Искусство

Что такое искусство, виды и функции искусства

Иоанн Златоуст об искусстве: Что ни изобрело бы искусство, если плоды
изобретения ты приносишь Богу, оно никогда не будет осуждено, если
содействует познанию Владыки. Не подвергались порицанию гусли, когда на
них прославлялся Творец. Так, блаженный Давид, устроив гусли, не
осквернил их дурныи песнями, но воспевал на них священные слова — и его
гусли и от Бога получили освящение, и демонов обращали в бегство.
Видишь ли, что всякое искусство, если оно обращено на
угодное Богу, ни в каком случае не будет дурным? Но все ли у нас бывает
согласно с этим намерением?

Что такое искусство: определение

Слово «искусство» произошло от старославянского искоусъ — опыт, испытание. И это довольно точно передает определение слова искусства. Художники делятся с нами своим эмпирическим опытом, скульпторы передают духовные переживания. Словари дают сразу несколько определений слова «искусство».

  1. только ед . Творческая художественная деятельность . Заниматься искусством . Новые течения в искусстве .
  2. Отрасль творческой художественной деятельности . Основные искусства: живопись , ваяние , зодчество , поэзия , музыка и танцы . Изобразительные искусства . Науки и искусства .
  3. только ед . Система приемов и методов в какой — нибудь отрасли практической деятельности ; мастерство . Военное искусство . Искусство плавать . Искусство управления . « Искусство руководства есть серьезное дело .»Сталин . « Говорить о себе — тонкое искусство , я не обладаю им .»Максим Горький .
  4. только ед . Умение , ловкость , тонкое знание дела . С большим искусством вел свои дела .
  • Из любви к искусству ( делать что — нибудь ; разг . шутл .) — без всякой корыстной цели , из одной любви к самому делу , занятию .

История искусства

Искусство зародилось вместе с появлением жизни человека на земле, ведь даже наскальные рисунки — это вид искусства. При этом историю искусства, знакомого современному человеку ведут все же от средиземноморской античности. Ведь в более древние времена искусство служило, скорее, решению практических проблем. Первобытное искусство нередко было связано с языческими верованиями, ритуалами и обрядами. К искусству относят музыку и танцы, которые были самым распространенным первобытным искусством.

Античный мир обязан появлению искусства древним цивилизациям:

  • египетской,
  • месопотамской,
  • персидской,
  • индийской,
  • китайской,
  • греческой,
  • римской,
  • аравийской.

Древнегреческие мастера первыми смогли показать красоту и грацию человеческого тела. Они были достаточно физиологичны и человек был изображен уже не схематично, а все более и более реалистично.

Покровителем искусств в древнегреческой мифологии считался лучезарный бог Аполлон, а за разные направления в искусстве отвечали музы.

Каллиопа – за эпическую поэзию, наверное, поэтому у них с Аполлоном родился сын Гомер – сложно придумать более известный эпос, чем его «Илиада» и «Одиссея».

Эвтерпа заведовала лирической поэзией и музыкой.

Мельпомена занималась трагедией.

Талия – любительница комедии и легкой поэзии.

Эрато – главная по любовной поэзии.

Полигимния сочиняла гимны, покровительствовала ораторам.

Клио – хранительница истории, записывала на своем свитке все происходящие события.

Следующим значимым периодом было западное средневековье, которое сосредоточилось на духовной жизни человека, библейских сюжетах, высших ценностях. Многие считают этот период период искусства самым продуктивным и значимым для современного человечества.

В исламских странах ввиду запрета на изображение человека искусство было в основном декоративно прикладным и сводилось к:

  • архитектуре,
  • орнаменту,
  • ваянию,
  • каллиграфии,
  • ювелирному делу.

В странах Востока процветали:

  • скульптура,
  • искусство танца.

Западный Ренессанс обратился к гуманистическим ценностям и материальному миру. Появились новые художественные стили:

  • академизм,
  • символизм,
  • импрессионизм,
  • фовизм.

В XX веке особым успехом пользовался модернизм. Следом наступила эпоха постмодерна. Искусство постоянно развивается, следуя за настроениями общества и оправдывая свое определение — опыт. Человеческий опыт, который передается с помощью картин, скульптур, песен и танцев.

Функции искусства

  • Познавательная. Каждое произведение искусства отражает настроение в обществе, рассказывает о стиле в одежде, об образе жизни людей, о настроениях и главных духовных ценностях своей эпохи.
  • Эстетическая. Недаром существует термин «воспитание чувств», а духовный опыт ценится не меньше, чем научный. Наши переживания делают нас людьми, искусство в полной мере отражает это и учит нас новым переживаниям.
  • Гедонистическая. В конце концов, искусство доставляет нам удовольствие, радость от созерцания прекрасного.
  • Воспитательная. У слова «нравоучение» появился обидный подтекст, но нет ничего плохого в том, чтобы через искусство учить зрителей нравственности. Главное, чтобы искусство не превращалось в пропаганду.
Читайте также:
Картины Ильи Репина

Функции искусства также делят на:

  • экспрессивную (воздействие на эмоции)
  • компенсаторную (решение психологических проблем)
  • социальную (воздействие на общество)
  • прогностическую (способность предугадывать будущее)

Виды искусства

  1. Пространственные (пластические) виды, для которых важно место художественного образа в пространстве.
    1. Архитектура.
    2. Живопись.
    3. Графика.
    4. Скульптура.
    5. Декоративно-прикладное искусство (дизайн).
    6. Фотоискусство.
  2. Временные (динамические) виды, где композиция разворачивается во времени.
    1. Литература.
    2. Музыка.
  3. Пространственно-временные (синтетические, зрелищные) виды, в которых сочетается время и пространство в раскрытии художественного образа.
    1. Театр.
    2. Балет.
    3. Танец.
    4. Цирк.
    5. Кино.
    6. Телевидение.
    7. Эстрада.

Читайте также

  • Умерло ли церковное искусство?
  • Искусство: современное, светское, церковное?

Все об искусстве: виды, произведения и примеры, история жанров и функции

Искусство – это особое восприятие мира, отображение внутреннего или внешнего состояния творца c помощью художественных образов. Оно помогает познать действительность через творения мастеров. Это понятие включает в себя несколько значений: духовное и практическое познание реальности; высшая степень мастерства в какой-либо сфере труда.

Человек благодаря своему воображению обладает способностью эстетического восприятия действительности. Творчество помогает изменить окружающий мир, сделать его прекрасным.

  • Признаки искусства
  • История термина
  • Виды
  • Жанры
  • Стили
  • Функции искусства
  • История искусства
  • Развитие современного искусства
  • Роль в обществе

Признаки искусства

Признаки искусства – это творческое воспроизведение жизни в художественном виде. Самовыражение автора и эмоциональное воздействие на зрителя – конечная цель любого произведения.

Качества, которыми обладает творчество:

  • Чувства — через них создаются и воспринимаются художественные произведения.
  • Образы – изучение и форма познания мира передается в виде образов, отношение к реальности через творчество.
  • Субъективность – точное отражение мастером действительности.
  • Законченность – авторские работы обычно выстроены композиционно.

Основные предметы: мир и человек.

Произведение искусства – это:

  • скульптура;
  • стихотворение;
  • картина;
  • фильм;
  • книга.

Средства выражения: слово, звук, цвет, объем.

История термина

Само слово «искусство» происходит от старославянского искоус – опыт, испытание. Художники передают свой личный опыт, переживания.

В русском языке существует два определения этого термина:

  • мастерство, умение, способность вести беседу;
  • творческая деятельность.

В английском языке оно обозначается словом art. Модные арт-пространства относятся к художественному явлению.

Изначально потребности человека проявлялись через танцы. Со временем стали возникать другие виды искусства, которые складывались на протяжении всей истории.

Существует три главных вида:

  • Пространственный, обозначает нахождение предмета в пространстве. К нему относятся: живопись, скульптура, архитектура, графика, декоративно-прикладное творчество.
  • Временный, динамичный, когда композиция происходит во времени, это литература, музыка.
  • Пространственно-временной, время и события сочетаются для раскрытия образа. Пример: театр, балет, кино, эстрада, цирк, танец, телевидение.

Искусство бывает изобразительным и неизобразительным.

Виды изобразительного искусства:

  • живопись;
  • графика;
  • скульптура.
  • музыка;
  • литература;
  • танцы.

Различные виды творчества обладают общими характеристиками:

  • простые и сложные средства исполнения;
  • время появления: традиционные и новые;
  • возможность использования в быту: прикладные или изящные.

Одни из них существуют с древнейших времен, другие развивались в новое время. Каждый из видов обладает определенным арсеналом выразительных средств.

Жанры

Искусство многогранно. Оно состоит из различных жанров, которые позволяют выразить творческие идеи мастера.

В литературе проявляется через слово. Среди жанров литературы выделяют:

  • лирику;
  • драму;
  • эпос.

Музыка выражается через звуки, бывает вокальной или инструментальной.

  • опера;
  • романс;
  • соната;
  • эстрада.

Способ выражения танца – движение, их существует несколько:

  • народные;
  • современные;
  • бальные.

В живописи используют цвет, основные жанры изобразительного искусства:

Основа театра – актерская игра. Существуют оперные, драматические, сатирические театры.

Фотография передает изображение объектов с помощью технического оборудования.

Читайте также:
СССР глазами художника - Уникальные картины

Стили

Определенные стили мирового искусства появлялись на протяжении всей истории человечества.

Античный, классическая древность

Античный стиль. Парфенон

VIII – V век до нашей эры. Расцвет культуры Древней Греции и Древнего Рима. После раздела Римской империи культурные традиции переняты Византией. Греки создавали образцы в области скульптуры и архитектуры. Римляне оставили храмы, скульптурные портреты, фрески.

Романский стиль, романтика

Романский стиль

X – XII века, начало XIII. Этот стиль относится к архитектуре. Характеризуется прямыми формами, круглыми арками, сводами, массивными стенами, яркими цветами, небольшими окнами. В изобразительном искусстве преобладает христианская тематика. Популярны горельефы, витражи.

Готика

XII – XVI века. Готика характеризуется стрельчатыми арками, узкими и высокими башнями, цветными витражами, сакральной живописью. В основе религиозная тематика.

Проторенессанс

Фреска Поцелуй Иуды
Джотто

XIII – XIV века. Развитие итальянской культуры, переход от Средневековья к Возрождению. Проявляется интерес к античности, желание отобразить реальность, светские темы.

Возрождение, Ренессанс

Начало XIV века – конец XVI. Италия, зарождается интерес к античной культуре, пейзажу. Появляются портреты светских лиц. Выделяют перспективу, композицию. Художники изучают анатомию человека.

Барокко

В XVII–XVIII веках, появился в Италии. Стиль характеризуется пышными формами, чувственностью, динамичностью. Естественность уже не в моде.

Женщин изображают с пышными формами. Мужчины носят парики, бреются. Архитектура отличается большими пространствами, колоннадами. Популярны сложные формы купола, статуи.

Рококо

XVIII век. Зародился во Франции. Этот стиль считают продолжением барокко, высшей стадией. Его использовали в дизайне интерьера, архитектуры, скульптуры.

Классицизм

XVII – XIX век. Возвращение к идеалам античности, строгим линиям, идеальным пропорциям.

Романтизм

Конец XVIII, начало XIX века. Этот стиль распространен в европейской и американской культуре. Противоположность классицизму.

Ампир

Эпоха Наполеона, первые 30 лет XIX века. Королевский стиль архитектуры. В моде колонны, лепные карнизы, триумфальные арки. Рельефы львов, орлов, военной символики.

Реализм

Конец XVIII – XX века. Сущность стиля в точном и объективном изображении мира.

Импрессионизм

Конец XIX – начало XX веков. Зародился во Франции, характеризуется естественным отображением реальности. Мастера используют мелкие раздельные мазки вместо четких линий, смешивают краски на палитре.

Модерн

Конец 1880–1914 годы, возник в Англии. Сочетает в себе творчество и практичность. Происходит отказ от прямых линий и углов, соединение металла и бетона.

Зародился в конце XIX века. Характерная особенность – обдуманное упрощение изображения.

Экспрессионизм

Начало XX века. Выражает эмоциональное состояние художника.

Ар-деко

1925–1935 гг. В основе строгая геометрия, четкие линии, гладкие, блестящие поверхности. Использование стекла, зеркала, бронзы, кожи.

Сюрреализм

1920 годы и до наших дней. Главная идея сюрреализма – сочетание иллюзий и парадоксов.

Функции искусства

Творчество играет огромную роль в обществе и жизни человека.

Важнейшие функции искусства:

  • Познание. Любое произведение отражает время, настроение в обществе, духовные ценности. Оно показывает, как люди жили раньше, их обычаи, традиции, стиль одежды. Передает чувственное восприятие мира.
  • Воспитание. Творческие произведения несут в себе назидательный посыл. Учат нравственности, передают духовный опыт поколений, переживаний.
  • Эстетика. Доставляет удовольствие зрителю, радость от созерцания прекрасного. Мы пропускаем через себя объекты искусства и даем им эстетическую оценку.

Функции подразделяют на несколько видов:

  • Экспрессивную, глубокое воздействие на эмоции человека.
  • Художественно-концептуальную, помогает анализировать окружающий мир.
  • Социальную, общественную, преобразование общества.
  • Компенсаторную, помогает в решении психологических трудностей.
  • Прогностическую, ее назначение: предугадывать будущее.

Произведения могут выполнять несколько функций.

История искусства

Искусство появилось с первых дней жизни человека. Оно служило решением насущных проблем. Люди оставляли наскальные рисунки, повествующие о своем быте, обрядах. Самыми распространенными видами первобытного творчества были танцы, музыка.

Оно появилось благодаря следующим цивилизациям:

  • Египетской.
  • Греческой.
  • Римской.
  • Китайской.
  • Аравийской.
  • Персидской
  • Месопотамской.
  • Индийской.

Древнегреческие творцы подчеркивали грациозность и красоту человека. Покровителем искусства у греков был Аполлон, бог красоты. Музы символизировали различные направления.

Читайте также:
Интересные факты о знаменитых картинах мира

Это была эпоха развития литературы, театра, музыки, танца. Музыка обозначала гармонию звуков и объединение с наукой. Позднее муза считалась источником вдохновения.

Развитие современного искусства

Современное творчество экспериментально. Оно постоянно развивается благодаря технологиям, появляются другие формы. Иногда это означает уход от прекрасного. В основном, оно не пробуждает эстетические чувства, а просто шокирует. Современному человеку необходимо более мощное воздействие.

Что такое искусство — его виды и функции

«Да, искусство бесполезно, но его бесполезность необходима».
Эжен Ионеско, французский драматург

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Писать про искусство – это пытаться объять необъятное, ведь оно является предметом изучения многих дисциплин, каждая из которых по-своему трактует это понятие.

Более того, каждый мало-мальски значимый мыслитель, ученый, исследователь, а уж тем более деятель культуры считал своим долгом дать определение этому явлению.

Сегодня мы попробуем привести разные определения искусства, выделим его отличительные черты, узнаем какие полезные функции оно выполняет и каких видов бывает. Также коснемся вопроса отсутствия катарсиса (очищения) от знакомства с современным искусством.

Что такое искусство

Мое самое любимое и, наверное, самое меткое определение принадлежит советскому писателю Юрию Васильевичу Бондареву:

«Искусство – всегда метафора действительности».

  1. Для философа искусство – это творческий вид познания мира, в процессе которого создаются художественные образы.
  2. В эстетике – это форма человеческой деятельности, которая удовлетворяет художественные потребности людей.
  3. Для искусствоведа – это художественная культура общества в целом и ее отдельные виды.
  4. В обществознании искусство – это часть духовной сферы общественной жизни, которая через творчество воспроизводит действительность.

Сложив и перемешав все эти определения, мы выведем универсальную формулу, дающую своеобразный ответ на вопрос, что такое искусство.

Искусство – это разные виды культурной деятельности человека, направленные на познание мира с помощью художественных образов, воспроизводящие действительность через творчество и удовлетворяющие эстетические потребности людей.

Довольно рискованно – предлагать такой коктейль в роли академического определения, но мы честно пытались угодить всем.

Предлагаю уйти с зыбкой территории многовековых споров и встать на более твердую почву, где мы перечислим все признанные виды искусства, разберемся в его особенностях и функциях, но сначала немного покопаемся в корнях.

Происхождение слова

Слово имеет два основных значения в русском языке.

Во-первых, это мастерство, умение (например, искусство вести беседу), во-вторых, это творческая художественная деятельность в самом широком смысле.

Редко когда в статьях, посвященных философским понятиям, встретишь слово не из древнегреческого или, на худой конец, из латинского языка.

Искусство – это старославянское слово, и образовано оно от корня искусъ, что значило испытание, опыт, пробу и даже пытку.

Если копать совсем глубоко, то все-таки можно докопаться до латинских корней, но мы не будем.

В английском языке эквивалентом нашему искусству будет слово art, которое уверенно вошло и в наш язык. Арт-коллаборации, арт-пространства и прочие арт-явления также означают нечто, относящееся к творческому процессу. Надо отметить, что семантика слова art в английском шире семантики (что это такое?) искусства в русском языке.

Признаки искусства

«Всякое искусство автобиографично; жемчужина – это автобиография устрицы».
Федерико Феллини, итальянский кинорежиссер

Искусство обладает рядом важных качеств.

  1. Чувственное восприятие мира. Творчество не предполагает рационального подхода, здесь все создается и воспринимается через чувства.
  2. Образность. Познание мира происходит через художественные образы, которые можно определить как творческое отношение человека к действительности.
  3. Субъективность. Любое искусство – это отражение субъективного восприятия действительности творцом.

Функции искусства

Функция искусства – это роль, которую оно выполняет в жизни отдельного человека и общества в целом.

Искусство полифункционально, у него множество таких ролей. Остановимся на важнейших.

Познавательная.

Познание принято считать уделом наук, но если задуматься, науки возникли гораздо позже искусств. Душа пещерного человека требовала творчества, и он царапал рисунки на стенах своего жилища.

Сегодня эти первые попытки живописи являются ценнейшими источниками знаний о первобытном обществе. Конечно, это не единственный пример. Любое произведение – отражение своего времени.

Наука познает мир с объективной точки зрения, а искусство опирается на личностный аспект, причем в этом процессе познания важен как создатель, так и созерцатель.

Искусство – это чувственное познание мира.

Часто творческие произведения несут воспитательный, назидательный посыл, особенно это свойственно литературе и зрелищным видам – театру, кино и т.п.

Чрезмерная назидательность способна переродиться в пропаганду. Например, советское искусство сплошь носило пропагандистский характер, каждый, кто не принимал правила игры, становился изгоем.

Упомянем и другие функции:

  1. экспрессивную (воздействие на эмоции)
  2. компенсаторную (решение психологических проблем)
  3. социальную (воздействие на общество)
  4. прогностическую (способность предугадывать будущее)

Не все произведения выполняют сразу все перечисленные функции.

Виды искусства

«Искусство не может отвлечься от стремлений своего времени».
Ромен Роллан, французский писатель

Если однозначного определения искусства не существует, то его виды определены вполне конкретно. Еще в Древней Греции были попытки классификации. Вспомним 9 муз – дочерей Зевса и неустановленной матери – то ли богини памяти Мнемосины, то ли богини согласия Гармонии. Музы жили на Парнасе и покровительствовали наукам и искусствам.

В греческом языке понятие музыка означало не только гармонию звуков, но и объединяло искусство с науками. Позже музой стали называть источник вдохновения.

Покровителем искусств в древнегреческой мифологии считался лучезарный бог Аполлон, музы же отвечали за определенные направления.

  1. Каллиопа – за эпическую поэзию, наверное, поэтому у них с Аполлоном родился сын Гомер – сложно придумать более известный эпос, чем его «Илиада» и «Одиссея».
  2. Эвтерпа заведовала лирической поэзией и музыкой.
  3. Мельпомена занималась трагедией.
  4. Талия – любительница комедии и легкой поэзии.
  5. Эрато – главная по любовной поэзии.
  6. Терпсихора отвечала за танцы.
  7. Полигимния сочиняла гимны, покровительствовала ораторам.
  8. Клио – хранительница истории, записывала на своем свитке все происходящие события.
  9. Урания увлекалась астрономией.

Интересно, что из девяти муз пять покровительствовали разным видам поэзии.

Если переводить всю эту красоту в сухие цифры, то древние греки из современных видов искусств различали литературу, театр, музыку и танец.

Удивительно, что у непревзойденных мастеров скульптуры не было ни музы, ни бога, покровительствующего скульпторам.

Виды искусства – это сложившиеся формы творческой деятельности. Одни формы известны с древнейших времен, другие появились в новейшее время благодаря развитию технологий. Каждый вид обладает своим арсеналом художественно-выразительных средств.

Сейчас общепринятой считают классификацию по трем основным признакам.

  1. Пространственные (пластические) виды, для которых важно место художественного образа в пространстве.
    1. Архитектура.
    2. Живопись.
    3. Графика.
    4. Скульптура.
    5. Декоративно-прикладное искусство (дизайн).
    6. Фотоискусство.
  2. Временные (динамические) виды, где композиция разворачивается во времени.
    1. Литература.
    2. Музыка.
  3. Пространственно-временные (синтетические, зрелищные) виды, в которых сочетается время и пространство в раскрытии художественного образа.
    1. Театр.
    2. Балет.
    3. Танец.
    4. Цирк.
    5. Кино.
    6. Телевидение.
    7. Эстрада.

” alt=””>

Катарсис

Искусство – это отражение бытия в тех или иных формах, при этом оно пронизывает нашу жизнь, наполняя ее новыми смыслами.

Произведения искусства описывают действительность через призму авторского взгляда, эмоций, чувств, оценок, а зритель, получая информацию, воспринимает посыл с позиции своего опыта, личных ощущений.

Иногда случается чудо, и посыл автора начинает звучать в унисон с восприятием зрителя. Такое состояние можно назвать катарсисом.

По Аристотелю катарсис — это сострадание и страх, которое испытывает зритель, сопереживающий трагедии, разворачивающейся перед ним. Катарсис возвышает и очищает человеческую душу, в этом основная цель искусства.

Со времен Аристотеля понятие катарсиса трансформировалось, но все же основной посыл сохранился, это эстетическое воздействие искусства на человека.

Хоть мы очень далеко ушли от древних греков, но все же до сих пор плачем над сильным фильмом, ощущаем бегущие по телу мурашки от гениальной музыки, запоминаем с первого прочтения стихи, затронувшие душу, оглушенные выходим из театра после потрясающего спектакля.

Современное искусство

Современное искусство – это поле экспериментов. Мы наблюдаем, как оно становится все более технологичным, появляются новые синтезированные формы. Еще одна тенденция — это уход от понятия прекрасного.

Искусство все чаще стремится не пробудить эстетическое чувство, а шокировать публику. Катарсис заменяется шоковым состоянием. Чтобы расшевелить современного человека, перегруженного информационным потоком, нужно все более сильное воздействие.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (4)

Интересно, а кому(чему) покровительствовала десятая Муза (на представленной картине их десять). И как её звали?! Буду признателен автору материала за уточнения и разъяснения!

Спасибо за вопрос. Десятую музу традиционно резервируют (уже много столетий) для какой-либо области искусства (или науки), не вошедшей в данный канонический список. Но пока еще не пришли к единодушному решению, кем она будет.

В наше время искусство имеет искаженную форму: чувак к стеке банан прикрепил — искусство! Или бумаги набросали — креативная инсталляция, искусство!

Тезис о том, что искусство бесполезно совершенно неверный. Люди ведь не вычислительные машины. Большинство из нас живет чувствами и эмоциями, самые лучше из которых как раз и подпитываются из искусства.

1.14 Искусство

Понятие и признаки искусства

Искусство – это ещё один социальный институт духовной сферы общества, удовлетворяющий духовные потребности людей в красоте. В его основе лежит неповторимое эстетическое чувство человека, которое возвышает его над природой. Искусство играет важную роль в жизни человека и общества. Оно помогает постичь суть красоты и гармонии. Что же такое искусство? Сформулируем определение:

Искусство – особая форма сознания и деятельности, отражающая окружающую действительность в художественных образах.

Изучением данной специфической части культуры занимается эстетика – наука о прекрасном и безобразном. Искусству характерны следующие особенные черты и признаки:

  • Образность восприятия – искусство является способом чувственного познания. Как создаются произведения искусства? Окружающая нас действительность в сознании творца воспринимается в виде художественных образов, которые он материализует, переносит на холст, бумагу, звук и пр.
  • Эстетические цели – искусство производит что-либо прекрасное, совершенное, идеальное.
  • Субъективность – творец создает образ таким, каким его представляет и видит он сам. Любой деятель искусства стремится создать что-то оригинальное, отражающее его индивидуальность и в то же время что-то способное вызвать интерес у окружающих.
  • Использование специфических средств – для создания произведений литературы используется слово, живописи – цвет, музыки – звук.

Функции искусства

Как и любой другой социальный институт искусство выполняет ряд значимых для общества и человека функций. Рассмотрим их.

  • Познавательная – получение новых знаний через художественные образы книг, картин, спектаклей, опер, кино и т. д. Произведения искусства дают понять, в чём сущность человека и общества, позволяют приобрести опыт. Пример функции: актриса Фаина Раневская рассказывала, как прочитав повесть А. П. Чехова «Скучная история» она «поняла всё о человеческом одиночестве».
  • Эстетическая – удовлетворение духовных потребностей людей в красоте и творческой активности, воспитание чувства прекрасного, формирование эстетического вкуса. Пример функции: Евгений восхитился красотой картин народного художника СССР А. М. Шилова после посещения галереи в Москве.
  • Гедонистическая – искусство радует человека, доставляет удовольствие и наслаждение. Пример функции: каждый вечер Аля слушает и наслаждается Лунной сонатой Бетховена.
  • Компенсаторная – в искусстве человек находит то, что не смог отыскать в реальной жизни. Пример функции: прочитав поэму И. Бродского, Арина обрела силы и уверенность в силе.
  • Коммуникативная – искусство создает пространство общения людей, человека с самим собой и даже эпох. Пример функции: на выставке – инсталляции Юрий нашёл единомышленников.
  • Прогностическая – искусство способно предвидеть будущее развитие общества, делать прогнозы. Пример функции: в романе «20000 лье под водой» (1870 г.) Жюль Верн описал подводную лодку “Наутилус”, двигатели которого были электрическими. Спустя 90 лет появились настоящие электрические подводные лодки.

Виды искусств

Искусство воплощено в различных видах художественного творчества, которые увеличиваются с каждым днём. Отдельными его видами являются такие, как литература, театр, скульптура, музыка, хореография, архитектура, кино, дизайн, компьютерная графика и др. Все они отличаются способами и средствами создания художественных образов. Также существует объединение различных видов искусства в группы:

  1. Изобразительные и речевые. Данное деление произведено с точки зрения участия речи как художественного средства. К изобразительным искусствам, к примеру, относятся живопись, графика, скульптура, а к речевым литература, ораторское искусство.
  2. Пространственные, временные и пространственно – временные. Пространственные виды искусств занимают определённое пространство, не находятся в движении и не меняются со временем (архитектура, скульптура, фото – искусство, живопись). Временные же не меняются со временем (литература, музыка). Пространственно – временные объединяют черты первых двух групп (театр, кино, хореография).
  3. Динамические и статические. К динамическим можно отнести временные виды искусства, а к статическим пространственные.

Связь искусства с другими институтами духовной сферы

Искусство тесно связано с другими институтами духовной сферы. Как и религия оно познаёт мир образно, опираясь на чувства и эмоции. Оба института ориентированы на нравственность, духовное самосовершенствование. Искусство и религия обращают человека не только к настоящему, но и к прошлому, и к будущему, поэтому они невозможны без фантазии и воображения. Различие состоит в том, что религия основана на вере в сверхъестественное, а искусство ориентировано на эстетику. Искусство, как и наука познает мир, но кардинально разными способами и методами. Если искусство объясняет мир образно, то наука делает это категориально, с помощью понятий, теорий и законов. Произведению искусства свойственна завершенность, тогда как любое исследование науки имеет своих предшественников и последователей. Искусство создаётся “раз и навсегда”, тогда как наука никогда не будет “закрытой книгой”, в которую больше нечего писать. Искусство субъективно, наука объективна.

В ст. 44 Конституции РФ гарантируется свобода творчества. Государство оказывает поддержку искусству. Одним из способов такой поддержки является проведение Министерством культуры РФ конкурса на присуждение грантов для реализации творческих проектов в различных видах искусства.

Картины и иконы Ильи Репина

Моление о чаше. Начало 1860-х

Отыди от меня, Сатано. 1860-е

Преподобные Антоний, Макарий и Феодосий

Иов и его друзья. 1869

Плач пророка Иеремии на развалинах Иерусалима. 1870.

Воскрешение дочери Иаира. 1870

Воскрешение дочери Иаира (1). 1871

Воскрешение дочери Иаира (2). 1871

Воскрешение дочери Иаира (3). 1871

Крестный ход. 1877

Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона. 1878

Этюд с иконой Спас. 1880-е

Выход патриарха Гермогена. 1881

Крестный ход в Курской губернии. 1880-1883

Отказ от исповеди (Перед исповедью). 1879-1885

Отказ от исповеди. Начало 1880-х

Взятие Христа стражею. 1886

Христос и Никодим. 1887

Инок Филарет в заточении в Антониево-Сийском монастыре. 1888

Предательство в Гефсиманском саду. 1888

Христос в Гефсиманском саду. Конец 1880-х

Николай Чудотворец из Миры в Ликии избавляет от смерти трёх невинно осуждённых. 1888-89

Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных. 1890

Пророк. Около 1890

Рождество Христово. 1890

Иди за мною, Сатано! 1891

Проповедь Кунцевича в Белоруссии. 1893

Благословение детей. 1890-е

Иди за мной, Сатано

Венчание Николая II и великой княжны Александры Федоровны. 1894

Христос с чашей. 1894

Кузьма Минин. 1894

Портрет императора Николая II. 1895.

Портрет императора Николая II. 1895

Портрет императора Николая II. 1896

Иди за мною, Cатано. 1895

Искушение Христа. 1896

Богоматерь с младенцем. 1896

Если все, то не я. . . 1896

Николай Гоголь и отец Матвей. 1902

Иди за мной, Сатано (Искушение Христа). 1901-1903

Илья Репин

Илья Ефимович Репин

Илья Репин

Илья Ефимович Репин
  • Дата рождения: 5 августа 1844 г. ; Chuguyev, Ukraine
  • Дата смерти: 29 сентября 1930 г. ; Repino (Kuokkala), Russian Federation
  • Национальность:русский
  • Направление:Реализм
  • Школа/группа:Передвижники (Товарищество передвижных художественных выставок)
  • Сфера:живопись , скульптура
  • Испытал влияние:Александр Иванов , Рембрандт , Франс Халс , Диего Веласкес , Эдуард Мане
  • Оказал влияние:Николай Иванович Мурашко , Александр Александрович Мурашко , Социалистический Реализм (Соцреализм)
  • Учителя:Иван Крамской
  • Ученики:Борис Кустодиев , Игорь Грабарь , Анна Остроумова-Лебедева , Валентин Серов , Филипп Малявин , Александр Александрович Мурашко , Михаил Врубель
  • Арт-институции:Императорская Академия художеств
  • Друзья и коллеги:Василий Поленов , Александр Бенуа , Николай Иванович Мурашко
  • Википедия:ru.wikipedia.org/wiki/Репин,_Илья_Ефимович

Заказать
репродукцию

Илья́ Ефи́мович Ре́пин (24 июля [5 августа] 1844, Чугуев, Российская империя — 29 сентября 1930, Куоккала, Финляндия) — русский художник-живописец. Сын солдата, в юности работал иконописцем. Занимался в Рисовальной школе под руководством И. Н. Крамского, продолжил обучение в Петербургской Академии художеств.

С 1878 года — член Товарищества передвижных художественных выставок. Академик Императорской Академии художеств. Профессор — руководитель мастерской (1894—1907) и ректор (1898—1899) Академии художеств, преподаватель школы-мастерской Тенишевой; среди его учеников — Б. М. Кустодиев, И. Э. Грабарь, И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П. Остроумова-Лебедева, Н. И. Фешин. Непосредственный наставник В. А. Серова.

Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня. Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанцев и голландцев XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов.

Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации. Стихией художника была современность, и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина — «энциклопедия пореформенной России». Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».

Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Его дед по отцовской линии — неслуживый казак Василий Ефимович Репин — вёл торговлю и владел постоялым двором. Согласно метрическим книгам, он умер в 1830-х годах, после чего все хозяйственные заботы легли на плечи его жены Натальи Титовны Репиной. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу. За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях, имел награды. Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника.

Дед художника по материнской линии — Степан Васильевич Бочаров — также много лет отдал военной службе. Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа; позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северского Донца. Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята, и взрослые. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. В семье периодически возникали проблемы с деньгами, и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Илья
Ефимович Репин

Илья Ефимович Репин (24 июля (5 августа) 1844, Чугуев, Российская империя — 29 сентября 1930, Куоккала, Финляндия) – величайший русский реалист, создавший эпическое изображение российской действительности во всем ее многообразии. Теории «чистого искусства» в какие-то моменты его занимали, но лучшие работы художника далеки от них, идейная направленность картин в исполнении Ильи Репина была не недостатком, а сильнейшей стороной.

Особенности творчества художника Ильи Репина : тонкий психологизм, актуальность, отображение общественных задач и тревог, включенность в жизнь и чаянья общества, частое обращение к моменту эмоционального пика героев. Основные жанры, в которых работал мастер: портреты, исторические сцены, жанровая живопись.

Это окружающие уже при жизни считали его гением и одним из величайших художников. Сам Репин называл себя «заурядной фигурой» и заявлял, что таланта лишен. Он был мягким и уступчивым человеком и при этом легко приходил в неистовство. Мог проявлять покладистость и непритязательность, когда дело касалось его самого. Но едва решал, что кто-то покушается на живописные принципы, как готов был разорвать в клочья противника.

Пламенная страсть Ильи Репина

Илье Репину было 7 лет, когда в его руки впервые попали краски. Мальчик рисовал, рисовал, раскрашивал и не желал ни на минуту отрываться от этого волшебства. От переутомления у него пошла носом кровь, кровотечение несколько дней не могли остановить. Илья очень ослабел, родные уже готовы были к тому, что он не выживет. Вот такая драматическая инициация приключилась в детстве с тем, когда принято называть «вершиной русского реализма».

Он был чрезмерен в оценках и страстях, слишком яростен в спорах, громко восхищался чужими талантами и был чересчур не уверен в своих. При этом – предельно точен на холсте. Современники отмечали его склонность к драматизации – в пересказе Репина визит молочника становился подобен явлению архангела. А в письмах он злоупотреблял восклицательными знаками – нынче такое их количество считается дурным тоном. У него был мягкий характер, сам он – всегда учтив, иногда даже чрезмерно, пока спор не заходил об искусстве – а вот тогда… На одном из заседаний Академии художеств в «нарвавшегося» Куинджи чуть не полетела чернильница!

Репин родом из Чугуева (Харьковская губерния). Ему с детства нравилось рисовать, лепить. Мальчика отдали в учение к местному иконописцу. В петербургскую Академию он мечтал попасть с того момента, как узнал о ней. А поскольку слава о талантливом юном иконописце распространилась к тому времени по всей Украине, и от заказов отбоя не было, ему удалось собрать деньги на поездку в Петербург. Там Репин поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художников (и познакомился с Иваном Крамским, который в будущем станет одним из идеологов передвижничества). В Академии юный Репин получил ощутимый щелчок по самолюбию – рисунки его раскритиковали, его самого отправили восвояси. Но сдаваться так просто он не собирался. Вскоре нашелся покровитель, готовый заплатить за обучение художника в качестве вольнослушателя – оценивший талант Репина член Общества художников Федор Прянишников. Впрочем, в скором времени Илья сдал экзамен и был переведен в действительные ученики.

Учился он жадно, его упорство и талант не оставались незамеченными. Серебряная медаль, малая золотая и большая золотая, дающая право на шестилетнюю стажировку за границей за счет Академии, – вот результаты обучения. Вопреки ожиданиям, он не спешил воспользоваться своей премией, сначала нужно было закончить картину, над которой он работал, и которая сделала его знаменитым. «Бурлаки на Волге» потребовали отложить стажировку – Илья Репин не мог прервать работу над картиной, а писать ее следовало только в России.

Это был первый большой успех, хотя критических отзывов тоже хватало. На стажировку в Европу Репин поехал уже с молодой женой Верочкой Шевцовой. Сведения о европейском его периоде очень разрозненные. Корней Чуковский писал (в советское время, не забываем), что «Рeпин вcюдy нaxoдил бypлaкoв — и в Рoccии, и в Итaлии, и в Aвcтpии» . Однако при этом за границей написаны такие известные картины, как «Садко» и «Негритянка», множество видов кафе и бытовых зарисовок, изображавших отнюдь не тяжкий труд.

«Своим» Репина были не прочь считать и передвижники, и «мирискусники», и академисты. Будучи натурой увлекающейся, он «давал авансы» представителям разных направлений. Ничего лживого в этом не было, Репин – человек искренний, он истово восхищался всем, что в данный момент привлекало его, а в следующее мгновение мог изменить свои взгляды. По этому поводу неоднократно бывал обвинен в нестойкости позиции и даже предательстве.

Историческая живопись, крестьянский быт, ссыльные – эти темы Репина глубоко трогали и, по большому счету, именно они прославили его имя, чему способствовала близость с передвижниками. Также он был великолепным художником-портретистом. Галерея созданных им портретов впечатляет тонким психологизмом и виртуозным мастерством. Чтобы писать человека, ему необходимо было очароваться им, «влюбиться». Впрочем, если речь о женских портретах, то кавычки не всегда уместны, влюблялся Репин легко и горячо.

Он был близок со Львом Толстым, часто гостил у него в Ясной поляне. Среди друзей Репина – Федор Шаляпин, академик Бехтерев, художник Исаак Бродский и многие другие. Когда Репин со второй женой перебрался в имение «Пенаты» в Куоккале, к нему регулярно стал захаживать Корней Чуковский. Впоследствии Чуковский правил автобиографию Репина «Далёкое близкое» и сам написал о нем воспоминания.

Более 10 лет Илья Репин преподавал в Академии художеств, руководил живописной мастерской. Его ученики – Борис Кустодиев, Игорь Грабарь, Анна Остроумова-Лебедева, Николай Фешин, Филипп Малявин.

После Октябрьской революции имение в Куоккале оказалось на территории Финляндии. Тем не менее в СССР Репин опальным не стал, более того, был объявлен классиком, и Сталин даже снарядил делегацию для возвращения художника на родину. Уже пожилой Репин очень тосковал по России, но вернуться не решился. Впрочем, «канонизация» его в советском искусстве была успешно проведена, с одной стороны – это о том, что Репин не забыт, а с другой, для многих его имя стал практически нарицательным. Между тем, это был человек, который страстно любил живопись и женщин, мучительно страдал от неуверенности в собственном даре и готов был вдрызг разругаться с любым, кто посягнет на его идеи.

Личная жизнь Ильи Репина

Еще в бытность студентом Академии Репин зачастил в гости к своему товарищу по рисовальной школе Александру Шевцову. Поговаривали, что он может сделать предложение старшей дочери семейства, своей ровеснице Соне. Однако предложение всё не поступало, да и активность в отношении девушки Илья никак не проявлял, словно чего-то ждал. Он действительно ждал – когда подрастет запавшая ему в душу девятилетняя девочка. Он писал Верочку совсем юную, есть портрет ее шестнадцатилетней. В 1872 году, незадолго до выпуска из Академии, Репин женился на Вере Шевцовой. В браке они прожили 15 лет и родили четверых детей. Корней Чуковский в своих воспоминаниях писал о низком уровне культуры первой жены Репина как о причине развода. Однако будет справедливо отметить, что немалую роль сыграли и многочисленные увлечения Репина. Темпераментом он обладал страстным, и в отношениях с женщинами это проявлялось в полной мере. А поскольку Репин к тому времени был человек известным, то женщины его не чурались. В свете постоянно судачили о его романах. Вере Репиной хотелось тихого дома, в котором можно закрыться от посторонних и заняться делами семейными. Она была измучена постоянными изменами мужа и рано увяла. Сначала они разъехались, поделив детей, а позже развелись.

Второй его брак тоже не назовешь счастливым. Наталья Нордман-Северова была человеком необычной судьбы. Суфражистка, активная общественница, писательница и ярая вегетарианка, она была уверена, что ей суждены великие дела, успела в поисках своей судьбы побывать в Америке, взглядов придерживалась весьма нестандартных и, по общественным понятиям, была некрасива.

Репин писал княгиню Марию Тенишеву. Он всегда разговаривал со своими моделями, старался их развлечь, иногда приглашал кого-то для поддержания беседы. Ему важно было, чтобы позировавшие ему не скучали, не теряли интереса. Тенишева пришла на сеанс со своей то ли подругой, то ли компаньонкой Натальей Борисовной Нордман. Пока Репин писал, та яростно излагала свои взгляды, обличала мясоедов и читала стихи. Репин настойчиво попросил княгиню, чтобы на следующий сеанс «вот эту» она не приводила. Несколько месяцев спустя Репин и Наталья Нордман снова встретились в Петербурге, и между ними вспыхнула страсть. Окружающие удивлялись. «Ни кожи, ни рожи, а он у нее будто к юбке пришит» , – возмущался друг Репина критик Стасов. Она поехала провожать Репина в его поездку в Палестину, а вернулась, будучи беременна. Новорожденная Наташа прожила всего две недели.

Репин купил на имя Натальи Нордман участок земли на станции Куоккала вблизи Петербурга, где и было построено имение «Пенаты». Наталья его обустроила, воплотив, кажется, большую часть своих прогрессивных идей. Насмешками ее осыпало каждое выходившее в те годы издание, доставалось и Репину. По воспоминаниям современников, она предстает эдакой восторженной и глуповатой пустышкой, которая решила «раскрутить» свое имя за счет известного живописца. Однако в ее письмах перед нами совершенно иной человек. Тонко чувствующий, страдающий и совершенно не ощущающий, что в «Пенатах» хоть что-то принадлежит ей… Заболев, она уехала в Швейцарию, где поступила в больницу для бедных. От любой финансовой помощи Репина или его друзей напрочь отказывалась. В ее завещании «Пенаты» были переписаны на Илью Репина с тем, чтобы после его смерти там организовали музей его картин.

«Отступничество» в картинах Ильи Репина

У художника Ильи Репина были и другие картины – не из тех, что у всех на слуху. Его не обошли стороной идеи искусства ради искусства, чистого искусства, столь популярные среди его современников. В советской критике этот период если упоминался, то в русле измены взглядам, «сбился с пути» и т.д. С той же горячностью, с которой он твердил, что «. нaшa зaдaчa — coдepжaниe. кpacки y нac — opyдиe, oни дoлжны выpaжaть нaши мыcли» , в 90-е годы Репин заявит: «Да, у нас над всем господствует мораль. Все подчинила себе эта старая добродетельная дева и ничего не признает, кроме благодеяний публицистики» .

Вот ведь незадача – с чистой эстетикой у Репина складывалось не так хорошо, как с «проповедями». У него есть близкие к импрессионистским работы (1, 2, 3). Но вершиной творчества Ильи Ефимовича Репина эти картины точно не назовешь. Ни одной созданной в тот период работой он не был удовлетворен, и сам признавал, что форма не должна быть главнее содержания. Довольно быстро он отошел от этого направления. Но вот что удивительно – последняя картина художника Ильи Репина – оставшийся недописанным «Гопак» – очевидно тяготеет к импрессионизму и даже фовизму…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: