Эксперимент Третья Волна

«Третья волна» в США. Как учитель за неделю воспитал из учеников нацистов

Мы твердо уверены, что никогда не станем жертвами манипуляций других людей. И немедленно ведемся на скидки в магазинах. Мы убеждены, что ничто не сможет поколебать наши убеждения. И каждый день смотрим телевизор. Сегодня расскажем о реальном психологическом эксперименте, который подтвердил всем известную неприятную истину: на самом деле люди — поразительно внушаемые существа.

Содержание

  • Дисциплина
  • Общность
  • Стукачи
  • Секретная программа
  • Развязка

Десять лет назад вышел замечательный немецкий фильм «Эксперимент 2: Волна». Кино о том, как школьный учитель легко и непринужденно сделал из гимназии маленькое нацистское государство. В основу ленты лег реальный психологический эксперимент, который, правда, проходил не в Германии, а в куда более демократичных США. О нем и пойдет речь — без киношных добавок, выдумок и приукрашиваний.

Всем сидеть!

В 1967 году Рон Джонс работал обычным учителем истории в обычной гимназии. В то время, еще до взрывного роста IT, Пало-Альто был столь же обычным городком, известным разве что по расположившемуся неподалеку Стэнфордскому университету.

В апреле десятиклассники проходили историю Второй мировой войны. На одном из уроков ученики возмутились. Мол, как могли немцы спокойно мириться с массовым истреблением людей, жуткими концентрационными лагерями и прочими кошмарами нацистской Германии? Неужели народ массово не мог восстать против очевидного безумия и навести порядок на своей же земле.

По словам Джонса, он не знал, что ответить на эти вопросы. Вместо прямых ответов он решил провести психологический эксперимент над учениками одного из классов. Изначально задумывалось, что опыт продлится ровно неделю. Благо учитель мог себе позволить такую вольность, так как ученики опережали учебную программу как раз на ту самую неделю.

Эксперимент начался с дисциплины. В понедельник Рон долго и увлекательно рассказывал о прелестях дисциплины. Она и спортсменам помогает, и позволяет добиваться успеха, и делает вас лучше, и тренирует силу воли. В общем, это такой несложный способ стать лучше других.

Класс воодушевился. В течение урока Джонс тренировал учеников по команде «смирно» принимать правильную позу за партой: ступни расположены параллельно друг другу и плотно прижаты к полу, лодыжки сомкнуты, колени согнуты под углом 90 градусов, руки скрещены за спиной, позвоночник выпрямлен, подбородок опущен, голова наклонена вперед. Удивительно, но такая игра школьникам пришлась по нраву. Спустя 20 минут тренировок они уже могли беззвучно занимать свои места в «правильной» позе по команде «смирно».

«Меня мучило множество вопросов. Почему ученики подчиняются власти, которую им навязывают? Почему они не удивляются или не сопротивляются этому „военному положению“? Когда и как все это кончится?»

Рон сам не мог поверить, что ему так быстро удалось «надрессировать» учеников. Ради интереса он усложнил «игру» и ввел новые правила. Теперь по команде «смирно» нужно было не только тихонько и в определенной позе занять свое место, но также обязательно положить на стол карандаш с бумагой, стоять рядом с партой, отвечая на вопрос или задавая его, а также любое обращение к учителю начинать со слов «мистер Джонс».

Каждый должен был пройти своеобразный зачет. Отвечаешь медленно и неуверенно? Повторяй до тех пор, пока не выработаешь автоматизм, точность и живость. За старание получай похвалу. Что-то не выходит? Повторяй до тех пор, пока не научишься. Авторитарная методика обучения принесла удивительные плоды в первый же день. Активность класса резко повысилась, участвовать в обсуждении принялись даже те, кто раньше молча высиживал уроки от звонка до звонка.

Салют «Третьей волны»

На следующий день Рон всерьез задумался о том, чтобы прекратить эксперимент здесь и сейчас. Поводом для таких мыслей стало начало урока во вторник. Когда учитель зашел в класс, все ученики сидели в «правильной» позе, почти никто не улыбался, зато многие были предельно сосредоточены. В классе вместо обычного суетливого шума стояла полная тишина.

И все же Джонс решил продолжить. На этот раз он посвятил урок понятию общности. Последовал короткий, но эмоциональный рассказ о том, как сообща люди помогают друг другу не остаться в одиночестве. Затем преподаватель предложил испытать силу общности и придумал девиз: «Сила в дисциплине, сила в общности!». Сначала он заставил громко произнести лозунг двух учеников, потом к ним присоединилась еще пара и так далее.

«Ученики начали поглядывать друг на друга и почувствовали силу, которую давало ощущение принадлежности к группе. Каждый ощущал свои способности, и все были равны между собой. Они делали общее дело. Мы работали над этим простым действием целый урок. Мы повторяли девиз раскатистым хором или произносили его то тише, то громче. Мы всегда говорили все вместе, при этом не забывая и о том, как надо правильно сидеть, стоять и говорить», — вспоминал позднее Рон.

А в конце урока он придумал приветствие — салют «Третьей волны». Ученики класса должны были приветствовать друг друга, изогнув правую руку и сложив кисть лодочкой. Почему «волна»? Потому что кисть руки напомнила Джонсу гребень набегающей волны. А «третья» — потому что у моряков третьей называется самая большая волна. В общем, и название, и приветствие были придуманы за мгновение и спонтанно.

В последующие дни ученики этого класса приветствовали друг друга «третьей волной» в коридорах и спортзале, в библиотеке и на улице. Странные жесты заметили другие школьники. Сначала они заинтересовались, а потом некоторые стали повторять за участниками эксперимента Рона.

Стукачи, родители, директор

Самое интересное началось в среду. В этот день преподаватель принес на урок членские билеты и придумал задания для каждого из ребят. Кому-то доверил докладывать ему о тех школьниках, что не подчиняются правилам. Другим поручил вербовать новых членов «Третьей волны», обучать их распорядку и приветствию. Третьим надо было придумать флаг для движения. Четвертым пришлось вести поименную запись новых участников.

«Мой страх был в основном вызван широким распространением доносительства»

На педсовет заявился директор школы. Но не для того, чтобы прояснить ситуацию. Он просто отдал Рону салют «Третьей волны». А к концу дня движение разрослось с 30 человек до 200. Каждому был обещан членский билет и какое-нибудь важное задание. У Джонса даже появился личный телохранитель. Роберт был крупным и не самым смекалистым парнем, зато теперь, при соблюдении одинаковых для всех правил, он почувствовал себя уверенным и способным хоть на какие-то поступки. Рослый мальчик стал везде сопровождать обожаемого педагога, открывать перед ним двери и «сторожить» у входа в учительскую.

Читайте также:
Нобелевская премия за произведения на русском языке

«Я чувствовал себя очень одиноким и был несколько напуган. Хотя формально я назначил только трех учеников сообщать о нарушениях правил поведения, ко мне явились примерно 20 человек, чтобы сказать о том, что Аллан не отдал салют, а Джорджина критически отзывалась о нашем эксперименте», — писал впоследствии Рон.

В этот же день проявилось первое явное неповиновение. Три умницы-отличницы были недовольны тем, что отныне не могут выделиться за счет своих знаний. Они, конечно, делали то, что и другие учащиеся, но без энтузиазма. А потом пожаловались родителям. Вечером последовал встревоженный звонок от одного из них. Однако Джонс заверил, что класс просто изучает немецкий тип личности. На том разбирательства и закончились.

Секретная программа правительства

В четверг Рон пришел в школу в подавленном состоянии. Он не знал, что делать дальше. Продолжаться эксперимент не мог, потому что зашел слишком далеко. Ученики стали прогуливать другие уроки, чтобы поработать на благо «Третьей волны». Более того, Джонс был в ужасе от того, что с удовольствием вживается в роль диктатора и оправдывает ее добрыми намерениями. Но и прекращать эксперимент было опасно. Поди объяви все игрой. Что тогда станет с детьми, которые, подобно Роберту, наверняка почувствуют себя униженными? Ведь перед всей школой они показали свою приверженность радикальным взглядам.

Когда преподаватель переступил порог класса, то увидел, что там собралось не меньше 80 школьников. Все сидели тихо и смирно, ожидая откровений от «гуру». Тогда Рон придумал такую штуку. Он заявил, что на самом деле «Третья волна» — это секретная правительственная программа, в рамках которой учителям необходимо найти самых достойных ребят. Из них будут формировать молодежные отряды, призванные изменить страну, сделать ее народ лучше.

«Это была нелепая игра. Я продолжал говорить, боясь, что если остановлюсь, то кто-нибудь засмеется или задаст вопрос и весь великий план рухнет»

Джонс назначил четырех конвоиров и приказал им вывести из класса трех девочек, которые жаловались родителям на эксперимент. Ученицам было запрещено завтра являться в класс, так как в этот день кандидат на пост президента США по телевизору официально объявит о формировании «Третьей волны». Рон поинтересовался, все ли из его «подданных» готовы вступить в новое молодежное движение в рамках страны. Никто не засмеялся и не подумал отказаться. Ребята стали всерьез обсуждать, стоит ли им надевать белые рубашки.

Вас всех одурачили

К назначенному времени в пятницу в актовый зал набилось около 200 человек. Все сидели тихо и смирно, покорно глядя на установленный перед ними телевизор. Парочка приглашенных друзей Джонса демонстративно что-то записывала в блокноты и вообще старательно делала вид репортерской работы.

«„Перед тем как включить национальную пресс-конференцию, которая начнется через пять минут, я хочу продемонстрировать прессе, как мы подготовлены“. С этими словами я отдал салют. В ответ сразу же автоматически взметнулось 200 рук. Тогда я произнес девиз „Сила в дисциплине“. Его повторил многоголосый хор. Мы произносили девиз снова и снова. С каждым разом отклик толпы становился все громче», — вспоминал позднее Рон.

Затем учитель погасил свет и включил телевизор. Никакого кандидата, разумеется, там не было. Семь минут две сотни детей сидели и напряженно вглядывались в телевизионный шум. Именно столько времени им потребовалось, чтобы понять, что их одурачили. Затем Джонс выключил телевизор и запустил проектор с пленкой, на которой были записаны фрагменты нацистской хроники.

«Не существует никакого общенационального молодежного движения под названием „Третья волна“. Вас использовали, вами манипулировали, вас подталкивали ваши собственные амбиции, и вы оказались в том положении, в каком находитесь сейчас. Вы ничем не лучше и не хуже немецких нацистов, которых мы изучали», — произнес педагог.

Последовали долгие объяснения и оправдания. Рон все рассказал об идее эксперимента, о своих мыслях и страхе. «Телохранитель» Роберт заплакал, а остальные молча потянулись к выходу из актового зала. Так закончилась пятидневная история «Третьей волны».

Спустя два года после эксперимента Джонса уволили из школы. Впоследствии он долго изучал людей с психическими расстройствами. Невольные участники опыта по понятным причинам долгое время не распространялись о нем. Лишь в конце 1970-х Рон выпустил книгу, одну из глав которой посвятил описанию «Третьей волны».

Сегодня экс-педагогу 77 лет, он до сих пор много пишет, а также участвует в постановке сцен и проработке сценариев к фильмам.

Что такое «Третья волна»? История одного эксперимента

В 1967 году американский учитель истории Рон Джонс на неделю превратил учеников своего класса в объединение, представляющее аналог гитлерюгенда — национал-социалистического молодёжного движения, основанного в 1926 году в Германии и запрещенного в 1945-м в процессе денацификации. Как ему это удалось?

Википедия:

«Третья волна» (англ. The Third Wave) — психологический эксперимент, проведённый учителем истории Роном Джонсом над учащимися 10-го класса (то есть детям было примерно 16 лет) американской средней школы. В начале апреля 1967 года Джонс потратил неделю занятий одного из классов школы Пало-Альто на попытку осмыслить поведение немецкого народа при репрессивном национал-социализме. Установив жёсткие правила для школьников и став создателем молодёжной группировки, он, к своему удивлению, не встретил сопротивления ни учащихся, ни взрослых. На пятый день Джонс прекратил эксперимент, объяснив учащимся, как легко они поддаются манипуляциям, и что их послушное поведение в эти дни кардинально не отличается от поступков рядовых граждан Третьего рейха.

Хронология событий, описанная Джонсом после пяти дней проведения эксперимента в школе Эллвуда Кабберле (Пало-Альто), выглядит следующим образом…

Первый день

С целью более наглядной демонстрации распространения фашизма учитель истории Рон Джонс решил провести в своем классе наглядный социальный эксперимент. Он начал первый день с самых элементарных действий: рассадил учеников по собственной схеме и предупредил их, что за нарушениями дисциплины будет следить очень строго, приведя примеры того, как необходима спортсменам, военным, ученым, да и всем, кто стремится добиться результата в своем деле, строжайшая дисциплина.

Читайте также:
Интересные факты о войне 1812 года

Школьникам было приказано сесть в положение «смирно», затем последовало «упражнение» на бесшумный вход и выход из классной комнаты. Ученикам игра понравилась, и в нее втянулись даже обычно ведущие себя пассивно школьники.

Кроме того, Джонс объявил, что ученики должны быть крайне внимательными, вставать, задавая или отвечая на вопрос. Ответ должен был состоять максимум из трех слов, но предварять даже такое краткое сообщение каждый ученик должен был обращением «мистер Джонс».

Второй день

Все школьники сами сели за столы в положении «смирно». Кое-кто из них улыбался в предвкушении новой игры, но большая часть была серьезна и готова внимать оратору. Это было то, чего и ожидал учитель от эксперимента.

Джонс разъяснил школьникам на понятном для них уровне, в чем заключается сила объединения. Вслед за ним ученики воодушевленно проскандировали: «Сила в дисциплине, сила в общности!» А затем учитель, рейтинг которого с каждой минутой поднимался все выше, попросил всех повторить приветственный жест — поднять правую руку к плечу и согнуть нужным образом (то, что мы знаем о приветствии вышестоящих чинов в Третьем рейхе). Джонс назвал это «салютом Третьей волны». Причем с учениками других классов его ученики должны были вести себя по-прежнему, без всяких салютов.

Команда была дружно подхвачена одноклассниками, и они салютовали друг другу по несколько раз за день с большим удовольствием. Джонс подчеркнул, что так приветствовать друг друга учащиеся должны и вне класса.

Википедия:

Нацистское приветствие, гитлеровское приветствие, партийное приветствие (нем. Deutscher Gruß, Hitlergruß) в Третьем рейхе состояло из поднятия правой руки под углом примерно в 45 градусов с распрямлённой ладонью (среди больших чинов — полусогнутой, рядовых или перед старшими по званию — полностью выпрямленной) и восклицания нем. Heil Hitler! — «Да здравствует Гитлер!»

Третий день

Слух об интересном эксперименте и необычных уроках привлек учащихся со всей школы: в классе к 30 ученикам прибавились еще 13. Все школьники, в том числе и вновь прибывшие, продемонстрировали значительное улучшение своих академических навыков и увлеченность предметом.

В конце урока Джонс торжественно раздал всем карточки участника, и каждый участник получил свое индивидуальное специальное задание. Одним из таких заданий было, например, создать дизайн Знамени Третьей волны.

Большое внимание учитель приложил к тому, чтобы его адепты привлекли к движению новых молодых людей. Предполагалось, что к концу дня Волна будет насчитывать не менее 200 человек. Что крайне удивило учителя, так это то, что приберегаемое на следующий день задание сообщать ему о несоблюдении правил «игры» некоторые учащиеся инициировали сами. Добровольными доносчиками стали 20 человек.

Три девочки, не вовлеченные в спецзадания, пожаловались родителям, что им «не дают ролей». Дома им пришлось подробно описать проводимые уроки. Родители, нормальные американцы, воспитанные в рамках демократического режима, всполошились, и Джонсу позвонил местный раввин. Но учитель успокоил того ответом, что они с группой на практике воссоздают нацистский тип личности, чтобы объяснить школьником, что произошло перед Второй мировой войной и что представляла собой психология обычных немцев в момент создания Третьего рейха.

Четвертый день

Джонс понял, что эксперимент начинает выходить из-под контроля. Учащиеся все более активно вовлекались в проект, их лояльность казалась учителю просто необъяснимой.

Тогда Джонс решился пойти дальше: он известил всех, что теперь их общество стало частью общенационального движения, и предложил выдвинуть своего Президента в пятницу, когда будет проходить общий митинг. Начало митинга было назначено на 12 часов дня.

Пятый день, он же последний

Все 200 человек пришли на объявленный митинг, в классе яблоку негде было упасть. Получившие задание создать флаги Третьей волны украсили ими стены комнаты. В полдень учитель закрыл двери в класс, а двух учеников выставил как караул. Приятели учителя изображали прессу и фотографировали класс.

Перед началом «конференции» Джонс вскинул руку в салюте, и 200 рук взметнулись сразу же вслед за этим жестом. Джонс громко провозгласил: «Сила в дисциплине!» Девиз был тут же подхвачен остальными учениками. Причем, хотя учитель не просил об этом, девиз скандировали снова и снова.

Через пять минут Джонс включил стоящий в классе телевизор, но на его экране не появилось никакого изображения. Тотемный столб в старой школе Эллвуда Кабберле
Фото: Источник

Джонс обратился к классу.

— А теперь — внимание! Нет никакого вождя! Не существует никакого общенационального молодежного движения под названием «Третья волна»! Вы стали жертвами манипуляций ваших собственных амбиций, которым я только помогал проявиться. Вы сами стали такими, какими я вижу вас сейчас. А именно — вы оказались ничуть не лучше и не хуже тех немцев, поддержавших фашизм, который мы изучали на наших предыдущих уроках. Вы легко признали себя избранными и согласны были продать свою свободу за привилегии, которые дают дисциплина и превосходство над другими. Вы решили отказаться от своих собственных убеждений, принять волю группы и согласны закрывать глаза на любую ложь.

После этих слов преподаватель показал ученикам фильм о нацисткой Германии с ее муштрой, военными парадами и факельными шествиями. А затем съемки из концлагерей, заседания Нюрнбергского суда, на которых обвиняемые повторяли фразу: «Я только делал свою работу».

Джонс Рон включил свет. В классе царила полная тишина. Не говоря ни слова, ученики разошлись по домам. А самый активный участник «молодежного движения», вызвавшийся в начале проведения эксперимента стать личным телохранителем учителя, остался стоять у парты и горько плакал.

Википедия:

В конце 1970-х Джонс опубликовал историю эксперимента в своей педагогической книге, до этого момента единственное описание эксперимента было сделано в школьной газете. В 1981 году вышли роман и американский телефильм «Волна», основанные на проведенном учителем истории исследовании. В 2008 году был снят немецкий фильм «Эксперимент 2: Волна», а в 2011 году в Соединенных Штатах вышел документальный филь «Lesson Plan», в него вошли интервью с бывшими школьниками-участниками эксперимента.

В 2015 году появился сайт Третьей волны, на котором можно найти все фильмы, пьесы, книги и статьи, в которых было описано проведенное в середине прошлого века исследование.

Читайте также:
Древние люди - первобытный человек

К сегодняшнему дню появляется все больше материала, связанного с экспериментом. Найдены почти все его участники, фотографии классной комнаты, статьи в школьной газете, табель успеваемости класса, членские билеты, плакаты Третьей волны, некоторые заметки и раздаточные материалы. Появился даже онлайн-музей эксперимента. Статья в школьной газете

Из записей Рона Джонса:

В течение недели в середине учебного года мы жили общей жизнью. И, как и было предсказано мною, у нас появилась глубокая общая тайна. В течение следующих четырех лет я преподавал в средней школе Кабберли, и никто никогда не признался в том, что был на сборе Третьей волны. Да, мы разговаривали о Третьей волне и тщательно анализировали наши действия. Но только не сам сбор. Нет. Это было нечто, что мы все хотели забыть.

Стэнфордский эксперимент, эксперимент Милгрэма и «Третья волна» — исследования, показавшие, насколько жестоко человечество

В российском прокате идет «Эксперимент Офис» — бодрый хоррор о том, во что могут вылиться неприязненные отношения на рабочем месте. «Отвратительные мужики» уже посмотрели фильм, и хотя его сюжет кому-то может показаться нереалистичным, на самом деле подобные эксперименты неоднократно проводились различными исследователями, по меньшей мере с 1960-х годов, и результаты у них были не то чтобы приятно удивляющие. В этом материале мы расскажем вам о том, как наука пыталась выяснить, что делает человека бесчувственной скотиной, способной пренебрегать страданиями других.

Эксперимент Милгрэма

После Второй мировой войны многие люди — ученые в том числе — задались вопросом: как вышло, что огромные массы людей в цивилизованных (казалось бы) странах оказались готовы участвовать в массовой травле, бесчеловечных экспериментах, массовых экзекуциях и других не менее кошмарных вещах?

Одним из таких ученых был Стэнли Милгрэм, профессор Йельского университета, изучающий социальную психологию. В начале 1960-х он полагал, что в основе Холокоста лежит предрасположенность немцев к безропотному подчинению авторитету, которая и привела этот народ к столь печальным для своей страны (а потом и для всего мира) последствиям. Чтобы проверить свою гипотезу, Милгрэм решил провести серию простых экспериментов в США, прежде чем отправиться в ФРГ для более детального исследования.

Суть заключалась в следующем: группа среднестатистических граждан получала возможность, находясь в безопасности и в присутствии авторитетной фигуры («доктора в белом халате») причинять боль другому человеку в ходе эксперимента, замаскированного под цикл обычных тестов на внимание. Испытуемые могли бить своего подчиненного током (напряжением от 15 до 450 вольт) за каждую допущенную ошибку.

Причем в случае любых сомнений «авторитетная личность» настойчиво просила их продолжать, не обращая внимания на крики, стоны и прочие признаки стресса у подчиненного (который на самом деле был лишь актером, изображающим конвульсии от электрошока). Изначально Милгрэм был склонен считать, что большинство людей, видя страдания другого (пусть даже неизвестного) человека, быстро прекратят давить на кнопку, включив совесть и чувство жалости.

Результаты оказались, мягко говоря, неожиданными как для самого Милгрэма, так и для его коллег. Из 40 испытуемых 26 человек постепенно повышали силу тока, дойдя до 450 вольт, несмотря на все видимые страдания подопытного. Большинство из оставшихся также довело силу тока до высоких значений (в диапазоне 350-360 вольт), прежде чем остановиться.

Милгрэм был особенно впечатлен тем, что неоднократно повторяемые указания «авторитетного лица» продолжать эксперимент очень часто перевешивали очевидные внутренние колебания испытуемых, а также их сочувствие к другому человеку. Он провел множество дополнительных экспериментов, и обнаружил, что процент испытуемых, готовых мучить неизвестного им человека, оставался стабильно высоким в большинстве случаев.

Результаты эксперимента заставили Милгрэма полностью отбросить тезис о «плохих немцах» и предположить, что в человеческой психике глубоко укоренено стремление подчиняться авторитетной фигуре, инстинктивно делегируя ей право принятия решений в морально тяжелых ситуациях, избавляя себя от мук совести.

Бремя ответственности, кстати, Милгрэм тоже учел: в некоторых экспериментах «авторитетный персонаж» оговаривал, что испытуемый не понесет никакого ответа за любые страдания третьего лица. Это во многом объясняет, как полагал Милгрэм, почему в ходе актов геноцида (вроде того, что произошел в Руанде) участвующие в этом процессе люди могут рассматривать себя в качестве «законопослушных исполнителей», не задумываясь о том, как их решения сказываются на физическом существовании десятков, сотен и тысяч людей.

Третья волна

В 1967-м году калифорнийский учитель Рон Джонс решил провести небольшой эксперимент по психологии, чтобы показать ученикам в своем классе, каким именно образом жители Германии смогли выбрать такого человека как Адольф Гитлер своим лидером. Он обнаружил, что многие ученики с трудом способны вообразить, как можно, будучи взрослыми людьми, спокойно поддерживать настолько очевидно чудовищного политика. Объяснения через апелляцию к историческому контексту не встретило понимания, поэтому Джонс организовал практические занятия, призванные учащимся лучше понять логику немецкого населения в 1930-х.

В течение 5 дней Джонс создал и активно продвигал свое общественное движение под названием «Третья волна», целью которого было уничтожение демократии (о чем прямо говорилось всем желающим слушать). В ходе первого дня Джонс ввел лишь несколько базовых правил, слегка ужесточающих дисциплину в классе. На второй день Джонс разъяснил классу основные принципы движения и обязал всех использовать особое приветствие со вскинутой рукой. Подчинились все.

В течение третьего дня эксперимент начал выходить из-под контроля, поскольку слухи о нем расползлись по школе, и появились желающие поучаствовать в движении (или хотя бы посмотреть на импровизированный «съезд участников», из-за чего посещаемость класса резко возросла). Что особо удивило Джонса в этот момент, так это спонтанное появление стукачей, которые прилежно доносили учителю о всех нарушителях его правил. Кроме того, Джонс ввел новые элементы движения: знамя и членские карточки, а также запретил всем не-членам движения входить в класс.

К концу дня численность членов движения составляла около 200 человек (против 30 учеников одного класса в начале эксперимента). На четвертый день Джонс решил прервать эксперимент, поскольку он явно начал выходить из-под контроля, и чтобы сделать это, он объявил своим сторонникам о том, что завтра ожидается телевыступление кандидата в президенты от «Третьей волны». Когда на пятый день все пришли посмотреть на него по ТВ, Джонс показал им экран с черно-белыми полосами, и объявил о прекращении эксперимента и роспуске движения, а также показал фильм о приходе нацистов к власти, сопроводив его развернутым комментарием.

Читайте также:
Как проявил себя Лаврентий Берия во время ВОВ

  • Видео, на котором Рон Джонс лично рассказывает о ходе эксперимента

Этот мини-эксперимент позднее стал не только предметом широкого обсуждения в медиа, но и породил несколько фильмов. Однако его главная задача, как ее видел Джонс, заключалась в том, чтобы показать людям, насколько быстро и легко можно создать чувство превосходства своей группы у самых обычных людей. При этом оно заставит их не только забыть о рациональном начале в человеке, но и добровольно передать власть над своей жизнью харизматическому вождю.

Стэнфордский эксперимент

Эксперимент Милгрэма вызвал бурное обсуждение в академической среде, но он был далеко не единственным. В начале 1970-х годов профессор психологии Филип Зимбардо провел в Стэнфорде так называемый «тюремный эксперимент», призванный выяснить, как изменяются властные отношения (и человеческая психика) в условиях тюремного заключения, с одной стороны, и безнаказанной возможности учинять насилие над заключенными — с другой.

Зимбардо изначально предполагал, что основная причина физического и психологического насилия в тюремных камерах — наследственные личностные характеристики тюремщиков и/или заключенных. Для проверки этой гипотезы, исследовательская группа отобрала 24 человека, 12 из которых получили роли заключенных, а еще 12 — надзирателей.

Каждая группа жила в принципиально разных условиях: первые обретались в тесных, сырых, вызывающих депрессию камерах, вторые — в нормально проветриваемых и отапливаемых помещениях с зонами отдыха. Надзирателям было запрещено физическое насилие, и поначалу им предписывалось оказывать лишь определенное психологическое воздействие на заключенных. Для устрашения им выдали дубинки и нарядили соответствующим образом. Предполагалось, что эксперимент пройдет в течение 14 дней, в ходе которых обе стороны должны максимально плотно вжиться в свои роли.

В итоге все закончилось уже на шестой день, после попыток бунта, целой серии разнообразных издевательств над заключенными, включая попытки избиения и психологические пытки. Надзиратели проявляли огромную изобретательность в насильственных актах по отношению к заключенным, в то время как последние начали вполне натурально страдать от недоедания, психосоматических болезней, а также пытались устроить бунт. Примечательно, что надзиратели очень быстро начали участвовать в эксперименте сверхурочно на добровольной основе, крайне жестко реагируя на любые признаки неподчинения.

Зимбардо был, мягко говоря, удивлен таким исходом событий, и, надо полагать, главным образом его поразила динамика развития событий: вживание в роль происходило стремительно. Одно это очень быстро поставило весь эксперимент под вопрос.

Оказалось, что социальная среда, в которой находились участники — даже очевидно временная и искусственно смоделированная для них — оказывала исключительно мощное воздействие на поведение.Одних она подталкивала к насилию, а у других вызывая кризисные состояния психики. Зимбардо проинформировал правительство США о результатах эксперимента, что впоследствии привело к определенным реформам в тюремной системе, хотя в этой области до сих пор много нерешенных проблем. Сам же эксперимент немедленно приобрел мировую известность, получил не только широчайшее внимание прессы, но и стал основой для несколько фильмов, в разной степени им вдохновленных.

Все эти примеры социальных экспериментов показывают, что ситуации, наподобие отраженных в «Эксперименте Офис», вполне реальны, и сам по себе такой сюжет вполне согласуется с тем, что науке на данный момент известно о человеческой психике. В то же время, важно понимать, что сами по себе результаты этих экспериментов дают, каким бы странным это ни показалось, достаточно почвы для оптимизма. Сам Зимбардо, в частности, позднее объяснял, что социальная среда динамична и способна порождать не только злодеев, но и героев, поскольку моральный стержень, так или иначе, присутствует в каждом человеке. Будет ли он сломан, или, наоборот, укреплен — зависит не только от автономии индивидуальной воли, но и ее соотношения с обществом в целом.

Загадки человеческой психики: Эксперимент “Третья волна”

В 1967 году учитель Рон Джонс преподавал историю в средней школе Эллвуда Кабберле в Пало-Альто, Калифорния. Во время изучения Второй мировой войны, один из школьников спросил Джонса, как рядовые жители Германии могли притворяться, что ничего не знают о концентрационных лагерях и массовом истреблении людей в их стране. Так как класс опережал учебную программу, Джонс решил выделить одну неделю для посвящённого этому вопросу эксперимента.

В понедельник он прочел детям лекцию о силе дисциплины. О том, что чувствует спортсмен, который усердно и регулярно тренировался, чтобы добиться успеха в каком-нибудь виде спорта. О том, как много работает балерина или художник, чтобы сделать совершенным каждое движение. О терпении ученого, увлеченного поиском научной идеи. Джонс велел школьникам сесть в положение «смирно», так как оно лучше способствует учёбе.

Кадр из германского фильма “Эксперимент 2: Волна” ( Die Welle ) снятого в 2008 году по мотивам произошедших событий

Затем он приказал учащимся несколько раз встать и сесть в новое положение, потом также неоднократно велел выйти из аудитории и бесшумно зайти и занять свои места. Школьникам «игра» понравилась и они охотно выполняли указания. Джонс велел учащимся отвечать на вопросы чётко и живо, и они с интересом повиновались, даже обычно пассивные ученики.

Во вторник, учитель вошел в класс и обнаружил, что все молча сидят в положении «смирно». Некоторые из учеников улыбались. Но большинство смотрели прямо перед собой с искренним сосредоточенным выражением, мышцы шеи напряжены, никаких признаков улыбок, мыслей и даже вопросов. Джонс объяснил классу силу общности. Он велел учащимся хором скандировать: «Сила в дисциплине, сила в общности».

Ученики действовали с явным воодушевлением, видя силу своей группы. В конце урока Джонс показал учащимся приветствие, которое те должны были использовать при встрече друг с другом — поднятую изогнутую правую руку к плечу — и назвал этот жест салютом Третьей Волны. В следующие дни ученики регулярно приветствовали друг друга этим жестом.

В среду Джонс выдал членские билеты всем ученикам. Ни один человек не захотел покинуть аудиторию. Тринадцать учеников ушли с других уроков, чтобы принять участие в эксперименте. Учитель выдал каждому членский билет. На трех билетах он поставил красные крестики и сообщил их получателям, что им дано специальное задание сообщать обо всех, кто не подчиняется правилам класса. Однако на практике добровольным доносительством занялись около 20 человек.

Читайте также:
Квантунская армия - история создания и разгром

Один из учеников, отличавшийся крупным телосложением и малыми способностями к обучению, заявил Джонсу, что будет его телохранителем, и ходил за ним по всей школе. Три самые успешные ученицы класса, чьи способности в новых условиях оказались не востребованы, сообщили об эксперименте родителям. В результате Джонсу позвонил местный раввин, который удовлетворился ответом, что класс на практике изучает немецкий тип личности. Раввин обещал объяснить всё родителям школьниц.

Джонс был крайне разочарован отсутствием сопротивления даже со стороны взрослых, директор школы приветствовал его салютом Третьей волны. К концу дня в организацию было принято более двухсот учеников. Многие отнеслись к своему участию в Третьей Волне с полной серьезностью. Они требовали от других учеников строгого соблюдения правил и запугивали тех, кто не принимал эксперимент всерьез.

Кадр из германского фильма “Эксперимент 2: Волна” ( Die Welle ) снятого в 2008 году по мотивам произошедших событий

К четвергу численность класса возросла до восьмидесяти человек. Джонс говорил о том, что такое гордость. «Гордость — это нечто большее, чем знамена и салюты. Гордость — это то, чего у вас никто не может отнять. Быть гордым — значит знать, что ты лучший… Это чувство нельзя уничтожить…» Он объяснил ученикам, что они — часть общенациональной молодёжной программы, чьей задачей являются политические преобразования на благо народа.

«Все, что мы до сих пор делали, было подготовкой к настоящему делу. По всей стране преподаватели набирают и тренируют молодежные отряды, которые с помощью дисциплины, общности, гордости и действий могли бы показать нации, что общество может стать лучше. Если мы сможем изменить порядки в этой школе, то мы сможем изменить порядки на фабриках, магазинах, в университетах и во всех других организациях. Вы — избранная группа молодых людей, которые помогут этому делу. Если вы выступите вперед и покажете, чему вы научились за последние четыре дня… мы сможем изменить судьбу нашего народа».

Джонс велел четырём конвоирам вывести из аудитории и сопроводить в библиотеку трёх девушек, чья лояльность была сомнительна. Затем он рассказал, что в полдень пятницы о Третьей Волне по телевидению объявит лидер движения и новый кандидат на президентский пост.

В пятницу 200 учеников набились в кабинет. Не было ни одного свободного места. Всюду висели знамена Третьей Волны. Ровно в двенадцать часов Джонс закрыл двери и выставил у каждой по часовому. Друзья Джонса изображали фотографов, кружа по аудитории. «Перед тем, как включить национальную пресс-конференцию, которая начнется через пять минут, я хочу продемонстрировать прессе, как мы подготовлены».

Кадр из германского фильма “Эксперимент 2: Волна” ( Die Welle ) снятого в 2008 году по мотивам произошедших событий

С этими словами учитель отдал салют. В ответ сразу же автоматически взметнулось двести рук. Тогда он произнес девиз «Сила в дисциплине». Его повторил многоголосый хор. Девиз произносили снова и снова. С каждым разом отклик толпы становился все громче. В пять минут первого Джонс включил телевизор, но на экране ничего не появилось.

Тогда он обратился к ученикам

«Слушайте внимательно. Нет никакого вождя! Не существует никакого общенационального молодежного движения под названием Третья Волна. Вами манипулировали, вас подталкивали ваши собственные амбиции, и вы оказались в том положении, в каком находитесь сейчас. Вы ничем не лучше и не хуже тех немцев, которых мы изучали. Вы думали, что вы — избранные, что вы лучше тех, кого нет в этой комнате. Вы продали свою свободу за удобства, которые дают дисциплина и превосходство. Вы решили отказаться от своих собственных убеждений и принять волю группы и большую ложь».

После этого Джонс показал ученикам фильм о нацисткой Германии. С ее дисциплиной, парадами и факельными шествиями. И чем все это закончилось.

Потом Джонс подвел итог: «Если нам удалось полностью воспроизвести немецкий менталитет, то ни один из вас никогда не признается, что был на последнем сборе Третьей Волны. Так же как немцам, вам будет трудно признаться самим себе, что вы зашли настолько далеко».

Школьники расходились в подавленном состоянии, многие не могли сдержать слёзы.

Авария на Чернобыльской АЭС

Эта авария расценивается как крупнейшая за всю историю атомной энергетики, так по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от ее последствий людей. В течение первых трех месяцев после аварии погиб 31 человек, последствия аварии за последующие 15 лет стали причиной гибели от 60 до 80 человек. 134 человека перенесли лучевую болезнь той или иной степени тяжести, более 115 тыс. человек из 30-километровой зоны были эвакуированы. В ликвидации последствий катастрофы участвовало более 600 000 человек.

МНЕНИЕ АКАДЕМИКА

Мне тогда и в голову не приходило, что мы двигаемся навстречу событию планетарного масштаба, событию, которое, видимо, войдет в историю человечества как извержение знаменитых вулканов, гибель Помпеи или что-нибудь близкое к этому».

Академик Валерий Легасов

СООБЩЕНИЕ ТАСС

На Чернобыльской атомной электростанции произошел несчастный случай. Один из реакторов получил повреждение. Принимаются меры с целью устранения последствий инцидента. Пострадавшим оказана необходимая помощь. Создана правительственная комиссия для расследования происшедшего.

28 апреля 1986 г., 21.00

ХРОНИКА АВАРИИ И ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ

В ночь на 26 апреля 1986 года ошибки персонала, работавшего на 4-ом блоке Чернобыльской АЭС, помноженные на ошибки конструкторов реактора РБМК (реактор большой мощности, канальный), а именно этот тип реактора использовался на ЧАЭС, привели к самой серьезной аварии в истории мировой атомной энергетики. Эта авария стала крупной техногенной и гуманитарной катастрофой 20-го века.

25 апреля 1986 г. персонал Чернобыльской АЭС готовился к остановке четвертого энергоблока на планово-предупредительный ремонт, во время которого предполагалось проведение эксперимента. Вследствие диспетчерских ограничений остановка реактора несколько раз откладывалась, это вызвало трудности с управлением мощностью реактора.

26 апреля в 1 час 24 минуты произошел неконтролируемый рост мощности, который привел к взрывам и разрушению значительной части реакторной установки. В результате аварии в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ.

Читайте также:
Куда исчезло золото Колчака - краткая история

Несмотря на очевидные масштабы аварии, возможность серьезных радиационных последствий вблизи от атомной станции, а также доказательства трансграничного переноса радиоактивных веществ на территорию стран Западной Европы, на протяжении первых нескольких суток руководство страны не предпринимало адекватных действий в области информирования населения как СССР, так и других стран.

Более того, уже в первые дни после аварии были приняты меры по засекречиванию данных о ее реальных и прогнозируемых последствиях.

В результате аварии радиоактивному загрязнению только в России подверглась территория 19-ти субъектов с населением около 30 миллионов человек. Площадь территорий, загрязненных цезием-137, составила более 56 тысяч квадратных километров, на которых проживали около 3 миллиона человек.

В первый и наиболее острый период к ликвидации последствий аварии в зоне ЧАЭС было привлечено свыше 100 тысяч граждан СССР. Всего же за первые три года после аварии в 30-километровой зоне побывали 250 тысяч работников. Эти люди делали все возможное, чтобы минимизировать последствия аварии. В последующий период все работы по контролю за радиационной обстановкой, снижению доз облучения населения, реабилитации загрязненных территорий, оказанию медицинской помощи и социальной защите населения пострадавших районов проводились в рамках государственных целевых программ.

Спустя сутки после аварии правительственная комиссия приняла решение о необходимости эвакуации жителей близлежащих населенных пунктов. Всего до конца 1986 г. из 188 населенных пунктов (включая г. Припять) было отселено около 116 тыс. человек.

В середине мая 1986 г. правительственная комиссия приняла решение о долговременной консервации 4-го блока с целью предотвращения выхода радионуклидов в окружающую среду и уменьшения воздействия проникающей радиации на площадке ЧАЭС.

Министерству среднего машиностроения СССР были поручены «работы по захоронению 4-го энергоблока ЧАЭС и относящихся к нему сооружений». Объект получил название «Укрытие 4-го блока ЧАЭС», всему миру он известен как «саркофаг». 30 ноября 1986 г. был подписан акт о его приемке на техническое обслуживание.

Осенью 1993 г. после пожара был остановлен второй энергоблок. В ночь с 30 ноября на 1 декабря 1996 г. в соответствии с Меморандумом, подписанным в 1995 г. между Украиной и государствами «большой семерки», остановлен первый энергоблок.

6 декабря 2000 г. из-за неполадок в системе защиты из эксплуатации был выведен последний работающий реактор – третий. В марте 2000 г. правительство Украины приняло постановление о закрытии ЧАЭС. 14 декабря 2000 г. реактор был запущен на 5% мощности для церемонии остановки 15 декабря. ЧАЭС была остановлена 15 декабря 2000 г. в 13 часов 17 минут.

Украина добивается от международных доноров начала строительства конфайнмента «Укрытие», строительства хранилища отработанного ядерного топлива, ранее неоднократно откладывавшегося, что должно превратить ЧАЭС в безопасный объект. Объект «Укрытие», призванный превратить Чернобыльскую станцию в безопасную систему, будет представлять собой сооружение в форме арки высотой 105 метров, длиной 150 метров и шириной 260 метров. После возведения он будет «надвинут» на четвертый блок ЧАЭС, над которым после аварии 26 апреля 1986 г. был построен саркофаг. В состав ассамблеи доноров Чернобыльского фонда «Укрытие» входят 28 стран. Им управляет Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), который 15 мая 2008 г. принял решение выделить на фонд «Укрытие» 135 млн евро, а 15 июля того же года на заседании совета стран-доноров было принято постановление о предоставлении еще 60 миллионов евро. США в апреле 2009 г. выделили Украине 250 млн долларов на обеспечение безопасности Чернобыльской АЭС.

В апреле 2011 года в Киеве прошла конференция доноров, на которой удалось собрать 550 миллионов евро. До этого украинские власти заявляли, что на завершение чернобыльских проектов не хватает порядка 740 миллионов евро.

Верховная Рада Украины утвердила программу вывода из эксплуатации Чернобыльской АЭС. Согласно программе, Чернобыльская АЭС будет полностью ликвидирована к 2065 году. На первом этапе, с 2010 до 2013 г., ядерное топливо будет изъято с АЭС и перемещено в долгосрочные хранилища.

С 2013 по 2022 гг. будет проходить консервация реакторных установок. С 2022 до 2045 г. эксперты будут ожидать снижения радиоактивности реакторных установок. За период с 2045 до 2065 гг. установки демонтируют, а место, на котором располагалась станция, – очистят.

Планируется, что в результате реализации программы объект «Укрытие» станет экологически безопасным.

ВОСПОМИНАНИЯ ОЧЕВИДЦЕВ

1. Где-то около 8 утра мне позвонила соседка и сказала, что ее соседка со станции не вернулась, там авария произошла. Я сразу же кинулась к своим соседям, кумовьям, а они с ночи уже «на сумках» сидят: им кум позвонил и рассказал об аварии. К часам одиннадцати наши дети прибежали домой и рассказали, что в школе забили все окна и двери, и их никуда не выпускали, а потом помыли вокруг школы территорию и машины, выпустили их на улицу и сказали бежать домой. Наш друг-стоматолог рассказывал, что их всех ночью подняли по тревоге и вызвали в больницу, куда всю ночь возили людей со станции. Облученных сильно тошнило: к утру вся больница была в рвотных массах. Это было жутко! К часам 12-ти к станции и в город начали въезжать БТРы. Это было жуткое зрелище: эти молодые ребята шли на смерть, она сидели там даже без «лепесточков» (респираторов), не защищены вообще были! Войска все прибывали, все больше становилось милиции, вертолеты летали. Телевидение нам отключили, поэтому о самой аварии, что именно произошло и каковы масштабы, мы ничего не знали.

По радио сообщили, что к 15.00 всему населению необходимо быть готовым к эвакуации. Для этого нужно собрать с собой необходимые на три дня вещи и продукты и выйти на улицу. Мы так и сделали.

Мы жили почти на окраине города, и получилось так, что после того, как мы вышли, мы еще больше часа простояли на улице. В каждом дворе было по 3-4 милиционера, которые делали поквартирный обход, они заходили в каждый дом и каждую квартиру. Тех, кто не хотел эвакуироваться, выводили силой. Подъезжали автобусы, люди загружались и выезжали. Вот так мы и уехали со 100 рублями в кармане и вещами и продуктами на три дня.

Нас увезли в село Марьяновка Полесского района, которого сегодня уже тоже нет на карте. Там мы пробыли три дня. К вечеру третьего дня стало известно, что радиационный фон растет и в Марьяновке. Стало понятно, что ждать нам нечего и нужно самим что-то решать, ведь у нас на руках было трое детей. В тот же вечер на последнем автобусе из Полесского мы уехали в Киев, а оттуда муж меня с детьми отвез к маме в село.

Читайте также:
Удивительные истории из прошлого

Я много лет была в санитарной дружине и четко знала, что первым делом по приезду к маме надо помыться и постираться. Так мы и поступили. Мы с мамой вырыли яму, все туда закинули и залили всем, что было.

Было сложно, но выхода не было. Мне еще повезло, что у меня мама была – было куда ехать. Другим, кому некуда было ехать, было еще сложнее. Их расселяли по гостиницам, пансионатам, санаториям. Детей отправляли в лагеря – родители их потом по всей Украине месяцами искали. А мы выжили благодаря соседям и родственникам. Я порой проснусь, выхожу на улицу, а на пороге дома уже стоит молоко, хлеб, кусочек сыра, яйца, масло. Так мы и прожили там полгода. Было очень сложно и страшно, ведь мы не знали, что с нами будет. Когда уже какое-то время прошло, я стала понимать, что обратно мы уже не вернемся, и сказала об этом маме. А мама (никогда не забуду) сказала: неужели этой сказки среди леса больше не будет? Я говорю: не будет мама, больше не будет. После аварии радиационное облако долго стояло над Припятью, потом рассеялось и пошло дальше. Мне говорили, что если бы тогда пошел дождь, то эвакуировать было бы уже некого. Нам очень повезло! Нам же никто ничего не говорил, какой уровень радиации, какую дозу мы получили, ничего! А мы же пробыли до эвакуации в этой зоне 38 часов. Мы насквозь были всем этим пропитаны! И все это время нам никто не оказывал никакой помощи. Хотя у нас в городе было много сандружин, а в каждом управлении на складе лежали ящиками, на каждого члена семьи, антидоты, калий-йод, респираторы и одежда. Все это было, только никто не воспользовался этим. Нам йод принесли только на второй день, когда его пить было уже бесполезно. Вот мы и развезли радиацию по всей Украине.

2. Вечером 25 апреля сын попросил меня рассказать ему перед сном сказку. Я начал рассказывать и не заметил, как уснул вместе с ребенком. А жили мы в Припяти на 9-м этаже, причем из окна кухни была хорошо видна станция.

Жена еще не спала и ощутила какой-то толчок дома, вроде легкого землетрясения. Подошла к окну на кухне и увидела над 4-м блоком сначала черное облако, потом голубое свечение, потом белое облако, которое поднялось и закрыло луну.

Жена разбудила меня. Перед окном у нас проходил путепровод. И по нему одна за другой – с включенной сигнализацией – мчались пожарные машины и машины «Скорой помощи». Но я не мог подумать, что произошло что-то серьезное. Успокоил жену и лег спать.

3. 25 апреля мы ездили в Киев сдавать профессиональные экзамены. Вернулись в Припять поздно. Я легла, стала читать, по-моему, Бунина. Потом посмотрела на часы – поздно. Выключила свет. Но не спалось. Вдруг ощутила толчок дома, услышала с улицы глухой хлопок, вроде как «бум». Я перепугалась, сразу подумала про атомную станцию. Еще минут десять полежала, а потом решила открыть окно и посмотреть. А жила я на 2-м этаже, откуда АЭС не было видно. Смотрю, на улице вроде все нормально. Небо чистое, тепло. Люди идут спокойно. Рейсовый автобус проехал.

4. Я почувствовал первый удар. Он был сильный, но не такой, какой произошел затем через одну-две секунды. Тот уже был как один длинный удар или два, но следом друг за другом. Первоначально я подумал, что произошло что-то с деаэраторами над щитом управления 4-м блоком. Вслед за звуком удара с фальшпотолка посыпалась облицовочная плитка. Посмотрел на приборы. Картина была плохая. Стало понятно – произошла авария крайней степени тяжести. Потом выскочил в коридор, чтобы пройти в центральный зал. Но в коридоре пыль, дым. Я вернулся, чтобы включить вентиляторы дымоудаления. Потом пошел в машинный зал. Там обстановка кошмарная. Из разорванных труб в разные стороны хлестала горячая вода, она сильно парила. Видны были вспышки коротких замыканий электрокабелей. Значительная часть машинного зала оказалась разрушенной. Упавшей сверху плитой перебило маслопровод, масло вытекало, а его в специальных емкостях находилось до 100 т. Потом направился на улицу, обошел 4-й блок, увидел разрушения, пожары на кровле.

5. Раздался удар. Я подумал, что полетели лопатки турбины. Потом – опять удар. Посмотрел на перекрытие. Мне показалось, что оно должно упасть. Мы пошли осматривать 4-й блок, увидели разрушения и свечение в районе реактора. Тут я заметил, что мои ноги скользят по какой-то суспензии. Подумал: а не графит ли это? Еще подумал, что это самая страшная авария, возможность которой никто не описывал.

6. На центральном щите управления станцией мы услышали глухой удар, похожий на звук от падения очень тяжелого предмета. Секунд 15-18 мы думали: что же упало? И тут приборы на пульте показали системную аварию. Отключились некоторые линии связи. Затем приборы показали сбои в работе электрогенераторов на станции. Включились аварийные сирены, замигал свет. Через какое-то небольшое время генераторы «успокоились». Я позвонил диспетчеру «Киевэнерго», спросил: «Что у вас?». Думал что перебои электроэнергии идут из центра. Но диспетчер ответил: «Это у вас что-то. Разбирайтесь». Зазвонил телефон. Я взял трубку. Работник военизированной охраны спрашивал: «Что произошло на станции?». Пришлось ответить, что надо разобраться. И сразу же звонит начальник караула охраны. Сообщает, что на 4-м блоке пожар. Я сказал, чтобы он открывал ворота и вызвал пожарников. Он ответил – ворота открыты, пожарные машины уже прибыли.

Тут вижу, что включается сигнал оповещения об аварии с 4-го блока. Я побежал туда. Встретились ребята. Они были очень грязные и возбужденные. Наконец машзал. Он интересовал меня в первую очередь, так как там запасы водорода и машинного масла – все это огнеопасно. Вижу, кровля рухнула. Потом побежал на щит управления 4-м блоком. Спросил: «Льете ли воду для охлаждения реактора?». Мне ответили, что льют, но куда она идет и сами не знают.

Читайте также:
Непобитые рекорды русских силачей

Появился дозиметрист, сообщил, что его прибор слабенький и полную мощность радиационного излучения измерить не может. Вижу, ребята несут обожженного человека, это оказался В. Шашенок. Он был грязный, в шоковом состоянии, стонал. Я помог донести парня до щитовой 3-го блока. Оттуда позвонил в Москву, в ВПО «Союзатомэнерго», сказал, что на Чернобыльской АЭС самая серьезная авария. Потом позвонил телефонистке, чтобы объявила общую аварию по станции.

ЧЕРНОБЫЛЬСКАЯ ТРАГЕДИЯ: КАК ЭТО БЫЛО

Участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС Сергей Горбенко и Феликс Артеменко восстановили хронику событий 1986 года

Для тех, кто был на работе, для жителей тихой и благополучной Припяти земной ад начался в 01 час 24 минуты 26 апреля.

В первый же момент погиб оператор станции — безымянный автор одного из самых страшных античеловеческих преступлений ХХ века.

В бездне исчезнувшего главного зала IV энергоблока пропали и люди — работники той смены.

Эти минуты и часы стали последними и в жизни многих бойцов пожарных подразделений. Хорошо отлаженные действия этих мужественных людей в пожарной спецформе остановили огонь внутри машинного зала.

Невозможно поверить: уровень проникающей радиации был запредельно смертельным — полторы тысячи рентген!

Пожар на крыше вокруг взорвавшегося реактора был погашен только 6 мая. В эти страшные дни и позже мобилизованные военные тушили и убирали с крыши IV энергоблока разбитые фрагменты трубок с ядерным топливом, графит и прочее.

Юрий Самойленко (зам главного инженера станции в тот период) утверждает: каждый ликвидатор, каждый спасатель, соприкасаясь с этими обломками, за 30-60 секунд облучался в дозе 40 бэр и больше (25 бэр — предел допустимого облучения за год)

Как смогли не погибнуть все — известно одному богу. Они исполняли свой долг по регламенту обеспечения нашей безопасности. Все они Герои!

В зоне аварии на народные деньги впоследствии был отлит и установлен величественный памятник подвигу пожарных: в память погибшим и живым!

К 23 часам 10 минутам продолжалось снижение мощности реактора, оператор отключил ЛАР-(систему локального автоматического регулирования), что противоречит регламенту эксплуатации реактора, технической безопасности. А дальше происходило следующее:

— датчики и приборы разбалансировались, их показания были «неадекватными»;

— оператор (рядом с ним не было опытного инженера, да и детального предварительного тренинга не было) стал наблюдать как мощность реактора по показаниям датчиков резко снижается — от 700МВт до 30 МВт.

— в течение 50 минут оператор вручную (!) устранял разбаланс измерительной части на пульте управления реактором, не совсем понимал и не отдавал отчет о происходящих физических процессах.

За несколько мгновений до этого внутри реактора, в активной зоне, от избыточного давления, интенсивного парообразования, разогрева и разрушения топлива, бурного вскипания и разрушения теплоносителя (труб с водой-паром) — произошел тепловой взрыв.

Пары воды попали в зону термоядерной реакции, возникший взрыв разломил, разорвал многослойную (из прочного металла в три оболочки и тяжелого спецбетона) конструкцию. Соприкосновение водородной смеси внутреннего взрыва с кислородом — привели к страшному «термоядерному» взрыву, образовавшему адский всеубивающий костер на развалинах энергоблока.

Московское время 01 час 24 мин.

Остановлены третий, первый и второй блоки ЧАЭС.

Это сделали лётчики-афганцы во главе со своим командиром.

А сегодня ученые сравнивают выброс и радиоактивное загрязнение территорий Украины, Белоруссии и России — равную 400-м Хиросимам. Какие нормы в 86 году подобрал министр здравоохранения для запоздалого заявления.

Официально утверждается, что радиоактивному воздействию после аварии подверглись 8,4 млн.человек (2 млн.детей) , более 404 тысячи стали переселенцами. Радионуклидами загрязнены 15% территории России, 7-10 % Украины и 23 % республики Беларусь.

Вновь заработали 1-ый и 2-ой энергоблоки ЧАЭС.

Были разработаны уникальные технологии, создана самая совершенная техника, позволившая в жестких полях высокого (15-25 бэр на человека) излучения и температур смонтировать 6000 т металлоконструкций, уложить 350тысяч кубометров спецбетона, укрыть и «закупорить» развал энергоблока, состоящий из смеси ядерного топлива с обломками главного зала реактора. При этом было вывезено более 0,6 млн куб.м. радиоактивного грунта — это около 5000 ходок самосвала «Камаз» от станции к «могильнику».

К сказанному следует добавить, что внутри «Саркофага», в некоторых местах скопления топлива, радиационное излучение было на уровне 3000 рентген в час (!). И тем не менее, военные и гражданские люди, движимые общим порывом, в самые сжатые сроки (5 месяцев) воздвигнули такое грандиозное сооружение.

Легасов Валерий Алексеевич – заместитель руководителя Правительственной комиссии по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, заместитель директора Института атомной энергии имени И.В.Курчатова по научной работе, заведующий кафедрой химической технологии химического факультета Московского государственного университета имени Ломоносова, член Президиума АН СССР, действительный академик АН СССР по отделению физикохимии и технологии неорганических материалов.

Доктор химических наук (1972), член-корреспондент Академии наук СССР (1976), академик АН СССР (1981). Профессор (1970).

Награждён орденами Ленина (10.03.1981), Октябрьской Революции (29.03.1976), Трудового Красного Знамени (26.04.1971), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (08.10.1958), именным оружием.

Лауреат Ленинской премии (1984), Государственной премии СССР (1976).

Указом Президента Российской Федерации от 18 сентября 1996 года за мужество, стойкость и героизм, проявленные при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС Легасову Валерию Алексеевичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

Закончился 1986 год. Самоотверженность наших людей в борьбе с катастрофой давала толчок к соучастию, желанию тысяч людей приехать в «зону» на ЧАЭС. и помогать.
Тысячи писем с мая месяца стали приходить на атомную станцию, затем в ПО «Комбинат». Читая их (в архиве Александра Коваленко — начальника отдела информации в те годы) поражаемся светлым чувствам и вере людей в востребованность своих заявлений:

— «Готов в любую точку, хоть сегодня» (Сачков М.В.)

— «Я хочу помочь своим людям, своей Родине» (Пилипчук Н.В.)

— «Не лишайте меня счастья быть полезной и оставить свой вклад в борьбе с бедой» (Демиденко)

Читайте также:
18 интересных фактов об ацтеках

— «Я могу работать санитаркой» (Тарасова А.)

— «В эти трудные дни готов трудиться вместе с вами» (Совин А.М.)

— «Пожалуйста, возьмите меня, хотя мне всего 19 лет, но я твердо решила и не отступлю» (Смирнова Н.А., Ленинград)

— «Зная свой возраст, я все-таки обращаюсь к вам с просьбой, которую удовлетворить обязаны» (Будников Э.Ф. Минск)

Таких писем от людей разных профессий много. Они из Ангарска, Караганды, Москвы, Ватутино, Душанбе, Фрунзе, Петрозаводска, Киева, Майкопа и сотен поселков, деревень, городов. Вот такая была поддержка.

С первых часов после взрыва Министерство обороны и военкоматы направили для проведения спасательных работ десятки-сотни тысяч военнослужащих и резервистов , обеспечивали их замену. В первые дни сбора и захоронения продуктов радиоактивного выброса, работы на пожаре, регламенты работы для человека измерялись 40 секундами, 2 минутами, 1 часом. Рассказывали, что мобилизационные пункты принимали и отправляли до 40 тысяч людей ежесуточно. В первый год в «зоне» и на станции работали более 10 тысяч человек. Вахты — по 15 дней.

Хочется особо выделить командированных в «зону» — ученых академических и исследовательских институтов (тысячи специалистов из разных научных центров страны) Вот некоторые из них:

Институт атомной энергии им. И.В.Курчатова

НИИ Радиевого иститута им. В.Г.Хлопина

«Гидропроект» им. С.Я..Жука

Институт прикладной биофизики

Академия наук СССР и многие другие.

Давайте, друзья, сегодня вспомним всех, кто участвовал в укрощении страшной Чернобыльской аварии, в защите людей от распространения радиации, загрязнения и заражения десятков и сотен тысяч километров нашей земли.

38 кадров в память о Чернобыльской катастрофе

26 апреля – День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах. В этом году исполняется 27 лет с момента Чернобыльской катастрофы – крупнейшей за всю историю ядерной энергетики в мире.

Выросло уже целое поколение, не заставшее эту ужасную трагедию, но в этот день мы традиционно вспоминаем о Чернобыле. Ведь только помня ошибки прошлого можно надеяться не повторить их в будущем.

В 1986 году на Чернобыльском реакторе №4 прогремел взрыв, и несколько сотен работников и пожарных пытались потушить пожар, горевший 10 дней. Мир окутало облако радиации. Тогда погибли около 50 сотрудников станции и пострадали сотни спасателей. Определить масштабы катастрофы и ее влияния на здоровье людей до сих пор трудно – только от рака, развившегося в результате полученной дозы радиации, умерли от 4 до 200 тысяч человек. Припять и окружающие районы еще несколько столетий будут небезопасными для проживания людей.

Этот снимок Чернобыльской АЭС в Чернобыле (Украина) 1986 года, сделанный с воздуха, показывает разрушения от взрыва и пожара реактора №4 26 апреля 1986 года. В результате взрыва и пожара, который последовал за ним, произошел выброс огромного количества радиоактивных веществ в атмосферу. Спустя десять лет после крупнейшей в мире ядерной катастрофы электростанция продолжала работать из-за острой нехватки электроэнергии в Украине. Окончательная остановка электростанции произошла только в 2000 году. (AP Photo/ Volodymyr Repik)

11 октября 1991 года при снижении оборотов турбогенератора № 4 второго энергоблока для последующей его остановки и вывода в ремонт сепаратора-пароперегревателя СПП-44 произошла авария и пожар. На этом снимке, сделаном во время визита журналистов на станцию 13 октября 1991 года, видна часть рухнувшей крыши Чернобыльской АЭС, разрушенной пожаром. (AP Photo/Efrm Lucasky)

Вид с воздуха на ЧАЭС, после крупнейшей в истории человечества ядерной катастрофы. Снимок сделан через три дня после взрыва на АЭС в 1986 году. Перед дымовой трубой находится разрушенный 4-й реактор. (AP Photo)

Фото из февральского выпуска журнала «Советская жизнь»: главный зал 1-го энергоблока Чернобыльской АЭС 29 апреля 1986 года в Чернобыле (Украина). Советский Союз признал, что на электростанции произошла авария, но не предоставил дополнительной информации. (AP Photo)

Шведский фермер убирает зараженную через осадки радиацией солому через несколько месяцев после взрыва на ЧАЭС в июне 1986 года. (STF/AFP/Getty Images)

Советский медицинский работник обследует неизвестного ребенка, который был эвакуирован из зоны ядерной катастрофы в совхоз «Копелово» под Киевом 11 мая 1986 года. Снимок был сделан во время поездки, организованной советскими властями с целью показать, как они справляются с аварией. (AP Photo/Boris Yurchenko)

Председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Горбачев (в центре) и его супруга Раиса Горбачева во время беседы с руководством АЭС 23 февраля 1989 года. Это был первый визит советского лидера на станцию после аварии, произошедшей в апреле 1986 года. (AFP PHOTO / TASS)

Киевляне стоят в очереди за бланками перед проверкой на предмет заражения радиацией после аварии на Чернобыльской АЭС, в Киеве 9 мая 1986 года. (AP Photo/Boris Yurchenko)

Мальчик читает объявление на закрытой калитке детской площадки в Висбадене 5 мая 1986 года, на котором написано: «Эта площадка временно закрыта». Неделю спустя взрыва атомного реактора в Чернобыле 26 апреля 1986 года муниципальный совет Висбадена закрыл все детские площадки после обнаружения уровня радиоактивности от 124 до 280 беккерелей. (AP Photo/Frank Rumpenhorst)

Один из инженеров, работавших на ЧАЭС, проходит медицинский осмотр в санатории «Лесная поляна» 15 мая 1986 года, через несколько недель после взрыва. (STF/AFP/Getty Images)

Активисты организации по защите окружающей среды помечают железнодорожные вагоны, в которых находится зараженная радиацией сухая сыворотка. Фото сделано в Бремене, на севере Германии 6 февраля 1987 года. Сыворотка, которая была доставлена в Бремен для дальнейшей транспортировки в Египет, была произведена после аварии на Чернобыльской АЭС и подверглась заражению радиоактивными осадками. (AP Photo/Peter Meyer)

Работник скотобойни ставит штампы о пригодности на коровьих тушах во Франкфурте-на-Майне, Западная Германия, 12 мая 1986 года. Согласно решению министра по социальным вопросам федеральной земли Гессен, после взрыва на ЧАЭС все мясо стало подвергаться радиационному контролю. (AP Photo/Kurt Strumpf/stf)

Архивное фото от 14 апреля 1998 года. Работники Чернобыльской АЭС проходят мимо пульта управления разрушенного 4-го энергоблока станции. 26 апреля 2006 года Украина отметила 20-ю годовщину аварии на Чернобыльской АЭС, коснувшейся судеб миллионов людей, потребовавшей астрономических затрат из международных фондов и ставшей зловещим символом опасности атомной энергии. (AFP PHOTO/ GENIA SAVILOV)

На снимке, который был сделан 14 апреля 1998 года, можно видеть панель управления 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС. (AFP PHOTO/ GENIA SAVILOV)

Читайте также:
11 интересных фактов о средних веках

Рабочие, принимавшие участие в строительстве цементного саркофага, закрывающего чернобыльский реактор, на памятном фото 1986 года рядом с незавершенной стройкой. Согласно данным «Союза Чернобыль Украины» тысячи людей, принимавших участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, скончались от последствий радиационного заражения, от которого пострадали во время работы. (AP Photo/ Volodymyr Repik)

Высоковольтные башни неподалеку от Чернобыльской АЭС 20 июня 2000 года в Чернобыле. (AP Photo/Efrem Lukatsky)

Дежурный оператор ядерного реактора записывает контрольные показания на месте единственного работающего реактора №3, во вторник, 20 июня 2000 года. Андрей Шауман сердито ткнул в сторону выключателя, спрятанного под герметичной металлической крышкой на пульте управления реактора в Чернобыле — атомной электростанции, название которой стало синонимом ядерной катастрофы. «Это — тот самый выключатель, с помощью которого можно отключить реактор. За 2 тысячи долларов я разрешу любому нажать эту кнопку, когда придет время», – заявил тогда Шауман, исполняющий обязанности главного инженера. Когда это самое время пришло 15 декабря 2000 года, активисты-экологи, правительства и простые люди по всему миру вздохнули спокойно. Однако для 5800 работников Чернобыля это был день траура. (AP Photo/Efrem Lukatsky)

17-летняя Оксана Гайбон (справа) и 15-летняя Алла Козимерка, пострадавшие в результате Чернобыльской катастрофы 1986 года, проходят лечение инфракрасными лучами в детской больнице «Тарара» в столице Кубы. Оксана и Алла, как и сотни других российских и украинских подростков, получивших дозу радиации, бесплатно лечились на Кубе в рамках гуманитарного проекта. (ADALBERTO ROQUE/AFP)


Фото от 18 апреля 2006 года. Ребенок во время лечения в Центре детской онкологии и гематологии, который был построен в Минске после аварии на Чернобыльской АЭС. Накануне 20-й годовщины Чернобыльской катастрофы представители «Красного Креста» сообщили, что столкнулись с нехваткой средств для дальнейшей помощи жертвам аварии на Чернобыльской АЭС. (VIKTOR DRACHEV/AFP/Getty Images)

Вид на город Припять и четвертый реактор Чернобыля 15 декабря 2000 года в день полной остановки Чернобыльской АЭС. (Photo by Yuri Kozyrev/Newsmakers)


Колесо обозрения и карусель в пустынном парке развлечений города-призрака Припяти по соседству с Чернобыльской АЭС 26 мая 2003 года. Население Припяти, которое в 1986 году составляло 45000 человек, было полностью эвакуировано в течение первых трех дней после взрыва 4-го реактора №4. Взрыв на Чернобыльской атомной станции прогремел в 1:23 ночи 26 апреля 1986 года. Образовавшееся в результате радиоактивное облако нанесло ущерб большей части территории Европы. По разным оценкам от 15 до 30 тысяч человек умерли впоследствии в результате облучения радиацией. Свыше 2,5 миллионов жителей Украины страдают от заболеваний, приобретенных в результате облучения, и около 80 тысяч из них получают пособие. (AFP PHOTO/ SERGEI SUPINSKY)

На фото от 26 мая 2003 года: заброшенный парк аттракционов в городе Припять, который находится рядом с Чернобыльской АЭС. (AFP PHOTO/ SERGEI SUPINSKY)


На фото от 26 мая 2003 года: противогазы на полу классной комнаты в одной из школ города-призрака Припять, который находится недалеко от Чернобыльской АЭС. (AFP PHOTO/ SERGEI SUPINSKY)

На фото от 26 мая 2003 года: корпус телевизора в номере одной из гостиниц города Припять, который находится недалеко от Чернобыльской АЭС. (AFP PHOTO/ SERGEI SUPINSKY)

Вид на город-призрак Припять по соседству с Чернобыльской АЭС. (AFP PHOTO/ SERGEI SUPINSKY)

На фото от 25 января 2006 года: заброшенная классная комната в одной из школ опустевшего города Припять недалеко от Чернобыля, Украина. Припять и окружающие районы еще несколько столетий будут небезопасными для проживания людей. По оценкам ученых, на полное разложение наиболее опасных радиоактивных элементов уйдет около 900 лет. (Photo by Daniel Berehulak/Getty Images)

Учебники и тетради на полу одной из школ города-призрака Припять 25 января 2006 года. (Photo by Daniel Berehulak/Getty Images)

Игрушки и противогаз в пыли в бывшей начальной школе покинутого города Припять 25 января 2006 года. (Daniel Berehulak/Getty Images)

На фото 25 января 2006 года: заброшенный спортивный зал одной из школ опустевшего города Припять. (Photo by Daniel Berehulak/Getty Images)


То, что осталось от школьного спортзала в покинутом городе Припять. 25 января 2006 года. (Daniel Berehulak/Getty Images)

Женщина с поросятами в опустевшей белорусской деревне Тульговичи в 370 км к юго-востоку от Минска, 7 апреля 2006 года. Эта деревня находится в пределах 30-километровой зоны вокруг ЧАЭС. (AFP PHOTO / VIKTOR DRACHEV)

Жительница белорусской деревни Новоселки, расположенной сразу за 30-километровой запретной зоной вокруг ЧАЭС, на снимке от 7 апреля 2006 года. (AFP PHOTO / VIKTOR DRACHEV)

6 апреля 2006 года сотрудник белорусского радиационно-экологического заказника измеряет уровень радиации в белорусской деревне Воротец, которая находится в пределах 30-километровой зоны вокруг ЧАЭС. (VIKTOR DRACHEV/AFP/Getty Images)

Жительницы деревни Ильинцы в закрытой зоне вокруг Чернобыльской АЭС, около 100 км от Киева, проходят мимо спасателей МЧС Украины, которые репетируют перед концертом 5 апреля 2006 года. Спасатели организовали концерт самодеятельности к 20-й годовщине Чернобыльской катастрофы для более чем трехсот человек (в основном пожилых людей), вернувшихся на нелегальное проживание в деревни, расположенные в зоне отчуждения вокруг ЧАЭС. (SERGEI SUPINSKY/AFP/Getty Images)

Оставшиеся жители покинутой белорусской деревни Тулговичи, расположенной в 30-километровой запретной зоне вокруг Чернобыльской АЭС, 7 апреля 2006 года отмечают православный праздник Благовещения Богородицы. До аварии в деревне проживало около 2000 человек, а сейчас осталось всего восемь. (AFP PHOTO / VIKTOR DRACHEV)

Работник Чернобыльской АЭС измеряет уровень радиации с помощью стационарной системы радиационного контроля на выходе из здания электростанции после рабочего дня 12 апреля 2006 года. (AFP PHOTO/ GENIA SAVILOV)

Строительная бригада в масках и специальных защитных костюмах 12 апреля 2006 года во время работ по укреплению саркофага, покрывающего разрушенный 4-й реактор Чернобыльской АЭС. (AFP PHOTO / GENIA SAVILOV)

12 апреля 2006 года рабочие сметают радиоактивную пыль перед саркофагом, закрывающим поврежденный 4-й реактор Чернобыльской АЭС. Из-за высокого уровня радиации бригады работают всего по несколько минут. (GENIA SAVILOV/AFP/Getty Images)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: