18 интересных фактов о Маниле

Вот как живётся в Маниле – самом густонаселённом городе мира

Столица Филиппин — настоящий город контрастов, который удивит даже бывалого путешественника.

Манила, столица Филиппин, переживает тяжелые времена.

Плотность населения в этом городе самая высокая в мире — 17 761 человек на км², вдвое больше, чем в Нью-Йорке. Более того, Манила расположена в так называемом «огненном кольце» — вулканическом поясе Тихого океана, из-за чего на город постоянно обрушиваются стихийные бедствия, такие как землетрясения и ураганы.

Помимо проблем с окружающей средой Манила испытывает экономические и демографические трудности. Коэффициент рождаемости вырос до 3,1 ребенка на одну женщину, к тому же жители города сталкиваются с растущим неравенством в условиях жизни. Увеличивается число высоток и небоскребов, но вместе с ними множатся и трущобы, в которых ищут приюта все, кто пострадал от природных катаклизмов или потерпел финансовый крах.

Вот как выглядит жизнь в самом густонаселенном городе мира.

Манила расположена на северо-западном побережье Филиппин. Население, которое составляет 1,6 млн человек, разделилось на тех, кто живет в процветающем деловом районе Макати-Сити, и тех, кто ютится на окраинах бедняцких кварталов.

В самых бедных районах города семьи объединяются в импровизированные сообщества. Они живут в домах, построенных на сваях, а их одежда сохнет на веревках, натянутых между покосившимися крышами.

Из-за частых наводнений мусор постоянно попадает в воду, загрязняя ее, что приводит к риску бактериальных заболеваний.

В особо тяжелых случаях, как, например, в 2009 году, когда город сотрясла серия наводнений, спортивные залы использовались в качестве убежищ. Однако плотность населения от этого не уменьшилась — люди просто переместилась из одного места в другое.

Но и в спокойные времена в Маниле не протолкнуться. Чтобы доехать куда-либо, горожанам приходится выбирать: торчать в пробках на машине или стоять в переполненных автобусах и поездах.

Поэтому все больше филиппинцев пересаживаются на мотоциклы. Свободы перемещения становится больше, но и риск на дорогах значительно повышается.

В 2008 году в стране в разгар экономического спада цены на топливо подскочили настолько высоко, что большинство людей пересели на общественный транспорт. На фото сотни людей плечом к плечу поднимаются к станции пригородного поезда, который, скорее всего, уже переполнен.

Когда заканчивается рабочий день, местные спешат в торговые центры, которые в Маниле стали частью местной культуры. И в них тоже не протолкнуться.

Однако не всегда толпы людей устремляются в торговые комплексы исключительно за покупками. Когда на Филиппинах случается экономический спад, в них устраивают масштабные ярмарки вакансий.

И тогда тысячи людей выстраиваются в очередь в надежде устроить лучшую жизнь для себя и своих близких.

Даже в таком густонаселенном городе дети все равно находят возможность для игр.

Кроме того, в Маниле есть места, где можно отдохнуть от ежедневной рутины.

Однако уровень рождаемости невероятно высок. По оценкам экспертов, численность населения города удвоится к 2025 году. Однако столица Филиппин абсолютно не готова вместить в себя еще 1,6 млн человек.

И хотя многие здесь живут за чертой бедности, Манила стремительно развивается, и ее влияние растет. А это значит, что у самого густонаселенного города на Земле есть шанс подарить своим жителям шанс на лучшую жизнь.


AP Photo/Bullit Marquez

Манила. Часть 1. Простая столица душевной страны

Филиппины — душевная страна. И простая, как Олимпийский рубль. На чем основываюсь? Да хотя бы на фактах из ее истории. Март 1521 года. Магеллан подгребает к группе островов. Корабли окружают пироги с аборигенами. И начинается торг.

— Ты мне бусы, а я тебе связку бананов! По рукам?

По рукам то, по рукам, но стали матросы замечать, что обмен стал получаться не совсем выгодный. Островитяне брали свое хитростью и количеством. Пока два три десятка мелких торговцев отвлекали европейцев, остальные тащили с корабля все, что плохо лежит и не сильно крепко привязано. Даже лодку угнали. Без ключа, блин, умельцы завели! После чего Магеллан так и прозвал эту группу островов, встретившуюся ему на пути:

В наше время каждого туриста, что в Манилу собирается, тоже предупреждают:

— За карманами следите, по темным улицам не ходите, дорогой техникой не светитесь.

Насколько это правда? Сейчас поясню.

Прилетели. Кинули чемоданы в номер и пошли гулять по городу. Улицы, конечно, чисто восточного азиатского стиля. Узкие, грязные. Провода висят пачками и гроздьями, а под ногами по желобам течет и пахнет мутная жижа. Типичная картина. Нисколько не напрягает, мы к этому привычны.

Поворачиваем за угол. Ста метров от отеля отойти не успели, как на переходе к нам подбегает местных вахлак:

— Мистер, теляфона-айфона ннннадо? — И протягивает видавшую уже виды технику.

— Глянь. Кого-то уже на гоп-стоп взяли!

Читайте также:
29 интересных фактов о Саудовской Аравии

Улыбнуло. Но фотоаппарат я все же с плеча снял и убрал в рюкзак. От греха подальше.

Правда, нам потом по-свойски сообщили:

— А чего же Вы хотели. Сами выбрали отель в так называемой зоне «Красных фонарей». Поселились бы в Макати, так там тихо и спокойно. Богато, но не так интересно.

Продолжаем рассуждать о «душевности» страны. Был такой политический деятель Бениньо Акино. Сенатор и лидер оппозиции. Боролся с диктатурой, что само по себе уже положительное творчество. Приговаривался за свою деятельность к смертной казни, и, судя по тому, что из тюрьмы его выпустили, раз пятнадцать. Высылали его из страны, а он опять возвращался. Понятное дело, что в конце концов его просто заказали. Дело довели до логического конца. Типичная, казалось бы, судьба героя.

Вот только есть одно «но». Бениньо Акино Младший. Почему? Потому что он сын Бениньо Акино Старшего. Тоже политика, одно время стоявшего у кормила государства. Значит так, кормило, то есть руль, не нужно путать с кормушкой! Хотя…

От кормила просто так не отрываются. Поэтому после диктатора президентом страны стала его безутешная вдова. Корасон Акино. И правила долго и счастливо на благо всех филиппинских граждан. А теперь внимание, вопрос:

— Угадайте, кто сейчас является президентом Филиппинской республики?

Правильно. Сейчас у руля (не путать с кормушкой) Бениньо Акино Третий. Сын героя Бениньо Акино Младшего и внук Бениньо Акино Старшего. Вопрос очередной:

— Чем Филиппинская республика отличается от выборной монархии?

Я думаю, что душевностью. Потому что при любом раскладе граждане безумно любят свою власть.

Мы тем временем проголодались и решили завернуть в кафе. Правда, со всех сторон посыпались условия:

-Главное, чтобы мясо было. — Это сын высказался.

— И непременно пиво холодненькое. — Жена уже устала от жары. Внезапная смена климата, однако.

Находим приличное заведение. Кухня персидская, во всяком случае, так написано в меню. Да и название Arya Persian Restaurant не оставляет разночтений. Официанты и повара филиппинские. По лицам видно, никак не перепутать. В меню шашлыки и кебабы. То самое, что нужно. Садимся за не сильно чистый столик. Делаем заказ, тыча пальцем в картинки:

— And this one, please. (И это тоже, пожалуйста).

— And two glasses beer. (И непременно два бокальчика пива).

Вот тут-то нас и поджидал облом. Нам долго объясняли, что налить пенный напиток нет никакой возможности. И не потому что его нет в наличии, или ресторан непьющий.

— Просто понимаете, в Манилу приехал Папа Римский, поэтому почитая его и Бога, сегодня алкоголь не употребляем всем городом. Приходите завтра и пейте, сколько влезет!

Вот так. По собственной воле и инициативе в относительно бедной стране добровольно отказываются от прибыли, просто потому, что любят Бога и его наместника на земле. Блин, да они там, на островах, вообще всех любят! Даже тех, кого грабят.

Как я уже писал, живем мы в историческом центре города. Аккурат рядом с тем местом, где город и был основан испанцами. Где поставили первую крепость, где христианские храмы сооружали. И где раньше селились европейцы и богатые горожане. Но это было раньше. Нынче те, у кого есть хоть небольшие деньги, стремятся рвануть из этого района в сторону современных застроек. Ближе к комфорту, к удобствам, к соблазнам современной жизни.

Этот старейший район Манилы называется Интрамуросом. Если с испанского перевести, то получится как «внутри стен» или «окруженный стеной». Раньше так оно и было. Крепостные стены были неотъемлемой частью любого города. Особенно основанного в местах, где пираты и прочая шантрапа шастала день и ночь.

Несколько столетий Манила собственно и состояла полностью из Интрамуроса. В городе жили переселенцы из Европы, а за стенами селились китайские и малайские купцы. Потом к ним постепенно стали присоединяться и местные крестьяне. В результате чего город стал расти и превратился в тот, который мы видим сейчас.

Это, так сказать, историческая справка. А теперь послушайте мое мнение путешественника.

Узкие улочки. Особенно если свернуть в сторону от оси крепость Сантьяго — Кафедральный собор — Церковь Святого Августина. Провода пачками висят на высоте чуть больше человеческого роста и портят любой вид. А под ногами течет зловонная жидкость. Пусть и спрятанная в небольшие желоба и укрытая от взора, но запах куда спрячешь? Он пробивается сквозь асфальт и отверстия ливневки.

Короче, Интрамурос и «трущобы» являются абсолютными синонимами. Меня лично, как жителя хоть и областного, но провинциального города, такая ситуация не удручает. Привыкши мы к такому повороту событий. В моей родной Астрахани весь центр города застроен деревянными полуразвалившимися домиками конца девятнадцатого века. Можете представить, как они выглядят сейчас, полтора века спустя? Да, да, именно так. Покосившиеся мазанки, выбитые окна, крыши сикось-накось. И так на протяжении достаточного расстояния. Бомжатник отдыхает. Нельзя сказать, что власти города ничего не делают. Время от времени сносят целыми кварталами и застраивают новыми высотками. Но бог мой, как это все медленно происходит. И, как утверждают в муниципалитете, всему виной проклятая война. Которой уже семьдесят лет минуло.

Читайте также:
20 интересных фактов о Лас-Вегасе

— Не бомбили город в Великую Отечественную. Поэтому разрушений не было. А нет разрушений, нет денег на строительство и реконструкцию.

Вот так город и застыл в позапрошлом веке.

В Маниле все до наоборот. Тут тоже кивают на Вторую Мировую.

— Нас бомбили и японцы, и американцы. От города остались только руины, поэтому восстановили, как могли. Не напрягаясь. С тех пор так и живем…

Вот я и провожу параллели. Отмазон абсолютно противоположный, а результат одинаковый.

Если Вы думаете, что только мне одному Манила показалась не сильно восторженной, то ошибаетесь. Ровно две недели спустя примерно по тому же маршруту отправились мои друзья. Первые слова, которые я услышал от одного из них по приезду:

— Ну там и задница!

Это как раз и касалось разговора о Маниле и Интрамуросе в частности. И добавил:

— Мы еще и по мосту через речку на другую сторону перешли. Так там вообще капец триндец.

Мы мост не переходили. Ограничились прогулками по набережной Пассига со стороны Форта Сантьяго. Здесь устье реки облагорожено. Затянуто русло в темный гранит. А сама река заросла ряской и водяными лилиями. Водная гладь спокойная. Судоходство отсутствует. Я могу предположить, что в сезон дождей речка наполняется и бурлит, но сейчас тишь да гладь. Цветочки-василечки, и достаточно красивая картинка. Если отречься от самого города у меня за спиной.

Вход в Форт Сантьяго платный. Копейки. Но важен принцип. Теоретически, можно сэкономить и туда нос не совать. Но тогда по Маниле вообще можно не ходить, потому что кроме старой крепости других интересных мест практически нет. Форт строили испанцы в 1571 году для защиты города со стороны моря. Строили по классическому типовому проекту средневековья. Длинная толстая каменная стена. По углам нависающие над стенами сторожевые башни с бойницами. Внутри территории казармы и склады. Говорят, что были еще подземные ходы, тайно ведущие то к морю, то в город, но это уже больше относиться к загадкам истории, к мистике и прочим нематериальным отношениям.

Испанцы не были первопроходцами на этой земле. В четырнадцатом веке на том самом месте стояла крепость раджи Сулеймана. И звалась она Мэнийлой. Но оборонительные сооружения за неимением другого материала и умелых строителей была сделана из бамбука в чисто островном стиле. Нужно ли говорить, что для конкистадоров она не оказалась крепким орешком?

— Крепость перестроить, дикарей в христианство! — Вердикт выносили недолго.

Но название прижилось. И Манила до сих пор называется Манилой.

Территория, на которой стоит Форт Сантьяго достаточно большая. Но большую ее часть занимает парк. Ухоженный, чистый и достаточно грамотно спланированный. Зелень и цветы всех форм и расцветок радуют глаз и поднимают настроение. Если я скажу, что это единственно чистое место во всем городе, встретившееся нам, то буду абсолютно прав. Чуть-чуть вытоптанная травка возле скульптурной композиции с католическими монахами, но это уже не недостатки в работе садовника, а излишняя популярность бронзовых священников у туристов. Мы тоже с ними сфотографировались. В разных позах. Прикольно, да?

Если лень ходить пешком, то можно залезть на возок, запряженный лошадкой и прокатиться по всему Интрамуросу. О цене договариваться придется на месте. Но зная способность местных извозчиков, названную сумму можно смело рубить пополам. А там уж как получится. Все зависит от Вашего красноречия.

На территории старой крепости есть музей имени Хосе Рисаля. Кто такой Хосе Рисаль, спросите Вы? Как бы это объяснить в наиболее популярном виде. Пушкина Александра Сергеевича знаете? Того самого, который «Наше всё»! Так вот Хосе Рисаль тот самый «Филиппинский всё». И знаменитую фразу:

— Погиб поэт, невольник чести,

Пал оклеветанный молвой

С свинцом в груди и жаждой мести… — как раз можно сказать и про него.

В двух словах: писал, борзел на власть, расстреляли. Весьма популярная судьба революционера.

А мы тем временем заходим в музей его имени. Небольшое двухэтажное здание. Старой постройки. С деревянными перекрытиями, что скрипят под ногами чертовски грозно и противно. Экспозиция устроена так, что хочешь ни хочешь, а просмотреть придется весь музей целиком. Выйти с полпути не удастся, так как лезть через ограду не принято. А желание слинять оттудова побыстрее возникает. Не потому что там противно или страшно. Просто потому, что там абсолютно нечего смотреть и, соответственно, абсолютно нечего делать. Пройдя несколько метров по первому этажу и поняв эту ситуацию, хотели было слинять. Но пришлось таки подниматься на этаж второй, чтобы найти выход.

Читайте также:
24 интересных факта о КНДР

Оба этажа стилизованы под жилье того самого старого времени. Массивная деревянная лестница. На стенах висят старые фотографии. Или современные, но умело состаренные. Из материальных экспонатов только мебелишка. Явно не из дворца. За такой гарнитурой даже Киса Воробьянинов не стал бы охотиться. Две-три ложки и кружки на столе. Типа посуда. За стеклом лежит сабля и эполеты испанского офицера. Вот и всё, что можно осмотреть. Не поверите, даже не возникло желания сделать хотя бы один кадр на фотоаппарат. Совсем убого.

Ах, да. Можно еще глянуть на телевизор, по которому крутят документальные черно-белые кадры, развивающие у подрастающего поколения филиппинцев любовь к Родине. Цель благая, но мне это не интересно.

P. S. Единственно, о чем сейчас уже по прошествии определенного времени можно пожалеть, и то самую малость, так это о том, что находясь в самостоятельном плавании не всё увидели, потому что боялись сойти в сторону с нахоженной туристами и описанной в путеводителях тропы. Нынче, сделав работу над ошибками, я бы сел на лошадку, запряжённую в тарантас, и прокатился бы часок по узеньким улочкам старого Интрамуроса. Чтобы уж наверняка увидеть всё самое интересное и убедиться во мнении:

Манила: город на реке, напоминающий Центральную Америку (Филиппины)

Надо сказать, что незадолго до Филиппин я был в Бангладеш, о чем написал пост со схожим названием «Дакка: жизнь на реке как адский ад». Здесь, в Маниле, слава богу, того ада нет, хотя речка тоже грязновата, а город такой же огромный, перенаселенный и полный своих социальных драм. Путеводители пишут о Маниле как о столице, в которой, за исключением испанского форта Интрамурос, нечего смотреть. Во многом это правда: вторая мировая война не пощадила Манилу, а послевоеное руководство решило не восстанавливать старую колониальную застройку. В итоге то, что мы наблюдаем сегодня, представляет собой довольно безвкусное нагромождение серых «коробок», лишенное всякого градостроительного плана. Здесь есть отдельные, очень редкие, красивые здания, тут есть необычное китайское кладбище, но в целом эстету в Маниле нечего искать. Тем не менее, Манила — это ворота островного государства, ярче любого другого места отражающие современные Филиппины.

Первое, что бросается в глаза едва вы покидаете зданием аэропорта — «джипни», адаптированные под микроавтобусы пикапы, являющие собой гибрид джипа и черт знает чего. Сотни тысяч джипни курсиуют по Филиппинам, отчаянно загрязняя своим выхлопом и без того неважную экологию. Трудно сказать, почему в качестве городского общественного транспорта филипинцы выбрали именно джипы: у них явно большой расход горючего, они неудобные и небезопасные. На мой субъективный взгляд, простейший микроавтобус существенно практичнее во всех отношениях. Впрочем, филиппинцы — народ простой, привычный к трудностям и ценящий традиции. А джипни — это больше, чем традиция, это часть их истории —

Существует несколько теорий того, почему джипни стали толь популярны. Некоторые считают, что покидая Филиппины, американская армия подарила местным тысячи джипов, которые филиппинцы переделали в «джипни». По другой версии, джипни никакого отношения к американцам не имеют, и всегда собирались местными мануфактурами с ипользованием, разве что, американских двигателей.

Сами владельцы джипни видят свои забавные колымаги кем угодно, только не «джипами», смотрите сами, какие марки они «лепят» на радиаторы своих вороных коней: Isuzu, Mercedes и так далее —

Одного не отнять: владельцы джипни любят свою машину, украшают ее от души, каждый автомобиль уникален. Внутри джипни тесно и очень душно, людей набивается от полутора десятков до 25–30 человек в час пик —

Для разнообразия, помимо джипни мы передвигались по Маниле на электропоезде, пересекающем весь город с севера на юг. Отличный и явно недооцененный туристами вид транспорта, по линии движения которого расположены все достопримечательности Манилы, плюс почти все автобусные станции, плюс даже аэропорт (от последней станции электрички до аэропорта — пара километров) —

Как уже говорилось выше, за пределами Интрамуроса очень мало что указывает на «Париж Азии», как ее называли до 1945 года и американских бомбардировок. Отдельные красивые здания —

В Маниле немало китайцев, живущих в неизменном «Чайнатауне» —

Честно скажу, меня Чайнатаун не впечатлил. Довольно серо и скучно. Особенно, после Гонконга.

Ряд монументальных зданий в центре города напоминает нам об американском периоде правления, например центральная почта, в наши дни почему-то не функционирующая и обнесенная плотным забором —

Читайте также:
16 интересных фактов о Калифорнии

В парках специальные люди помогают ловить вшей —

Избавившись от вшей — не грех перекусить —

. сыграть в шахматы —

. выспаться в кузове пикапа и. переехать жить в Австралию —

. не вышло с Австралией — продолжаете спать —

Терапевтический и расслабляющий массаж —

Та самая почта, о которой мы выше говорили —

Кой-где речка вышла из берегов и слегка подтопила идущую вдоль нее улицу —

Кстати, по ходу написания данного отчета про Манилу, возникла у меня забавная дискуссия с Андреем finnskij на тему того, может ли иметь коммерческую отдачу не вполне профильная реклама в блоге? Cкажем, я пишу о путешествиях, и вы ожидаете увидеть рекламу, скажем, авиабилетов, или каких-то туристических услуг. Но что будет, если в посте про Манилу и ее речку будет реклама. насосов? Да, именно насосов, которыми воду откачивают. И это даже не совсем реклама, а скорее эксперимент. Фирма «Груднфос», производящая насосы — она более чем настоящая, мировой лидер в этой сфере, а вот каковы шансы, что среди моих читателей есть те, кто занимается насосами? Ребята сделали супер забавный баннер на базе фотографии той самой затопленной улицы, что вы наблюдали выше, вот как прикольно получилось — Пока там откачивается вода, мы проследуем дальше —

Испанский католический собор, чудом сохранившийся после войны —

Обратите внимание на пивную банку в руках у просящего —

Различные виды моторикш —

А еще в Маниле есть красивая и здоровенная крепость, о которой рассказывалось в отчете «Интрумурос» —

Наверное вы спросите, а почему пост называется: «Город на реке, напоминающий Центральную Америку»? Дело в том, что от ощущения, что все это я уже видел — не мог избавиться. Такой же типаж людей, такой же климат, такой же менталитет, такая же архитетура. одним словом, кто бывал в Никарагуа или даже просто на Кубе — меня поймет.

А я на этом заканчиваю с отчетами на ближайшие дни и выезжаю в аэропорт. Лечу в Румынию, где буду несколько дней. Потом лечу в Алмату, буду неделю в Таджикистане, несколько дней в Узбекистане. И 16.06 доберусь до Екатеринбурга, где проведу около двух недель. После чего лечу в Одессу, какое-то время там, и затем Стамбул. До встречи в июне!

Манила – добро пожаловать на дно!

Манила – это тот случай, когда можно посмотреть, но не найти ни одной причины, чтобы остаться. Можно посмотреть на феерическое днище мира – зловонную помойку среди тропиков. Манила – город, который ты возненавидишь, даже если находишься там транзитом. Я был в Маниле четыре раза. К четвертому я уже не мог придумать, что бы сказать про этот город хорошего.

Сразу по приезде в Манилу посетителя встречается местная феерически удобная транспортная система. Ну, она по крайней мере есть, уже неплохо. Но для города, который раза в два больше Москвы, ее немного не хватает. Аэропорт состоит из нескольких терминалов, которые стоят друг к другу спиной. Если вы летите разными авиакомпаниями из разных терминалов, то добираться придется на такси. По пробкам, да. Все дороги вокруг аэропорта просто забиты пробками, больше, чем дороги в центре города. Транспорта в самом аэропорту нет, ведь автобус – это такая мудреная штука. Нужно по дороге без тротуара выйти на трассу, где в пробке со скоростью 5 км/ч едут джипни. О, джипни!

Все туристы в своих отчетах рассказывают про джипни с таким придыханием: смотрите, это же уникальный транспорт! Смотрите, как они ярко раскрашены! Смотрите, двух одинаковых не бывает! Хорошо любоваться на джипни из окна кондиционированного такси, а вы попробуйте их использовать по прямому назначению.

Я понимаю, что филиппинцы обычно не отличаются гигантским ростом, но даже им в джипни нужно заползать, согнувшись. Русские газельки и тайские сонгтхэо покажутся весьма гуманным видом транспорта.

Анархия настолько сильна, что у джипни даже нет номеров, что есть нонсенс для такого большого города, где разных маршрутов сотни. По крайней мере, на джипни надписи английскими буквами, так что если знать названия основных улиц, то можно понять, куда садиться.

В Маниле также есть метро. Слухи о жутких толпах несколько преувеличены – я ни разу не попадал так, чтобы было даже близко к тому, что творится на Выхино утром. Метро стоит где-то вдвое дороже джипни (20-30 песо против 10-15), но это гораздо удобнее, чем трястись в пробке. Пожалуй, самый надежный способ попасть в аэропорт – доехать на метро до конечной, а оттуда уже на джипни/такси/велотакси. Если нужно в третий терминал (откуда летают внутренние рейсы Cebu Pacific), то можно на велотакси доехать через огромные трущобы, окружающие станцию метро, до пересечения с трассой, а оттуда уже пешком. До четвертого (основного терминала) лучше на джипни, но до стоянки джипни тоже нужно еще добраться. Короче, это не Рио-де-Жанейро.

Читайте также:
18 интересных фактов о Гоа

Наверное, если у вас короткий отпуск, проще потратиться и потрястись по пробкам на такси. В нем хотя бы спать можно. На всех такси в Маниле написано “May reklamo ka?” – такая смесь украинского с японским. Желающих размещать рекламу на такси, похоже, не густо.

Для филиппинцев, похоже, Манила – это такой нерезиновый город больших возможностей. Но я их не понимаю. В деревне условия жизни, конечно, не очень, но лучше, чем жить в трущобах. А судя по количеству трущоб, большинство понаехалов как раз оказываются на обочине жизни.

Качество “жилья” в этих трущобах очень низкое.

Голые дети в городе в порядке вещей.

Детей в Маниле очень много, они бегают стайками. Похоже, обитатели трущоб не утруждают себя обучением в школе. У многих и документов-то нет никаких.

Трущобы есть много где по всему миру, но только в Маниле можно увидеть такое явление, как жизнь на картонке всей семьей с маленькими детьми.

Картонку можно кинуть где угодно, даже на оживленной улице с движением в несколько полос.

Думаете, я оббегал весь город в поисках трущоб? Ничего подобного. Я вообще был в очень небольшом кусочке Манилы. Планировка города примерно такая. Есть море (залив точнее), в него впадает помоечная река с заглавной фотографии. К югу от устья находится старый город, построенный испанцами, Интрамурос, главная достопримечательность Манилы. Дальше вдоль берега есть главная площадь с большим парком, а потом район Эрмита между набережной и большим проспектом, над которым проложено метро. Еще я был к северу от Интрамурос, там большой рынок, а также на разных окраинах возле аэропорта и автобусных станций, плюс в грязных убогих районах вокруг оных станций. Вот и все. Ехать никуда не надо, самые колоритные трущобы находятся в старом городе, хоть обснимайся.

Набережная реки с трущобами.

Реально все эти места находятся в пределах пяти остановок метро.

На рынке ассортимент сообразно клиентуре. Дороже 1 доллара (45 песо) нужно поискать.

Маечки по 8 рублей – выгодное предложение.

Состояние Манилы хорошо видно по местным котам. Где вы еще найдете таких бегающих скелетиков?

Их так жалко, что мы купили в магазине корм и угощали бедолаг.

Раненого котенка отнесли к ветеринару.

Петухов тут держат для участия в боях по выходным.

Поскольку подавляющее большинство туристов на Филиппинах не вылезают за пределы своего пляжного ресорта, расположенного на маленьком острове вдали от городов, туристическая инфраструктура тут мягко говоря не очень. С жильем проблемы – самые дешевый номер стоит не меньше 700 песо ($16), и это даже без кондиционера. Его еще поискать надо, таких мест всего два. Для местных есть дормитории по бюджетной цене в районе 100-200 песо с комнатами человек на 20, но это если вы хотите не просто пощупать дно, а покопать еще ниже. С другой стороны, раз туристов нет, местные жители совершенно не стремятся за твой счет обогатиться, так что нигде тебя не обсчитают, не сдерут двойную цену в джипни, не будут пытаться разводить.

Несмотря на крайнюю бедность, Манилу нельзя назвать опасным городом. Главная опасность здесь – ступить в глубокую грязную лужу.

С глубиной и грязью тут знакомы хорошо.

Жизнь состоятельного человека в Маниле будет состоять из стояния в пробках и походов по большим торговым центрам, потому что только так можно более-мене оградиться от трэша и угара. Да, и не ездить на междугородних автобусах. Кстати, в Маниле даже не доросли до создания автовокзала, есть куча мелких офисов транспортных компаний в разных районах города. Еще можно неспешно поиграть в гольф под стенами старого города.

Зайти в одну церковь, занесенную в список ЮНЕСКО.

И взглянуть на памятник человеку по имени Лапу-Лапу, который боролся с клятыми испанскими оккупантами, когда они только впервые появились. Филиппины были испанской колонией около 300 лет, до того, как Испания проиграла войну с США в 1898 году. На главной площади кроме памятника Лапу-Лапу есть целая аллея бюстров разных повстанцев, к каждому из которых есть подпись про “оккупантов”. К американцам на Филиппинах, напротив, относятся очень хорошо, потому что они их освободили от японской оккупации и содержат несколько военных баз, поднимающих экономику Филиппин.

В старом городе много разрушенных зданий.

Уличные указатели а-ля Испания. Еще почти у всех филиппинцев испанские имена и фамилии, вот и все что осталось от оккупантов.

Явление гастарбайтерства на Филиппинах поставлено на широкую ногу. Дело в том, что большинство филиппинцев хорошо говорят по-английски: страна была колонией США плюс английский есть язык для общения между многочисленными народами с разных островов. У филиппинцев специфический акцент, в особенности там любят звук [a] на месте буквы A вместо американского [э], но он гораздо понятнее индийского акцента. Получается, Филиппины – самая дешевая их англоговорящих стран, поэтому спрос на работников высокий.
Кстати, гражданам Филиппин, чтобы выехать из страны, нужно либо “разрешение на то, чтобы уехать работать”, либо обратный билет (для туристов). Если заподозрят, что хочешь свалить из сраной филиппишки, могут не выпустить.

Читайте также:
17 интересных фактов о Бурунди

На филиппинском английском туалет называется “Comfort room”.

Декор из старых бутылок, прямо родина.

Паркуйтесь на свой страх и риск.

На Филиппинах местная власть неожиданно близка к народу. В каждом “барангае” (это самая мелкая административная единица – деревня, или в случае Манилы один квартал) висят длинные списки с именами местных чиновников или даже граффити. Знаете ли вы хоть одного человека из управы вашего района?

Поздравляем мэра нашего района за хорошую работу в области здравоохранения и чистоты.

У многих чиновников даже есть прозвища.

Еще тут любят вешать поздравления от всей деревни успешным ученикам и студентам.

Есть два способа хорошо провести время в Маниле: 1. Сразу уехать 2. Изрядно раскошелиться, чтобы Манилу как бы не увидеть. Выбирайте свою пилюлю!

Прогулки по Маниле

В Манилу я прилетел в августе, после трёх замечательных недель проведённых на острове Борнео, где я сначала устроил себе нешуточное испытание джунглями в национальном парке Бако, а потом отдыхал от экваториальных лесов на красивых благоустроенных улочках Кучинга и Кота-Кинабалу. Летел я в столицу Филиппин местной авиакомпанией Cebu Pacific и приземлился в третьем терминале аэропорта. Прямо возле выхода из терминала расположена остановка автобусов, которые едут к станции метро Taft за 20 или 30 песо, точно не помню. Нет смысла переплачивать и ехать на такси – автобусы ходят регулярно в светлое время суток. Ночью – не знаю.

Моё посещение Манилы

Из-за отмены рейса Air Asia из Кота-Кинабалу в Манилу мне пришлось взять билет Cebu Pacific на другую дату, в результате чего у меня получилось 6 полноценных дней в Маниле. Город с первых минут поразил меня своим масштабом, мегаконтрастом, многополосными магистралями, отличными бетонными дорогами и крайне малым озеленением на улицах. А ещё толпами филиппинцев и ужасными пробками. Огромным количеством бездомных, нищих и трущоб, занимающих любое свободное место. Население Филиппин перевалило за 100 миллионов и продолжает стремительно увеличиваться. Манила – это муравейник, гигантский муравейник! Один из самых перенаселённых городов мира. Гораздо больше и оживлённей Бангкока. С другой стороны, здесь есть спокойные фешенебельные районы, конкурирующие по благоустроенности с Сингапуром, а количество небоскрёбов в одной только Маниле превышает количество небоскрёбов во всей России. И такие контрасты везде и во всём. Филиппины очень полярная страна.

На входе в метро стоят бравые полисмены, тыкающие тоненькими палочками в недра рюкзаков. Ищут опасные предметы, типа. Ну-ну. Поди тут чего найди. Народу в метро тьма-тьмущая! Москва в час пик отдыхает! Метро почти постоянно перегружено. Проезд по сравнению с Бангкоком или Куала-Лумпуром стоит сущие копейки: 10-20 песо (7-14 рублей). Но и качество соответствующие – всё потрепанное, не свежее и видавшее виды. Ну и ладно, главное едем.

Ехать недалече, вот и станция моя, Guadalupe, выползаю, плетусь в 1 River Central Hostel. Жильё в Маниле не фига не бюджетное и даже койка в дорме стоит 450 песо – 300 рублей! Хостел мне попался колоритный. Размещён он у реки, а на крыше есть крытая терасса, где по утрам хозяйки Эльза и Сара готовили вкусный и обильный завтрак, включённый в стоимость. Там же приятно посидеть в Интернете и поработать. В комнате 2 двухъярусных кровати, чисто и опрятно. Но вай фай не ловит.

В Маниле у меня было только одно дело – обменять дорожные чеки на песо. Остальное время я посвятил прогулкам и изучению города. Помимо всем известного Интрамуроса в Маниле находятся эпичные трущобы, куда я первым делом и направился. Вышел на станции метро Carriedo и через китайский квартал отправился к пирсу.

На пути попалась старая церковь Binondo, конца 16 века. В окружении современных многоэтажек выглядит мегаубойно!

В отличие от экстерьера, внутреннее убранство храма свежее, чистенькое и располагает к молитвам за счёт очень приятного мягкого света и тишины.

Бедные кварталы

Рядом с храмом расположен большой перекрёсток и площадь со сквером, где тусуются нищие и бездомные. В том числе, дети. Ко мне подошла стайка детишек с предложением дать им денег. Никакой наглости и агрессии в поведении и глазах детишек я не увидел.

Читайте также:
18 интересных фактов об Италии

— Денег нет, ребята, давайте лучше фоткаться!
Моё предложение было воспринято с большим энтузиазмом.

Денег у меня дети больше не просили, но с удовольствием посмотрели свои фотографии на камере. Что ж, идём дальше, к реке. С каждой сотней метров здания ветшают, машины сменяются на мотобайки, мотобайки на велосипеды… Пошли какие-то гетто из фанеры, лепящиеся к стенам домов. Жилище тут делают из всего, что только под руку попадётся: листов жести, строительных отходов и даже обтянутого полиэтиленом картона.

Деревянные бараки по местным меркам – дворцы!

Велорикши в таких местах – короли. У них есть велик, с помощью которого они могут хоть как-то зарабатывать.

Местные жители смотрели на меня с удивлением, но вполне дружелюбно. До трущоб у самой реки я не успел дойти, так как расстояния в Маниле не маленькие, а темнеет в тропиках быстро – пришлось возвращаться.

На обратном пути зарулил на самый большой манильский рынок – Дивисорию. Очень колоритное место. Вини-пух и Nutella – идеальное сочетание!

Прогулялся немного в другую сторону от станции Carriedo. Тут расположена современная церковь Quiapo.

Внутри всегда есть народ. Кто помолиться заходит, кто просто посидеть в тишине.

Интрамурос

Посетил я и основную манильскую достопримечательность – испанскую крепость Интрамурос, основанную в далёком 1571 году. Крепость не маленькая и огораживает несколько городских кварталов толстой стеной с пушками.

Внутри крепости старая колониальная архитектура в отреставрированном варианте.

Так же тут расположены несколько старых храмов. Это церковь Святого Августина.

А это Манильский Кафедральный собор.

Вообще в Маниле много всего интересного для историка – сказывается богатое колониальное прошлое, а так же активное участие Филиппин во Второй Мировой войне. Но я же странствующий натуралист – поэтому, надолго на архитектуре и табличках с датами и длинными описаниями не залипаю. Тем не менее, если никуда не торопиться, на Интрамурос вполне можно потратить полдня, а то и весь день…

Побродить по колоритным улочкам у старых стен.

С новыми фонариками на зданиях.

Отыскать наглядный пример принципа «захочешь жить – и не так раскорячишься».

Здесь есть пафосные места для туристов с дорогими ресторанами и кафе, а есть простые улочки-закоулочки с местными eatery и скромным филиппинским бытом.

Ключевое место в крепости Интрамурос – форт Сантьяго. Вход туда платный – 75 песо (50 рублей). Местечко довольно популярное и я видел здесь немало туристов. Как белых, так и азиатов.

Клетки для узников.

Почти со всех обзорных мест в Маниле видны трущобы и форт Сантьяго не исключение. Противоположный берег реки Пасиг почти весь улеплен трущобами.

По Пасигу туда-сюда шныряют самодельные пенопластовые лодки, управляемые вместо вёсел двумя кусками пластика в тонких мальчишеских ручках.

В сторону района Эрмита всё выглядит более-менее благополучно.

Но гетто есть и там. Они лепятся к крышам и стенам домов причудливыми разноцветными конструкциями.

Макати

Манила продолжила раскрывать свою мегаконтрастность, когда я пошёл обналичивать трэвел-чек на 500 долларов в самый богатый район города – Макати. У меня возникло ощущение что я в Сингапуре – вокруг ни соринки, через каждые 20 метров полисмены и гварды с автоматами и дробовиками. Хорошо одетые филиппинцы на дорогих машинах. Дорогие рестораны, бутики, клубы… Трущоб нет – одни небоскрёбы сверкают.

И даже какая-никакая зелень появляется в кадре.

А на аккуратно подстриженных газонах – скульптуры.

Приятный райончик. Но ценники сингапурские… Обналичил чек я в PNP Bank, после череды неудач в других банках. Когда показывал чек American Express и просил обналичить, отмазы выслушивал самые разные – иногда у меня вообще было ощущение, что сотрудники банков впервые видели подобную портянку.

Недалеко от крепости Интрамурос расположен парк Ризал. Ничего особо интересного тут нет. Парк без изюминки какой-то.

Повеселил огромный департамент туризма. Но был он закрыт. И выросшие на парапете и крыше деревья говорили о том, что закрыт он давно. Хотя, может быть так и задумано.

Стоит ещё тут памятник челу, замочившему Магеллана в 1521 году.

Лапу-Лапу зовут. Местный вождь и основоположник идеи борьбы за независимость. Ух, нет никакого Лапу-Лапу в наше время на многочисленные Макдональдсы и KFC, заполонившие все Филиппины! Единственное с чем я так и не смог смириться за полтора месяца на Филиппинах – это их явная проамериканизация. Особенно в еде!

Китайское кладбище

А понравилось больше всего в Маниле старое китайское кладбище. Добраться до туда можно на метро. Выйти на станции Abad Santos, пройти немного назад и повернуть налево. Дальше дорогу лучше спросить у местных, так как ко входу на кладбище идёт ничем не примечательная улица без каких-либо опознавательных вывесок.

Огромный плюс в путешествии по Филиппинам – хороший английский у большинства местных жителей. Даже в трущобах можно спросить любую бабульку: «Как пройти в библиотеку на кладбище?» И вам ответят на понятном английском в 90% случаев. А если вдруг случится такая напасть, что вы не поймёте – просто возьмут за ручку и отведут на кладбище. Хорошо что не положат.

Читайте также:
20 интересных фактов об Амстердаме

Так вот китайское кладбище, значит, да. Второе по возрасту в Маниле после La Loma Cemetery, было заложено ещё в 19 веке. На входе мне сходу предложили экскурсию и велорикшу. Но я предпочитаю исследовать всё сам, а велорикшу мне всегда жало – что он будет ради меня надрываться, педали крутить.

Китайское кладбище – это целый город для мёртвых. С улицами, указателями, номерами домов…

Для праха усопших китайцев строят настоящие дома с красивым внутренним и внешним видом.

Окна зарешечены, но сквозь решётку видно внутренне убранство комнаты. Оказывается, некоторые мёртвые китайцы живут куда лучше большинства живых филиппинцев.

Даже вода подведена.

И это ещё весьма скромные по здешним меркам домики – большие двух- трехэтажные особняки в кадр не влезали, так как улочки тут узкие, а широкоугольного объектива у меня нет… Вот только по частям если.

Оформлены большинство домов в буддистском стиле.

Но есть среди китайцев и католики и протестанты. Так что христианской символики на кладбище тоже хватает.

Бродил я по кладбищу часа три – тут есть где разгуляться и даже заблудиться… Есть в Маниле ещё более колоритное место – Северное кладбище. Там среди могил живут люди – бедняки-филиппинцы. Но попасть с фотоаппаратом туда не так просто – надо оформлять разрешение в городской администрации.

Побывать не Филиппинах и ни слова не сказать о джипни – это дурной тон. Поэтому, говорю: впечатлён. Их в Маниле проста тьма! И подавляющее большинство с ярким индивидуальным дизайном а-ля «кто во что горазд».

То – джипни, а это – джипик.

Филиппинцы народ очень музыкальный и нередко на улице можно встретить маленький ансамбль. Играют что-то типа джаз-фьюжн. И хорошо так играют. С душой.

Не смотря на свои размеры, грязь, толкотню в метро и малочисленность деревьев на газонах, да и самих этих газонов тоже, Манила мне понравилась. Она интересна своими контрастами. Нищетой, с одной стороны и фешенебельностью – с другой. Тут не так уж много достопримечательностей, но зато легко увидеть жизнь простых филиппинцев на многочисленных переулочках массово ответвляющихся от загруженных джипни авеню. И часто, почему то, так бывает, что лучший кадр попадает в объектив именно в местах далёких от Интрамуроса, Макати и прочих туристических мест… Манила — лишь стартовая точка на пути к исследованию целой страны. Тысячи островов, сотни интересных мест… Не так уж много блогеров освещают эту страну. Рекомендую дружественный ресурс Palawan Days где можно найти много полезной информации по жемчужине Филиппин — острову Палаван.

Как добраться

Манила — столица островного государства. Поэтому попасть сюда из других стран можно только на самолёте. Прямых рейсов из России пока нет, но среди транзитных найти перелёт за 30-35 тысяч рублей не проблема.

Где жить

В столице Филиппин огромный выбор отелей и гестхаусов. Найти лучшие цены поможет агрегатор Румгуру, который ищет по всем системам бронирования сразу.

Манила похожа на Джакарту — огромный контрастный мегаполис, где есть и суперэлитные жилищные высотки и трущобы у реки. Дома, студии, квартиры, аппартаменты — тысячи всевозможного жилья по всему городу и по самым разным ценам. Найти свой уютный уголок в столице Филиппин поможет сервис поиска частного жилья Airbnb. Можно найти варианты как в центре, так и на окраине города. Кстати, если вы там ещё не зарегистрированы, то можно по моей ссылке получить подарочный бонус в размере 32 долларов, который можно использовать при первом же бронировании.

Интересные факты о Париже

Именно Париж чаще всего называют самым романтичным городом мира, чем сами французы очень гордятся. Несмотря на расширение и строительство современных зданий, он во многом до сих пор сохранил свой старомодный облик, за что его, наверное, и любят. Что может быть романтичнее, чем закат над Парижем, наблюдаемый с обзорной площадки Эйфелевой башни? Именно за этим сюда и приезжает большинство туристов, хотя, конечно, изысканная французская кухня и знаменитый Лувр тоже намекают на то, что этот город было бы неплохо посетить хотя бы раз в жизни.

Факты о Париже

  • Парижский метрополитен считается не очень безопасным, особенно вечером, после того, как стемнеет.
  • Численность населения Париже примерно вдвое ниже численности населения Санкт-Петербурга.
  • Именно Париж является самым посещаемым туристами городом мира. Сюда ежегодно приезжает около 25 миллионов человек.
  • Это по-настоящему древний город, он был основан около 2300 лет назад римлянами и галлами, и назывался «Паризии».
  • Из всех городов Франции Париж является наиболее густонаселённым (интересные факты о Франции).
  • В Париже расположено самое старое на планете кладбище домашних животных. Оно появилось в конце XIX века, когда власти запретили выбрасывать тела погибших питомцев на улицу.
  • В Париже, в отличие от многих европейских столиц, из водопроводных кранов течет питьевая вода. Превосходная система очистки воды – предмет гордости горожан.
  • Одно из прозвищ французской столицы — «Город огней». Он получил его потому, что стал одним из первых городов мира, где появилось уличное освещение.
  • В парижских пригородах проживает около 8 миллионов человек, тогда как в самом городе — лишь 2 с небольшим миллиона.
  • Во всей материковой Европе установлено правостороннее движение автомобилей, в том числе и в Париже. Но здесь есть небольшая улочка имени генерала Лемонье, на которой левостороннее движение.
  • Площадь Парижа примерно равна площади Пятигорска — немногим более 100 квадратных километров (интересные факты о Пятигорске).
  • Эйфелева башня, символ Парижа, некогда едва не была снесена по требованию горожан, которые утверждали, что она портит облик города.
  • В Париже есть комичная бронзовая статуя – она изображает знаменитый удар головой З. Зидана в грудь М. Матерацци во время финального матча чемпионата мира по футболу в 2006 году.
  • В центре Парижа на крышах многих домов красуются пчелиные ульи – всего около 300. Говорят, что столичные насекомые дают больше меда, чем их деревенские собратья.
  • Когда египетскую мумию фараона Рамзеса II перевозили в Париж в 1974 году, мумии был выдан паспорт, где можно найти отметку “Вид деятельности: Король (умерший)”.
  • Парижане обожают собак, и поэтому с этими домашними питомцами разрешено появляться во многих общественных местах, в том числе и в некоторых ресторанах.
  • На площади Шарля де Голля в Париже, где стоит знаменитая Тримфальная арка, не действует французская автомобильная страховка. Причина тому — достаточно хаотичное круговое движение машин по площади, причём без единого светофора.
  • Парижское метро является шестым в мире по количеству перевозимых пассажиров. Это одна из старейших в Европе систем метрополитена, она уступает только Лондону, Будапешту и Глазго (интересные факты о Глазго).
  • В Париже иностранцев удивляют прозрачные пластиковые ящики для мусора. Они не украшают город, но они заменили стандартные мусорные урны из-за угрозы терактов.
  • Недалеко от Парижа находится единственный в Европе парк «Диснейленд».
  • «Парижский синдром» — это психическое расстройство, вызванное несоответствием между реальным городом и образом столицы Франции, созданным в фильмах и книгах. Чаще всего он возникает у туристов из Японии, так как тут играет свою роль ещё и разница французской и японской культур.
  • Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) был впервые обнаружен и изучен в парижском институте Пастера в начале 80-х годов прошлого века.
  • В начале XX в. в Париже действовал «человеческий зоологический сад», официально названный «Exposition Coloniale» — «Выставка достижений колониализма». В этом саду французы селили людей, привезенных из своих колоний, из Мадагаскара, Индии, Вьетнама, Судана, Конго, Туниса и Марокко. Сад посещали миллионы людей, между тем «живые экспонаты» из теплых краёв страдали от холода и унижения. Сегодня бывший сад законодательно признан национальным позором Франции.
  • Знаменитый парижский музей Лувр был построен в 1793 году, и сегодня по факту является самым посещаемым музеем в мире – он принимает более 5 миллионов человек ежегодно. Именно здесь хранится знаменитая Мона Лиза за авторством Леонардо да Винчи (интересные факты о Леонардо да Винчи).
  • Впервые в мире стриптиз был исполнен на сцене знаменитого кабаре Мулен Руж в Париже в 1983 году. Девушка по имени Мона во время постановочного конкурса красоты полностью сбросила с себя одежду, и в итоге была наказана штрафом в 100 франков за непристойное поведение.
  • Большая часть самых популярных ресторанов мира находится именно в Париже.
  • Здесь на весь город приходится лишь один-единственный дорожный знак «STOP».
  • Посещая Париж во время Второй мировой войны, Гитлер так и не смог попасть на вершину Эйфелевой башни, так как парижане намеренно вывели из строя лифт. С тех пор стало популярным выражение ”Гитлер завоевал Францию, но не смог завоевать Эйфелеву башню!”.
  • Каждый день на улицах Парижа проходят съёмки примерно десятка фильмов и сериалов.
  • Во время Первой Мировой Войны, французы построили так называемый “поддельный Париж” недалеко от столицы, чтобы запутать немецких летчиков.
  • Точкой отсчета для всех дорожных расстояний во Франции служит нулевой километр, расположенный в Париже на острове Сите, на площади перед собором Парижской Богоматери, который стал известен всему миру после публикации одноимённого романа Виктора Гюго (интересные факты о Викторе Гюго).
  • В парижском метро пассажиры самостоятельно должны открывать и закрывать двери в вагонах нажатием на соответствующую кнопку.
  • В Париже настолько разветвленная схема метро, что из любой точки города путь до ближайшей станции не превысит 500 метров.
  • Во всём мире есть около 40 городов под названием «Париж». Один из них расположен в России, в Челябинской области.
  • Собак в Париже больше, чем детей.
Читайте также:
25 интересных фактов о Кубе

20 интересных фактов о Париже

20 интересных фактов о Париже

1) Париж получил разные прозвища, но самым известным из них является «Город огней», на французском языке известен как

La Ville-Lumiere.

Это популярное прозвище было дано городу не только потому, что Париж всегда был центром образования и творческих идей, но и потому что, Париж был одним из первых городов мира, который получил уличное освещение.

2) Париж был основан более 2000 лет назад, а затем стал одним из лидеров коммерческих, культурных и научных центров мира. Более 25 миллионов человек каждый год посещают Париж. Особенно высоким туристическим местом Париж становиться в месяце июле и августе.

3) Как столица Франции, Париж основан в начале 508 года. Известная историческая икона Парижа, Эйфелева башня была построена между 1887 и 1889 годами. Это было самое высокое здание в мире до 1930 года.

4) Другим всемирно известным сокровищем Парижа является Собор Парижской Богоматери, который был построен между 1160 и 1345 годами. Самым посещаемым музеем мира является Лувр, который был создан в 1793 году. Его посещают 5 миллионов человек в год.

5) Эйфелева башня окрашивается каждые семь лет.

6) Изначально, Париж был крайне запутан, дома были хаотично разбросаны по всему городу, однако в 19-ом веке, перфект Осман, кардинально изменил весь город. Чтобы проспекты и улицы были прямыми, он снес множество домов, в результате чего получилось 12 проспектов.

7) Все 12 проспектов сходятся в одном месте, на площади Шарля де Голля, в центре которой стоит знаменитая на весь мир Триумфальная арка. Вокруг площади организовано круговое движение, причем движение осуществляется без единого светофора. Кстати, это единственное место на территории всего государства, где не действует автомобильная страховка.
Самым старым мостом в Париже является Pont Neuf, что означает Новый мост.

8) Недалеко от Парижа есть единственный в Европе Диснейленд.

9) Париж является родиной стриптиза. Столица Франции действительно стала местом, где впервые исполнялся стриптиз. Это знаменательное событие произошло в 1894 году на одном из ночных парижских развлекательных шоу. Причем стриптиз того времени являл собой довольно своеобразное зрелище. Вместо привычного эротического танца с медленным раздеванием, девушки-стриптизерши разыгрывали сценку, согласно которой, они обнаруживали у себя в одежде блоху, и, желая избавиться от вредного паразита, раздевались донага.

Читайте также:
16 интересных фактов о Калифорнии

10) В парижском метро пассажиры самостоятельно должны открывать и закрывать двери в вагонах, а у турникетов нет служащих метрополитена.

11) Фонтан напротив Эйфелевой башни вполне можно считать неофициальным местом для купания и отдыха на траве под солнцем в жаркую погоду. Это место для приятных встреч и не менее приятных новых знакомств, люди дружелюбны и открыты для общения.

12) Парижане без ума от собак, которых в городе больше, чем детей, и могут появляться с ними во многих общественных местах, в том числе и в ряде ресторанов. Четвероногих друзей человека в Париже насчитывают в количестве превышающем полмиллиона.

13) В Париже воду можно пить прямо из-под крана. Жители французской столицы необыкновенно гордятся системой водной очистки и канализацией в своем городе. В Париже даже есть необычный Музей сточных каналов.

14) Большая часть самых популярных ресторанов мира находится в Париже.

15) Сколько дорожных знаков “Стоп” можно сосчитать в Париже?…Что интересно, всего лишь один.

16) Посещая Париж во время Второй мировой войны, Гитлер так и не смог попасть на вершину Эйфелевой башни. Французы намеренно вывели из строя привод лифта. С тех пор стало популярным выражение ”Гитлер завоевал Францию, но не смог завоевать Эйфелеву башню!”

17) Когда мумию Рамсеса II перевозили в Париж в 1974 году, мумии был выдан паспорт, где можно найти отметку “Вид деятельности: Король (умерший)”

18) На Эйфелевой башне высечено 72 имени французских инженеров, ученых и математиков, участвовавших в создании башни.

19) В Париже есть комичная бронзовая статуя – она изображает знаменитый удар головой З. Зидана в грудь М. Матерацци во время финального матча чемпионата мира по футболу в 2006 году.

20) Во время Первой Мировой Войны, французы построили так называемый “поддельный Париж” недалеко от столицы, чтобы запутать немецких летчиков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: