Биография Марины Цветаевой

Марина Цветаева

Биография

Марина Ивановна Цветаева – русская поэтесса, переводчица, автор биографических эссе и критических статей. Она считается одной из ключевых фигур в мировой поэзии XX века. Сегодня называют хрестоматийными такие стихотворения Марины Цветаевой о любви, как «Пригвождена к позорному столбу…», «Не самозванка – я пришла домой…», «Вчера еще в глаза глядел…» и многие другие.

Детское фото Марины Цветаевой | Музей М. Цветаевой

День рождения Марины Цветаевой приходится на православный праздник памяти апостола Иоанна Богослова. Это обстоятельство поэтесса позднее неоднократно отразит в своих произведениях. Родилась девочка в Москве, в семье профессора Московского университета, известного филолога и искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева, и его второй супруги Марии Мейн, профессиональной пианистки, ученицы самого Николая Рубинштейна. По отцу у Марины были единокровные брат Андрей и сестра Валерия, а также родная младшая сестра Анастасия. Творческие профессии родителей наложили отпечаток и на детство Цветаевой. Мама обучала ее игре на фортепиано и мечтала увидеть дочь музыкантом, а отец прививал любовь к качественной литературе и иностранным языкам.

Детские фото Марины Цветаевой

Так получилось, что Марина с мамой часто жила заграницей, поэтому свободно говорила не только по-русски, но и на французском и немецком языках. Более того, когда маленькая шестилетняя Марина Цветаева стала писать стихи, то сочиняла она на всех трех, причем больше всего – по-французски. Образование будущая знаменитая поэтесса начала получать в московской частной женской гимназии, а позднее училась в пансионах для девочек в Швейцарии и Германии. В 16 лет она попробовала прослушать курс лекций по старофранцузской литературе в парижской Сорбонне, но обучение там не окончила.

С сестрой Анастасией, 1911 год | Музей М. Цветаевой

Когда поэтесса Цветаева начала публиковать свои стихи, она стала близко общаться с кругом московских символистов и активно участвовать в жизни литературных кружков и студий при издательстве «Мусагет». Вскоре начинается Гражданская война. Эти годы очень тяжело сказались на моральном состоянии молодой женщины. Разрыв родины на белую и красную составляющие она не принимала и не одобряла. Весной 1922 года Марина Олеговна добивается разрешения эмигрировать из России и отправиться в Чехию, куда несколько лет назад бежал ее муж, Сергей Эфрон, служивший в рядах Белой армии, а теперь обучавшийся в Пражском университете.

Иван Владимирович Цветаев с дочерью Мариной, 1906 год | Музей М. Цветаевой

Долгое время жизнь Марины Цветаевой была связана не только с Прагой, но и с Берлином, а через три года ее семья смогла добраться и до французской столицы. Но и там счастья женщина не обрела. На нее действовала угнетающе молва людей о том, что ее муж участвовал в заговоре против сына Льва Троцкого и что он завербован советской властью. Кроме того, Марина осознала, что по своему духу она не эмигрант, и Россия никак не отпускает ее мысли и сердце.

Стихотворения

Первый сборник Марины Цветаевой под названием «Вечерний альбом» увидел свет в 1910 году. В основном он включал ее творения, написанные в школьные годы. Довольно быстро творчество юной поэтессы привлекло внимание знаменитых литераторов, особенно ею заинтересовались Максимилиан Волошин, муж Анны Ахматовой, Николай Гумилёв, и основоположник русского символизма Валерий Брюсов. На волне успеха Марина пишет первую прозаическую статью «Волшебство в стихах Брюсова». Кстати, довольно примечательным фактом является то, что первые книги она публиковала на свои собственные деньги.

Первое издание “Вечернего альбома” | Феодосийский музей Марины и Анастасии Цветаевых

Вскоре был издан «Волшебный фонарь» Марины Цветаевой, ее второй поэтический сборник, потом вышло и следующее произведение — «Из двух книг». Незадолго до революции биография Марины Цветаевой была связана с городом Александров, куда она приехала в гости к сестре Анастасии и ее супругу. С точки зрения творчества этот период важен тем, что он насыщен посвящениями близким людям и любимым местам и позднее был назван специалистами «Александровским летом Цветаевой». Именно тогда женщина создала знаменитые циклы стихотворений «К Ахматовой» и «Стихи о Москве».

Ахматова и Цветаева в образах египтянок. Памятник “Серебряный век”, Одесса | Panoramio

Во время гражданской войны Марина прониклась сочувствием к белому движению, хотя, как говорилось выше, в целом не одобряла разделения страны на условные цвета. В тот период она пишет стихи для сборника «Лебединый стан», а также большие поэмы «Царь-девица», «Егорушка», «На красном коне» и романтические пьесы. После переезда за границу поэтесса сочиняет две масштабные работы – «Поэму Горы» и «Поэму Конца», которые окажутся в числе ее главных произведений. Но большинство стихов периода эмиграции опубликованы не были. Последним напечатали сборник «После России», включавший сочинения Марины Цветаевой до 1925 года. Хотя писать она не переставала никогда.

Рукопись марины Цветаевой | Неофициальный сайт

Иностранцы гораздо больше оценили прозу Цветаевой – ее воспоминания о русских поэтах Андрее Белом, Максимилиане Волошине, Михаиле Кузмине, книги «Мой Пушкин», «Мать и музыка», «Дом у Старого Пимена» и другие. А вот стихи не покупали, хотя Марина написала замечательный цикл «Маяковскому», «черной музой» для которого стало самоубийство советского поэта. Смерть Владимира Владимировича буквально потрясла женщину, что и через много лет можно почувствовать, читая эти стихи Марины Цветаевой.

Личная жизнь

Со своим будущим мужем Сергеем Эфроном поэтесса познакомилась в 1911 году в доме своего друга Максимилиана Волошина в Коктебеле. Через полгода они стали мужем и женой, а вскоре на свет появилась их старшая дочь Ариадна. Но Марина была женщиной очень увлекающейся и в разное время ее сердцем завладевали другие мужчины. Например, великий русский поэт Борис Пастернак, с которым у Цветаевой были почти 10-летние романтические отношения, не прекратившиеся и после ее эмиграции.

Сергей Эфрон и Цветаева перед свадьбой | Музей М. Цветаевой

Кроме того, в Праге у поэтессы начался бурный роман с юристом и скульптором Константином Родзевичем. Их связь продлилась около полугода, а затем Марина, посвятившая возлюбленному полную неистовой страсти и неземной любви «Поэму горы», вызвалась помочь его невесте выбрать свадебное платье, тем самым поставив точку в любовных отношениях.

Читайте также:
Иван Крылов - биография, личная жизнь, фото

Ариадна Эфрон с матерью, 1916 год | Музей М. Цветаевой

Но личная жизнь Марины Цветаевой была связана не только с мужчинами. Еще до эмиграции, в 1914 году она познакомилась в литературном кружке с поэтессой и переводчицей Софией Парнок. Дамы быстро обнаружили симпатию друг к другу, которая вскоре переросла в нечто большее. Марина посвятила возлюбленной цикл стихов «Подруга», после чего их отношения вышли из тени. Эфрон знал о романе жены, сильно ревновал, устраивал сцены, и Цветаева была вынуждена уйти от него к Софии. Впрочем, в 1916 году она расстаётся с Парнок, возвращается к супругу и через год рожает дочь Ирину. О своей странной связи поэтесса скажет позднее, что любить женщине женщину дико, но только одних мужчин – скучно. Тем не менее, любовь к Парнок Марина охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни».

Портрет Софии Парнок | Википедия

После рождения второй дочери Марина Цветаева сталкивается с черной полосой в жизни. Революция, побег мужа заграницу, крайняя нужда, голод. Сильно заболела старшая дочка Ариадна, и Цветаева отдает детей в приют в подмосковном поселке Кунцово. Ариадна выздоровела, но заболела и в трехлетнем возрасте умерла Ирина.

Георгий Эфрон с матерью | Музей М. Цветаевой

Позднее, уже после воссоединения с мужем в Праге, поэтесса родила третьего ребенка – сына Георгия, которого в семье называли «Мур». Мальчик был болезненным и хрупким, тем не менее, во время Второй мировой войны пошел на фронт, где и погиб летом 1944 года. Похоронен Георгий Эфрон в братской могиле в Витебской области. В связи с тем, что ни Ариадна, ни Георгий не имели своих детей, то на сегодняшний день прямых потомков великой поэтессы Цветаевой не существует.

Смерть

В эмиграции Марина и ее семья жили чуть ли не в нищете. Муж Цветаевой не мог работать из-за болезни, Георгий был совсем крошкой, Ариадна пыталась помочь финансово, вышивая шляпки, но фактически их доход составляли скудные гонорары за статьи и эссе, которые писала Марина Цветаева. Она назвала такое материальное положение замедленным умиранием от голода. Поэтому все члены семьи постоянно обращаются в советское посольство с просьбой вернуться на родину.

Памятник работы Зураба Церетели, Сен-Жиль-Круа-де-Ви, Франция | Вечерняя Москва

В 1937 году получает такое право Ариадна, через полгода в Москву тайно перебирается Сергей Эфрон, так как во Франции ему угрожал арест как соучастнику политического убийства. Через некоторое время официально пересекает границу сама Марина с сыном. Но возвращение обернулось трагедией. Очень скоро НКВД арестовывает дочь, а за ней и мужа Цветаевой. И если Ариадна после смерти Иосифа Сталина, отсидев свыше 15 лет, была реабилитирована, то Эфрона расстреляли в октябре 1941 года.

Памятник в городе Таруса | Пионер-Тур

Впрочем, его жена об этом уже не узнала. Когда началась Великая Отечественная война, женщина с сыном-подростком отправилась в эвакуацию в городок Елабуга на реке Каме. Чтобы получить временную прописку, поэтесса вынуждена устроиться на работу посудомойкой. Ее заявление датировано 28 августа 1941 года, а спустя три дня Цветаева совершила самоубийство, повесившись в доме, куда их с Георгием определили на постой. Марина оставила три предсмертные записки. Одну из них она адресовала сыну и просила простить, а в двух других обращалась к людям с просьбой позаботиться о мальчике.

Памятник в селе Усень-Ивановское, Башкирия | Школа Жизни

Весьма интересно, что когда Марина Цветаева только собиралась в эвакуацию, в упаковке вещей ей помогал давний друг Борис Пастернак, который специально купил веревку для связывания вещей. Мужчина похвалился, что достал такую прочную веревку – «хоть вешайся»… Именно она и стала орудием самоубийства Марины Ивановны. Похоронили Цветаеву в Елабуге, но так как шла война, точное место погребения остается невыясненным до сих пор. Православные обычаи не позволяют отпевать самоубийц, но правящий епископ может делать исключение. И патриарх Алексий II в 1991 году, на 50-летие со дня смерти, воспользовался этим правом. Церковный обряд провели в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот.

Камень Марины Цветаевой в г. Таруса | Странник

В память о великой русской поэтессе был открыт музей Марины Цветаевой, причем не один. Существует подобный дом памяти в городах Тарус, Королев, Иванов, Феодосия и многих других местах. На берегу реки Оки установлен монумент работы Бориса Мессерера. Есть скульптурные памятники и в других городах России, ближнего и дальнего зарубежья.

«Любить только мужчин – какая скука!» Жизнь и драма Марины Цветаевой

«Уж сколько их упало в эту бездну» – самая известная из трагических и самая трагическая из известных строчек в истории нашей литературы. Сегодня Anews хочет обратиться к непростой судьбе их автора – поэтессы Марины Цветаевой.

Почему она скрывала свою дату рождения? Кого обвиняла в революции? И сколько предсмертных писем оставила?

Могила из детства

«Муся всё время рифмует. Может быть, будет поэт?» – так писала в дневнике Мария Цветаева о своей 4-летней дочери Марине.

Мария Цветаева, мать поэтессы. Фото – Википедия

Девочка оказалась прирождённой поэтессой – почти в буквальном смысле слова. Появившись на свет 8 октября 1892 года, она самовольно прибавила к дате рождения один день – чтобы связать его с днём поминовения апостола Иоанна Богослова и добавить это красивое «совпадение» в своё творчество:

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.

Своё московское детство поэтесса всегда описывала в восторженных тонах, особенно воспевая семейные выезды на Оку, в Тарусу. Но даже в этих восторженных отзывах не обошлось без трагических нот, впоследствии пропитавших всю жизнь Цветаевой. Ещё молодой девушкой, обращаясь к Богу, она написала: «Ты дал мне детство – лучше сказки и дай мне смерть – в семнадцать лет!»

Цветаева в 1911 году. Фото – Википедия

Читайте также:
Николай Гастелло - биография, факты, фото

Возможно, уже тогда в неординарной девушке зародилась желание быть похороненной в любимых местах. В рассказе «Хлыстовки» она писала: «Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в наших местах земляника. Но если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уж нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов, которыми Кирилловны шли к нам в Песочное, а мы к ним в Тарусу, поставили, с тарусской каменоломни, камень: „Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева”» .

В 1962 году усилиями студента-филолога Семена Островского воля поэтессы была исполнена.

Википедия

Пётр I виноват в революции!

Революция не вызвала у Цветаевой поддержки – она не могла смириться с воцарившимся разгулом идеологического угара и насилия:

И проходят – цвета пепла и песка —
Ре́волюционные войска.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Нету лиц у них и нет имен, —
Песен нету!

На стяг пурпуровый маша рукой беспалой,
Вопит калека, тряпкой алой
Горит безногого костыль,
И красная – до неба – пыль.
Колеса ржавые скрипят.
Конь пляшет, взбе́шенный.
Все окна флагами кипят.
Одно – завешено.

Революционные матросы со знаменем «Смерть буржуям». Фото – Википедия

Впрочем, было бы неправильно сказать, что Цветаева критиковала исключительно большевиков. Доставалось от неё и отрёкшемуся от трона императору Николаю II:

Пал без славы
Орел двуглавый.
– Царь! – Вы были неправы.
Помянет потомство
Еще не раз —
Византийское вероломство
Ваших ясных глаз.

Николай II. Фото – Википедия

Последний российский император был далеко не единственным, кто удостоился критики поэтессы. В своих мыслях о виновниках революции 1917-го Цветаева унеслась аж на два века назад, подвергнув жёсткому осуждению самого Петра Великого:

Не ты б — всё по сугробам санки

Тащил бы мужичок.

Не гнил бы там на полустанке

Последний твой внучок. (Имеется ввиду как раз расстрелянный Николай II)

Не ладил бы, лба не подъемля,

Вся Русь твоя святая в землю

Не шла бы без гробов.

Ты под котел кипящий этот —

Сам подложил углей!

Родоначальник — ты — Советов,

Пётр I. Источник – Википедия

В 1922 году Цветаева с дочерью Ариадной эмигрировала в Берлин, и после революционной России Европа стала отдушиной:

Дождь убаюкивает боль.
Под ливни опускающихся ставень
Сплю. Вздрагивающих асфальтов вдоль
Копыта — как рукоплесканья.

Но полноценного дома здесь Цветаева так и не обрела. Даже в эмигрантской среде она не стала общепризнанной литературной величиной – поэтессу упрекали в недостаточной смысловой наполненности, «растрепанности» и намеренной экстравагантности. Ведущий эмигрантский критик Георгий Адамович называл её стихи «набором слов, рядом невнятных выкриков, сцеплением случайных и „кое-каких” строчек» .

Не самая благополучная жизнь сочеталась с действительной тоской Цветаевой по родине. «Здесь, во Франции, и тени моей не останется. Таруса, Коктебель, да чешские деревни — вот места души моей» – говорила она.

Марина Цветаева в эмиграции, 1924 год. Фото – Википедия

Довольно пренебрежительно женщина отзывалась о Европе и в стихах:

До Эйфелевой – рукою

Подать! Подавай и лезь.

Но каждый из нас – такое

Зрел, зрит, говорю, и днесь,

Что скушным и некрасивым

Нам кажется ваш Париж.

«Россия моя, Россия,

Зачем так ярко горишь?».
При этом, Цветаева прекрасно понимала, что России из её грёз уже не существует и возвращаться, по сути, некуда:

С фонарём обшарьте

Весь подлунный свет.

Той страны на карте —

Нет, в пространстве – нет.

Можно ли вернуться

В дом, который – срыт?

Коротко и точно тяжесть своей личностной ситуации поэтесса выразила в письме подруге Анне Тесковой в 1931 году: «Всё меня выталкивает в Россию в которую я ехать не могу. Здесь я не нужна. Там я невозможна».

«Любить только мужчин – скучно»

Мятущаяся, чувственная натура Цветаевой предопределила её яркую любовную жизнь. Молва приписывает ей множество связей, в которых самой поэтессе далеко не всегда удавалось ориентироваться.

Рассказывают, будто бы она однажды встретила на улице одного из бывших воздыхателей и… не узнала его. Видя возмущение мужчины, Цветаева решила сгладить ситуацию и сослаться на свою близорукость: «Ой, я же не узнала вас, потому что раньше у вас были усы!» Однако попытка не удалась – собеседник мрачно ответил: «У меня никогда не было усов…»

Такую «любовную рассеянность» часто объясняют стремлением близорукой женщины существовать в нереальном, полурассеянном мире, стимулирующем её богатую фантазию. Недаром Цветаева не любила очков.

Интимные интересы поэтессы не ограничивались мужчинами. Широко известна её связь с коллегой Софьей Парнок.

Софья Парнок. Фото – Википедия

Те отношения Цветаева потом назвала «первой катастрофой в своей жизни» . Их связь продолжалась два года и закончилась бурным расставанием, подтолкнувшим поэтессу к экстравагантному выводу: «Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное, – какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное, – какая скука!»

Софья Парнок же впоследствии дала бывшей любовнице совсем не лестную характеристику: «Холод хитрости змеиной и скользкости».

Но в основном всё же Цветаева встречалась с мужчинами. После Парнок у неё был роман с поэтом Осипом Мандельштамом. Будущая жена поэта, Надежда Мандельштам говорила, что именно «дикая и яркая Марина. расковала в нём жизнелюбие и способность к спонтанной и необузданной любви» .

Надежда Мандельштам. Фото – Википедия

Как скоро ты смуглянкой стала

И к Спасу бедному пришла,

Не отрываясь целовала,

А гордою в Москве была.

Нам остается только имя:

Чудесный звук, на долгий срок.

Прими ж ладонями моими

Так писал Цветаевой уже сам Мандельштам, поэтическими строками извещая её о конце отношений.

Осип Мандельштам. Фото – Википедия

Многие романы поэтессы существовали лишь на бумаге, в переписке – но шума производили побольше иных реальных. Особенно «пострадал» от всего этого ещё один коллега Цветаевой – Борис Пастернак. Женщина написала целый рассказ о мнимых встречах с ним. Будто бы на маленькой станции, залитой дождём, они виделись каждый день. Цветаева писала: «Я приходила рано, в сумерки, до фонарей. Ходила взад и вперёд по тёмной платформе – далеко! И было одно место – фонарный столб – без света, сюда я вызывала Вас – “Пастернак!” И долгие беседы бок о бок – бродячие».

Читайте также:
Юрий Колокольников - биография, факты, фото

Борис Пастернак. Фото – Википедия

Дошло до того, что жена поэта, однажды найдя у мужа конверт с признаниями Цветаевой, запретила ему общаться с этой женщиной. И ещё долго отказывалась верить, что дама, с которой он даже не виделся, могла писать такие откровенные вещи.

Но главным «потерпевшим» от романтических эскапад поэтессы был, разумеется, её муж Сергей Эфрон. Женившемуся на Цветаевой в 18-летнем возрасте (в 1912 году, ей было 19) Эфрону пришлось так или иначе пройти через большинство периодических увлечений супруги – мнимых и реальных.

Сергей Эфрон. Фото – Википедия

В письме Максимилиану Волошину Эфрон сказал о жене, и о попытке расстаться с ней:

«Отдаваться с головой своему урагану для неё стало необходимостью, воздухом её жизни. Громадная печь, для разогревания которой необходимы дрова, дрова и дрова. Ненужная зола выбрасывается, а качество дров не столь важно. Тяга пока хорошая – всё обращается в пламя…

Нужно было каким-либо образом покончить с совместной нелепой жизнью, напитанной ложью, неумелой конспирацией и пр. и пр. ядами… О моём решении разъехаться я и сообщил Марине. Две недели она была в безумии. Рвалась от одного к другому. (На это время она переехала к знакомым.) Не спала ночей, похудела, впервые я видел её в таком отчаянии. И наконец объявила мне, что уйти от меня не может, ибо сознание, что я где-то нахожусь в одиночестве, не даст ей ни минуты не только счастья, но просто покоя.

Быть твердым здесь – я мог бы, если бы Марина попадала к человеку, которому я верил. Я же знал, что другой через неделю Марину бросит, а при Маринином состоянии это было бы равносильно смерти».

«Вот и поеду. Как собака»

Именно муж сыграл в судьбе Цветаевой роковую роль. Поэтесса, хоть и порой горько жаловалась на жизнь в Европе, говоря «Никто не может вообразить бедности, в которой мы живём. мы медленно умираем от голода» , всё же совершенно не собиралась ехать в СССР. Но Сергей Эфрон, прошедший огонь гражданской войны и революции, не мог побороть в себе ностальгию. Более того, у мужчины развился комплекс вины, он утверждал: «Мы воевали против своего народа».

Всё это накладывалось на зарубежную советскую пропаганду. Цветаева пыталась переубедить мужа:

«Сергей Яковлевич принес однажды домой газету – просоветскую, разумеется, – где были напечатаны фотографии столовой для рабочих на одном из провинциальных заводов. Столики накрыты тугими крахмальными скатертями; приборы сверкают; посреди каждого стола – горшок с цветами. Я ему говорю: а в тарелках – что? А в головах – что?»

Поэтесса пыталась противопоставлять пропаганде свои сведения: «Письма от отбывших (сама провожала и махала!) красноречивые: один все время просит переводов, а другая, жена инженера, настоящего, поехавшего на готовое место при заводе, очень подробно описывает, как ежевечерне, вместо обеда, пьют у подруги чай – с сахаром и хлебом»

Цветаева в 1935-м. Фото – РИА Новости

Но Эфрон оставался глух к этим соображениям, так что в очередной раз встал вопрос о расставании. «. я решительно не еду, значит – расставаться, а это (как ни грызёмся!) после 20 лет совместности – тяжело – говорила в письме Цветаева, – А не еду я, потому что уже раз уехала. (видели фильм «Je suis un èvadé», где каторжанин добровольно возвращается на каторгу, – так вот!)»

Фрагмент фильма «Я – беглый каторжник» 1932 года

Однако, расставания так и не случилось. Возможно, одну из главных ролей здесь сыграла старшая дочь супругов – Ариадна Эфрон. Она неоднократно удерживала порывавшегося уйти отца. Привязанная к нему, Ариадна перенимала и его идеи, рисуя в своей голове счастливое советское будущее. В 1937 25-летняя девушка уехала в СССР.

Ариадна Эфрон. Фото – Википедия

Оттуда Ариадна писала, что собирается работать в издательстве, очень рада и чувствует, как будто никогда и не уезжала из Москвы. В том же году пересёк советскую границу и Сергей Эфрон.

Цветаева много и тяжело размышляла об этой проблеме, задавала себе вопросы, нужна ли она мужу и взрослой дочери. Но в конце концов привязанность взяла верх – в 1939-м, написав сакраментальное «Вот и поеду. Как собака», она вместе с 14-летним сыном вернулась в Советский Союз.

«Пойми, что я больше не могла жить»

Возвращение обернулось едва ли не худшим из возможных сценариев. Приехавшая к родным, Цветаева через несколько месяцев потеряла их: 27 августа 1939-го была арестована Ариадна, а 10 октября – Сергей. Дочь провела в лагерях и ссылках 15 лет (реабилитирована в 1955-м), а мужа приговорили к смертной казни и расстреляли 16 октября 1941-го. Но даже он пережил жену – Марина Цветаева повесилась 31 августа 1941-го.

После потери родных она не писала стихов, лишь занимаясь переводами и заботясь о сыне – Муре (полное имя – Георгий).

Георгий Эфрон в 1941 году. Фото – Елабужский музей-заповедник

С началом войны их обоих эвакуировали в город Елабугу (сейчас – Татарстан). Георгий Эфрон описывал, что до пункта назначения пришлось добираться 10 дней, а спать – стоя, в темноте и вони.

Билет Цветаевой на пароход до Елабуги. Фото – Елабужский музей-заповедник

«Мать была в горсовете, и работы для неё не предвидится; единственная пока возможность – быть переводчицей с немецкого в НКВД, но мать этого места не хочет. – также писал Георгий, – Настроение у неё – отвратительное, самое пессимистическое».

Читайте также:
Вилле Хаапасало - биография, факты, фото

Сложно сказать, стало ли тяжёлое материальное положение последней каплей – очевидно, что Цветаева уже долгое время была на грани отчаяния. Нашедшие её тело обнаружили три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить , друзьям в близлежащий Чистополь и сыну. Окружающих она просила позаботиться о юноше. А самому ему писала:

«Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик (ни отца, ни Ариадну Георгий больше не встретил – он погиб на фронте в 1944-м) » .

Марина Цветаева была похоронена 2 сентября на Петропавловском кладбище в Елабуге. Точное расположение могилы неизвестно. На южной стороне кладбища, у каменной стены в 1960 году сестра поэтессы Анастасия Цветаева «между четырёх безвестных могил 1941 года» установила крест с надписью «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева» . В 1970 году на этом месте было сооружено гранитное надгробие.

Википедия

Марина Цветаева

Имя: Марина Цветаева (Marina Tsvetaeva)

Настоящее имя: Марина Цветаева

Отчество: Ивановна

День рождения: 8 октября 1892

Кто родился в этот день: узнать

Место рождения: Москва

Дата смерти: 31 августа 1941 (48 лет)

Причина смерти: узнать самоубийство

Где похоронена: узнать Петропавловское кладбище, Елабуга,Татарстан

Карьера: поэтесса

Фото: Марина Цветаева

Биография Марины Цветаевой

Детство и юношеские годы

Отец был постоянно занят на работе, воспитанием четверых отпрысков занималась его супруга. Она была женщиной строгих нравов, держала детей в ежовых рукавицах и на корню пресекала малейшие шалости. Мария Александровна была прекрасно образована, знала несколько языков, виртуозно играла на фортепиано, рисовала и писала стихи.

Она уделяла много внимания интеллектуальному и творческому развитию детей, а вот хорошим манерам и правилам поведения не придавала большого значения. Малыши дрались между собой, ябедничали друг на друга матери, особенно доставалось Марине, с раннего детства державшейся от всех особняком.

Девочка жила в мире прочитанных книг и романтических образов, который полностью заменял ей окружающую действительность. Уже в шесть лет она сочинила первые стихи, и сколько мать не билась, чтобы сделать из Марины профессиональную пианистку, поэзия интересовала ее гораздо больше, чем ненавистные гаммы и этюды.

Благополучную и размеренную жизнь семейства неожиданно прервала болезнь матери – Мария Александровна заболела туберкулезом. Для эффективного лечения требовался теплый мягкий климат, и в 1902 году Цветаевы уехали за границу. Они жили на курортах Швейцарии, Германии и Франции, где дети получали образование в учебных заведениях Женевы, Лозанны и Фрайбурга. Несмотря на все старания европейских врачей, болезнь прогрессировала, и в 1906 году женщина умерла.

На руках Ивана Владимировича остались четверо детей, но из-за плотной занятости на службе он не мог уделять им должного внимания. Поэтому девочки рано повзрослели, начали активно интересоваться не только противоположным полом, но и общественной жизнью.

Вернувшись в Россию, Марина поступила в интернат московской женской гимназии Варвары фон Дервиз, где начала писать бунтарские стихи. За границей она познакомилась с русскими революционерами, идеи которых показались ей достаточно свежими и необычными. Девушка активно участвовала в деятельности московских литературных кружков, посещала собрания символистов и вела себя вызывающе: ночевала на кладбищах, курила, залпом пила рябиновую настойку, несколько раз обривала наголо голову и не стеснялась в высказываниях, которыми порой шокировала окружающих.

Поездка в Коктебель и замужество

Послереволюционные годы

Эмиграция

Сергей знал о похождениях жены и тоже сомневался в своем отцовстве. Эфрон даже собирался подавать на развод, но Цветаевой удалось вымолить у него прощение. Супруги перебрались в Париж, подальше от Радзевича, в память об этом романе были написаны две знаменитые поэмы «Поэма Горы» и «Поэма Конца», которые Марина посвятила Константину.

Во Франции Цветаева прожила четырнадцать лет, и это был достаточно сложный период в ее жизни. Ее не приняла эмигрантская интеллигенция и литературный мир Парижа, средств на жизнь катастрофически не хватало. В семье постоянно вспыхивали ссоры, причиной которых становились не только любовные увлечения Марины и ее несносный характер, но и различия в политических взглядах.

За годы эмиграции Сергей пересмотрел свое отношение к советской власти и стал ей симпатизировать. Цветаева же, наоборот, категорически не принимала произошедшие в России изменения и даже думать не хотела о возвращении на родину. При этом она испытывала острую ностальгию, которая отображалась в ее творчестве. В 1925 году вышел последний прижизненный поэтический сборник «После России», в 1930 году поэтесса посвятила цикл стихов Владимиру Маяковскому, самоубийство которого потрясло ее до глубины души.

В эмиграции Цветаева много внимания уделяла прозе, которая пользовалась за границей большим успехом, чем стихи. В это время были написаны и изданы «Мой Пушкин», «Мать и музыка», «Повесть о Сонечке», «Дом у старого Пимена» и воспоминания о Максимилиане Волошине, Михаиле Кузмине и Андрее Белом.

Вторая половина 30-х годов была для Цветаевой самым трудным периодом в эмиграции. Эфрон к этому времени стал агентом советской разведки и активно агитировал соотечественников возвращаться на родину. В сентябре 1937 года швейцарская полиция заподозрила его в причастности к убийству советского разведчика Игнатия Рейсса, открыто выступавшего против сталинизма.

Сразу после этого происшествия Сергей с дочерью Алей, которая к тому времени стала его союзницей и единомышленницей, был тайно переправлен в Советский Союз. Марина осталась одна с сыном, который тоже больше не хотел оставаться за границей и рвался вслед за отцом.

Возвращение в Советский Союз

Смерть

31 августа 1941 года, пока Георгия и хозяев не было дома, Цветаева повесилась, оставив три предсмертные записки для сына и товарищей-литераторов. Муру она написала, что оказалась в тупике, из которого не видит другого выхода, а друзей просила позаботиться о мальчике.

Читайте также:
Павел Сухой - биография, личная жизнь, фото

Сын так и не простил мать и даже не захотел с ней попрощаться, мотивировав это желанием запомнить ее живой. Через три года Георгий ушел на фронт и геройски погиб в сражении под Друйкой.

Память

Точное месторасположение могилы Цветаевой на Петропавловском кладбище в Елабуге неизвестно. Примерно в той стороне, где могут покоиться ее останки, в 1960 году сестра Марины Анастасия поставила крест, а в 1970 появилось гранитное надгробие. Но лучшим памятником великой поэтессе остается ее творчество: семнадцать поэм, восемь пьес, пятьдесят произведений в прозе, более восьмисот стихотворений и около тысячи писем.

О жизни Марины Цветаевой снят художественный фильм «Зеркала» (2013). В центре сюжета – история любви поэтессы и Сергея Эфрона на фоне исторических сдвигов. Цветаеву играет Виктория Исакова, Эфрона – Роман Полянский.

Марина Цветаева – биография, новости, личная жизнь

Марина Цветаева

Марина Ивановна Цветаева. Родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве – умерла 31 августа 1941 года в Елабуге. Русская поэтесса, прозаик, переводчица, одна из крупнейших поэтов XX века.

Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве, в день, когда православная церковь празднует память апостола Иоанна Богослова. Это совпадение нашло отражение в нескольких произведениях поэтессы.

Её отец, Иван Владимирович, – профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств.

Мать, Мария Мейн (по происхождению – из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Николая Рубинштейна. Бабушка М. И. Цветаевой по материнской линии – полька Мария Лукинична Бернацкая.

Младшая сестра – Анастасия Ивановна Цветаева (1894-1993), советская и российская писательница.

Марина начала писать стихи ещё в шестилетнем возрасте, не только на русском, но и на французском и немецком языках. Огромное влияние на формирование её характера оказывала мать, которая мечтала видеть дочь музыкантом.

Детские годы Цветаевой прошли в Москве и в Тарусе. Из-за болезни матери подолгу жила в Италии, Швейцарии и Германии. Начальное образование получила в Москве, в частной женской гимназии М. Т. Брюхоненко. Продолжила его в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). В шестнадцать лет предприняла поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс лекций о старофранцузской литературе.

После смерти матери от чахотки в 1906 году остались с сестрой Анастасией, единокровными братом Андреем и сестрой Валерией на попечении отца, который знакомил детей с классической отечественной и зарубежной литературой, искусством. Иван Владимирович поощрял изучение европейских языков, следил за тем, чтобы все дети получили основательное образование.

В 1910 году Марина опубликовала (в типографии А. А. Левенсона) на свои собственные деньги первый сборник стихов – «Вечерний альбом», в который были включены в основном её школьные работы.

Её творчество привлекло к себе внимание знаменитых поэтов – Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая Гумилёва. В этом же году Цветаева написала свою первую критическую статью «Волшебство в стихах Брюсова». За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник «Волшебный фонарь».

Начало творческой деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов. После знакомства с Брюсовым и поэтом Эллисом (настоящее имя Лев Кобылинский) Цветаева участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет».

На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин (поэтесса гостила в доме Волошина в Коктебеле в 1911, 1913, 1915 и 1917 годах).

В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном. В январе 1912 года – вышла за него замуж. В сентябре того же года у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля) Эфрон.

В 1913 году выходит третий сборник – «Из двух книг».

Летом 1916 года Цветаева приехала в город Александров, где жила её сестра Анастасия Цветаева с гражданским мужем Маврикием Минцем и сыном Андреем. В Александрове Цветаевой был написан цикл стихотворений («К Ахматовой», «Стихи о Москве» и другие), а её пребывание в городе литературоведы позднее назвали «Александровским летом Марины Цветаевой».

В 1914 году Марина познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок, их романтические отношения продолжались до 1916 года. Цветаева посвятила Парнок цикл стихов «Подруга». Цветаева и Парнок расстались в 1916 году, Марина вернулась к мужу Сергею Эфрону. Отношения с Парнок Цветаева охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни».

В 1921 году Цветаева, подводя итог, пишет: “Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное – какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное – какая скука!”.

София Парнок – любовница Марины Цветаевой

В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево (тогда в Подмосковье) в возрасте 3 лет.

Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению.

В 1918-1919 годах Цветаева пишет романтические пьесы; созданы поэмы «Егорушка», «Царь-девица», «На красном коне».

В апреле 1920 года Цветаева познакомилась с князем Сергеем Волконским.

В мае 1922 года Цветаевой разрешили уехать с дочерью Ариадной за границу – к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. В Чехии написаны знаменитые «Поэма Горы» и «Поэма Конца», посвященные Константину Родзевичу. В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. В Париже на Цветаеву сильно воздействовала атмосфера, сложившаяся вокруг неё из-за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был завербован НКВД и участвовал в заговоре против Льва Седова, сына Троцкого.

Марина Цветаева и Сергей Эфрон

В мае 1926 года по инициативе Бориса Пастернака Цветаева начала переписываться с австрийским поэтом Райнером Мария Рильке, жившим тогда в Швейцарии. Эта переписка обрывается в конце того же года со смертью Рильке.

Читайте также:
Актриса Елена Романова - биография, личная жизнь, фото

В течение всего времени, проведённого в эмиграции, не прекращалась переписка Цветаевой с Борисом Пастернаком.

Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы – «После России», включивший в себя стихотворения 1922-1925 годов. Позднее Цветаева пишет об этом так: «Моя неудача в эмиграции – в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху – там, туда, оттуда. ».

В 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому» (на смерть Владимира Маяковского), чьё самоубийство потрясло Цветаеву.

В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания, успехом пользовалась её проза, занявшая основное место в её творчестве 1930-х годов («Эмиграция делает меня прозаиком. »).

В это время изданы «Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка» (1935), «Дом у Старого Пимена» (1934), «Повесть о Сонечке» (1938), воспоминания о Максимилиане Волошине («Живое о живом», 1933), Михаиле Кузмине («Нездешний вечер», 1936), Андрее Белом («Пленный дух», 1934) и др.

С 1930-х годов Цветаева с семьёй жила практически в нищете. Финансово ей немного помогала Саломея Андроникова.

15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве.

В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью, жила на даче НКВД в Болшеве (ныне Мемориальный дом-музей М. И. Цветаевой в Болшеве), соседями были чета Клепининых.

27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября – Эфрон. 16 октября 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян на Лубянке (по другим данным – в Орловском централе). Ариадна после пятнадцати лет заключения и ссылки реабилитирована в 1955 году.

В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами.

Война застала Цветаеву за переводами Федерико Гарсиа Лорки. Работа была прервана. Восьмого августа Цветаева с сыном уехала на пароходе в эвакуацию; восемнадцатого прибыла вместе с несколькими писателями в городок Елабугу на Каме. В Чистополе, где в основном находились эвакуированные литераторы, Цветаева получила согласие на прописку и оставила заявление: «В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года». 28 августа она вернулась в Елабугу с намерением перебраться в Чистополь.

31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством (повесилась) в доме Бродельщиковых, куда вместе с сыном была определена на постой. Оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить, «эвакуированным», Асеевым и сыну. Оригинал записки «эвакуированным» не сохранился (был изъят в качестве вещественного доказательства милицией и утерян), её текст известен по списку, который разрешили сделать Георгию Эфрону.

Записка сыну: “Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик”.

Записка Асеевым: “Дорогой Николай Николаевич! Дорогие сестры Синяковы! Умоляю вас взять Мура к себе в Чистополь – просто взять его в сыновья – и чтобы он учился. Я для него больше ничего не могу и только его гублю. У меня в сумке 450 р. и если постараться распродать все мои вещи. В сундучке несколько рукописных книжек стихов и пачка с оттисками прозы. Поручаю их Вам. Берегите моего дорогого Мура, он очень хрупкого здоровья. Любите как сына – заслуживает. А меня – простите. Не вынесла. МЦ. Не оставляйте его никогда. Была бы безумно счастлива, если бы жил у вас. Уедете — увезите с собой. Не бросайте!”.

Записка «эвакуированным»: “Дорогие товарищи! Не оставьте Мура. Умоляю того из вас, кто сможет, отвезти его в Чистополь к Н. Н. Асееву. Пароходы – страшные, умоляю не отправлять его одного. Помогите ему с багажом – сложить и довезти. В Чистополе надеюсь на распродажу моих вещей. Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Со мной он пропадет. Адр. Асеева на конверте. Не похороните живой! Хорошенько проверьте”.

Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На южной стороне кладбища, у каменной стены, где находится её затерявшееся последнее пристанище, в 1960 году сестра поэтессы, Анастасия Цветаева, «между четырёх безвестных могил 1941 года» установила крест с надписью «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева».

В 1970 году на этом месте было сооружено гранитное надгробие. Позднее, будучи уже в возрасте за 90, Анастасия Цветаева стала утверждать, что надгробие находится на точном месте захоронения сестры и все сомнения являются всего лишь домыслами.

С начала 2000-х годов место расположения гранитного надгробия, обрамлённое плиткой и висячими цепями, по решению Союза писателей Татарстана именуется «официальной могилой М. И. Цветаевой». В экспозиции Мемориального комплекса М. И. Цветаевой в Елабуге демонстрируется также карта мемориального участка Петропавловского кладбища с указанием двух «версионных» могил Цветаевой – по так называемым «чурбановской» версии и «матвеевской» версии. Среди литературоведов и краеведов единой доказательной точки зрения по этому вопросу до сих пор нет.

Сборники стихов Марины Цветаевой:

1910 – «Вечерний альбом»
1912 – «Волшебный фонарь», вторая книга стихов
1913 – «Из двух книг», Изд. «Оле-Лукойе»
1913-15 – «Юношеские стихи»
1922 – «Стихи к Блоку» (1916—1921)
1922 – «Конец Казановы»
1920 – «Царь-девица»
1921 – «Вёрсты»
1921 – «Лебединый стан»
1922 – «Разлука»
1923 – «Ремесло»
1923 – «Психея. Романтика»
1924 – «Молодец»
1928 – «После России»
сборник 1940 года

Поэмы Марины Цветаевой:

Чародей (1914)
На Красном Коне (1921)
Поэма Горы (1924, 1939)
Поэма Конца (1924)
Крысолов (1925)
С моря (1926)
Попытка комнаты (1926)
Поэма Лестницы (1926)
Новогоднее (1927)
Поэма Воздуха (1927)
Красный бычок (1928)
Перекоп (1929)
Сибирь (1930)

Читайте также:
Владимир Вернадский - биография, факты, фото

Поэмы-сказки Марины Цветаевой:

Царь-Девица (1920)
Переулочки (1922)
Мо́лодец (1922)

Незавершённые поэмы Марины Цветаевой:

Егорушка
Несбывшаяся поэма
Певица
Автобус
Поэма о Царской Семье.

Драматические произведения Марины Цветаевой:

Червонный валет (1918)
Метель (1918)
Фортуна (1918)
Приключение (1918-1919)
Пьеса о Мэри (1919, не завершена)
Каменный Ангел (1919)
Феникс (1919)
Ариадна (1924)
Федра (1927).

Проза Марины Цветаевой:

«Живое о живом»
«Пленный дух»
«Мой Пушкин»
«Пушкин и Пугачёв»
«Искусство при свете совести»
«Поэт и время»
«Эпос и лирика современной России»
воспоминания об Андрее Белом, Валерии Брюсове, Максимилиане Волошине, Борисе Пастернаке и др.
Мемуары
«Мать и музыка»
«Сказка матери»
«История одного посвящения»
«Дом у Старого Пимена»
«Повесть о Сонечке».

Денис Фонвизин

Биография

Денис Фонвизин – русский писатель, переводчик, драматург и публицист, секретарь главы русской дипломатии Никиты Панина. Вместе с тем стал создателем национальной бытовой комедии, представитель русского классицизма. Прославился благодаря произведению «Недоросль».

Детство и юность

Денис Иванович родился в Москве в апреле 1745 года в семье старинного немецкого дворянского рода, представители которого в середине 16 века прибыли из Германии в Россию. Отец будущего писателя покинул военную службу в звании майора, имел скромный доход. Несмотря на немецкие корни, кроме русского языка, в детстве мальчик не знал никакого другого, поэтому немецкий изучал уже в школе. В отличие от других русских дворян, французский язык учил, уже будучи взрослым.

Портрет Дениса Фонвизина

В семье Фонвизиных царила патриархальная обстановка, начальное образование Денис получал дома, как и остальные 7 детей этой семьи. В 10-летнем возрасте стал одним из первых, кто поступил на учение в дворянскую гимназию при Московском университете. Его тяга к литературе уже тогда была сильно заметна.

Отучившись 5 лет, Денис поступает на философский факультет вуза. Вместе со своим младшим братом Павлом в числе других лучших гимназистов мальчики отправляются в Петербург. В ходе этой поездки он завел знакомство с Михаилом Васильевичем Ломоносовым, а также Александром Сумароковым, который в то время являлся первым руководителем Русского театра. Кроме того, во время поездки Денис впервые в жизни посетил театр, где смотрел постановку пьесы «Генрих и Пернилл».

Денис Фонвизин в молодости

Во время учебы молодой человек часто переводил статьи для университетских журналов, а с 1761 года занимался этим профессионально. Московский торговец книгами заказал у Фонвизина перевод басни Хольберга, а еще через год мужчина переводит произведения Вольтера «Альзира или американцы», роман «Геройская добродетель, или жизнь Сифа, царя египетского» и другие книги. В последующие годы жизни ему еще не раз приходилось заниматься переводами произведений разных писателей.

Параллельно с этим в 18 лет юноша устраивается на государственную службу к императрице Екатерине, а точнее секретарем кабинет-министра Елагина. А спустя 6 лет переходит на службу в качестве личного секретаря к графу Панину, у которого впоследствии стал доверенным лицом.

Литература

Одновременно с тем, как Фонвизин переводил литературу, стали появляться первые произведения писателя, которые носили резкие сатирические тона. Уже в 1760 году одно из них выпустили в печать. А через 8 лет на суд читателей была представлена сатирическая комедия под названием «Бригадир».

Созданная пьеса вызвала общественный резонанс, и, хотя книги писателя, как и биография, еще не были известны, мужчину вызвали в Петергоф. Он лично читал комедию императрице Екатерине II. «Бригадир» возымел небывалый успех, по книге создавали сценические постановки, которые долго не сходили с афиш.

Портрет Дениса Фонвизина

После этого были и другие чтения, которые помогли писателю сблизиться с воспитателем Павла I – графом Паниным, а с 1769 года литератор стал у него служить. При этом продолжал развивать свое творчество, всегда много работал и создавал новые литературные шедевры.

В 1777 году Денис Иванович отправляется за границу и следующие полтора года живет во Франции. В 1779 году, вернувшись в Россию, мужчина становится советником канцелярии при секретной экспедиции и одновременно занимается переводом книги «Та-Гио».

Книги Дениса Фонвизина

В 1778 году, после возвращения из Франции, Фонвизин начинает работу над произведением «Недоросль» и заканчивает ее написание в 1782-м. Сегодня эта книга входит в обязательную программу современных школьников. В 18 веке словом «недоросль» называли молодых людей дворянского происхождения, не имеющих образования. Их не брали на службу и не выдавали документ, который бы разрешал вступление в брак.

Главными персонажами книги стали боярыня-крепостница, госпожа Простакова, и ее сын-недоросль Митрофанушка. Пьеса получилась прямолинейной по проблематике, но не только это стало причиной популярности книги. Произведение полюбилось читателям из-за запоминающихся ярких образов отрицательных героев, тонкого юмора, живости диалогов, которые сегодня используют как афоризмы.

Персонажи комедии Дениса Фонвизина «Недоросль»

На начало 1783 года пришелся выход книги «Рассуждение о непременных государственных законах», это произведение было признано одним из лучших в русской публицистике. Оно предназначалось будущему императору Павлу Петровичу.

В том же году писатель решает отправиться в путешествие по Европе, однако через 2 года у него случается первый апоплексический удар, а еще через 2 года мужчина возвращается на родину. Несмотря на паралич, покинув службу, мужчина до конца дней занимается любимым делом. Но последнее 5-томное собрание сочинений встречает резкое неодобрение со стороны Екатерины II, которая запрещает Фонвизину издавать книгу.

Портрет Дениса Фонвизина

В свой последний период жизни мужчина писал в основном статьи для журнала. Также его библиография пополнилась несколькими драматическими произведениями, среди которых «Разговор у княгини Халдиной», комедия «Выбор гувернера», опубликованная только в 1959 году, и автобиография «Чистосердечное признание».

Интересным фактом из биографии Дениса Ивановича является то, что при жизни мужчину считали франтом. Он тщательно следил за внешним видом, предпочитал обувь с большими пряжками, носил сюртук из соболя и украшал одежду живыми цветами.

Личная жизнь

О личной жизни прославленного писателя зачастую известно то, что сам он счел нужным отразить в автобиографическом произведении. В «Чистосердечном признании» рассказано, как молодой Фонвизин, будучи 23-летним юнцом, влюбился в Приклонскую Анну. Как он сам описывал в книге, женщина пленила его разум, своими достоинствами она тронула сердце мужчины и до конца дней поэта не выходила из его мыслей.

Читайте также:
Патриарх Кирилл - биография, факты, фото

Документальный фильм о Денисе Фонвизине

Женщина была начитана, умна, склонна к литературе и прекрасно пела. Несмотря на все внутренние качества, она не отличалась красотой, но это не волновало Фонвизина, ведь он тоже имел заурядную внешность, о чем свидетельствуют портреты писателя. Он даже посвятил один из переводов этой женщине, написав в посвящении:

«Ты одна всю вселенную для меня составляешь».

Анна отвечала Денису Ивановичу взаимностью, однако не могла полностью отдаться чувствам, поскольку была замужем, чувство долга не позволяло совершить ошибку. Фонвизин был вынужден смириться, что не сможет в полной мере обладать любимой женщиной.

Женился писатель немного позднее. С будущей женой познакомился на службе, когда по поручению императрицы вел одно запутанное судебное дело вдовы поручика по фамилии Хлопов.

Статуя Дениса Фонвизина на памятнике «Тысячелетие России»

В ходе работы Фонвизину приходилось много контактировать с Катериной Хлоповой, и женщина влюбилась без памяти, что было заметно для окружающих. На последнем заседании суда мужчину даже обвинили, что он защищает свою любовницу, а в ответ Фонвизин заявил, что женится на ней, и сдержал обещание.

Детей у Фонвизиных не было, но писатель обрел надежного друга, помощника и поддержку в лице хрупкой Катерины. Когда Дениса Ивановича разбил паралич, он утратил способность говорить и не мог управлять рукой, верная супруга была ему как нянька. Тогда мужчине было чуть больше 40 лет, и Катерине удалось его выходить. Но спустя несколько лет паралич снова сковал тело мужчины, однако он не переставал писать до последнего своего дня. А его жена все это время находилась рядом, помогала и ухаживала за Денисом Ивановичем.

Смерть

В последние годы жизни Фонвизин сильно болел, после второго апоплексического удара мужчина почти полностью потерял подвижность, с трудом передвигался, но не прекращал работать.

Могила Дениса Фонвизина

Смерть Дениса Ивановича наступила в конце 1792 года в Петербурге, мужчина погребен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

В память о великом писателе улицы в разных городах России названы именем Дениса Фонвизина, а в 2016 году в московском метрополитене открыли новую станцию – Фонвизинскую. В Великом Новгороде фигура мужчины присутствует в скульптурной группе «Писатели и художники» на памятнике «Тысячелетие России».

Библиография

  • 1768 – «Бригадир»
  • 1780 – «Каллисфен»
  • 1782 – «Недоросль»
  • 1783 – «Рассуждение о непременных государственных законах»
  • 1783 – «Повествование мнимого глухого и немого»
  • 1786 – «Всеобщая придворная грамматика»
  • 1786 – «Жизнь графа Никиты Ивановича Панина»
  • 1788 – «Наставление дяди своему племяннику»
  • 1791 – «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях»

Цитаты

«По моему расчёту, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного»

«Не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила»

«Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет, всё его стремление к тому, чтобы сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет»

«Отец мой непрестанно мне твердил одно и тоже: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»

«Почтение! Одно почтение должно быть лестно человеку – душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знатности не по чинам»

Биография Фонвизина

Денис Фонвизин – великий русский писатель, драматург, публицист, переводчик и создатель русской бытовой комедии.

Кроме писательства Фонвизин занимался политикой. Он был статским советником и секретарем главы русской дипломатии Н. И. Панина.

Биография Фонвизина изучается не только учащимися 9 класса, но и студентами. Школьники знают его в основном по знаменитому произведению «Недоросль».

В биографии Фонвизина много интересных фактов, с которыми вы сможете ознакомиться прямо сейчас.

Итак, перед вами краткая биография Дениса Фонвизина.

Краткая биография Фонвизина

Денис Иванович Фонвизин родился 3 апреля 1745 г. в Москве. Его предки были дворянами, происходившими из ливонского рыцарского рода.

Прародитель Фонвизина попал в русский плен во время Ливонской войны (1558-1583) и крестился в православие.

Образование

В период биографии 1755-1760 гг. Денис Фонвизин учился в дворянской гимназии при Московском университете, затем в течение года – на философском факультете университета.

В 1760 г. в числе лучших гимназистов Фонвизин и его брат Павел прибыли в Петербург. Здесь он познакомился с Михаилом Ломоносовым и первым руководителем русского театра Сумароковым.

В 1761 г. по заказу одного из московских книготорговцев Фонвизин перевёл с немецкого басни Хольберга.

Через год он уже переводит роман французского писателя аббата Террасона «Геройская добродетель или жизнь Сифа, царя египетского», трагедию Вольтера «Альзира или американцы» и «Метаморфозы» Овидия.

Одновременно с переводами стали появляться и оригинальные произведения Фонвизина, окрашенные в резко сатирические тона.

Творчество

Согласно официальной биографии Фонвизина, предположительно к 1760 г. была написана не опубликованная при жизни автора пьеса, так называемый ранний «Недоросль».

Однако существует версия, что ранний «Недоросль» вообще не принадлежит перу Дениса Ивановича.

Следует заметить, что Фонвизин находился под сильным влиянием французской просветительской мысли от Вольтера до Гельвеция.

Он сделался постоянным участником кружка русских вольнодумцев, собиравшихся в доме князя Козловского.

Литературные занятия Фонвизина оказали ему помощь и в его служебной карьере.

Когда он сделал перевод трагедии Вольтера, его назначили состоять при уже известном тогда кабинет-министре Елагине.

Также большим успехом пользовалась его комедия «Бригадир». Интересен факт, что Фонвизин был даже специально приглашен в Петергоф для прочтения этого произведения самой императрице.

Читайте также:
Сонька Золотая Ручка - биография, факты, фото

В результате он сблизился с воспитателем Павла Петровича (будущего российского императора), графом Никитой Ивановичем Паниным.

В 1769 г. Фонвизин перешёл на службу к Панину, сделавшись, в качестве его секретаря, одним из наиболее близких и доверенных лиц.

Перед смертью Панина Фонвизин, по его непосредственным указаниям, составил «Рассуждение об истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и от того о зыблемом состоянии как империи, так и самых государей».

Это произведение содержит исключительно резкую картину деспотического режима Екатерины и её фаворитов, требует конституционных преобразований и прямо угрожает в противном случае насильственным переворотом.

Государственная служба

В период биографии 1777-1778 гг. Фонвизин выезжает за границу и довольно долго находится во Франции. Отсюда он пишет письма к своей сестре Ф. И. Аргамаковой, П. И. Панину (брату Н. И. Панина) и Я. И. Булгакову.

Эти письма носили ярко выраженный общественно-социальный характер. Острый ум Фонвизина, наблюдательность, умение разобраться в экономических, социальных и политических проблемах французского общества, позволили ему нарисовать исторически верную картину Франции.

Изучая французскую действительность, Фонвизин желал глубже понять процессы, происходящие не только во Франции, но и в России, и найти пути к улучшению социально-политического порядка на родине.

Говоря о крепостном праве, Фонвизин считает необходимым не уничтожение его, а введение в «пределы умеренности».

Его пугала возможность новой пугачёвщины, и он считал, что необходимо пойти на уступки, чтобы избегнуть дальнейших потрясений.

Отсюда основное требование – введение «фундаментальных законов», соблюдение которых необходимо не только для простых граждан, но и для монарха.

Наиболее впечатляющим является нарисованная писателем-сатириком картина современной ему действительности, а именно, – безграничный произвол, охвативший все органы государственного управления.

Зрелое творчество

Выйдя в отставку, Фонвизин, несмотря на тяжёлую болезнь (паралич), до конца жизни занимался литературным трудом.

При этом его ждало резкое неодобрение в лице императрицы Екатерины II, запретившей Фонвизину издавать пятитомное собрание сочинений.

Литературное наследие последнего периода жизни писателя состоит главным образом из статей для журнала и из драматических произведений: комедии «Выбор гувернера» и драматического фельетона «Разговор у княгини Халдиной».

Кроме того, в последние годы своей жизни Фонвизин работал над автобиографией «Чистосердечное признание».

Личная жизнь

В биографии Дениса Фонвизина была только одна жена. В 1774 г. литератор заключил брак с дочерью богатого купца – Екатериной Роговиковой. Она была вдовой адъютанта графа Чернышева – А. А. Хлопова.

После смерти Хлопова Екатерина получила в управление огромное состояние, и, выйдя в 27-летнем возрасте за Фонвизина, полностью обеспечила его.

Детей в этом браке у них не было.

Смерть Фонвизина

Умер Денис Иванович Фонвизин в декабре 1792 г. Ему было всего 47 лет.

Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Блестящий талант, большой ум и широкая эрудиция дают полное право считать Фонвизина одним из выдающихся людей екатерининской эпохи.

Несмотря на то, что он был характерным представителем русской дворянской интеллигенции своего времени, он вошел в историю, как выдающийся человек своей эпохи.

Через три года после смерти Фонвизина в России родился другой великий писатель – Александр Грибоедов, биография которого во многом похожа на биографию Фонвизина (см. интересные факты о Грибоедове).

Интересные факты о Фонвизине

В биографии Фонвизина было много интересных фактов. Вот лишь некоторые из них.

  • Любимым писателем Дениса Фонвизина был Руссо.
  • Когда состоялась премьера пьесы «Недоросль», ее успех был столь огромен, что зрители закидали сцену кошельками с деньгами.
  • Интересен факт, что Денис Фонвизин был настоящим франтом. Он, в отличие от своего неряшливого современника Ивана Крылова, уделял большое внимание внешнему виду. Его одежда всегда была чиста и выглажена, а обувь украшена большими пряжками.
  • Впервые побывав в Санкт-Петербурге, Фонвизин увидел театральное представление – постановку пьесы датского писателя Людвига Хольберга «Генрих и Пернилл». Это произвело на него столь глубокое впечатление, что он сохранил любовь к театру на всю жизнь.

  • Пушкин очень любил Фонвизина и высоко ценил веселость его комедий. Он крайне сожалел, что в русской литературе «так мало истинно весёлых сочинений». Он с любовью отмечал особенность дарования Фонвизина, указывая на прямую преемственность драматургии Фонвизина и Гоголя.
  • Говоря о творчестве Фонвизина, известный литературный критик Белинский писал: «Вообще для меня Кантемир и Фонвизин, особенно последний, самые интересные писатели первых периодов нашей литературы».

Теперь вы знаете все главные события биографии и творчества Дениса Фонвизина.

Биография Фонвизина: личная жизнь и творчество писателя

Денис Иванович Фонвизин: Wikipedia/Ф. А. Брокгауз

У него была трагическая судьба, недолгая и яркая жизнь. Писателя называли «северным Мольером» и «отцом русской сатиры». Он первый искусно воплотил в жизнь жанр бытовой комедии, в сатирическом ключе раскрыл человеческие пороки и грехи. Биография Фонвизина пестрит красочными фактами, о которых поговорим подробнее.

Биография Фонвизина: детство и юность

Денис Иванович Фонвизин вошел в историю русской литературы как величайший драматург и публицист. Будучи ярким представителем екатерининской эпохи, он преодолел барьер цензуры и обнародовал комедию, которая перевернула сознание читателей. Он смог легко и непринужденно рассказать о важном, акцентируя внимание на волнующих пороках общества.

Биография Фонвизина — это квинтэссенция любви и легкомысленности, сложных жизненных выборов и следование законам патриархата, заимствованного из детства. Но все это не помешало развиться сатирическому дарованию талантливого писателя XVIII века.

Денис Фонвизин родился в Москва 14 апреля 1745 года. Его отец — выходец из старинного рода немецких дворян, но от высокого положения в обществе у родителей мальчика остался только титул. Жили немецкие аристократы в России скромно, но это не помешало дать хорошее образование детям. К слову, кроме Дениса, у Фонвизиных было еще семеро детей.

Фонвизин-старший воспитывал отпрысков в системе строжайших патриархальных правил, слово отца было законом. Характер батюшки Фонвизина закалила армейская служба, на которой он получил звание майора перед отставкой. Краткая биография Фонвизина обязательно должна включать факты, которые свидетельствуют о его образовании:

Читайте также:
Баста - биография, личная жизнь, фото

Иллюстрация к произведению «Недоросль»: Wikipedia/Н. Муратов

  1. Мальчик имел отменные интеллектуальные задатки, но немецкого языка, вопреки старинным корням, не знал. Ему пришлось осваивать тонкости немецкой речи сначала во время домашнего обучения, а затем — в школе.
  2. Поскольку в екатерининскую эпоху дворяне в обязательном порядке изучали французский, то Д.И. Фонвизин был вынужден учить язык, будучи взрослым мужчиной.
  3. Тяга к литературе всегда стимулировала мальчика много читать и с упоением поглощать новые знания. Возможно, именно это стало причиной того, что Денис первым из семьи смог самостоятельно поступить в дворянскую гимназию при Московском университете.
  4. По окончании гимназии юноша решает продолжить обучение в том же университете, но на факультете философии. Учеба давалась Денису легко, и его с братом поощрили поездкой в Петербург. Знакомство с Северной Пальмирой навсегда влюбило его в этот город. В этом сознавался сам Фонвизин. Интересные факты: в этом путешествии автор завел дружбу с Ломоносовым и Сумароковым, а также впервые посетил театр.
  5. Фонвизин, биография которого состояла не только из создания драматических произведений, но и публицистики, рано занялся переводами. Еще в студенческие годы талантливый парень зарабатывал на жизнь, переводя басни Хольберга и произведения Вольтера.
  6. С момента совершеннолетия умный юноша служит секретарем кабинет-министра Елагина. А несколько позже переходит на должность личного секретаря графа Панина.

Образованный и эрудированный, с тонким юмором и отменным чувством такта, Денис Фонвизин смог добиться хорошего положения в обществе, не забывая о самореализации как писателя.

Денис Фонвизин: творческий путь

Творчество Фонвизина считалось свежим и новаторским, оно пробуждало скрытые грани человеческой души и заставляло людей пересмотреть свое поведение. Под тонкой сатирической вуалью были скрыты человеческие пороки. Автор высмеял их виртуозно и деликатно.

Но сам литературный путь писателя сложно назвать легким:

  • благодаря хорошему знанию языков Фонвизин в оригинале знакомился с мировыми классическими шедеврами, пополняя словарный запас и осваивая новые художественные приемы;
  • в конце 1760 года самостоятельно издает свое первое творение — сатирическую комедию, которая называлась «Бригадир». Произведение вызвало настоящий фурор в высших кругах, автора пригласили для прочтения пьесы в Петербург к императрице Екатерине;
  • на приеме автора заметил граф Панин. Молодой талант стал доверенным лицом и личным секретарем с 1769 года;

Иллюстрация из книги «Недоросль»: Wikipedia/Н. И. Калита

  • пребывая на службе, Денис Иванович находил время для творчества. В 1777 году он получает уникальную возможность полтора года прожить во Франции;
  • вернувшись в Россию в 1779-м, Фонвизин погрузился в творческую работу. Автор в кратчайшие сроки переводит легендарную книгу «Та-Гио», а далее получает повышение по службе — становится канцелярским советником секретной экспедиции;
  • 1778–1782 годы ознаменовались работой над самым знаковым произведением Фонвизина — «Недоросль». Это название было достаточно говорящим, ведь в то время так нарекали юнцов дворянского происхождения без надлежащего образования. Яркие, запоминающиеся образы главных героев, драматичные и одновременно смешные диалоги сделали творение Фонвизина чрезвычайно популярным. До сих пор «Недоросль» считается классикой русской сатирической драматургии;
  • на гребне успеха в 1783 году был издан публицистический шедевр авторства Фонвизина — «Рассуждение о непременных государственных законах»;
  • далее ситуация развивается быстро и трагично. Денис Иванович отправляется в большое турне по Европе, но именно там с ним случается первый апоплексический удар. С частичным параличом он возвращается в Петербург и начинает работу над масштабным 5-томником сочинений. Однако Екатерина II запрещает издавать эти книги;
  • это подкашивает как моральное, так и физическое состояние Фонвизина, но не убивает в нем запал писать.

Следующие пять лет автор в небольшом журнале публикует сатирические очерки. В конце жизни Денис Иванович успевает издать комедию «Выбор гувернера» и мемуары «Чистосердечное признание».

Денис Фонвизин: личная жизнь, последние годы

Фонвизин, годы жизни которого пришлись на расцвет классицизма в русской литературе, не любил афишировать личную жизнь. Завеса тайны была приоткрыта в автобиографии «Чистосердечное признание», которую автор издал, будучи неизлечимо больным.

Первая и самая искренняя любовь случилась с гениальным писателем в 23 года. И объектом его чувств стала Анна Приклонская. Он посвящал ей свои произведения, восхищался ее острым умом и начитанностью, но дама не могла ответить Фонвизину взаимностью, поскольку была замужем.

Фонвизин читает свои произведения: Wikipedia/Рисунок, XX в.

Официальный брак Денис Иванович заключил годы спустя, женившись на Екатерине Хлоповой. Интересен тот факт, как произошло знакомство будущих супругов. Следуя личному поручению императрицы, Фонвизин взял в работу запутанную судебную тяжбу вдовы поручика. Это и была Екатерина Хлопова.

Расследование было долгим и кропотливым, поэтому будущие супруги постоянно контактировали. Дениса Ивановича даже обвиняли в том, что Екатерина — это его любовница. На суде он пообещал, что если выиграет дело, то женится на вдове. Так и случилось: судебная тяжба завершилась положительным исходом для Екатерины и женщина обрела новую любовь.

Пара была бездетной, но сам союз оказался чрезвычайно крепок. Екатерина до последнего дня поддерживала мужа и ухаживала за ним. После второго апоплексического удара, который полностью парализовал автора и приковал его к кровати, она продолжала трепетно заботиться о муже и помогать ему писать новые сочинения.

Денис Иванович Фонвизин продолжал работать до последнего дня жизни и умер от очередного приступа 12 декабря 1792 года. Тело писателя погребено в Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Сейчас фамилией талантливого драматурга нарекли много улиц на территории России, а также станцию Московского метрополитена.

Он вошел в историю как мастер русской сатиры, эрудит и публицист. Пристальное внимание к поведению современников позволило писателю проникнуть в эстетику французских просветителей и реализовать ее принципы в своих произведениях. Это дало толчок к развитию критического реализма в русской литературе.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: