Федор Достоевский – биография, семья, фото

Федор Достоевский

Имя: Федор Достоевский (Fedor Dostoevsky)

Отчество: Михайлович

День рождения: 11 ноября 1821

Кто родился в этот день: узнать

Место рождения: г. Москва, Россия

Дата смерти: 9 февраля 1881 (59 лет)

Причина смерти: узнать туберкулёз лёгких, хронический бронхит

Где похоронен: узнать Тихвинское кладбище, Александро-Невская лавра, Санкт-Петербург

Биография Федора Достоевского

Детство и семья

Мать-украинка, Мария Федоровна, происходила из слоев московского купечества, была натурой религиозного склада, возила детей (а их было семеро) на богомолье. В семье соблюдались старинные традиции воспитания в духе безусловного повиновения. Самые теплые воспоминания о детстве у писателя были связаны с их имением в Тульской губернии, где они проводили летние месяцы (обычно без отца).

Азбуке Федора и других детей учила мать, отец преподавал им латынь, но мальчику уже тогда особенно нравились уроки словесности. С 13 лет будущий литературный гений проходил трехлетнее обучение в пансионе Карла Чермака, где учительствовали лучшие профессоры Москвы.

В 1837 году, лишившись матери, юноша по решению отца отправился в Северную столицу, где поступил в военно-инженерное училище. Именно городу на Неве и его жителям он посвятил впоследствии целый ряд своих шедевральных произведений.

В тот период кроме учебной литературы он много времени отдавал художественной: читал Пьера Корнеля, Гомера, Фридриха Шиллера, Оноре де Бальзака, Уильяма Шекспира, Александра Пушкина, Гавриила Державина, Николая Гоголя, Карамзина и других авторов. По инициативе Федора в училище был образован литературный кружок. Его членами являлись такие известные личности, как Николай Бекетов, Дмитрий Григорович, Николай Витковский и его товарищ Иван Бережецкий.

В 1839 году скончался его отец – был убит артелью крестьян, которым спьяну нагрубил. Это известие потрясло 18-летнего сына и пагубным образом сказалось на его психическом здоровье – спровоцировало нервный припадок, предвестник будущей эпилепсии. Хотя, по мнению ряда исследователей, также стало толчком к размышлениям на тему «что такое преступление».

Проба пера

Каторга

Развитие писательской деятельности

В тот же период вышла его повесть «Дядюшкин сон», роман «Униженные и оскорбленные», «Скверный анекдот», «Записки из подполья». В 1860-х он также издавал журналы «Время» и «Эпоха», где пропагандировал идею «почвенничества», родственную течению славянофильства.

В 1862 Достоевский впервые смог выехать за границу, посетил Германию, Австрию, Францию, Швейцарию, Англию, Италию. Там он увлекся игрой в рулетку, снова и снова испытывая судьбу. В 1866 все пережитое из-за этого пагубного пристрастия он перенес на страницы романа «Игрок».

Годом ранее, будучи в немецком Висбадене для поправки здоровья, он начал работу над романом «Преступление и наказание», где нашел отражение весь сложный путь его внутренних соображений и изысканий. За ним последовали еще четыре величайших творения писателя-мыслителя: «Идиот» (1868-69), «Бесы» (1871-72), «Подросток» (1875) и «Братья Карамазовы» (1879-80), названные позже «великим пятикнижием».

В 1873 он взял на себя редакторство журнала «Гражданин», где стал печатать «Дневник писателя», воплотив в жизнь свою давнишнюю идею непосредственного общения с читателями и обсуждения с ними различных злободневных тем.

Личная жизнь Федора Достоевского

Первой его спутницей жизни стала Мария Исаева. Они познакомились, когда Федор прибыл в Семипалатинск. Женщина уже была замужем за горьким пьяницей и воспитывала сына Павла. После смерти ее супруга писатель сделал ей предложение, которое она приняла только после произведения Достоевского в офицеры и возвращения потомственного дворянства. Они поженились в феврале 1857, но брак не был счастливым. В первую же брачную ночь у Федора случился эпилептический припадок, отвернувший от него жену навсегда.

В начале 1860-х у писателя были сложные романтические отношения с юной (младше его на 20 лет) Аполлинарией Сусловой. Он стал первым ее мужчиной. После смерти Исаевой от чахотки в 1864 году литератор предлагал ей выйти за него, но девушка к тому времени уже завела роман с новым любовником.

В 1866 году, не успевая написать в срок роман, что грозило ему потерей авторских прав на собственные сочинения, Достоевский нанял стенографистку, 20-летнюю Неточку Сниткину. Она помогла ему сдать вовремя новое произведение – «Игрок» – и стала верной супругой и любовью всей жизни. Они поженились в 1867 и прожили вместе 14 лет. Супруга родила писателю четырех детей. Двое из них умерли в детстве. Выжили дочь и сын – Любовь Федоровна и Федор Федорович Достоевский.

Дочь (когда отец умер, ей было 11) была сложным в общении человеком. Посмертный интерес к книгам Достоевского обеспечил семье финансовую стабильность, поэтому она ни в чем не нуждалась, пыталась попасть в светское общество, писала пьесы, однако, не оцененные литературными критиками высоко. Любовь унаследовала от отца слабое здоровье, много болела, лечилась на европейских курортах. Накануне начала Первой мировой она эмигрировала из России и больше не вернулась. За рубежом она издала книгу воспоминаний об отце. Мужа и детей у наследницы писателя не было. Скончалась в 1926 году от малокровия.

Супруга родила сыну писателя двоих детей. Одного по традиции назвали Федором. В 16 лет подросток умер от брюшного тифа. Младший сын Андрей выжил и дожил до глубоких лет.

Линия рода Достоевских продолжается. Потомки великого литератора по-прежнему живут в Петербурге. Правнук Дмитрий работал водителем трамвая, как и его сын Алексей, впоследствии перешедший на службу на судно Валаамского монастыря. Алексей воспитал двух дочерей Веру и Марию и сына Федора.

Достоевский: биография, фото, личная жизнь

Достоевский — классик, произведения которого с интересом изучают не только в России, но и за ее пределами. Всё потому, что Достоевский всего себя посвятил изучению главной загадки мироздания — человеку. Предлагаем экскурс в историю становления Федора Достоевского — писателя и культурного деятеля XIX века.

Достоевский: биография писателя

Достоевский, биография которого открывает секреты формирования его особенного писательского мышления, входит в плеяду лучших романистов мира. Знаток человеческой души, глубокий мыслитель, проникновенный романист — Достоевский писал о духовном и темном в человеке. Его романы привлекали криминальными сюжетами.

Откуда черпал вдохновение Достоевский, книги которого до сих пор потрясают сознание читателей, ответит биография писателя, в которой немало интригующих поворотов:

Читайте также:
Петр Капица - биография, личная жизнь, фото

Детские годы и отрочество

Федор Достоевский (1821–1881) происходил из небогатой семьи дворянина и купеческой дочери. Отец — наследник польского шляхетского рода герба Радван. Его предок — боярин Даниил Иртищ — в XVI веке купил белорусскую деревню Достоево. Отсюда и пошла фамилия рода Достоевских.

Фото: YouTube: UGC

По воспоминаниям Федора Михайловича, родители работали неустанно, чтобы дать детям хорошее образование и воспитать их достойными людьми. Первые уроки грамоты и письма будущий писатель получил от матери. Его первые книги — религиозная литература, которой увлекалась набожная родительница.

Позднее в своих произведениях («Братья Карамазовы» и др.) он неоднократно вспоминает об этом. Отец давал детям уроки латыни. Французский язык Федор выучил благодаря Николаю Драшусову (Сушарду), которого позднее вывел в романе «Подросток» под фамилией Тушар. Сыновья преподавателя учили его математике и словесности.

В тринадцать лет Фёдор Достоевский поступил на обучение в пансион Л.Чермака, а через три года отец, удрученный смертью жены, отправил старших сыновей на учебу в санкт-петербургский пансион Костомарова. Он уготовил мальчикам стезю инженеров: они окончили Главное инженерное училище, однако в выбранной профессии себя не реализовали.

Начало творческого пути

В инженерном училище писатель организовал литературный кружок и создал несколько театральных пьес в начале 1840-х гг. («Мария Стюарт», «Жид Янкель», «Борис Годунов»). Эти рукописи не сохранились. После учебы в 1843 году Достоевского направили на службу в инженерную команду в Петербурге, однако на должности он долго не продержался. Двадцатитрехлетний поручик уходит со службы, решив посвятить себя литературе.

В 1845 году Федор Михайлович закончил роман «Бедные люди». Читать первому это произведение выпало Николаю Некрасову. Прочтение заняло одну ночь, после чего автор «Кому на Руси жить хорошо?» сказал, что в русской литературе появился новый Гоголь. При участии Некрасова роман был издан в альманахе «Петербургский сборник».

Второе его произведение — «Двойник» — публика не поняла и отвергла. Критика шельмовала молодого автора, именитые писатели его не понимали. Он ссорится с И.Тургеневым и Н.Некрасовым, его перестали печатать в «Современнике». Вскоре произведения Достоевского появились в «Отечественных записках».

Арест и каторга

Знакомство с социалистом Петрушевским кардинально изменило судьбу Федора Достоевского. Он участвует в пятничных собраниях, а со временем вошел в тайное общество, которое возглавлял коммунист Спешнев. За то, что писатель публично прочитал запрещенное письмо Белинского к Гоголю, его арестовали в 1849 году. Он так и не успел насладиться успехом романа «Белые ночи», вышедшего годом ранее.

Восемь месяцев, на протяжении которых велось следствие, Достоевский провел в Петропавловской крепости. Военный суд вынес приговор — смертная казнь. Казнь оказалась инсценировкой: перед началом исполнения писателю зачитали указ об изменении меры наказания.

Ему предстояло отбыть восьмилетнюю сибирскую каторгу (через месяц этот срок уменьшили вполовину). В романе «Идиот» Достоевский отразил чувства, которые пережил в ожидании казни.

Фото: wikipedia.org: UGC

Писатель отбывал каторгу в Омской крепости. Он страдал от одиночества и отчуждения: другие арестанты не принимали его из-за дворянского титула. В отличие от других каторжан писатель не был лишен гражданских прав.

Четыре года он читал единственную книгу — Евангелие, которое подарили ему жены декабристов в Тобольске. Это стало причиной духовного перерождения писателя, изменения убеждений. Достоевский стал глубоко религиозным человеком. Воспоминания о каторге были использованы писателем при создании «Записок из Мертвого дома» и других рукописей.

Вступление на престол Александра II принесло романисту помилование в 1857 году. Ему было разрешено публиковать свои произведения.

Расцвет литературного таланта

Новый этап в творчестве писателя связан с разочарованием в социалистической идее. Его интересует философская составляющая социальных вопросов, проблемы духовного бытия человека. Он помогает брату Михаилу издавать альманах «Время», а после его закрытия в 1863 году — журнал «Эпоха». На страницах этих изданий появились романы Достоевского «Униженные и оскорбленные», «Скверный анекдот», «Записки из подполья».

Писатель часто выезжал за границу в поисках новых тем, но завершалось все тем, что он проигрывал огромные суммы за рулеткой в Висбадене. Драмы и переживания этого периода жизни Достоевского стали основной для нового романа «Игрок».

Пытаясь выпутаться из финансовых проблем, писатель заключает крайне невыгодный для себя договор на публикацию всех своих произведений и садится за написание нового творения — романа «Преступление и наказание» (1865–1866).

Фото: изд-во «Азбука»: UGC

Следующее произведение — роман «Идиот» (1868) — рождалось в муках. Главный герой — князь Мышкин — идеал писателя. Глубоко моральный, честный, добрый и искренний человек, воплощение христианского смирения и добродетели, герой романа похож на автора: их сближают взгляды на жизнь, религиозность и даже эпилепсия.

Федор Достоевский трудится над романом «Жития великого грешника». Произведение не было завершено, однако его материал автор использовал для создания «Бесов» и «Братьев Карамазовых», где осмысливал ростки радикальных и террористических убеждений интеллигенции.

Жизненный путь Достоевского обрывает хронический бронхит, протекавший на фоне туберкулеза и эмфиземы легких. Уходит из жизни писатель на шестидесятом году жизни, в январе 1881 года. Труд писателя ценился при жизни. Он был популярен и знаменит, однако настоящая слава пришла к нему после смерти.

Фёдор Достоевский: личная жизнь

Федор Достоевский — сложный писатель и не менее сложный человек. Он обладал страстной, эмоциональной натурой, легко увлекался и не всегда мог контролировать свои действия и чувства. Это отразилось на его личной жизни. Вот что известно о любимых женщинах Достоевского:

Мария Исаева

Фото: Википедия: UGC

Мария Исаева, по происхождению француженка, на момент знакомства с Федором Михайловичем в начале 1854 года была женой начальника Астраханского таможенного округа, имела маленького сына.

Двадцатидевятилетняя страстная и экзальтированная дама познакомилась с писателем в Семипалатинске, куда приехала с супругом. Она была хорошо образованна, любознательна, живая и впечатлительная, но несчастливая: муж страдал алкоголизмом, был слабовольным и нервным. Мария же любила общество, танцы. Она тяготилась провинциальной жизнью и бедностью. Достоевский стал для нее «лучом света в темном царстве».

Читайте также:
Николай Крючков - биография, факты, фото

Беззащитность и хрупкость женщины пробудили у писателя желание защищать ее и оберегать, как ребенка. Некоторое время Мария сохраняла дружескую дистанцию с Федором Михайловичем. Испытанием для их чувств стала почти двухлетняя разлука: мужа Исаевой перевели служить за шестьсот верст от Семипалатинска.

Достоевский пребывал в отчаянии. В 1855 году он получил известие о смерти Исаева. Мария оказалась в чужом городе одна, без средств и с ребенком на руках. Писатель незамедлительно предложил ей руку и сердце, однако обвенчались они через два года.

После освобождения Достоевского с каторги супруги возвращались в Петербург. В Барнауле у писателя случился эпилептический припадок, который напугал Марию. Она обвинила мужа в том, что он утаил от нее тяжелую болезнь, которая в любое время может завершиться смертью. Эта ситуация отдалила супругов друг от друга.

Семилетний брак не принес им счастья. Вскоре Мария переехала в Тверь, а потом вернулась в Петербург, где медленно умирала от чахотки. Писатель в это время вояжировал за границей. Вернувшись, он поразился изменениям, произошедшим с женой. Желая облегчить ее страдания, он перевозит супругу в Москву. Она мучительно умирала на протяжении года. Характер Марии, ее судьба и смерть воплотились в литературной версии — в образе Катеньки Мармеладовой.

Апполинария Суслова

Фото: Википедия: UGC

Эмансипированная барышня, мемуаристка и писательница была дочерью бывшего крепостного. Отец купил себе свободу и переехал в Петербург, где смог дать двум дочерям высшее образование. Апполинария прослушала курс философии, литературы и естественных наук, а Надежда стала медиком.

Знакомство с Сусловой у Достоевского состоялось после одного из его выступлений на студенческом вечере. Апполинария была красавицей: стройная, с голубыми глазами, умным и волевым лицом, рыжими волосами. Она первая призналась писателю в любви. Достоевский нуждался в искреннем отношении. Начался роман. Апполинария сопровождала Достоевского за границей, а он помогал начинающей писательнице в творческом развитии — печатает ее рассказы во «Времени».

Суслова представляла нигилистически настроенную молодежь, она презирала условности и предубеждения старого мира. Поэтому всячески бунтовала против застаревших устоев и морали. Девушка стала прообразом Полины («Игрок») и Настасьи Филипповны («Идиот») и др.

Анна Сниткина

Фото: Википедия: UGC

Вторая жена Достоевского была на 24 года моложе его. Происходила из семьи чиновника, обладала литературным талантом и боготворила Достоевского. С писателем она познакомилась случайно: после смерти отца окончила стенографические курсы и поступила в качестве помощницы на службу к Федору Михайловичу. Их знакомство произошло через два года после смерти первой жены писателя.

Девушка помогла Достоевскому выполнить подписанный с издателем контракт: за 26 дней они совместно написали и оформили рукопись «Игрока». Работая над «Преступлением и наказанием», Достоевский рассказал девушке о сюжете нового романа, в котором пожилой художник влюбляется в девушку. Это было своеобразным признанием в любви. Неточка Сниткина согласилась стать женой писателя.

После венчания ей довелось пережить ужас, который познала Мария Исаева: у Достоевского за вечер произошло два эпилептических припадка. Этот факт женщина приняла как искупление за безмерное счастье, которое ей дарил писатель.

После свадьбы молодожены отправились в Европу. Все путешествие и жизнь за границей Сниткина описала в дневнике. Ей пришлось бороться с игровой зависимостью писателя, решать финансовые вопросы и воспитывать четверых детей, рожденных в браке с Достоевским: двух дочерей Соню (умерла в младенчестве) и Любовь, двух сыновей — Алексея и Федора.

Она стала Музой для писателя. Оставшись вдовой в 35 лет, Анна отрешилась от мира. Женщина так и не устроила личную жизнь после смерти писателя, всю себя она посвятила сохранению его наследия.

Федор Достоевский — увлекающаяся натура как в творчестве, так и в личной жизни. Он неоднократно перекраивал свои романы, сжигал рукописи, искал новые формы и новые образы. Его творчество исполнено поиска идеального мироустройства и духовного совершенствования человека, познания им собственной души. Писателя прославили тонкие наблюдения за психологией персонажей, глубокие познания темной стороны человеческого «Я».

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Федор Михайлович Достоевский: «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни»

Имя этого писателя, наряду с именами Александра Пушкина, Михаила Лермонтова и Льва Толстого, во всем мире является синонимом русской литературы. Его писательский талант, вместе с талантом психолога и мыслителя, был признан еще при жизни. А после ухода Достоевский обрел настоящую славу и бессмертие. Его книги переведены на множество иностранных языков, почитатели его таланта живут во всех частях света. Романы Достоевского откликаются в сердцах самых разных людей вне зависимости от национальности, вероисповедания и цвета кожи читателей, потому что автор говорил самым универсальным языком на свете – языком сердца и любви.

Василий Перов. Портрет писателя Фёдора Михайловича Достоевского, 1872 год. Москва, Государственная Третьяковская галерея

Детство Достоевского

Отец Достоевского

Родился Фёдор Михайлович Достоевский 11 ноября 1821 года в Москве. Его отец Михаил Андреевич Достоевский происходил из польских дворян, некогда обосновавшихся на территории России. Михаил Андреевич получил сначала духовное, а затем медицинское образование, став прекрасным военным врачом. Во время Отечественной войны 1812 года Михаил Достоевский, будучи студентом 4-го курса, служил полковым лекарем, а позднее был отправлен на борьбу с эпидемией тифа.

Михаил Андреевич Достоевский

После женитьбы в 1820 году и рождения старшего сына Михаила, Михаил Андреевич вышел в отставку и трудился в больнице для бедных все оставшиеся годы.

Мать Достоевского

Матушка Мария Федоровна Достоевская (в девичестве Нечаева) была дочерью московского купца, дела которого, правда, после войны с Наполеоном шли из рук вон плохо. Ее родная сестра Александра Федоровна вышла замуж за богатого купца 1-й гильдии Александра Куманина, благодаря чему имела возможность помогать и родителям, и сестре, в частности, она приняла немалое участие в судьбе Федора Достоевского.

Мария Федоровна Достоевская

Как описывал позднее сам Федор Михайлович, родители горячо любили всех своих семерых детей (всего их было восемь, но самая младшая дочь умерла во младенчестве). Отец был строгим и требовательным, но всегда обращался с сыновьями и дочерями уважительно и не считал возможным применение физических наказаний. «Сколько я себя помню, всегда ощущал на себе нежную родительскую любовь», – признавался взрослый писатель в своем дневнике.

Читайте также:
Альберт Швейцер - биография, факты, фото

Достоевский в детстве culture.ru

В 1822 году, после рождения сестрички Варвары, в дом была взята няня Алена Фроловна, о которой у Федора Михайловича сохранились самые теплые воспоминания. Нянюшка помогла матери поставить на ноги всех детей, при этом она всегда была весела, добра и ласкова. Писатель с особенной теплотой вспоминал сказки, которые Алена Фроловна знала в бесчисленном количестве и рассказывала их своим воспитанникам на ночь.

Образование и имение

Матушка сама давала всем детям азы грамотности: читала им самые разные книги, учила читать и писать. А отец преподавал детям латынь. Когда подросли старшие сыновья Михаил и Федор, в дом пригласили гувернеров по французскому языку, математике, словесности.

К этому же периоду относится еще одно важное событие в семье Достоевских. В 1827 году глава семьи получил чин коллежского асессора, а вместе с ним и право на потомственное дворянство, что дало возможность семейству приобрести собственное имение. Благодаря этому в 1832 году дети Достоевских, которые все свое детство провели во флигелях Мариинской больницы (семье доктора были выделены там комнаты), наконец, познакомились с русской деревней. Это время врезалось в память Федора Достоевского ярким и важным эпизодом: уютный дом в тени липовой аллеи, прекраснейшая природа средней России, добрые крестьяне, которые приняли хозяйских детей, как своих.

Лето Достоевские стали проводить в своем имении в Тульской губернии, а на зиму возвращались в Москву. В доме всегда было много родительских друзей, сослуживцев отца и родственников. Чета Достоевских вела такой образ жизни, что дети впитывали от них напрямую любознательность, порядочность, любовь к людям, науке, искусству. На семейных вечерах отец зачитывал целые главы из «Истории государства Российского» Николая Карамзина, и Федор Михайлович, благодаря этому, уже в 10 лет прекрасно ориентировался в основных событиях русского истории. И в целом будущий писатель был всю жизнь благодарен родителям и за чудесное детство, и за прекрасное образование, которые они дали всем своим детям, несмотря на то, что жили довольно скромно в финансовом отношении.

Пансион

С 1934 года братья Михаил и Федор стали учиться в пансионе Леонтия Ивановича Чермака – прогрессивном учебном заведении, где не практиковались физические наказания. Обучение было сильным и дорогостоящим, но, к счастью, оплачивать учебу помогали Куманины. И хотя в пансионе уделяли внимание всем наукам, но оба брата Достоевских более всего увлекались литературой. Правда их литературные интересы довольно серьезно разнились, но, как писал позднее Федор Михайлович, «Пушкин нас мирил».

Жизнь переменилась в один миг. В 1837 году от чахотки скончалась матушка Мария Федоровна, в этот момент и закончилось детство будущего писателя. Два старших брата – Михаил и Федор – так решает отец, должны ехать в Петербург, в пансион К.Ф. Костомарова. А затем по настоянию отца оба поступили в Петербургское инженерное училище. И хотя братья страстно желали заниматься литературой, но Михаил Андреевич настаивал на получении «серьезного образования». Сыновья не смели перечить воле отца.

Инженерное училище. Михайловский замок в Санкт-Петербурге в 19 веке, литография по рисунку И. Шарлеманя

И Федор, и Михаил успешно окончили училище. Но, даже готовясь стать инженерами, интересоваться литературой не перестали. Более того, в 1838 году Федор Михайлович организовал среди приятелей по училищу литературный кружок. В него входили:

  • Дмитрий Григорович
  • Алексей Бекетов
  • Николай Витковский
  • Иван Бережецкий

Первые произведения Достоевского как раз относятся к этому времени. Но он все еще не решался серьезно заняться литературой. После окончания курса он даже на некоторое время устроился работать в Петербургскую инженерную команду на должность инженера-подпоручика. Но уже через год принял решение уйти в отставку и посвятить всего себя литературе, так как не представлял свою жизнь ни в каком ином занятии.

Достоевский — первый успех

Семья не одобрила решения Федора, однако, смирилась. Начинающий писатель с вдохновением взялся за перо. И первый же роман «Бедные люди», который вышел в свет в 1844 году, принес ему оглушительный успех. Виссарион Белинский и Николай Некрасов – ведущие литераторы того времени – оценили проведение невероятно высоко, как, впрочем, и все российское литературное сообщество. Читатели приняли книгу с большой теплотой, так как поднятые в ней темы были очень актуальны. Между собой молодого Достоевского назвали «новым Гоголем».

Однако второй выпущенный роман «Двойник» не нашел такого же отклика. Его назвали растянутым и непонятным. И хотя сегодня сейчас роман оценен и с художественной, и с литературной точек зрения, но в те годы над писателем в открытую посмеивались.

Достоевский в 26 лет, рисунок К. Трутовского, итальянский карандаш, бумага, (1847). Государственный музей истории российской литературы имени Владимира Даля

Достоевский рассорился с Белинским, и тот выгнал его из своего кружка. А также с Некрасовым, и тот перестал его публиковать в своем журнале «Современник». Правда молодого писателя тут же захотел печатать Андрей Краевский в своих «Отечественных записках». Да и в целом «Бедные люди» дали такой мощный старт Федору Михайловичу, что он, несмотря на неуспех «Двойника», все-таки сохранил широкий круг знакомств с самыми интересными и значимыми людьми того времени.

Петрашевцы и тайное общество

1946 год ознаменовался для Достоевского судьбоносной встречей с М.В. Петрашевским. Михаил Васильевич каждую пятницу устраивал в своем доме встречи, где революционно настроенные люди обсуждали варианты преобразования России. Они говорили об отмене крепостного права, свободе книгопечатания, прогрессивных изменениях в системе судопроизводства и прочих злободневных вопросах.

Помимо «пятниц» Петрашевского Достоевский посещал также кружок Николая Спешнева. Николай Александрович из восьми самых рьяных петрашевцев составил кружок, куда попал и Достоевский. Эта восьмерка составила самое настоящее тайное общество, члены которого ратовали за самые серьёзные действия вплоть до переворота. На этих встречах Михаил Достоевский множество раз зачитывал вслух «Письмо Белинского Гоголю», которое носило явный революционный характер и было запрещено к печати и распространению.

Читайте также:
Саладин - биография, правление, факты, фото

В 1848 году вышел еще один роман Достоевского «Белые ночи», который снова был принят с восторгом. Но насладиться заслуженной славой писателю не пришлось: за петрашевцами уже давно наблюдала тайная полиция, и в апреле 49-го года молодого писателя арестовали.

Арест Достоевского

Он провел 8 месяцев в Петропавловской крепости. Достоевский держался достойно, в камере много читал и даже написал рассказ «Маленький герой». На допросах вел себя сдержанно, не оговаривал своих товарищей, всеми силами защищал брата (которого тоже арестовали, но через месяц отпустили), но вину свою не признавал. Достоевский называл себя вольнодумцем и настаивал на том, что все петрашевцы желают добра своему Отечеству и действуют из любви к оному. Очевидно, что писатель верил в положительный исход всей этой истории.

Однако в начале 1850 года был оглашен приговор – казнить всех петрашевцев. Приговоренные не знали, что император Николай I задумал очень коварный эксперимент: расстрел был заменен каторгой, однако заключенным об этом не сказали заранее.

Достоевский под арестом на гауптвахте, здание которой располагалось на Сенной площади. Здесь он был 21 и 22 марта 1874 г. «за нарушение порядка публикаций»

Казнь Достоевского

В день казни людей вывели на эшафот, казнить должны были «тройками». Достоевский попал во вторую «тройку». В первую вошли Михаил Петрашевский, Николай Момбелли и Николай Григорьев – их облачили в специальные рубахи, опустили капюшоны, солдатам дали приказ «пли». Но выстрела не последовало. Несколько мгновений оглушающей тишины. Затем – топот копыт и адъютант вручает генералу Сумарокову пакет от императора, где сообщается о помиловании…

Федор Достоевский писал, что этот момент перевернул всю его жизнь. Те несколько минут, которые отделяли его от, казалось бы, неминуемой смерти, навсегда изменили мировосприятие писателя. Григорьев тронулся умом… Еще несколько арестантов разрыдались прямо на плацу, узнав о помиловании… Это был тяжелый момент.

Каторга

Федор Достоевский был лишен всех званий и привилегий и сослан отбывать наказание в Омскую крепость. Сначала писатель тяжело переживал каторгу: так как он не владел никакими ремеслами, его посылали на все виды черных работ, другие арестанты относились к нему враждебно и даже с ненавистью из-за его дворянского происхождения, надсмотрщики были грубы и жестоки. Но чуть позже он по-другому взглянул на все, что его окружало.

После, писатель напишет:

«Ведь этот народ необыкновенный был народ. Ведь это, может быть, и есть самый даровитый, самый сильный народ из всего народа нашего. Но погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно. А кто виноват? … То-то, кто виноват».

Там, на каторге и рождается новый Достоевский: он пересмотрел всю свою жизнь, изменилось его мировоззрение…

Достоевский после каторги

Итак, 8 лет каторги были заменены на 4 года, при этом Достоевский был лишен дворянского звания и своего состояния. По возвращении с каторги писатель был разжалован в рядовые солдаты. Однако, это имело большое значение, так как больше писателю были возвращены гражданские права. Хотя обычно каторжане пожизненно были лишены всех прав. В случае с Достоевских это произошло впервые.

1856 году стал переломным в судьбе Достоевского. Взошедший на престол император Александр II даровал прощение всем петрашевцам. И в 1857 году писателя полностью амнистировали, он был восстановлен в своих правах и даже мог снова печататься.

Но эти годы не прошли бесследно. Если в молодости Достоевский никак не мог определиться в своем жизненном пути, метался из стороны в сторону в поисках правды и истины, то после каторги он стал зрелой личностью, с устоявшимися жизненными взглядами и принципами. Эти нелегкие годы каторги сделали из него глубоко религиозного человека, коим он и оставался до конца своих дней.

Расцвет творчества

В 1860 выходит в свет повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон». Но они не были оценены по достоинству в то время, как и многие другие произведения писателя. А привлечь внимание к «новому» Достоевскому стао возможным после выхода «Записок из Мертвого дома». Этот труд был создан в основном во время пребывания в «местах не столь отдалённых», как принято говорить в таких случаях, и повествование в нём шло о как раз о жизни осужденных…

Достоевский в 1863 году

Эта книга стала настоящим откровением для многих читателей, которые никогда не сталкивались близко ни с каторгой, ни с каторжанами. Да и в целом тема заключенных и ссыльных в русской литературе до той поры была табуирована. Достоевский первым стал говорить о ней открыто. После этой публикации Герцен назвал Достоевского «русским Данте».

В 60-е годы братья Михаил и Федор Достоевские издавали свои журналы:

  • «Время»
  • «Эпоха»

Но оба журнала в итоге закрылись, хотя и позволили братьям укрепить их позиции в литературной среде. Да и к тому же, собственное печатное издание позволило Фёдору Михайловичу беспрепятственно издавать свои новые произведения:

  • «Униженные и оскорбленные»
  • «Записки из подполья»
  • «Записки из Мертвого дома»
  • «Скверный анекдот»

и многие другие произведения.

В 1964 году Достоевского ждет очередной удар: умер его брат Михаил, с которым они были невероятно дружны и близки. Писатель тяжело переживал это трагическое событие.

В эти годы он довольно много путешествует за границей, ища там вдохновение для новых книг. Но вскоре Федор Михайлович понял, что писать может только в России. На чужой земле у него не получалось создавать свои бессмертные произведения.

В 60-е годы он разрабатывает идею романа «Игрок». А позднее пишет свое знаменитое «пятикнижие»: романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Книги обрели популярность и признание еще при жизни писателя.

Титульный лист первого отдельного издания романа «Братья Карамазовы», том II. Типография братьев Пантелеевых, 1881 год

Смерть Достоевского

Скончался Федор Михайлович в январе 1881 года от туберкулеза и эмфиземы легких. Достоевскому было 59 лет. Похороны писателя стали отдельным событием – проститься с ним пришло огромное количество человек. Его уважали и любили читатели и при жизни, но после смерти его известность и популярность в России и во всем мире стали еще больше.

Читайте также:
Краткие биографии

Посмертный портрет И. Н. Крамского «Ф. М. Достоевский на смертном одре»

Достоевский — личная жизнь

Личная жизнь писателя не складывалась гладко. До каторги он вел довольно свободный образ жизни, не обходил стороной дома презрения, однако жрицы любви зачастую не соглашались на повторные свидания с ним, так как мужчина славился своим безудержным нравом.

Мария Исаева

Каторга изменила жизнь писателя – он стал более сдержанным и целомудренным. Впервые Федор Михайлович женился в 1857 году на Марии Исаевой. Брак сложно назвать счастливым. Судя по всему, женщина вышла за писателя из-за тяжелых жизненных обстоятельств, а не по большой любви. И хотя между супругами поначалу были и искренний интерес, и дружба, но со временем отношения разладились. Этот союз закончился в 1964 году, когда Мария умерла от чахотки. Ее сына от первого брака Федор Михайлович не бросил, заботился о нем по мере сил и возможности и любил как родного до самой смерти.

Аполлинария Суслова

В одной из своих заграничных поездок Федор Достоевский встретил яркую и эксцентричную соотечественницу Аполлинарию Суслову. Женщина, которая впоследствии стала прообразом Полины в «Игроке» и Настасьи Филипповны в «Идиоте», пленила писателя. Но и эти отношения не стали продолжительными и счастливыми.

Анна Сниткина

Но все же любовь своей жизни писатель в итоге встретил. Ею стала 20-летняя Анна Григорьевна Сниткина. Несмотря на разницу в возрасте — более двадцати лет — этот союз принес счастье и любовь обоим супругам.

Будущая супруга пришла устраиваться к нему на работу, когда Достоевский в сжатые сроки заканчивал роман «Игрок». Когда рукопись была окончена, писатель понял, что привязался к своей стенографистке. А она ответила ему взаимностью и, к счастью для Федора Михайловича, была абсолютно искренна. Вообще, Анна стала настоящим сокровищем и подарком судьбы для Достоевского. Она привела денежные дела супруга в порядок, перезаключила невыгодные договоры на публикацию книг, заботилась о нем, родила ему детей, а главное – бесконечно уважала и любила мужа. Когда писатель умер, Анне было всего 37 лет. Но она так больше и не вышла замуж. Когда у нее спрашивали почему, Анна усмехалась и говорила: «За кого же можно пойти после Достоевского? Разве что за Толстого. Так он женат».

Маленький Достоевский: 9 интересных фактов из детства писателя

К 195-летию со дня рождения

Приблизительное время чтения: 9 мин.

В какой семье он родился, где был крещен, что за обстановка окружала будущего писателя, какие книги он читал и кто был его героем?

Достоевский в 26 лет, рисунок К. Трутовского, итальянский карандаш, бумага, (1847), (ГЛМ). Самый ранний портрет Достоевского

1. Достоевский родился и вырос в Москве

Достоевский, которого традиционно считают «петербургским» писателем, родился в Москве и провел в ней первые пятнадцать лет своей жизни. Вся его жизнь будет чередой перемен — как правило, драматического характера, — и только московское детство останется тем незыблемым островом, на который он будет возвращаться душой для спасения и успокоения. Во всех его произведениях звучат отголоски московского детства.

Карта Москвы, 1821 год. Источник

Достоевский — москвич в поведении, во вкусах, в языке. Идеология «почвенничества», выработанная им вместе с братом Михаилом в 1860-е годы, корнями своими уходит в московский мир, наполненный вековыми традициями и правилами, цельный, трудовой, динамичный. Достоевский любил Москву, прекрасно знал город и его историю. В московском журнале «Русский вестник» были опубликованы главные романы Достоевского — «Преступление и наказание» (частично роман написан в Москве), «Идиот», «Бесы» и «Братья Карамазовы».

2. Достоевский — родом из священнической семьи

Дед писателя, прадед и ряд других представителей рода Достоевских были священнослужителями. Учился в семинарии и его отец, Михаил Андреевич Достоевский. И хотя он не закончил курса обучения в семинарии, весь строй его личности был глубоко религиозным.

Михаил Андреевич Достоевский, отец Федора Михайловича. Фотография 1866 г. с пастели Попова, 1823 г.

В соответствии с этим был организован и весь быт семьи Достоевских. Дневной обиход, как во всех православных семьях, сопровождала молитва. Регулярно соблюдались посты. «Всякое воскресенье и большой праздник, — вспоминал младший брат Достоевского Андрей, — мы обязательно ходили в церковь к обедне, а накануне — ко всенощной». Православие было впитано душой Достоевского с раннего детства в доме отца и оставалось неколебимым во все последующие годы его жизни, несмотря на испытания и искушения, с которыми ему пришлось столкнуться.

3. Достоевский с раннего детства видел страдающих людей

Квартира детства Достоевского располагалась во флигеле московской Мариинской больницы для бедных, где служил врачом отец писателя. Больница была основана вдовствующей императрицей Марией Федоровной в 1803 году и стала не только одним из первых бесплатных медицинских учреждений России, но и зримым воплощением идей христианского сострадания, милосердия, бескорыстной помощи ближнему, равно как и воспринятым от европейского Просвещения идей гуманизма и уважения к человеческому достоинству. В больнице бесплатную врачебную помощь могли получить представители всех сословий (кроме крепостных) вне зависимости от их имущественного состояния.

Мариинская больница литография 1820-х гг.

Родители не разрешали детям прямого общения с посетителями больницы, но невозможно было утаить от чуткого и наблюдательного ребенка, каким был Федор Достоевский, мир, который ежедневно, в течении пятнадцати лет, открывался из выходивших в больничный двор окон квартиры, который, без сомнения, возникал в разговорах родителей и домочадцев, соседей. Это был мир людей страждущих, ищущих помощи и поддержки, надеющихся и обреченных. Можно только представить, сколько лиц и судеб повидал в своем детстве Достоевский. Мир московской Мариинской больницы для бедных стал для него настоящим жизненным университетом. «Все забитое судьбою, несчастное, хворое и бедное находило в нем особое участие. Его совсем из ряда выдающаяся доброта известна всем близко знавшим его», — писал о Достоевском его друг А. Е. Врангель. Неподдельный демократизм Достоевского и его душевная отзывчивость к людям — воспитывались здесь. И неслучайно первое слово, которое услышал русский читатель от Достоевского, было слово «бедные» (в названии романа «Бедные люди») — слово из наименования Мариинской больницы.

Читайте также:
Денис Фонвизин - биография, личная жизнь, фото

4. Достоевского с детства приучали помогать ближним

Первые уроки благотворительности Достоевский получил еще в детстве. Так, во время ежедневных летних прогулок вместе с родителями, вспоминает А. М. Достоевский, «проходя мимо часового, стоявшего неизвестно для каких причин при ружье и в полной солдатской форме у ворот Алексан­дровского института, принято было за непременную обя­занность подавать этому часовому грош или копейку».

Деревянный дом (флигель), состоявший при Достоевских из господской
части и людской избы. Рядом обозначен археологический раскоп на месте
предполагаемой «мазанки», первого жилища Достоевских в 1832 году. Источник.

А когда в имении Достоевских случился пожар, жившая в их доме няня Алёна Фроловна, вспоминал Федор Михайлович в 1876 году, видя в какое отчаяние пришли его родители, предложила его матери Марии Федоровне: «Коли надо вам будет денег, так уж возьмите мои, а мне что, мне не надо», (имея ввиду накопившиеся за годы службы и отложенные на старость средства — почти 500 рублей). Помогли тогда и родственники Куманины. В свою очередь Мария Федоровна каждому крестьянину-погорельцу выдала по 50 рублей на восстановление хозяйства. Позже, в 1839 году, те же Куманины проявили заботу об оставшихся сиротами младших детях Достоевских.

5. Достоевский был крещен в больничной церкви

При московской Мариинской больнице для бедных была домовая церковь святых апостолов Петра и Павла, освященная в 1806 году. В 1821 году в ней был крещен писатель. Вместе с родителями он посещал храм каждое воскресенье. Купол церкви хорошо виден с крыльца квартиры Достоевских. Впоследствии, всякий раз выбирая квартиру, Достоевский искал такую, чтобы из ее окон была видна церковь.

Дом-музей Достоевского в Москве расположен в левом флигеле бывшей Мариинской больницы для бедных. Фото Lesio, Википедия

6. Первая самостоятельно прочитанная Достоевским книга — пересказ Библии для детей

По воспоминаниям А. М. Достоевского, грамоте детей в семье Достоевских учили по книге «Сто четыре священные истории, выбранные из Ветхого и Нового завета в пользу юношества Иоанном Гибнером» (перевод с немецкого): «При ней было несколько довольно плохих литографий с изображением Сотворения мира, Пребыва­ния Адама и Евы в раю, Потопа и прочих главных священных фактов. Помню, как в недавнее уже время, а именно в 1870-х годах, я, разговаривая с братом Федором Михайловичем про наше детство, упомянул об этой книге; и с каким он восторгом объявил мне, что ему удалось разыскать этот же самый экземпляр книги (то есть наш детский) и что он бережет его как святыню». Библейский и евангельский мир был для Достоевского вечно живым и актуальным, его отсвет лежит на всем его творчестве.

7. Самым близким человеком был для Достоевского его старший брат Михаил

Михаил (1820–1864) и Федор Достоевские были погодками. Но не только возраст сближал их. Оба они были страстными читателями и оба мечтали стать литераторами. В конечном итоге оба они пришли в литературу. Михаил Михайлович писал повести, рассказы, драмы, стихи, переводил с немецкого и французского языка. Его произведения печатались в столичных журналах и одобрительно отмечались критикой, пьеса с успехом шла в театрах Петербурга и Москвы, переводы поэмы Гёте «Райнике-Лис» и трагедий Шиллера неоднократно переиздавались.

Михаил Михайлович Достоевский (1820-1864), брат Федора Михайловича

Вместе с братом М. М. Достоевский издавал журналы «Время» (1861–1863) и «Эпоха» (1864). Именно в письме к брату Михаилу в 1839 году сформулировал шестнадцатилетний юноша Достоевский свое жизненное и писательское кредо: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

8. Достоевский хотел носить траур по Пушкину

Литературным образцом для братьев Достоевских был Александр Сергеевич Пушкин. «Брат Федя более читал сочинения истори­ческие, серьезные, а также и попадавшиеся романы, — вспоминал А. М. Достоевский. — Брат же Михаил любил поэзию и сам пописывал стихи, бывши в старшем классе пансиона (чем брат Федор не занимался). Но на Пушкине они мирились, и оба, кажется, и тогда чуть не всего знали наизусть, конечно, только то, что попадалось им в руки, так как полного собрания сочинений Пушкина тогда еще не было. Надо припомнить, что Пушкин тогда был еще современник. Об нем, как о современном поэте, мало говорилось еще с кафедры; произведения его еще не заучивались наизусть по требованию преподавателей. Авторитетность Пушкина как поэта была тогда менее авторитетности Жуковского даже между преподавателями словесности; она была менее и во мнении наших родителей, что вызывало неоднократные горячие протесты со стороны обоих братьев».

Братьям Достоевским не пришлось встретиться с Пушкиным — в Петербурге они оказались спустя всего несколько месяцев после гибели поэта. Можно не сомневаться, что если бы обстоятельства сложились иначе, свои первые опыты молодые литераторы принесли бы на оценку Пушкину, как это делали в ту пору многие начинающие сочинители.

Портрет А.С. Пушкина. О. Кипренский

Тогда же, в 1837 году, смерть поэта стала для них потрясением. «Братья, — вспоминает А. М. Достоевский, — чуть с ума не сошли, услышав об этой смерти и о всех подробностях ее». Чтобы оценить всю меру их горя, нужно вспомнить тот факт, что известие о смерти Пушкина пришло в дом Достоевских, когда семья переживала один из самых трагических моментов — только-только, в возрасте 37 лет, скончалась после чахотки Мария Федоровна, любимая мать и душа дома. Михаил Андреевич и дети были охвачены горем, и тем не менее «Федор в разговорах со старшим братом несколько раз повторял, что ежели бы у нас не было семейного траура, то он просил бы позволения отца носить траур по Пушкину». А позже, в июне 1837, по дороге в Петербург, вместо того чтобы думать о вступительных экзаменах, братья мечтали о том, чтобы «тотчас же сходить на место поединка и пробраться в бывшую квартиру Пушкина, чтобы увидеть ту комнату, в которой он испустил дух».

Читайте также:
Генерал Карбышев - биография, подвиг, фото

Пушкин в течение всей жизни оставался живым собеседником Достоевского. К его наследию, его личности и биографии Достоевский обращался во все времена. Нет ни одного произведения Достоевского, в котором бы так или иначе не присутствовал Пушкин — цитатой, образом, упоминанием имени или изданием. Уже в «Бедных людях» герои Достоевского читают Пушкина. Замечателен комментарий Вареньки Доброселовой при посылке Макару Девушкину «Повестей Белкина», он носит несомненный автобиографический характер и отсылает нас к годам детства Достоевского: «Два года тому назад мы читали эти повести вместе с матушкой, и теперь мне так грустно было их перечитывать».

9. Ежегодно семья Достоевских посещала Троице-Сергиеву Лавру

Поездки в Троице-Сергиеву Лавру проходили обычно в начале лета и часто приходились на празднование Троицы. «Эти путешествия были, конечно, для нас важными происшест­виями, — сообщает А. М. Достоевский, — и, так сказать, эпохами в жизни. Ездили обык­новенно на долгих и останавливались по целым часам почти на тех же местах, где ныне поезда железной дороги останавливаются на две-три минуты. У Троицы проводи­ли дня два, посещали все церковные службы и, накупив игрушек, тем же порядком возвращались домой, упо­требив на все путешествие дней пять-шесть.

Федор Алексеев. Троице-Сергиева Лавра. 1800-е (Эрмитаж)

Отец по служебным занятиям в этих путешествиях не участвовал, а мы ездили только с маменькой и с кем-нибудь из знакомых». После покупки имения Даровое в 1831 году поездки прекратились, но в 1837 году, перед отъездом в Петербург, братья совершили еще раз паломничество уже вместе с теткой Александрой Федоровной Куманиной. Светлый образ праздничной Троицкой лавры, с ее особым молитвенным настроем, с торжественными службами, с просветленными лицами пришедших поклониться святому Сергию русских людей, стал для Достоевского той духовной опорой, которая дала ему силы выстоять в суровых условиях каторги и солдатчины, не потерять человеческого облика и не озлиться. Неслучайно в 1859 году, получив разрешение снова жить в центральной России, Достоевский по дороге из Семипалатинска в Тверь специально сделает крюк и на день заедет в Троицу — помолиться Сергию и получить от него духовную поддержку для новой жизни. Личность и подвиг святого Сергия дадут Достоевскому материал для создания серии образов «положительно прекрасных» русских людей в его творчестве — игумена Тихона (в «Бесах»), Макара Долгорукова (в «Подростке»), старца Зосимы и его брата Маркела (в «Братьях Карамазовых»).

Ирина Муравьева: биография, личная жизнь, фото, лучшие роли и интересные факты

Муравьева Ирина Вадимовна родилась 8 февраля в 1949 году в нашей прекрасной столице – Москве. Известна многим телезрителям, так как сыграла более пятидесяти ролей в фильмах различных жанров. Биография актрисы Ирины Муравьевой, личная жизнь, главные роли – обо всем этом пойдет речь в статье.

Семья

Папа – военный инженер Вадим Сергеевич Муравьев, родился в 1923 году. В ходе Великой Отечественной войны в составе добровольного фронта дошел до Берлина. Участвовал в освобождении заключенных из немецких концлагерей.

Мама – домохозяйка Лидия Георгиевна, родилась в 1926 году. Родом из Белоруссии. В конце войны была взята в плен немецкими военными, угнана в Германию. Спасена Вадимом Муравьевым.

Муж – режиссер Леонид Эйдлин, родился в 1937 году. Снимал фильмы для детей, именно поэтому супруга не принимала участия в его проектах. Сделал исключение в работе «С Новым счастьем!», куда пригласил жену и сыновей. Мальчики исполнили роли курьеров. Кинокартина оказалась последней, он умер в 2014 году.

Сын – Даниил Эйдлин, родился в 1975 году. В детстве мальчик мечтал стать историком. Получил юридическое образование, по специальности не работал. Уехал во Францию, там прослушал курсы для киноактеров. Женат второй раз, есть дети.

Сын – Евгений Эйдлин, родился в 1983 году. Окончил ГИТИС. Продюсирует кинокартины, владеет рестораном. Женат, есть ребенок.

Детство

В семье Муравьевых было две дочери (Ирина младше сестры на два года). Воспитанием обоих девочек занимался отец. В школьных дневниках должны были быть только пятерки, за иные отметки, даже четверки, детям грозило наказание. Нельзя было поздно гулять, тем более ночевать вне дома. Поэтому маленькая Ира полюбила чтение, и все вечера проводила за томиками русских классиков. Иногда в качестве вознаграждения за хорошее поведение будущую артистку отпускали в кино вместе со старшей сестрой.

В школе активно участвовала в мероприятиях, где пела, читала стихи и танцевала.

Ирина Муравьева, биография и личная жизнь которой стали предметом нашего обзора, грезила в детстве о призвании учителя младших классов. После прочтения трудов Станиславского приняла решение идти в театральное учебное заведение после десятого класса.

Изначально отец был против поступления в театральную школу. Убеждал, что работа учителем начальным классов пользуется большим уважением в обществе. Еще одним аргументом было, что профессия учителя – это гарант спокойной обеспеченной жизни.

Когда Ирина сделала по-своему и подала документы в театральные вузы, родители изменили решение и поддержали дочь. Вадим Сергеевич говорил ей: «Неважно, кем ты работаешь; важно, чтобы тебе не было за это стыдно». Сама актриса впоследствии рассказывала, что такая поддержка помогла ей в выборе киноработ. Муравьева задумывалась, что сказал бы отец о ее работе в определенном фильме. Именно поэтому Ирину Вадимовну нельзя увидеть в фильмах, где фигурирует обнаженное тело.

Замужество

Сама актриса Ирина Муравьева, биография, личная жизнь, дети которой интересны многим ее поклонникам, говорила, что в юношестве ставила карьеру во главе всего, стремления обзавестись мужем и детьми у нее отсутствовали.

С будущим мужем познакомились в ЦДТ, в начале семидесятых Эйдлин устроился туда режиссером. Он сделал предложение будущей звезде советских экранов выйти за него замуж в 1973 году.

Читайте также:
Сергей Брилев - биография, факты, фото

Есть ли дети у Ирины Муравьевой? Биография свидетельствует, что за десять лет у пары родились два сына. Киноактриса гордится, что они с Леонидом Эйдлиным смогли вырастить детей в домашней уютной обстановке, а не за пыльными театральными кулисами и в грязных подсобках съемочных павильонов. Ирина без сожаления отвергала предложения крупных ролей, если бабушка или дедушка не могли присмотреть за сыновьями.

Вместе с Леонидом Эйдлиным киноартистка прожила 41 год в крепком браке. Как свидетельствует биография Ирины Муравьевой, дата смерти мужа – 16 февраля 2014 года. Режиссер скончался вследствие инсульта.

Образование

Окончила среднюю школу. Подала документы во все театральные институты Москвы, конкурс не прошла. Театральные корифеи поставили на ней крест «профессионально непригодна».

В 1967 году заново проходила конкурс во все учебные театральные заведения. Верным вариантом поступления осталась только драматическая студия при Детском театре. В это учебное заведение могли поступить исключительно коренные москвичи, поэтому конкурс был низкий.

Заочно окончила ГИТИС им. Луначарского, курс Оскара Яковлевича Ремеза.

Начало

Первая киноработа была в 1965 году. Ирине Муравьевой (биография и фото актрисы представлены вашему вниманию в статье) досталась маленькая роль пациента в очереди к хирургу в фильме «Дети Дон Кихота». С 1973 года получает крупные роли.

Самые известные фильмы

«Чисто английское убийство», режиссер Самсон Самсонов, год выхода – 1974. Сюзанна, дочь дворецкого Бриггса.

«Москва слезам не верит» – режиссер Владимир Меньшов, год выхода – 1979. Людмила, провинциалка. Имеет твердый характер и веселый нрав. Представляя Москву игрой случая, в которой она должна взять все по максимуму, знакомится с будущей звездой хоккея. Они женятся. Спустя двадцать лет, не потянув ношу публичной известности и отвратительного характера Людмилы, хоккеист спивается и они разводятся.

«Карнавал» – режиссер Татьяна Лиознова, год выхода – 1981. Нина Соломатина, провинциалка. Переезжает в Москву из маленького южного города. Мечтает стать великой актрисой, но не проходит по конкурсу в театральные институты. Принимает решение повторить попытку через год, Нина живет у отца, который оставил семью для переезда в столицу. Она пытается обеспечить себя самостоятельно, но ни на одном месте не может долго задержаться. На личном фронте тоже все плохо: московский возлюбленный оставил ее ради новой пассии. После всех провалов Нина понимает, что столица слишком сурова и возвращается к матери в родной город. Концовка остается открытой – Нина выступает с концертом перед огромной публикой. Неясно, это снова ее мечты или она действительно осуществила задуманное?

В кинокартине «Карнавал» Муравьева воплотила уже знакомую по жизни роль – персонаж киноленты Нина Соломатина покоряет столичные театральные вузы. Героине по фильму было 18 лет, а Муравьевой на тот момент исполнилось 32 года. Она с блеском вжилась в роль, сыграл на руку личный опыт поступления в театральные училища. После выхода фильма в 1982 году Ирина Вадимовна была названа на страницах издания «Советский экран» лучшей актрисой.

Кроме того, в этом фильме Муравьева продемонстрировала сильную актерскую игру и прекрасный вокал. Он будет звучать и в следующих ее работах.

«Самая обаятельная и привлекательная»

«Самая обаятельная и привлекательная» – режиссер Геральд Бежанов, год выхода – 1985. Надя Клюева, инженер. Личная жизнь до сих пор не устроена, а ей за тридцать. Единственное развлечение – это пинг-понг со старым другом, безответно в нее влюбленного. Однажды она встречает свою одноклассницу. Та, выяснив, что Надя еще одинока, предлагает ей устроить свое счастье с помощью признанных методов обольщения. Объектом становится коллега – красавец, не обделенный женским вниманием. Школьная подруга дает Клюевой инструкции по поведению и через фарцовщика модно ее одевает. Надя им старательно следует, но интереса коллеги к ней так и нет. Зато на нее обращают внимание другие – семейный и чересчур простой. Тогда принимается радикальное решение – Надя приглашает объект обольщения на концерт. Однако на мероприятие мужчина приходит с другой девушкой. Становится понятно, что Надя его не привлекает. Для нее это полное фиаско. Надя признает, что научные методики полная ерунда. Позже выясняется, что и у школьной подруги не все так гладко в семье. Отправившись на очередную партию в пинг-понг с безответно влюбленным другом, Надя понимает, что именно она упускала столько времени.

«Москва слезам не верит»

Всемирную известность Муравьевой принесла роль в киноработе «Москва слезам не верит». До момента съемок кинопроекту предрекали провал, ведь никому не интересна история трех советских золушек, перебравшихся в столицу из провинции. Такого огромного признания не ожидали даже создатели. Фильм был награжден международной премией «Оскар». Персонаж упорной пробивной Людмилы стал любимым у народа. С этого момента Муравьевой начали активно поступать предложения исполнить главные роли.

Последние работы

Во время перестройки артистка все реже стала появляться на экранах. После 2000 она начала потихоньку сниматься, но картин не так уж и много.

В 2005 году участвовала в телевизионном сериале «Не родись красивой» в роли мамы героини Нелли Уваровой. Сериал имел огромный у зрителей. Муравьева согласилась в нем играть, потому что ей была близка роль заботливой матери.

Награждена премией «Ника» за роль в фильме «Китайская бабушка» в 2010 году.

После окончания работы в этой кинокартине Муравьева перестала участвовать в фильмах, отдав все свое внимание Малому театру.

За время карьеры участвовала почти в 50 кинокартинах.

Телевидение

С 70-х и до конца 80-х годов – ведущая программы «Будильник» для детей.

Озвучивала почти 20 мультфильмов. Самые известные:

  • Кошка и курица, «Кошкин дом», год выхода 1982;
  • Бамбино, «Приключения поросенка Фунтика», год выхода 1986 – 1988;
  • Лягушка, «Лягушка-путешественница», год выхода 1996;
  • Солоха, «Ночь перед Рождеством», год выхода 1997.

Театр

В ЦДТ состоялся первый выход на сцену Ирины Муравьевой. Ей досталась роль в массовой сцене в сказке про Козла. Муравьевой доставались преимущество мужские роли – Федя Дружинин из постановки «2001-1 год», Шура Тычинкин в спектакле «Сомбреро».

Ирина Вадимовна перешла в уже признанный Театр им. Моссовета в 1977 году. Первой постановкой стала работа режиссера Павла Хомского «На полпути к вершине». Следующей центральной работой стал проект «Дом на песке» по произведению Рустама Ибрагимбекова. За время службы в театре им. Моссовета участвовала в восьми постановках.

Читайте также:
Мартин Лютер - биография, реформы, фото

В 1993 году она переходит в Малый театр. Ее преданная служба продолжается и по сегодняшний день. Многогранность Муравьевой позволяет ей играть персонажей различного характера – от инфантильных девушек (Мамаева, «На всякого мудреца довольно простоты») до порождающих двоякие чувства у публики (Матрена, «Власть тьмы»).

Ирина Муравьева продолжает искушать поклонников новыми театральными работами в Малом театре. В 2015 году состоялась премьера постановки «Восемь любящих женщин», в которой артистка сыграла жизнерадостную бабушку с богатым жизненным опытом.

В тот же год Муравьева приняла участие в антрепризе «На струнах дождя» режиссера Акима Андросова.

В нынешнее время

Ирина Вадимовна Муравьева больше не рассматривает предложения от организаторов громких и скандальных ток-шоу, не фигурирует в «мыльных» сериалах. Хотя ее приглашают участвовать в телевизионных проектах, Муравьева отказывается. Ей это неинтересно.

Имеется непроверенная информация, что актриса глубоко погрузилась в религию, а показываться в «развратных» проектах считается грехом. Также, по слухам, артистка хочет уйти в монастырь. После смерти мужа у нее начались большие проблемы со здоровьем, а облегчение Муравьева получает только в церкви во время службы.

Работает только в театре, продолжает гастролировать с театральной труппой.

Интересные факты

В 2007 программа «Квартирный вопрос» сделала ремонт на кухне актрисы. Результатом она осталась недовольна. И Муравьева, имея привычку говорить правду, негативно высказалась по этому поводу.

Актриса удивлялась, почему ей всегда предлагают роли провинциальных девушек, ведь она является коренной москвичкой.

Ирине Муравьевой для фильма «Карнавал» пришлось активно осваивать роликовые коньки. Тренировки проходили на киностудии, на них всегда присутствовал массажист. Падала актриса неоднократно, потребовалось несколько тренировок для уверенного катания. Перед съемками гематомы закрашивали гримом, чтобы в кадре не было видно ссадин.

Ирина Муравьева, биография и дата рождения которой вам уже известны, не любит журналистов, крайне редко дает интервью и не любит фотографироваться для прессы.

Участвовала в картинах с признанными красавцами эпохи (Александр Абдулов, Алексей Баталов), при этом до конца хранила верность своему мужу.

Расстраивается, когда ее сравнивают с Людмилой, героиней «Москва слезам не верит». Считает, что у нее нет ничего общего с невоспитанной хамкой.

Изначально отказалась от роли в киноленте «Самая обаятельная и привлекательная». Ее уговаривала вся съемочная группа.

Ирина Муравьева

Ирина Вадимовна Муравьева (род. 1949) – советская и российская актриса, народная артистка России, лауреат Госпремии СССР и премии Правительства РФ.

В биографии Муравьевой есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Ирины Муравьевой.

Биография Муравьевой

Ирина Муравьева появилась на свет 8 февраля 1949 года в Москве. Она росла и воспитывалась в простой семье, не имеющей ничего общего с кинематографом. Ее отец, Вадим Сергеевич, работал военным инженером.

В конце Великой Отечественной войны (1941-1945) Муравьев-старший смог дойти до Германии, где влюбился в Лидию Георгиевну – мать Ирины. Интересен факт, что парень освободил ее из нацистского плена, после чего влюбленные сыграли свадьбу.

В 1947 г. в семье Муравьевых родилась дочь, а спустя пару лет на свет появилась вторая девочка – Ирина. В школе будущая артистка получала высокие отметки по всем предметам. Одновременно с этим она посещала кружок актерской самодеятельности.

В старших классах Муравьева решила связать свою жизнь с актерской деятельностью. В результате, после получения аттестата она подала заявления во все московские театральные вузы, но везде получила отказ. Спустя год история почти повторилась – девушку согласились принять в студию при детском театре, куда брали только москвичей.

Театр и кино

После окончания студии, Ирина Муравьева осталась работать с стенах родного театра. Здесь она пробыла около 7 лет, после чего перешла в Московский театр имени Моссовета, в котором ей часто доверяли главные роли.

В данный период биографии Муравьева была ведущей детской телепередачи «Будильник». В 1994 г. она перебралась в Малый театр, где продолжает работать по сей день. Помимо этого, актриса неоднократно участвовала в антрепризах. И все же, наибольшую популярность ей принес кинематограф.

Дебютной кинолентой для Муравьевой стала драма «Разные люди» (1973), в которой ей досталась одна из ключевых женских ролей. Уже в следующем году она сыграла Сюзанну в детективе «Чисто английское убийство».

Всесоюзная слава и народная любовь обрушились на Ирину в 1979 г., после премьеры культовой мелодрамы «Москва слезам не верит», которую просмотрело более 90 млн зрителей. Успех картины был настолько огромен, что в 1981 г. она удостоилась премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», а также многих других кинонаград.

Ирина Муравьева в фильме «Москва слезам не верит»

В частности, за работу в этом фильме Ирина Муравьева была награждена Госпремией СССР. Следующий успех ее ждал после участия в знаменитой трагикомедии «Карнавал». Интересен факт, что за исполнение главной роли она была признана лучшей актрисой 1982 г. по результатам опроса журнала «Советский экран».

Тогда же Ирина заочно окончила ГИТИС. В 80-е годы ее увидели в таких известных фильмах, как «Мы, нижеподписавшиеся», «Самая обаятельная и привлекательная», «Мы, нижеподписавшиеся» и «Артистка из Грибова». В следующем десятилетии она продолжала сниматься в кино, однако такой популярности как раньше, уже не имела.

В 2005 г. новая волна славы пришла к Муравьевой после участия в рейтинговом сериале «Не родись красивой», который тогда смотрела вся страна. В данном проекте ей досталась роль матери главной героини. Спустя 5 лет она сыграла одного из ключевых персонажей в комедии «Китайская бабушка».

За работу в этом фильме Ирина Вадимовна удостоилась «Ники» как «Лучшая актриса второго плана». В 2019 г. зрители увидели ее в кинолентах «Московский романс» и «Одесский пароход».

Помимо съемок в кино, артистка успела озвучить более 2-х десятков мультфильмов. Кроме этого у нее есть опыт работы на радио – вела передачи «Театральный кружок» и «Детское радио». Муравьева неоднократно была гостьей разных телепередач, на которых делилась подробностями из личной и творческой биографии.

Читайте также:
Наталья Гончарова - биография, факты, фото

Личная жизнь

Единственным мужчиной Ирины Муравьевой был режиссер Леонид Эйдлин, в браке с которым она прожила более 40 лет. У пары родилось двое сыновей – Даниил и Евгений. Женщина стала вдовой в начале 2014 г., когда ее любимый муж скончался от инсульта.

В отличие от многих коллег Ирина Вадимовна не любит посещать вечеринки и светские мероприятия. Она редко общается с журналистами, а также говорит о падениях нравах как в обществе, так и в кино. По ее словам, современный кинематограф утратил совесть и какие-либо идеалы.

Ирина Муравьева с мужем

Смерть супруга негативно отразилась на здоровье Муравьевой, которую мучают проблемы с сосудами. Вместе с тем, настоящую радость и облегчение ей приносит вера в Бога. Женщине запрещен въезд в Украину, поскольку в 2016 г. она гастролировала в Крыму.

Ирина Муравьева сегодня

Сейчас Ирина Вадимовна гораздо чаще появляется на театральной сцене, нежели в кинематографе. Осенью 2018 г. закрытая от СМИ артистка стала гостьей авторской программы Игоря, и Вадима Верников на канале «Культура».

Фото Муравьевой

Ирина Муравьева с сыновьями

Ирина Муравьёва

фотографии >>

биография

Муравьёва Ирина Вадимовна

Родилась 8 февраля 1949 года в Москве в семье военнослужащего.

Заслуженная артистка РСФСР (11.03.1983).
Народная артистка России (1.03.1994).

Первая попытка, в 1966 году, поступить в театральное училище закончилась неудачей. Однако, в следующем году поступила в драматическую студию при Центральном детском театре. В студии училась три года, а в 1970 году была принята в труппу Центрального детского театра, где проработала 7 лет.

В 1977-1991 годы – актриса Московского театра им. Моссовета, где сыграла немало центральных ролей в спектаклях современных авторов.
Параллельно с работой в театре в 1978-1982 годах училась в Государственном институте театрального искусства им. А.В. Луначарского на курсе у Оскара Яковлевича Ремеза.
С 1993 года — актриса Малого театра.

В кино с 1973 года. Одна из первых больших ролей в кино – Сюзанна в детективе Самсона Самсонова “Чисто английское убийство” (1974).

Среди лучших ролей в кино – Людмила в фильме Владимира Меньшова “Москва слезам не верит” (1980), Алла в картине Татьяны Лиозновой “Мы, нижеподписавшиеся” (1981), Нина Соломатина “Карнавал” (1981), Надя Клюева в комедии Геральда Бежанова “Самая обаятельная и привлекательная” (1985), Галина Кадетова в лирической комедии Леонида Квинихидзе “Артистка из Грибова” (1988), Катя в фильме “Китайская бабушка” (2009).

В актрисе уникальным образом сочетаются неповторимое комедийное и яркое драматическое дарование.

Супруг – режиссер, заслуженный деятель искусств России Леонид Данилович Эйдлин (1937-2014).

Центральный детский театр:
1970 — «Сомбреро» С.В. Михалкова. Режиссёр: А.А. Некрасова — Шура Тычинкин (ввод)
1970 — «Первая тройка, или Год 2001-й» С.В. Михалкова. Режиссёр: Лев Машлятин — Федя Дружинин (ввод)
1970 — «Удивительный год» М. Прилежаевой. Режиссёры: Владимир Дудин, Анна Некрасова — гимназистка (ввод)
1970 — «Димка-невидимка» В.Н. Коростылёва и М.Г. Львовского. Режиссёры: О.Н. Ефремов и Г. Печников — Галя
1971 — «Снежная королева» Е.Л. Шварца. Режиссёр: Анна Некрасова — Ворона
1972 — «Чинчрака» по сказке Г.Д. Нахуцришвили. Режиссёр: Л.Д. Эйдлин — Царевна Лали
1972 — «Сказка о четырёх близнецах» П. Панчева, музыка А.Л. Рыбникова, текст песен Ю. Энтина. Режиссёр: Л. Эйдлин — Бонка
1973 — «Двенадцатая ночь» Шекспира. Режиссёр: Н.И. Сац — Виола / Себастьян
1973 — «Молодая гвардия», по роману А. Фадеева. Режиссёр: П.О. Хомский — Любка Шевцова
1974 — «Май не упусти. » Л. Эйдлина по мотивам повести С. Георгиевской «Лгунья». Режиссёр: Л. Эйдлин — Кира
1976 — «Коньки» С. В. Михалкова. Режиссёр: Л. Эйдлин — Зина

Театр им. Моссовета:
1977 — «На полпути к вершине» по пьесе Питера Устинова. Режиссёр: П.О. Хомский
1977 — «Дом на песке» по пьесе Рустама Ибрагимбекова. Режиссёр: Б.Е. Щедрин
1978 — «Превышение власти» по пьесе В.К. Черных. Режиссёр: П.О. Хомский
1978 — «Дальше — тишина» по киносценарию В. Дельмар «Уступи место завтрашнему дню». Режиссёр: А.В. Эфрос — Рода, внучка
1979 — «Братья Карамазовы», по роману Ф.М. Достоевского. Режиссёр: П.О. Хомский — Грушенька
1982 — «Комната» по пьесе Э.В. Брагинского
1986 — «Цитата», по пьесе Л.Г. Зорина. Режиссёр: П.О. Хомский — Людмила
1989 — «Максим в конце тысячелетия» по пьесе Л.Г. Зорина. Режиссёр: П.О. Хомский

Малый театр:
1994 — «Вишнёвый сад» А.П. Чехова. Режиссёр: И.В. Ильинский — Раневская
1994 — «Волки и овцы» А.Н. Островского. Режиссёр: Виталий Иванов — Купавина
1996 — «Чайка» А.П. Чехова. Режиссёр: В. Драгунов — Аркадина
1998 — «Лес» А.Н. Островского. Режиссёр: Ю.М. Соломин — Гурмыжская
2002 — «На всякого мудреца довольно простоты», по пьесе А.Н. Островского. Режиссёр: В.М. Бейлис — Мамаева
2007 — «Власть тьмы» Л. Толстого. Режиссёр Ю. Соломин — Матрёна
2012 — «Священные чудовища» Ж. Кокто. Режиссёр А.Ю. Яковлев — Эстер
2013 — «Филумена Мартурано» Э. де Филиппо. Режиссёр Стефано де Лука — Филумена Мартурано
2015 – Бабушка – «Восемь любящих женщин» Р.Тома, режиссёр В.Бейлис

Антреприза
1996 — «Жена-интриганка, или Актёры меж собой» Д.А. Сухарева, музыка C.Я. Никитина. Режиссёр: Л.Д. Эйдлин

Лауреат Государственной премии СССР (1981 — за участие в фильме «Москва слезам не верит»).

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (26.07.2006).
Орден Почета (25.10.1999).
Орден Дружбы (17.03.2010).
Орден «Знак Почёта» (1983).

Приз за лучшую «взрослую» роль (фильм «Самая лучшая бабушка») в Конкурсе «Наше новое детское кино» на 8-м фестивале отечественного кино “Московская премьера” (2010).

Премия «Ника» (2010) – за роль Кати в фильме «Китайская бабушка».

Приз – “За талант и народное признание” на ХХII Международном “Фестивале фестивалей”, Санкт-Петербург (2014)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: