Санкт-Петербург 200 лет назад – уникальные фото

Прогулки по Петербургу – 200 лет тому назад

Удивительная возможность прогуляться по «знакомому до слез» городу, но только такому, каким он был лет сто пятьдесят тому назад, предоставится всем петербуржцам, которые посетят выставку «Петербургский гид: XVIII–XXI вв.»

От основания.

Первый путеводитель по Петербургу был издан еще в 1710–1711 гг. Правда, напечатали его в Лейпциге, а на русский язык «Описание С.-Петербурга и Кроншлота» перевели и издали в России только 170 лет спустя, в 1882 г. В 1718-м за границей появилось еще и «Описание столичного города С.-Петербурга» Е. Э. Либталя, потом вышли книги, составленные Х. Вебером, и сочинения А. И. Богданова и И. Г. Георги. Однако расцвет петербургского «путевождения» приходится все-таки на XIX в., когда туризм становится явлением массовым, а передвижения самих россиян внутри страны – более активными. Путеводитель – это не личный гид для особы голубых кровей: он демократичнее, доступнее и дешевле. Поэтому так богат был этот «железный» промышленный и издательский век на книжные гайды по Северной столице: Петербург описывали с окрестностями и без, имперская столица была «в кармане» и «на ладони» (например, справочник А. Н. Греча «Весь Петербург в кармане», 1851, или книга О. Михневича «Петербург весь на ладони», 1874).

Очень чувствительный шопинг

Среди экспонатов выставки – замечательный путеводитель «Чувствительное путешествие по Невскому проспекту» 1828 г. На самом деле «чувствительный путешественник» отправляется на Невский проспект отнюдь не за архитектурными красотами: его цель – модные и книжные лавки, кондитерские и кухмистерские, в общем, шопинг и «ресторанинг». Так, анонимный автор этого путеводителя рекомендует посетить кондитерское заведение К. Лареды в начале Невского проспекта, которое славилось мороженым с бисквитами. А затем заглянуть в модную лавку, выпить кофе у Амбиеля и засесть на обед в одну из кухмистерских (дешевых ресторанов), которых на Невском и вокруг было изрядное количество – например, польская кухмистерская на Михайловской ул., 2/9 была самой популярной у студентов.

Поучительная экскурсия

Один из самых поучительных путеводителей XIX в. написал Виктор Бурьянов. Но читать «Прогулку с детьми по Санкт-Петербургу и окрестностям» смогли бы только родители – зато сколько поучительного в этом путешествии! Вот папа с чадом входят в Петропавловский собор, папа сообщает сыну все необходимые исторические сведения. Но главное не это: главное – пробудить в ребенке искреннюю любовь к Отечеству. И здесь, следом за автором, папа должен, подойдя к гробнице отца-основателя города, прочитать по путеводителю: «Так оросите, дети, слезами гроб Петра!». И, вероятно, дождаться результата. Циничный нынешний век не может не улыбнуться, но как полезна была, например, прогулка с ребенком в Воспитательный дом на Мойке: именно там ребенок видел не только, как государство заботится о сиротах, но и научался «ценить папу с мамой». Согласитесь, весьма полезная экскурсия!

Только не на Карповке!

Весьма полезен для петербуржцев конца XIX в. был путеводитель «Куда поехать на дачу». Учитывая тот факт, что и Черная речка, и Озерки, и даже Каменный остров в то время все еще были пригородами, автор путеводителя советовал питерцам выбирать более удачное место для дачного отдыха: «Езжайте на Елагин – там лучше, нежели на Ждановской набережной или на набережной Карповки!». Удивительное дело, но и сегодня его совет остается в силе.

Будьте проще.

Понятно, что путеводитель по Петербургу в XIX в. нужен был не только иностранцу, но и соотечественнику. Особенно если этот соотечественник из простых людей, но не хочет упустить возможность узнать столицу. Так появились путеводители «для войск и народа». Один из них был написан В. Жерве в 1897 г. и предназначался для солдат. Сам военный, Жерве просто и подробно объяснял, в каких храмах и у каких памятников обязательно надо побывать служивому. Он расписал недельное путешествие солдатика по Питеру, в которое входило даже посещение Эрмитажа! Правда, Жерве понимал, что для простого человека не важно, классицизм или барокко, Росси или Расстрелли перед ним, а вот могиле полководца Кутузова и памятнику Петру I он поклонится, и на Главный штаб, где заседает его главное воинское начальство, заглядится, и в храм зайдет помолиться. Для простого народа написал свой путеводитель и Д. Н. Ломан в 1898 г. Создатель Федоровского городка, устроитель городского лазарета в Первую мировую войну, Ломан, по иронии судьбы, оказался в 1917 г. в сердце любимого города. в казематах Петропавловки, и погиб в годы красного террора.

Читайте также:
Картины Ильи Репина

От советского до постперестроечного

Советское время, конечно, внесло в путеводители немало идеологических тем. Теперь всенепременно надо было посетить места, связанные с вождем мирового пролетариата и великим Октябрем, хотя бы с фасадов и ворот увидеть заводы и фабрики, где «освобожденно» трудились советские граждане. И, конечно, представить себе великое будущее этого города: так, в путеводителях 30-х годов подробно рассказывалось, какой современной и развитой будет ленинградская Нарвская сторона. А самый поздний путеводитель выставки – это книга Дэна Ричардсона 2007 г., в которой он не только представляет обновленную Северную столицу, но и предупреждает иностранных путешественников, например, об отключении горячей воды в Петербурге и странной национальной традиции петербуржцев: принимая гостей, кроме рюмки водки и чашки чая, подавать им. тапочки.

Самый знаменитый

Самые известные путеводители в мире – это путеводители Бедекера. Всемирно известный немецкий издатель и страстный путешественник выпустил множество путеводителей по разным странам и только сам лично составил шесть. Бедекеры как образец путеводителей уже 200 лет считаются лучшими в мире. У нас первый Бедекер появился в 1902 г. на французском языке. Авторы объясняли в нем не только историю и красоты столицы России, но и особенности размещения, питания и путешествия на общественном транспорте: кто такой лихач и что такое сани, как переправиться через Неву и сколько в городе вокзалов.

Редакция журнала «Ваш досуг» благодарит за помощь в подготовке материала И. А. Карпенко – ученого секретаря ГМИ СПб. Иллюстрации из путеводителя Дж. Добсона «St. Petersburg» (London, 1910). ГМИ СПб.

Губерния, оставшаяся только на фото. Окрестности Санкт-Петербурга сто лет назад и сейчас

Автор фото, BBC, Русский музей

В Строгановском дворце представили архивные снимки Санкт-Петербургской губернии. Сегодня это два разных региона: город Санкт-Петербург и Ленинградская область. Большинство фотографий раньше были доступны только ученым.

Это почти 200 снимков и 200 открытых писем из собрания Русского музея. На них изображения северной столицы, ее пригородов и интерьеры отдельных зданий.

Русская служба Би-би-си сравнила прошлое и настоящее. Причем, чтобы сделать некоторые фото с той же самой точки сегодня, надо пересечь государственную границу с Эстонией.

Дворец “Бельведер”

Кликните Старый Петергоф

1908. Издание Общины св. Евгении. Фототипия

Дворец “Бельведер (на итальянском “прекрасный вид”; арх. А.И. Штакеншнейдер, 1856) расположен на Бабигонском холме в южной части Лугового (Озеркового) парка Петергофа.

Парк – любимое место для прогулок, а во дворце императорская семья устраивала пикники. После революции во дворце был организован Дом отдыха. Во время войны дворец серьезно пострадал, скульптуры исчезли. В 1953-1956 гг. в нем были проведены реставрационные работы.

Сегодня дворец опечатан и окружен забором. Впрочем, не очень надежным, а охранники любезно пускают редких туристов (бесплатно).

Вокзал в Стрельне

Кликните Стрельна

1908. Открытое письмо. Издание Общины св. Евгении. Фототипия

Здание вокзала в Стрельне (арх. Л.Н. Бенуа, 1857) во время войны было повреждено. Его восстановили, но не полностью. Поэтому сейчас вокзал выглядит намного проще, чем в начале ХХ века.

Но и роль самого здания сегодня куда менее важна. Состоятельные люди больше не ездят в Стрельну на электричках, предпочитая машины или даже катера, а железнодорожная ветка от Балтийского вокзала скорее просто заменяет линию метро, которого в Петродворцовом районе Петербурга нет.

Спасская церковь в 1-м Парголово

Кликните Петербургская губерния

1880-е. Альбуминовый отпечаток. Фотограф А.Э. Фелиш

Храм Спаса Нерукотворного Образа (арх., инж. К.А. Кузьмин, 1880) был построен для местных крестьян и дачников на Шуваловском кладбище.

После завершения строительства новой церкви старый деревянный храм XVIII в. разобрали и из его материала возвели небольшой храм в честь св. благоверного князя Александра Невского (слева на старом снимке).

Читайте также:
Вальсы Грибоедова - слушать онлайн

После революции церкви не закрывались. В годы войны на разросшемся кладбище были образованы братские и одиночные могилы.

Сегодня увидеть храм Спаса Нерукотворного Образа с дороги в конце мая и летом – невозможно. Фотограф Фелиш сделал свой снимок 150 лет назад, и с тех пор кладбище стало значительно больше и заросло деревьями.

Дворец в Ораниенбауме

Кликните Ораниенбаум

1908. Открытое письмо. Издание Общины св. Евгении. Фототипия

В XIX в. дворец принадлежал великому князю Михаилу Павловичу, потом им владела его дочь Екатерина Михайловна. Затем внуки – герцоги Георгий Георгиевич и Михаил Георгиевич Мекленбург-Стрелицкие.

Ораниенбаум (нем. “Oranienbaum” – “померанцевое дерево”) – последняя станция Петергофской дороги и пункт паромной переправы в Кронштадт. Большой дворец (арх. Ф. Фонтана и др.; 1711-1727) построен на территории, подаренной Петром I князю А.Д. Меншикову. В 1743-1762 гг. это была резиденция великого князя Петра Федоровича – императора Петра III.

Поскольку дворец постоянно менял владельцев, интерьеры в нем неоднократно переделывались, но внешний облик здания почти не изменился. Нижний сад – один из первых регулярных российских парков – был заложен в 1713 г.

Верхний – пейзажный – включает Петровский парк с крепостью Петерштадт и ансамбль Собственной дачи: павильон Катальной горки и Китайский дворец.

Парк перед дворцом заметно изменился. А вот реставраторы, судя по снимкам, очень точно повторили все детали дворца, запечатленные фотографом в начале ХХ века.

Как праздновали День города, когда Петербургу исполнялось 100, 200 и 250 лет? Фотографии и воспоминания петербуржцев

В 2018 году Петербург отметил свое 315-летие. В тот День города канатоходец прошел по разведенному Дворцовому мосту, а по Невскому проспекту шли настоящие слоны. К празднику открылись станции метро «Новокрестовская» и «Беговая».

«Бумага» собрала архивные фотографии с празднования Дня города в 1903 и 1953 годах, а также воспоминания петербуржцев из записей проекта «Прожито», которые восхищались убранством Петербурга и критиковали власти за слишком большие траты на праздник.

К 100-летию Петербурга отчеканили памятные медали с Петром I

На 200-летие Петербурга многие здания украсили, по городу шли парады и гуляния

Константин Романов

Член Российского Императорского дома, президент Императорской Санкт-Петербургской академии наук

— 16 мая (по старому стилю День города отмечали в эту дату, — прим. «Бумаги»). Пятница. Пишу утром 17-го. Вчерашнее празднование 200-летия существования Петербурга прошло очень торжественно, при жаркой, восхитительной погоде. Еще с вечера накануне развели плавучие мосты старый Троицкий и Дворцовый, и вся Нева запестрела множеством пароходов, военных и частных яхт. На набережной густые толпы народа. В 8 утра с крепости раздался салют в 21 выстрел.

К 11-ти на красиво разубранной местами для публики, мачтами и флагами Суворовской площади, к устроенному посредине шатру, собрались высшие чины: ждали Их Величеств к открытию нового Троицкого моста, который был еще разведен. Прибыла вдовствующая Императрица с Наследником, а за ними Царь с Царицей. Перед иконой Казанской Божией Матери викарный архиерей отслужил молебен с водосвятием.

Потом Императрице Марии Федоровне поднесли на бархатной подушке электрический привод, и как только она надавила его пуговку, разводная часть моста стала медленно повертываться и соединила постоянный мост с берегом. Тогда Ее Величество ножницами перерезала пеструю ленту, загораживавшую мост, и все за иконой и духовенством направились пешком по великолепному новому мосту на правый берег.

Оттуда в экипажах вернулись на левый берег и поехали на Сенатскую площадь, где у памятника Петру Великому митрополит Антоний служил молебен. Потом войска прошли церемониальным маршем. — Весь день и до поздней ночи на набережной и на новом мосту толпились сплошной массой гуляющие и катающиеся.

Сергей Минцлов

— Утро чудесное! Пошел по Невскому пр. пешком к собору Исаакия. Пестреют флаги и драпировки, магазины закрыты. Против Невского у Николаевского вокзала стоит арка с тремя картинами: средняя изображает бурю на море и Петра, спасающего тонущих; левая — вид Петербурга, правая — вид Невы до основания города. Народ лился по обеим сторонам густой и спокойной волной; много было простонародья, все приодеты, чистенькие, трезвые: винные лавки были закрыты еще накануне.

Читайте также:
12 интересных фактов о балете

Некоторые дома украсились художественно. Всероссийски известный пройдоха — Генрих Блок весь футляр, закрывающий новостроющийся дом его, завесил гигантским полотном с цифрою 200 среди нарисованных цветных гирлянд. Дурацкие шесты обвили ельником; на панели против Гостиного двора устроен сквозной зеленый трельяж, тоже перевитый ельником. Это место — лучшее в Петербурге.

Против средних ворот устроен дикий уголок первобытной Невы: скалы, ели, и среди них с топором в руке стоит Петр, как бы озирая простор перед собой. Задумана декорация и выполнена художественно. Несколько наискосок, со стен Пассажа, выдвигается нос оснащенного белого корабля с надписью «Россия»; на нем опять Петр.

Дума украшена безвкусно: перед какой-то размазанной по полотну яичницей, долженствующей изображать лучи восходящего солнца, вычурно и напыщенно стоит Петр, опираясь на трость; боковые картины тоже аховые, не выше работ домовых маляров; одна представляет иллюстрацию к стихотворению о починке Петром разбитой ядрами лодки рыбака; Петру сделали такую физиономию, точно он не лодку чинил, а стрельцов рубил!

По окончании церемонии освящения нового Троицкого моста — долгонько строили его, сердешного! — через Машков переулок я пробрался к Неве, как раз в момент открытия пальбы. Вся река вдоль левого берега была покрыта разнокалиберными судами, увешанными гирляндами флагов; ясный день, многочисленные суда, флаги на домах — все давало красивую картину. Белые дымки, то и дело взлетавшие над крепостью и с бортов судов, делали ее еще более величественной; громы орудий не смолкали.

Виктор Жирмунский

Лингвист и литературовед

— Сегодня утром, написав несколько ярлыков, я пошел с папой и сестрой гулять по городу. Погода стояла чудесная. Весь город оделся флагами. Народ толпой валил по улицам. Балкончики покрылись полотном красного, синего и белого цвета. На иных виднеются статуи императоров Петра I и Николая II среди темной зелени карликовых пальм. На площадях, как, например, на Исаакиевской, стоят обелиски и колонны с орлами или штандартами. Вокруг них устроили сиденья из веток ели. Столбы украшены большими и маленькими флажками. Вход в Почтамтскую улицу украшен множеством флагов.

Два штандарта украшают вход на Б. Морскую, которая тоже украшена множеством флагов и столбами на перекрестках. Она имеет очень праздничный вид. На многих флагах напечатано: 1703, 1903, 200 лет и герб Петербурга. На углу Б. Морской и Невского, кроме вышеописанных украшений, поставлены гербы русских городов.

На Невском Дума украшена деревянным сооружением. В середине этого сооружения стоит статуя Петра I, находящаяся на колонне. У ног его совещаются фельдмаршалы. Направо масляными красками нарисована сцена из «Кто он?» Пушкина, картина изображает Петра, говорящего с рыбаком. Налево — Петр I объявляет народу о Ништадтском мире. Вход с Невского на Михайловскую улицу отчасти загорожен деревянным пьедесталом соштандартом, вокруг которого бьют два фонтана.

Два фонтана бьют и вокруг Думы и в Казанском сквере. Бульвар, идущий параллельно фасаду Гостиного двора, обсажен деревьями, замкнут с одной стороны зеленой деревянной решеткой и украшен на концах колоннами. На зеленой решетке укреплены вензели Петра I и гербы Петербурга. По углам Гостиного двора стоят маленькие статуи Петра. У главного входа стоит огромная, изображающая Петра на скале с топором в руке на берегах Невы. Над воротами, ведущими в Пассаж, укреплен нос лодки «Россия» с парусом, трапом и статуей Петра в середине.

Долго строящийся дом, на углу Невского и Екатерининской, покрылся к юбилею красной деревянной крышей и навесил на себя множество маленьких флагов. Улицы переполнены торговцами, выкрикивающими достоинства своих жетонов, флагов, книжек, кусков полотна с изображением видов Петербурга и продающими «доброе слово Государя к русскому народу». Раздаются возгласы на разный лад, даже такие: «десять копеек жетон, десять копеек жетон!», будто бы покупатели не верят, что так дешево, или «флаги копейка, флаги копейка». В 12¼ ч. мы вернулись домой. В 12½ ч. в Исаакиевской церкви вдруг загудел колокол, и загремели пушки одна за другой.

Читайте также:
Рисунки Лермонтова - Живопись и графика поэта

Николай II

— В 10 ¼ сели в поезд Мама и поехали в город на празднование 200-летнего юбилея Петербурга. На Суворовской площади был молебен и освящение нового моста имени Папа; при нас его разводную часть навели, и мы все прошли пешком до конца. Там сели в коляски и отправились к памятнику Петра Великого. Митроп[олит] Антоний отслужил еще молебен.

Старые Петровские знамена стояли вокруг помоста. Войска были выстроены по набережной и вдоль Сената до Исаакия. Солнце жгло немилосердно, потому что мы стояли без навеса. После молебна только вошли в шатер, из кот. довольно плохо слышали кантату, исполненную военными певчими. Затем войска прошли церемон. маршем, и мы уехали в Зимний. У нас происходил фамильный завтрак.

Сергей Минцлов

— Авторы подметных писем могут-таки поздравить себя с достижением цели: верхи терроризованы, и для широкого доказательства этого отменили иллюминацию. Беспорядки, как оказалось, все-таки были. В Народном доме какие-то карманники крикнули: «тигры вырвались», и бросились в толпу. Произошла паника, и в результате, как говорят, — девять убитых и несколько раненых.

Передавали, что Клейгельс, узнав о творящемся в Народном доме, с перепугу принял это за начало настоящих беспорядков и приказал не зажигать иллюминацию. У страха глава велики, хотя и то сказать: здорово у него должны были быть напряжены нервы за эти дни! Все украшения — шесты, флаги и т. д. все, кроме громоздких арок, исчезло за ночь… Город выглядит ободранным…

Позорно мы отпраздновали предполагавшуюся «неделю» Петра! Газеты полны восхвалений и восхищений насчет удачи праздника. Может быть, он и очень удался в Думе за обеденными столами, но на улицах, там, где был весь Петербург, в публичных местах… Нет, не удался наш праздник и не удался, благодаря неуместной и позорной трусости! «Все врут календари», сказал еще Фамусов; «все врут газеты», скажу и я вместе со всеми очевидцами этого торжества, на которое убили сотни тысяч!

В день 200-летия Петербурга открылся Троицкий мост

В 1953 году празднование Дня города прошло менее торжественно, чем в 1903-м

Сергей Дмитриев

— Сегодня 250-летие со дня основания Петербурга Петром Великим. В газетах — ни слова, по радио — тоже. Полное молчание. Только один листок отрывного календаря напомнил об этом великом в истории нашей страны событии. Да и то потому, что календарь был отпечатан и распродан еще в конце прошлого года. Что же такое обмалчивание истории — тоже борьба против крайностей персонификации, на которые так щедры были до 5 марта 1953 г.?

30 потрясающих фотографий дореволюционного Санкт-Петербурга

Появление камеры Kodak в России вызвало бум в любительской фотографии в начале 20-го века. Получающиеся фотографии запечатлели захватывающие дворцы Российской империи и их интерьеры, памятники, мосты , а также повседневную жизнь: сцены из сельской местности, прогулки по паркам и так далее.

Фотографии использовались в качестве открыток, были подписаны и подарены как сувениры, и тщательно сохранены в семейных архивах. Благодаря этому, у нас есть возможность посмотреть на архивные исторические фотографии Санкт-Петербурга конца XIX — начала XX века.

Исторические фото Санкт-Петербурга начала XX века

Дворцовый мост

Своё название мост получил по находящимся рядом с ним Зимнему дворцу и Дворцовой набережной. С приходом новой власти в 1917 году мост был переименован в Республиканский, в 1944 году возвращено историческое название.

Зимний дворец и спуск к Неве

Зимний дворец в Санкт-Петербурге — в прошлом главный императорскийдворец России, расположенный по адресу: Дворцовая площадь, 2 / Дворцовая набережная, 38. Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754—1762 годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли. Начиная с советского времени в стенах дворца размещена основная экспозиция Государственного Эрмитажа.

Андреевский рынок на Васильевском острове

Андреевский рынок на Большом проспекте занимает целый квартал, ограниченный Большим проспектом, пятой и шестой линиями Васильевского острова. Несмотря на многочисленные реконструкции, здание на удивление хорошо сохранилось и мало изменилось за более чем двести лет своего существования.

Читайте также:
СССР глазами художника - Уникальные картины

В 2003-м году рынок пережил масштабную реконструкцию; но велась она по сохранившимся историческим материалам, поэтому безвкусного новодела удалось избежать. Были отреставрированы фасады, арочные проемы, кровля и галереи, и теперь Андреевский рынок, официально включенный в реестр памятников, охраняемых государством, выглядит так же, как двести лет назад — когда его построил неизвестный архитектор.

Биржевая площадь

Биржевая площадь расположена на Стрелке Васильевского острова.

В 1925-1926 годах по проекту архитектора Л. А. Ильина площадь перед Биржей была превращена в сквер. Вскоре в стране началась подготовка к «празднованию» 100-летия со дня гибели великого русского поэта А. С. Пушкина. Весь 1937 год был объявлен юбилейным.

В связи с празднованием юбилея Биржевую площадь переименовали в Пушкинскую, в центре которой предполагали установить памятник поэту.

Замысел реализован не был, так как вскоре началась война. Впоследствии памятник поэту установили на площади Искусств. В 1989 году площади было возвращено ее историческое название — Биржевая.

Вид с Большого Конюшенного моста на Круглый рынок. 1900 год

Круглый рынок — памятник архитектуры XVIII века в Петербурге, возведённый по проекту Джакомо Кваренги в 1790 году. Здание является одним из самых старинных рынков города.

Первоначально рынок назывался Финским (по находившейся неподалёку финской церкви, в середине XVIII века — Харчевым и с конца XVIII века — Круглым.

Витебский вокзал В Санкт-Петербурге. 1900-е гг

Витебский — самый первый вокзал в России. Первое одноэтажное деревянное здание было возведено в 1837 году для первой в России Царскосельской железной дороги, связавшей Санкт-Петербург и Царское село.

Современное здание вокзала построено в 1904 году в стиле «модерн» по проекту академика архитектуры С. А. Бржозовского.

Стре́льна — железнодорожная станция, одна из первых в России, 1908

Дворцовая площадь

Дворцовая площадь— главная площадь Санкт-Петербурга, архитектурный ансамбль, возникший во второй половине XVIII — первой половине XIX века.

НаименованиеДворцовая площадь известно с 1766 года. Дано по расположенному рядом Зимнему дворцу, южный фасад которого выходит на площадь. В октябре 1918 года площадь была переименована в площадь Урицкого (в честь М. С. Урицкого, одного из организаторов штурма Зимнего дворца в 1917 году, председателя Петроградской ЧК, убитого 30 августа1918 года при входе в здание Главного штаба). 13 января1944 года вышло постановление о возвращении 20 исторических наименований, в том числе и Дворцовой площади.

В составе исторической застройки центра Санкт-Петербурга площадь включена в список Всемирного наследия.

Зимний дворец

Приоратский дворец в Гатчине, 1900-е гг

Приоратский дворец или замок — оригинальный дворец в Гатчине. Часто называется Приоратом. Построен в 1799 архитектором Н. А. Львовым. Название «Приоратский дворец» за Приоратом закрепилось в XX веке.

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор – крупнейший православный храм Санкт-Петербурга, шедевр мировой архитектуры, одно из самых красивых и значительных купольных сооружений не только в России, но и в мире. Все, что нужно знать о величайшем сооружении времен императора Александра I читайте здесь.

Казанский собор

Казанский кафедральный собо́р (Собор Казанской иконы Божией Матери) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, выполненный в стиле ампир (или русского классицизма). Построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской.

После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

Конные прогулки в Летнем саду

Сад был заложен по повелению Петра I в 1704 году. Летний сад изначально создавался как летняя царская резиденция.

В 2004 г. территория Летнего сада с Летним дворцом и Домиком Петра I вошла в состав Государственного Русского музея. Летний сад стал одним из филиалов Русского музея.

Летний сад упоминается в романе в стихах «Евгений Онегин»Александра Пушкина. Саду посвящено стихотворение Анны Ахматовой«Летний сад» (1959 года).

Кронштадтский Богоявленский морской собор и памятник адмиралу Макарову

1. Последний и самый крупный из морских соборов Российской империи. Построен в 1903-1913 гг. в Кронштадте по неовизантийскому проекту В. А. Косякова.

Читайте также:
Картины Леонардо да Винчи

Возведение храма было решено вести на Якорной площади, на которой ранее лежали старые якоря. Условием для составления проекта было то, чтобы высота купола позволила собору служить ориентиром с моря, а крест морского храма был первым, что бросалось в глаза мореплавателю.

8 (21) мая 1903 года состоялась торжественная закладка собора в присутствии императора Николая II, императриц Александры Фёдоровны и Марии Фёдоровны, великих князей Михаила, Алексея и Владимира Александровичей. По окончании молебна с орудий крепости и кораблей, находившихся на рейдах, был произведён салют в 31 выстрел. В тот же день император и его окружение посадили в сквере вокруг собора 32 годовалых дуба.

Стоимость строительства собора составила 1 876 000 рублей.

2. Памятник С. О. Макарову в Кронштадте — монумент, воздвигнутый в Кронштадте в 1913 году в честь русского флотоводца, океанографа, полярного исследователя, кораблестроителя и вице-адмирала С. О. Макарова. Автор проекта памятника — скульптор Л. В. Шервуд.

24 июля (6 августа) 1913 года памятник был открыт в присутствии Николая II.

К моему личному удивлению, памятник выжил. Как и отчего большевики не снесли его — приятно удивлен. С лютой ненавистью они относились ко всему тому, к чему прикасалась царская рука — уничтожали все, что связано с царским режимом…

Памятник выполнен с необычайной экспрессией. Кажется, что С. О. Макаров сделает шаг и пойдет быстрой и решительной походкой.

Наводнение. Большой проспект Васильевского острова. 1903 г

За три века с 1703 года зафиксировано более 300 наводнений (подъем воды более 160 см), из них 210 с подъёмом более 210 см. В некоторые годы случались по несколько наводнений (в 1752 — пять)…

Самым значительным и разрушительным наводнением за всю историю российского Санкт-Петербургa стало Петербургское наводнение 1824 года. До основания города крупнейшим было наводнение 1691 года, с подъёмом воды над ординаром 329 см.

Наводнение. Крюков канал. 1903 г

Новая Ладога под Петербургом, 1900-е годы

Невский проспект

Невский проспект — главная улица Санкт-Петербурга, протянувшаяся на 4,5 км от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры.

На Невский проспект выходят фасады 240 зданий.

Своё современное название Невский проспект обрёл в 1781 году, произошло от названия Александро-Невской Лавры, которая носит имя национального героя, святого князя Александра Невского. До этого магистраль, соединявшая Адмиралтейство и Александро-Невскую лавру называлась сначала просто дорогой к Невскому монастырю или першпективной дорогой к Невскому монастырю (с1718 года), затем сменила несколько похожих названий…

С 1781 года название Невский проспект стало официальным, хотя в 1783—1785 годах существовало название Большой Невский проспект.

В октябре 1918 года к первой годовщине Октябрьской революции магистраль получила название проспект 25-го Октября, которое просуществовало чуть более четверти века, после чего в блокадном Ленинграде проспекту было решено вернуть историческое название.

С 13 января 1944 года проспект снова называется Невским.

Невский проспект. 1903

В период блокады район Невского проспекта подвергался интенсивным бомбардировкам и артобстрелам (в память о подвиге ленинградцев на фасаде дома 14 сохранилась надпись: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!»). В конце 40-х — начале 50-х годов повреждённые и разрушенные здания восстановлены.

13 января 1944 года перед окончательным снятием блокады Ленинграда по просьбе жителей многим улицам были возвращены исторические названия, в том числе и Невскому проспекту.

Николаевский мост

Николаевский мост, ныне Благовещенский — первый постоянный мост через реку Неву в Санкт-Петербурге. До строительства постоянного моста с 1727 года существовал наплавной Исаакиевский мост.

Еще Николаевский мост

Любопытно, как только его не называли. Проектное название моста — Невский мост . Открытый 12 ноября 1850 года мост был назван Благовещенским по находившейся на левом берегу Благовещенской площади и Благовещенской церкви (снесённой в 1929 г.). После кончины императора в 1855 году мост стал называться Николаевским. 17 ноября1918 года мост был переименован в мост Лейтенанта Шмидта, в память П. П. Шмидта — руководителя восстания на крейсере «Очаков» в 1905 г. 14 августа 2007 года мосту было возвращено название Благовещенский.

Читайте также:
Альбом русских народных сказок и былин 1875 года

Памятник Императрице Екатерине II

Памятник Екатерине II — памятник на площади Островского в Санкт-Петербурге, установленный в честь императрицы Екатерины II в 1873 году. Памятник сооружали более 10 лет — с 1862 по 1873 год.

По неподтвержденным данным, в начале 1930-х годов партийные органы Ленинграда собирались демонтировать памятник как «старорежимный», поставив на пьедестал вместо статуи Екатерины статую Ленина, а на места снятых 9-ти фигур посадить представителей «мудрого ленинского политбюро».

В конце 1960-х годов, из рук А. В. Суворова вандалами была вырвана шпага. Её воспроизводили заново дважды — покушения на шпагу продолжаются до сих пор.

Памятник Петру Великому (Медный всадник)

Открытие памятника состоялось 7 августа (18 августа) 1782 года. Является самым первым памятником в Санкт-Петербурге. Позднее получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы.

Пристань на Мойке 1900

Греческий зал в Павловском дворце, 1900-е годы

Сенной рынок

Сенной рынок – один из самых давних в Петербурге. Первое упоминание относится к началу 18 века, когда здесь торговали сеном, соломой и дровами. Отсюда произошли названия рынка и площади. Со временем это место стало одним из самых известных и популярных в городе.

Сегодня Сенной рынок – современный комплекс, в котором все удобства и для продавцов и для посетителей. После серьезной реконструкции он открылся в 1998-м году.

Троицкий мост

Троицкий мост (с 1918 по 1934 г. — мост Равенства, с 1934 по 1991 г. —Кировский мост) — разводной мост через Неву в Санкт-Петербурге. Один из красивейших петербургских мостов.

Третий постоянный мост через Неву (после Благовещенского и Литейного). До возведения в 1965 году моста Александра Невского он оставался самым длинным в городе (582 м).

Название получил в честь находившейся рядом Троицкой площади и Троицкому собору (разрушенному в 1932 г.).

Значение слова «искусство»

ИСКУ́ССТВО, -а, ср.

1. Творческое воспроизведение действительности в художественных образах; творческая художественная деятельность. Произведение искусства.Этот запрос показывает, что художник не может отделиться от общественной жизни и что искусство нераздельно с ее содержанием. Огарев, Памяти художника. Вся широкая, творческая, страстная, взыскующая душа народа русского нашла отражение в нашем искусстве XIX века. Оно стало мировым и во многом повело за собой искусство Европы и Америки. А. Н. Толстой, Родина.

2. Отрасль творческой художественной деятельности. Изобразительное искусство. Сценическое искусство. Кино — самое массовое из искусств.[Люба:] Никакое искусство не может так заставить забыть все, как музыка. Л. Толстой, И свет во тьме светит.

3. чего или какое. Какая-л. отрасль практической деятельности с присущей ей системой приемов и методов. Военное искусство. Певческое искусство.Искусство воспитания, как и искусство врачевания, требует долговременной специальной, теоретической и практической, подготовки. Ушинский, О нравственном элементе в русском воспитании. || Умение, мастерство, тонкое знание дела. [Акилин | принадлежал к числу помещиков, возбуждающих удивление соседей искусством жить хорошо и открыто при незначительных средствах. Тургенев, Затишье. [Ерошка] вскочил с пола и принялся показывать свое искусство в игре на балалайке и петь татарские песни. Л. Толстой, Казаки. [Зина] удивилась искусству, с каким работники редакции, сократив статью в добрых пять раз, сумели оставить в ней все главное. Кочетов, Журбины.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Иску́сство (от церк.-слав. искусьство (лат. experimentum — опыт, проба); ст.-слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Читайте также:
Что такое СТРИТ-АРТ: 12 фотографий

Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.

Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области[уточните ссылку]. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм[уточните ссылку][уточните ссылку].

В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека[уточните ссылку], так и всего человечества[уточните ссылку], многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат — художественное произведение.

ИСКУ’ССТВО, а, ср. 1. только ед. Творческая художественная деятельность. Заниматься искусством. Новые течения в искусстве. 2. Отрасль творческой художественной деятельности. Основные искусства: живопись, ваяние, зодчество, поэзия, музыка и танцы. Изобразительные искусства. Науки и искусства. 3. только ед. Система приемов и методов в какой-н. отрасли практической деятельности; мастерство. Военное и. И. плавать. И. управления. И. руководства есть серьезное дело. Стлн. Говорить о себе — тонкое и., я

М. Грькй. 4. только ед. Умение, ловкость, тонкое знание дела. С большим искусством вел свои дела.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

иску́сство

1. процесс и результат выражения чувств, отображение действительности в образах

Искусство: его суть, виды, жанры и история

Искусство — это способ понимания и отображения действительности путем создания особого продукта — произведений, способных вызвать эмоциональный отклик у людей. Наряду с наукой, искусство используется человечеством для правильного восприятия и осмысления окружающего мира. Важнейшая функция искусства заключается в удовлетворении двух духовных потребностей человека: любви к прекрасному и желании получать эстетическое удовольствие.

Искусство также помогает формировать общественное сознание, стимулирует посредством полученных человеком ощущений появление новых мыслей и представлений. Оно может принимать всевозможные формы и служить разнообразным целям (от возвышенных и благородных до низменных и отвратительных).

Виды и жанры искусства

Искусство — очень объемное определение, поэтому оно объединяет огромное количество способов отображения замысла автора. Виды искусства классифицируются по таким параметрам:

  • Предмету отображения — изобразительные (для отображения реальной действительности) и неизобразительные (для воплощения выразительными средствами внутреннего мира человека).
  • По динамике — пространственные (характерные для определенной местности) и временные (соответствующие конкретной исторической эпохе).
  • По утилитарности — изящные (выполняющие сугубо эстетическую функцию) и прикладные (дополнительно востребованные в быту).
  • По используемым материалам — традиционные художественные материалы (краски, глина, гранит, мрамор, древесина, металл), современные средства обработки хранения информации (компьютерная графика, цифровая живопись), звук (музыкальные произведения), слово (проза, поэзия, каллиграфия), человек-исполнитель (певец, актер, клоун).

Исторически также принято разделять виды искусства по жанрам (темам и объектам отображения) и стилям (особенностям использования художественных приемов в произведениях).

К основным видам изобразительного искусства относятся:

  1. Пространственные (статистические или зрительные):
  • Архитектура (проектирование и строительство зданий).
  • Живопись (моно- или полихромное изображение художественными средствами предметов и объектов на плоскости).
  • Графика (воплощение художественного образа на плоскости линиями и штрихами).
  • Скульптура (создание объемных произведений из твердых материалов).
  • Фотоискусство (отражение действительности или эмоций автора посредством фотоснимков).
  • Декоративно-прикладное искусство (изготовление предметов, сочетающих в себе эстетическую и практическую функцию).
  1. Синтетические (зрительно-слуховые):
  • Театр;
  • Кино;
  • Эстрада;
  • Хореография;
  • Балет;
  • Цирк;
  • Телевидение.
  1. Временные (слуховые):
  • Музыка;
  • Литература;
  • Поэзия.

История развития искусства

История искусства ведет свое начало с древнейших времен. Среди ученых нет единого мнения относительно происхождения этого способа отражения действительности. Значительная часть философов считает, что толчком к зарождению искусства послужил промысл Божий, он пробудил в наших предках высшее духовное начало и желание творить. Согласно другой теории, первобытный человек посредством создания примитивных поделок (изображений) стремился понять окружающий мир и передать приобретенные знания другим членам общества.

Первобытное искусство было тесно связано с играми и обрядами. Оно существовало в виде изображений животных на стенах пещер, песен, танцев, украшений тела рисунками и символами, всевозможных предметов из подручных материалов (раковин, костей и шкур животных).

Читайте также:
Искусство

Появление древних цивилизаций (египетской, финикийской, вавилонской) ознаменовало собой новый этап в развитии искусства. Благодаря разделению физического и умственного труда, относительно небольшая часть людей смогла полностью посвятить себя творчеству, стать профессиональными зодчими, художниками или скульпторами.

В каждом очаге цивилизации постепенно формировался стиль с индивидуальными отличительными особенностями. Шедевры древних мастеров стали источником вдохновения для потомков в далеком будущем.

В эпоху Средневековья в Европе искусство было полностью подчинено служению религии. Основным заказчиком произведений была церковь, центральными мотивами — библейские сюжеты и духовные истины. В исламских странах ограничение на изображение человека привело к упадку живописи. Здесь развивались другие виды искусства: архитектура, ковроткачество, каллиграфия, керамика. В Древнем Китае хорошо была развита резьба по камню, скульптура и живопись.

Эпоха Возрождения коренным образом изменила концепцию искусства. Революционные идеи гуманизма послужили мощным двигателем для создания шедевров Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci), Микеланджело (Michelangelo), Альбрехта Дюрера (Albrecht Dürer). Изобретение книгопечатания содействовало развитию литературы и графики.

Чуть позже, в эпоху Просвещения наступило время кардинальной перестройки общественной жизни. Это неизбежно отразилось в искусстве появлением новых стилей:

Во второй половине XIX века бурное развитие капитализма привело к зарождению целого ряда художественных стилей:

Мастера того времени увлеченно искали новые средства художественного выражения, не стеснялись экспериментировать и отрицать догмы прошлого.

В ХХ веке огромную роль в искусстве начал играть кинематограф. Постепенно он занял главенствующую позицию относительно воздействия на широкие массы, формирования стиля жизни, пропаганды ценностей разных режимов. А развитие Интернета и всеобщая компьютеризация населения на рубеже ХХ-ХХI веков дали толчок к появлению новых видов медиаискусства.

Вместе с развитием человечества искусство прошло огромный путь от наскальных изображений до использования компьютерных технологий. Но его роль в удовлетворении духовных потребностей людей была и остается определяющей.

На сайте Very Important Lot любой желающий может принять участие в аукционах, приобщиться к миру прекрасного и приобрести шедевры искусства разных эпох. Здесь же можно купить напрямую картины у современных художников.

Что такое искусство

Что такое искусство?

Человек каждый день соприкасается с искусством. И, как правило, не в музеях. С самого рождения и на протяжении всей жизни люди погружены в искусство.

• Должно ли искусство быть эстетичным? Millie Brown

• Должно ли оно быть копией реальности? Пабло Пикассо

• Должно ли оно учить нас? Петр Павленский

Все эти вопросы ведут нас к самому главному.

• Что такое искусство?

Меня зовут Цуканова Ирина. И сегодня мы с вами попытаемся понять, что же такое искусство.

Еще когда человек не мог выражать и доносить свои мысли, искусство было приёмом передачи, восприятия и хранения в памяти языковой информации. Но называть искусством средства коммуникации было бы некорректно, ведь язык сам по себе, как мы знаем, не является искусством.

Первое же определение искусства дал Аристотель в Древней Греции приблизительно в 4 веке до нашей эры. Аристотель трактует искусство, как деятельность, через искусство возникают те вещи, форма которых находится в душе. Согласно Аристотелю, сущность искусства составляет мимезис (подражание), искусство подражает действительности, имеет миметическую природу.

То есть все, что подражает чему-то, например:

  • Натюрморт голландских мастеров подражает реальному натюрморту.
  • Скульптура писающего мальчика подражает мальчику, который справляет нужду.
  • А в театре актеры подражают героям того или иного произведения.

И это первое определение искусства по Аристотелю почти идеально дает нам возможность сказать, что такое искусство, а что не является таковым. И именно это определение искусства является долгожителем, так как оно не потеряет актуальность вплоть до 19 века.

Но, на секундочку, какие виды искусства мы с вами знаем? И тут нам с вами помог разобраться в 18 веке французский философ Шарль Бато. Он впервые ввел понятие «изящные искусства». Именно благодаря ему этот термин был закреплен за жанрами и видами искусств, которые с эстетической точки зрения были ориентированы на создание красоты. Таковыми он выделил следующие виды искусства:

  • живопись;
  • литература;
  • музыка;
  • драма;
  • танец;
  • скульптура.
Читайте также:
Что такое СТРИТ-АРТ: 12 фотографий

Но при этом, вслед за Аристотелем, основным принципом искусства считал подражание, а различия между искусствами усматривал в средствах подражания (цвет — в живописи, звук — в музыке, жест — в танце, речь — в поэзии).

И все было идеально, так как большинство произведений искусства так или иначе подтверждали эту теорию.

Но сегодня мы с вами знаем о современном искусстве. Такие художники, как Пикасо, Вангог, Дали, все поменяли. Именно с них закончилась эпоха имитации. И тут можно сказать, что именно современное искусство убило классическое определение, но нет, все началось значительно раньше.

Возьмем, например, танец. Балет «Лебединое озеро». Если это и имитация лебедя, то очень сомнительная. А музыка, что имитируют произведения Чайковского, Римского-Корсакова?

Ну а давайте вспомним, что в конце 19 века появляется новое направление искусства — фотография. Это искусство позволяет в точности имитировать реальность и из этого следует что Instagram является самой большой галереей изобразительного искусства. Что само по себе такое еще заявление…

А что если передать субъективное восприятия света и не сильно заморачиваться на деталях? И неожиданно в 19 веке искусство стало в себе содержать больше субъективности. Люди искусства неожиданно обрели большую свободу в создании картин и скульптур в соответствии со своим субъективным видением и ценностями.

Возникли такие направления искусства, как:

Импрессионизм — где художники стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

Экспрессионизм — в нем стремились не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора.

Символизм — тут же художники тянулись к новаторству, использованию символики, недосказанности, намёков, таинственных и загадочных образов.

Ну а потом все задумались и решили, что все окружающее нас можно свети к простому набору геометрических фигур. И так появляется:

Кубизм — в основе кубизма лежит стремление художника разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его на холсте в двухмерном изображении. Таким образом, художнику удаётся изобразить объект одновременно с разных сторон и подчеркнуть свойства, невидимые при классическом изображении объекта с одной стороны.

Но все выше перечисленное так или иначе пытается изобразить окружающий мир. И искусство переходит на новый виток развития, когда художник пытается вызвать некие ощущение при виде своей работы.

И так появляется абстрактное искусство.

А итогом всех экспериментов над искусством и тем, что оно в себе несет, становится:

Супрематизм. А в параллели с отказом работать с реальностью появляется:

Сюреализм — изображение подсознательного.

Но художникам и этого в какой-то момент не хватило, и в середине 20 века появляется отдельное течение перфо́рманс — форма искусства, в которой произведения составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. И вместе с ним инсталляция — форма искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных готовых материалов и форм и являющую собой художественное целое.

И сейчас мы можем сделать вывод, что мир искусства представляет собой чрезвычайно сложную сущность не только с точки зрения множества форм и типов, но также с точки зрения его исторических и культурных корней. Искусство эволюционировало и развивалось вместе с человечеством но при этом искусство — это не технология и не наука, в ней нет линейного прогресса от простого к сложному. Искусство может быть разным, и каждый может найти для себя что-то свое. А дать определение такому емкому слову, как искусство, может оказаться отдельным видом искусства.

Ставьте лайк, подписывайтесь и пишите в комментариях, а что для вас является искусством?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: