СССР глазами художника – Уникальные картины

Советская реалистическая живопись – 3

В культурном пространстве Москвы есть места, которые не столь широко известны и популярны: это музеи-квартиры, музеи-мастерские художников. А между тем в этих музеях можно обнаружить интересные и редкие экспонаты, произведения искусства, документы, относящиеся к жизни и творчеству известных мастеров, отражающие время, в которое они жили. К числу таковых относится «Музей-мастерская народного художника СССР Д.А. Налбандяна», расположенная на 9 этаже известного московского дома в самом центре города – на Тверской улице, д. 8, корп. 2., прямо напротив памятника Юрию Долгорукову.

В конце 1992 года Д.А. Налбандян, фигура эпохальная в искусстве ХХ века, передал в дар городу Москве часть коллекции своих произведений. Правительство Москвы постановило создать на базе коллекции авторских живописных работ «Музей-мастерскую народного художника СССР Д.А. Налбандяна». Впоследствии эта коллекция пополнилась многочисленными рисунками, живописными этюдами, которые подарила музею сестра Дмитрия Аркадьевича – Маргарита Аркадьевна Налбандян.

Творчество Налбандяна относится к классике отечественной художественной культуры. Оно масштабно и многопланово. При упоминании об этом художнике в воображении чаще всего встают большие тематические полотна на историко-революционную, ленинскую тему, образы видных государственных и партийных деятелей, крупных военачальников. К этому мастеру укоренилось отношение как к одному из самых ярких представителей официального искусства советской эпохи, искусства социалистического реализма. Его называли «первой кистью Политбюро», он был единственный, кто писал портрет «вождя всех народов» с натуры, ему заказывали портреты зарубежные политические лидеры. Многие произведения Налбандяна, посвященные отображению исторических событий нашей страны, не потеряли своей значимости и сегодня: они являются частью нашей истории, в них передана атмосфера времени.

В экспозиции, представленной в музее-мастерской на Тверской, зритель не увидит больших тематических полотен (они являются собственностью крупнейших музеев страны и представлены здесь в фотографиях). Москвичи и гости столицы смогут познакомиться с более камерной стороной творчества художника, увидеть живописные произведения – пейзажи, натюрморты, портреты, жанровые картины, созданные автором на разных этапах творческого пути. В музее-мастерской представлены также материалы из домашнего архива, фотографии, книги, образцы мебели, декоративно-прикладного искусства.

Прекрасный мастер пейзажа, Налбандян умел передать все красочное богатство природы в своих пейзажных картинах. Где бы ни был художник, он везде увлеченно работал на пленэре, стараясь передать изменчивый, причудливый характер природы. Писал все времена года – сияние солнечных лучей, белизну снега, золотое пламя осенней листвы, яркие голубые тени первых мартовских дней. В пейзажных работах ярко проявился характер мастера, увлеченного своей живописной задачей, но не теряющего главного – поэтического содержания.

Очень часто автор выступает как жанрист и пейзажист одновременно, умеющий выразить гармоническое единство человека и окружающего мира. В экспозиции представлены работы, отражающие широту видения, колористический дар художника – «Крымский уголок», «Ишачий мост. Тбилиси», «Гурзуф. Крым», «Материнство. Армения», «Бахчисарай», «Церковь в Уборах» и др.

На протяжении всей жизни Налбандян самозабвенно писал натюрморты. Его темпераментная кисть мастерски передавала и пышное цветение роз, и приветливую красоту полевых ромашек, и утреннюю свежесть густой сирени. В музее представлен целый ряд запоминающихся натюрмортов – «Ромашки», «Гвоздики», «Натюрморт с грушами. Изобилие», «Цветы на синей скатерти» и многие другие. Показывая пластическое и красочное богатство окружающих предметов, Налбандян давал возможность почувствовать красоту предметного мира, утверждая полнокровную радость бытия.

Комсомолка Терехова (портрет Валентины Михайловны). 1934 г.
Портрет жены художника В.М. Тереховой, сидящей с книгой в руках

Обширной областью творческой деятельности художника являлся портрет. Портреты, созданные Налбандяном, разнообразны как по внутреннему содержанию, так и по художественному решению. Наряду с известными портретами политических и государственных деятелей, видных полководцев и маршалов Налбандяну охотно позировали коллеги по искусству, музыканты, артисты, писатели, ученые, простые люди. Экспозиция музея включила несколько автопортретов художника, созданных в разные годы, портреты близких и родных. Портреты Валентины Михайловны, жены художника и сына Аркадия отмечены особой теплотой, тонким лиризмом и задушевностью. Как известно, «Автопортрет» Налбандяна 1982 г. находится в знаменитой галерее Уффици во Флоренции.

Интересен раздел экспозиции, где представлены рисунки Налбандяна. Он был превосходным мастером рисунка, который носил для него как самостоятельный, так и вспомогательный характер. Одни из них вполне закончены, другие – эскизны. При создании рисунков Налбандян пользовался различными техниками – сангиной, карандашом, фломастером, пером. Начиная с 1930-х годов художник выполнил с натуры сотни портретных зарисовок, которые обладают сегодня большой документальной ценностью. Это портреты участников партийных съездов, государственных, политических деятелей. В музее есть карандашные портреты Сталина, Калинина, Кирова, Ворошилова, Хрущева, Брежнева, Мао Дзе Дуна, которые отличаются остро схваченным сходством, умением передать главные черты характера.

В экспозиции представлены также дружеские шаржи, изображающие художников, коллег. Созданные во время заседаний Президиума Академии художеств СССР, творческих вечеров, научных конференций, сессий эти быстрые, мгновенные зарисовки поражают выразительностью и меткостью индивидуальных характеристик. Зритель увидит портреты замечательных мастеров изобразительного искусства – Н. Рындина, З. Виленского, Б. Иогансона, А. Герасимова, Н. Соколова, Т. Залькалнса, др.

Нельзя не отметить работы, выполненные во время многочисленных зарубежных поездок. Это рисунки, этюды, эскизы. В них запечатлена своеобразная природа разных стран, люди, их повседневная жизнь. Вот некоторые из работ зарубежной серии, представленные в музее: «Ткачиха из Джайпура. Индия», «Сбор винограда. Болгария», «Площадь Абовяна. Армения», «Железнодорожный комплекс. Болгария. Варна», «Вид Севильи. Испания», привлекают внимание также жанровые зарисовки тбилисской жизни.

Несомненный интерес представляет фотографический материал, раскрывающий яркие эпизоды и события из жизни художника, запечатлевший его встречи с известными людьми ХХ века.

Мы будем рады видеть каждого, кто захочет познакомиться с частью творческого наследия крупнейшего живописца ХХ столетия Дмитрия Аркадьевича Налбандяна, увидеть мир глазами большого художника.
Справки ежедневно с 10 до 17.30 час., кроме понедельника и воскресения по тел.: 629-28-72 – тел.-факс музея мастерской Д.А. Налбандяна, Галина Викторовна Зайкина

Читайте также:
Альбом русских народных сказок и былин 1875 года

НАЛБАНДЯН Дмитрий Аркадьевич (1906 – 1993)

Сов. живописец, нар. худ. СССР (1969), д. ч. АХ СССР (1953), Герой Соц. Труда (1976). Чл. КПСС с 1948. Картины на ист.-рев. темы (“Власть Советам – мир народам”, с соавторами, 1950; “Вернатун” – групповой портрет выдающихся деятелей арм. культуры, 1974–76); портреты, пейзажи. Лен. пр. (1982), Гос. пр. СССР (1946, 1951).

Большой энцикл. словарь: В 2-х т. /Гл. ред. А.М.Прохоров. – М.: Сов. энциклопедия, 1991

ПОРТРЕТ ЖЕНЫ. 1950-e
12 февраля 2011, Аукцион «Русское искусство», ЛOT 77
1 200 000 — 1 500 000 р.

Документальный фильм
«Двойная экспозиция Дмитрия Налбандяна»

из серии «Легенды времени»
© Первый канал. Всемирная Сеть 2009

Новый фильм из цикла «Легенды времени» посвящен жизни и творчеству Дмитрия Аркадьевича Налбандяна, одного из самых именитых художников советской эпохи.

Режиссер и сценарист попытались понять, кем был этот интереснейший человек, певец КПСС и придворный портретист вождей: талантливым мастером, наследником импрессионистического стиля Константина Коровина, или гениальным царедворцем, умевшим оказаться в нужное время в нужном месте.

В фильме принимают участие друзья художника, в том числе и Леонид Шишкин, ставший близким человеком для Дмитрия Налбандяна в последние годы жизни мастера.

Налбандян Дмитрий Аркадьевич (2.9.1906, Тифлис – 1993), живописец, народный художник СССР (1969), действительный член Академии художеств СССР (1953), Герой Социалистического Труда (1976), дважды лауреат Сталинской премии (1946, 1951). Образование получил в Тбилисской академии художеств (1929). В качестве дипломной работы выбрал тему “Молодой Сталин с матерью в Гори”. В 1931 переехал в Москву. Его работы “Выступление С.М. Кирова на XVII съезде партии” (1935) и портрет И.В. Сталина (1944-1945) были высоко оценены партийной прессой, назвавшей портрет: “отличающийся простотой и душевностью образа”. Во время Великой Отечественной войны работал в Окнах ТАСС. Автор огромного числа портретов руководителей партии и страны. В 1948 вступил в ВКП(б). В 1946-47 создал грандиозное полотно “В Кремлевском дворце 24 мая 1945”. Его другие известные картины: “Юный Сталин” (“Мальчик из Гори”; 1951), портрет Мао Цзэдуна (1952) и т.д. После смерти И.В. Сталина неизменно пользовался благоволением властей, продолжая рисовать парадные портреты всех партбонз до Л.И. Брежнева. По собственному заявлению, всегда считал, что портрет наиболее полно отображает дух эпохи и его долг создать образы всех руководителей страны (причем не обязательно с натуры). После начала перестройки говорил о своем желании продолжить создание портретов новых руководителей страны.

Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000

Налбандян Дмитрий Аркадьевич (р. 1906 г.). Живописец. Один из наиболее именитых художников сталинской эпохи. Действительный член Академии художеств (1953); народный художник СССР (1969). Родился в Тифлисе, там же окончил Академию художеств (1929). В качестве дипломной работы написал картину «Юноша Сталин с матерью в Гори». С 1931 г. живет в Москве. В годы Великой Отечественной войны сотрудничал в «Окнах ТАСС». Автор картин на историко-революционные темы и портретов многих советских партийных и государственных деятелей от Сталина до Брежнева, а также деятелей международного коммунистического движения. В 1951 г. в автобиографии писал, что главной темой его творчества является образ Сталина.

Налбандян — автор картин «Сталин, Ворошилов и Киров на Беломорканале» (картина первоначально называлась «Сталин, Ворошилов, Киров и Ягода на Беломорканале», но после ареста Ягоды изображение последнего пришлось убрать), «Сталин и Мао-Цзэдун», «Выступление СМ. Кирова на XVII съезде партии», «Ленин и Крупская в деревне Кашино с народом», «Брежнев на Малой Земле» и др. Стоял у истоков создания Академии художеств СССР (1947). Дважды лауреат Сталинской премии (1946 г., за портрет Сталина; 1951 г.).

Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000

Советский живописец. Родился в Тифлисе, где учился в 1924 — 1929 гг в Академии художеств у Е.М.Лансере. В творчестве Налбандяна преобладает историко-революционная тема и так называемый «официальный» портрет. За свою многолетнюю творческую жизнь художник создал портреты многих партийных функционеров (в том числе Сталина, Хрущева, Брежнева), за что получил в художнической среде неофициальное звание «придворного портретиста». Кисти Налбандяна (в соавторстве с другими художниками) принадлежат также монументальные многофигурные композиции: «В Кремлевском дворце 24 мая 1945 года» (1947), «Власть Советам — мир народам» (1950), «Великая дружба» (1951).

Д. Налбандян. Портрет Н. Хрущева. 1964-1993 гг.
Оценочная стоимость: 2 300 000 – 4 000 000 руб

Яковлев В.Н. Портрет. И.В. Сталин изображен в форме генералиссимуса Советского Союза. 1945 год
Артиллерийский музей, Петербург
Альбом-каталог выставки. «Победа. Стиль эпохи». 2010

Выставка «Победа. Стиль эпохи», проведенная в этом году в Центральном музее Великой Отечественной войны, была посвящена 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне, которая справедливо считается сегодня важнейшим событием в новейшей истории России, основой национальной идентичности. Впервые в музейно-выставочном пространстве было масштабно и ярко представлено послевоенное искусство как уникальный феномен отечественной культуры – как с точки зрения отраженного в нем уникального времени – времени победителей, так и в плане стилеобразования, как апофеоз самобытного «сталинского ампира». Выставочный проект был осуществлен Центральным музеем Великой Отечественной войны на Поклонной горе. На выставке было показано около 1000 экспонатов.

Приложение к книге «Сталин: искусство управлять миром»
Сталин и его жизнь в картинах советских художников, фотографии, плакаты, памятники и т.д.

Дудник, К. Максимов, Гоголева (?), В.П. Ефанов, В.Г. Цыплаков (Из семейного архива Цыплаковых)

Читайте также:
Картины Ильи Репина

Шостакович о Сталине
Сталин очень придирчиво относился к своим изображениям. Есть замечательная восточная притча: некий хан велел привести к себе художника, чтоб сделал его портрет. Казалось бы, простое дело. Но загвоздка в том, что хан-то был хромой. И на один глаз – кривой. Художник таким его и изобразил. И немедленно был казнен. Хан: “Не надо мне понимаешь, клеветников”. Привели второго художника. Он решил, что будет умным. И изобразил хана: “Орлиные очи и обе ножки одинаковые”. Второго художника тоже немедленно казнили. Хан: “Не надо мне, понимаешь, лакировщиков”. Самым мудрым, как и полагается в притче, оказался третий художник. Он изобразил хана на охоте. На картине хан стрелял по оленю из лука. Кривой глаз был прищурен. Хромая нога была поставлена на камень. Этот художник получил премию.

Я подозреваю, что притча была сочинена не на востоке, а поближе. Хан этот списан прямо со Сталина. Сталин расстрелял несколько художников. Их сначала вызывали в Кремль, чтобы увековечили вождя и учителя. И, как видно, не угодили они вождю. Сталин хотел быть высоким. Ручки чтоб одинаковые. Всех перехитрил художник Налбандян. На его портрете Сталин, сложив руки где-то в районе живота, идет прямо на зрителя. Ракурс взят снизу. При таком ракурсе даже лилипут покажется великаном. Налбандян последовал совету Маяковского: художник должен смотреть на модель, как утка на балкон. Вот с этой позиции утки Налбандян и написал портрет Сталина. Сталин остался очень доволен. Репродукции портрета висели во всех учреждениях. Даже в парикмахерских и в банях. А Налбандян на деньги, полученные за портрет, построил роскошную дачу под Москвой, огромную, с куполами. Ее один мой ученик остроумно назвал Спасом на Усах.

Человек вождя
Ретроспектива Дмитрия Налбандяна в Новом Манеже. 30.08.2006
В московском Новом Манеже открылась выставка, посвященная столетию со дня рождения художника Дмитрия Налбандяна – автора канонических портретов советских вождей и создателя официальной живописной сталинианы.

Дневник

Некоторые картины непростого советского прошлого

Шикарный набор и вообще пост! :)

При том – моего ЖЖ-друга, но в своё время я этот пост пропустил. А наткнулся на него так (нагуглил): картину одного из представленных тут авторов мне вчера подарили (обменяли, точнее; но не продали).

Я был в шоке от своей картины (и в восторге) – ибо это лауреат Сталинской премии, а за ту картину, что мне подарили – на мой взгляд его должны были сто раз расстрелять при Сталине (нет, художник абсолютно русский патриот, не за шпионаж с русофобией – за что Сталин расстреливал в основном), – она НАСТОЛЬКО антиреволюционна, что нужно быть идиотом, чтоб это не понять. В сущности – антиленинская даже, хотя Ленина там нет вообще. Но это, видимо, – не поняли. При этом ему ещё и Сталинскую премию дали (не за эту работу, разумеется, а за анти-германскую художественную деятельность в 41-45 гг)! :)

Так вот, я гуглил – и понял, что он просто очень смелая умница. У него вообще всё творчество такое. Картины его формально не антиреволюционны, наоборот – вроде как про революцию. Но если умный и внимательный человек посмотрит и вдумается – ТО ЭТО ЖЕ ЖЁСТКАЯ АНТИРЕВОЛЮЦИОННАЯ ИРОНИЯ, ДАЖЕ КАРИКАТУРЫ! Условно говоря – как Михаил Булгаков в литературе, пожалуй даже жёстче. Предполагаю – что премия у него не случайна, вероятно – Сталин его любил, ему вообще такой подход нравился.

Пока не скажу, что за картина (небольшая работа) у меня и какого автора, просто я её пока хочу оформить юридически – а потом опубликую фотографии, думаю – сюжет будет популярен и многими использоваться.

Оригинал взят у uglich_jj в Приколы соцреализма

Искусство в СССР было подцензурно и раболепно. Диктатура же. Но и у цензуры бывали проколы. А прокол цензуры – прикол соцреализма! Ниже – подборка картин советских художников стиля соцреализм, увиденная свежим взглядом.

В 1885 г. была такая Морозовская стачка, на фабрике капиталиста Морозова в Орехово-Зуево. На тот момент – стачки, профсоюзы, партии и всякая оппозиция в стране были запрещены. Но народ все равно вышел. В СССР, который заявлял о себе как о “государстве рабочих и крестьян”, это событие всячески пропагандировали. Ниже – 2 картины написанные в сталинский период про эту стачку. Почувствуйте разницу!

Георгий Савицкий. “Совещание рабочих перед морозовской стачкой”.

Нормальное совещание. Штоф водки, рюмки. Мужик за столом справа (со сжатым кулаком) – вожак, предлагает план, все слушают. Тот что за ним (крайний справа) накатывает еще рюмашку. Дед слева ( в красной рубахе) сидит с выражением :”Ох @%# твою мать!”

А вот вторая картина.
Иван Владимиров. “Морозовские ткачи обсуждают требования накануне стачки (1885 г.)”.

Композиция, в целом, та же – вожак со списком, мужики-работяги. Но на столе – только чай! Молодец художник. Классовая борьба это ж борьба с капиталистами, а не со штофом водки.

Еще пара чудных картин, автор – Александр Дейнека, классик соцреализма.

Алексендр Дейнека. “Душ”. 1937 г.

Сначала идея была такая – спортсмены в душе, один сидит, остальные моются. Потом Дейнеке картина не понравилась и он отрезал правый фрагмент, с мужиком, который наклонился. А из левого фрагмента чуть позже, во время войны, автор сделал отдельную картину, с другим названием.

Александр Дейнека. “После боя”. 1944 г.

То есть это уже не спортсмены, это солдаты, 1944 год. Принимают душ после боя с немцами. Кабинки, горячая вода, все удобства. Вот как на фронте воевали-то!

Читайте также:
Картины Ван Гога

Пока Дейнека упражнялся со своими мужиками в душе, другие художники пытались изобразить советских женщин. Особенно яркие образы создал питерский соцреалист Александр Самохвалов.

Александр Самохвалов. “Метростроевка со сверлом”. 1937 г.

То ли сверло, то ли отбойный молоток. Но не важно.

Александр Самохвалов. “Метростроевка, несущая арматуру”, 1932

Александр Самохвалов. “Женщина (работница) с напильником”. 1929 г.

Помимо перечисленного (отбойные молотки, напильники, арматура), там у него еще есть – с лопатой, лебедкой, бетономешалкой, ну в общем весь спектр женского равноправия.

Еще один важный аспект соцреализма – портреты вождей. Дело выгодное (для художника), но нужно иметь политическое чутье, особенно во времена тов. Сталина.

Константин Юон. “Первое появление В.И.Ленина на заседании Петросовета в Смольном 25 октября 1917 г.” 1927 г.

Ленин провозглашает Советскую власть – кульминационный момент революции. Сзади Ленина, в президиуме – его соратники. В том числе: верхний ряд (справа налево) – Антонов-Овсеенко; Каменев (в пенсне); четвертый справа – Сталин, радостно аплодирует; рядом с ним – Троцкий с характерной бородкой; еще левее через одного – Рыков, высунулся посмотреть на Ильича. В общем, одни враги народа. Каменев – левый уклонист (расстрелян вместе с женой), Рыков – правый (аналогично), Антонов-Овсеенко – троцкист и шпион (и тоже вышка, и ему, и жене), ну и главный враг Троцкий – известное дело, ледорубом по голове.

Довольно интересно выписана публика непосредственно перед трибуной Ильича:

Какие-то странные народные массы перед трибуной. Короче. картину пришлось переписывать.
Получилось вот что:

Константин Юон. “Выступление В.И.Ленина в Смольном”.1935 г.

Всего прошло 8 лет, а как многое изменилось! Президиум сократился до 4 человек (справа налево): Молотов, Урицкий, Дзержинский, Сталин.Народ перед трибуной тоже поправили – теперь там сугубо русские лица в картузах и кепках. У Ленина стал выше лоб, да и сам он как-то возмужал, накачался что ли? А художник в 1947 г. стал лауретом Сталинской премии первой степени в области литературы и искусства.

Да, много врагов народа было. Что там Президиум! Идут, бывало, пионеры в лес по грибы. А там – агенты Госдепа английские шпионы!

С. Светлов. “Пионеры поймали английского шпиона”.1939 год

М.Антонов. “Разоблачение врага народа в цеху”. 1938.

Не только в цеху, даже дома надо быть начеку. Враги народа – они такие.

Н.Чебатков. “Павлик Морозов”. 1959 г.

Но пришло время – и партия нашла в себе силы разоблачить и самого товарища Сталина, главного борца с врагами народа. И тогда Министерство Правды опять взялось за работу.

Вячеслав Мариупольский. “Вожатая”. 1949 г.

Он же. “Вожатая”. Конец 1950х гг.

Портрет вождя заменили. Да и взгляд у вожатой как-то подобрел что ли.

Сергей Григорьев. “Прием в комсомол”. 1949 г.
Соцреализм во всей красе. Комсомольцы принимают нового бойца в свои ряды. Пытают, что да как. Сзади – старший товарищ от партии в военном френче. За ним – самый старший товарищ, в виде бюста. Смотрит на девченку прищурясь.

Он же. “Прием в комсомол”. 1958 г.

Все на месте, только бюст пропал.

Ну и напоследок еще один классик соцреализма – Гелий Коржев, в советские времена – ударный работник Министерства Правды.

Гелий Коржев. “Поднимающий знамя”. 1963
Там целый триптих у него был , назывался “Коммунисты”. Это центральная часть.

Гелий Коржев умер в 2012 г. Он дожил до краха СССР, увидел 1991 год, когда знамя таки упало.

Гелий Коржев. “Свалка”. 2007 г.

Я думаю, две эти картины, поскольку их написал один и тот же автор (но с разницей в 47 лет), надо объединить в одну и показывать вместе. Вот 1960 год (слева), а вот – 2007 (справа).

Советская реалистическая живопись – 2


С. Тутунов. Зима пришла. Детство. 1960

А. Герасимов. Семейный портрет. 1934
Народный художник СССР А.М.Герасимов
Несмотря на нежелание родителей, он едет в Москву, блестяще сдает экзамен по рисунку и становится студентом Училища. Его учителем в пейзажном классе был М.К.Клодт, в головном – К.Н.Горский и А.М.Корин, в фигурном классе – С.Д.Милорадович и Н.А.Касаткин, в натурном – А.Е.Архипов и Л.О.Пастернак. Многое в живописи ему дали учителя В.Серов, К.Коровин, А.Васнецов. Блестяще закончив живописное отделение Училища, А.М.Герасимов решил посещать мастерскую К.Коровина. Для этого нужно было, по совету Коровина, поступить еще на какое-либо отделение Училища. Герасимов твердо решил – на архитектурное. Многое дал ему Константин Коровин, по праву считающийся основоположником русского импрессионизма. Часто бывая в Париже, К.Коровин рассказывал студентам о французском импрессионизме и, разумеется, влиял на творчество молодого Герасимова. Особенно это влияние прослеживается в его ранних ученических работах, созданных в 1912-13-х гг.: “Портрет В.А.Гиляровского”, “Портрет Н.Гиляровской”, “Портрет В.Лобанова”. Все эти работы писались на даче В.Гиляровского, в Гиляевке. “Портрет В.А.Гиляровского” ныне находится в квартире писателя в Москве, а два других портрета – в собрании музея-усадьбы А.М.Герасимова.
В.А.Гиляровский в эти годы часто посещал ученические выставки в Училище живописи, ваяния и зодчества. По работам он легко мог определить не только талант художника, но и откуда тот или иной художник. Он приобретал картины совсем молодого Герасимова, поддерживал его морально и материально и это благоприятно сказывалось на творчестве художника.

Портрет искусствоведа В.М.Лобанова. 1913
В конце 30-х годов А.М.Герасимов увлекается портретом: “Портретный жанр является основным видом моего творчества, выражающим мою сущность как художника”, – писал Герасимов. Художника привлекали личности творческие, интеллектуально богатые и значительные. “Я любил и люблю сильное и яркое в природе, ищу то же в человеке и когда нахожу, мне неудержимо хочется запечатлеть его в красочном образе”, – вспоминал А.М.Герасимов. Потребность в увековечивании сильного, прекрасного человека, увиденного в его широких связях со временем, эпохой, средой вылилась в создание поистине грандиозной серии портретов. Среди них особенно выделялся “Портрет балерины О.В.Лепешинской” (1939). Балерина изображена в репетиционном зале, на фоне огромного зеркала, стоя на пуантах. Этот прием позволяет показать фигуру танцовщицы в двух ракурсах. В зеркале отражается столик с гримировальными принадлежностями и часть балетного станка, виден и мольберт, за которым работал художник.
Замечательны портреты А.К.Тарасовой (ГРМ), актера МХАТа И.М.Москвина (1940) (Львовская картинная галерея), “Портрет артистки Тамары Ханум” (1939). Позже он пишет “Групповой портрет старейших артисток Государственного академического Малого театра СССР А.А.Яблочкиной, В.Н.Рыжовой, Е.Д.Турчаниновой ” (1956), “Портрет Рины Зеленой” (1954) и др.

Читайте также:
20 причин, почему стрит-арт нужно легализовать

Портрет артистки А.К.Тарасовой. 1939

Портрет дочери. 1951

Герасимов имел дар легко схватывать портретное сходство и ощущал себя в первую очередь портретистом. Среди его работ постепенно начинают преобладать изображения людей высокопоставленных. Особую известность Герасимов получил как автор многочисленных изображений В. И. Ленина, И. В. Сталина и крупных партийных бонз. Свою кисть он сознательно отдал на службу торжествующей коммунистической власти в обмен на личное преуспевание.

Незаурядный талант, жизнерадостная, «сочная» манера письма – все это по мере продвижения художника по карьерной лестнице обретало парадный лоск (Портрет К. Е. Ворошилова. 1927. Музей современной истории России). Его наиболее признанными полотнами стали «В. И. Ленин на трибуне» (1930. ГИМ; повторение 1947 в ГТГ) и «Выступление В. И. Ленина на Пленуме Моссовета 20 ноября 1922 года» (1930. ГИМ).

Успех и признание не заставили себя ждать. В начале 1936 года в Москве открылась персональная выставка Герасимова, на которой были показаны 133 произведения, начиная с самых ранних. Центральное место, конечно, занимали портреты партийных вождей, главное место на экспозиции было отдано «Выступлению И. В. Сталина на XVI съезде партии» (1933. Архив художественных произведений).

В отличие от многих других, Герасимову разрешалось выезжать за рубеж. В 30-е годы он побывал в Берлине, Риме, Неаполе, Флоренции, Венеции, Стамбуле и Париже. За границей художник писал много этюдов («Айя-София». 1934. ГРМ) и постоянно посещал художественные выставки. Но «правильному» борцу за соцреализм не понравилось безыдейное, как он считал, искусство Европы. Французские художники, по уверению Герасимова, с интересом слушали его рассказы о «художественной деятельности в СССР». «Им казалась сказкой прекрасная жизнь и условия работы художников в Советском Союзе, где все виды искусства окружены заботой со стороны партии и правительства» (Сокольников М. А. М. Герасимов. Жизнь и творчество. – М., 1954. С.134.).

Во второй половине тридцатых и в сороковых годах появляются такие официально помпезные произведения Герасимова, как «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле» (1938. ГТГ), «И. В. Сталин делает отчетный доклад на ХVIII съезде ВКП(б) о работе ЦК ВКП(б)» (1939. ГТГ), «Гимн Октябрю» (1942. ГРМ), «И. В. Сталин у гроба А. А. Жданова» (1948. ГТГ, Сталинская премия 1949 г.). Подобные «эпохальные» картины обычно создавались бригадным методом, то есть подмастерьями, – сам маэстро прописывал лишь ответственные детали. Его огромные по размерам холсты, полные плакатного пафоса, становились эталонами официального стиля советского искусства.

Его картины создавали образ «мудрого вождя» и играли важную роль в пропагандистских кампаниях. Художник безудержно льстил Сталину и в своих помпезных изображениях генсека, и в высказываниях о нем. Быть может, лишь чтобы поднять свой авторитет, он уверял, что Сталин в разговорах с ним «высказывал ценнейшие, для нас – художников, замечания, касающиеся самой темы нашего ремесла». Однако сам Сталин не считал себя знатоком живописи, скорее он был к ней равнодушен, если дело не касалось его собственных портретов (Громов Е. Сталин: власть и искусство. – М., 1998. С. 288, 305.).

Художник не покладая рук также писал портреты высокопоставленных лиц коммунистической партии и правительства (Портрет В.М.Молотова. [В.М. Молотов выступает на заседании в Большом театре 6 ноября 1947 года.]. 1948. ГТГ), военачальников и героев социалистического труда. Иногда Герасимов писал и представителей творческой интеллигенции: «Балерина О. В. Лепешинская» (1939), «Групповой портрет старейших художников И. Н. Павлова, В. Н. Бакшеева, В. К. Бялыницкого-Бирули, В. Н. Мешкова» (1944, Сталинская премия 1946 года). Портретировал он также свою семью – «Семейный портрет» (1934. Музей Республики Беларусь).

Для себя Герасимов занимался грубоватой и упрощенной эротикой, сохранились многочисленные этюды к незаконченным картинам «Деревенская баня» (1938, Дом-музей А.М. Герасимова, Мичуринск) и «Половецкие пляски» (1955, собственность семьи художника, Москва). На тему «Деревенской бани» Герасимов писал множество этюдов «для себя» на протяжении многих лет (Деревенская баня. Этюд. 1950. Собрание семьи художника). «Отводил душу» он и в работе над иллюстрациями к «Тарасу Бульбе» (1947-1952), в которых, возможно, искал потерянные пути к национальному романтизму начала века.

К концу 1930-х годов, в период массовых репрессий и становления тоталитарной сталинской системы, Герасимов добивается полного официального успеха и благополучия. Теперь он не только придворный, высоко оплачиваемый живописец, любимец Сталина, но и наделенный властью руководитель художественной жизни страны. Ему было доверено возглавлять и, главное, контролировать творчество других художников. Его назначили председателем правления Московского отделения Союза художников (1938-1940 гг.) и председателем оргкомитета Союза советских художников (1939-1954 гг.). Когда в 1947 году была создана Академия художеств СССР, то первым ее президентом по настоянию Ворошилова был назначен Герасимов – в этом кресле он продержался до 1957 года.

На всех постах Герасимов выказывал себя энергичным помощником партии в подавлении творческой интеллигенции. Он неукоснительно боролся с любыми отклонениями от соцреализма под ложным лозунгом «верности великим традициям русского реализма». Он твердо и последовательно боролся с «формализмом», против «преклонения перед выродившимся искусством буржуазии».

Читайте также:
Что такое СТРИТ-АРТ: 12 фотографий

Как преданный сподручный Ворошилова, он активно способствовал закрытию в 1946 году Музея нового западного искусства, в здании которого разместился Музей подарков И. В. Сталину. В 1948 году в ходе дискуссии о формализме он неустанно выступал «за высокое идейное искусство», то есть за искусство выхолощенное и идеологическое. Герасимов риторически спрашивал и без обиняков отвечал: «Почему я должен был считать вкусы художников-формалистов выше моего вкуса? [. ] всем своим нутром я понимал, что это какая-то гибель, меня тошнило от всего этого и вызывало ненависть, которая до сих пор не делается меньше».

С особой яростью и с удовольствием он топтал импрессионистов. Верные люди Герасимова выискивали непокорных художников и доносили о них строгому блюстителю соцреалистического порядка. Разбирательство всегда было коротким и безапелляционным. Если художник писал мазками, то следовало обвинение в «импрессионизме». С этого момента любые произведения такого опального живописца уже никуда не принимались и он обрекался на голодное существование.

В то же время Александр Герасимов прекрасно понимал, что такое настоящее искусство и подлинное творчество. Когда его мысли были далеки от ответственных постов и высоких трибун, он создавал камерные, лирические произведения, отдавая предпочтение пейзажу и натюрморту. В этих работах сказалась, волей-неволей, живописная система его учителя Константина Коровина. Многие из них несут отчетливые следы импрессионистического письма: «Песня скворца» (1938. ГТГ), «Яблони в цвету» (1946. Собрание семьи художника). На мой взгляд, лучшее его произведение – «После дождя. Мокрая терраса» (1935. ГТГ). В нем художник явил подлинное живописное мастерство.

В быту Александр Михайлович был известен как мягкий и доброжелательный человек. В разговорах с близкими людьми он позволял себе весьма неортодоксальные высказывания. Молодым художникам он советовал: «Самое важное – это ухватить жизнь за хвост. Ее неповторимость. Не гонитесь за особо официальными полотнами. Деньги получите, а художника в себе потеряете».

К старости маститый художник словно уменьшился в росте и выглядел карликом, морщинистая желтая кожа свисала на лице складками, черные монголоидные глаза под дряблыми веками казались грустными. Ничего злодейского в его облике не было. О себе он говорил: «Я ведь чистейший русский! Но татары в моем роду, видимо, побывали основательно. Мне бы на коне сидеть, под седлом вяленую бастурму отбивать, пить, если захотел, конскую жилу подрезать, крови напиться. Впрочем, я и так крови всяких формалистов, и имажинистов, бубновалетчиков насосался вот так. больше не хочу, тошнит. ».

Со смертью Сталина влияние Герасимова стало сходить на нет, а после XX съезда КПСС и разоблачения культа личности прежний властитель художников был отстранен от дел. В 1957 году он лишился поста президента Академии, картины с прежними вождями убрали в музейные запасники.

Опала Герасимова была воспринята интеллигенцией как один из симптомов хрущевской «оттепели». Однако сам художник, высоко ценивший свой талант, считал себя незаслуженно отторгнутым. Когда одна из его знакомых, художественный критик, встретила на улице бывшего главу соцреализма и спросила, как у него дела, тот ответил поразительной фразой: «В забвении, как Рембрандт». Однако он преувеличивал меру и своей отверженности, и своего таланта. Соцреалисты будут востребованы вплоть до падения партократии в 1991 году.

Феномен Герасимова и многих ему подобных художников советского периода неоднозначен. Герасимов – живописец, наделенный от Бога большим талантом. Любой мастер в своем творчестве, хочет он этого или нет, зависит от власти, от социокультуры, от сложившегося сообщества, от денег. До какой степени он может позволить себе пойти на компромисс, которого не избежать? Герасимов явно перешел невидимую демаркационную линию. Он стал служить не своему Таланту, а Вождям.

После дождя. Мокрая терраса, 1935
На экспозиции в Третьяковской галерее выставлены две герасимовские картины: «Мокрая терраса» и «И .В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле». Пример творческой альтернативы для будущих историков искусства. Но, быть может, потомки, когда покроются патиной времени преступления и несправедливости сталинской эпохи, увидят в них лишь большой живописный дар вне связи с политической конъюнктурой прошлого. И в еще ненаписанной истории русского искусства останется и «Мокрая терраса», и «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов». Как выдающиеся памятники своей эпохи. Ведь никому сейчас не придет в голову упрекать за царские портреты Д. Г. Левицкого, Ф. С. Рокотова, В. Л. Боровиковского, И. Е. Репина, В. А. Серова.

Умер Александр Михайлович Герасимов в Москве 23 июля 1963 года; в том же году вышли и мемуары «воинствующего соцреалиста» («Жизнь художника»).

В марте 1977 года в Мичуринске был открыт мемориальный дом-музей художника. Это обширное двухэтажное кирпичное здание. Имеются сад, дворовые постройки, каретный сарай и амбар. Судя по всему, родители художника были зажиточными купцами, умевшими торговать с выгодой для себя. Сын пошел по их стопам.

yosha_orlow

Yosha O’Rlow

Попутный ветер

Антисоветская живопись советских художников

Ниже – подборка антисоветской живописи разных лет. Часть этих картин была написана еще в СССР, тайно, “в стол”, публика увидела их лишь после падения советского режима. Другая часть картин написана в 1990-е гг. и позднее, когда цензура и Лубянка уже не угрожали авторам. Обе части по-своему интересны, особенно сегодня, когда в РФ вовсю идет реставрация совка и насаждается ностальгия об этих временах. А там есть, что вспомнить.

Начнем , пожалуй, с вот этого:

Юрий Кугач. “Великому Сталину- слава!”. 1950 г.

Читайте также:
Картины Леонардо да Винчи

Автор этого холуйства – Юрий Кугач, известный мастер соцреализма. У него много таких картин.

Юрий Кугач. “1 мая”. 1952 г.
Все просто счастливы, солнце, весна, песни, танцы.

Но кто бы мог подумать, что с 1960-х гг. в тиши своей мастерской Кугач 30 лет работал над вот этим полотном, которое лаконично назвал: “Из недавнего прошлого”.

Юрий Кугач. “Из недавнего прошлого”. 1960-90 е гг.
Раскулачивание, крестьянин с трудовыми мужицкими руками и чекисты, которые выселяют его семью из деревни. Впереди – еще вереница подвод с другими семьями. Как-то радости нет, никто не танцует.

Юрий Кугач имел звание народного художника СССР, был вполне обласкан Советской властью, хотя и рисовал про неё всякие гадости (тайно). Многие и этого себе позволить не могли. Просто молчали и ждали своего часа.

Эгиль Вейдеманис (1924-2004), советский художник, сын латышского стрелка, который после 1917 г. остался в России. Эгиль Карлович всю жизнь жил в Москве, о которой написал массу неплохих картин. Ну вот например:

Эгиль Вейдеманис. “Зимний вечер в Замоскворечье”. 1968 г.

Но пришло время и выяснилось, что помимо Кремля и Замоскворечья в Москве есть еще Бутовский полигон. Место, где в 1937-38 гг. чекисты расстреляли и сбросили во рвы 20 000 человек, в том числе и отца художника. Отец после гражданской войны работал в латышском театре “Скатуве” в Москве, который был расстрелян почти в полном составе.

Эгиль Вейдеманис. “Бутово. Расстрельный полигон НКВД”. 1999-2003 гг.

Возраст расстрелянных в Бутово был в диапазоне от 14 до 82 лет, всех национальностей и сословий, в т.ч. около 100 художников и более 900 священнослужителей. Сама техника расстрела на картине, правда, изображена не совсем исторически точно.

В такой манере, “с колес”, НКВД расстреливало поляков в Катыни – выгоняли из машин в лес и стреляли. В Бутово все было немного по-другому. Здесь был специальный барак, куда примерно к часу ночи подвозили народ (до 400-500 чел. за ночь). Их заводили туда якобы для “санобработки” (один к одному как нацисты в своих лагерях). Там сверяли личность, раздевали, объявляли приговор. Расстрельная команда в это время сидела в отдельном доме, пила водку. Только потом начинали выгонять на улицу на расстрел, по-одному. По завершении всего дела к утру бульдозерист засыпал яму.

Сергей Никифоров. “Липы на месте расстрелов (Бутовский полигон)”. 2002 г.

Санобработка в бутовских бараках – хорошо, но не так эффективно. Поэтому эффективные менеджеры СССР применяли и более массовые методы смертоубийства. Например, голод. В связи с чем хотелось бы познакомить вас с заслуженной художницей Украинской ССР Ниной Марченко. В разгар Советской власти она рисовала вот такие вот оптимистические картины:

Нина Марченко. “Возвращенное детство”. 1965 г.
Советский солдат освобождает детей из немецкого концлагеря. Эту картину (дипломную) художница посвятила тогда детям Бухенвальда. Правда, Бухенвальд освободили американцы, но это не важно.

Нина Марченко. “Близнецы”. 1972 г.
На картине – украинская деревня, счастливая бабуля, детки, рушники.

Но с середины 1980-х гг. Нина Марченко стала рисовать и то, что творилось в украинской деревне во времена Сталина.

Нина Марченко. “Запись в колхоз”. 1985 г.
Озверевший коммунист в будёновке загоняет крестьянина в колхоз.

Когда загнали в колхоз – отобрали хлеб. Хлеб отобрали и продали на Запад, чтоб заработать валюту для индустриализации. В хлебных районах страны начался голод 1932-33 гг., прежде всего на Украине (Голодомор).

Нина Марченко. “Дорога скорби”. 1998-2000 гг.

Идея уморить голодом несколько миллионов человек, чтоб продвинуть промышленность – не нова. Впервые её применили британские колонизаторы в Бенгалии, в конце 18 в. Они обложили индусов такими налогами, что отобрали у них всё и вывезли в Англию, где в это время разворачивалась индустриальная революция. Правда, от этого 7 млн. чел. в Бенгалии в 1769-1773 гг. умерли с голоду. Украина, а также российское Поволжье и Кубань стали Внутренней Бенгалией Советского Союза.

Нина Марченко. “Мать 1933-го”. 2000 г.

По самым скромным оценкам в 1932-33 гг. от голода в СССР умерло не менее 3 млн. чел. Их обменяли на сборочную линию “Форда” на заводе ГАЗ в Горьком и турбины “Сименс” для Днепрогэса. И это правильно. Какую ценность представляют жизнь среднестатистического бенгальца? А турбины – их крутить можно.

Нина Марченко. “Последний путь”. 1998-2000 г.

Примерно в том же стиле, что индустриализация, велась и война с немцами 1941-45 гг. Что и показал на своей картине 1985 года московский художник Сергей Шерстюк (сам сын фронтовика, генерала Советской армии).

Сергей Шерстюк. “Мужчины одной семьи. 1941 год”.

Сергей Шерстюк. “Мужчины одной семьи. 1945 год”.

А окончательный удар по мужскому населению страны нанесла послевоенная алкоголизация СССР. Ярче всех её запечатлел в 1970-80х гг. художник Василий Колотев. Колотев был нон-конформистом, не сотрудничал с властями, не искал никаких званий, премий, выставок. Работал слесарем на заводе и рисовал “в стол”, живя в убогой московской коммуналке.

Василий Колотев. “Красный день календаря”. 1985 г.
Пьяные советские пролетарии отмечают 1 мая.

Василий Колотев. “…И корабль плывет. Пивная”. 1979 г.
Государствообразующая нация СССР во времена позднего Брежнева.

Василий Колотев. “Листья тополя падают с ясеня”. 1984 г.
Она же.

Василий Колотев. “Бульварная сцена”. 1984 г.
1984-й. “Андроповка” по 4-70. Ну, за духовность!

Василий Колотев. “Воскресенье”. 1984 г.
Русский мiр.

Василий Колотев. “На лестничной клетке”. 1983 г.
Третий Рим.

Василий Колотев. “Час пик”. 1986 г.
И его римляне.

Василий Колотев. “Утро соседки”. 1984 г.
Советская коммуналка. Грязь, нищета, сверхдержавность.

Читайте также:
Санкт-Петербург 200 лет назад - уникальные фото

Василий Колотев. “Девятый вал”. 1979 г.
Советская семья. Жена, по-моему, вместе с ним накатила. И эти бычки на столе, на полу. Вот зачем при детях курить?

Василий Колотев. “Очередь”. 1985 г.
Советские магазины. СССР был страной очередей. За всем. От колбасы до туалетной бумаги.

Знаменитые советские очереди, неотъемлемая часть плановой экономики, нашли свое отражение и в картинах других художников.

Алексей Сундуков. “Очередь”. 1986 г.
Очереди за продуктами из однообразно и убого одетых женщин производили действительно гнетущее впечатление. От них веяло безысходностью.

Владимир Коркодым. “Ждут товар”. 1989 г.
Очередь в деревенском магазине. Уныние и покорность. Народ, сломленный деспотизмом.

Впрочем, неудивительно. Ломали долго и жестоко. И еще оболванивали. В старшем поколении, жившем при Сталине, страх 1937 г. сидел прочно и навсегда. Страх и привычка верить пропаганде. Избавление от этого заняло годы, не у всех, но зато метаморфозы, которые получались, порой удивительны. Яркий пример – Игорь Обросов, народный художник РСФСР (1983), мастер соцреализма, рисовал в т.н. “суровом стиле”, популярном в 1960-80е гг. Был вполне лоялен Советской власти, звания, выставки, в т.ч. числе за рубежом.

Игорь Обросов. “Мальчиш-Кибальчиш”. 1963 г.
Картина по мотивам детской сказки Аркадия Гайдара “О Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его Твердом слове”. Пропаганда начиналась с пеленок, усилиями в т.ч. таких людей как Гайдар-старший и художник Обросов.

Но тут не только пропаганда. Это аллегорическая картина, с двойным дном. Маленький мальчик в будёновке тянет руки к уходящему прочь суровому красноармейцу. Уходящий мужчина – это на самом деле отец художника, известный хирург (и революционер-коммунист) Павел Обросов, которого расстреляли в 1938. В конце 1980-х гг. при Горбачеве начнется кампания по разоблачению сталинских преступлений. Художник Игорь Обросов напишет серию картин “Посвящение отцу” (1986-88 гг.) и станет понятно, кто есть кто на полотне 1963 г.

Игорь Обросов. “Мать и отец. Ожидание. 1937 г.” 1986-88 гг.
Вот он тот самый красноармееец и черный воронок во дворе ждет его.

Игорь Обросов. “Без права переписки”. 1986-88 гг.
Чекисты выводят арестованного. Стандартный приговор “10 дет без права переписки” погружал родственников в неизвестность: это могло в самом деле 10 лет, а мог быть расстрел, о котором им просто не сообщали. В случае с отцом Игоря Обросова – второе.

Позднее Игорь Обросов продолжил начатую тему. В 2008 г. вышла его персональная выставка “Трагическое прошлое (Жертвы сталинских репрессий)”.

Игорь Обросов. “Жертва Гулага”. 2000-е гг.
Группа чекистов насилует женщину-узницу.

Две картины одного художника с разницей в 40 лет.

Еще из позднего Обросова:

Игорь Обросов. “Зомби ГУЛАГа”. 2000-е гг.
Сталинский концлагерь. Два чекиста тащат труп изможденного узника.

Последняя картина напоминает графику Давида Олера про Освенцим, только в данном случае концлагерь советский. Олер был узником Освенцима, в обслуге крематория, но сумел выжить. После войны он по памяти сделал серию рисунков из лагерной жизни.

Давид Олер. “Перетаскивание трупов из газовой камеры крематория III к лифту”. 1946 г.

Обросов в отличие от Давида Олера сам никогда не сидел в концлагере. Только рисовал про него. Но в СССР было несколько художников, которые ЛИЧНО прошли сталинский ГУЛАГ и изображали по памяти увиденное. Например, Георгий Черкасов (1910-1973), трижды судимый за антисоветскую агитацию и вышедший на свободу только после смерти Сталина.

Георгий Черкасов. “Северное сияние. Ухтпечлаг, конец 1930-х гг.” 1960-е.гг.

Георгий Черкасов. “В последний путь. Ухтпечлаг, 1938.”. 1960-е гг.
Это воркутинский лагпункт, где в 1938 г. проходили т.н. “кашкетинские расстрелы” (по фамилии чекиста Ефима Кашкетина, который их организовывал). На картине группу з/к ведут на расстрел. Слева – двое “ссученных” заключенных вяжут священника (это реальный персонаж, отец Егор, с которым сидел Черкасов). Вяжут, чтоб перед казнью приговоренные не могли причаститься.

Еще яркий художник-лагерник – Николай Гетман. Уроженец Харькова, попал в 1945 г. в ГУЛАГ за “антисоветскую агитацию и пропаганду”. Был в Тайшетлаге (строительство БАМа) и на Колыме. Выйдя на свободу почти полвека (с 1953 по 2004 г.) работал над серией картин “ГУЛАГ глазами художника”.

Николай Гетман. “По этапу”. 1954 г.

Николай Гетман. “Лагпункт Верхний Дебин. Колыма”. 1985 г.
Это прииск, где художник работал на добыче золота. Примерно 400 км от Магадана по Колымской трассе.

“На прииске Дебин (Колыма) в 1951 разрешили как–то группе зэков пособирать ягод. Трое заблудились — и нет их. Начальник лагеря старший лейтенант Пётр Ломага послал истязателей. Те напустили собак на трёх спящих, потом застрелили их, потом прикладами раскололи головы, обратили их в месиво, так что свешивались наружу мозги, — и в таком виде на телеге доставили в лагерь. Здесь заменили лошадь четырьмя арестантами, и те тянули телегу мимо строя. «Вот так будет с каждым!»— объявил Ломага” (А.И.Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ).

Николай Гетман. “Обед. Привезли баланду”. 1991 г.
Как и в нацистских концлагерях в советском ГУЛАГе зеков постоянно держали в голоде. Так быстрее ломалась воля к сопротивлению.

Николай Гетман. “Фитиль”. 1987 г.
Фитиль – это зек, чьи силы на исходе, доходяга.

Николай Гетман. “Пайка хлеба за “дубаря”. 1989 г.
В правом нижнем углу на полу валяется умирающий зек. Если соседям по бараку удастся какое-то время скрывать его смерть – будет лишняя пайка хлеба, 800 грамм на день.

Николай Гетман. “Морг узников ГУЛАГа”. 1980 г.
На картине – заключенный Иван Павловский, русский инженер, который сидел с Гетманом в одном лагере. Его задача была готовить тела умерших к захоронению. Из консервных банок он делал бирки, которые проволкой прикрепялилсь к трупу.

Читайте также:
Интересные факты о знаменитых картинах мира

Николай Гетман. “Комарики”. 1990 г.
Пытка, известная еще со времен СЛОНа (Соловецкий лагерь особого назначения). Зека привязывали к дереву (в некоторых лагерях – бросали в яму) в сезон комаров (гнуса). Максимум за час он терял столько крови, что наступала мучительная смерть.

Николай Гетман. “В ожидании растрела”. 1987 г.

Ну, пожалуй, хватит. Особенно на ночь. А у кого еще осталась ностальгия по совку, тем сюда:

Alib.ru > Название книги: альбом русских сказок былин

Альбом русских народных сказок и былин.
Тираж 100 нумерованных экземпляров. «Альбом русских народных сказок и былин» — уникальная книга, созданная по заказу царской семьи, в частности, императрицы Марии Александровны, которой и посвящено издание. Альбом включает в себя народные былины и сказки, а также несколько поэтических переложений А. С. Пушкина и П. П. Ершова, созданных на фольклорной основе. Каждое из 12 произведений альбома снабжено комментариями, раскрывающими этимологию имен мифических персонажей и дающими возможность узнать много нового о мировоззрении древних славян. Книга иллюстрирована гравюрами, выполненными замечательными художниками И. И. Соколовым, Н. И. Соколовым, В. М. Васнецовым и другими. Издание является памятником отечественного книгоиздания второй половины XIX века как по содержанию, так и по технике исполнения. В книгу вошли известные былины и сказки: «Илья Муромец», «Святогор», «Садко богатый», «Кощей бессмертный», «Царь-девица», «Золотая рыбка», «Жар-птица», «Бова королевич», «Мертвая царевна», «Еруслан Лазаревич» («Руслан и Людмила»), «Добрыня Никитич», «Конек-горбунок».

В продаже:

Продавец Описание Состояние Фото Купить по цене
1 BS-tdkmoscow
Москва.
Логос 1992г. 220с. Состояние: факсим. изд, , надрыв на переплете Купить за 1800 руб.
2 BS-major
Москва.
Изостудия Радуга, Мосток 2011 г. 302 стр Твердый переплет, мелованная бумага, цветные иллюстрации, увеличенный формат. Состояние: идеальное фото1 – фото2 – фото3 Купить за 3000 руб.
3 BS-Antikroom
Казань.
С.-Петербург. Тип. Императорских Спб. Театров( Эдуарда Гоппе) 1875г. 192 с. Твердый переплет, 29*39 см. Состояние: состояние на фото 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 Купить за 37270 руб.
4 BS-komo-antic
Москва.
Москва. Изд. Кожаная мозаика, 2019г. 245с.: ил. Цельнокожаный современный переплет, короб., Большой формат. Состояние: Отличное. Книга исполнена по старинной французской технологии; Переплет цельнокожаный, из искусстенно застаренной кожи; Художественное двухцветное тиснение на обложке и корешке; вставки из шагреневой кожи другого цвета. Бумага дизайнерская, кремовая, из коллекции Olin (Франция); Блок сшит на пяти шнурах; Форзац выполнен из мраморной бумаги ручного крашения; Дублюра окатана вручную 23-каратным золотом; Обрез блока с художественным оформлением: окрашен и гравирован вручную; Ляссе шелковое, каптал ручного плетения; Индивидуальный футляр Купить за 75000 руб.
5 BS-Anergia
Бологое.
изд. Г.Гоппе 1875г. 192 с., 12 иллюстраций в разворот полу-кожаный современный переплет, очень большой, размер блока 395*295 формат. Состояние: состояние книги хорошее, книга профессионально реставрирована, одна иллюстрация поновлена,трехсторонний крашеный обрез Фото – Фото – Фото – Фото – Фото – Фото – Фото – Фото Купить за 80000 руб.
6 BS-Anergia
Бологое.
изд. Г.Гоппе 1875г. 192 с. твердый типографский с золотым тиснением переплет, очень большой формат, размер блока 420*305. Состояние: состояние книги хорошее, книга реставрирована, все родное кроме корешка, корешок кожаный, книга комплектна, текст и 12 гравюр на месте Фото – Фото – Фото – Фото – Фото – Фото – Фото – Фото – Фото Купить за 120000 руб.
Лучшие продавцы >>>

Copyright &#169 1999 – 2021, Ведущий и K&#176. Все права защищены.
Вопросы, предложения пишите в книгу

Альбом русских народных сказок и былин 1875 года

Любителям истории будет интересно узнать, как россияне изображали своих героев и сказочных персонажей почти 150 лет назад.

Ниже представлены копии альбома русских народных сказок и былин 1875 года. Ценителям искусства данная подборка непременно понравится!

Мы намеренно не удаляем ни обложку, ни оглавление, чтобы вы могли более реалистично прочувствовать это уникальное раритетное издание.

Если вы хотите приблизить какой-либо фрагмент изображения, нажмите на фото правой клавишей мышки, а затем выберите «Открыть картинку в новой вкладке».

Любителям книг наверняка будет интересно, какие книги самые дорогие в мире. Так вот мы решили удовлетворить это любопытство читателей, и сделать подборку.

27 10 2021 18:17:45

Николай Языков – русский поэт эпохи романтизма. Является одним из самых выдающихся представителей золотого века русской поэзии. Гоголь называл его любимым.

26 10 2021 2:27:31

В газетах, на телевидении или просто в разговорах нередко можно слышать том, как людей называют интровертами или экстравертами. Однако далеко не все.

25 10 2021 19:23:35

Интересные факты об Экзюпери расскажут вам о любопытных особенностях его биографии. Автор « Маленького принца» был профессиональным летчиком, погибшим во.

24 10 2021 12:27:22

На сегодняшний день существует много различных организаций, которые предлагают курсы ораторского мастерства, постановки голоса и выработки правильной.

23 10 2021 17:34:37

Предлагаем вашему вниманию историческую речь Патриарха Алексия I, которая была сказана на смерть Иосифа Сталина. Любителям истории данная речь будет.

22 10 2021 17:16:34

О популярности Леры Кудрявцевой нет смысла говорить, так как ее знает буквально каждый второй. Это и не удивительно, ведь неутомимая энергия знаменитой.

21 10 2021 21:51:24

Интересные факты о Солженицыне – это замечательная возможность заглянуть в тайны советского диссидентства. Как известно, писатель был ярым противником.

20 10 2021 14:22:35

Олег Алмазов – российский актер театра и кино. За годы своей биографии он успел сыграть более сотни ролей. Наибольшую популярность ему принесли картины.

19 10 2021 5:36:27

Довольно часто в сети интересуются вопросом о том, где ставить ударение в слове «баловать». И это не праздный вопрос, ведь произнося б Аловать или балов Ать.

18 10 2021 6:22:56

Давно замечено, что тесты любят практически все люди. Это связано с некоторой интригой, которую, так или иначе, создает тест. Сегодня мы расскажем вам про.

17 10 2021 8:25:47

Интересные факты об английском языке – это отличная возможность узнать больше о самых популярных языках в мире. Он является родным для сотен миллионов.

16 10 2021 9:47:54

Фото Регины Тодоренко очень востребованы потому, что эта красавица довольно быстро стала очень популярной на телевидении. Подробнее о ее личной жизни и.

15 10 2021 17:48:57

Интересные факты о Чарли Чаплине – это прекрасная возможность узнать больше о великих артистах. Многие считают его лучшим актером немого кино за всю.

14 10 2021 12:15:58

Леонардо да Винчи – итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель и музыкант, один.

13 10 2021 12:54:42

Интересные факты о хомяках расскажут вам о жизни и повадках этих удивительных грызунов. Эти милые создания популярны во многих странах мира. Стоит.

12 10 2021 4:29:25

Этруски, древние обитатели Центральной Италии, некогда так и называвшейся – Этрурия (современная Тоскана), – один из самых загадочных народов, каких.

11 10 2021 22:15:13

Интересные факты о Крылове Иван Андреевиче интересуют многих людей. Это известно из общедоступной статистики интернет запросов. Именно поэтому предлагаем.

10 10 2021 7:45:38

Для того чтобы правильно изъясняться в письменной и устной речи, необходимо постоянно работать над своим образованием. Порой бывает ужасно стыдно читать.

09 10 2021 3:15:17

Каждый школьник знает, что ни один живой организм не может обойтись без воды. Планета Земля на 70% покрыта водой, и именно поэтому ее природа столь.

08 10 2021 6:52:49

Как убрать живот и бока? Этот вопрос интересует сегодня многих людей. Ведь чтобы приобрести стройную фигуру вам обязательно придется разобраться с этой.

07 10 2021 2:17:26

Интересные факты о Сергее Есенине помогут вам еще лучше узнать этого гениального поэта. За свою короткую жизнь он смог написать множество стихотворений и.

06 10 2021 2:45:12

Некоторые вещи в нашей жизни кажутся нам неудачными, а порой – вообще провальными. И если это случается изредка, то проблемы может и не существовать.

05 10 2021 12:53:35

Интересные факты о Южной Корее – это замечательная возможность узнать больше о Корейском полуострове. Республика Корея относится к числу наиболее развитых.

04 10 2021 3:38:24

Этот анекдот имеет очень давнюю историю, когда социализм и капитализм вступили в смертельную схватку на территории России. :-) :-) :-) Поймали Петьку, и.

03 10 2021 13:56:56

Интересные факты о волосах – это отличная возможность узнать больше о человеческом теле. Если многие мужчины могут обходиться без волос, то для женщин они.

02 10 2021 12:19:22

Иосиф Бродский – выдающийся русский и американский поэт, эссеист, драматург и переводчик. Считается одним из крупнейших поэтов 20-го века. В данном тексте.

01 10 2021 9:44:59

Лаврентий Берия – российский революционер, советский государственный и партийный деятель, глава Н К В Д С С С Р и Маршал С С С Р. Курировал ряд важнейших отраслей.

30 09 2021 19:23:18

Марокканские солдаты против итальянок: самый «грязный эпизод» Второй мировой войны (1939-1945). Именно в таком виде рассматриваются бесчинства.

29 09 2021 6:21:42

В мире животных существует много необычных явлений. Одно из них – малазийский жук-убийца, о котором мы хотим вам рассказать. Это маленькое насекомое.

28 09 2021 6:42:55

Интересные факты о Владимире Короленко – это отличная возможность узнать больше о творчестве русского писателя. Борясь за свои убеждения, Короленко.

27 09 2021 22:19:36

Интересные факты о грушах – это прекрасная возможность узнать больше о фруктах. В них содержится множество полезных витаминов и микроэлементов, в которых.

26 09 2021 16:14:55

Сергей Бодров-младший – актёр, кинорежиссёр, сценарист и телеведущий. Кроме этого он является кандидатом искусствоведения. Наибольшую популярность Сергею.

25 09 2021 15:31:35

Перед вами фото Николая Лескова. Великий писатель является автором многих произведений о жизни русского народа. Лескова любили и признавали своим учителем.

24 09 2021 8:37:41

Булат Окуджава – советский и российский бард, поэт, переводчик, композитор, филолог и киноактер. За свою биографию он сочинил более двухсот песен.

23 09 2021 22:15:39

Интересные факты об озерах – это отличная возможность узнать больше о всемирной географии. Они могут быть самых разных размеров, представляя собой важную.

22 09 2021 9:42:25

Слово «щавель» произносят неправильно довольно часто. Причем речь идет исключительно об ударении. Как же правильно поставить ударение в слове Щ А В Е Л Ь.

21 09 2021 6:58:22

Картины Репина отличаются удивительным сочетанием реальности и вымысла. Собственно, в этом и есть удивительная сила искусства. Творил Илья Репин в.

20 09 2021 1:32:27

Интересные факты о ленивцах – это прекрасная возможность узнать больше о млекопитающих. Название этих животных говорит само за себя. Они отличаются.

19 09 2021 4:12:16

Павел Воля – российский эстрадный артист разговорного жанра, телеведущий, киноактёр, резидент и ведущий шоу Comedy Club. До того, как стать шоуменом, он.

18 09 2021 9:30:36

Простая и короткая памятка для тех, кто уже готов опустить руки. Почему люди сдаются? Однозначный ответ дать довольно сложно, особенно если учитывать.

17 09 2021 9:32:37

О правилах и интересных особенностях русского языка мы рассказывали здесь. Однако русский язык – могуч и обширен, так что его нельзя охватить одной, или.

16 09 2021 6:54:47

Интересные факты о курице – это великолепная возможность узнать больше о домашних птицах. Хотя куры не отличаются большим умом и сообразительностью, они.

15 09 2021 7:13:43

Перед вами фото Есенина. Согласно многочисленным свидетельствам очевидцев, Сергей Александрович была чрезвычайно красивым молодым человеком. Если же сюда.

14 09 2021 9:17:37

Реальных фото Джорджа Байрона не существует, так как великий английский поэт-романтик жил в начале 19 века. Однако фотографии картин с портретом лорда.

13 09 2021 16:26:34

Интересные факты о Троцком – это замечательная возможность узнать больше о советских революционерах. Троцкий является одним из главных организаторов.

12 09 2021 2:10:32

Если у вас есть дети, тогда наверняка они дороги вам так, как ничто другое. Однако в последнее время по новостям все чаще стали говорить о различных.

11 09 2021 5:38:36

Интересные факты о Брюсселе – это прекрасная возможность узнать больше о европейских столицах. Он относится к числу самых развитых городов мира. В.

10 09 2021 14:20:21

Если вы до сих пор не знаете, кто такие интроверты и экстраверты, обязательно рекомендуем узнать об этом. Ведь психология этих типов личности работает.

09 09 2021 17:14:43

Интересные факты о Тютчеве – это замечательная возможность узнать больше о творчестве русского поэта. Он достиг больших высот не только в поэзии, но и в.

08 09 2021 8:40:43

В интернете есть много сведений, за которые, к сожалению, никто не отвечает. Мы собрали на нашем портале только проверенную и достоверную информацию, на которую не стыдно ссылаться уважаемым людям.

Альбом русских народных сказок и былин

Год издания: 1875

Цена: 250 250 руб.

Наш оператор свяжется с Вами и оформит заказ за пару минут.

Автор Герман Дмитриевич Гоппе
Год издания 1875
Место издания, издательство, год С. – Петербург : Г. Гоппе, 1875. [8], 192 с. : 12 л. ил., 12 двойных л. ил.
Размер 43,7×32 см.
Состояние хорошее
Переплёт Современный полукожаный переплет красного цвета. Кожаный корешок и уголки крышек – с тиснением золотом. На бинтовом корешке – золотом название издания. Сохранена издательская шрифтовая обложка. Трехсторонний узорный обрез. Бумага обычная, с фоксингами. В альбоме – 12 гравированных иллюстраций в лист и виньетки.

Купить Альбом русских народных сказок и былин

Издатель данного сборника – Герман Дмитриевич Гоппе (1836 – 1885) – был известным русским издателем и типографом. В юношестве учился основам книгоиздательского дела в Европе и в магазине М.О. Вольфа в Петербурге. В 1867 году основал в Петербурге собственную крупную фирму «Книгоиздательство Германа Гоппе».

Его имя стоит в одном ряду с известными и влиятельными издательскими фирмами России, основанными немецкими предпринимателями (А.Ф. Маркс, М.О. Вольф, К.Л. Риккер). С 1867 года Г.Д. Гоппе одним из первых в России начал выпускать журнал «Всеобщий календарь» (1867 – 1900), а позже – свой самый известный журнал «Всемирная иллюстрация» (1869—1898). Фирма Г.Д. Гоппе считалась одной из лучших в полиграфическом отношении среди петербургских типографий, он выпустил много прекрасно оформленных книг.

За девять лет журнал поместил на своих страницах около 7000 рисунков. Именно для этого журнала Петр Николаевич Петров (1827-1891), русский историк искусств, писатель, искусствовед, составил «Альбом русских народных сказок и былин». В данном альбоме присутствуют иллюстрации таких известных русских художников XIX века как И.И. Соколов, И.С. Панов, К. Брож, В.М. Васнецов. Многие иллюстрации были выгравированы академиком Л.А. Серяковым лично. Рисунки виньеток исполнил К. Брож, гравировал Э. Даммюллер.

Каждой сказке предшествует подробный комментарий, показывающий ее народные корни, исторические основы сюжета. В издание включены 12 сказок и былин, относящихся к выдающимся памятникам народного творчества: «Илья Муромец», «Святогор», «Садко богатый», «Кощей бессмертный», «Царь-девица», «Золотая рыбка», «Жар-птица», «Бова королевич», «Мертвая царевна», «Еруслан Лазаревич», «Добрыня Никитич», «Конек-горбунок».

Варианты оплаты

Букинистический интернет-магазин «KnigAnt» предлагает купить книгу «Альбом русских народных сказок и былин» с оплатой следующими способами.

  • Наличными при получении. Финансовые документы (кассовый и товарный чек с печатью продавца) отправляются с антикварным изданием, либо вручаются по желанию Вашему представителю.
  • Оплата по счету – на расчетный счет магазина с оформлением соответствующих бухгалтерских документов. При желании заключается договор. Отправляются с книгой.
  • Платежной системой – удобной для Вас, по указанным реквизитам магазина, только полная предоплата, финансовые документы (кассовый и товарный чек с печатью продавца) отправляются с книгой.
  • Оплата картой – мы принимаем к оплате:

Варианты доставки

По Москве

Антикварное издание 1875 года печати, курьер бесплатно привезет по указанному адресу в удобное для Вас время. Доставка возможна даже в день принятия заказа. Жители Москвы могут выбрать несколько изданий, для просмотра и подбора наиболее подходящего варианта. Оплата принимается только в рублях!

В Санкт-Петербург

Выбранное антикварное издание будет доставлено нашему представителю в Санкт-Петербург, у которого Вы сможете оформить покупку.

Или оформить доставку после полной оплаты заказа одним из способов указанных в пункте «доставки в города России».

В города России

Только после полной предоплаты и получения денежных средств магазином.

  • DHL-экспресс, транспортной компанией.
  • Почтой России, ЕMS – Почта России.

Доставка по России осуществляется за наш счет!

При удаленной покупке, мы можем осуществить показ издания по видеосвязи, чтобы оценить его хорошее состояние!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: