Рисунки Лермонтова – Живопись и графика поэта

Рисунки Лермонтова – Живопись и графика поэта

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

М.Ю.Лермонтов – художник.

В 1837-1838 годах Лермонтов создает свой автопортрет. Он изобразил себя в мундире Нижегородского драгунского полка в черкеске с газырями на груди, наброшенной на плечо бурке, с шашкой на поясе, на фоне гор. Это один из лучших и достовернейших портретов поэта.

В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ; в марте он выехал через Москву. Простудившись в дороге, был оставлен для лечения (в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске; по пути следования в полк он “изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов. “, в ноябре был в Тифлисе.

Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки – пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры;

Пейзаж с двумя березами.
Акварель М.Ю. Лермонтова.
1828—1832 г.

Рисунок М. Лермонтова из альбома М.М. Лермонтовой

Тройка, выезжающая из деревни.
Рисунок М.Ю. Лермонтова. Карандаш.
1832 – 1834 г.

Оседланная лошадь.
Сепия. 1830-е гг.

Всадник в восточном костюме со знаменем.
Сепия. 1836.

Атака гусар под Варшавой.
Масло. 1837.

Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой.
Акварель М. Ю. Лермонтова.
1835 г.

Ребенок, тянущийся к матери. Рисунок М.Ю. Лермонтова

Портрет молодой женщины (В. А. Лопухина?).
Рисунок М.Ю. Лермонтова. Карандаш.
1832—34 г.

Эмилия, героиня драмы «Испанцы» (В.А. Лопухина?).
Акварель М.Ю. Лермонтова.
1830—31 г.

Неизвестный молодой человек в синем (С. А. Раевский?).
Акварель.

Столыпин А. А. (Монго) в костюме курда.
Акварель М.Ю. Лермонтова.
1841 г.

А. А. Кикин.
Акварель. 1837.

Черкес.
Картина М. Ю. Лермонтова. Масло.
1838 г.

Испанец с кинжалом.
Акварель. 1830—31.

Юнкер Л.Н. Хомутов.
Карандаш.
1832—34 г.

Благословление молодых.
Тушь, перо. 1835.

Школа гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Дортуар.
Карандаш.
1832 – 34 г.

Конный казак, берущий препятствие.
Карандаш. 1832—34.

Эпизод из маневров в Красном Селе.
Сепия. (Утрачена в 1941 году)
1834—35 г.

Тамань. Рисунок Лермонтова

Офицер верхом и амазонка.
Карандаш.
1840—41 г.

Дуэль.
Перо, чернила.
1832—34 г.

Светская сцена. Рисунок М. Ю. Лермонтова.
Перо, чернила.
1840—41 г.

Портрет офицера в шинели.
Карандаш.
1832—34 г.

Конногренадер.
Перо, чернила.
1832 г.

Карикатуры на офицеров.
Карандаш.
1832—34 г.

«Поспешает на тревогу». Карикатура.
Карандаш. 1841.

Рисунок на обложке рукописи “Вадима” – 1832 г.

лучшие из них связаны с кавказской темой:

Вид Пятигорска.
Масло.
1837 г.

Военно-Грузинская дорога близ Мцхета.
Масло.
1837 г.

Сцена из кавказской жизни.
Масло.
1838 г.

Крестовый перевал.
Масло.
1837—38 г.

Дарьяльское ущелье с замком царицы Тамары.
Карандаш.
1837 г.

Пляска грузинок на плоской кровле.
Итальянский карандаш.
1837 г.

Тифлис.
Карандаш.
1837 г.

Вид горского селения.
Итальянский карандаш.
1840—41 г.

Черкес, стреляющий на скаку.
Карандаш. 1832—34.

Вид Тифлиса.
Масло.
1837 г.

Окрестности селения Караагач (Кавказский вид с верблюдами).
Масло.
1837—38 г.

Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби.
Автолитография, раскрашенная акварелью. (Название дано Лермонтовым.)
1837—38 г.

Перестрелка в горах Дагестана.
Масло.
1840—41 г.

Воспоминания о Кавказе.
Картина М. Ю. Лермонтова.
Масло.
1838 г.

Кавказская ссылка была сокращена хлопотами бабушки через А. X. Бенкендорфа. В октябре 1837 был отдан приказ о переводе Лермонтова в Гродненский гусарский (в Новгородской губернии), а затем в лейб-гвардии Гусарский полк, стоявший в Царском Селе. Во 2-й пол. января 1838 Лермонтов возвращается в Петербург. 1838-1841 – годы его литературной славы. Он сразу же попадает в пушкинский литературный круг, знакомится с В.А. Жуковским, П. А. Вяземским, П. А. Плетнёвым, В. А. Соллогубом, принят в семействе Карамзиных. У Карамзиных Лермонтов накануне последней ссылки читал “Тучи”. В 1840 в Петербурге отдельными изданиями выходят единственные прижизненные сборники “Стихотворения” и “Герой нашего времени”.
Наследие Лермонтова к 1840 г. включало уже около 400 стихотворений, около 30 поэм, не считая драм и неоконченных прозаических сочинений. Подавляющее большинство произведений Лермонтова опубликовано посмертно.
В 1838-1840 поэт входит в “Кружок шестнадцати” – аристократическое общество молодежи, частью из военной среды, объединенное законами корпоративного поведения и политической оппозиционностью участников.
В этот период в его поэзии и прозе словно оживают пушкинские начала. Однако основы прозы (как и поэзии) Лермонтова, во многом противоположны пушкинским; ему не свойственны лаконизм пушкинской прозы и поэтика “гармонической точности” в поэзии. Близких отношений с пушкинским кругом у Лермонтова не складывается: и Жуковский, и Вяземский, и Плетнёв далеко не все принимают в его творчестве. Наиболее прочные отношения устанавливаются у Лермонтова с журналом “Отечественные записки”. Именно там появляется большинство прижизненных и посмертных публикаций лермонтовских стихов, а также “Бэла”, “Фаталист”, “Тамань”.
В феврале 1840 на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошло столкновение с сыном французского посланника Э. Барантом; непосредственным поводом было светское соперничество – предпочтение, отданное Лермонтову кн. М. А. Щербатовой, которой был заинтересован Барант и в 1839-1840 увлечен Лермонтов. Ссора, однако, переросла личные рамки и получила значение акта защиты национального достоинства. 18 февраля состоялась дуэль, окончившаяся примирением. Лермонтов тем не менее был предан военному суду; под арестом его навещают друзья и литературные знакомые. Под арестом состоялось новое объяснение Лермонтов с Барантом, ухудшившее ход дела. В апреле 1840 был отдан приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ.
В июне он прибыл в Ставрополь, в главную квартиру командующего войсками Кавказской линии генерала П. X. Граббе, а в июле уже участвует в стычках с горцами и в кровопролитном сражении при реке Валерик.

Читайте также:
Картины Ван Гога

Лермонтов. 1840. Рисунок Д.П. Палена
Чрезвычайно ценен портрет, выполненный в июле 1840 с натуры однополчанином Лермонтова, бароном Д.П. Паленом, после валерикского боя, в палатке барона Л.В. Россильона. Это – оплечное изображение: у поэта усталый вид, он небрит, в глазах грусть; фуражка помята, ворот сюртука расстегнут, без эполет. Это – единственный профильный портрет Лермонтова и, возможно, наиболее схожий с оригиналом из всех прижизненных изображений.

Эпизод из сражения при Валерике.
Рисунок М.Ю. Лермонтова, раскрашен Г.Г. Гагариным.
1840 г.

При Валерике. Похороны убитых.
Акварель.
1840 г.

В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в Петербург. Его представляют к награде за храбрость, но Николай I отклоняет представление. Поэт проводит в столице 3 месяца окруженный вниманием; он полон творческих планов, рассчитывая получить отставку и отдаться литературной деятельности. Его интересует духовная жизнь Востока, с которой он соприкоснулся на Кавказе; в нескольких своих произведениях он касается проблем “восточного миросозерцания” (“Тамара”, “Спор”).
14 апреля 1841, не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: “Сон”, “Утес”, “Они любили друг друга. “, “Тамара”, “Свиданье”, “Листок”, “Выхожу один я на дорогу. “, “Морская царевна”, “Пророк”.

В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том числе своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтов задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал. Похоронен в фамильном склепе в Тарханах.

Михаил Лермонтов как художник: картины, рисунки, рассказ о творчестве

Автор:
Павел Ин

К 200-летию со дня рождения

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)

Автопортрет. 1837

В истории культуры известно немало поэтов и писателей, которые одновременно ярко проявили себя в сфере изобра­зительного искусства. Лермонтов, по свидетельству его родст­венника А.П.Шан-Гирея, начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. Рисовал всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различ­ных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. Конечно, изобразительное творчест­во Лермонтова уступает литературному. Тем не менее ода­ренность писателя сказалась и здесь.

Традиции дворянского воспитания предполагали наряду с уроками фехтования, музыки, иностранных языков с юных лет занятия живописью и рисунком. Расцвет альбомной куль­туры связан с повсеместным умением рисовать, и лучшие альбомные рисунки того времени отличаются уверенным вла­дением линией, способностью мгновенным очерком создать образ, точностью в деталях, композиционным чутьем. Однако из множества грамотно рисующих профессионалами стано­вились единицы: для сословия, к которому принадлежал Лермонтов, более характерен тип художника-дилетанта, не связанного академической выучкой и необходимостью прода­вать работы. Фиксируя на бумаге свои впечатления и ду­шевные состояния, художник-дилетант постоянно вел своего рода лирический дневник, поскольку романтическое миро­ощущение требовало обязательного преобразования повсе­дневных чувств из плана обыденного в чрезвычайный.

В ранних опытах Лермонтова привлекают внимание рабо­ты образующие «испанский цикл». Обращение к Испании, традиционное для тогдашнего искусства, связано с драмати­ческой историей испанской революции — но в лермонтовском увлечении присутствуют и личные мотивы: в семье бытовало предание о происхождении рода от испанского герцога Лермы. Стремление к свободе — главному романтическому идеалу — молодой поэт выражает на испанском материале. В 1830 году была создана трагедия «Испанцы». Акварели и рисунки “Испанец с кинжалом”, «Испанец», «Испанец с фонарем и католический монах», «Испанец в белом кружевном ворот­нике», портретная миниатюра Эмилии — героини «Испан­цев» представляют собой зрительные парафразы трагедии. Самое значительное в этом цикле — «Портрет герцога Лермы» (1832—1833), первое известное живописное произведение Лермонтова. Своему легендарному предку художник придал автопортретные черты. Резкий боковой свет подчеркивает напряженную скорбь в темных глазах, в складке плотно сомкнутого рта. «Испанская страсть», в соответствии с роман­тическим каноном — потаенная, сдерживаемая усилием воли, подобно тому, как скрывается тело под глухим покровом одежды.

Читайте также:
Искусство

Условно-романтическое видение природы, истории и людей преобладает в ранних работах Лермонтова, будь то пейзаж­ные акварели «Белая береза» и «Парус» (последняя предва­ряет знаменитое стихотворение) или «Древняя рать», где войско русское, а горы кавказские. Более живыми и непосред­ственными являются рисунки из так называемой «юнкерской теФради», созданные во время пребывания поэта в юнкерской школе (1832—1834). Большинство портретных зарисовок и жанровых сценок сделано с натуры; романтическая интона­ция не подавляет, но, напротив, усиливает остроиндивидуаль­ную выразительность рисунка. Та же экспрессия — в духе Орловского — присутствует в кавказских видах и изображе­ниях всадников-черкесов, в иллюстрациях к повести А. Мар- линского «Амалат-бек». Характерно, что в это время — по окончании юнкерской школы — Лермонтов берет уроки жи­вописи у художника П.Е.Заболотского.

Поворотным пунктом биографии Лермонтова стал 1837 год — гибель Пушкина. За знаменитым стихотворением «Смерть поэта» последовала ссылка на Кавказ — прежде романтическое восприятие Кавказа было проверено и дополне­но фактами собственной судьбы. На Кавказе наиболее полно раскрылся творческий потенциал Лермонтова — и поэта, и художника. Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом, — «Вид Пятигорска», «Кавказский вид с саклей» («Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты»), «Вид горы Кре­стовой», «Вид Тифлиса», «Окрестности селения Карагач» («Кавказский вид с верблюдами») и другие (все 1837— 1838). Пейзажи эти панорамны: горизонт занижен, простран­ство строится ритмично развертывающимися в глубину пер­спективными планами; все они конструктивно упорядочены, причем в качестве созидающего и организующего начала выступает свет. Воздушной среде, нематериальной и пере­менчивой, свет сообщает богатство тонов, оттенков и цветовых нюансов.

Любая кавказская панорама Лермонтова — это как бы малый фрагмент вселенной, тем не менее выразивший всю бесконечность мироздания. Руины, монастыри, храмы, лепя­щиеся на склонах гор, представляются зрителю естественны­ми вкраплениями в природный ландшафт. Вписанные в каж­дый пейзаж фигурки людей — всадники, погонщики и верблю­ды, грузинки набирающие в Куре воду, — подчинены изна­чально заданному ритму; их малый масштаб подчеркивает космическую безмерность целого. Но несмотря на романти­ческую интонацию, лермонтовские панорамы, как показал исследователь его творчества Ираклий Андроников, во многом совпадают с реальной топографией изображаемых мест.

В последние годы жизни Лермонтов немало времени уде­лял портрету, изображая друзей и знакомых. Сохранились живописный портрет А.Н.Муравьева, акварельные портреты А.А.Кикина и А.А.Столыпина (Монго) в виде курда, два прекрасных портрета неизвестных (по поводу одного из них существует гипотеза, что здесь изображен поэт-декабрист А.И.Одоевский). Большое значение для лермонтовской ико­нографии имеет романтический автопортрет 1837 года, где художник изобразил себя на фоне кавказских гор в облике поэта и воина. Лермонтов — боевой офицер проявил личную храбрость, участвуя в военной кампании против горцев в 1840—1841 годах. Одну из битв этой кампании он запе­чатлел в замечательном рисунке «Эпизод из сражения при Валерике», раскрашенном позднее его другом, художником Г.Г.Гагариным. Трагическая динамика боя складыьа ется из личных драм, переживаемых по ходу сражения его участни­ками. Тему «бедствий войны» продолжает акварель, конт­растирующая своим изысканным колоритом с той траурной церемонией, которую изображает, — «При Валерике. Похо­роны убитых». Вообще рисунки и акварели Лермонтова в на­ибольшей мере выражают романтическую сущность его ис кусства. Если в картинах романтизм проявился в сюжетном строе, в ориентальных мотивах, то графика запечатлела самый темп и напряженность романтического мирочувствия, ро­мантического переживания натуры. Беглые зарисовки полны динамики: линия двоится и срывается в штрих, спеша зафик­сировать увиденное — всадников (карандаш, 1832—1834), черкеса, стреляющего на скаку (карандаш, 1832—1834), ка­валерийскую схватку (сепия, 1830—1832).

Лермонтов, подобно Байрону, воплотил в себе идеал ро­мантической личности — трагической и гениальной. Трудно сказать, в каком направлении развивалось бы художествен­ное творчество поэта, не оборви его жизнь 15 июля 1841 года дуэльный выстрел у подножия горы Машук. Конечно, в срав­нении с литературными произведениями, изобразительные опыты Лермонтова более отвечают привычному романтичес­кому канону. Однако в поздних вещах следы его мятежного гения проявляются все чаще. Возможно, и здесь Лермонтов был на пороге замечательных открытий.

Читайте также:
20 причин, почему стрит-арт нужно легализовать

parashutov

parashutov

ЛИТЕРАТУРА В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 5 – ЛЕРМОНТОВСКИЙ ВЕРНИСАЖ КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ ПОЭТА)

***
Я правды ничем не нарушу,
Сказав, что под стать колдуну,
Он с детства берёт вашу душу
И держит до смерти в плену.
Характер, как порох, —
Не трогай!
Быть может, отсюда и дар?
Но раньше гусарили много,
А он — не бездумный гусар.
По чёрному небу России
Мелькнул он, судья и пророк,
И веру в мятежные силы,
Тоску по свободе зажёг.

Хмелецкий Юрий Антонович (1932-2016) М.Ю.Лермонтов.

Сидоров Николай Михайлович (1922-2009), Король Анна Степановна (19260) Люблю отчизну я… М. Ю. Лермонтов. 1964 г.

Иванов Валерий Геннадьевич (род. 1961) Лермонтов. 2006 г.

Могилевский Александр Павлович (1885-1980) Лермонтов на коне. 1964 г.

Жданов Валентин Васильевич (род. 1948) Лермонтов на Кавказе.

Быков Дмитрий Лермонтов на Кавказе (дипломная работа). 2014 г.

Быков Дмитрий Лермонтов на Кавказе (дипломная работа). деталь. 2014 г.

***
Костер горит, огонь мерцает.
Закат за речкою потух.
И юнкер Лермонтов читает
«Молитву юнкерскую» вслух.
И юнкера в ответ хохочут,
И кто-то «браво» говорит.
Отбой трубит начало ночи.
И лагерь дремлет, лагерь спит.
А Лермонтову всё не спится,
И слушает он не спеша,
Как время ширится и длится,
Как к небу тянется душа!
Вот он постель свою оставил
И улыбнулся тишине.
И у Мартынова поправил
Подушку, сбитую во сне.

Захаров Иван Ильич (род. 1936) М.Ю.Лермонтов в Пятигорске. 2005 г.

Захаров Иван Ильич (род. 1936) Лермонтов в Тамани. 2005 г.

Захаров Иван Ильич (род. 1936) Лермонтов с сотней. 2005 г.

Захаров Иван Ильич (род. 1936) Кубанская легенда. 2005 г.

Бессонов Борис Николаевич (1916-1966) Дуэль. Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова

***
Без матери быть от рожденья —
Не слишком завидный удел.
Поэт не хотел сожаленья
И маску на душу надел.
Насмешливый, нервный характер,
Угрюмость и маленький рост.
Не с каждым при личном контакте
Бывал он приятен и прост.
Шипела и пыжилась серость,
Сама не имея лица.
О, как им унизить хотелось
Несносного сверхгордеца.
Что им до великого дара,
До жгучей, летящей строки.
И вот затевается свара
И взводятся снова курки.
Была бы натура иная,
Продлились бы ясные дни.
Но звёзды орбит не меняют,
Иначе не звёзды они.

Флёрова Елена Николаевна (род. 1943) Портрет М.Ю.Лермонтова.

Ангелина Павлова & Платон Пелевин-Семёнов М.Ю.Лермонтов. 2015 г.

Борисов Павел Александрович (род. 1944) М.Ю.Лермонтов.

Бывают дни без фейерверка,
Когда огромная страна
Осенним утром на поверке
Все называет имена.
Ей нужно собственные силы
Ума и духа посчитать.
Открылись двери и могилы,
Разъялась тьма, отверзлась гладь.
Притихла ложь, умолкла злоба,
Прилежно вытянулась спесь.
И Лермонтов встаёт из гроба
И отвечает громко: «Здесь!»

О, этот Лермонтов опальный,
Сын нашей собственной земли,
Чьи строки, как удар кинжальный,
Под сердце самое вошли!
Он, этот Лермонтов могучий,
Сосредоточась, добр и зол,
Как бы светящаяся туча,
По небу русскому прошёл.

Щипачев Ливий Степанович (1926-2001) М.Ю.Лермонтов. На смерть поэта. Пензенская областная картинная галерея им. К.Савицкого

Янке Владимир Валентинович (род. 1944) Михаил Лермонтов. 1980-е гг.

Пикалова Лера (род. 1999) Лермонтов.

Нет, не за то тебя я полюбил,
Что ты поэт и полновластный гений,
Но за тоску, за этот страстный пыл
Ни с кем не разделяемых мучений,
За то, что ты нечеловеком был.
О, Лермонтов, презрением могучим
К бездушным людям, к мелким их страстям,
Ты был подобен молниям и тучам,
Бегущим по нетронутым путям,
Где только гром гремит псалмом певучим.

И вижу я, как ты в последний раз
Беседовал с ничтожными сердцами,
И жёстким блеском этих тёмных глаз
Ты говорил: «Нет, я уже не с вами!»
Ты говорил: «Как душно мне средь вас!»

Фаворский Владимир Андреевич (1886-1964) М. Ю. Лермонтов. Гравюра на дереве. 1931 г.

Константинов Федор Денисович (1910-1997) М.Ю.Лермонтов.

Сопп Валерий Иосифович (род. 1946) Портрет М.Ю.Лермонтова.

Шипицова Елена Владимировна (род. 1961) М.Ю.Лермонтов. 2014 г.

Напрасно
дуло пистолета
Враждебно целилось в него;
Лицо великого поэта
Не выражало ничего!
Уже давно,
как в Божью милость,
Он молча верил
в смертный рок.
И сердце Лермонтова билось,
Как в дни обидчивых тревог.
Когда же выстрел
грянул мимо
(Наверно, враг
Не спал всю ночь!),
Поэт зевнул невозмутимо
И пистолет отбросил прочь.

Читайте также:
СССР глазами художника - Уникальные картины

Захаров Иван Ильич (род. 1936) Выхожу один я на дорогу. 2005 г.

Верейнов Александр Львович (род. 1956) Михаил Лермонтов.

Граблевская Ольга Венедиктовна (род. 1965) М.Ю.Лермонтов.

***
Когда перед фронтом сумрачных гор
Он был расстрелян почти в упор,
Когда навеки его глаза
Замкнулись железным сном,-
Дымясь, большая, как ночь, гроза
Разверзлась над Машуком.
То были не молнии – огненный лес,
Слепящего гнева порыв,
Как будто кожу содрали с небес,
Все нервы вдруг обнажив.
Так, потрясён от вершин до корней,
В тот безысходный час
Над гибелью песни и славы своей
Рыдал белоглавый Кавказ.

Чистяков Юрий Георгиевич Портрет М. Лермонтова. 1994 г.

Чистяков Юрий Георгиевич Михаил Лермонтов. Снега Кавказа 1994 г.

Гомбарг (Идарский) Юлий Яковлевич (1880-1954) Портрет М.Ю.Лермонтова. 1940–1941 гг.

Лермонтов-художник и график

илл.:Петр Ефимович Заболоцкий.
Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка (1837)
Академик живописи П.Е.Заболоцкий был учителем Лермонтова.
Ссылки на продолжение публикаций с комментариями живописного наследия М.Ю. Лермонтова см. под статьей.

Живописное наследие Михаила Лермонтова.

Талантливый человек талантлив во всем. Расхожая истина.
Михаил Лермонтов был одарен многими талантами до уровня гениальности. Не только поэзия жила в нет, но и философия, музыка, живопись. Наконец, бунтарский прометеевский дух.

Судьба Лермонтова это тот случай, когда природные дарования счастливо развились благодаря заботливому уходу. В те времена детям принято было давать хорошее домашнее образование, по крайней мере на начальной ступени. А это очень важно:что заложено на заре жизни. А уже потом продолжали образование в гимназиях, университетах, военных академиях. В Институтах благородных девиц. Позже уже на излёте империи появились в обеих российских столицах Высшие женские Курсы, эти первые опыты высшего образования для женщин. Это отдельная большая тема. А здесь хотелось бы полистать живописные альбомы Лермонтова, с тем, чтобы не только подивиться индивидуальному дарованию, но и кое-что понять в принципах педагогики того времени, особенно для так называемой элиты.

М.Лермонтов принадлежал высшим слоям российского общества по бабушке из рода Столыпиных, того самого не очень удачливого Реформатора П.А.Столыпина. Мишу воспитала бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, урожденная Столыпина. Мишенька рано лишился матери, которая умерла от чахотки, косящей в ту пору не разбирая сословий. А отца Миши, капитана Лермонтова, бывшего по мнению тёщи неровней ее дочери, она выставила, откупившись его материальным обеспечением взамен на отказ от прав отца. Сама она была вдовою. Женщина крутого нрава, настоящая помещица-крепостница, расчетливая до жадности. Так, с отцом Мишеньки у нее были многолетние тяжелые финансовые расчёты и тяжбы. Но вот на образование любимому единственному внученьку денег не жалела. Ежегодно она приглашала учителей и платила пять тысяч рублей золотом, огромная сумма по тем временам. Воспитывала внука словно царского отпрыска. Неудивительны результаты при наличии у Михаила и природного дарования. Лермонтов владел несколькими иностранными языками, большая часть его переписки с родными, друзьями – на французском языке.

Английский он выучил сам в пору, когда больше в ходу был немецкий – будучи пленен навсегда Байроном. А также и полагал себя потомком шотландского барда. Его дух витал над Туманным Альбионом. Выписывал “Вестник Европы” и другую российскую и иностранную периодику. Много читал из домашней библиотеки. Играл на рояле. Занимался спортом, невзирая на физические недостатки, какие у него были с рождения. И в этом тоже хотел сравняться с лордом Байроном, с которым у него было так много сходного в канве судьбы и творчества.

Писал стихи с малолетства. Был влюбчив до нервического пароксизма.

Всякий, кто перелистает рисунки и картины маслом Лермонтова, поразится их профессиональной тщательности. Мне думается, что главная черта Лермонтова-живописца это замечательное чувство движения. Помните рисунки животных на стенах пещеры Альтамира и другие образцы наскальной живописи первых людей? Например, знаменитого альтамирского красного быка в полете. Это изумительная по талантливости живопись, отличающаяся прежде всего тонким чувством движения во владении техникой рисунка и живописи:кажется, что красный разъяренный бык летит в воздухе, лисица сейчас сорвется и побежит. Переданы и характерные тончайшие изгибы животных, и игра света и тени, цветовой колорит, точно соответствующий данному моменту движения.

Когда я смотрю рисунки и живопись учащихся художественных школ и даже профессиональных живописцев, закончивших средние специальные и высшие художественные заведения, я нередко не могу сразу определить:что мне не нравится? Часто что-то не приходится по душе мне в этих работах, при том, что с техникой у авторов все вышколено как-будто. По формальным признаком всё на месте:и правила рисования человека, животных, предметов. И законы воздушной перспективы, и др. Но нередко они кажутся схемой, техникой. Нет того, что сообщает рисунку и картине особое главное очарование:движения. Не тем ли замечательны рисунки детей при всей их беспомощности и отсутствии всякой техники:в них всегда всё движется и живет.

Читайте также:
Картины Леонардо да Винчи

Таково очарование французского и затем русского импрессионизма, манеры живописи, во многом подражающей(случайно?) детской непосредственности и “нетехничности”. Вернуть себе себя-ребенка.

Так вот, кажется, что рисунки и картины Лермонтова полны беспрестанно движущейся материи. Люди, животные, листва, облака – всё пребывает в вечном движении природы. Есть ли в этом созвучность с лермонтовской поэтической лирой? По видимому, да. Как и пушкинская, лермонтовская поэзия читается легко, без внутренних преград, какие бывают когда читаешь стихи натужные, не очень хорошие, даже если с правилами стихосложения в них всё соответственно.

Всадники у Лермонтова скачут в ущельях, полных опасностей, и ты так и слышишь топот копыт и гортанные выкрики. Почти всё лучше, что создано Лермонтовым-живописцем, связано с Кавказом. Лермонтов один из первых живописцев кавказского края.

А как тонко передана мимика, постоянно меняющаяся, в зарисовках знакомых, в том числе женские портреты и рисунки. В них нет стремления художника польстить натуре, что особенно характерно для его эпохи. Автор ставит себе иную задачу:передать в движении мускул и во взгляде внутреннюю жизнь человека.
Для Лермонтова-рисовальщика характерны быстрые очерки излюбленного им:лошадей, острой характерности в лицах знакомых.

Индивидуальная манера Лермонтова – рембрандтовское направление живописи. Школа голландского мастера Возрождения Рембандта это тончайшая, филигранная игра света и тени. Лермонтов явственно стремится к светотеневой передаче нюансов в портретах, в том числе в Автопортрете в кавказской черкеске, в живописании местностей, особенно кавказских гор. Так, только за время пребывания в Гродненском полку Лермонтов выполнил 12 картин на кавказские темы, к сожалению, сохранилось не всё.

О “рембандовском освещении” в живописи Лермонтова писал Борис Эйхенбаум, один из ведущих лермонтоведов. Лермонтов-живописец и график следовал манере Рембрандта творчески, а не копируя. Он даже разработал свой прием светотеневых контрастов.
Итак, Рембрандт в живописи и рисунке, Байрон в поэзии – были путеводными звездами Лермонтова-живописца и Лермонтова-поэта. Как поэт, Лермонтов, возможно, превзошел Байрона, и во всяком случае с ним был духовно сродственен и на равных, хотя и “нет, я не Байрон, я другой. ” Как художник, Лермонтов, хороший ученик школы одного из главных художников мира, Рембрандта. Это мои оценки, субъективно.

Одна из первых профессиональных русских поэтесс, графиня Евдокия Ростопчина, столь щедрая к Лермонтову в оценке его поэтического таланта, что вдохновило его не забрасывать стихи, была не менее признательна и в откликах на его художественную грань многогранной “ренессансной личности”. Она писала:”Главная его прелесть заключалась преимущественно в описании местностей; он сам хороший пейзажист, дополнял поэта – живописца”(Е.П. Ростопчина. Воспоминания). В Лермонтовском кругу Евдокия Ростопчина была известна как Додо и ей посвящено стихотворение Лермонтова “Мы рождены под одною звездой”.

А вот и из письма Александры Михайловны Верищагиной, она в лермонтовском дружеском кругу “френдов” и в дружеской переписке с Лермонтовым(подобно нашим сетевым перепискам) – Мадемуазель Александрин. А он, соответственно. Мишель Лермонтов. Читайте рассказ замечательного мастера рассказа и известного лермонтоведа Ираклия Андроникова “Сестры Хауф”, чтобы узнать и о ее судьбе.

“. Говорят, что вы делаете удивительные успехи, и я охотно верю,-писала А.М. Верищагина в 1835г.-Умоляю, Мишель, не забрасывайте этот дар, картина, которую вы прислали Алексею(Лопухину), очаровательна”.(6,769)
Первые учителя Лермонтова в рисовании были:художник А.С.Солоницкий, учитель рисования Пансиона. А впоследствии серьезные занятия живописью и рисунком с художником П.Е.Заболоцким. Можно посмотреть этих художников, сравнить манеры. Что от них, а что у Лермонтова свое, не извне привнесенное, а личностно проявивишееся, ведь учителя нам дают лишь азы и методы, а дальше мы должны работать и искать свою неповторимость сами.

На протяжении всей жизни Лермонтов-живописец был неотделим от Лермонтова-поэта. Как взаимовлияли эти две ипостаси, это тема захватывающих исследований. Отчасти она освещена в захватывающе-интересных работах Ираклия Андроникова. Интересно было бы почитать работы о Пушкине-авторе рисунков на полях поэтических тетрадей. Сравнить изобразительное наследие двух не первого и второго, но равных поэтов России.

В этой же моей статье очерчены биографические сведения о Лермонтове-живописце и авторские “мысли у картины”. В следующих очерках взглянем попристальнее на сами рисунки, картины, даже карикатуры(Лермонтов работал в разных техниках живописи, рисунка, графики, литографии).

Читайте также:
Что такое СТРИТ-АРТ: 12 фотографий

Каждый очерк будет посвящен определенной картине, рисунку, а возможно, коллажу рисунков. Даны сведения о них. И может быть, сложатся стихи у автора очерков о Лермонтове-живописце и у зрителя-стихотворца, вдохновленные Лермонтовым.

Заболотский (Заболоцкий) Пётр Ефимович (1803—1866) — русский художник, академик Императорской Академии художеств.

Близок школам А. Г. Венецианова, О. Кипренского и В. Тропинина.
Звание академика было присвоено художнику в 1857 году.Михаил Юрьевич Лермонтов брал у него уроки живописи в Петербурге. Заболотский —
автор двух портретов М. Ю. Лермонтова написанных маслом в 1837 и 1840 годах.

СССР — это ГУЛАГ, очереди и София Ротару? Это крутые художники, на картинах которых вы залипнете очень надолго

Пользователь твиттера решил поделиться с подписчиками лучшими картинами советских художников-реалистов. На них дирижабли, скелеты, несуществующие монументы, война и сексуальные девушки. Эта галерея — самое залипательное, что вы можете найти в эту пятницу.

Многие явления советской жизни сейчас вызывают бурные споры. Но несомненно одно: несмотря на железный занавес и кучу других проблем, в Советском Союзе всегда хватало талантливых людей. Пользователь твиттера Александр Пелевин решил показать 13 тысячам своих подписчиков любимые картины советских реалистов.

На полотнах — митинги и демонстрации, монументальные сооружения и обычные люди. Всё это звучит так скучно, будто кто-то цитирует учебник по истории за 11-й класс в первый день каникул, но не залипнуть не получится.

Три картины Юрия Пименова — это три истории с разницей в 23 года. Такие одинаковые и невероятно разные.

Моя любимая история. В 1937 году художник Юрий Пименов сделал картину «Новая Москва». Девушка за рулём Газ-А едет в сторону Манежной площади.

Следующая картина — тот же Пименов, но уже 1944 год — «Фронтовая дорога».

И потом, в 1960-м — тоже «Новая Москва», но уже совсем другая.

А на работе Бориса Николаева изображён уже Питер.

Тоже одно из любимых — Борис Николаев, «Белая ночь на Неве», 1953 год.

Художник Май Данциг со временем не ушёл от соцреализма, но стиль и цвета изменились кардинально.

А это художник, которого зовут Май Данциг, да, именно так. «Навстречу жизни», 1958 год.

А вот внезапно тот же Май Данциг, но совсем другой. «Партизанская свадьба», 1968 год. Только посмотрите: тут нереально буйство КРАСКИ, эталон стиля, единение войны и любви в красном вихре.

Май Данциг вообще очень крутой, вот например «Земля и люди», 1984 год.

Небольшое отступление от соцреализма.

Идём дальше. Не то чтобы соцреализм (это вообще не соцреализм), но дико крутая штука. Василий Купцов. «Дирижабль. Воздушный флот на службе соцстроительства», 1932-1933 гг.
Сам художник покончил с собой в 1935 году после обыска.

Картина Владимира Нестерова выглядит будто идеальная иллюстрация к роману «Солярис».

Слушать НЕВЕДОМЫЕ ЧУДОВИЩНО ДАЛЁКИЕ ГОЛОСА ИЗ ГЛУБИН КОСМОСА нас призывает картина Владимира Нестерова «Земля слушает», 1965 год.

Поезда, заводы и техника — одна из любимых тем художников индустриальной эпохи.

Дальше — один из моих любимых художников Георгий Нисский. Он обожал рисовать поезда. Поезда, ещё поезда, больше поездов! Просыпайтесь, мы подъезжаем к станции Калинова Яма. «В путь», 1964 год.

У Александра Самохвалова прообразы римского Колизея превращаются в сталинский ампир.

И, разумеется, охренительный Александр Самохвалов, мастер новой античности. «Киров принимает парад физкультурников», 1935 год.
Это же настоящий древний Рим!

Сексуальность при строительстве главного метро страны, в которой не было секса.

Тот же Самохвалов, серия «Девушки Метростроя».

«Опалённые огнём войны» Гелия Коржева — одна из самых страшных и простых вещей о войне.

Удивительный Гелий Коржев. Уже потом он станет постсоветским Босхом, автором чудовищно-инфернальных «Тюрликов» и певцом советской смерти, а пока — картина из серии «Опалённые огнём войны».

Немного выпадем из темы для сравнения и понимания — картина того же Гелия Коржева «Скорбный дуэт» 2006 года и «Победа живых и мёртвых» 2001-го. Серию «Тюрлики» нагуглите сами, это мрачнейший ****** о мерзости человеческого нутра.

Митинги и демонстрации — классические сюжеты почти всех советских художников.

Но вернемся к большому стилю и созидательной радости! Вот одно из моих любимых. Юрий Кугач, «Первое мая», 1952 год.

И снова новая античность. Мы в белом пальто идём красивые, а вы все ******! Алексей Соколов, «Знаменосцы мира», 1951 год.

Пафос «Гимна октябрю» может потечь у вас с экрана.

А вот монументальнейшая вещь, эталон советского стиля. МАКСИМУМ ИМПЕРСКОГО ПАФОСА — «Гимн Октябрю» Александра Герасимова. Здесь изображены 200 человек на праздновании 25-летия революции.
Особый шарм в том, что на самом деле этого празднования не было.

Читайте также:
Вальсы Грибоедова - слушать онлайн

Александр Дейнека — это про монументализм и торжество линий.

Дейнека! Я долго думал, что выбрать, потому что Дейнека охренителен почти весь, и решил, что покажу две картины. Первая — «Стахановцы» 1937 года.
На заднем плане — легендарный Дом Советов, который так и не построили.

И, по-моему, одно из самых крутых у Дейнеки — «Будущие лётчики» 1937 года. Просто, живо, эмоционально, по-настоящему.

Война — такой же популярный сюжет советской живописи, как митинги и демонстрации.

До сих пор не было ни одной картины про войну. Вот одна из моих любимых — она очень чётко передаёт ощущение войны как работы. Сосредоточенность, гибельная грань, русская смерть как она есть. Виталий Токарев, «Подвиг старшего лейтенанта М. Шмагрина, 1939 год», 1953 год.

Возвращение к экзистенциальной безысходности Гелия Коржева.

А вот немного мрака, тлена и безысходности от того же Гелия Коржева. Как видите, печальные мотивы были у него всегда. Правда, вот тут я уже не могу найти название картины, кто помнит — буду благодарен.

И снова о войне.

Тоже одно из любимых. Георгий Савицкий. «Ленинград. Белые ночи», 1941 год.
То есть картина написана совсем-совсем перед войной. Последние мирные белые ночи, и ещё никто ничего не знает. Охренеть.

Даже в классические и известные каждому картины можно вдохнуть новую жизнь. Иллюстратор из Нью-Йорка Юлия Пидлубняк для этого просто убрала с полотен всех людей. Теперь мы знаем, как без них выглядели бы работы Ван Гога, Матисса и Вуда.

Китайская визажистка пошла ещё дальше. Она превращает в героинь картин саму себя. И мы не уверены, что сам Да Винчи отличил бы её от Моны Лизы.

Картины советских художников: список самых известных

В то время, как творчество и имена большинства русских дореволюционных художников известны даже маленьким детям, живописцы периода СССР находятся как бы в тени. Еще со школы многие помнят такие полотна, как «Утро», «Мокрая терраса», «Опять двойка». Но если визуально они знакомы всем и каждому, то фамилии авторов вспоминаются с трудом. Давайте познакомимся со списком самых выдающихся картин советских художников.

«Смерть комиссара»

Одной из самых известных картин советских художников является живописное произведение Кузьмы Петрова-Водкина «Смерть комиссара», написанное в 1928 году. Сюжет полотна, которое можно увидеть на главном фото, демонстрирует частную трагедию на фоне гражданской войны. Молодой комиссар умирает на руках своего помощника — офицера. Он не выпускает из рук винтовку и с горечью смотрит вслед уходящему отряду, будто еще надеясь встать и продолжить борьбу.

Художник работал над одним из главных полотен в своей живописной карьере на протяжении года, сделав его в стиле так называемого «трехцветия» — метода письма с использованием всего трех основных цветов. В настоящее время картину можно увидеть в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.

«Опять двойка»

А это полотно наиболее известно потому, что его репродукция на протяжении полувека фигурирует в учебниках, представляя собой материал для сочинения.

Не многие знают, что «двойка» является вторым произведением в художественной трилогии Федора Павловича. Ей предшествует яркое предновогоднее полотно «Прибыл на каникулы» 1948 года — ее «репродукцию» можно заметить в данной картине, слева от дверного проема над отрывным календарем. Третья часть — «Переэкзаменовка» была закончена в 1954 году, и в ней можно заметить «репродукцию» предшествующего полотна над рабочим столом главного героя.

«Опять двойка» находится в Третьяковской галерее Москвы.

«Ленин на трибуне»

Представить историю советской живописи без этого монументального полотна Александра Герасимова просто невозможно. Яркие цвета, эффект движения и мощный идеологический подтекст делают это изображение Владимира Ильича Ленина одним из самых узнаваемых и выдающихся. Написать «Ленина на трибуне» Герасимов задумал еще в 1920 году, однако на создание картины у художника ушло целых десять лет.

Несмотря на то, что картина написана в излюбленном Герасимовым стиле, приближенном к импрессионизму, ее обычно относят к жанру соц. реализма. Поза и движение красных флагов, напоминающих языки пламени, придают фигуре Ленина почти мифологический образ — он словно летит вперед, окрыленный своей горящей идеей. Грозовое небо символизирует грядущую революционную бурю.

Увидеть монументальное полотно можно в Государственном Историческом музее на Красной площади Москвы.

«Голубая весна»

В том же 1930 году была создана и еще одна узнаваемая картина советского периода — произведение Василия Бакшеева «Голубая весна». Но насколько отличаются два этих произведения! Полотно Бакшеева по всем признакам напоминает работы старых дореволюционных мастеров, и его настроение, как и композиционное решение, находится вне времени. Такая «Голубая весна» могла быть написана за столетия до смены режима, и в период СССР, и даже сегодня в березовом лесу можно лицезреть подобный умиротворенный пейзаж.

Читайте также:
Картины Ильи Репина

В настоящее время произведение хранится в Третьяковской галерее Москвы.

Еще одним ярким представителем произведений советского бытового реализма является картина, также знакомая всем нам по урокам русского языка и написанию сочинений. Художница Татьяна Яблонская написала «Утро» в 1954 году и создала себе этим незамысловатым произведением бессмертную славу.

В картине заключено настоящее утреннее волшебство, понятное каждому: яркий солнечный свет, ощущаемый поток свежего воздуха, врывающийся с распахнутого балкона, простой завтрак на столе и девочка-подросток, «летящая» навстречу новому дню в своей физкультурной позе.

Помимо учебников, знаменитую картину можно увидеть в московской Третьяковской галерее.

«Оборона Петрограда»

Художник Александр Дейнека писал эту картину, имеющую культовое значение для всей советской живописи первой половины 20-го века, дважды — первый раз в 1928 году, второй — в 1954-м. Оба варианта находятся в Москве и практически не отличаются — оригинал хранится в Музее Вооруженных Сил СССР, а авторская репродукция в Третьяковской галерее.

В жанре символического соц. реализма на картине изображено два отряда защитников города во время Гражданской войны. Особая мощь, заложенная в сюжете, проявляется в движении отступающих раненых солдат, в то время как решительно настроенные добровольцы, среди которых есть и женщины, в ногу шагают вперед, готовые отстаивать свой город, идеалы и общую цель.

Любопытно, что все типажи для героев своей картины Дейнека писал с заводских рабочих, которые на самом деле принимали участие в Гражданской войне.

«Новая Москва»

Эту картину художника Пименова многие ассоциируют с 60-ми годами прошлого века, хотя она написана еще в 1937 году. Но яркость красок, прогрессивная женщина за рулем авто и общая цветовая гамма картины делает ее слишком похожей на кадр из фильма времен оттепели.

На самом деле Юрий Пименов и не планировал изображать 37-й год, а как бы заглянул в будущее — и ему это удалось. Именно грядущие светлые годы, схожие с обновлением, которое приносит свежий летний дождь, попытался передать в «Новой Москве» живописец.

Нередко картину называют близкой по духу работам американских художников того времени и предшествующей направлению «гламурной» живописи. Это легко объясняется следующим фактом: картина создавалась специально для участия от советской делегации на Всемирных выставках в Нью-Йорке и Париже, где, к слову, Пименов получил Золотую медаль.

В настоящее время «Новая Москва» находится в Третьяковской галерее.

«Большевик»

Классической и самой популярной картиной первых послереволюционных лет можно смело назвать полотно «Большевик», написанное Борисом Кустодиевым в 1920 году. Попытавшись осмыслить приход новой власти, знаменитый художник решил создать аллегорическую картину, хотя прежде и не прибегал к подобному выразительному средству. Огромный Большевик, символизирующий новую власть, серьезно и целеустремленно шагает над городом, ступая по улицам, наводненным людьми. Ярко-красный флаг окутывает вершины зданий, уходя далеко вглубь полотна.

Любопытно, что сам Кустодиев боялся, что его картину могут понять превратно, а потому не стал отправлять «Большевика» на выставку. Однако страхи не оправдались и полотно не только приобрело огромную популярность, но еще и стало своеобразным символом революции.

Увидеть это полотно Кустодиева можно в московской Третьяковской галерее.

«В. И. Ленин в Разливе в 1917 году»

Это полотно 1934 года считается не только наиболее выдающимся среди работ живописца Аркадия Рылова, но еще и одним из самых значительных изображений Владимира Ленина в период его пребывания в Разливе накануне Октябрьской революции. Удивительное сочетание пейзажа, монументализма и исторического портрета в свое время сделали картину «В. И. Ленин в Разливе в 1917 году» не только предметом культа, но еще и изучаемой на уроках русского языка в обязательном порядке.

Увидеть произведение искусства можно в Русском музее Санкт-Петербурга.

А вот еще одно полотно В. Н. Бакшеева — «Иней», такая же одухотворенная и вневременная картина, как и «Голубая весна». Стоит заметить, что и к данной работе применим эпитет «голубая», так как сияние морозного неба буквально отражается в свежем снегу, придавая всей картине мечтательный и волшебный оттенок.

Посмотреть вживую на это прекрасное полотно 1900 года можно в Москве, в Третьяковской галерее.

Читайте также:
Альбом русских народных сказок и былин 1875 года

«После дождя (Мокрая терраса) «

В отличие от «Ленина на трибуне», эта картина Герасимова, созданная в 1935 году гораздо ближе к его излюбленному стилю и импрессионистскому настроению. И, наравне с «Двойкой» и «Утром», «После дождя» знакома всем по школьному курсу и обязательному сочинению на ее основе.

Уникальной и запоминающейся картину делает удивительно точно переданное Александром Михайловичем ощущение свежести после дождя — несмотря на то, что пейзаж выполнен вне жанра реализм, создается иллюзия запаха от намокших листвы, цветов, стола и террасы.

Стоит заметить, что, наравне с «Новой Москвой» Пименова, полотно «После дождя» тоже было представлено на Всемирной выставке в Париже, где удостоилось Гран-при. В настоящее время картина находится в Москве и выставляется в Третьяковской галерее.

«Первый снег»

Запоминающейся и очень трогательной является картина советского художника Аркадия Пластова. Она была написана в 1946 году и в настоящее время находится в городе Тверь, в Областной картинной галерее.

Первый год после войны, реальный пейзаж и дом в деревне Прислониха и два ребенка — мальчик и девочка, написанные сразу с нескольких разных детей, живших там же и по очереди позировавших художнику. Простая и искренняя радость от первого снега, непосредственное счастье от возвращения к мирной жизни — дети не забыли ужасы войны, но она не позволила их сердцу зачерстветь и разучиться видеть поводы для улыбок.

Дети — излюбленные герои полотен Аркадия Александровича, но именно эта работа удостоилась самого большого внимания и признания: не только от советских деятелей искусств и представителей власти, но и на международных выставках и конкурсах.

«Василий Теркин»

Иллюстрации занимают огромное место в истории советской живописи, а потому обойти вниманием этот культурный пласт, вспоминая лучшие и наиболее известные картины просто невозможно. Самым ярким примером, пожалуй, является иллюстрация главного героя поэмы Твардовского «Василий Теркин», принадлежащая кисти Ореста Верейского.

Этот точный и жизнерадостный образ наравне с литературным оригиналом стал настоящим олицетворением советского солдата, красноармейца, и во много предопределил классическую внешность рядового героя войны не только для последующих иллюстраций, но и для кинематографа.

В настоящее время эта иллюстрация, наравне с большинством других работ художника, хранится и выставляется в Краеведческом музее имени Докучаева, поселок Новодугино, Смоленская область.

«Мороз и солнце»

Советские художники-пейзажисты и их картины занимают не такую большую область в искусстве прошлого века, какую занимали они еще в 18-19-м веках. Гораздо чаще писались, и были более востребованы произведения в жанрах исторического портрета, соц. реализма или бытового реализма. Вот и художник Виктор Цыплаков предпочитал работать именно в этих жанрах. Но по иронии судьбы самой лучшей из его работ признавали и до сих пор признают именно редкий для его портфолио пейзаж, а именно картину «Мороз и солнце», названную по известной строчке из стихотворения Пушкина «Зимнее утро».

Ее мы тоже помним из курса школьных сочинений. И как можно не восхищаться свежести и живости данного полотна? Вживую полюбоваться картиной «Мороз и солнце» можно в Третьяковской галерее.

«Свадьба на завтрашней улице»

Завершает список самых известных картин советских художников еще одно полотно Юрия Пименова, только написанное гораздо позже «Новой Москвы» — в 1962 году. И если ранее описанное произведение только напоминало оттепель, то в «Свадьбе на завтрашней улице» отражено все торжество этого периода.

Работа художника Пименова уникальна тем, что он сделал нечто невозможное и невообразимое — соединил гламурную живопись, все с тем же легким налетом нью-йоркского лоска, и самый что ни на есть соц. реализм. И получилась не нелепица, а искренняя и захватывающее от радости сердце картина. Показать первопроходцами на стройке новой улицы молодоженов — это лучшая аллегория на строительство нового мира и будущей жизни, о которой тогда мечтали все жители советской страны.

В настоящее время произведение можно увидеть в московской Третьяковской галерее.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Космос в советском и русском искусстве (КАРТИНЫ)

Алексей Леонов. “Над Черным морем” 1968

Космическая тема в СССР была буквально повсюду: живопись, плакаты, мозаики на зданиях и в метро, почтовые марки. Художники вдохновлялись образом Юрия Гагарина, космонавтов в скафандрах, звездного неба и конечно футуристичными ракетами. Вот лишь некоторые из космических творений.

1. Белка и Стрелка летят на ракете, 1960

Успешный полет и возвращение на Землю космических собак Белки и Стрелки вызвал настоящий фурор. Они стали так популярны, что их изображения тиражировали буквально везде: от новогодних открыток (на фото) до спичечных коробков.

Читайте также:
12 интересных фактов о балете

2. Алексей Леонов. Над Черным морем, 1968

Космонавт Алексей Леонов известен прежде всего как первый человек, побывавшем в открытом космосе. Но он также был и художником – и в серии картин изобразил свой полет.

3. Борис Окороков. До свидания, Земля! 1970

Это монументальное пятиметровое полотно размером пять метров долгие годы хранилось в Польше и не выставлялось на публике, но недавно было отреставрировано и возвращено в Россию.

4. Н. Бабин, И. Овасапов, И. Якушин. Слава советской науке. 1977

Эти трое художников неоднократно выступали соавторами плакатов советской пропаганды. Достижение космонавтики они изобразили в таком официозном полотне, которое должно было вызывать гордость за родину.

5. Анатолий Плахов. В открытом космосе. 1977

Космизм невероятно интересовал мастера графики, Анатолия Плахова. Он создал несколько работ, в которых причудливым образом совмещал космические изображения с мифическими объектами и созвездиями.

6. Эрик Булатов. Брежнев. Советский космос, 1977

Музей искусства авангарда (МАГМА)

Картины Эрика Булатова напоминают пропагандистские плакаты СССР. Однако художник творил в стиле соц-арт, и гипертрофированно изображая советскую символику, высмеивал «ненормальность той жизни, которая воспринималась нашим сознанием как нормальная».

7. Юрий Пальшинцев. Космос. Конец 1970-х – начало 1980-х

Ростов-на-Дону славится своими подземными переходами с мозаиками. Встречаются настоящие шедевры, признанные объектами культурного значения на государственном уровне. Один из таких переходов полностью оформлен в космической тематике.

8. Петр Беленок. Без названия. 1980

Тема связи человека и космоса вдохновляла и неофициальных художников, таких как Петр Беленок. Через астрономические объекты он выражает свое представление об устройстве Вселенной.

10. Николай Вечтомов. НЛО. 1983

Модной темой стали сразу же спекуляции и легенды о космических объектах и связи человека с внеземными цивилизациями. Так авангардист Николай Вечтомов представил НЛО, самый популярный миф в советском мире.

11. Михаил Борисов. Мы мирные люди. 1983

Рабочие будни космонавтов на станции «Мир» изобразил художник Михаил Борисов, показав, что они конечно герои и важные ученые, но такие же обычные люди, выполняющие свою работу.

12. Виталий Комар, Александр Меламид. К свету. 1983

Создатели «соц-арта», высмеивающие официальное искусство соцреализм, Комар и Меламид рассуждали о советских реалиях в нарочито плакатном виде. Советский человек в этой вытянутой руке без труда угадает аллюзию на советских вождей Владимира Ленина или Иосифа Сталина, которые «к свету» привели страну.

13. Андрей Плотнов. Портрет космонавта Ю. Гагарина. 1986

Андрей Плотнов написал один из самых узнаваемых портретов Юрия Гагарина. Кстати, он также был лично знаком с первым человеком в космосе, что придавало его работе особую значимость.

14. Шалва Бедоев. Земля. Под мирным небом. 1987

Самобытный осетинский художник Бедоев изобразил в своем диптихе зеркальное отражение космоса и земли.

15. Геннадий Шуршин. Человечество не останется вечно на Земле. 1988

А художник Шуршин пофантазировал над освоением космического пространства и заселением других планет, подписав даже свою работу цитатой первого русского космиста Константина Циолковского «Человечество не останется вечно на Земле».

15. Михаил Пясковский. Триптих «Земля слушает». 1988

Советский художник Пясковский решил отдать дань незаслуженно остающимся в тени сотрудникам космической отрасли на Земле. Они не так прославлены как космонавты, но играют не меньшую роль.

16. Евгений Корнеев. В путь. Королев. 1988

Картина показывает момент до полета Гагарина – космонавт напоследок жмет руку человеку, благодаря которому полеты в космос стали возможными – советскому инженеру и настоящему гению Сергею Королеву.

17. Александр Виноградов, Владимир Дубосарский. «Голубой огонек» на Шаболовке, 2010-е

Музей парка Зарядье

Художники продолжают размышлять о космосе до сих пор. Один из самых прославленных арт-дуэтов современного искусства, Виноградов и Дубосарский, обыграли в своей поп-арт работе реальную фотографию – Гагарин пьет коктейль на новогоднем ТВ-шоу. Напоминание, что он все же хоть и герой-космонавт, но обычный человек.

18. Группа «Doping-Pong». Гагарин, 2016

Члены арт-группы «Doping-Pong» создают живопись и цифровую графику в стиле ретро-футуризма. В своих работах они соединяют современность с эстетикой СССР: пионерами, спортсменами, и конечно, космонавтами.

19. Павел Пепперштейн. Ухо мира. 2017

Одна из важнейших фигур в российском современном искусстве – Павел Пепперштейн представил, каким он видит 2333 год и как будет выглядеть некий центр изучения космического звука.

Большинство представленных работ участвуют в выставке «Космос как искусство» в выставочном центре РОСИЗО до 26 сентября 2021 года.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: