупнейшими музеями – Эрмитажем в Петербурге и Пушкинским музеем в Москве.

3. Савва Мамонтов (1841-1918)

Михаил Врубель. Портрет Саввы Мамонтова. 1897

Читайте также:
Легендарная Атака Мертвецов – Интересные факты

Мамонтов получил в наследство от отца железнодорожную компанию и начал самым активным образом строить российские железные дороги. Родители дали Савве блестящее образование, он знал несколько языков, с юношества увлекался театром, искусством и литературой.

В 1870 году Савва покупает имение Абрамцево недалеко от Москвы – его прельстила история: усадьба принадлежала русскому писателю Сергею Аксакову, у которого здеьс гостили Николай Гоголь и Иван Тургенев.

Савва создал в Абрамцево, как сказали бы сегодня, культурный кластер с художественными мастерскими – «Абрамцевский художественный кружок». В его усадьбу охотно приезжают русские художники Василий Поленов, Виктор Васнецов, Валентин Серов, Исаак Левитан, Михаил Врубель.

Илья Репин. Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве, 1879

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Многие из них были еще молоды и фактически «воспитывались» в Абрамцеве – творили, делали бесконечные этюды, набивали руку, а также написали многие свои знаменитые картины. Кстати, для знаменитой «Девочки с персиками», Серову позировала племянница Саввы Мамонтова.

Валентин Серов. Девочка с персиками, 1887

Многие картины и скульптуры до сих пор выставлены в Абрамцевском музее, но большинство шедевров попало в Третьяковскую галерею, Русский музей и Театральный музей Бахрушина.

4. Иван Морозов (1871-1921)

Валентин Серов. Портрет Ивана Абрамовича Морозова на фоне натюрморта «Фрукты и бронза» Анри Матисса

Наследник одной из богатейших купеческих династий, Морозов учился в Швейцарии и сам занимался живописью. Однако художником ему стать было не суждено – отец скончался, и Ивану нужно было возвращаться на родину и заниматься делами бумагопрядильных фабрик. Морозов очень преуспел – особенно много он заработал во время Первой мировой войны, поставляя сукно для военной формы.

Морозову в России обязаны большой коллекцией французской модернистской живописи. Он был страстным коллекционером и тратил на искусство огромные суммы. Вместе со Щукиным не пропускал ни одной крупной выставки в Европе. В итоге собрал более 250 произведений Клода Моне, Анри Матисса, Пьера Огюста Ренуара, Винсента Ван Гога, Пабло Пикассо. Кроме того, Морозов был поклонником русского пейзажа и авангардистской живописи.

Клод Моне. «Бульвар Капуцинок в Париже», 1873

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Многочисленными картинами он украшал свой московский особняк. Однако, в отличие от Щукина, не открывал коллекцию для посещения. После революции 1917 года его коллекцию также национализируют, открывают в его доме музей, а самого Морозова назначают заместителем хранителя коллекции.

После смерти Ивана часть его коллекции большевики продали на Запад, включая шедевры Поля Сезанна и Винсента Ван Гога. А основная часть была распределена между музеями Москвы и Петербурга.

5. Алексей Бахрушин (1865–1929)

Илья Гринман. Портрет Алексея Бахрушина

Театральный Музей им. А.А. Бахрушина

Еще один потомственный московский купец – Алексей Бахрушин, увлекался театром и коллекционированием вещей с ним связанным. Это костюмы, афиши, эскизы декораций и личные вещи актеров. Кроме того, он находил и покупал старинные музыкальные инструменты, а также редкие издания пьес великих русских драматургов, другие литературные реликвии. Современники даже посмеивались над объектом страсти Бахрушина, не считая его чем-то значимым.

В 1894 году коллекционер решил продемонстрировать свое собрание широкой публике – и с этого времени принято вести отсчет истории самого большого в мире театрального музея. Сейчас он носит имя своего основателя.

Александр Родченко. Эскиз костюма для пьесы “Мы”

Театральный Музей им. А.А. Бахрушина

Жемчужинами собрания стали картины театральных художников Александра Головина, Константина Коровина, сценические наброски, эскизы театральных костюмов Леона Бакста, Александра Бенуа, Александры Экстер, Натальи Гончаровой, и других художников русского авангарда.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: