12 интересных фактов о Беломорканале

Беломорско-Балтийский канал – правда и ложь о великой стройке Сталина

Так уж сложилось, что с Беломорканалом и историей его возведения связано огромное количество самых разных баек, изустных легенд, вошедших в общественное сознание так прочно, что все априори воспринимают их как непреложные истины, и, конечно же, «черных» мифов, кои в великом множестве наплодили в свое время и продолжают, не покладая рук, плодить господа либералы. Что ж, попробуем рассмотреть хотя бы самые расхожие россказни о Беломорканале, попытавшись при этом, как водится, отделить правду от лжи, «зерна от плевел», а откровенные выдумки – от действительно доказанных фактов.

Великий канал, бессмысленный.

Один из самых распространенных (и прямо-таки обожаемых господами либералами) мифов о Беломорканале заключается в том, что его возведение было якобы «совершенно бессмысленным», а сам полученный в результате титанического труда водный путь – «бесполезным». Самое изумительное, что персонажи, отстаивающие данную точку зрения, ссылаются ни на кого иного, как не истово ненавидимого ими товарища Сталина! Мол, это именно он с досадой обронил приведенные выше определения в процессе инспекционной поездки по едва лишь открытому каналу, совершенной в компании Климента Ворошилова, Сергея Кирова и Наркома внутренних дел Генриха Ягоды. Иосифу Виссарионовичу якобы канал показался «каким-то узким и слишком мелким», вот он его и обложил от всей души. Чушь полнейшая! Если бы Сталину результаты стройки «не глянулись», он бы за них не ордена (6 Орденов Ленина, 8 – Красной звезды и 15 Орденов Трудового Красного Знамени) раздавал бы, а кое-что совсем другое. И не амнистии бы одобрил десяткам тысяч рядовых участников строительства в арестантских робах, а, чего доброго, навесил бы им новые срока. Да, кстати, совершенно точно не дал бы присваивать «горе-каналу» собственное имя. Дурацких трат народных денег и человеческих ресурсов Иосиф Виссарионович не одобрял категорически.

Впрочем, некоторые либеральные «умники» идут в своих измышлениях еще дальше и заявляют, что Беломорканал вообще никому не был нужен и затеяли его исключительно для «истребления как можно большего количества людей» под видом их «трудовой перековки». Ну, вопрос «истребления» мы детально рассмотрим несколько позже, а пока поговорим о практическом смысле Беломорканала. Стране он был не просто нужен, а жизненно необходим! На острейшей потребности в пути, который связывал бы Балтийское и Белое моря говорил еще Петр І во время Северной войны – вот только при нем фрегаты в Онежское озеро с Беломорья таскали волоком. Надо сказать, что при наследниках первого Императора дело не особо продвинулось – с соответствующими проектами выступали многие неглупые люди, вроде Франца де Воллана и графа Александра Бенкендорфа, но далее разговоров дело не шло. Представленный на Всемирной выставке в Париже профессором Всеволодом Тимоновым план постройки Беломорско-Балтийского канала вызвал всеобщий восторг и был удостоен ее золотой медали, однако, как обычно, «умер» в Зимнем дворце. Расплатой за нежелание затевать стройку в «диких и гиблых местах» стала ловушка, в которой в 1915 году оказался намертво запертый в Кронштадте Балтийский флот. Впрочем, и это не сподвигло Петербург на реальные действия. Для реализации проекта, имевшего огромное значение для нашей страны как с военно-стратегической, так и с экономической точки зрения, понадобилась Октябрьская революция, большевики и товарищ Сталин.

…И беспощадный?

Еще одно часто встречающееся относительно Беломорканала утверждение: его построили чуть ли не «голыми руками». А вот это как раз правда. Ну, кончено, землю не ногтями рыли, а лопатами, кайлами и ломами, используя на особо труднопроходимых участках динамит для взрывных работ. Но никаких экскаваторов, бетономешалок, кранов и прочего на этой стройке не было. Данный факт кое-кто опять-таки призывает считать проявлением «сталинского зверства» – мол, заставил, изверг, людей вручную мерзлую землю долбить! Извините, но на момент начала стройки (1931 год) никакой строительной техники в СССР практически не было! Индустриализация страны лишь начиналась, а купить те же бульдозеры за рубежом было весьма проблематично – торговать с СССР на Западе не хотел никто. Да и кто стал бы тащить купленную за золото или хлеб технику в действительно дикие и в самом буквальном смысле слова непроходимые края, где ее неминуемо бы угробили моментально? И, кстати, как ее было туда доставить – в отсутствие дорог? Уже слышу завывания в либеральном лагере: «Вот-вот, предпочитали гробить не машины, а людей!» Ну, что ж, поговорим, наконец, об «угробленных». Не откажу себе в удовольствии упомянуть о том, что в писанине некоторых «исторегов» без зазрения совести говорится о 300 тысячах «невинно замученных на адской стройке». Ну-ну… А как там оно было на самом деле?

Вынужден в очередной раз разочаровать адептов бредней о «сталинских гекатомбах» – три сотни тысяч является числом не просто выдуманным, а совершенно невозможным. По той простой причине, что на Беломорканале работало в разные годы всего-то от 64 до 108 тысяч человек. Да, практически все они были заключенными, осужденными за те или иные преступления и прибыли на строительство отнюдь не добровольно. 12 тысяч из них впоследствии были освобождены. Примерно 60 тысячам за ударный труд очень серьезно «скостили» сроки. Причем сделано это было, что характерно, буквально на следующий день после открытия канала – 4 августа. Так кого амнистировали и миловали? Хладные трупы? Нет, конечно. Существуют совершенно точные цифры о «жертвах Беломорканала»: в 1931 году там умерло менее полутора тысяч человек, в 1932-м – около 2 тысяч. Смертность резко возросла на финальном этапе стройки – в 1933 году, когда она дошла до 8870 человек. В общем и целом – 12 300 умерших на строительстве. Тоже много, скажете вы? Ну, что поделать – время было такое. Нет-нет – не только в Советском Союзе! Перед ознакомлением со следующей частью повествования свидетелям секты «святых демократических ценностей и Великой Америки» рекомендую укрепиться духом, ибо их ждет жесточайший когнитивный диссонанс, рискующий перейти в полный культуршок.

Читайте также:
Малоизвестные факты о фашистской Италии

Дивинтендант Френкель и его каналармейцы

Да, на возведении Беломорско-Балтийского канала вкалывали, как проклятые, сотни тысяч зк. Кстати, тут нельзя пройти мимо еще одного момента – молва народная приписывает появление этого термина как раз строительству Беломорканала. Зк – это сокращение от «заключенный каналоармеец». Вполне возможно, что так и было, ибо трудившиеся на этой стройке были объединены не в привычные «зоновские» отряды, а в роты и «фаланги» со своими «штабами», благодарностями, грамотами, переходящими Красными знаменами и прочей атрибутикой, присущей скорее армии, чем тюрьме. Руководил всей этой братией человек, воистину являющийся одной из наиболее ярких и, не побоюсь этого определения, фантасмагорических фигур того времени – Нафталий Френкель. Личность эта окутана легендами и враками. В одном из этих, посвященных Беломорканалу, пасквилей я, к примеру, натолкнулся на утверждение о том, что «после окончания строительства канала следы его теряются – наверняка расстрелян чекистами в 37-м». Поспешу огорчить – в 1937 году товарищ Френкель получил звание дивинтенданта (дивизионного интенданта) и продолжил свою службу Родине, за которую впоследствии был удостоен трех Орденов Ленина, Ордена Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и звания генерал-лейтенанта. Мирно скончался в 1960 году и похоронен в Москве. Свой путь ко всему этому бывший одесский контрабандист и авантюрист начинал с того же, что и его будущие подчиненные – с солидного срока (которым был заменен смертный приговор) и статуса заключенного.

Именно он, по сути дела, отбывая срок в одном из самых суровых лагерей СССР – Соловецком, сумел донести до сознания «граждан начальников» идею о том, что заключенных можно и нужно использовать для общественно полезного труда. Хотя бы для того, чтобы было чем их самих нормально кормить. Начал он в 1924 году с постройки бань на Соловках, тем самым спасая местный «контингент» от тифа, а уже в 1930 году возглавил производственный отдел ГУЛАГ ОГПУ СССР. Строительство Беломорско-Балтийского канала руками заключенных было, вне всяких сомнений, его идеей. Идеей, блестяще воплотившейся в жизнь. Ах, да, я ведь обещал культуршок господам либералам? Извольте. Прежде, чем вопить об «ужасах Беломорканала» попрошу вспомнить о том, что в аккурат в эти же самые годы (с 1929 по 1933) в США бушевала Великая депрессия. Тамошние аналоги ГУЛАГ носили название Управления общественных работ (WPA) и администрации гражданских работ Civil Works Administration (СВА). Через них за упомянутый период времени прошло не менее 4 миллионов (а никак не 100 тысяч!) американцев, вкалывавших, как правило, в условиях ничуть не лучших, а то и худших, чем строители Беломорканала. Знаете, какова была главная разница между ними? Эти граждане США вовсе не были преступниками, осужденными по закону! Они всего лишь не имели работы – и WPA загоняла их в трудовые лагеря буквально насильно.

Подарок Сталина сегодняшней России

Цифры о смертности американских «трудармейцев» являются одной из тщательно хранимых государственных тайн США, но, скорее всего, их просто никто не считал (в отличие от СССР). С учетом того, что некоторые исследователи оценивают общее количество умерших во время Великой депрессии миллионов эдак в 8, примерные масштабы подсчитать не так уж и сложно. Почувствуйте, как говорится, разницу между «жестоким тоталитаризмом» СССР и «процветающей демократией» Соединенных Штатов. У нас в тяжелейших условиях работали осужденные, зарабатывая таким образом свободу – у них свободные люди горбатились без всяких сроков и приговоров, как каторжники… Впрочем, все это нисколько не мешает неугомонным антисталинистам извергать все новые и новые инсинуации и потоки лжи. Приходится идти на вовсе уж явные подтасовки (вроде числа «замученных», втрое превышающего количество работавших). Кто-то строчит глупости о том, что «пайка на строительстве состояла из 500 граммов хлеба и баланды из водорослей». Это при том, что на самом деле нормы питания на строительстве были строго дифференцированы – в зависимости от трудового рвения, и, соответственно, выработки. Те, кто выполнял и перевыполнял норму, питались более, чем нормально. Основное количество умерших стали жертвами не голода и непосильной работы, а инфекционных заболеваний, неизбежных в таких условиях. Не лечили? В таком случае, перемерли бы все. Давайте не будем забывать о разнице в уровне медицины нынешней и 30-х годов ХХ века.

Читайте также:
Хрустальная ночь - Еврейский погром 1938 года

О том, какую роль сыграл Беломорканал для СССР, свидетельствует тот факт, что лишь его постройка позволила избавиться от британско-норвежского господства на Белом море. До этого времени там царили браконьеры и контрабандисты из этих стран, открыто и нагло орудовавшие под прикрытием своих военных кораблей. Хищнически били тюленей, вылавливали рыбу, творили, что хотели. При попытках наших пограничников вмешаться в дело вступали вражеские броненосцы, в своей наглости доходившие до обстрелов территории СССР. Любые дипломатические демарши нашей страны по данному поводу Осло и Лондоном попросту игнорировались. Они действовали по праву сильного… Длилось это ровно до тех пор, пока 6 августа 1933 года в Мурманск из Кронштадта не прибыла «Экспедиция особого назначения» – эсминцы «Урицкий» и «Куйбышев», сторожевые корабли «Ураган» и «Смерч», подводные лодки «Декабрист» и «Народоволец». Наглый грабеж закончился раз и навсегда. Также наличие Беломорканала поставило крест на англо-французских планах по высадке десанта на советской территории в 1939 году во время «Зимней войны». Это – не говоря о его экономическом значении. В последние десятилетия Беломорско-Балтийских канал нельзя отнести к самым оживленным водным путям России. Однако в грядущем освоении Арктики его роль может оказаться весьма значительной. Скажем спасибо товарищу Сталину?

Удивительные факты о том, как строили Беломорканал

2 августа 2013 0:05

2 августа 1933 года был открыт Беломорско-Балтийский канал. Его рекордное по срокам строительство вошло в историю как первая полностью «лагерная» стройка – в качестве основной рабочей силы на ней были задействованы заключенные ГУЛАГа. И хотя Беломорканал, гордость первой пятилетки, не относится к числу «Великих строек коммунизма», с ним связано множество удивительных фактов и легенд. О некоторых из них мы и расскажем в нашем материале.

1. О том, как долго запрягали. Впервые идея связать судоходным каналом Белое море с Онежским озером пришла в голову еще Петру I, во время Северной войны. Однако дальше замысла тогда не продвинулись. Снова задумались о канале – уже более детально – в 19 веке. За сто лет по заказу правительства разработали сразу четыре проекта – не реализовали ни одного. И основной причиной того, что все они были отклонены, являлось то, что овчинка не стоила выделки, иначе говоря – цена такой масштабной работы зашкаливала.

2. О том, как быстро ехали. Решение о вопроса трудозатрат их оплаты «подарил» век 20-й: Беломорканал построили рекордно быстро и рекордно дешево, просто сделав стройку первой советской… каторгой.

Решение строить канал было принято 3 июня 1930 года, а 1 июля 1931 года правительство уже рассматривало первые эскизы. Конечно, разобраться в них было непросто, но, пока высшие чины изучали, зэки (об этом слове – отдельно) уже строили – с конца 1931 года, при том, что проект был окончательно утвержден в феврале 1932 года. В результате канал протяженностью 227 километров, «напичканный» сложными инженерными сооружениями (только шлюзов – 19) построили за 20 месяцев – примерно столько может строиться один современный жилой дом.

3. Здравствуй, Захар Кузьмич! Общая численность заключенных, работавших на Беломорканале, по официальным данным, доходит до 126 тысяч, хотя среди самих зэков ходили и другие цифры. Впрочем, рассказать сейчас мы хотим не об этом, а о самом удивительном слове «зэк». Родилось оно в эпоху первых пятилеток из букв «з/к», которыми стали в документах обозначать заключенных. Арестантский народ тут же бросился на свой лад расшифровывать сокращение – например, «Захар Кузьмич». Уже немного позже, после того как официальная пропаганда заявила на всю страну о том, что крупнейшие объекты на Дальнем Востоке возводили не заключенные, а комсомольцы, «з/к» тут же превратилось в «забайкальских комсомольцев» (ну, или «зауральских»). Однако наиболее ходовыми словами были все-таки непосредственно «зэк» и «зэка». О расшифровке последнего есть легенда. 23 марта 1932 года на Беломорканал приехал Микоян. И начальник ГУЛАГа Лазарь Коган поделился с ним, что, мол, не знает, как же ему обращаться к своему контингенту. Тут-то и родилось слово «каналоармеец» – и не обидно, по дену! Так и стали именовать трудяг – «заключенный каналоармеец, а сокращенно получилось «зэка».

4. Подручные средства. Не удивительно, что для строительства потребовались минимальные затраты. Откуда бралась рабсила – понятно. А основными материалами были не металл и цемент (их как раз использовали по минимуму), а камень, дерево, песок, грунт, торф – все местное, с соседнего болота.

Из них же не зазорно было и рабочие инструменты делать – например, тачки с деревянными колесами для деревянных же рельсов. А в остальном – кувалда, лом, лопата, топор… Что еще нужно? Самым «продвинутым» техническим устройством можно назвать деревянный «журавль» для передвижения валунов.

Читайте также:
Самые кровожадные нацистские преступники

5. Не хлебом единым. Пайка «зэка» на Беломорканале зависела от фактической выработки – для отстающих она сокращалась.

Это при том, что дневной рацион каналоармейца состоял из 500 грамм хлеба и баланды из морских водорослей! В общем, начав отставать от нормы, например, по причине болезни, можно было так никогда и не выкарабкаться. Лагерный хлебушек на Беломорканале начали называть «аммонал». Вообще-то, это вещество, применявшееся на стройке для взрывных работ. Пайки напоминали аммонал и по чисто внешним признакам – цвету, форме, и были настолько непропеченными, что резать их было можно только мокрым ножом. В добавок, на истощенный желудок этот хлебушек тоже оказывал «взрывное» действие.

6. Боевой дух. Как же люди все это вынесли? Ведь работали же, и многие даже с энтузиазмом, который в лагерном народе умело поддерживали. Так, например, на Беломорканале выходила газета «Перековка» – своя на каждом участке. В ней и передовиков чествовали, и отстающих клеймили, да в добавок еще и критические материалы заключенных печатали – что и кто, мол, мешает стройке века. Специальный приказ начальника Беломорско-Балтийского исправительно-трудового лагеря НКВД СССР предписывал всем руководителям отвечать на газетную критику в трехдневный срок.

Зимой 1932 года в северной части Водораздела, между 7 и 8 шлюзами, на стройке был объявлен так называемый «штурм». Со всех участков сюда привезли лучшие бригады (примерно 30 тысяч заключенных), которые работали круглые сутки. При этом рядом с местом работ была проложена узкоколейка, по которой курсировала дрезина с духовым оркестром. В этом же котловане, и тоже круглые сутки, работала выездная типография и редакция газеты «Перековка».

7. Итоги. В целом за 20 месяцев строительства каналоармейцы выполнили земляные работы объемом 21 миллион кубометров, соорудили 37 километр искусственных путей, перенесли в новое место мешавшую строительству канала Мурманскую железную дорогу.

Потери среди заключенных, даже по официальным данным, были огромными. Так в 1931 году в БелБалтЛаге умерло 1438 заключенных (2,24 процента от числа работавших), в 1932 году – 2010 заключенных (2,03 процентов), а в 1933-м – 8870 заключенных (10,56 процентов).

После окончания строительства 12 484 человека получили свободу, для 59 516 были сокращены сроки. Одним из досрочно освобожденных в 1932 году был будущий академик Дмитрий Лихачев.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Вдоль по Беломорканалу в 1933 году

Что советские писатели увидели на «великой стройке», когда поехали под надзором чекистов смотреть на труд заключенных

Задуманный еще во времена Петра I канал, соединяющий Белое и Балтийское моря, был построен руками советских заключенных в конце первой пятилетки. Чтобы не тратить нужные для индустриализации ресурсы, строительство шло без традиционного при таких работах оборудования и материалов; экономия коснулась и питания заключенных. В результате канал был построен менее чем за два года, при этом умерло, по разным оценкам, от 10 до 50 тысяч заключенных. Несмотря на то что почти сразу после открытия канал пришлось углублять и перестраивать, потому что он оказался слишком мелким для прохода крупных судов, проект был признан советским руководством успешным и положил начало череде масштабных гулаговских строек.

17 августа 1933 года в плавание по каналу отправился пароход, на котором находились 120 советских писателей и деятелей культуры. Среди участников тура были Алексей Толстой, Всеволод Иванов, Михаил Зощенко, Борис Пильняк, Леонид Леонов, Валентин Катаев, Виктор Шкловский, Мариэтта Шагинян, Вера Инбер, Илья Ильф, Евгений Петров и другие. По итогам поездки писатели опять-таки в ударные сроки подготовили коллективную монографию, в которой воспевали героический труд и волю чекистов, решившихся на переделку человека и природы.

Arzamas приводит свидетельства литераторов, которые задокументировали маршрут путешествия.

Строительство Беломорско-Балтийского канала. 1930-е годы © РИА «Новости»

1. Из Москвы…

«Вечером колонна автобусов увозит нас на Ленинградский вокзал. К перрону подан специальный состав из мягких вагонов, сверкающих лаком, краской и зеркальными окнами. Рассаживаемся, где кто хочет.
С той минуты, как мы стали гостями чекистов, для нас начался полный коммунизм. Едим и пьем по потребностям, ни за что не платим. Копченые колбасы. Сыры. Икра. Фрукты. Шоколад. Вина. Коньяк. И это в голодный год!»

Александр Авдеенко Александр Авдеенко (1908–1996) — советский писатель, драматург и сценарист.

2. …в Ленинград

«И, вообразите, литераторский поезд мчится сквозь ночь в Ленинград, и в названном поезде восседают, лежат, спорят, кушают, выпивают прозаики и поэты, знаменитые и не очень, равно как и те, кто еще никому не известен, но, по мнению Горького, вскоре будет знаменит.
Всю ночь пассажиры не спят, бродят друг к другу и целуются, и клянутся в бескорыстном служении искусству, и твердят, что сколь бы ни была стопудовой писательская судьба, все же в итоге побеждает талант. Даже если слава приходит через полсотню лет.
И всю ночь по купе разносят пиво и бутерброды сотрудники госбезопасности в чине не меньшем, чем нынешний подполковник. И только под утро сочинительский поезд наконец угомонится, вздремлет. И когда знаменательные вагоны замрут в Ленинграде на Московском вокзале, к толпам встречающих выйдет всего лишь с десяток самых незначных его пассажиров в сопровождении тех, кто разносил бутерброды и по долгу своей работы привык не спать по ночам».

Читайте также:
Стиль Барокко - Все об эпохе искусства

Евгений Габрилович Евгений Габрилович (1899–1993) — советский писатель, драматург и киносценарист («Два бойца», «Убийство на улице Данте», «Воскресение», «В огне брода нет», «Начало»).

3. Поплыли

«Вечером нас разместили в каютах судна, речного, крепко отдраенного и отмытого, и мы поплыли на север. Подполковники, разносившие в поезде бутерброды, отплыли с нами, как, впрочем, и их сослуживцы неизмеримо крупней.
И вот так и плыли мы — совесть и гордость русской земли — по вновь откры­тому Белбалтканалу от одного лагпункта к другому, и всюду на приста­нях нас встречали оркестры из зеков и самые зеки в новеньких робах, вымытые и побритые, счастливые, застенчивые, лучезарные, и невозможно было поверить, что это и есть (и в немалом) именно пятьдесят восьмая статья Имеется в виду статья 58 Уголовного кодекса РСФСР, устанавливающая ответственность за контрреволюционную деятельность и анти­государственные преступления. Осо­бенно часто применялась во время репрес­сий сталинского периода; осужденные по ней назывались «политическими заклю­ченными» . Отменена в 1961 году. ».

Фотография из книги «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. История строительства». 1930-е годы © raruss.ru

4. На Медвежьей Горе

«Новый день встречаем на Медвежьей Горе. Низкое и хмурое небо. Нелетняя прохлада. Громадные валуны, покрытые толстым слоем бронзово-зеленой слизи. Рубленые, в два этажа, казенные дома. Белые, с зарешеченными окнами ряды бараков, захлестнутые гигантской петлей колючей проволоки. Это уже настоящий север.
На любые вопросы лагерники отвечали без запинки, бойко и весело. Да, воровали, грабили, осуждены. Отбывая срок, стали ударниками: рыли землю, рубили деревья, укладывали бетон, строили шлюзы. До того, как попали в лагерь, не умели держать в руках ни топора, ни лопаты, ни молотка, а теперь имеют разряд квалифицированного бетонщика, слесаря, механика. Были преступниками, жили за чужой счет, стали нормальными работягами. Вредили на советских заводах и фабриках, злобствовали, глядя на победоносную поступь советского народа. Теперь больно и стыдно вспоминать прошлое.
Преступник перекован в человека!
Поет хор каналоармейцев:

В скалах диабазовых вырубим проход.
Эй, страна, заказывай с грузом пароход!

Каналоармейский оркестр состоит из тридцатипятников — осужденных по 35‑й статье уркаганов. Где трудно, где угрожает прорыв, туда сразу бросают оркестр. Играет. Воодушевляет. А когда надо, оркестранты берутся за кирку и лопату».

5. Отплытие

«В одном из бараков писатели-москвичи неожиданно увидели своего собрата, поэта Сергея Алымова, автора любимой народом песни «По долинам и по взгорьям шла дивизия вперед». Обступили, здороваются, похлопывают по плечам, задают вопросы, и среди них неизбежный и самый главный: «Как ты сюда попал, Сережа? За какие грехи?» Саша Безыменский не удержался, чтобы не схохмить: «Сережу прислали таскать тачку по долинам и по взгорьям». Все засмеялись, в том числе и Фирин. Алымов даже не улыбнулся. Глаза его потемнели, как туча, набухшая дождем. Пользуясь веселым и явно дружелюбным настроением Фирина, Безыменский сказал: «Семен Григорьевич, не могу удержаться, чтобы не порадеть за собрата, попросить скостить ему срок. «Уже скостили. Скоро Алымов вернется в Москву». Сказал и удалился, сославшись на дела. «Сережа, так за что же ты все-таки попал сюда?» — без дураков, серьезно спросил Безыменский. Каналоармеец Алымов махнул рукой, заплакал и полез на верхние нары.
Я был поражен тем, что и поэт тут, за колючей проволокой. Он‑то за что?
В середине дня к причалу Медвежьей Горы подошел пароход
«Анохин», тот самый, на котором недавно товарищи Сталин, Ворошилов и Киров предприняли путешествие по каналу. Теперь пассажирами стали мы,
писатели. Длинный басовитый гудок. Отданы швартовы. Медвежьегорские
лагерники машут руками, платками, кепками.
Путешествие по водному пути начинается. Идем по Повенецкому
заливу навстречу холодному ветру и свинцовым тучам».

6. Повенчанская лестница шлюзов

«Повенчанская лестница шлюзов. Со ступеньки на ступеньку, из шлюза в шлюз поднимаемся все выше. Все шире и шире разворачивается панорама Онежского края, края озер, темно-зеленых, подернутых сизой дымкой лесов, края диабазовых и гранитных, укутанных в бархатные мхи валунов, края вечной мглы, низкого неба и почти вечного холода. Час назад ветер хлестал мелким дождем, а сейчас несет хлопья сухого, нетающего снега. Снег в середине августа!»

Читайте также:
Нобелевская премия за произведения на русском языке

»— Здесь на каждом шагу упрятаны тайны. Под каждой плотиной. Под каждым шлюзом. В судьбе и работе каждого каналоармейца. Если бы судьбе было угодно омолодить меня и определить на ваше завидное место, место молодого писателя, знаете, что бы я сделал? Написал бы повесть «Тайна трех букв» То есть ББК, Беломоро-Балтийский канал. ».

Дмитрий Святополк-Мирский Дмитрий Святополк-Мирский (1890–1939) — русский литературовед, критик и публицист, автор англоязычной «Истории русской литературы». В 1920 году эмигрировал, в 1932 году под влиянием Горького вернулся в СССР. Увлекался евразийством, в 1937-м был арестован, умер в лагере под Магаданом. , в пересказе Авдеенко

8. Выгозеро

«Неоглядные просторы Выгозера. Совсем холодно. Предусмотрительные чекисты извлекают из корабельных кладовых толстые, пушистые свитеры, раздают писателям».

9. Десятый шлюз

«Десятый шлюз. Он высечен в диабазовой глыбе. Фирин рассказывает, как день и ночь стрекотали здесь перфораторы. Самая крепкая, особой закалки сталь выдерживала не больше часа работы — перегорала. Гнезда для динамитных зарядов, чтобы взорвать скалу, пришлось просверливать чуть ли не на каждом квадратном метре».

10. Ближе к концу канала

«Идем по каналу, вырубленному в граните. Последние тридцать восемь километров великого водного пути. Глубокие выемки чередуются с высокими утрамбованными насыпями.
Тут произошел разговор с одним из инженеров, сопровождавших нас от Медвежьей Горы. С глубоким знанием дела, с азартом рассказывал он нам, как строились плотины, дамбы, шлюзы. Инженер высок, мускулист. Холодный ветер, нежаркое солнце, дождь и ледяная крупа грубо, до шершавой красноты обработали его лицо.
— Я работаю на Беломорстрое с самых первых дней, — говорит он. — Великие трудности были преодолены и каналоармейцами, и чекистами. Чекистам было труднее. Вы только подумайте, в ходе строительства нужно было перевоспитать разнокалиберных преступников. Перековать разнузданных, оголтелых, ожесточенных разгильдяев в армию тружеников! Задача для титанов. — Он внимательно оглядел обступивших его писателей и закончил: — Люди делают революцию. Революция делает людей.
— А что побудило вас приехать сюда, на север? Давно вы работаете с чекистами? Инженер молчал. Потом сказал: — Произошло недоразумение, товарищи. Я не вольнонаемный. Несколько лет назад я был осужден. Сюда попал в числе тысяч себе подобных. Но я привык не отделять себя от чекистов. Делаем одно дело. Работаем все . Инженер ушел на безлюдную корму. Мы проводили его взглядами».

«Катаев не только насмешничает. Всем интересуется живо. При очередной беседе с Фириным спросил:
— Скажите, Семен Григорьевич, каналоармейцы часто болели?
— Бывало. Не без того. Человек не железный.
— И умирали?
— Случалось. Все мы смертные.
— А почему мы не видели на берегах канала ни одного кладбища?
— Потому что им здесь не место.
Посуровел веселый и гостеприимный Фирин и отошел.
Задумчиво глядя вслед чекисту, Катаев сказал в обычной своей манере:
— Кажется, ваш покорный слуга сморозил глупость. Это со мной
бывает. Я ведь беспартийный, не подкован, не освоил».

«Пароход «Анохин» движется дальше. Проходим мимо карьера. На дне
копошатся заключенные: дробят камень, грузят на деревянные тачки
щебенку. Восторженный Лидин снимает шляпу, кричит:
— Привет вам, ударники Беломорстроя! Ур-рраа!
Ударники не откликаются. Гремят кувалдами, шаркают по щебенке
лопатами, толкают тачки.
Александр Архангельский насмешливо щурится на Лидина:
— Н-да. Построили канал они, а радуемся мы».

Фотография из книги «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. История строительства». 1930-е годы © raruss.ru

«В общем, все было именно так, как положено, как желалось тем, кто кормил нас ночью в поезде бутербродами, и тем, кто, куда как повыше, и придумал весь этот художественный театр. И только одно обстоятельство выпирало из ритуала: на каждой из пристаней зеки, скандируя, требовали, чтобы на палубе появился Зощенко. Именно он, только он и никто другой из писателей, хотя тут, на судне, было навалом тех, кто руководил журналами и умами, кто был прославлен своим умением угадывать вкусы правительства в романах и директивных статьях. Но их имена были малоизвестны зекам, и те ревели со всех пристаней:
— Зощенко, выползай!
Но Зощенко не появлялся: он, правда, был юмористом, однако по нраву не слишком приветливым и лежал в каюте одетый в черный костюм, при галстуке, с четким пробором в волосах, как если бы собирался на встречу с любимой дамой».

14. Вход в Онежский залив. Поселок Сорока

«Пароход преодолел последние километры канала и вошел в мутно-серые, с фиолетовыми нефтяными пятнами воды Белого моря. Большой поселок Сорока жмется к берегу. Темные от старости бревенчатые дома. Резные наличники. С моря, с той далекой его стороны, где Соловецкие острова, дует сырой, с тяжелым рыбным душком ветер».

15. Назад

«Двинулись в обратный путь, с севера на юг. Писатели, переполненные впечатлениями, уже не с такой жадностью, как прежде, вглядываются в берега канала».

16. Снова Выгозеро

«Прошли Выгозеро. Потеплело. Стягиваем с себя шерстяные свитеры, выданные чекистами несколько дней назад, складываем в кучу. , отвечающий за них, недосчитался пяти штук. Саша Безыменский сейчас же сочинил песенку и вместе со своими товарищами из агитбригады, под аккомпанемент гитары, лихо исполнил ее. Песенка имела такой
припев:

Мастера пера, пера,
возвращайте джемпера. »

17. Конец пути в Медвежьегорске

«Закончили путешествие по каналу и переселились в поезд. Дождь с ветром смыл с провисшего неба все звезды. Дохнуло глубокой осенью, хотя еще был август. Еле-еле проступают в сырой темноте лагерные огоньки Медвежьей Горы. Все дальше они, все бледнее. Прощай, Беломорско-Балтийский! Прощайте, каналоармейцы!»

Читайте также:
Крейсер «Аврора» - история, факты, фото

Суперобложка книги «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. История строительства». 1934 год © raruss.ru

​18. Финал

«Мелькнуло немало лет, и только теперь, когда открылось многое из того, за что ночные разносчики бутербродов ломали подследственным ребра и зубы, я до конца уяснил суть той прогулки по лагерным пунктам. Однако в те времена эти оркестры и перековка казались неопровержимыми, и, возвратившись с канала в Москву, мы вновь собрались у Горького, чтобы составить книгу о Белбалтлаге. И писали очерки в эту книгу с таким проницанием в суть всего доброго в человеке, в его сердце и мысли, что у творца «Челкаша» при чтении проступали слезы. Впрочем, насколько я знаю, он вообще легко поддавался слезам».

P. S. Письма участников поездки начальнику Секретно-оперативного управления ОГПУ Генриху Ягоде

Всеволод Иванов:
«Милый Генрих Григорьевич,
поспешно, на бегу поезда, чужой ручкой — Вл. Лидина, крепко-крепко благодарю Вас за великолепную мысль, позволившую нам увидать Б.-Б. канал. Страшно жаль, что не удалось мне увидать его раньше, весной, когда предлагали Вы.
Целую Вас крепко».

Михаил Зощенко:
«Дело не в том, что я видел грандиозные сооружения — плотины, шлюзы, дамбы и новый водный путь.
Меня больше всего поразили люди, которые там работали и которые организовали эту работу.
Мне не приходилось раньше видеть ГПУ в роли воспитателя — и то, что я увидел, было для меня чрезвычайно радостным».
Мих. Зощенко

Кукрыниксы:
«Тов. Ягода!
Мы, Кукрыниксы, работая как художники-сатирики, избираем мишенью людей с «родимыми пятнами» прошлого. Этих людей мы бичуем. Если Ваша работа будет проходить такими темпами и все эти люди изменят свой внутренний облик — нам тогда скоро придется «перековаться» на другую профессию.
Восхищены грандиозной работой ОГПУ!»
Художники Кукрыниксы: Куприянов, Крылов, Соколов

Александр Безыменский:
«Товарищу Ягоде
от поэта, с гордостью носящего присвоенное ему
враждебной нам прессой всех стран имя литературного чекиста

Я сообщаю героической Чека,
Что грандиозность Беломорского канала
И мысль вождя, что жизнь ему давала,
Войдут невиданной поэмою в века,

И если коллективом вдохновений
Поэму Беломорского пути
Сумеем мы в литературу донести,
То это будет лучшее из наших донесений».

Лев Никулин:
«Генриху Григорьевичу Ягоде.
«Человечность» и «гуманность» все же великие слова, и, мне кажется, не надо отказываться от них. Высшая человечность и гуманность есть то, что сделано Вами — первым из строителей ББК. Она заключается в замечательной работе над исправлением человека. Она заключается в заботе о создании лучших условий жизни для трудящегося человечества. Всякая иная человечность и гуманность есть ложь, лицемерие и ложь».

Николай Чуковский:
«Я был в Карелии несколько лет назад. Блуждая по безмерным пространствам диких каменистых пустынь, я думал о том, сколько надо еще поколений, чтобы этот край стал обжитым, чтобы подчинились человеку эти леса и воды.
Я был не прав. Я не знал тогда, что труд, организованный большевиками, может за двадцать месяцев преобразить страну и людей».

Александр Исбах:
«Беломоро-Балтийский канал кажется мне высеченным в граните грандиозным памятником нашей великой партии и ее вождю Сталину.
Большевики-чекисты, ученики Феликса Дзержинского — Ягода, Фирин и их боевые соратники — претворили в жизнь великий замысел вождя.
Они — люди ленинской породы — сумели подчинить стихию, сумели вернуть к трудовой жизни тысячи людей.
Об этом сразу не напишешь. Трудно написать книгу, достойную Беломорстроя. Трудно, но почетно. Это должна быть книга о жестоких боях, о борьбе и победе, книга о воспитании правдой, книга о большевиках-чекистах, о нашей славной партии, имеющей таких вождей и таких бойцов».

Лев Кассиль:
«Смешно и фальшиво было бы сусально расписывать лагерную жизнь. Огромная, суровая и прекрасная, но трудная, тяжелая, железная правда лежит в основе всех дел ОГПУ. Ее поняли бывшие воры и вредители, люди всех статей Уголовного кодекса. Ее необходимо понять писателям». («Литературная газета», 29 августа 1933 года)

Воспоминание Виктора Шкловского:
«По разрешению Ягоды, с его письмом я ездил на Беломор, на свидание с братом, сидевшим в лагере. Письмо Ягоды сделало лагерное начальство очень предупредительным, за мной ухаживали. Когда я уезжал, спросили: «Как вы себя у нас чувствовали?» Огражденный от неприятностей письмом Ягоды, я ответил: «Как живая черно-бурая лиса в меховом магазине». Они застонали…»

Читайте также:
Великие географические открытия - кратко

Дым Отечества. Что нужно знать о папиросах «Беломорканал»

Марка папирос была создана в 1932 году на фабрике имени Урицкого в Ленинграде. И вскоре «Беломорканал» распространился по всему Советскому союзу и даже проник за рубеж.

«Сверхтонкая, полупрозрачная папиросная бумага не подвергается селитрованию, а ее края соединяются без клея путем механической запрессовки специальными зубчатыми колесиками. Изящество формы, непосредственность ощущений придают папиросам изысканную и неповторимую индивидуальность. Можно наслаждаться своеобразным, ароматным вкусом табака без химических примесей посредством мундштука, поглощая охлажденный табачный дым.»

Из описания с сайта канской табачной фабрики.

Эта марка папирос была создана в 1932 году на фабрике имени Урицкого в Ленинграде. Автор табачной смеси — технолог Иоаниди Василий Иванович. Автор рисунка на пачке — художник А. Тараканов.

Видно, что на пачке до сих пор изображена граница СССР по состоянию до Советско-Финской войны.

Говорят, что диаметр советских папирос, в том числе «Беломорканал», был 7,62 мм якобы для того, чтобы в случае необходимости на тех же станках запустить выпуск патронов.

В 1940-е годы рисунок с картой на упаковке выглядел несколько иначе: на нём были отмечены также Суэцкий и Кильский канал. Подобное оформление имело цель показать, что Беломоро-Балтийский канал был наиболее протяжённым в мире.

В музее конопли в Амстердаме, в экспозиции, посвящённой девайсам для курения, можно отыскать «Беломор».

Как-то на один из подмосковных заводов, где производится наряду с сабжем изрядное количество сигарет других марок, по ошибке логистов привезли на Х тонн меньше табака для «Беломора» и на тот же Х тонн больше табака для сигарет марки «Вог» (Vogue). Но линию не остановили. Так что какое-то время все суровые рязанские мужики курили кошерный «Вог» в штакете.

ПОДПИШИСЬ. Будет еще интересней.

Найдены дубликаты

А еще когда летчики забывали взять карту, они летели по пачке “Беломора”. Инфа 146%

С лурка спизженно, в теге ошибка, автор – мудак.

Как-то на один из подмосковных заводов, где производится наряду с сабжем изрядное количество сигарет других марок, по ошибке логистов привезли на Х тонн меньше табака для «Беломора» и на тот же Х тонн больше табака для сигарет марки «Вог» (Vogue). Но линию не остановили. Так что какое-то время все суровые рязанские мужики курили кошерный «Вог» в штакете.

Сигаре́та (от французского cigarette — маленькая сигара) — бумажный цилиндр, внутри которого находится измельчённый табак для курения. Большинство сигарет фабричного производства имеют размер 84 мм в длину и 0,3 дюйма (7,62 мм)

Интересно, но администрация пикабу поносит курево.
Группу пилить даже не пытайся.

Я иногда покупаю Экспортный, который в металлическом портсигаре. Очень даже норм курится!

Беломор удобно забивать. Это всё, что нужно о нем знать.

Всю хуйню с глупого сайта будете сюда тащить?

Говорят, что диаметр советских папирос, в том числе «Беломорканал», был 7,62 мм якобы для того, чтобы в случае необходимости на тех же станках запустить выпуск патронов.

можно дальше не читать

Даёшь Пикабу правительство в массы!

Теперь понятно

Воспоминания

Повеяло 2007-м

А уж там в кинотеатр

Было у учёного три сына.

Не получилось

Невозможно

Ну как то так.

В Иркутске главврач местной детской больницы призвал непривитых горожан не звонить в скорую помощь и умирать дома. «Да. Личное дело каждого: жить мне или умереть. Так не занимайте место в госпиталях. Вот если вы не привились и заболели, тогда не звоните на скорую, помирайте дома», – пояснил Владимир Новожилов.

Ответ на пост «Коротко о ценах на автомобили. »

Че то вспомнилось. Мне лет, наверное, 7. Мать работает на рынке. Лето. Я слоняюсь по этому рынку. А где ребёнку интереснее всего? Правильно, в магазине игрушек. Работала там, как я сейчас понимаю, девушка молодая. Завязалась у меня с ней болтовня. Год примерно 1998. Я взахлеб рассказала о том, какая у меня коллекция кукол Барби, но кена нет, треснуло у него соединение, на котором держались ноги, и они вывалились. Уж не помню, что и какими словами я ей говорила, но она протянула мне кена в подарок. Боже, какое это было счастье. Нереально неземное.
P.S. Мама кстати не поверила, что кена мне подарили и повела в этот магазин)
P.P.S. От денег продавщица отказалась.
Дело было в Белогорске, Амурская область.
Вдруг ты это сейчас читаешь) прошло больше 20 лет, а я до сих пор помню твой подарок.

Опции

Менеджер автодилера привёз собачку к ветеринару:

— У нее живот болит, сделайте что–нибудь! Сколько будет стоить?

— Да без проблем, дам лекарство, 500 рублей.

Ветеринар забирает собачку, через пару часов отдает и передаёт чек на оплату. Менеджер, ошарашенно:

— 10000? Это за что?

— А я ее заодно кастрировал, загипсовал правую лапу, подрезал хвост, подстриг. Мне показалось, вам это всё пригодится.

Логично

Выкрутился

Явный признак

И каждому воздастся по делам его.

В Челябинске умер главный врач гомеопатической клиники Юрий Попов. Его коллеги сообщают, что причиной смерти стал коронавирус. Этот врач был известен в области как противник прививок от COVID-19.

Читайте также:
Пивной путч 1923 года - история, факты, фото

Шок и трепет

Сегодня была свидетельницей беседы двух дам. Одна из них с советским образованием, другая – с ЕГЭ.

Первая рассказывает второй.

Если взять размер ноги любого человека, приписать к нему (размеру ноги то бишь) два ноля, прибавить текущий год и отнять год рождения, то последние две цифры внезапно окажутся возрастом этого человека.

Вторая воспроизвела на телефоне вышеупомянутые действия и была шокирована, получив верный результат.

Обе искренне недоумевали: как так-то. Что за магия.

Я смеяться вслух не стала, хотя очень хотелось

Ответ на пост «Ох-ты-ж-мать-перемать. »

Художественный фильм про Александра Мамкина не снят.

Александр Мамкин летал за линию фронта не за иконой. Он вывозил детей из окруженных фашистами партизанских отрядов. Всего он сделал девять ночных рейсов и вывез 90 человек. А всего в тот момент было вывезено около 200 человек. Ниже-кадр из кинохроники, где заснят Александр Мамкин, забирающий детей из окруженного партизанского отряда:

Последний, девятый полет:

В очередном полёте ночью 11 апреля 1944 года Мамкину предстояло эвакуировать на Большую землю 13 человек — семь детей в кабине штурмана, в специальном грузовом контейнере под фюзеляжем ещё трёх детей и воспитательницу, а в подвешенных под нижними консолями крыла торпедообразных контейнерах — двух тяжелораненых партизан.

На рассвете, подлетая к линии фронта, самолёт был обстрелян зенитками, а над самой линией фронта — атакован немецким ночным перехватчиком: на этот раз осколки снарядов прошили двигатель, и тот загорелся, а лётчик был ранен в голову. Линию фронта тяжелораненый лётчик пересёк, управляя горящим самолётом. Согласно инструкции, ему следовало набрать высоту и покинуть горящую машину с парашютом, но он, имея живых людей на борту, не сделал этого. От загоревшегося мотора пламя добралось до кабины пилота — тлела одежда, плавились шлемофон и лётные очки. Но Мамкин продолжал удерживать в повиновении трудно управляемый самолет, пока не нашел подходящую площадку на берегу озера Болныря уже за линией фронта в расположении частей Красной Армии, где самолёт и совершил посадку, выкатившись на лёд озера. К тому времени прогорела даже перегородка, отделяющая кабину пилота от пассажиров, и на некоторых детях начала тлеть одежда. При аварийной посадке лётчика выбросило из кабины самолёта в снег, и он потерял сознание.

Прибывшие на место посадки бойцы Красной Армии доставили лётчика в госпиталь, но ожоги и ранение были слишком сильны. Через шесть дней, 17 апреля 1944 года, Александр Мамкин скончался в госпитале. Все пассажиры самолета (13 человек) в этом последнем для лётчика рейсе остались живы.

Интересные факты о Тевтонском ордене

Факт 1. Основанный в 1190 году, Тевтонский орден без перерывов существовал более 8 столетий. Потом его деятельность несколько раз сворачивалась, в том числе и во время Второй Мировой войны, когда руководство нацистской Германии конфисковало владения ордена. Позднее он был возрождён, но сейчас этот древний рыцарский орден занимается исключительно мирной деятельностью. Да и состоит он теперь в основном из женщин, которых называют сёстрами. Они служат сёстрами милосердия, работая во множестве больниц и госпиталей в Австрии и Германии.

Факт 2. Большинству россиян Тевтонский орден знаком по Ледовому побоищу, знаменитой битве, в которой русское войско под командованием Александра Невского одержало победу над крестоносцами. На самом деле с противоположной стороны в выступали в основном рыцари Ливонского ордена, а не Тевтонского! Но Ливонский орден сам по себе являлся чем-то вроде “филиала” Тевтонского, только в Прибалтике, так что отличались эти ордена, по большому счёту, лишь руководителями и знамёнами

Факт 3. В прошлом Тевтонский орден делился на четыре основные части – одна состояла из рыцарей, другая оруженосцев, третья из священников, а четвёртая из полубратьев (хозяйственников). Причём рыцарями могли стать только те соискатели, которые сумели доказать свою принадлежность к какому-нибудь древнему дворянскому роду. Для всех остальных таких ограничений не существовало, но они не имели права быть магистрами.

Факт 4. С лёгкой руки режиссёра Сергея Эйзенштейна, снявшего фильм “Александр Невский”, почему-то стало считаться, что рыцари Тевтонского ордена носили глухие рогатые шлемы, похожие на ведро, и сражались в основном огромными двуручными мечами. Это лишь художественная выдумка – рогатых шлемов у них не было, а вооружение было очень разнообразно.

Факт 5. Историческая область Восточная Пруссия славится своим историческим наследием, в частности, средневековыми замками. Их там насчитывается более 90! И большая их часть некогда была построена именно Тевтонским орденом. Сейчас основная доля этой исторической области относится к Польше, но часть принадлежит и России. Это Калининградская область.

Факт 6. Прозвище “псы-рыцари”, которым в русском языке иногда обозначают рыцарей Тевтонского Ордена, появилось в результате ошибки. Карл Маркс, один из идеологов коммунизма, в одном из своих трудов назвал их словом “Reitershunde”, что примерно переводится с немецкого, как “конный сброд”. Но переводчики допустили ошибку, и так появились “псы-рыцари”. На самом деле собак не было ни в какой символике тевтонцев.

Читайте также:
Князь Юрий Долгорукий - биография и правление

Факт 7. Истоки происхождения Тевтонского ордена неизвестны. Большинство историков склоняется к тому, что он возник в Иерусалиме, завоёванном в ходе крестовых походов. Какой-то немец основал там госпиталь, вокруг которого начали собираться немецкоязычные рыцари, и из этой неформальной организации впоследствии, вероятно, и вырос орден.

Факт 8. Периодом наивысшего расцвета Тевтонского ордена считается конец XIV века и начало XV. О его могуществе в это время говорят исторические документы, согласно которым наёмные крестьяне и рабочие, нанятые орденом, получали в несколько раз более высокую плату, чем где-либо ещё в Пруссии. Орден был богат, и он мог позволить себе платить больше, чтобы заполучить лучших работников.

Факт 9. Внутренний устав Тевтонского ордена был очень строгим. Более того, он регламентировал жизнь членов ордена даже в мелочах. Так, согласно уставу, братьям-рыцарям полагалось обязательно носить бороду, братьям-сариантам (оруженосцам) их необходимо было сбривать, а братьям-священникам предписывалось выглядеть, как монахам.

Факт 10. Третий Рейх считал себя продолжателем идей Тевтонского ордена, а один из ближайших приспешников Гитлера, Генрих Гиммлер, даже планировал его возродить, но в “обновлённом виде”. При этом нацисты активно преследовали членов настоящего ордена, конфисковывали всё их имущество и вообще пытались перекроить историю тевтонцев на новый лад. Безуспешно, как показали дальнейшие события – Третий Рейх был повержен, а орден существует и поныне, занимаясь благотворительностью.

История Тевтонского ордена

Согласно одной из версий, Тевтонский орден учредил германский герцог Фридрих Швабский (1167 — 1191) 19 ноября 1190 года. Другая версия создания ордена гласит, что во время третьего крестового похода рыцари осаждали город Акко на территории современного Израиля и основали в крепости военный госпиталь. Позднее Фридрих Швабский преобразовал этот госпиталь в духовный орден, подчинявшийся местному епископу. 6 февраля 1191 года папа римский Климент III утвердил орден папской буллой. В 1199 году орден стал духовно-рыцарским и был призван защищать немецких рыцарей, лечить больных и бороться с врагами католической церкви и Священной Римской империи.

Орден Тевтонской братии церкви Святой Марии Иерусалимской, как официально звучит название ордена, в начале XIII века размещался в городке Эшенбах, который в начале XIV века вошел в состав коммендантсва Нюрнберг. После многочисленных обменов и дарений Тевтонский орден практически стал единовластным владельцем Нюрнберга, второго по численности города Баварии.

Тевтонский орден к началу XIII века стал влиятельной и богатой организацией, что заметили многие государства. Правители, желая расправиться с противоборствующими группами, начали нанимать тевтонцев под видом «борьбы с язычниками». Так, в 1211 году венгерский король Андраш II пригласил тевтонских рыцарей для борьбы с половцами, кочевым народом тюркского происхождения. К 1220 году тевтонцы построили пять замков и завоевали все незаселенные половецкие степи. Зависть же венгерской знати к военным успехам и льготам ордена привели к тому, что в 1225 году большая часть рыцарей покинула венгерские земли по требованию короля.

После объявления папой римским Гонорием III похода против прусских язычников, тевтонцы распространились в Польше, построили ряд крепостей и замков, давших начало целым городам. На землях пруссов Тевтонский орден в числе других основал знаменитый замок Кёнигсберг (на территории современного российского города Калининград), крупнейший на время Средневековья кирпичный замок в мире Мариенбург (современный город Мальборк в Польше), крепость Торн, давший начало современному польскому городу Торунь и др. Несмотря на то что пруссам оказывали помощь литовцы, немногочисленным поначалу тевтонским рыцарям удалось успешно их преодолеть.

Несмотря на то что тевтонские рыцари активно завоевывали Европу, успешно распространили власть на всю Пруссию, Ливонию (современная территория Латвии и Эстони), их резиденция находилась в Леванте, области стран восточной части Средиземного моря. С 1271 года резиденция перебралась в Венецию. Здесь же размещались архив и сокровищница ордена.

Первым значительным и сокрушительным поражением тевтонских рыцарей стало сражение 5 апреля 1242 года на Чудском озере, легендарное Ледовое побоище. До этого тевтонцы успешно завоевали сам Псков, вторглись в Новгородское княжество и основали крепость Копорье. Но после эти земли освободило войско новгородцев и владимирцев под предводительством Александра Невского. Согласно распространенному мнению, русские воины преследовали тевтонцев на заледенелой поверхности озера, пока те не провалились под лед. Современные же историки отмечают, что это только преувеличение, так как на этот факт не указывает ни один исторический источник. Это поражение стало завершением неудачной захватнической компании ордена 1240-1242 годов.

Самый продолжительный натиск тевтонцы оказывали на Великое княжество Литовское, совершив в пределах Литвы более сотни походов в XIV веке. Но после объединения Литвы и Польши в ходе Грюнвальдской битвы 15 июля 1410 года тевтонские войска потерпели сокрушительное поражение и потеряли статус непобедимых. Эта битва стала одной и крупнейших в средневековой Европе. К 1457 году резиденция ордена располагалась уже в Кёнигсберге, а сам орден был вынужден признать верховенство польского короля. К 1525 году орден потерял власть над всеми прусскими землями, столица тевтонцев была перенесена в немецкий город Бад-Мергентхайм.

Читайте также:
Самые кровожадные нацистские преступники

В 1809 году Тевтонский орден был окончательно распущен, однако во время Первой мировой войны произошла его реорганизация. Сейчас его деятельность сосредоточена на благотворительности и помощи больным. Отделения ордена есть в Чехии, Словении, Австрии, Германии, Италии, Бельгии и даже в США.

Шесть интересных фактов о Тевтонском ордене

18 ноября 2013 18:08

1. Известно, что Тевтонский орден входит в тройку самых легендарных и могущественных духовно-рыцарских орденов в мире (вместе с Тамплиерами и Мальтийским орденом). Он считается одним из самых строгих орденов для входящих в него рыцарей послушания. Уставы делили Тевтонский орден на 2 класса: рыцарей и священников. Считается, что входить в него могли только представители знатных семей. Однако отличительной чертой священников от рыцарей было необязательное «древнее благородство». Функция священников состояла в причащении больных в больницах и рыцарей, отправлении святой мессы и прочих религиозных служб, следовании за рыцарями и больными в качестве медиков на войну в помощь. Священники Ордена не имели прав быть магистрами, командорами или вице-командорами в Пруссии или Литве, но им не запрещалось становиться командорами в Германии.

2. Тевтонский орден получил широкую известность в том числе благодаря фильму Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Однако не стоит верить тому, что изображено на экране. Знаменитый режиссер допустил массу неточностей в изображении деталей. К примеру, в рейде на Псков и Новгород не принимали участие изображенные Эйзенштейном короли и принцы. Тевтонские рыцари не носили «рогатых» шлемов, которыми их наградил великий режиссер. Оружие, изображенное на экране также не соответствует эпохе.

3. К слову об исторических событиях, которые изображались в кинокартине. Утверждение о том, что тевтонские рыцари провалились под лед Чудского озера, и благодаря этому русские войска одержали победу в Ледовом побоище, является мифом. Ход битвы изложен как в русских, так и в тевтонских летописях, но ни в одной из них такой эпизод не описан. К тому же вес русского дружинника и орденского рыцаря в полном снаряжении был примерно одинаков, поэтому ситуации, когда одни проваливаются под лед, а другие нет, не могло возникнуть.

4. Восточная Пруссия считается Страной Замков. А ведь многие из них являются наследием именно Тевтонского ордена. С колонизацией Пруссии Орденом эти замки становились административными центрами подконтрольных территорий. Всего за время рассвета Тевтонского Ордена на территории древней Пруссии было построено около 90 замков.

5. Период военно-политического и, соответственно, экономического процветания прусского орденского государства тевтонов (вторая половина XIV – первая половина XV в.) характеризовался достаточно высоким уровнем оплаты труда. К примеру, наемный работник в орденских землях в среднем получал поденную плату, эквивалентную стоимости 26-34 килограммов ржи. Цены на дрова, мясо и молоко оставались достаточно низкими, а цены на импортные товары, наоборот, очень высокими, что объяснялось сознательно проводившейся протекционистской экономической политикой Ордена. Священнослужители и воины, нанимавшиеся на службу к Тевтонскому Ордену, получали очень высокое жалование.

6. Интересно, что в 2008 году в крипте собора польского города Кведзын археологи обнаружили три средневековых могилы которые, по предположениям специалистов, являются захоронениями трех магистров Тевтонского ордена. Польские археологи убеждены, что «три завернутых в шелковую ткань скелета, принадлежат магистрам Вернеру фон Орсельну (правил в 1324−1330 годах), Людольфу Кенигу (1342−1345) и Генриху фон Плауэну (1410−1413), – сообщил археолог Богумил Вишневски изданию «Associated Press». – Проведенные анализы ДНК это подтверждают. Мы на 95% уверены, что это они». По словам исследователя останки найдены среди обломков деревянных гробов. Все покойники перед смертью были облачены в шелковые одежды, вышитые золотом. В Средние века шелк был дорог и доступен только самым высокопоставленным лицам того времени. Находки археологов подтверждаются данными стенной росписи собора. Помимо этого ряд документов XIII-XIV веков утверждают, что двое из упомянутых магистров — фон Орсельн и Кениг — были погребены именно в соборе Кведзына. На остатках рук одного из погребенных специалисты смогли обнаружить следы оков. Они могли появиться у третьего из магистров, Генриха фон Плауэна, который 10 лет жизни провел в тюрьме.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: