Картины Ильи Репина

Самые известные картины Ильи Репина

Творчество Ильи Репина знакомо каждому со школьной скамьи. Этот великий русский художник поражает силой, мощью и гениальным исполнением своих живописных полотен. Его называют самым русским из всех русских художников за то, что в своих картинах он одним из первых изобразил героизм социального протеста, и описал практически все стороны тогдашнего русского общества.

Самые знаменитые картины Ильи Репина:

Бурлаки на Волге (1870–1873)

Огромное полотно высотой 1,3 м и шириной почти в три метра изображает рабочий день волжских бурлаков. Первые задумки у художника возникли за год до начала работы над картиной. Гуляя по берегам Невы, Репин был поражён контрастом бурлаков, тянувших баржу, с цветущей окружающей жизнью. Работа над картиной продлилась три года, и для её создания Репин сделал множество подготовительных эскизов и зарисовок. Критики встретили картину по-разному. Одни восхищались реализмом жизни, другие — ругали за «величайшую профанацию». Но ведущие художники России отозвались о «Бурлаках», как о великом произведении искусства.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану (1880–1891)

Эта картина отличается не только масштабностью, но и интереснейшим сюжетом. Легенда гласит, что письмо было написано запорожскими казаками в 1676. Текст письма состоял из колких ответов и реплик на ультиматум турецкого «властелина мира», с включением острого народного юмора и нецензурной брани.

Этот сюжет заинтересовал Репина, и работа над картиной продлилась почти 11 лет. В своих героях Репин отобразил воплощение рыцарского духа, свободы и отчаянной храбрости. Каждый персонаж картины — огромная личность. Характеры, лица, костюмы — всё было тонко подмечено художником. Колкости, смех, искромётный юмор — можно сразу догадаться, что же такого было в том курьёзном послании турецкому султану.

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года (1883–1885)

Картина изображает момент убийства Иваном Грозным своего старшего сына Ивана. В припадке гнева царь ударил сына посохом и убил его. Репин передал именно тот момент, когда отчаяние поглотило обезумевшего от горя отца.

Реакция публики на картину была неоднозначной. Но то, что она гениальна — никто не спорил. Невозможно оторваться от глаз старика, и алой горячей крови, текущей сквозь его пальцы. Смятый ковёр, световые акценты, позы героев, ужасная реалистичность произошедшего делают эту картину потрясающей, одной из самых великих произведений живописи. Из-за этого реализма картину несколько раз пытались повредить личности с неуравновешенной психикой.

Садко (1876)

Эта картина была написана художником в Париже, как протест импрессионизму. Репин не понял этого нового течения в живописи, и оценил лишь его техническую сторону, но смысла в импрессионизме не отметил.

Темой для картины стало старинное сказание о Садко. Новгородский купец Садко попал к морскому царю, и тот предложил ему на выбор невест. Садко выбрал из тысячи красавиц и заморских див, обычную русскую девушку. Репин хотел донести, что, несмотря на тысячи заморских диковин и разных заманчивых вещей, он остался верным русской истории и русской культуре.

Крестный ход в Курской губернии (1877)

Это крупномасштабное полотно Илья Репин написал после поездки в Курскую губернию, где увидел живописное шествие, крестный ход с «чудотворной иконой». По пыльной дороге на фоне вырубленного леса, идёт разношёрстная процессия, во главе которой обычные мужики торжественно несут церковные реликвии. Стоит жара и духота. Люди в толпе расслоились по сословиям. Почётных граждан и духовенство тщательно оберегает конная полиция. Кое-где нарушителей поколачивают плёткой. Простые и нищие люди озабочены серьёзностью происходящего. Реализм картины потрясает, складывается впечатление присутствия и личного участия в процессии.

Кстати, на нашем сайте most-beauty.ru есть познавательная статья о самых красивых иконах.

Не ждали (1888)

Редакция most-beauty уверена, что картина Ильи Репина «Не ждали» знакома многим ещё со школы. В СССР её интерпретировали с русским народовольческим движением. Сюжет прост — семья встречает отпущенного на свободу бывшего заключённого или каторжника. По каким причинам человек был осуждён, а потом отпущен — не известно. Но в 1888 году зрители точно узнали в герое картины народовольца. Реакция членов семьи на внезапное появление обтрёпанного и измученного человека разная. Ему и рады, и боятся одновременно. Мать, жена, дети явно не готовы к подобному визиту.

Портрет Мусоргского (1881)

Портрет композитора Мусоргского выделяется драматизмом и глубиной. Он написан перед самой смертью великого композитора. Перед зрителями больной, измученный болезнью человек — отёчное красное лицо, всклоченные волосы и борода. Но, в первую очередь, лицо гения музыки притягивает потрясающе умными и печальными глазами. Это взгляд сильного, энергичного человека, снедаемого тоской и ощущением близкого конца.

Читайте также:
СССР глазами художника - Уникальные картины

Кстати, о самых красивых портретах в мире на нашем сайте most-beauty.ru есть интересная статья.

Проводы новобранца (1878–1879)

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. затронула все слои населения России. Находясь под впечатлением от этого события, Репин решил изобразить один из самых трогательных моментов — прощание простой крестьянской семьи с новобранцем. Молодого человека провожают на войну жена, дети, родители и соседи. Всё готово к отправке — в телегу с нехитрыми продуктами запряжена лошадь, за спиной новобранца видны сочувствующие соседи. Картина наполнена печалью, и искренней тревогой, но в ней озвучена чёткая патриотическая идея — это необходимо для служения Отечеству. Полотно с успехом выставлялось во многих городах России, а Репин получил твёрдое положение в рядах художников-передвижников.

Приготовление к экзамену (1864)

Одна из первых серьёзных работ Ильи Репина наполнена юмором и озорством молодости. Этот процесс подготовки студентов к экзамену актуален и сегодня. Молодой человек на переднем плане отложил книжки и шлёт воздушный поцелуй девушке из окна напротив. Второй студент уморился от чтения, и заснул с книжкой на груди. На улице стоит весна, кипит жизнь, а студентам приходится коротать время не с барышнями, а с книжками. В то время Репин стал вольным слушателем Академии художеств, и как никому другому, ему была близка и понятна студенческая жизнь.

Портрет Третьякова (1883)

Портрет основателя галереи русской живописи Третьякова прост и скромен. Интеллигентное лицо и простая поза мецената говорят о многом. Перед зрителями возникает образ философа, думающего человека, трепетного, тонкого ценителя прекрасного. Его рука с изящными тонкими пальцами является ярким акцентом картины. Дело всей жизни Третьякова — пополнение и сохранение коллекции картин великих русских художников. Его детище — бесценное сокровище, генный код русского искусства.

Послесловие

Илья Ефимович Репин — выдающийся русский живописец — передвижник, а его творчество — вершина «передвижнического реализма». Невозможно не восхищаться его размахом и абсолютным талантом. Многие картины Ильи Репина хранятся и выставляются в лучших музеях и галереях страны.

Ниже мы решили разместить ещё несколько популярных картин Ильи Репина:

«Роковой» художник: мистика и мифы, связанные с картинами Ильи Репина

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

«Бойтесь кисти живописца — его портрет может оказаться более живым, чем оригинал», – писал ещё в XV веке Корнелий Агриппа Неттесхеймский. Творчество великого русского художника Ильи Репина стало тому подтверждением. Пирогов, Писемский, Мусоргский, французская пианистка Мерси д’Аржанто и другие натурщики стали «жертвами» художника. Только мастер начал писать портрет Федора Тютчева, поэт скончался. Даже здоровые мужики, которые позировали Репину для картины «Бурлаки на Волге», по слухам, преждевременно отдали душу Богу.

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

Сегодня эта картина известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына» . Именно с этой картиной Репина приключилась жуткая история. Когда её выставили в Третьяковке, полотно производило странное впечатление на посетителей: одни перед картиной впадали в ступор, другие рыдали, а с третьими случались истерические припадки. Даже самым уравновешенным людям перед картиной становилось не по себе: уж слишком много крови было на холсте, уж очень она реалистично выглядела.

16 января 1913 года молодой иконописец Абрам Балашов разрезал картину ножом, за что его отправили в «жёлтый» дом, где он и умер. Картину же отреставрировали. Но на этом трагедии не закончились. Художник Мясоедов, который позировал Репину для образа царя, в приступе гнева чуть не убил своего сына, а литератор Всеволод Гаршин – натурщик для царевича Ивана – сошёл с ума и закончил жизнь самоубийством.

«Торжественное заседание Государственного совета»

В 1903 году Илья Репин завершил монументальную картину «Торжественное заседание Государственного совета». А в 1905 случилась Первая русская революция, в ходе которой многие государственные чиновники, запечатлённые на картине, сложили головы. Так, бывший генерал-губернатором Москвы великий князь Сергей Александрович и министр В. К. Плеве были убиты террористами.

Читайте также:
Что такое СТРИТ-АРТ: 12 фотографий

Портрет премьер-министра Столыпина

Писатель Корней Чуковский вспоминал: « Когда Репин писал мой портрет, я в шутку сказал ему, что, будь я чуть-чуть суевернее, ни за что не решился бы позировать ему, потому что в его портретах таится зловещая сила: почти всякий, кого он напишет, в ближайшие же дни умирает. Написал Мусоргского – Мусоргский тотчас же умер. Написал Писемского – Писемский умер. А Пирогов? А Мерси д’Аржанто? И чуть только он захотел написать для Третьякова портрет Тютчева, Тютчев в том же месяце заболел и вскоре скончался.
Присутствовавший при этом разговоре писатель-юморист О. Л. д’Ор сказал умоляющим голосом:
– В таком случае, Илья Ефимович, сделайте милость, напишите, пожалуйста, Столыпина!
Все захохотали. Столыпин был в то время премьер-министром, и мы его ненавидели. Прошло несколько месяцев. Репин сказал мне:
– А этот ваш Ор оказался пророком. Еду писать Столыпина по заказу Саратовской думы ».

Своё согласие на предложение написать портрет премьер-министра Репин дал не сразу, искал самые различные предлоги, чтобы отказаться. Но Саратовская дума выполняла все предъявляемые художником требования, и отказываться было уже просто неудобно.

Художник решил изобразить Столыпина не царедворцем в мундире с орденами и всеми регалиями, а в обычном костюме. Портрет – свидетельство того, что Репина интересовала личность, а не государственная персона. Официоз и торжественность портрету придаёт только темно-красный фон.

После первого сеанса Репин рассказал друзьям: «Странно: портьеры у него в кабинете красные, как кровь, как пожар. Я пишу его на этом кроваво-огненном фоне. А он и не понимает, что это фон революции…» Как только Репин закончил портрет, Столыпин уехал в Киев, где и был убит. «Спасибо Илье Ефимовичу!», – зло шутили Сатириконцы.

В 1918 году портрет поступил в Радищевский музей Саратова и с тех пор там и находится.

«Портрет пианистки графини Луизы Мерси д*Аржанто»

Ещё одной «жертвой» Репина стала графиня Луиза Мерси д’Аржанто, чей портрет Репин написал в 1890 году. Правда, не стоит забывать, что в то время француженка, которая первой познакомила западную публику с музыкой молодой русской школы, была тяжело больна и даже не могла позировать сидя.

Портрет Мусоргского

Портрет великого композитора Модеста Мусоргского был написан Репиным всего за четыре дня – со 2 по 4 марта 1881 года. Скончался композитор 6 марта 1881. Правда, здесь вряд ли уместно говорить о мистицизме. Художник приехал в Николаевский военный госпиталь сразу после того, как зимой 1881 году узнал о смертельной болезни друга. Он сразу поспешил к нему, чтобы написать прижизненный портрет. Здесь поклонники мистики явно путают причину со следствием.

Вот такие мистические и не очень истории связаны с картинами Ильи Репина. Сегодня от его картин в обморок никто не падает, поэтому можно смело отправляться в Третьяковку и другие музеи, где хранятся его полотна, чтобы насладиться творчеством настоящего мастера кисти.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Илья Репин: биография, творчество, исторические образы России в картинах художника-реалиста

Илья Ефимович Репин (Ilya Yefimovich Repin; родился 24 июля 1844 года — умер 29 сентября 1930 года) был великим русским художником-реалистом XIX столетия, мастером исторической и жанровой живописи, выдающимся портретистом, глубоким психологом и человеком, неравнодушным к судьбе России. Илья Репин обладал удивительным талантом превращать бытовые сцены в эпические, видеть в частном — общее, историческое, философское. Ещё одним даром живописца было умение показать героев с глубокой индивидуальностью. Картины Репина — вершина реалистического стиля, но в творчестве мастера было место и яркой художественной фантазии, которая позволяла ему создавать красочные срезы исторических эпох.

Илья Репин входил в Товарищество передвижников, и, разделяя его ценности, немало работ посвятил народу. Мастера называли энциклопедистом пореформенной России. Визитной карточкой художника стали «Бурлаки на Волге», в которой Илья Ефимович поднял бытовой сюжет на уровень социально-философского.

Илья Репин оставил потомкам свыше пятисот произведений (включая рисунки, наброски, эскизы). Практически все его значимые произведения находятся в крупных музеях, включая Третьяковскую галерею, Государственный русский музей в Санкт-Петербурге, Метрополитен-музей в США.

Биография Ильи Репина

Илья Репин появился на свет 24 июля 1844 года в Харьковской губернии Российской империи, в небольшом городке Чугуеве. Он происходил из казацкого рода и впоследствии отдал дань предкам в одном из своих шедевров — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Читайте также:
Искусство

В одиннадцать лет мальчика, проявлявшего художественные способности, отдали в школу топографов, затем — в иконописную мастерскую. Когда юноша работал там, он узнал о земляке, сумевшем окончить столичную Академию художеств и даже получить там золотую медаль. Молодой художник тоже решил отправиться в столицу и, работая в иконописной артели, копил деньги, — чтобы воплотить мечту.

В 1863 году Репин приехал в Санкт-Петербург, но в Академию его не приняли: недоставало мастерства. Молодой человек начал учиться в вечерней рисовальной школе, и через некоторое время добился права посещать Академию как вольнослушатель. Это были годы, полные лишений: начинающий живописец жил в мансарде, сильно экономил, подрабатывал.

Упорство принесло свои плоды: Академия отметила творчество студента тремя медалями — серебряной, малой золотой и большой золотой. Главную награду юноша получил за «Воскрешение дочери Иаира».

Слава пришла к Илье Репину рано: ему не было и тридцати лет, когда прогремели его «Бурлаки на Волге». Шедевр заметили не только в России, но и в Европе.

В 1878 году мастер вошёл в Товарищество передвижников. 1880-е годы стали пиковыми для его творческой карьеры. В 1890-х художник сблизился с «Миром искусства», но через некоторое время их пути разошлись и Репин принялся полемизировать с декадентами.

Большой вклад в развитие отечественной живописи Илья Ефимович внёс в качестве педагога. Став профессором и членом Академии художеств, он в 1894-1907 годах учил молодёжь. Одно из его главных наставлений звучало так: «Чувство меры! Чувство меры!»

Самым выдающимся учеником мастера был Валентин Серов, которого Репин подготовил к поступлению в Академию. В отрочестве Серов жил в доме Ильи Репина и практически входил в его семейный круг.

После Октябрьской революции живописец оказался за пределами новой, социалистической России — в финской Куоккале. Несмотря на предложения советского правительства вернуться в СССР, он так и не решился на этот шаг.

29 сентября 1930 года жизненный путь художника завершился. В 1948 году Куоккала, вошедшая по итогам Второй мировой войны в состав СССР, была переименована в Репино.

Самые известные картины Ильи Репина

Картины Ильи Репина входят в золотой фонд русского искусства. Многие работы художника стали хрестоматийными:

  • «Бурлаки на Волге» (1872-1873) — самое известное произведение Репина, в которой он не просто реалистично изобразил тяготы простого народа, но и поставил философский вопрос о судьбах России. Обратите внимание на буксир на заднем плане — это символ прогресса, который далёк от тех, кто тянет лямку на берегу. Картину сравнивали с адом Данте, она вызвала сенсацию в стране и за рубежом. Это один из немногих примеров в живописи, когда жанровая сцена стала монументальной.
  • «Садко» (1876) — красочная работа, переносящая зрителя в волшебный мир русских сказок. Несмотря на критику, эта картина принесла живописцу звание академика.
  • «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» (1879) — исторический портрет, передающий непростой характер сестры Петра I. На этой картине художник изобразил Софью Алексеевну уже заточённой в монастырскую келью, но не сломленной.
  • «Портрет композитора М. П. Мусоргского» (1881). На холсте запечатлён композитор в последние дни своей жизни, в больнице, после приступа белой горячки. Эта картина, в которой передан противоречивый характер Модеста Мусоргского, подтвердила славу Ильи Репина как замечательного портретиста-психолога.
  • «Крестный ход в Курской губернии» (1883) — ещё одна монументальная работа, в которой отражен народный быт. На картине — свыше семидесяти персонажей, и каждый — со своей судьбой.
  • «Иван Грозный убивает своего сына» (1885). Невероятно драматичная сцена, наполненная болью и отчаянием, а также ставящая вопрос о цене исторических ошибок. Император Александр III пытался запретить экспонирование произведения на выставках. Эмоциональное воздействие картины настолько высокое, что она дважды подвергалась актам вандализма со стороны посетителей Третьяковской галереи — в 1903 и 2018 годах.
  • «Не ждали» (1888) — передвижническая работа из «народовольческой серии» Репина. Социально-психологический сюжет, в котором художник не только отразил и личную драму героев, но и вписал её в широкий социальный контекст.
  • «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891). В этой работе Илья Репин в очередной раз продемонстрировал свой талант живописца-психолога. Удивительная яркость характеров, бурная эмоциональность, юмор — всё это делает запорожцев по-настоящему живыми.
  • «Какой простор!» (1903). Импрессионистское произведение, наполненное эмоциями людей и стихии.
Читайте также:
Рисунки Лермонтова - Живопись и графика поэта

Творчество мастера всецело поддерживал великий русский меценат — Павел Третьяков, приобретая его шедевры для своей галереи. Он сумел разглядеть великий талант. В наши дни шанс инвестировать средства в вечные ценности предоставляет коллекционерам сайт Very Important Lot, где не только проводятся аукционы антиквариата, но и выставляются работы современных художников. Вы можете недорого купить картину современного автора, тем самым поддержав его творчество и пополнив свою личную коллекцию перспективным произведением искусства.

Картины Ильи Репина

Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И.М.Бунакова; с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Жил в Италии и Франции (1873–1876). В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869; Воскрешение дочери Иаира, 1871; обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.

Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же); на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры, и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885; Не ждали, 1884; Арест пропагандиста, 1880–1892; все работы – в Третьяковской галерее; 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же; Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).

Темпераментная кисть Репина насыщает мощной эмоциональной силой и исторические образы былого (Запорожцы пишут письмо турецкому султану, 1878–1891, там же; Иван Грозный и сын его Иван, 1885, Третьяковская галерея). Эмоции эти порой буквально выплескиваются наружу: в 1913 году иконописец А.Балашов, буквально загипнотизированный Иваном Грозным, изрезал картину ножом.

Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон; обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880; Модест Петрович Мусоргский, 1881; Полина Антипьевна Стрепетова, 1882; Павел Михайлович Третьяков, 1883; все – там же; и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).

Особенно красочно-задушевны образы родных художника: Осенний букет (дочь Вера), 1892, там же; целый ряд картин с женой Репина Надеждой Ильиничной Нордман-Северовой. Репин проявил себя и как выдающийся педагог: был профессором-руководителем мастерской (1894–1907) и ректором (1898–1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой.

Старея, художник продолжает удивлять публику. Апогея импрессионистически-живописной свободы – и в то же время психологизма – достигает живопись Репина в портретных этюдах для Государственного Совета. В загадочной картине Какой простор! (1903, Русский музей) – с молодой парой, ликующей на обледеневшем берегу Невского залива, – Репин выражает свое отношение к новому поколению в характерной для него манере «любви-вражды».

После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.

Читайте также:
Санкт-Петербург 200 лет назад - уникальные фото

12 интересных фактов о балете

1. Балет – это форма классического танца, история которого начинается почти 400 лет назад.

За это время он претерпел много изменений и превратился в изящное искусство.

2. Балет — тонкое искусство, и в силу этого не самое популярное в мире.

3.Хотя балет не слишком популярен среди широких масс, это не мешает ему быть востребованным у ценителей, которых, впрочем, тоже хватает.

4. Балет, существует уже несколько столетий, и всё это время он продолжает усложняться и развиваться.

5.Ценители балета раньше, в минувшие эпохи, порой проделывали путь в сотни и тысячи километров длиной, чтобы насладиться этим представлением. Сейчас, к счастью, всё намного проще.

ИТАЛЬЯНСКИЙ БАЛЕТ

6.Родиной искусства балета является Италия. Искусство театрального танца берет свое начало в Италии эпохи Ренессанса 15-16 веков. Тогда его придумали как придворное развлечение.

7.Слово «балет» происходит от итальянского «ballo», что означает попросту «танец».

8.Из Италии балет попал во Францию, а уже оттуда распространился по всей Европе.

9.Дальнейшее развитие искусства балета происходило во Франции после того, как королевой стала Екатерина Медичи.

ЕКАТЕРИНА МЕДИЧИ

10.В 15 веке, когда Екатерина Медичи, одна из самых первых покровителей балета, вышла замуж за французского короля Генриха II, Франция стала главной в развитии балета.

11.В течение первых нескольких столетий танцевали придворные, а профессиональные танцоры не исполняли главных ролей. Более того, большинство танцоров были мужчинами.

12.Первая балерина женщина не появлялась до 1681 года, и только сорок лет спустя, женщины стали соперничать с мужской техникой танца.

13. И хотя сегодня балет считается женским видом искусства, в нем все еще больше мужчин — хореографов и директоров компаний, чем женщин.

14.Первая балетная комедия была представлена в Париже в 1581 году. Ее поставил Бальтазар де Божуайе – скрипач и мастер танцев при дворе Медичи.

15.Поначалу в балете партии выполнялись простыми придворными, лишь иногда выступали несколько профессиональных танцоров, и то в гротескных или комических ролях.

16.Тогда танец был лишь частью представления, которое также включало исполнение песен и художественное чтение. Тематика спектаклей широко варьировалась: некоторые были комическими, а другие имели более серьезные, даже политические черты.

17.В то время артисты носили маски и массивные роскошные костюмы. Движения были намного проще и сдержаннее. Поначалу в представлениях участвовали только мужчины. Даже женские роли играли молодые танцоры в париках и костюмах.

18.События во французском дворе отодвинули искусство в сторону, и придворный балет исчез. А потом основа классического балета была сформирована при дворе французского короля Людовика XIV в 17 веке.

ЛЮДОВИК 14

19. Людовик XIV основал две академии, благодаря которым театральный танец смог развиваться дальше по иному пути. В 18 веке он превратился в серьезную форму драматического искусства и встал наравне с оперой.

20.Людовик был с детства увлечен этим искусством, даже свой титул «Король-Солнце» он получил благодаря роли, которую играл.

21.Учителем Людовика XIV был Пьер Бошан – знаменитый хореограф, композитор и балетмейстер.Именно Пьер кодифицировал 5 положений ног. Это единственные 5 позиций, в которых удобно двигаться в любом направлении. Есть, конечно, перевернутые и промежуточные позиции, но новую, 6-ю позицию невозможно изобрести.

22. Специальные позиции помогают танцору удерживать равновесие за счет равномерного распределения веса тела между ногами, в то же время добавляя артисту изящества.

23.На заре балета танец не требовал больших физических усилий. Но в начале 19-го века балетная техника была кодифицирована (отсортирована и записана) Карло Блазисом – хореографом из Неаполя. Это дало новый толчок в развитии жанра. Еще в конце 18-го века пошла мода, что танцовщицы должны выглядеть подобно эфирным сильфам, как если бы они могли летать.

24.Тогда Шарль Дидло придумал механизм на основе ремней и шкивов, который позволял танцорам становиться на пальцы ног, а потом подниматься в воздух и летать по сцене. Но вот подходящей обуви, которая помогла бы подняться балеринам «на вершину», не было.

25. Но в 1831 году прима-балерина Мария Тальони произвела фурор, станцевав весь спектакль на носочках в самодельных пуантах. Она снабдила свои атласные тапочки кожаными подошвами, укрепила носки, создав коробку у основания пальцев, и набила кончики этой коробки небольшой подушкой.

Читайте также:
Картины Ван Гога

26.Так итальянская балерина Мария Тальони стала танцевать на кончиках пальцев, чем и задала новый вектор развития балетного искусства. Тогда и другие артистки балета тоже стали носить подобную обувь.

27. Хотя значительная часть акцента в классическом балете ставится на балерину, танцор-мужчина так же важен. Он поддерживает балерину в некоторых из самых красивых и сложных частей классического репертуара.

28.Многие танцоры, такие как Марсело Гомес из Американского балетного театра, гордятся тем, что являются хорошими партнерами. Его работа заключается как в создании безопасности на сцене для балерины, так и в том, как линии ее тела отображаются в ледяном свете.

29.Между тем большинство мужчин вынуждены бороться со стереотипом женственности в балете. Форма искусства часто воспринимается широкой публикой как женское царство.

30.В небольших танцевальных студиях, как правило, только несколько мальчиков, которые смешиваются с девушками. Многие из этих школ не располагают ресурсами или знаниями для надлежащего обучения молодых людей, особенно когда речь идет о партнерстве и более сложных прыжках и поворотах. Вот почему многие успешные танцоры-мужчины, включая Гомеса, покинули свои дома в молодом возрасте, чтобы обучать в престижных школах.

БАЛЕТ «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО»

31. Самое известное в мире балетное представление — «Лебединое озеро».

32. Разрешение носить пуанты дают не сразу. Самый важный этап целеустремленной балерины — обуть пуанты.

33.Изящный акт восхождения на носках в сатиновой обуви вдохновляет многих молодых девушек начать заниматься балетом. Но это не так безобидно, как кажется. Начиная занятия слишком рано, учащийся может получить серьезную травму.

34.Как правило, до десяти-одиннадцати лет, кости слишком мягкие, и многие опытные учителя разрешают танцевать на пуантах не ранее второго полугодия обучения. Кроме того, техника танцора должна быть достаточно сильной, чтобы безопасно использовать обувь.

35. Новые пуанты очень тяжелые и опасные для танцев. На протяжении многих лет обучения каждый танцор выясняет, как ему нравится приспосабливаться или ломать обувь, чтобы было удобно ногам. Некоторые из этих мер весьма необычны.

36. Например, некоторые танцоры царапают нижнюю часть пуантов, чтобы сделать их менее скользкими, бьют их об землю, чтобы уменьшить звук на сцене, вырезают часть хвостовика — внутреннюю часть подошвы — чтобы сделать их более податливыми или применяют шеллак, чтобы затвердели.

37.Один конкретный бренд даже требует, чтобы танцор использовал фен для того, чтобы обувь растаяла и сформировалась по ноге, а затем ставил в холодильник, чтобы затвердела.

МАРИЯ ТАЛЬОНИ

38. Более 180 лет назад была придумана так называемая романтическая пачка. Впервые ее увидели на той же Марии Тальони в 1832 на спектакле «Сильфида».

39.Помимо пуантов, балетная пачка тоже очень важна для выступления балерины. Это также большие расходы для профессиональных компаний, поскольку одна высококачественная пачка может стоить 2000 долларов.

40.Но они служат очень долгое время — иногда до 30 лет, и несколько поколений танцоров могут носить их. Для танцоров традиционно писать свое имя внутри пачки, чтобы будущие исполнители знали, кто их носил до них.

41.Верхний слой классической пачки выступает от 33 до 38 сантиментов от тазобедренного сустава, но под ним находится более десяти дополнительных слоев тюля, поддерживаемых металлическим обручем.

42.Пошив балетной пачки чрезвычайно трудоемкий и колючий процесс. Для изготовления одной балетной пачки требуется около 15 метров тюля, а на работу уходит несколько дней.

ОЛЬГА ЛЕПЕШИНСКАЯ

43.Легендарная балерина Ольга Лепешинская прямо на сцене сломала ногу в трёх местах, причём треск кости был слышен даже зрителям. Тем не менее, она закончила выступление, как ни в чём ни бывало. Как это у неё получилось, не поняла ни она сама, ни врачи.

44. Когда мы думаем о балетной труппе, аккомпаниатор вряд ли тот, кто приходит на ум. Тем не менее, пианисты играют решающую роль, как в повседневном классе, так и во время репетиций и выступлений.

45.Поскольку они заменили скрипачей в конце XIX-го века, пианисты помогли сформировать музыкальность молодых танцоров, а также сопровождали бесчисленные репетиции и даже выступления. И их работа отнюдь не проста.

46.Мало того, что им нужно иметь возможность играть в различные партии по разным темпам для каждой части класса, они также должны свободно говорить о балетной терминологии. Если учитель говорит: «Мы пойдем с глиссады», каждый танцевальный аккомпаниатор будет знать, с какого момента начать.

Читайте также:
Вальсы Грибоедова - слушать онлайн

47. Возлюбленной Сергея Есенина была знаменитая балерина Айседора Дункан, трагически погибшая во время поездки на автомобиле.

48. Первый балет в России люди увидели в 1673 году. На протяжении нескольких столетий русский балет был настолько популярен, что европейские исполнители зачастую брали себе русские псевдонимы.

49.С 2001 года балет находиться под запретом в Туркменистане.

50. Искусство балета зародилось давным-давно, но с тех пор оно практически не изменилось, так как балет чрезвычайно консервативен. Балетные пачки были изобретены почти 2 века назад, и с тех пор они практически не изменились. Пуанты также остаются неизменным атрибутом балерин по сей день.

Интересные факты о балете

Здравствуйте, наши уважаемые читатели сайта Interessno.ru. Красота балета поистине впечатляет. Это удивительно проявление грации и элегантности, которое выглядит так, будто танцоры двигаются совершенно без усилий. Но за этой элегантностью и грацией стоит не только красота, но и богатая история, и сверхчеловеческие усилия, какие прикладывают танцоры, чтобы порадовать глаз зрителя.

И сегодня мы подготовили для вас ряд интересных фактов об этом танце. Надеемся, что собранная нами информация понравится не только детям, так и более взрослой аудитории.

Балет зародился в Италии в начале 1500-х годов как развлечение для знати. Во Франции он был популяризирован после свадьбы Екатерины Медичи с Генрихом II Плантагенетом в 1533 году. После Франции он распространился по всей Европе и стал самым популярным развлечением для европейской элиты.

Когда этот танец только зарождался, он был совсем непохож на тот балет, каким мы знаем его сегодня. Изначально танцоры носили маски. И не только маски. Они также носили роскошные костюмы, а движения были в разы проще и сдержаннее. Все дело в том, что его «прародителем» является комедия дель арте (она же комедия масок), вид итальянского народного (площадного и уличного) театра, в каком замаскированные персонажи, двигаясь, рассказывают какую-то историю.

Он не всегда был чистым танцем. В самых ранних версиях танец был смешан с оперными представлениями.

Сегодня главными артистами балета являются женщины. Балерины грациозны, они выполняют невероятные движения во время танца. Тем не менее, в ранних версиях балета женщины не то что не играли ведущую роль, они там попросту отсутствовали. До конца 1600-х годов девушкам и женщинам запрещалось участвовать в публичных мероприятиях. Женщины не только не танцевали в балете, но и не выступали в театрах (женские роли исполняли переодетые мужчины).

Первой профессиональной женщиной-балериной является француженка де Ла Фонтен, какая приобрела славу в 1681 году на сцене Парижской Оперы во время спектакля «Триумф любви». Именно тогда впервые в истории все женские роли исполняли женщины, а не переодетые мужчины.

В этом танце существует 5 основных позиций ног. Они крайне важны, так как каждое па в балете начинается и заканчивается именно одной из этих пяти позиций. Изначально эти позиции были разработаны, чтобы позволить танцорам равномерно распределять вес. Ходит множество версий о том, кто же первым создал эти 5 основных позиций, однако большинство согласно с тем, что это сделал французский хореограф Пьер Бошан. Он также стал первым человеком, какой стал выпускать на сцену дам исполнять женские роли.

Мужчины в балете, несмотря на свою худощавость, достаточно сильные. Подсчитано, что во время выступления они в совокупности поднимают около 1.5 тонны (суммарный вес от поднятия балерин). Балет сопровождается регулярными поддержками. Из-за этого танцоры-мужчины должны быть сильными в ногах и руках.

Пуанты – это специальные балетные туфли. Даже сегодня, во время автоматизации всех процессов, их по-прежнему изготовляют вручную. Самыми крупными производителями пуант являются такие компании как Freed of London, Bloch, Chacott и Capezio.

Профессиональные балерины могут изнашивать до 2-3 пар пуант в сутки. Все мы хотим купить обувь и носить ее как можно дольше, особенно, если она очень дорогая. Но в балете, к сожалению, долго сохранить пуанты не удастся. Если балерина исполняет главную роль, за тренировку она может испортить 2-3 пары. Именно по этой причине труппы закупают огромное количество пуант каждый год. Например, труппа Королевского балета Великобритании, выступающая в Королевском театре Ковент-Гарден в Лондоне, ежегодно закупает у компании Freed of London около 12 тысяч пар пуант.

Читайте также:
Интересные факты о знаменитых картинах мира

Как и в случае с пуантами, балетные пачки (женский балетный костюм), также изготавливают вручную. Опять же, если говорить о танцовщицах профессионального балета.

Прежде чем пошить пачку мастер снимает 18 мерок, 5 из которых будут нужны при создании юбки. Затем мастер приступает к работе. На производство одного костюма может уйти от 60 до 90 часов. Естественно, они, как и пуанты ручной работы, имеют достаточно высокую стоимость.

Многие прима-балерины (балерины, занимающие первое положение в театре) могут сделать до 32 фуэте подряд (вращение на одной ноге, при котором танцовщица, сгибая и разгибая колено второй ноги, делает быстрое хлещущее движение).

Но это далеко не предел возможностей балерин. Например, в 1961 году британская балерина Делия Грей установила рекорд – 166 фуэте подряд. Этот рекорд не побит и по сей день.

Слово балет происходит от итальянского «balletto», что буквально переводится как «балет». Само же слово «balletto» происходит от итальянского «ballo», что переводится как «танцевать».

Основа классического балета была заложена при дворе Людовика XIV во Франции в 17-м веке. Даже сам «Король-солнце» был участником балетной труппы и танцевал на сцене. Людовик XIV основал первую балетную труппу Ballet de l’Opera de Paris.

Балет более спортивного стиля получил свое развитие в Российской империи в конце 19-го века. Там же появились три знаменитых балета Чайковского: «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик».

Артисты балета тренируются усерднее, чем большинство профессиональных спортсменов. На подготовку профессионального танцора уходит до десяти лет и это с учетом выделения около двадцати часов на тренировку в неделю (около 3 часов в день).

Сегодня самыми известными балетами в мире являются: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Сон в летнюю ночь», «Питер Пэн», «Спящая красавица», «Золушка», «Ромео и Джульетта», «Жизель». На этом мы, пожалуй, закончим. Благодарны вам за то, что вы уделили внимание именно нашему информационному ресурсу. До скорых встреч, дорогие читатели.

22 ЛЮБОПЫТНЫХ ФАКТА О РУССКОМ БАЛЕТЕ

Не совсем понимаю людей, отвергающих все западное, особенно, когда речь заходит об искусстве. Не секрет, что Россия по многим направлениям отставала от развивающего Западного мира. Многое, что сегодня у нас есть — ничто иное, как удачно перенятый опыт западных стран. Это казалось практически всего, не считая конечно же всего народного, самобытного, что исторически сформировывалось исключительно в России.

Парадоксальным образом, русский человек перенимая опыт своих западных соседей умело приспосабливал под себя, добавлял свое видение. И в конечном итоге, «западный продукт» в русском представлении был гораздо интересней и «вкусней». Одним из самых ярких примеров является Русский балет — самый авторитетный балет в мире. Эталон. И это несмотря на то, что зарождался он не в России.

В современном мире профессиональный балет — это высшая ступень хореографии (от греч. choreia – пляска и grapho – пишу), в котором танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально-сценического представления.

Сегодня не всегда просто разобраться где именно зародился балет в его чистом виде. Потому легче всего сослаться на более-менее достоверные источники.

Все, что я понял — это то, что предприимчивые модники — французы перенимают «новый вид танца» у помешанных на искусстве итальянцев; до них, балет якобы существовал в древней Греции и Риме… В России же он был продемонстрирован гораздо позже и «завезли» его из Франции.

Именно в России балет достигает истинного расцвета, став одной из визитных карточек страны и русского искусства.
Итак, 22 любопытных факта о русском балете

1. Первая балетная труппа государственного значения появилась в России в первой половине 18 века. Это был императорский балет Санкт-Петербурга. Тогда же стала меняться и концепция спектаклей – от мифологических и драматических сюжетов к романтическим сказкам. Сюжет оказал влияние на технику танца – балерины поднялись на пуанты, чтобы еще больше подчеркнуть внешнюю легкость и эфемерность танца в противовес реальности.

2. Русские дипломаты и купцы, бывая за границей, посещали театры и охотно ходили на балетные спектакли – там не приходилось с трудом разбирать иноземную речь. Да и балет того времени – детище не только хореографа, но и театральных механиков. Фантастические персонажи выезжали на диковинных колесницах, с непостижимой скоростью менялись декорации, одни герои проваливались сквозь землю, другие слетали с небес. Как тут не прийти в восторг! Как раз колесницы и стали едва ли не главными участницами первого русского «Балета об Орфее и Эвридике» — первое балетное представление в России, состоявшееся на масленицу 17 февраля 1672 года при дворе царя Алексея Михайловича в Преображенском. Правда, существует версия, что данное представление было показано 8 февраля 1675 года.

Читайте также:
12 интересных фактов о балете

Перед началом спектакля на сцену вышел актёр, изображавший Орфея, и пропел немецкие куплеты, переведенные царю переводчиком, в которых превозносились прекрасные свойства души Алексея Михайловича. В это время по обе стороны Орфея стояли две украшенные транспарантами и освещенные разноцветными огнями пирамиды, которые после песни Орфея начали танцевать.

После смерти царя Алексея Михайловича театральные представления прекратились надолго – пока любимая сестра царя Петра Алексеевича Наталья не увлеклась драматургией, а сам Петр не решил построить театр в Москве – там, где сейчас Исторический музей. В 1702 году царь взял на службу в Московский театр голландца Якоба Коккия с двумя его сыновьями. Но дело не заладилось – обучать танцевальному искусству голландцы не умели и только жаловались, что нет подходящих исполнителей.

3. С 1-й половины 18 в. балет в России стал прививаться балетмейстерами и учителями танцев из Италии и Франции. Обладавшая своим богатым танцевальным фольклором, Россия оказалась весьма благодатной почвой для развития балетного театра. Постигая преподаваемую иностранцами науку, русские, в свою очередь, вносили в иноземный танец собственные интонации.

4. На основании указа Петра I бальные танцы становятся основной частью придворного этикета.

В 1731 году в Петербурге был открыт Сухопутный шляхетный корпус, которому суждено было стать колыбелью русского балета. Так как выпускники корпуса в будущем должны были занимать высокие государственные должности и нуждались в знаниях светского обхождения, то изучению изящных искусств, в том числе и бального танца, в корпусе отводилось значительное место. Педагогом в 1734 году был зачислен французский танцовщик, балетмейстер, Жан Батист Ланде, который считается основоположником русского балетного искусства. Также в Петербург в 1735 году был приглашен оперный итальянский композитор Франческо Арайя, а балетмейстером стал с 1736 года — Антонио Ринальди (Фоссано)

5. В специально оборудованных комнатах Зимнего дворца Жан Батист Ланде начал обучение 12 русских мальчиков и девочек. Учеников набирали из детей простого происхождения. Обучение в школе было бесплатным, воспитанники находились на полном содержании.

6. Дальнейшее развитие балет в России получил в царствование Елизаветы Петровны. Среди кадетов Сухопутного корпуса в танцах особенно преуспел Никита Бекетов, который впоследствии стал фаворитом Елизаветы. Он пользовался особенной благосклонностью императрицы, которая сама одевала юношу, превосходно исполнявшего женские роли.

7. В 1742 году из учеников школы Ланде была создана первая балетная труппа, а в 1743 году её участникам начали выплачивать гонорары. Годовой бюджет труппы, не считая оркестра, составлял 33 810 рублей.

8. В правление Екатерины II балет в России приобрел ещё большую популярность и получил дальнейшее развитие. По случаю её коронации в московском дворце был дан роскошный балет «Радостное возвращение к аркадским пастухам и пастушкам богини весны», в котором участвовали знатнейшие вельможи.

Известно, что в придворном театре в балетных постановках нередко танцевал наследник престола Павел Петрович.

Также в ее эпоху в России появилась традиция крепостных балетов, когда помещики заводили у себя труппы, составленные из крепостных крестьян.

9. В начале царствования Павла I балет ещё в моде. Труппа обходилась в 24 110 рублей в год. С 1794 года начались постановки первого русского по национальности балетмейстера Ивана Вальберха. Интересно, что при Павле I были изданы были особые правила для балета — было приказано, чтобы на сцене во время представления не было ни одного мужчины, роли мужчин танцевали Евгения Колосова и Настасья Берилова.

10. В царствование Александра I русский балет продолжил своё развитие, достигнув новых высот. Своим успехам в это время русский балет, прежде всего, обязан приглашенному французскому балетмейстеру Карлу Дидло, прибывшему в Россию в 1801 году. Державин, Пушкин и Грибоедов воспевали балеты французского гения. Он продолжал работать и при Николае I, который обожал балет и старался представления не пропускать.

Читайте также:
20 причин, почему стрит-арт нужно легализовать

11. В царствование Александра II в русском балете начинается выдвижение отечественных талантов. Целый ряд талантливых русских танцовщиков и танцовщиц украшали балетную сцену. В этот период развития русского балета танцы берут верх над пластикой и мимикой. А в царствование Александра III балеты давались чаще — два раза в неделю — по средам и воскресеньям.

12. К XX веку авторитет русского балета вырос настолько, что западные исполнители стали брать себе русские имена! Так, англичане Патрик Хили-Кей, Элис Маркс и Хильда Маннингс остались в истории искусства как Антон Долин, Алисия Маркова, Лидия Соколова.

13. Человек, сделавший из русского балета бренд — Сергей Дягилев. Самое удивительное, что Сергей Дягилев изначально пренебрежительно относился к балету, считая его развлечением для масс. Но, заинтересовавшись крупной государственной субсидией решил привезти в Париж и балет. Его «Русские сезоны» покорили весь мир. «Русский балет» гастролировал по Европе, США и Южной Америке, добиваясь все большего успеха, превратившись в настоящий бренд.

14. «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» Чайковского, а также «Ромео и Джульета» Прокофьева входят в топ 5 лучших балетов мира.

«Лебединое озеро», Чайковский

15. Примечательно, что премьера балета «Лебединое озеро» в легендарном Большом театре от 4 марта 1877 года была довольно холодно воспринята как зрителями, так и критиками. И первые, и вторые нашли музыку Чайковского слишком скучной и сложной для восприятия. Пройдут десятилетия, прежде чем гениальное произведение Чайковского станет визитной карточкой Большого театра во всем мире.

16. С «Лебединым озером» связано еще несколько любопытных фактов:

— Во времена августовского путча в 1991 году все телевизионные каналы страны демонстрировали именно его. Почему «Лебединое озеро», а не «Щелкунчик», например, сказать трудно, однако факт остается фактом – на долгие годы творение Чайковского стало для многих граждан символом ожидания чего-то тревожного и значительного.

— Одну из частей произведения узнает любой житель России, от мала до велика – даже те люди, которые вовсе не знают о таких понятиях, как балет, “Лебединое озеро”, билеты в театр и т.д. Разумеется, это легендарный Танец маленьких лебедей, на который существует огромное количество пародий – в частности, одна из них показана в 15-м выпуске мультфильма «Ну, погоди!».

— Среди «балетных» есть известная поговорка «десятый лебедь в пятом ряду». Она обозначает танцовщика, который не добился успеха в карьере, и постоянно исполняет второстепенные роли – что-то вроде актера массовки.

17. Несмотря на огромное количество известных русских балерин, самыми известными и раскрученными именами в русском балете являются Майя Плисецкая и Анна Павлова.

Конечно же нельзя забывать и о других балеринах: Тамара Карсавина, Галина Уланова, Матильда Кшесинская, Екатерина Максимова, Ульяна Лопаткина… Но самые громкие имена в русском балете именно за первыми двумя балеринами.

18. У мужчин в русском балете самыми громкими именами являются Михаил Барышников и Николай Цискаридзе.

19. Музыка Прокофьева к балету «Ромео и Джульетта» поначалу казалась всем настолько непонятной и сложной, что общее собрание коллектива оркестра и балетной труппы, состоявшееся за две недели до предполагаемой премьеры, единогласно постановило отменить спектакль — во избежание полного провала…

При этом, вслед за одним местным остроумцем, весь театр повторял одну и ту же крылатую фразу: — Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете…

20. Выдающаяся советская балерина Ольга Лепешинская во время выступления сломала ногу. Треск был такой сильный, что его смогли услышать даже зрители в зале. Но балерина героически довела сцену до конца. Как ей это удалось сделать с тройным переломом, не смогли понять ни врачи, ни сама балерина.

Ольга Лепешинская, Вальпургиева ночь. Вакханка. Фото из музея Большого театра.

21. Один из самых острых видов балетных унижений – это веник, завернутый в газету. Его кидают на сцену вместо букета. Отсюда появилась закулисная поговорка «дождешься веника в газете!»

22. Труд артистов балета сложен, они испытывают очень серьезные нагрузки. Об этом свидетельствует тот факт, что профессиональные балерины и танцоры балета болеют в 4 раза чаще, чем обычные люди.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: