Интересные факты о Лондонском Метро

20 удивительных фактов о лондонском метро

Опускаясь на эскалаторе на одну из великолепных станций метро Питера или Москвы, задумывались вы, сколько лет этому чуду техники? Это кажется невероятным, но первая на планете линия метрополитена существует с 1863-го. Ровно 154 года назад, 10 января, в Лондоне запустили первую линию. Что же такое лондонское метро? Интересные факты о самой известной транспортной системе столицы Великобритании читайте в нашей подборке!

Первое в мире: лондонское метро – интересные факты

Еженедельно – две кругосветки

Каждый день в метро британской столицы осуществляется около 3,6 миллиона поездок. Четыреста с небольшим эскалаторов еженедельно совершают «путешествие», эквивалентное двум кругосветкам (каждый).

Почти 60% лондонского метро – интересный факт – проходит над землей, а самый короткий эскалатор (50 ступенек) ведет на станцию Ченсери-Лейн.

За время существования лондонского метро – другой интересный факт – в нем родились трое детей. Первый – в 1924-м, второй – в 2008-м и третий – в 2009-м.

Самая оживленная станция метро – Оксфорд-Серкус – принимает ежегодно больше 98 миллионов пассажиров.

В лондонском метро работает около 19000 человек.

Лондонский метрополитен – третья по загруженности система метро в Европе (после Москвы и Парижа).

Шрам профессора Дамблдора

Один из центральных героев «поттерианы», Альбус Дамблдор, имел шрам на левой коленке – в форме схемы лондонского метро.

Всего в системе 64 лифта, самая глубокая станция, Хэмпстед (58,5 метров под землей) тоже имеет шахту лифта, опускающуюся на 55,2 метров.

В игре «Монополия» можно найти три станции лондонского метро: Ливерпуль-стрит, Кингс-Кросс и Мэрилебон.

Средняя скорость в метро составляет 33 км в час, а самая длинная поездка на поезде составляет 54,5 км – между станциями Уэст-Руислип и Эппинг (Центральная линия).

В 1987-м году курение на станциях и поездах было запрещено на полугодовой «испытательный» срок. Но запрет стал постоянным после страшного пожара, произошедшего в день «матча короля» 18 ноября 1987-го – кто-то бросил непотушенную спичку в тоннеле станции Кингс-Кросс. Огонь унес жизни 31 человека. После этого ЧП деревянные эскалаторы заменили на металлические.

Место съемок фильмов

Еще интересный факт: лондонское метро – место съемок многих фильмов («Американский оборотень в Лондоне», «Осторожно, двери закрываются», «Крип»). Но самые популярные станции – заброшенная станция Олдвич (линия Пикадилли) и Черинг-кросс. А, например, один из уровней игры «Tomb Raider 3» проходит на станции Олдвич (там Лара Крофт убивает крыс).

Из 287 станций только 29 находятся к югу от Темзы.

Бейкер-стрит – станция с наибольшим количеством платформ – их десять.

Первым «официальным» музыкантом лондонской подземки был Джулиан Ллойд Уэббер, родной брат знаменитого композитора, автора мюзиклов «Кошки», «Иисус Христос – суперзвезда» и «Призрак Оперы» Эндрю Ллойда Уэббера.

Эдвард Джонстон разработал шрифты для лондонского метро еще в 1916-м году, и они все еще используются сегодня.

Аромат не понравился пассажирам

В 2001-м году на некоторых станциях решили разбрызгивать аромат под названием «Мадлен» (для облагораживания и придания цветочного запаха). Но через две недели это новшество было отменено – из-за многочисленных жалоб про плохое самочувствие пассажиров.

Станция Олдгейт была построена на огромной «чумной яме», в которой было похоронено более тысячи тел умерших от эпидемии в 1665-м году.

Юбилейная линия была названа в честь Серебряного юбилея королевы Елизаветы Второй в 1977-м году, но открыли линию только в 1979-м.

В многочисленных извилистых тоннелях (они часто повторяют изгибы средневековых улиц Лондона) находили дятлов, летучих мышей, больших тритонов, ужей, червей, оленей и птиц пустельга. О мышах даже говорить не стоит: они тут – обычное дело! И это – наш последний интересный факт о лондонском метрополитене.

Лондонское метро: 150 лет истории, 270 станций и безумные вечеринки в вагонах

10 января 1863 года в Лондоне произошло событие, разволновавшее местную публику. Хмурым зимним утром прибывшие на вокзал Паддингтон леди и джентльмены, вместо того чтобы взять кэб и отправиться далее по своим важным делам, переходили на северную платформу станции, где их уже ждал поезд за пышущим паром и жаром локомотивом серии GWR. Спустя всего 18 минут после отправления лакированные деревянные вагоны, освещенные газовыми фонарями, оказывались на станции Фаррингдон на самой границе делового района Сити. В этой поездке не было бы ничего необычного, если бы не тот факт, что происходила она под землей. Спустя два года после отмены крепостного права в России, в самый разгар Гражданской войны в США, всего за 12 дней до начала восстания, вошедшего в историю Беларуси под именем Кастуся Калиновского, в Лондоне заработало метро. Как устроена «Труба», прабабушка всех подземок мира, почему она стала символом британской столицы, чем похожа на метрополитен Минска и в чем ее принципиальные, а порой и шокирующие отличия — в репортаже Onliner.by.

Читайте также:
23 интересных факта о Венгрии

Столь раннее появление в Лондоне подземных железных дорог — а именно так их первоначально называли — было вовсе не чьим-то случайным капризом или обычной демонстрацией возможностей научного-технического прогресса, хотя последний и имел к этому проекту самое непосредственное отношение. Уже в первой половине XIX века англичане, пионеры в паровозостроении, сделали поезда под локомотивной тягой не роскошью, а средством передвижения. Первая в мире общественная железная дорога между городами Стоктон и Дарлингтон открылась еще в 1825 году, за три месяца до того дня, когда декабристы вышли на Сенатскую площадь Санкт-Петербурга.

Одно из величайших изобретений в истории человечества немедленно возымело и не слишком предсказуемые последствия. С бурным развитием железных дорог британцы на глазах становились все более мобильными. Оказалось, что, даже работая в чреве крупного города, вовсе необязательно было здесь же и жить. Окружению толп народа, чадящих фабрик и антисанитарии промышленной революции, воспетых Диккенсом, можно было предпочесть уютный пасторальный домик в пригородах, а к рабочему месту (и обратно) добираться с помощью удобных поездов.

К середине XIX столетия население Большого Лондона перевалило за 2 млн человек, а за следующие полвека увеличилось еще в три раза, достигнув феноменальной цифры в 6,2 млн жителей. Лондон стал крупнейшим мегаполисом мира, городом, который задыхался от перенаселения и транспортного коллапса. Единственным способом решения проблемы было строительство железных дорог под землей — там, где их возникновение не сдерживала плотная застройка на поверхности.

Идея связать городские вокзалы с деловым центром города в Сити появилась еще в 1830-е годы, однако к практической ее реализации смогли приступить только после окончания Крымской войны и решения вопроса с финансированием проекта. Строительство первой железной дороги нового типа началось в марте 1860 года и продолжалось менее трех лет. За это время и миллион фунтов стерлингов успели построить линию длиной чуть более шести километров с семью станциями на ней. Она связала лондонские вокзалы Паддингтон и Кингс-Кросс со станцией Фаррингдон на границе с Сити. 10 января 1863 года поезда отправились в 18-минутное подземное путешествие по железной дороге, получившей название Metropolitan. Первый метрополитен заработал!

Возведение Metropolitan Railway велось открытым способом, который вкратце можно описать следующим образом. Улицы, под которыми прокладывались тоннели, перекрывались, после чего рабочие рыли на их месте котлованы глубиной до десяти метров. На их дно укладывались рельсы, стены и своды выкладывались из кирпича, после чего получившаяся конструкция вновь засыпа́лась грунтом.

В первые десятилетия поезда лондонского метро напоминали обычные с паровозом во главе состава и прицепленными к нему вагонами разного класса. Паровая тяга доставляла пассажирам неудобства, ведь достаточно примитивная вентиляция далеко не всегда справлялась со своими функциями. По этой же причине все первые линии подземки были мелкого залегания, зачастую проходя на глубине всего в пять метров. Тем не менее лондонцы быстро оценили преимущества нового вида транспорта. Только за первый день, 10 января 1863 года, его услугами воспользовались 38 тыс. человек, а количество перевезенных пассажиров за дебютный год эксплуатации приблизилось к 10 млн.

Спрос находил предложение. Каждый год в Лондоне сдавались в эксплуатацию все новые и новые участки подземных железных дорог, но новая революция в метростроении случилась только в 1880-х годах. Пятикилометровая линия между станцией Стоквелл в южной части города и Сити принципиально отличалась от своих предшественников. Во-первых, вместо паровой здесь была использована суперсовременная на то время электрическая тяга, во-вторых, это позволило возводить тоннели на значительно большей глубине, закрытым способом, с помощью специальных проходческих щитов. По сути, это было уже настоящее метро современного типа, и открылось оно 126 лет назад.

Хотя внешний вид поездов пока по-прежнему мало напоминал привычный нам. Дело в том, что использованная технология позволяла строить тоннели диаметром чуть больше трех метров, что накладывало ограничения на габариты подвижного состава. Небольшой электровоз тянул за собой миниатюрные вагончики с маленькими окнами. Все это больше напоминало знакомый формат детской железной дороги, вот только устроено все было по-взрослому. Из-за особенностей внешнего и внутреннего вида такие вагоны получили у лондонцев прозвище padded cells (палата, обитая войлоком в психиатрических больницах).

Новый — глубокий — формат метроперевозок столь же глубоко впечатлил горожан. Тоннели такого типа напомнили им трубу, после чего за ними закрепилось соответствующее прозвище. Сейчас словом «Труба» (The Tube) уже называют и всю систему лондонского метро, хотя далеко не все местные тоннели на нее похожи.

Сейчас London Underground насчитывает 270 станций и 402 километра протяженности путей. Несмотря на свое официальное название, первый метрополитен мира — это скорее «наземка», чем подземка: 55% всех его путей проходит по поверхности. Но британские традиции есть британские традиции, тем более если они касаются материй, ставших столь важными для повседневной жизни и даже ментальности народа.

Читайте также:
17 интересных фактов об Алтае

Легенды и тайны Лондонского метро

Метрополитен Лондона — один из самых старых в мире, поэтому неудивительно, что он окутан флером тайн и легенд. Истории о призраках и других загадочных существах, живущих в столичной подземке, стали важной составляющей городского фольклора, которым лондонцы любят пугать приезжих и друг друга.

Первые жертвы

Впервые лондонское метро было запущено в далеком 1863 году и состояло из 7 станций. Уже на этапе постройки тоннеля под землей возникли разные неприятные ситуации и даже трагические предвестники. Например, главный инженер Брюнель чуть не потерял своего сына, когда вырытый тоннель затопило водами Темзы, а в дальнейшем из-за всех трудностей перенес несколько инсультов. Из-за ядовитых газов в подземелье (метана, в частности) отмечались случаи отравления и даже слепоты у строителей.

До того, как проложили рельсы и запустили первый поезд метро, тоннель представлял собой довольно мрачное место: передвигаться приходилось в полумраке, злачное местечко облюбовали маргиналы — воры, проститутки и бродяги. Недаром его прозвали «Отель Аида».

Поскольку изначально линии метро не были электрифицированы, возникла новая проблема — как избавиться от дыма из паровозных труб, который шел прямо в вагоны? Часто случались задымления, от которых страдали пассажиры. Но сложнее всего было работникам, которые проводили тут долгие часы. Среди них чаще всего встречались смертельные случаи отправления дымом и тоннельными газами.

Платформы-призраки

Лондонский метрополитен включает более 250 станций, но около 40 из них абсолютно заброшены, а значит — окружены пеленой загадок и страхов. Многие из тех, кто проживает рядом со станциями-призраками — Хайгейт, Британский музей, Крауч-Энд и другими, утверждал, будто бы по ночам здесь можно услышать странные звуки, например, шум мистических поездов, которые на самом деле тут не ездят, и даже ощутить присутствие потусторонних сил.

Особенно привлекают закрытые станции диггеров и других любителей приключений, ведь за замурованными входами, среди всеобщего запустения, платформы хранят еще много интересных тайн.

Чтобы еще больше узнать о темной стороне британской столицы и его таинственном прошлом, отправляйтесь на экскурсию на аттракцион ужасов London Bridge Experience рядом с одноименной станцией метро.

Чумные захоронения

По одной из легенд, во время строительства подземки рабочие то и дело натыкались на мало привлекательные находки — массовые могильники с жертвами средневековых эпидемий чумы. Поскольку в 1665-1666 годы, когда вовсю бушевал «черный мор», не было возможности похоронить всех покойников, сотни человеческих тел просто сваливали в ямы и засыпали землей. Говорят, с тех пор мертвецы, чей покой был нарушен раскопками, скитаются по тоннелям лондонского метро и наводят ужас на всех живых.

Местная Анна Каренина

Закрытая станция Олдвич (Aldwych) сегодня иногда используется для проведения неформальных вечеринок, но больше она известна как место обитания призрака некой актрисы и певицы. Согласно легенде, девушка была расстроена тем, как публика приняла ее последнее выступление, и сгоряча шагнула под поезд, повторив трагичный финал судьбы популярной героини. По словам очевидцев, в туннелях и на станции можно встретить следы ее присутствия, но сам призрак актрисы безобиден и не причиняет никому вреда.

Жуткий египтянин

Еще одна закрытая станция Британский музей (British Museum) примечательна тем, что здесь обитает призрак древнего египтянина, непонятно откуда взявшегося в лондонском метро. Правда, в отличие от других привидений местной подземки, не такой уж безобидный. Зловещий фантом производит ужасное впечатление на всех, кто встречается на его пути: очевидцы рассказывают, что таинственный египтянин буквально гипнотизировал их, заставляя выполнять свои команды.

Безутешная Черная Монахиня

Призраки живут не только на заброшенных станциях, но и на действующих. Например, на станции Бэнк (Bank) встречают привидение женщины по имени Сара, больше известной как Черная Монахиня. Брат Сары Филипп служил скромным клерком, но однажды решил попробовать удачу в казино. Проиграв огромную сумму, он не придумал ничего лучше, как подделать банковские документы, чтобы вернуть долг. Финансовое преступление было раскрыто, а Филипп был приговорен к высшей мере наказания. Сара не вынесла горя и потеряла рассудок, продолжая каждый день приходить на станцию в ожидании горячо любимого брата. После того, как она умерла, тут обосновался ее призрак, из-за черного траурного платья напоминающий монахиню. Он совершенно безвреден: лишь одиноко бродит по платформе, пытаясь разыскать давно казненного брата.

Голова из стены

Невероятную историю рассказал служащий на станции Гайд-Парк-Корнер (Hyde Park Corner). По его словам, во время одного из ночных дежурств в метро стали происходить странные вещи: например, неожиданно заработал выключенный эскалатор. После того, как он вместе с напарников снова отключили его, работники вернулись на контрольный пункт, чтобы заварить чай. Повернувшись к напарнику, он был поражен: его лицо стало белым как мел, немигающим взглядом тот уставился в одну точку на стене и не мог вымолвить ни слова. Когда мужчина пришел в себя, то смог поведать о том, как сквозь стену комнаты как ни в чем ни бывало влетела человеческая голова. Он был так потрясен увиденным, что назавтра же уволился и больше никогда не пользовался метро.

Читайте также:
19 интересных фактов о Калининграде

Плачущая Энн

Одна из самых известных историй связана со станцией Фэррингдон (Farringdon). Это место своим пристанищем выбрал призрак 13-летней девочки по имени Энн. Когда-то она обучалась шляпному делу, но была зверски убита своим учителем и его дочерью, по всей видимости, приревновавшей девочку к жениху. Несмотря на попытки замести все следы, преступники были раскрыты и наказаны, но душа невинно убитого ребенка с тех пор бродит по станции и горько плачет о своей судьбе.

Мужчина в шляпе

Начиная с 50-ых годов высокого мужчину в старомодном пальто и широкополой шляпе встречают на станции Ковент-Гарден (Covent Garden). Говорят, это не кто иной, как призрак актера Уильяма Терриса. Молодой человек имел неосторожность заглянуть в пекарню как раз в тот момент, когда там происходило ограбление. Террис был застрелен и тут же скончался, но его дух блуждает по подземке, бормоча монологи из Шекспира и пугая служащих.

Конечно, современная лондонская подземка абсолютно безопасна, а все эти пугающие истории ничуть не мешают жителям города и гостям столицы каждый день свободно передвигаться на метро. Но городские легенды все еще остаются важной частью истории и культуры, а бродящие по лондонским тоннелям призраки — гордостью британского метрополитена.

История лондонской подземки.

В XIX веке перенаселенной британской столице всерьез угрожал транспортный коллапс. На улицах Лондона в часы пик не могли разъехаться частные и арендованные экипажи, повозки, передвижная реклама, кебы, дилижансы, а с 1829 года и омнибусы — городские «маршрутки» на конной тяге. Толпы пешеходов безуспешно пытались обойти заторы. И тогда лондонцы создали вид транспорта, какого не существовало еще ни в одном городе мира.

Празднование 150-летия лондонского метрополитена: актрисы в костюмах Викторианской эпохи позируют на фоне поезда с реконструированным паровым локомотивом 1898 года. 2013 год

Въезды на мосты через Темзу, главную реку Лондона, в часы пик превращались в «бутылочные горлышки» — ни проехать ни пройти из-за скопления народа. Была и другая проблема, ныне хорошо знакомая жителям домов по соседству со свалками: перемещение через загаженную сточными водами реку из-за вони превращалось для людей в пытку.

С конца XVIII века англичане предпринимали безуспешные попытки прорыть под Темзой тоннель для повозок и пешеходов. Уроженец Франции, инженер Марк Брюнель, сначала предлагал царю Александру I построить проход под Невой в Санкт-Петербурге, но заказа так и не получил, а вот проект тоннеля под Темзой одобрили английские власти. По легенде, уникальную технологию для воплощения задуманного — проходческий щит — Брюнель изобрел, наблюдая, как бурит доску моллюск-древоточец Teredo navalis, пропуская древесину через себя и укрепляя стенки хода переработанной массой. Инженер построил гигантского «древоточца» из металла. В 36 отсеках стояли землекопы и выгребали глину, песок и гравий. За ними каменщики выкладывали стены образующегося тоннеля кирпичом. Конструкцию двигал вперед винтовой подъемник.

Строительные работы начались в 1825 году. Рабочие боялись, что мощные воды Темзы вот-вот прорвутся, и тоннель действительно неоднократно затапливало. В 1828 году Брюнель едва не лишился единственного сына. В том же году закончились деньги, и проект заморозили на семь лет. Еще одной напастью были ядовитые газы подземелья, в частности метан, просачивающийся с заполненного нечистотами и гнилью дна Темзы. От них люди заболевали и слепли. Марку Брюнелю грандиозная стройка в конце концов стоила здоровья: он перенес несколько инсультов.

Тоннель завершили в 1843 году; его торжественно открыла сама королева Виктория, ранее пожаловавшая Брюнелю-старшему рыцарское звание. Многие спешили поглазеть на чудо света: тогда это был единственный в мире проход под рекой. Понемногу в тоннеле обосновались лавочники с разнообразным товаром, но интерес публики к архитектурному диву постепенно стихал. Гулять под Темзой в полумраке было жутко, а для проезда экипажей не приспособили входы: не хватило денег. Мало-помалу тоннель превратился в пристанище маргиналов: воров, бродяг и проституток, — и его прозвали «Отель Аида». Чтобы выплатить долги, в 1865 году подземелье продали железнодорожной компании для строительства линии East London. В тоннеле проложили рельсы, и постепенно он стал частью метро.

Читайте также:
18 интересных фактов о Катаре

Куда большее значение для развития подземки, до изобретения которой Брюнель не дожил, имел не тоннель. «Важным было не столько получившееся сооружение, каким бы поразительным оно ни было, сколько технология его строительства», — пишет современный автор книги по истории Лондонского метро Кристиан Уолмар. С помощью проходческого щита, усовершенствованного инженерами Питером Барлоу и его учеником Джеймсом Грейтхедом, в конце XIX века стали строить тоннели метро глубокого залегания, круглые в разрезе, из-за чего лондонцы прозвали подземку Tube — «труба».

Тоннель под Темзой Брюнель изначально задумывал предназначенным и для проезда экипажей, но построили его в итоге пешеходным.

Юрисконсульт Чарлз Пирсон администрации лондонского Сити не был ни инженером, ни градостроителем, однако много лет размышлял, как спасти центр столицы от транспортной катастрофы с помощью рельсов и паровозов. Много лет Пирсон дорабатывал идею, и в 1850-е годы предложил властям построить в тоннеле железную дорогу, соединяющую Сити со станцией на том же берегу Темзы.

В 1860 году началось строительство.9 января 1863 года поезд лондонского метрополитена торжественно провез 600 ВИП-пассажиров и акционеров Metropolitan Railway от станции Паддингтон по шестикилометровому маршруту, а на конечной Фаррингдон-стрит был устроен банкет в честь открытия подземки. Лорд-мэр Лондона провозгласил тост в память о Чарлзе Пирсоне. Инноватор умер от водянки, не дожив до знаменательного дня четыре месяца. 10 января метрополитен открылся для общего пользования, и пассажирами его поездов за день стали более 30 тысяч человек. За первый год работы подземкой воспользовались 11,8 миллиона пассажиров, и в дальнейшем их количество только росло.

Сооружением первой в мире линии метрополитена руководил Джон Фаулер.Тоннели сооружали относительно недорогим открытым способом: выкапывали ров, с боков возводили кирпичные стены, на дне клали рельсы и перекрывали всю конструкцию кирпичными аркадами.

Станция лондонской подземки. Гравюра Гюстава Доре. 1872 год.

Серьезная проблема, которую предстояло решить строителям подземки: как бы так сделать, чтобы пассажиры не задохнулись? Тоннели метрополитена перемежали открытыми участками, чтобы в них не скапливался дым из паровозных труб. Уголь в топку старались не подбрасывать, пока поезд шел по закрытому участку. Однако задымления случались часто. В письме, опубликованном в газете «Таймс», рассказывалось о пассажире, который чуть не задохнулся в метро.

Хуже всех приходилось работникам метро, проводившим среди дыма и вредных испарений по 8–13 часов подряд. В 1867 году было сразу три смертельных случая, в которых винили тоннельные газы и дым. Однако совет директоров Metropolitan Railway все отрицал, привлекая свидетельства проплаченных медицинских экспертов о здоровых условиях труда в подземке. Руководство компании заявляло, что, например, для астматиков насыщенная сернистыми газами атмосфера тоннелей даже полезна и страдающие этим недугом люди специально каждый день ездят в метро, дабы подышать целебным воздухом. Викторианцы, порой практиковавшие довольно экстравагантные методы лечения, могли и поверить.

Несмотря на эти неудобства, спрос на поездки в метро был большой, оно расширялось и развивалось, строились новые линии. Способ устранить задымления нашли еще при Фаулере, который до самой смерти в 1898 году руководил сооружением линий метро или консультировал инженеров. В 1890-м построили первую электрифицированную ветку, City & South London. Переделать уже существующие линии было сложнее, и систематическая электрификация, превратившая подземку в то, что мы сейчас понимаем под словом «метро», началась уже в XX столетии.

Найдены возможные дубликаты

Лондонское метро, это жопа) особенно старые ветки. Сейчас +30 а кондиционеров нет

ага. Особенно Central line. Сдохнуть можно, пока едешь там.

В Лондоне что-то бахнуло на станции метро

ЧП произошло в латиноамериканском квартале столицы Великобритании — районе Элефант-энд-Касл. Причина пока не известна. Информации о пострадавших нет. На место ЧП выехали пожарные и сотрудники скорой помощи.

158 лет назад появилось первое метро

«Бэйкер стрит» – одна из станций, входившая в число остановок линии Metropolitan Railway Лондонского метро.

Трагедия на станции Кингс-Кросс

18 ноября 1987 года около 19:30 на станции «Кингс-Кросс Сент-Панкрасс» Лондонского метрополитена вспыхнул пожар. В результате пожара погиб 31 человек.

Причиной случившегося явилось неаккуратное обращение с огнём кого-то из пассажиров, который бросил зажжённую спичку на эскалатор, а также неудовлетворительное состояние ленты эскалатора. В связи с инцидентом было уволено руководство Лондонского метрополитена и организации «Лондонский региональный транспорт», а также ужесточены правила и требования безопасности.

Станция «Кингс-Кросс Сент-Панкрасс» является крупнейшим узлом лондонского метрополитена. Комплекс станций метро «Кингс-Кросс Сент-Панкрасс» объединяет станции шести линий в одну. Вечером, как всегда, станция была сильно загружена. Пожар начался в эскалаторном тоннеле линии Пикадилли. Эскалатор, на котором вспыхнуло пламя, был построен давно и по устаревшим стандартам. Его ступени и боковины были частично сделаны из дерева, из-за чего он горел легче и быстрее.

Читайте также:
26 интересных фактов об Абхазии

В 19:30 пассажиры сообщили о язычках пламени, вырывающихся между ступенями. Сотрудники метрополитена и полиции немедленно оцепили наклонный ход линии Пикадилли и вызвали пожарных. В 19:39 была объявлена эвакуация всех пассажиров со станции по эскалатору линии Виктория. В 19:42 на станцию прибыли четыре пожарных расчёта.

К моменту прибытия пожарных, пламя на эскалаторе стало размером с небольшой костёр. Однако неожиданно относительно небольшой очаг пламени стремительно превратился в смертоносный огненный поток, который ворвался в переполненный людьми кассовый зал. По воспоминаниям очевидцев это походило на замедленное воспроизведение взрыва. В 19:45 вестибюль станции был почти полностью охвачен огнём.

Десятки человек оказались в огненной ловушке.В результате пожара погиб 31 человек, в том числе, один пожарный. Сто были госпитализированы, из них 19 в тяжёлом состоянии.

Расследование

Несмотря на то, что курение на подземных участках метрополитена было запрещено с февраля 1985 года, после аналогичного инцидента на станции «Оксфорд Сокас» (Oxford Circus) в 1984 году, вероятнее всего причиной пожара на станции «Кингс-Кросс Сент-Панкрасс» стала брошенная одним из пассажиров горящая спичка.

Член Парламента, Фрэнк Добсон, сообщил Палате Общин, что количество сотрудников на станции, которая в то время обслуживала 200 000 человек в день, сократилось с 16 до 10 человек, а штат уборщиков сократили с 14 до 2. Таким образом, перед пожаром персонал станции был сокращён на 18 человек.

Главный вопрос, на который предстояло ответить Комиссии по расследованию происшествий, каким образом небольшое пламя за несколько секунд превратилось в смертоносный огненный поток. Комиссия сразу приступила к работе. На сгоревшем эскалаторе эксперты нашли следы 18 небольших возгораний, которые ранее даже не были замечены. Специалисты установили, что вероятнее всего пожар начался из-за брошенной спички, которая провалилась между ступенями и упала на слой смазки двигателя эскалатора.

Её быстрое воспламенение объясняется тем, что за эскалатором не проводился должный уход, смазка была усыпана использованными билетами, конфетными обёртками, частицами одежды, человеческими волосами и крысиной шерстью. Но как небольшое возгорание превратилось в огненный поток экспертам оставалось неясным. Была точка зрения, что небольшой пожар на эскалаторе «раздули» воздушные потоки, обусловленные движением поездов на станции, т. н. эффект поршня.

Специалисты из Оксфордского университета по компьютерному моделированию смоделировали пожар на компьютере Cray-2 и увидели, что пламя не устремляется вверх к потолку как ожидалось, а прижимается к ступеням эскалатора и через 30 с устремляется вверх по эскалатору. Чтобы объяснить это явление группа экспертов построила за городом из аутентичных материалов копию эскалатора и кассового зала, после чего был произведён поджог конструкции.

Поначалу возгорание происходило как обычно, огонь направлен вертикально вверх, но через 7,5 минут характер огня изменился: он сник и начал прижиматься к ступеням эскалатора. Датчики показали, что температура ступеней над пламенем достигла 800 °C, после чего пламя с большой скоростью устремилось вверх. Учёные поняли, что пожар на станции стал возможным при сочетании двух обстоятельств.

Вследствие наклона эскалатора на 30° пламя как бы ложится на ступени. Поднимаясь по шахте эскалатора, огонь толкает перед собой невидимый слой жара и газов, который раскаляет ступени, находящиеся выше. После того как ступени раскаляются до 500—600 °C они воспламеняются, образуется разрушительный огненный поток, который быстро поднимается по шахте эскалатора.

Это и стало причиной столь быстрого распространения пожара на станции Кингс-Кросс Сент-Панкрасс.

Последствия

В отставку были отправлено руководство Лондонского метрополитена и организации «Лондонский региональный транспорт». К январю 1990 года все деревянные эскалаторы были заменены металлическими. На всех эскалаторах установлены тепловые извещатели и система пожаротушения. Были ужесточены наказания за курение в метрополитене, так как многие курильщики игнорировали это правило.

Сразу после трагедии на станции была установлена памятная доска, на открытии мемориальной плиты присутствовала принцесса Диана. (C.)

Десять интересных фактов о лондонском метро

На фоне нынешнего бензинового кризиса машин на дорогах становится все меньше, и все больше людей вспоминают о преимуществах общественного транспорта, в том числе метро. Учитывая, что лондонская подземка — старейший метрополитен в мире, мы решили сделать подборку десяти самых интересных фактов о нем.

— • 1 • —

По меньшей мере сорок станций Underground и Overground более не используются. Многие из них служили бункерами и секретными штаб-квартирами во время войны. На станции Aldwych, сейчас часто сдающейся под киносъемки, во время «Блица» (бомбардировок Лондона) хранились сокровища Национальной галереи и Британского музея. Станция Brompton Road по-прежнему находится в ведении Министерства обороны.

— • 2 • —

В районе Клапема на глубине 33 метров под землей во время войны были построены восемь гигантских бомбоубежищ. Их строили в форме тоннелей, чтобы потом, когда война закончится, пустить по ним высокоскоростные поезда.

Читайте также:
17 интересных фактов о Воронеже

Этим планам сбыться было не суждено, однако тоннели не простаивают: в них теперь выращивают салат. Первая в мире подземная ферма использует экологичные светодиодные лампы и новейшие технологии орошения, позволяющие уменьшить объем требующейся воды на 70% по сравнению с традиционными фермами. Продукцию фермы можно приобрести в некоторых магазинах сетей M&S, Whole Foods и Tesco, а также на сайте самой фермы.

— • 3 • —

В 2018 году британские СМИ опубликовали альтернативную карту метро, используемую сотрудниками курирующего столичный транспорт предприятия Transport for London в качестве шпаргалки. На этой карте цветами отмечены не отдельные линии метрополитена, а различные их участки в зависимости от тарифов на проезд.

— • 4 • —

И еще один интересный факт про карту метро: не все это помнят, но шрам на колене волшебника Дамблдора из книг о Гарри Поттере точно воспроизводит карту лондонской «подземки». По крайней мере, если верить утверждению самого Дамблдора.

— • 5 • —

Запрет на курение был введен в метро в 1987 году в связи с трагическими обстоятельствами. Из-за брошенной спички на станции King’s Cross возник пожар, в котором погиб 31 человек. Примечательно, что перед этим запрет на курение в подземке был введен в тестовом режиме, однако после пожара он стал постоянным.

— • 6 • —

Лондонское метро дало имя целому виду комаров (London Underground mosquito), обнаруженному в подземке впервые во время «Блица». Тем не менее эти комары встречаются во многих странах мира, и как вид они гораздо старше, чем лондонское метро.

— • 7 • —

Первым монархом, спустившимся в метро (напомним, первая ветка открылась аж в 1863 году), стала нынешняя королева Елизавета Вторая: в 1969 году она открыла линию Victoria Line, названную в честь ее прабабушки. Судя по всему, в метро королеве понравилось: в 1987 она прокатилась в поезде легкого метро, а в 2013 году спустилась в метро в ознаменование 150-летия лондонской подземки. Ну а скоро, надеемся, королева откроет линию, названную в честь нее самой: Elizabeth Line, которая свяжет аэропорт Хитроу с восточными районами Лондона, должна, наконец, хотя бы частично, начать работу в первой половине следующего года — как раз к 70-летию правления королевы.

— • 8 • —

За все эти годы пассажиры забыли в метро немало диковинных вещей, в том числе судейский парик, искусственную ногу, куклу Человека-паука в натуральную величину, конверт с 15 тысячами фунтов и даже урну с прахом.

— • 9 • —

Станция Abbey Road находится на линии DLR и не имеет никакого отношения к знаменитой улице, увековеченной битлами. Однако ежегодно сотни туристов приезжают на станцию Abbey Road, где их встречает табличка с разъяснениями, куда им нужно ехать на самом деле.

— • 10 • —

В 2001 году на некоторых станциях метро в тестовом режиме стали распылять аромат с цветочным запахом под названием Madeleine. Количество жалоб от пассажиров — одни жаловались на головную боль, а другие просто заявляли, что запах слишком дешевый — было таким, что тестовый период закончился через два дня и больше попытки «освежить» метро не предпринимались.

16 интересных фактов о Литве

1. Литва – самое южное, самое крупное и наиболее населённое государство Прибалтики.

В Литве самым удивительным образом встречаются Восток и Запад, приправленные духом сурового Севера.

2. В XIV веке под Литвой понималась не только часть Прибалтики и Восточной Пруссии, но и Польша, и Белоруссия, и Украина, и даже часть России — та, что включает Смоленск, Рязань, Калугу. Так что её территория была очень большая.

3. С начала 17 века площадь Литвы уменьшилась почти в пятнадцать раз.

4. На территории Литвы имеется лишь 106 городов, и среди них нет ни одного города-миллионника.

5. Во всей Литве живёт примерно в 4 раза меньше людей, чем в Москве.

СТОЛИЦА ЛИТВЫ — ГОРОД ВИЛЬНЮС

6.Вильнюс – столица и крупнейший мегаполис Литвы, один из красивейших городов не только Прибалтики, но и всей Европы. Он расположен на крайнем юго-востоке страны, в удивительно красивом месте, где сливаются воедино реки Вильня и Нярис, недалеко от границы с соседней Беларусью. Около 40% всей площади Вильнюса занимают зеленые насаждения, что делает его одним из самых «зеленых» городов на континенте с благоприятной экологической обстановкой.

7.Дома и улицы, великолепные дворцы и замки, старинные костелы – все они хранят память о славной истории Вильнюса, события которой повернулись таким образом, что некогда небольшому провинциальному местечку, переходившему из рук в руки, суждено было стать сначала столицей республики в составе бывшего Советского Союза, а затем и независимого Литовского государства. Вильнюссцы, которых по переписи 2016 года насчитывается 543 207 человек, по праву гордятся своим городом и всегда рады гостям, ступающим на его благословенную землю.

Читайте также:
17 интересных фактов об Оренбурге

8. В Вильнюсе нет трамваев и метро. В последние десять лет ведутся активные споры о том, какой транспорт построить в столице, но государственные деятели до сих пор не пришли к единому мнению.

9. В начале марта, в Вильнюсе проходит традиционная ежегодная ярмарка Казюкаса, на которой любой ремесленник может продать сувениры, и просто поделки нужные в хозяйстве. В это время на улицах города полно расставленных лотков с различными товарами, между которых прохаживаются многочисленные туристы. Особым спросом пользуются изделия из янтаря и бижутерия из ценных сортов дерева.

10. Литва — последнее государство в Европе, принявшее христианство (1386 год). Тем не менее, Литва, является одной из немногих стран в мире, где католическая церковь традиционно имеет сильное влияние на общество. Католические костелы имеются даже в небольших поселках, и среди верующих немало молодежи.

КОСТЁЛ СВЯТОЙ АННЫ

11. Символ Вильнюса — костёл Святой Анны, который часто называют архитектурным чудом. Построенное монахами-францисканцами в конце XV века, лёгкое и изящное здание сложной архитектуры, в строительстве которого использовано 33 вида кирпичей, является шедевром готики, которому практически нет равных во всём мире. Костёл сохранил свой первозданный вид, несмотря на то, что в советское время использовался как склад.

12. Один из старейших кварталов Вильнюса традиционно назывался «Русским». Здесь с XIV века возводились православные храмы.

13. Каунас, второй по величине город Литвы, был столицей государства в между военный период, и до сих пор, говоря о нем, литовцы употребляют название «Временная столица», или «Старая столица».

14. Многие учёные полагают, что литовский язык является наиболее древним из всех, до сих пор находящихся в употреблении, но предки современных литовцев пользовались славянской азбукой, а не латинским алфавитом.

15. Литовский язык сохранил множество древних особенностей, и считается самым ближайшим языком к санскриту. Благодаря этой особенности литовский язык изучают во многих университетах мира.

СТЕЛЬМУЖСКИЙ ДУБ

16. Стельмужский дуб — старейший дуб в Литве и один из старейших в Европе. Это долголетнее дерево, которому, как считают около 2 000 лет, является свидетелем большинства исторических событий: у его корней приносили жертвы богам, он видел рыцарей крестоносцев, воинов французской армии и I мировой войны. Ствол Стельмужского дуба с трудом охватывают восемь мужчин!

17. Кроме, собственно, литовцев, поляков, белорусов и русских, в Литве, по большей части в Тракайском районе, живут караимы — черноглазые потомки хазар, завезенных некогда князем Витовтом из Крыма. Караимы исповедуют учение еврейского проповедника Анана бен Давида и отмечают как иудейские, так и мусульманские праздники. Они не признают Талмуд священной книгой, но Израиль принимает их на постоянное местожительство так же, как евреев.

18.В свое время, караимы завезли в Литву семена сортовых огурцов и хорошо зарабатывали на ярмарках, торгуя овощами и соленьями. Многие блюда из караимской кухни вошли в литовскую национальную кухню, такие, например, как маково-ореховый пирог из слоеного теста «шимталапис» — «столистник», или кибин, сочный пирог из слоеного теста с начинкой из рубленого мяса.

19. 93% жителей Литвы имеют в собственности какую-либо недвижимость. Покупка недвижимости здесь считается самой выгодной и надёжной инвестицией.

20. Гора Крестов, или Крестовая гора — место паломничества в Литве. Расположена она в 12 километрах от города Шауляй на дороге Калиниград-Рига. Представляет собой холм, на котором установлено множество крестов, общее их число приблизительно более ста тысяч.

ВИЛЬНЮССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

21. Вильнюсский университет был самым старым университетом в Советском Союзе, сейчас он один из старейших в Европе (основан в 1579 году). Великолепный ансамбль зданий Вильнюсского университета включает в себя 12 двориков.

22. Клайпеда — третий по величине город Литвы, её единственный морской порт и один из самых старых городов Литвы (основан в 1252 году), был единственным городом Советского Союза, имевшим около 20 зданий, построенных в стиле фахверк.

23.Клайпеда в 1807 году стала временной столицей Пруссии и резиденцией прусского короля Фридриха-Вильгельма и его жены королевы Луизы.

24.В 1836 г. во время гастролей Кенигсбергской оперы, в здании Клайпедского театра целый сезон проработал дирижером знаменитый немецкий композитор Рихард Вагнер.

25.Во время великого клайпедского пожара 1854 году едва не погибли товары, принадлежащие коммерсанту Генриху Шлиману. Однако судьбе было угодно, чтобы из-за шторма на Балтике прибытие его кораблей задержалось, а посему груз не успели отправить на склад и имущество открывателя Трои не погибло. А иначе — неизвестно, ЧТО мы, европейцы, сегодня знали бы о Трое.

Читайте также:
15 интересных фактов о Новой Гвинее

СТАРЫЙ ГОРОД

26. Чтобы попасть в вильнюсский Старый Город, нужно пройти через бывшие городские ворота, называемые Остра Брама (Брама — по-польски ворота, в XX веке их стали называть еще по-литовски Аушрос Вартаи — Ворота Зари).

27. В Средние века за проход через арку нужно было заплатить небольшой налог или, за неимением денег, принести овальный камень для мощения улицы. Этими самыми булыжниками и выложена улочка Аушрос Варту, ведущая к часовне со знаменитой чудотворной иконой Остробрамской Божьей Матери.

28.Эта икона написана по редкому канону: на почерневшей от времени дубовой доске Святая Дева изображена без младенца Иисуса. Уникальный образ одинаково почитают и католики, и православные — поляки и русские, литовцы и белорусы.

29. В начале XVI века икону, охранявшую город, помещали на наружной стороне ворот. Лучшие вильнюсские ювелиры украсили ее позолоченный оклад драгоценными камнями, а из Ватикана прислали корону — знак официального признания чудотворности. Монахи-кармелиты построили часовню прямо над проемом городских ворот, поэтому и в наши дни люди, проходя под сводами арки, обнажают головы.

30. Стены часовни от пола до потолка покрыты всевозможными серебряными украшениями — в основном, сердечками. Это дары тех, кто просил у Пречистой Девы исцеления и получил его.

31. Около трети всей территории Литвы занимают леса и парки.

32. Литва – одна из стран с самым быстро исчезающим населением. Это связано с высоким уровнем миграции в страны Евросоюза и естественной убылью. С 1993 года население Литвы каждый год уменьшается в среднем на 1%.

33.Женщин в Литве на 15% больше, чем мужчин. Конкуренция среди женщин в сфере личных отношений здесь довольно высока.

34. Маленькая Литва довольно ощутимо присутствовала в кинематографе Советского Союза. И не только Союза, имена Баниониса, Будрайтиса, Жалакявичуса и других мастеров кино вошли в золотой фонд мирового киноискусства.

35. Единственный в Прибалтике железнодорожный туннель, находится в Каунасе, он построен в 1860 году, его протяженность, около 1 километра.

36. Детский писатель Корней Чуковский взял за основу своего знаменитого Айболита литовского доктора Цемаха Шабада, который лечил дочь литератора. Тот специально для этого возил её в Вильнюс.

37. Еще в советские времена, Литва была известна как республика джаза и фотографии. Литовские фотографы достигли необыкновенных высот в области черно-белого художественного фото, они создали свою собственную школу, которой стремились следовать многие художники из других регионов Союза.

38.Что касается джаза, он всегда был любим в республике, и эта традиция продолжается и сейчас в виде многочисленных международных джазовых фестивалей, каждый год проходящих в Каунасе, Вильнюсе и Клайпеде

39. Ужупис (Заречье) — обитель художников, музыкантов и поэтов — называют вильнюсским Монмартром. Сразу за мостиком через речку Вильняле вы увидите разрисованные домики, во дворах красуются авангардные скульптуры, а в центре квартала высится 11-метровый постамент, увенчанный фигурой ангела с трубой.

40. В свое время Заречье было районом трущоб и пристанищем маргиналов. Низкая стоимость аренды чердаков и подвалов привлекла сюда представителей творческих профессий. В каждом доме появились мастерские и галереи, и со временем Заречье стало культовым и очень престижным районом. Земля подорожала в несколько раз, но богемный дух и атмосфера свободы сохранились.

БЕЛЫЙ АИСТ — СИМВОЛ ЛИТВЫ

41. Национальный символ Литвы – белый аист. На Токийской конференции в 1960 году Латвия взяла на себя обязательства по сохранению и увеличению численности этого вида птиц.

42. Национальным видом спорта в Литве считается баскетбол. Литовские баскетбольные команды и сборная – лидеры всех крупных состязаний Европы и мира. Баскетбол в Литве полюбили не так давно, в третьем десятилетии прошлого века, после того, как литовская сборная в 1937 и 1939 годах стала чемпионом Европы. Зал, в котором проходил чемпионат, каунасский «Спорто хале» — до сих пор используется как спортивное сооружение.

43. В Литве лучшее в мире пиво! На всемирном конкурсе пивоваров в США литовское пиво Švyturys Baltijos Extra три года подряд занимало призовые места. Литовское пиво экспортируется в десятки стран мира.

44.Из продуктов, кроме пива, Литва экспортирует копчености, сыры, и — кто бы подумал – черный хлеб! Литовский черный хлеб считается одним из лучших, если не самым лучшим в мире. Испеченный по старинному рецепту, без использования консервантов, литовский черный хлеб может храниться более месяца, не теряя вкуса.

45. Литва занимает первое место в Европе по обеспеченности жителей доступом к Интернету. К всемирной сети подсоединены около 60% домохозяйств. Бесплатный wi-fi же есть практически везде.

Читайте также:
25 интересных фактов о Кирибати

46. В Литве более трех тысяч озер. Они образовались благодаря схождению ледника 10 — 12 тысяч лет назад.

47. Литва имеет свой собственный аромат, зарегистрированный под названием «Запах Литвы». Запах выпускается в форме ароматизатора воздуха для помещений. Его создатели обозначили своей целью формирование устойчивого положительного имиджа страны.

48. Согласно расчётам французских учёных, географический центр Европы расположен в Литве, близ деревеньки Бернотай, находящейся в 25 километрах к северу от Вильнюса.

49. Все оставшиеся с советских времён памятники коммунистическим вождям предприимчивые литовцы свезли в один парк, организовав своеобразный музей СССР.

50. Треть населения Литвы проживает за пределами своего государства. А около 5% литовских граждан — русские.

50 самых интересных и невероятных фактов о Литве

Предлагаю вашему вниманию 50 самых интересных, необычных, удивительных, а иногда и невероятных фактов о Литве.

1. Литовский язык более древний чем греческий, латинский, немецкий, кельтский или славянский языки. Он принадлежит к индо-европейской группе и ближайшей к санскриту.

2. Название Литва впервые было упомянуто в анналах Кведлинбурга в 1009 году.

3. Литва – последняя страна в Европе, принявшая христианство в 1386 году

4. К концу XIV века понятием Литва охватывалась: часть Прибалтики, восточная Пруссия, Беларусь, часть Украины и России (Смоленск, Рязань, Калуга).

5. Литва – самое густонаселённое государство Прибалтики, однако включает всего 106 городов.

6. По данным исследования, проведённого французским учёным в 1989 году Литва находится в центре Европе.

7. Самая высокая точка страны – холм Юозапинес (Juozapinės). Его высота не превышает 300 метров над уровнем моря.

8. Леса покрывают 1/3 страны.

9. Литва известна как земля аистов. Аист – национальный символ страны.

10. В 1990 году Литва первой объявила независимость от Советского союза.

11. В 2008 году парламент Литвы принял закон, в соответствии с которым советская символика приравнивается к нацистской. Ее публичное использование запрещено.

Что примечательно, Литва и Эстония — единственные страны Евросоюза, отказавшиеся принять приглашение президента В.В. Путина на мероприятия, посвященные 60-летию победы над фашизмом.

12. У страны есть свой собственный официальный аромат! Звучит он совсем нетривиально «Запах Литвы»

13. Литва лидирует в мире, по числу граждан, у которых в собственности имеется недвижимость (практически у каждого).

14. Вильнюсский университет, основанный в 1579 году, был самым старым и самым первым университетом в Восточной Европе.

15. В 2011 году Литва заняла первое место по скорости интернета.

16. Ужупис (в переводе – «Заречье») – отдельная независимая карликовая республика в Вильнюсе со своими порядками и Конституцией. Место обитания художников, музыкантов и поэтов.

17. Литва присоединилась к зоне Евро в 2015 году. Соответственно, валютой в Литве является – евро.

18. Изготавливать водку из кукурузы придумали литовцы.

19. Самый популярный вид спорта в Литве – баскетбол. Как ни удивительно, сборная Литвы по баскетболу – лидер крупных состязаний Европы (чемпион в 1937, 1939 годах) и мира.

20. Ганнибал Лектор из «Молчания ягнят» родился в Литве.

21. У матери Папы Римского Иоанна Павла II были литовские корни.

22. Единственный в Прибалтике железнодорожный тунель построен в 1860 году и находится в Каунасе. Его протяженность составляет около 1 км.

24. Костёл Святой Анны, который является символом Вильнюса, часто называют архитектурным чудом (я о нём, среди прочих достопримечательностей Вильнюса, рассказывал здесь)

25. Считается, что пиво в Литве одно из лучших в мире.

Что интересно, на всемирном конкурсе пивоваров, проводимом в США литовское пиво ?vyturys Baltijos Extra несколько лет подряд занимало призовые места. Экспорт литовского пива достаточно широк и насчитывает более десятка стран мира.

Пиво там действительно вкусное. Мы дегустировали его в Вильнюсе, в баре под названием “Snekutis” (Шнекутис).

26. Помимо пива Литва экспортирует сыры и копчености, а также черный хлеб! Он считается одним из лучших, если не самым лучшим в мире. Чёрный литовский хлеб может храниться более месяца.

27. Еще при Советском Союзе Литва славилась джазом и чёрно-белыми художественными фотографиями. Была даже создана собственная школа фотографии, ставшая примером для фотографов и художников из других регионов Союза. В Литве и сейчас ежегодно проходят джазовые фестивали.

28. Литва является членом НАТО, Европейского совета и Евросоюза.

29. В Вильнюсе нет трамваев (это объясняется спецификой застройки города и рельефом местности). Общественный транспорт представлен троллейбусами, автобусами (довольно старенькими, замечу), а также маршрутными такси.

30. В часе езды от Вильнюса находится город Тракай – древняя столица Литвы. Здесь была резиденция правителя князя Витаутаса Великого. Также в Тракае расположен один из самых одиозных и неприступных замков в мире – Тракайский замок, находящийся на острове.

Читайте также:
16 интересных фактов о Сомали

31. Стельмужский дуб – старейший дуб в Литве и один из крупнейших в Европе.

Ствол дуба с трудом могут охватить восемь мужчин! Стельмужский дуб многое повидал за свои 2 000 лет: под его ветвями приносили жертвы богам, он видел рыцарей крестоносцев, служил местом привала для воинов французской армии и отворачивал глаза от сражений во время I мировой войны.

32. В Литве более трёх тысяч озёр, образовавшихся вследствие схождения ледника 10-12 тысяч лет назад.

33. Кроме литовцев и других национальностей в Литве, по большей части в Тракайском районе, живут караимы – черноглазые потомки хазар, завезенных некогда князем Витовтом из Крыма. Они исповедуют учение еврейского проповедника Анана бен Давида и отмечают как иудейские, так и мусульманские праздники.

34. Вот уже в течение пяти лет в первую субботу мая в Вильнюсе проводится день музыки.

35. По данным Евростата, в 2011 году Вильнюс занял первое место по количеству убийств и покушений в Евросоюзе. На 100 тысяч жителей в Вильнюсе происходило 7,9 убийств.

Сейчас, слава Богу, статистика другая.

36. Ещё одно резонансное происшествие, благодаря чему город Вильнюс сыскал дурную славу. В 2003 году в одной из гостиниц известный французский рок-музыкант и лидер группы Noir Desire Бертран Конта убил свою любовницу – актрису Мари Трентиньян, дочь известного актера Жан-Луи Трентиньяна. Он получил 8 лет тюрьмы. До сих пор для многих французов столица Литвы ассоциируется с этим убийством.

37. Несмотря на некоторую нелюбовь к большинству “русского”, один из старейших кварталов Вильнюса традиционно назывался “Русским”.

38. Самым пожилым президентом Европы был Валдас Адамкус, экс-президент Литвы (родился 3 февраля 1926 года).

39. Среди наиболее почитаемых героев Литвы – пилоты Степонас Дарюс и Стасис Гиренас. Они известны тем, что в 1933 году решили устроить беспосадочный перелет через Атлантику, дабы прославить родную Литву, а также в научных целях.

Дарюс и Гиренас должны были приземлиться в Каунасе, но через двое суток, дождливой ночью, их самолет рухнул в лес, неподалеку от деревни Кюхдам, не долетев буквально 700 километров до аэропорта. Пилоты за 37 часов преодолели расстояние около 7000 километров.

Между тем, комиссия Рейха, расследовавшая аварию, так и не выяснила причины катастрофы. По данным экспертизы, в момент удара о землю пилоты были живы, двигатели работали, а горючего в баках хватило бы с лихвой. Среди наиболее вероятных причин – оба летчика заснули от переутомления. Впрочем, у местного населения была своя версия: самолет мог быть сбит немцами, так как он пролетал над запретной зоной вблизи концлагеря. Однако ни подтвердить или опровергнуть эти предположения не удалось.

Именами лётчиков названы улицы, стадионы и школы. Их подвигу посвящен фильм «Полет через Атлантику», выпущенный в 1983 году.

40. У литовцев, женившихся в России, и не сумевших настоять на своём, зачастую жёны имеют мужскую фамилию – по литовским понятиям. И дети-девочки тоже.

41. Минимальная заработная плата в Литве составляет примерно 290 евро до вычета налогов.

42. Немецкие автомобили в Литве дешевле, чем в самой Германии (можно купить старенький автомобиль всего за 1000 евро!).

43. Что интересно, в местных магазинах я не нашёл поделок из Китая.

44. Гражданам ЕС (а также лицам, у которых есть вид на жительство в одной из стран ЕС) не нужно получать разрешение на работу в Литве. Также разрешения не требуется лицу, которое евляется единственным собсвеником и директором своей компании.

45. Службы такси в Вильнюсе очень специфические. Можно отыскать свободную машину, но она тебя всё-равно не повезёт. Я уже рассказывал об этом подробнее в этой статье.

47. Имена девушек в Литве оканчиваются либо на -а и -я, либо на -е. И они, порою, просто удивляют! К примеру: Роже, Гинтаре, Аудра, Рамита, Милда, Раса, Алге, Габия, Мэльга. Очень много девушек высокого роста.

48. Для нас было полной неожиданностью прекращение работы общественного транспорта в Вильнюсе (в частности, автобусов) в 22:40.

49. Молодёжь в Вильнюсе практически не говорит по-русски.

49. В Вильнюсе из крана течёт питьевая вода. Она добывается из подземных глубинных источников и после незначительной очистки сразу подается по водопроводам.

50. О том, какие Прибалты медленные и заторможенные, ходят легенды. Если честно, лично я этого не заметил. Я бы сказал, что они просто неспешные. Никуда не торопятся. И немного ленивые.

Также рекомендую почитать

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: