Хараппская цивилизация

Хараппская цивилизация

Ключевые слова конспекта: Хараппская цивилизация, дравиды, арийское вторжение, индоарии, арии, индоарийцы, санскрит, стратификация.

Хараппская цивилизация (середина III — 1-ая половина II тыс. до н. э.) — древнейшая цивилизация долины Инда. Названа вероятно по имени крупнейшего города — Хараппы. Другими известными центрами являлись Мохенджо-Даро и Калибанган). Хараппцы строили благоустроенные каменные города, прежде всего с развитой системой канализации. В этническом плане хараппцев часто причисляют к дравидам — современному неиндоевропейскому населению Индии.

Города имели регулярную застройку, прямоугольные кварталы, водопровод и канализационную систему. Одно- и двухэтажные дома из 4-6 помещений с туалетом группировались как правило вокруг центрального дворика и колодца. Цитадель города укреплялась стеной с башнями. Сохранились руины морских портов, пограничных крепостей, остатки сельских поселений. Основной строительный материал — сырцовый кирпич. А также для возведения фундаментов крепостей использовался камень.

Основой экономики было скотоводство (буйволы, свиньи) и ирригационное земледелие. О развитии ремесла свидетельствуют находки медных и бронзовых орудий (ножи, серпы, долота, пилы и другие), оружия (наконечники стрел и копий, короткие мечи и прочее), разнообразной керамики. Находки гирь, вещей из стран Передней Азии, а с другой стороны — печатей, характерных для Хараппы, в городах Месопотамии указывают на международные торговые связи, осуществлявшиеся караванными и, возможно, морскими путями.

Духовная сфера хараппцев известна не очень хорошо, наиболее ценным источником по мифологии религии являются печати с изображениями различных божеств и животных. Например, рогатое божество со скрещенными ногами в окружении зверей, напоминающее шумерских богов. Глиняные статуэтки из хараппских городов сильно напоминают шумерские образцы.

Погребальный обряд относится к ямному типу. Носители этой культуры поклонялись богине-матери, богу — прототипу Шивы, огню, деревьям, животным.

Закат индской цивилизации приходится на XVIII-XV века до н. э. В это время дравидское население сдвигается на юго-восток и утрачивает былой уровень развития. Вероятно, что это было вызвано ухудшением природных условий, оскудением и заболачиваем почв, распространением малярии и других болезней.

Письменность протоиндийской цивилизации остается нерасшифрованной.

Индоарии

Индоарии — одна из ветвей народов индоевропейской языковой семьи, по самой распространенной версии: пришли на полуостров Индостан с северо-востока. Индоарийцы (также индоарии) наряду с иранцами одна из двух основных арийских ветвей. Носители цыганских наречий распространились по странам Ближнего Востока, Средней Азии и Европы.

История индоариев претерпела большое количество интерпретаций. Например, в XIX в. получила развитие модель арийского вторжения; согласно которой аборигенное население долины Инда состояло из темнокожих, миролюбивых дравидийцев, следы которых запечатлены в останках Хараппской цивилизации.

Около 1500 г. до н. э. Индия подверглась вторжению арийских племен, пришедших вероятно с северо-востока. Их материальный уровень развития был существенно ниже хараппского за двумя важными исключениями. Во-первых, индоарии, как и прочие индоевропейцы, использовали боевые колесницы, что давало серьезные преимущества перед неповоротливыми армиями древневосточных государств. Вторым техническим преимуществом являлось обладание бронзовым оружием — знаменитыми боевыми топорами. Воинственные племена ариев стали вторгаться через перевалы Гиндукуша в район современного Пенджаба. Их отличительные свойства — хорошее знание военного искусства и поэтическое мастерство. Белые кочевые племена принесли с собой характерную социальную стратификацию и ведическую литературу на санскрите. Завоеватели покорили коренное население, навязав покоренным народам свои «Законы Ману».

Оппоненты теории вторжения считают,, что арийского завоевания никогда не было. Они опираются на ряд открытий, осуществленных как западными, так и индийскими учеными.

Так или иначе, языком ариев был санскрит — древнейшая сохранившаяся до наших дней форма некогда единого языка индоевропейцев. От этого единого языка произошли все более поздние индоевропейские языки, в том числе и русский. До сих пор в некоторых русских словах сохранились санскритские корни. Так, в слове «мать» можно угадать санскритское «матер», в слове «лев» — санскритское «леу», в слове «снег» — санскритское «снейг» и т.д.

Это конспект по теме «Хараппская цивилизация. Индоарии». Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: Индуизм. Веды
  • Вернуться к списку конспектов по Всеобщей истории.

Индская цивилизация

Индская или Хараппская цивилизация — одна из древних цивилизаций человечества, наряду с древнеегипетской и шумерской. Из этих трёх она занимала наибольшую площадь.

Хараппская цивилизация развивалась в долине реки Инд (3300–1300 до н.э.; период расцвета 2600–1900 до н.э. [1] ) до прихода ариев, во II тыс. до н. э. Наиболее значительные центры — Хараппа, Лотхал и Мохенджо-Даро. Население в годы расцвета составляло около 5 миллионов человек. В шумерских текстах Хараппская цивилизация предположительно носила название «Мелухха».

Первые данные о существовании доарийской цивилизации в западной Индии опубликовал в XIX в. Александр Каннингем. Окончательно существование Индской цивилизации было установлено в 1921—1922 гг. экспедицией во главе с Д. Р. Сахин и Р. Д. Банерджи.

Читайте также:
Аграрная революция первобытных людей

Содержание

Предыстория

С VII тыс. до н. э. в долине Инда и Сарасвати развивается производящее хозяйство. Выделяется особая раннеземледельческая культура, которую называют мергарской. В эту эпоху человек нашёл эффективный способ получения продуктов питания, оптимальное для данного региона развитие земледелия, охотничьего промысла и зарождающегося скотоводства. Это создавало все необходимые условия для перехода на качественно новую ступень — формирования нового культурно-исторического комплекса.

Культура долины Инда не была единственной в своём регионе. Так, в Амри ей предшествовала местная оригинальная культура, некоторое время сосуществовавшая с хараппской.

Цивилизация

В городах долины Инда были развиты монументальное строительство (кирпичная кладка), металлургия бронзы, железа. В зачатке находились частнособственнические отношения, а в основе сельского хозяйства лежало ирригационное земледелие. В Мохенджо-Даро были обнаружены едва ли не первые известные археологам общественные туалеты, также система городской канализации, а во дворце даже водопровод.

Плодородная почва, высокое увлажнение, ботаническое богатство Индского центра способствовали раннему развитию земледелия — здесь выращивали пшеницу, ячмень, просо, горох, кунжут (этот же регион является родиной хлопчатника и риса). Разводили кур, коз, овец, свиней, коров и зебу, занимались рыболовством и собирали съедобные плоды, выращенные самой природой.

Поселения хараппской культуры состояли из цитадели и нижнего города, отличались тщательной планировкой, наличием канализационной структуры, выводившей все нечистоты за пределы городских стен. Это было гениальным инженерным решением, позволившим на довольно ограниченном пространстве собираться большим людским массам: в городе Хараппа, например, временами проживало до 80000 человек. Инстинкт тогдашних градостроителей поистине удивителен! Ничего не ведая о болезнетворных бактериях, особенно активных в теплом климате, но обладая, вероятно, накопленным опытом наблюдений, они оградили поселения от распространения опаснейших болезней. Жилые дома предположительно были двухэтажными общей площадью до 355 кв. м. Вокруг таких городов, как грибы, росли более мелкие селения, их число, по предварительным подсчетам, доходит до 1400. Орудия труда изготавливались преимущественно из меди и бронзы.

Лицо города определяли купцы и ремесленники. Здесь пряли пряжу из шерсти, ткали, делали глиняную посуду — по прочности она приближается к камню, резали по кости, изготовляли ювелирные украшения. Кузнецы работали с медью и бронзой, ковали из неё инструменты, удивительно прочные для этого сплава, почти как из стали. Они умели тепловой обработкой придавать некоторым минералам такую высокую твердость, что ими можно было сверлить отверстия в бусинах из сердолика.

Из-за крайне высокой роли ирригационной системы в жизни общины, требовался хорошо организованный институт власти. Возможно, что институт наследственной власти возник из культа предков, а жречество выполняло роль посредника между обожествляемой верхушкой политической иерархии и остальными слоями общества.

Важная роль отводилась внешней торговле: у хараппской цивилизации было сообщение с Месопотамией, Средней Азией, прямые торговые контакты доходили до Шумера и Аравии.

Письменность

Протоиндийская письменность до сих пор не дешифрована. Задача усложняется отсутствием сведений о языке и аутентичных текстов, а также краткостью обнаруженных надписей. Согласно гипотезе Ю. Кнорозова, протоиндийцы писали справа налево. Используемые иероглифические знаки, вероятно, были заимствованы из пиктографии или изобретены по её образцам. Ученые стремятся пролить свет на предысторию протоиндийской письменности, найти графические аналогии иероглифическим знакам и установить, является ли письменность местной или заимствованной из других регионов. Существует точка зрения, что найденные таблички представляют собой рисунки или пиктограммы, а подлинной письменности в долине Инда не развилось.

Иконография

Выделяют три вида знаков: иконические знаки (внешнее сходство рисунка с реальной моделью), индексы (ассоциация по смежности), символы-знаки (условное, принятое в культуре соответствие). Чаще всего встречаются изображения деревьев, отдельные животные и группы, антропоморфные божества. Все изображения, как правило, выполнены схематично, со значительными элементами стилизации. Взаимосвязь иконографии и иероглифической традиции письма объясняется тем, что и та и другая восходят к общему прототипу — древней пиктографии. Основная задача исследователя при работе с символическими знаками — поиск такого толкования каждого из них, которое объяснило бы все варианты употребления знака непротиворечивым образом.

Закат

Закат индской цивилизации приходится на XVIII—XVII века до н. э. Прежде всего кризис поразил центральные районы цивилизации и только через одно-два столетия начала разрушаться культура окраинных областей. В самом большом городе цивилизации — Мохенджо-Даро все большие общественные здания были заброшены и разрушились. На их месте выросли маленькие, плохо построенные домики. Для новых построек использовался кирпич из руин общественных зданий. На главных улицах появились гончарные печи [2] . Все достижения культуры исчезают, сворачивается внутренняя и внешняя торговля, вследствие чего резко уменьшилось количество привозных вещей, сократилось ремесленное производство, письменность была забыта. Налицо явный регресс. Общепринятого объяснения постхараппского регресса пока нет. Предлагается две основные версии причин регресса. Первая из них — вторжение племен, стоящих на более низкой ступени развития, в частности ариев.Однако, по мнению многих ученых, упадок Хараппской цивилизации, не может быть объяснен вторжением извне. Во-первых, кризис начался задолго до того, как какие-либо следы пришельцев могут быть зафиксированы. Во-вторых, сам характер упадка имел явно эндогенную природу. Например, города были не разрушены, а именно покинуты жителями. [3] Вторая версия предполагает, что Индская цивилизация пришла в упадок вследствие природных катаклизмов: изменения русел рек и направления муссонов, засухи, засоления почв, наводнения, эпидемии. Однако если какие-то районы Индской цивилизации и могли пострадать от подобных бедствий, невозможно предположить, чтобы они охватили весь ее огромный ареал. То есть, какая-то часть Индской цивилизации должна была уцелеть и продолжить развитие. Что же касается эпидемии, то истории не известны случаи, когда эпидемия останавливала развитие целой страны на несколько столетий.

Читайте также:
Иван Грозный - биография, правление, реформы

Кроме того, существует системное объяснение причин регресса древних обществ, в том числе, таких как регресс Индской и Микенской цивилизаций [4] . В основе этого объяснения лежит закон убывающей доходности, следствием которого является снижение производительности труда при интенсификации землепользования. В обратном случае, то есть при экстенсиифкации землепользования, производительность труда растет. Поэтому, если для населения возникает возможность переселиться туда, где можно вести более экстенсивное хозяйство, население это сделает (так называемый первый закон резервуара). В этом случае произойдет резкое снижение плотности населения, что повлечет за собой регресс (так называемый третий закон резервуара) [5] . Действительно археологические находки рисуют картину катастрофической убыли населения в ареале Индской цивилизации и его движения отсюда на юг к Гуджарату и на восток в бассейн Ганга [6] Если население Индской цивилизации было дравидоязычным, то такое развитие событий подтверждается перемещением ареала дравидских языков на юг Индии, где они локализуются сегодня, а на территории Пакистана остаются только предки народа брауи.

Этническая и генетическая принадлежность

Вопрос об этнической принадлежности не решён, чаще всего предполагалась связь с носителями дравидийских языков. В то же время лингвистические данные указывают на то, что в северной и северо-западной Индии контактировали между собой представители трёх этнолингвистических групп: протоиндийской, протоавстронезийской и протосино-тибетской.

Область распространения цивилизации хорошо коррелирует с распространением Y-гаплогруппы L, а также с ареалом наивысшего разнообразия Y-гаплогруппы R1a1a (M17) [7] , связанной с индоариями.

Гипотезы индоарийских корней Харрапской цивилизации придерживается часть известных современных учёных: фламандский индолог Конрад Эльст, немецко-канадский индолог Клаус Клостермайер, индийский автор и исследователь Шрикант Талагери и индийский археолог Б. Б. Лал. Эту гипотезу также популяризирует британский журналист и исследователь Грэм Хэнкок.

Раскопки и памятники

Первые случайные находки, относящиеся к древней цивилизации Инда, попадались европейцам с середины XIX века, но для науки протоиндийская цивилизация была открыта индийскими археологами Р. Б. Сахни и Р.Д Банерджи в начале 1920х. Тогда начались планомерные раскопки холмов Мохенджо-Даро и Хараппы, которые продолжались до конца 1960х (с перерывом, который был связан с началом Второй мировой войны). В то же время раскопки шли в других местах — Кот-Диджи (1955—1957), Амри (1959—1961), Калибанган, Лотхал, Рангпур, Аллахдино и пакистанской части пустыни Тар. К концу ХХ века археологами было обнаружено около 1000 поселений, принадлежащих к хараппской культуре. Среди многочисленных городов и поселений лучше всего были исследованы два центра — Мохенджо-Даро и Хараппа. Перечень археологических объектов индской цивилизации:

  • Амри
  • Калибанган
  • Кот-Диджи
  • Нал-Нундара
  • Лотхал
  • Мергарх
  • Мохенджо-Даро
  • Наушаро
  • Пирак

См. также

  • Маргианская цивилизация — существовала параллельно с Индской на территории Туркмении и Афганистана
  • Мелухха — важный торговый партнёр Шумера, который часть археологов отождествляет с Индской цивилизацией
  • Культура Кулли — рассматривается как локальный вариант Хараппской
  • Теория исхода из Индии — учение об индоевропейском характере Индской цивилизации

Примечания

  1. Indus Civilization Introduction
  2. Wheeler R.E.M. Early India and Pakistan to Ashoka. London : Thames and Hudson, 1959. p.111-113
  3. Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. Москва : Главная редакция восточной литературы, 1985. — с. 108.
  4. Алексаха. Введение в прогрессологию. М : Горячая линия — Телеком, 2004. — с. 60-67 [1]
  5. Алексаха А. Г. Происхождение славян // Гуманітарний журнал. — № 1. — 2012 [2]
  6. Kulke H., Rothermund D. A History of India., New York.: Routledge, 2004. р. 19-20.
  7. Underhill et al. (2009), «Separating the post-Glacial coancestry of European and Asian Y chromosomes within haplogroup R1a», European Journal of Human Genetics, doi: doi:10.1038/ejhg.2009.194

Литература

  • История древнего Востока, т. 1. М.1986.
  • Альбедиль М. Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. — СПб. : Наука, С.-Петербург. отд-ние, 1991. — 176 с. — (Из истории мировой культуры). — 23 000 экз. — ISBN 5-02-027307-4

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Индская цивилизация
  • Хараппская цивилизация
  • Уилер Мортимер.Древний Индостан. Раннеиндийская цивилизация. М.: Центрполиграф, 2005.
  • Indus Valley Civilization at www.indohistory.com
  • Harappa and Indus Valley Civilization at harappa.com
  • An invitation to the Indus Civilization (Tokyo Metropolitan Museum)
  • The Harappan Civilization
  • Cache of Seal Impressions Discovered in Western India
Основные археологические культуры Бронзового века Евразии
Атлантическая Европа Аргарская | Артенакская | Бронзовый век Атлантики | Бронзовый век Британии (Деверел-Римбери, Пищевые сосуды, Уэссекская) | Бронзовый век Скандинавии | Бронзовый век Юго-Западной Иберии | Вила-Нова-де-Сан-Педру | Коготас I | Колоколовидных кубков | Монтелавар | Мотильяс
Италия и Адриатика Апеннинская | Вилланова | Кастеллуччо | Нурагическая | Террамар
Карпаты, Балканы и Крит Витенберг | Монтеору | Ноуа | Отомань | Эгейская (кикладская, минойская, микенская, элладская, западноанатолийская)
Центральная Европа Боевых топоров | Жуцевская | Курганных погребений | Лужицкая | Полей погребальных урн | Тшинецкая | Унетицкая
Лесная полоса Евразии Абашевская | Андроновская | Белогрудовская | Глазковская | Поздняковская | Сетчатой керамики | Среднеднепровская | Фатьяновская (балановская)
Евразийские
степи
Афанасьевская | Каракольская | Карасукская | Катакомбная | Межовская | Окуневская | Петровская | Полтавкинская | Сабатиновская | Сейминско-турбинский феномен | Срубная | Тагарская | Черкаскульская | Ямная
Предкавказье, Северный
Кавказ и Закавказье
Зандакская | Кобанская | Колхидская | Каякентско-Хорочоевская | Кувшинных погребений культура | Куро-аракская | Лейлатепинская | Майкопская | Дольменная | Северокавказская | Муганская | Новотиторовская | Прикубанская | Триалетская | Ходжалы-кедабекская | Цебельдинская | Ялойлутепинская | Меотская
Средняя Азия Маргианская | Тазабагьябская
Восточная Азия Саньсиндуй | Эрлиган | Эрлитоу
Южная Азия Джхангар | Джхукар | Кот-Диджи | Медных кладов | Хараппа
См. также: Портал:Доисторическая Европа

Wikimedia Foundation . 2010 .

индская цивилизация — археологическая культура бронзового века (середина 3 го тысячелетия XVII XVI вв. до н. э.) в долине р. Инд (северо запад Индии и юго восток Пакистана). Города (Хараппа, Мохенджо Даро и др.) регулярной застройки с цитаделями, канализацией,… … Энциклопедический словарь

Индская цивилизация (Цивилизация долины Инда) — (Indus civilization), высокоразвитая цивилизация, достигшая расцвета прибл. в 2500 1500 гг. до н.э. в ниж. части долины р. Инд, в Юж. Азии. Археол. раскопки, начатые в 1920 е гг., продолжаются, но мн. вопросы еще остаются без ответа. Судя по… … Всемирная история

Цивилизация долины Инда — Ареал распространения цивилизации. Статуэтка жреца из Мохенджо Даро. Раскопанные археологами развалины Мохенджо Даро … Википедия

Цивилизация долины реки Инд — Ареал распространения цивилизации. Статуэтка жреца из Мохенджо Даро. Раскопанные археологами развалины Мохенджо Даро … Википедия

Индо-Хараппская цивилизация — Ареал распространения цивилизации. Статуэтка жреца из Мохенджо Даро. Раскопанные археологами развалины Мохенджо Даро … Википедия

Хараппская цивилизация — Ареал распространения цивилизации. Статуэтка жреца из Мохенджо Даро. Раскопанные археологами развалины Мохенджо Даро … Википедия

ок. 2300 – ок. 1700 — Индская цивилизация в долине реки Инд … Краткий хронологический справочник

История Индии — … Википедия

Индия — У этого термина существуют и другие значения, см. Индия (значения). Республика Индия भारत गणराज्य Bhārat Gaṇarājya Republic of India … Википедия

Индская (Хараппская) цивилизация

Индская (Хараппская) цивилизация – это одна из самых древних цивилизаций, занимавшая огромную площадь земли в долине Инда и Сарасвати в 3300-1300 до н. э. У данной цивилизации было развито сельское хозяйство, земледелие, охота, скотоводство и рыболовство. Жители долины Инда начали первыми выращивать хлопок для производства тканей. В архитектуре использовалась глина для изготовления кирпичей и керамики,обжиг в печах придавал изделиям прочность. Имелось 3 самых крупных города Хараппа, Лотхал и Мохенджо-Даро, в которых происходили важные промыслы для развития и ремесла. Дома строились 2-хэтажными с канализационными туннелями и туалетами,что сильно впечатляет для такого значительно древнего периода.Орудия труда производились медными и оловянными.Торговля осуществлялась с Месопотамией,Средней Азией, Шумером и Аравией. В Инде существовал сбор налогов, который взимался зерном, после чего его запасали в огромных зернохранилищах городской цитадели на случай голода.
Письменность представляла из себя иероглифы которые до сих пор недошифрованы. Существует гипотеза,что жители “Инды”писали справа налево.Символы были в виде рисунков и пиктограмм, напоминающих животных и деревья.

Архитектура cтроений

Зажиточные горожане жили в удобных домах с внутренними домами. Лестницы вели на плоскую крышу, служившую для работы и отдыха. Во внутренние дворы выходили деревянные балконы. Кровати представляли собой деревянные рамы с натянутыми на них кожаными ремнями. В летнюю жару люди часто спали на крышах, где по ночам было прохладнее. Здесь же наверху могли сушить плоды про запас.
Мебели было мало, зато в доме имелись колодцы и бани со стоками в проходящие под улицами канавами. Cточные канавы пролегали под улицами. Если они засорялись, рабочие могли залезть в них через смотровые люки. В домах имелись туалеты, соединённые со сточными канавами, а в домашних колодцах всегда плескалась прохладная вода. Гигиене придавалось особое значение, и купание могло быть частью религиозных обрядов.
К жилым зданиям примыкали крепость или цитадель, где находились наиболее важные здания. Двери выходили на улицу, но окна для безопасности были обращены во двор.
В Мохенджо-Даро находилась самая большая купальня, которая служила для омывания правителей и жрецов перед религиозными церемониями.

Искусство и ремесло

Женщины долины Инда носили изящные украшения из золота, серебра, раковин и драгоценных камней,сердолика и красного кварца. Керамика,чаще красная с чёрным орнаментом,отличалась высоким качеством.Резчики создавали замечательные изделия из стеатита (мыльного камня), мылкого на ощупь,мягкого минерала. Из него вырезали и печати,которыми метили свою собственность купцы.
Земледельцы широко использовали ирригацию и собирали по 2 урожая в год. Охотники долины Инда охотились с копьями, добывая мясо для семей. Это было не только ремеслом, но и развлечением древних жителей. Для богатого и надёжного улова в море, плелись прочные рыболовные сети из хлопка.

Торговля

Цивилизация долины Инда имела развитые связи с другими странами. Олово,которое добавлялось к меди для выплавки бронзы, и драгоценные камни везли по суше из Афганистана и Персии. Купцы путешествовали и морем.В Лотхале была гавань,куда по каналу заходили во время прилива торговые суда и разгружали товары на склады у доков. Торговали слоновой костью,деревом,хлопковыми тканями,драгоценными камнями и пряностями.
Хараппские суда плавали из Лотхала в Дильмун (Бахрейн) для обмена товарами с купцами из Шумера.

Упадок цивилизации

Существует ряд гипотез упадка хараппской цивилизации. Её крах мог произойти по причине природных катастроф – наводнений, засух, эпидемий. Или из-за расточительного отношения к природе: население росло, требовалось всё больше пастбищ, всё больше вырубалось деревьев на топливо и постройки. Обеднела почва и исчезли богатые урожаи.
Окончательный удар нанесли арийские племена, которые вторглись в долину Инд около 1500 года до н.э. в поисках новых мест поселения.

Характеристика Хараппской цивилизации

Хараппская цивилизация считается самой древней из цивилизаций Индостана. Название происходит от места первых раскопок – Хараппа и Мохенджо-Даро в Пакистане, которые проводились в конце 19- начале 20 в.

Народ Хараппской цивилизации появился примерно в 4 тыс. до н.э. в северной части Индостана. Историки указывают схожесть культуры этого народа с народами Афганистана.

Городской уклад

Первые города строились в долине Инда в 15-14 вв. до н.э. Со временем Хараппская цивилизация растянулась в районе восточной части Индии на территории 1100 км с севера на юг и около 1600 км с запада на восток.
На сегодняшний день насчитывается около 10 городских поселений хараппцев.

Важно отметить, что письменность этого народа до сих пор не расшифрована, поэтому об их культуре и истории известно не много, но археологами подробно изучены способы обработки почвы, орудия труда хараппцев, приемы строительства.

Так, среди орудий труда исследованы каменные, медные и бронзовые орудия, используемые преимущественно для обработки почвы. Система ирригационного земледелия не получила своего развития, т.к. Инд регулярно разливался и мелкие реки хорошо увлажняли почву. Хараппцы занимались выращиванием риса, хлопчатника, пшеницы, ячменя. Основой рациона народа считались зерновые культуры. Кроме того хараппцы разводили коз, коров и овец.

Здания в городе строились из обожженного кирпича.

Город делился на две части:

  • Цитадель;
  • Жилая часть города, поделенная на кварталы и улицы, которые пересекались под прямым углом.

Определение 1

Цитадель – укрепленная и обозначенная часть города.

В цитадели хранились зерна, жертвенники, бассейны для омовения. В ней было выделено место для собраний, она была отделена от жилой части дорогой или стеной. Рядом с цитаделью располагались дома обеспеченных горожан, которые включали в себя до 10 комнат и несколько этажей, внутренний двор и колодец.В доме имелась специальная комната для омовений.

Бедные люди жили в общем бараке и их жилье не отличалось особыми удобствами.

Важно отметить, что хараппцы бережно относились к гигиене, поэтому по улицам сточные каналы были обложены кирпичом, имелись специальные отстойники, откуда очищенная вода спускалась в реки.

Можно определись следующие черты города хараппцев:

  • ориентация по линии север — юг;
  • геометричная и ровная планировка;
  • разделение города на административную и жилую часть;
  • каждая жилая часть имела ровно от 10 до 12 кварталов;
  • жилые дома богатых людей группировались вокруг колодцев, которые строили из глины;
  • канализация была построена из кирпича и керамической плитки.

Хараппцы активно занимались морской торговлей, строили портовые города с прилегающими каналами. Торговали в основном с народами Ближнего Востока.

Политическое и социальное устройство

Что касается политического и социального устройства, то здесь нет однозначных сведений. По мнению историков, это была федерация городских общин, т.к. у городов отсутствовали оборонительные сооружения.
При изучении наконечников стрел хараппцев было отмечено отсутствие ребра жесткости, которое пробивало доспехи, почти не найдено мечей и другого оружия. Таким образом, мы можем говорить об отсутствии серьезных вооруженных конфликтов.

Города делились на дома для семьи и дома-бараки, что свидетельствует о существовании неравенства среди населения.
Хараппскую общину возглавлял жрец или объединения жрецов, которые руководили общественными работами и жизнью в городе. Общество было организовано по храмовому принципу, о чем свидетельствует отсутствие дворцов и присутствие святилищ и ритуальных бассейнов.

Историки отмечают неподвижный характер этой цивилизации, т.к. многие элементы жизни цивилизации на протяжении 8 веков оставались неизменными.

Выделим следующие черты «неподвижности» Хараппской цивилизации:

  • неизменность формы и материала орудий труда;
  • одинаковое оформление керамических изделий:
  • приемы строительства домов и колодцев сохранялись в неизменности;
  • за восемь столетий не изменилась письменность;
  • не наблюдается заимствований у других народов.

На раскопках Хараппской цивилизации найдено множество религиозных статуэток.

Историки выделяют три вида культов в соответствии с изображениями на статуэтках:

  1. древнейший культ богини-матери, который эволюционировал в культ урожая;
  2. тотемический культ крупных животных (носорога, быка, буйвола, слона, крокодила), эволюционировавший в культ богов: полуживотных-полулюдей или мифологических животных;
  3. протиндуистский культ бога Шивы.

Упадок цивилизации

Когда Хараппская цивилизация перестала существовать до сих пор не известно.
Примерно в 17-16 вв. до н.э. описывается угасание цивилизации в связи со следующими причинами:

  • уменьшение торговых связей и торговых путей;
  • неизменность орудий труда и очистных систем, которые не отвечали изменяющимся условиям;
  • массовые эпидемии.

В начале 16 в. до. н.э. города оказались заброшены, население покинуло свои дома. Причины этого историки видят в изменении климата и (или) течения реки Инд. Не обладающая достаточным набором «резервных знаний» и не способная к быстрому саморазвитию, цивилизация не смогла ответить на вызов изменившихся природных условий и пришла к упадку.

112 лет назад был заключен Портсмутский мир

Лишний раз пересказывать историю русско-японской войны не имеет смысла, отметим лишь, что она обернулась для России неслыханным позором, так как впервые за несколько веков страна потеряла часть территории и выплатила победителям контрибуцию.
Не случайно после его подписания петербургские острословы стали именовать подписавшего договор С. Витте «графом Полусахалинским». Хотя Витте как раз надо сказать спасибо за то, что ему удалось вернуть России хотя бы северную часть полностью оккупированного японцами Сахалина.

Твердая позиция Витте позволила России сохранить лицо и в вопросе выплаты контрибуции, которая формально выплачена не была, но была замаскирована в форме выплат за содержание японцами 70 000 русских пленных.

Оценивая подписанный в Портсмуте договор, можно сказать, что в целом, С. Витте и российский посол в США Р. Розен заключили для России очень выгодный мир, особенно с учетом тех реалий, что сложились к осени 1905 года. Ведь кроме южной части Сахалина японцы смогли лишь выторговать для себя право ловить рыбу в русских территориальных водах.

Из Манчжурии японская армия ушла, её протекторат над Кореей Россия, да и никто в мире, оспаривать не собирался, а потеря арендованного у Китая Порт-Артура и Дальнего в России особой потерей не считалась, так как по истечению срока аренды эти города все равно пришлось бы возвращать китайцам.

Уже после войны многие историки зачем-то много и без устали писали, что Япония была истощена войной, а японский император спал и видел, как бы поскорее заключить с Россией мир. Разумеется, война дело дорогостоящее, и японцам её продолжение было не выгодно экономически. Но мир Япония собиралась заключать не потому, что изнемогала под бременем военных расходов, а потому что продолжение войны попросту не имело для неё смысла.

Всех поставленных целей Япония достигла и даже перевыполнила первоначальный план, оккупировав Сахалин. Япония убрала русского конкурента и соперника в регионе, уничтожила русский флот, получила Порт-Артур и Дальний и, что самое удивительное, умудрилась нанести ряд поражений русской армии. На что японцы, да и все остальные, совершенно не рассчитывали.

И если победа японского флота над русским в целом допускалась, то на суше японцы рассчитывали на весьма скромные успехи. Но оказалось, что и японская армия могла действовать почти столь же эффективно, как и флот. Что стало для японцев приятной неожиданностью, а для русской армии – ледяным душем. Потому что поражений на суше, да ещё от японцев, не ожидал никто. Как сама Япония, так и её союзники, дававшие накануне войны весьма пессимистичные прогнозы.

Англичане, хорошо знакомые с русской армией по Восточной (Крымской) войне, в открытую говорили о том, что при столкновении с русской сухопутной армией японцы будут неминуемо разгромлены. В качестве аргументов англичане приводили следующие факты – русская армия не только численно превосходит японскую, но имеет неограниченные запасы оружия и боеприпасов и долгую военную историю. Ничего этого у японцев нет, и на суше их перспективы весьма печальны.

Но оказалось, что николаевские «полководцы» типа Куропаткина и Стесселя способны только отступать да проигрывать сражения, даже превосходя противника в численности. А про горе-адмиралов типа Рожественского и говорить нечего.

«Война обнаружила полную непригодность флота, его материальной части и личного состава, а в сухопутной армии целый ряд глубоких изъянов: отсутствие знаний, произвол и бюрократический формализм высших чинов, а вместе с тем подавленность рядового офицерства, лишённого подготовки, инициативы» (В. Ключевский). И добавить к этому нечего, все было действительно так, если не ещё хуже.

Но факт остается фактом – в конце лета 1905 года Японии банально было больше не за что воевать. Да и не с кем, учитывая разгром русского флота и пассивную русскую армию, отступающую все дальше и дальше вглубь Манчжурии. Так что продолжение войны утратило всякий смысл.

Все то же самое относилось и к России. Потеряв Порт-Артур и оставшись без флота, Россия могла бы завершить войну некоторыми успехами на суше. Но на это не было желания у высшего политического руководства, у воюющей армии, да и у всего остального населения страны, которое банально не понимало, за что умирают русские солдаты и моряки где-то на краю света.

К тому же не стоит забывать и о революционной ситуации. Так что когда Николай II узнал о переданных через американцев японских условиях заключения мира, он раздумывал недолго, и вскоре С. Витте отправился в Портсмут для подписания мирного договора.

Слева направо: с русской стороны (дальняя часть стола) – Г. А. Плансон, К. Д. Набоков, С. Ю. Витте, Р. Р. Розен, И. Я. Коростовец; с японской стороны (ближняя часть стола) -Адати (нем.), Отиай, Комура (англ.), Такахира (англ.), Сато (яп.). Розен. Фото с сайта wikimedia.org

Разумеется, всю вину за поражение в войне возложили на императора Николая II, и его после Портсмута не ругал последними словами только ленивый.

Тот же С. Витте в несколько завуалированной форме так охарактеризовал итоги войны: «Нравственно тяжело быть представителем нации, находящейся в несчастье, тяжело быть представителем великой военной державы России, так ужасно и так глупо разбитой! Не Россию разбили японцы, не русскую армию, а наши порядки, или правильнее, наше мальчишеское управление 140 миллионным населением в последние годы».

Не надо уметь читать между строк, чтобы понять, на кого конкретно Витте возлагает вину за поражение, упомянув о мальчишеском управлении. Более точно выразился В.И. Ленин, охарактеризовав поражение как «полный военный крах самодержавия».

Очень интересно было бы узнать реакцию на подписание Портсмутского договора самого Николая II, но в его дневниках об этом нет ни слова.

5 сентября 1905 года он написал в дневнике следующее: «В первом загоне я убил тетерку, во втором Бирилев – лисицу и зайца… Солнце просто припекало. После захода солнца был небольшой фейерверк для детей. После обеда читал».

6 сентября: «Сегодня идеальный день… В 2 пошли на «Дозорном» в восточный конец бухты и последовательно взяли два острова облавою, но без результата, хотя было несколько тетеревей… Пили чай на последнем острове».

То же самое и в последующие дни.

О Портсмуте нет даже малейшего упоминания, хотя там официально, на бумаге и с подписями высокопоставленных чиновников, был увековечен позор России, которая впервые за несколько столетий потеряла часть своей территории и согласилась на замаскированную контрибуцию.

А известный своей набожностью император не только не находит себе места, переживая поражение в войне и не молится за всех погибших, а гоняет чаи да устраивает облавы на тетеревов в «идеальный день». Хотя день не идеальный, а черный.

Такое поведение «хозяина земли русской» объяснить весьма сложно даже с чисто человеческих позиций. Ведь какой же адекватный хозяин будет предаваться праздному времяпрепровождению и гонять чаи, когда у него оттяпали кусок земли? Да ещё почти 400 000 подданных либо совсем не вернулись с войны, либо вернулись с ранениями. Хотя если вспомнить про «мальчишеское управление» и про то, как цесаревич Ники кидался шишками в своего кузена в день смерти императора Александра III, то удивляться, в общем-то, нечему.

Русско-японская война может показаться кому-то незначительной и не оказавшей заметного влияния на ход мировой истории, но это не так. Если бы её исход оказался совсем другим, то наверняка и для того же Николая II все не закончилось бы подвалом ипатьевского дома. Наверняка Перл-Харбор и сейчас был бы сонным, тихими, курортным городком, а Хиросима и Нагасаки не пережили бы ужаса ядерных бомбардировок.

Вождь мирового пролетариата Владимир Ульянов так и дожил бы свой век в Швейцарии или Франции и не толкал бы пламенных речей с броневика в 1917 году, а политкаторжанин Иосиф Джугашвили тихо умер бы в очередной ссылке и никогда не стал бы «отцом народов», великим Сталиным.

Возможно, выстрелы в Сараево летом 1914 года так и остались бы местечковым инцидентом, о котором все вскоре позабыли бы, а посмотрев на то, как Россия разгромила Японию в Манчжурии, будущий фюрер германского народа Адольф Шикльгрубер не стал бы утверждать, что Россия «колосс на глиняных ногах» и не было бы в нашей истории черного июньского дня 1941 года.

Но, увы, история не знает сослагательного наклонения…

Портсмутский договор

Русско-японская война 1904-1905 годов, закончившаяся Портсмутским мирным договором, представляет собой не самую славную страницу российской истории. Несмотря на колоссальный героизм русских солдат, война была проиграна с огромными потерями.

Теодор Рузвельт, 26-й президент США, предложил свое посредничество для проведения мирных переговоров.

Размышляя над тем, кто сможет выполнить сложнейшую миссию переговорщика, российский император Николай II категорически не хотел в качестве дипломата использовать Сергея Витте, который к тому времени был отстранен от политики и находился на пенсии.

Однако более подходящей кандидатуры не нашлось. Только он мог разрулить сложнейшую ситуацию с проигрышным положением России.

Российская делегация в Портсмуте. Сидят С. Ю. Витте и барон Р. Р. Розен

Витте, хоть и понимал, что это его шанс вернуться в большую политику, сетовал:

«Когда нужно чистить выгребную яму – тогда посылают за Витте, но как только находится работа высшего сорта, немедля объявляется множество кандидатов».

Переговоры проходили в США, в городе Портсмут (отсюда и название «Портсмутский мирный договор»). Прибыв туда в июле 1905 г, Сергей Витте вел себя не как представитель проигравшей стороны, а как кандидат в президенты. Умнейший политик и искуснейший дипломат он, сходя по трапу, пожал руки всем матросам, сразу же посетил соотечественников-эмигрантов, поднял на руки и расцеловал маленькую девочку.

С политиками же и биржевиками Витте вел себя чрезвычайно уверенно и авторитетно, как представитель великой державы, у которой просто приключилась маленькая неприятность.

Понимая роль прессы, Сергей Юльевич в первом же своем интервью начал речь с комплиментов великому американскому народу и его президенту. Разумеется, он моментально стал самым популярным человеком, о котором писали все газеты.

Позже Рузвельт скажет:

«Если бы Витте родился американцем, он бы обязательно стал президентом».

Переговоры проходили очень тяжело. Японцы требовали весь Сахалин и контрибуцию. Витте соглашался уступить только половину острова Сахалин. Что же касается контрибуции, то о ней вообще не могло быть и речи.

Не раз казалось, что обсуждение зашло в тупик, и тогда Витте демонстративно паковал чемоданы. Тем временем из Петербурга летели истеричные телеграммы императора.

Российская и японская делегации

Наконец у японцев не выдержали нервы.

Они приняли все условия Витте, а безнадежно проигранная русско-японская война закончилась почти пристойно. Дата подписания Портсмутского мирного договора и его вступление в силу — 23 августа 1905 года.

Содержание Портсмутского мирного договора

Портсмутский мирный договор состоял из 15 статей и двух дополнений. Он провозглашал мир и дружбу между императорами России и Японии, между государствами и подданными.

  • Согласно договору Россия признавала Корею сферой японского влияния, уступала Японии арендные права на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним, часть ЮМЖД от Порт-Артура до Куаньчэнцзы и соглашалась в статье 12 на заключение конвенции по рыбной ловле вдоль русских берегов Японского, Охотского и Берингова морей.
  • Россия уступала Японии юг Сахалина (от 50 параллели) и «все прилегающие к последней острова».
  • Договор закреплял только коммерческое использование маньчжурских дорог обеими сторонами.
  • Стороны договорились об обмене военнопленными.

Надо сказать, что эти условия были выгодны России в значительно большей мере, чем Японии. И это, безусловно, целиком и полностью было заслугой Сергея Витте, который своим дипломатическим талантом и мощным государственным умом сумел отстоять честь своей державы, когда казалось, что на это нет никакой надежды.

За Портсмутский мир Витте пожаловали титул графа (за глаза его величали графом Полусахалинским) и наградили орденом Александра Невского.

Историческая справка

При установлении в 1925 году советско-японских дипломатических отношений советское правительство признало Портсмутский мирный договор с оговоркой, что «СССР не несет за него политической ответственности».

После разгрома Японии во Второй мировой войне и её капитуляции 2 сентября 1945 года Портсмутский мирный договор утратил силу.

Портсмутский мирный договор. Что Россия отдала Японии и почему

7 июня президент США Теодор Рузвельт предложил воюющим сторонам собраться на конференцию для обсуждения условий мира. Токио немедленно согласился на предложение Вашингтона. В сложившейся ситуации 30 мая (12 июня) Николай II вынужден был принять приглашение к мирным переговорам. В качестве места переговоров по настоянию Японии был выбран город Портсмут на тихоокеанском побережье США — японцы не желали переносить их в Европу. Поражение России в русско-японской войне было очевидным, внешнеполитическая обстановка накануне переговоров — неудовлетворительная. Русскую делегацию на русско-японских переговорах после отказа нескольких профессиональных дипломатов от предложений, сделанных императором, возглавил С. Ю. Витте. Николай II пошел на это назначение с трудом, и только после второго представления, сделанного главой МИД графом В. Н. Ламздорфом. К моменту приезда в Нью-Йорк новости, которые глава делегации получал от В. Н. Коковцова, не настраивали на положительный лад: японцы продолжали занимать Сахалин и частично высаживались напротив острова на материке; по мнению Петербурга, существовала опасность движения противника на Владивосток и овладения им, а также вытеснения армий Линевича из Манчжурии и полной оккупации ее.

Общественное мнение Америки было настроено крайне враждебно по отношению к официальному Петербургу, и в высшей степени сочувственно к революционерам и Японии. Причиной были опасения чрезмерного усиления России на Тихом океане и состояние еврейского вопроса. Погромы во время революции лишь добавили эти настроения, и они разделялись президентом и государственным секретарем Дж. Хеем. Фактически сама война велась благодаря займам, которые предоставил Японии американский банк Я. Шиффа «Кун, Лейб и К.» (май 1904 г. — 50 млн долларов, ноябрь 1904 г. — 58 млн долларов, в марте 1905 — 150 млн долларов и в июле 1905 г. — 150 млн долларов). 7 июля 1905 г. США согласились содействовать передаче Японии Порт-Артура и Ляодунского полуострова, а также признали особые права Японии на Корею. Схожие положения содержались и в продленном 12 августа 1905 г. на следующее 10-летие англо-японском союзе. В отличие от предыдущего он содержал обязательство одной из сторон прийти на помощь союзнику даже в случае войны с одним государством (под вероятными противниками по-прежнему подразумевались Россия и Франция), а в сферу действия союза были включены и индийские владения Великобритании.

Перед отъездом в Портсмут, 1 (14) июля 1905 г. Витте встретился с Великим Князем Николаем Николаевичем-мл. для того, чтобы выяснить состояние русской армии и ближайшие перспективы военных действий. Результаты были малоутешительными: больших поражений, подобных Ляояну и Мукдену, Николай Николаевич не ожидал. Наоборот, он считал, что армия в состоянии перейти в контрнаступление и оттеснить японцев за Ялу и Квантун, но оценивал стоимость кампании в 1 млрд руб., а потери — в 200 тыс. убитыми и ранеными. При этом господство на море останется в японских руках, и следовательно, можно будет ожидать занятия противником Сахалина и значительной части Приморской области. Подобный сценарий летом 1905 года был неприемлем, в охваченной революцией стране невозможно было провести новые частичные мобилизации без применения силы, в казне не хватало средств на военные действия, возможность внешнего займа практически исключалась. Тем не менее Витте просил русское командование организовать наступление — даже частичный успех в этой обстановке был бы важен для улучшения позиций русской делегации. Однако Линевич не собирался наступать, к его нерешительности добавилось опасение, что революция сделает то, чего не удалось японской армии, т. е. отрежет русские войска в Манчжурии от снабжения по железной дороге.

Витте пришлось рассчитывать только на собственные дипломатические способности. Его внешнеполитическая программа теперь отличалась трезвостью.

«Нам нужен скорейший, но прочный мир на Дальнем Востоке, — писал он 23 июня (6 июля) Куропаткину. — Нужно пожертвовать всеми нашими успехами, достигнутыми там в последние десятилетия. Нужно покончить со смутою в России и начать новую, деятельную жизнь разумного строительства. Нужно лет 20−25 заняться только самими собой и успокоиться во внешних отношениях. Мы не будем играть мировой роли — ну с этим нужно смириться. Главное, внутреннее положение, — если мы не успокоим смуту, то можем потерять большинство приобретений, сделанных в XIX столетии».

С таким настроением отправился в США глава русской делегации. Перед ним стояла весьма непростая задача. Еще будучи в Париже он дал интервью Ассошиэйтед Пресс, которое вышло под заголовком «За мир, но не любой ценой». По прибытию в Нью-Йорк, еще до начала переговоров, он сумел добиться многого. Прежде всего, ему удалось встретиться с Шиффом и другими представителями еврейской общины.

«Приезд Витте, — докладывал финансовый агент 23 июля 1905 г., — безусловно произвел во враждебном, даже злорадном к нам отношении американского общества как будто перемену; в части публики замечаются признаки симпатии к России; независимо от прекрасной — пока в общем — прессы мы окружены, благодаря уменью и такту Сергея Юльевича, всеобщим вниманием».

Впрочем, эти успехи не стоит переоценивать, так как американский внешнеполитический курс оставался последовательным.

На встрече с Рузвельтом 22 июля (4 августа) Витте заявил, что категорически против заключения мира на условиях, «задевающих честь» России, но поддержки у президента он явно не получил. Тот считал желательным как можно быстрее прекратить войну, о чем недвусмысленно заявил на следующий день во время встречи с делегациями двух стран. В сложившейся ситуации ускорить переговоры можно было лишь путем максимальных уступок Японии. 5 августа две делегации прибыли в Ойстер Бей на американских крейсерах «Такома» (японская) и «Чаттануга» (русская), где они впервые встретились на борту президентской яхты «Мейфлауер».

Вслед за первой неформальной встречей было принято решение о том, что русская делегация отправится в Портсмут на борту «Мейфлауера», а японская — на борту крейсера «Дельфин». 27 июля (8 августа) делегации прибыли в Портсмут. Фактически уже на следующий день начались переговоры. Формально это были консультации по принципам ведения переговоров, которые завершились подписанием 28 июля (9 августа) предварительного протокола — документы должны были вестись на французском (русская делегация) и английском (японская делегация) языках, в секретном режиме. Все заявления прессе должны были делаться по взаимному соглашению участников. За неделю до первой встречи делегаций Рузвельт информировал Розена о том, что японцы потребуют уплаты контрибуции и уступки занятого уже ими Сахалина. Эта информация быстро подтвердилась.

С самого начала министр иностранных дел Японии выступил с весьма тяжелыми для России требованиями. Они были озвучены уже на первом утреннем заседании 10 августа: 1) признание особых политических, военных и экономических прав Японии в Корее; 2) вывод русских войск из Манчжурии и отказ от всех преимуществ, которые имела там Россия, признание принципа равных возможностей; 3) Япония возвращает Китаю оккупированные территории, за исключением Ляодунского полуострова; 4) полное восстановление китайского суверенитета над Манчжурией, включая право Пекина на развитие ее в коммерческом и промышленном отношениях; 5) передача Японии Сахалина и прилегающих островов; 6) передача прав на аренду Порт-Артура и Квантуна Японии; 7) передача Японии ЮМЖД по линии Порт-Артур — Харбин; 8) ограничение прав России на использование КВЖД, которая должна использоваться исключительно в коммерческих и промышленных целях; 9) компенсация военных расходов Японии; 10) передача Японии всех русских военных судов, укрывшихся в нейтральных портах; 11) ограничение права России держать флот на «Крайнем Востоке»; 12) предоставление японским подданным прав на рыбную ловлю у русских берегов, в заливах, гаванях и реках бассейнов Японского, Охотского и Берингова морей. Из дипломатичности японцы решили изъять слово «контрибуция» из своих требований, кроме того, по рекомендации Рузвельта Комура снял требования о передаче Владивостока или ограничения права России укреплять побережье.

Витте проявил незаурядные дипломатические способности на переговорах, сочетая отказы с уступками. Основные пункты своей программы сам он сформулировал следующим образом:

«1) ничем не показывать, что мы желаем мира, вести себя так, чтобы внести впечатление, что Государь согласился на переговоры, то только ввиду общего желания почти всех стран, чтобы война была прекращена; 2) держать себя так, как подобает представителю России, т. е. представителю величайшей империи, у которой приключилась маленькая неприятность; 3) имея в виду громадную роль прессы в Америке, держать себя особливо предупредительно и доступно ко всем ее представителям; 4) чтобы привлечь к себе население в Америке, которое крайне демократично, держать себя с ним совершенно просто, без всякого чванства и совершенно демократично; 5) ввиду значительного влияния евреев, в особенности в Нью-Йорке, и американской прессы вообще не относиться к ним враждебно, что, впрочем, совершенно соответствовало моим взглядам на еврейский вопрос вообще».

Витте дал категорически негативный ответ на требования выдачи кораблей из нейтральных портов, уплаты контрибуции, уступки русской территории и ограничения прав на использование КВЖД и вооружений на Дальнем Востоке. Всем своим поведением Витте демонстрировал, что поражение, пусть и весьма неприятное, в далекой колониальной войне ничем страшным России не грозит. 4(17) августа во время дискуссий по вопросам о контрибуции он заявил:

«Вот если бы японцы заняли Москву, то тогда можно было бы поднять такой вопрос».

Русская делегация продолжала радушно общаться с представителями прессы, японцы, по словам американского журналиста, «захлопывали им перед носом двери». Они ограничивали себя ежедневными «бессодержательными» бюллетенями, которые зачитывались в холле гостиницы, в которой жила японская делегация. Что касается Витте — он был постоянно открыт для общения со всеми журналистами, вне зависимости от того, как они освещали ход переговоров.

Несколько раз переговоры находились на грани срыва, и в конце концов самым главным вопросом споров стал Сахалин. 9(22) августа с телеграммой к Николаю II обратился Рузвельт, призывавший согласиться на уступку южного Сахалина.

16(29) августа было достигнуто принципиальное соглашение об условиях мира. Япония отказалась от требований выкупа северного Сахалина. Россия уступала южную часть острова на условиях сохранения для русских судов свободного плавания по проливу Лаперуза и отказа японцев от использования этой территории в военных целях. Договор был подписан 23 августа (5 сентября) 1905 г. Условия Портсмутского мира в сложившейся ситуации можно признать удовлетворительными для России. По окончанию переговоров был назначен торжественный молебен в честь прекращения войны в англиканской церкви Христа Спасителя, на который японская делегация не явилась. Через два дня последовала Высочайшая благодарность Витте и Розену.

Россия признавала Корею сферой влияния Японии. Токио немедленно приступил к наведению собственного порядка в стране. Военный бюджет страны был сокращен на 56%, с 2 426 087,5 иены в 1905 до 1 379 617 иен в 1906 г. Сокращались штаты армии, при этом в 15 раз выросли траты на центральное управление Военного министерства и в 28 — на жандармерию, формировавшуюся из преданных японцам людей. Расходы на полицейские силы составили таким образом ¾ всех военных расходов Кореи. Кроме того, в стране было размещено 24 японских батальона при 36 горных орудиях, 8 эскадронов и вспомогательные части. Фактически страна управлялась японским резидентом — маркизом Ито. После попытки Коджона в 1907 г. направить корейских представителей на конференцию по международному праву в Гаагу японское правительство пошло на открытое вмешательство. После визита министра иностранных дел Японии в Сеул император отрекся в пользу своего сына. 29 августа 1911 г. Корея была присоединена к Японии под названием провинция Чосон, в которой было установлено японское генерал-губернаторство, но русским подданным в этой стране должны были быть предоставлены такие же условия, как и подданным наиболее благоприятствуемой страны.

Безусловно проигравшей стороной в этой войне был и Китай, на территории которого прошли основные сражения войны, в ходе которой погибло около 20 000 китайцев, несколько сот тысяч стали беженцами, материальные потери Поднебесной империи исчислялись в 60 млн таэлей. Россия уступала Японии арендные права на Квантун с Порт-Артуром и Дальним, участок ЮМЖД от Порт-Артура до станции Чанчунь (Куаньченцзы). Только стоимость железной дороги и Дальнего равнялась 125 761 108 рублям 71 коп. К японцам переходила и южная часть острова Сахалин. Перед эвакуацией северной части острова японцы сожгли все казенные здания и постарались вывезти всё более или менее ценное. Япония и Россия обязывались не укреплять остров и не препятствовать свободе плавания в проливах Лаперуза и Татарском. Проводилась одновременная и полная эвакуация Манчжурии. Россия предоставила японским подданным право рыбной ловли только вдоль своих берегов в Японском, Охотском и Беринговом морях (статья 11).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: