Андрей Тарковский – биография, факты, фото

Андрей Тарковский

Андрей Арсеньевич Тарковский (1932-1986) – советский режиссер театра и кино, сценарист. Народный артист РСФСР. Его фильмы «Андрей Рублев», «Зеркало» и «Сталкер» периодически включаются в рейтинги лучших кинопроизведений в истории.

В биографии Тарковского есть множество интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Андрея Тарковского.

Биография Тарковского

Андрей Тарковский появился на свет 4 апреля 1932 г. в небольшом селе Завражье (Костромская обл.). Он рос и воспитывался в образованной семье.

Отец режиссера, Арсений Александрович, был поэтом и переводчиком. Мать, Мария Ивановна, являлась выпускницей Литературного института. Кроме Андрея у его родителей родилась дочь Марина.

Детство и юность

Через несколько лет после рождения Андрея семья Тарковских обосновалась в Москве. Когда мальчику едва исполнилось 3 года отец ушел из семьи к другой женщине.

В результате матери пришлось одной заботиться о детях. В семье часто не хватало самого необходимого. В начале Великой Отечественной войны (1941-1945) Тарковский вместе с мамой и сестрой переехал в Юрьевец, где жили их родственники.

Жизнь в Юрьевце оставила значимый след в биографии Андрея Тарковского. Позже эти впечатления будут отображены им в фильме «Зеркало».

Через пару лет семья вернулась обратно в столицу, где он продолжил ходить в школу. Интересен факт, что его одноклассником был известный поэт Андрей Вознесенский. Одновременно с этим Тарковский посещал музыкальную школу по классу фортепьяно.

В старших классах юноша занимался рисованием в местном художественном училище. Получив аттестат Андрей успешно сдал экзамены в Московский институт востоковедения на арабский факультет.

Уже на первом году обучения Тарковский осознал, что поспешил с выбором профессии. В тот период биографии он связался с плохой компанией, по причине чего начал вести аморальный образ жизни. Позже он признается, что его спасла мать, которая помогла ему устроиться в геологическую партию.

Будучи членом экспедиции Андрей Тарковский около года провел в глухой тайге, находясь вдалеке от цивилизации. После возвращения домой, он поступил во ВГИК на режиссерское отделение.

Фильмы

Когда в 1954 г. Тарковский стал студентом ВГИКа прошел год со дня смерти Сталина. Благодаря этому тоталитарный режим в стране несколько ослаб. Это помогло студенту обмениваться опытом с иностранными коллегами и ближе ознакомиться с западным кинематографом.

В СССР начали активно сниматься фильмы. Творческая биография Андрея Тарковского началась в возрасте 24 лет. Его первая лента называлась «Убийцы», снятая по мотивам произведения Эрнеста Хемингуэя.

Андрей Тарковский в молодости

После этого молодой режиссер снял еще две короткометражки. Уже тогда педагоги отмечали талант Андрея и пророчили ему большое будущее.

Вскоре парень познакомился с Андреем Кончаловским, с которым он учился в одном вузе. Ребята быстро сдружились и начали совместное сотрудничество. Вдвоем они написали немало сценариев и в будущем регулярно делились друг с другом опытом.

В 1960 г. Тарковский с красным дипломом окончил институт, после чего принялся за работу. К тому времени у него уже сформировалось свое видение кинематографа. В его фильмах показывались страдания и надежды людей, взявших на себя бремя нравственной ответственности за все человечество.

Андрей Арсеньевич уделял большое внимание освещению и звуку, задача которых состояла в том, чтобы помочь зрителю в полной мере прочувствовать то, что он видит на экране.

В 1962 г. состоялась премьера его полнометражной военной драмы «Иваново детство». Несмотря на острую нехватку времени и финансов, Тарковскому удалось блестяще справиться с работой и заслужить признание у критиков и простых зрителей. Фильм получил около десятка международных наград, включая «Золотого льва».

Через 4 года мужчина представил свою знаменитую ленту «Андрей Рублев», которая сразу же приобрела мировую популярность. Впервые в советском кинематографе был представлен эпический взгляд на духовную, религиозную сторону средневековой России. Стоит заметить, что соавтором сценария был Андрей Кончаловский.

В 1972 г. Тарковский представил свою новую драму «Солярис», состоящую из двух частей. Эта работа также вызвала восторг у зрителей многих стран и как следствие удостоилась Гран-при Каннского кинофестиваля. Более того, согласно данным некоторых опросов «Солярис» оказался в числе величайших фантастических фильмов всех времен.

Спустя пару лет Андрей Тарковский снял ленту «Зеркало», в которой присутствовало немало эпизодов из его биографии. Главная роль досталась Маргарите Терешковой.

В 1979 г. состоялась премьера «Сталкера», снятого по мотивам произведения братьев Стругацких «Пикник на обочине». Стоит заметить, что первый вариант этой драмы-притчи погиб по техническим причинам. В итоге, режиссеру пришлось трижды переснимать материал.

Представители советского Госкино присвоили фильму только третью прокатную категорию, разрешив сделать всего 196 копий. Это означало, что охват аудитории был минимальным.

Однако ни смотря на это, «Сталкер» посмотрели около 4 млн человек. На Каннском кинофестивале кинолента получила «Приз экуменического жюри». Стоит заметить, что эта работа стала одной из самых значительных в творческой биографии режиссера.

После этого Андрей Тарковский снял еще 3 картины: «Время путешествия», «Ностальгия» и «Жертвоприношение». Все эти фильмы снимались за рубежом, когда мужчина с семьей находился в эмиграции в Италии с 1980 г.

Переезд за границу был вынужденным, поскольку Тарковскому мешали работать как чиновники, так и коллеги по цеху.

Летом 1984 г. Андрей Арсеньевич на публичной встрече в Милане заявил, что решил окончательно обосноваться на Западе. Когда об этом узнало руководство СССР, оно запретило транслировать фильмы Тарковского в стране, а также упоминать о нем в печати.

Читайте также:
Вера Брежнева - биография, факты, фото

Интересен факт, что власти Флоренции подарили русскому мэтру квартиру и удостоили его звания почетного гражданина города.

Личная жизнь

С первой женой, актрисой Ирмой Рауш, Тарковский познакомился еще в студенческие годы. Этот брак продлился с 1957 по 1970 годы. В данном союзе у пары родился мальчик Арсений.

Следующей супругой Андрея стала Лариса Кизилова, которая была его ассистентом в ходе съемок «Андрея Рублева». От предыдущего брака у Ларисы была дочь Ольга, которую режиссер согласился удочерить. Позже у них родился общий сын Андрей.

Андрей Тарковский и Валентина Малявина

В молодости Тарковский ухаживал за Валентиной Малявиной, которая отказалась остаться с ним. Любопытно, что как Андрей, так и Валентина тогда состояли в браке.

Также мужчина состоял в близких отношениях с художником по костюмам Ингер Персон, с которой он познакомился незадолго до своей кончины. Результатом этих отношений стало рождение внебрачного ребенка Александра, которого Тарковский так и не увидел.

Смерть

За год до смерти у Андрея обнаружили рак легких. Врачи уже ничем не могли ему помочь, поскольку болезнь была на последней стадии. Когда в Советском Союзе узнали о его тяжелом состоянии здоровья, чиновники снова разрешили показывать фильмы своего соотечественника.

Андрей Арсеньевич Тарковский умер 29 декабря 1986 г. в возрасте 54 лет. Его похоронили на французском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где покоятся самые известные русские люди.

Фото Тарковского

Лариса Кизилова и Андрей Тарковский

Андрей Тарковский на съемках картины «Жертвоприношение»

Биография Андрея Тарковского

Жена – Лариса Павловна Тарковская
Дети – Андрей Тарковский — младший, Арсений Андреевич Тарковский, Александр Андреевич Тарковский
Родители – Арсений Тарковский, Мария Вишнякова

Тарковский Андрей Арсеньевич (р. 1932) – советский сценарист и режиссер театра и кино. В 1980 году он был удостоен звания «Народного артиста» за заслуги в сфере отечественного искусства. Его работы не раз отмечались на крупных кинофестивалях премиями и наградами.

В биографии Андрея Тарковского кино играет особую роль. Он оставил после себя огромный след – по его картинам обучают студентов в специализированных заведениях. Многие проекты режиссера так и остались нереализованными.

  • Детские годы
  • Образование
  • Творческая карьера в СССР
  • Переезд в Европу
  • Личная жизнь
  • Болезнь и смерть
  • Интересные факты
  • Интересное видео

Детские годы

Андрей родился на Волге, где проживали родственники его матери. Отец Арсений Александрович работал переводчиком и в свободное время увлекался поэзией. Его работа была тесно связана с литературой, поэтому он общался по-дружески с Корнеем Чуковским и Анной Ахматовой. Мать Мария Ивановна получила литературное образование.

В раннем детстве Андрей вместе с родителями переехал в столицу. Когда мальчику исполнилось 2 года, у него родилась сестра Марина. Через год после рождения дочери отец покинул семью, оставив детей на воспитание матери.

Детские годы режиссера пришлись на суровое военное время. В начале Великой Отечественной войны его папа ушел на фронт. Он сражался за Родину в кровопролитных боях, в ходе одного из которых лишился ноги. Он вернулся героем, но не стал жить с супругой и детьми, так как нашел себе другую женщину.

Сын признавался позже в интервью, что ему очень не хватало отцовской заботы, несмотря на то что Арсений Тарковский часто приходил к нему в гости. Мама нашла работу в Московской типографии, где до пенсии трудилась корректором.

Во время войны семейство было отправлено в Юрьевец, где проходило раннее детство сценариста. В дальнейшем он с теплотой в душе вспоминал те места, по которым гулял, будучи ребенком. По возвращении в Москву он стал посещать общеобразовательную школу. Первые несколько классов Андрей учился хорошо, так как писать и читать, благодаря матери, он уже умел.

В свободное время мальчик ходил в музыкальную школу, которую окончил по классу «фортепиано». Его не особо интересовала учеба, так как оценки в аттестате были неважными. В 7 классе мама записала сына на рисование, которое он охотно посещал в художественном училище.

После уроков мальчик бегал с друзьями играть в футбол. Он часто стоял на воротах и помогал команде, не пропуская мячи. Мама была довольна тем, что ее ребенок занимается разными делами, поэтому поддерживала сына в новых начинаниях. В старших классах парень мечтал стать актером. Он собирал документы в театральное училище, но отказался от затеи по наставлению отца.

Образование

В 1951 году Андрей Арсеньевич подал документы в столичный институт востоковедения. Он зачислился в студенты с первой попытки, но оставил учебу через год по состоянию здоровья. Парень получил черепно-мозговую травму во время занятий физкультурой. По этой причине он не мог посещать пары и поэтому отставал по предметам.

В 1953 году Тарковский стал работать в научно-исследовательской геологической экспедиции. За год он прошел несколько сотен километров и составил альбом зарисовок. Навык рисования помог ему продуктивно провести время в экспедиции.

В 1954 году Андрей снова собрал документы и отнес их во ВГИК по совету Дмитрия Родичева, который учился у Льва Кулешова. Его с первой попытки приняли на режиссерскую специальность, на которую он поступил случайно.

Читайте также:
Надежда Борисова - биография, семья, фото

В годы студенчества Тарковского в стране происходили изменения в сфере кинематографа. Было принято решение выпускать больше фильмов и снимать картины, посвященные событиям Великой Отечественной войны. Это позволило сделать решительный и знаменательный шаг многим юным режиссерам и сценаристам того времени.

Андрей оказался под влиянием работ Бунюэля и Бергмана, Куросавы и Феллини, которые заставили его перейти на авторское кино. Парень стал проявлять свою индивидуальность в работах. Первым его крупным проектом стала курсовая работа, в роли которой выступила короткометражка «Убийцы». Затем появилась картина «Сегодня увольнения не будет» и сценарий к «Антарктиде, далекой стране».

В качестве дипломной работы Андрей выбрал фильм «Каток и скрипка», которая получила приз на фестивале студенческих работ в США. В те годы студент понял, что режиссура — это не увлечение и не средство заработка, а смысл его жизни.

Творческая карьера в СССР

В 1961 году были запущены работы над фильмом «Страсти по Андрею», который не только стал его первой запланированной полнометражной картиной, но и культовым фильмом. Трудиться над проектом приходилось достаточно долго, поэтому мужчина сначала выпустил фильм «Иваново детство», рассказывающий о жизни подростка в военное время. Фильм был награжден «Золотым львом святого Марка» в Венеции.

Только в 1964 году возобновились съемки киноленты «Андрей Рублев», которые затянулись на год из-за сложного периода в стране. Сценарий часто переписывался из-за недовольства властей и так и не был выпущен в первозданном виде. В 1969 году фильм «Андрей Рублев» был удостоен премии «ФИПРЕССИ» в Каннах, еще за 2 года до того, как его показали на Родине.

В 1970 году начались съемки следующей работы Тарковского. Ею стала картина «Солярис», повествующая о событиях будущего на искусственно созданной планете. Проект получил два приза от жюри задолго до того, как был представлен в СССР.

В 1974 году состоялась премьера картины «Зеркало», которая выступала в качестве исповеди режиссера. Он рассказал о своих переживаниях, о детстве, о философских размышлениях, прикрасив все ноткой индивидуальности. В 1979 году на основе повести Стругацких была выпущена кинолента «Сталкер», которая прошла через Госкино и была показана в Доме кино.

Через год режиссер получил звание «Народного артиста», а также показал ленту на очередном Каннском фестивале, где работа получила приз экуменического жюри. С 1964 года артист продолжил читать лекции по основам кинорежиссуры. В 1982 году была открыта его мастерская, в которой он работал вплоть до эмиграции.

Переезд в Европу

В 1980 году режиссер уехал в Италию в командировку. Там он начал работу над фильмом «Ностальгия». За это время он успел снять картину «Время путешествия». Срок его командировки подходил к концу, поэтому он просил оставить его в Европе на 3 года. ЦК КПСС отправила ему ответное письмо с отказом, а в 1983 году был подписан приказ о его увольнении из «Мосфильма».

В конце года он поставил оперу «Борис Годунов» в Лондоне. Артист принял решение не возвращаться в СССР, на что власти ответили запретом к показу его работ в стране. Во Флоренции ему предоставили квартиру, где он смог поселиться вместе с семьей и прожить несколько лет.

В 1986 году вышла последняя работа режиссера под названием «Жертвоприношение». Он не успел реализовать такие проекты, как «Идиот», «Пятое Евангелие», «Гофманиана», «Обломов», «Волшебная гора», «Доктор Фаустут», «Иосиф и его братья», «Степной волк» и многие другие.

Личная жизнь

Режиссер не скрывал некоторые факты из его личной жизни, в частности, касающиеся браков и детей. Артист был женат дважды и имеет двоих детей. Первой супругой Андрея стала Ирма Рауш, с которой он познакомился в годы студенчества. Режиссеры поженились в 1957 году.

Девушка снималась в картине об «Андрее Рублеве», где играла Дурочку. Через 5 лет супруга подарила мужу сына, которого назвали в честь отца-сценариста. Ребенок не смог скрепить семейных отношений. Брак распался в 1970 году. Второй женой Тарковского стала Лариса Кизилова.

Она помогала ему на съемках картины «Андрей Рублев». Между ними сразу после знакомства завязались романтические отношения, несмотря на то что режиссер состоял в браке. В 1970 году женщина родила любимому мужчине сына Андрея.

Болезнь и смерть

В конце 1980-х годов стало известно, что великий сценарист заболел раком легких. Советские власти сняли предыдущие запреты на демонстрацию его работ в стране, а также разрешили сыну приехать к нему из СССР.

Андрей Арсеньевич Тарковский умер 29 декабря 1986 года в Париже. Его похороны состоялись 5 января следующего года в храме святого Александра Невского. Артист изначально был похоронен под Парижем, а затем его прах доставили в другое место. В 1990 году режиссер получил Ленинскую премию посмертно.

Андрей Тарковский: фильмы, женщины и эмиграция непризнанного гения

Режиссера упорно не признавали на Родине, но считали гениальным за рубежом. Судьба вынудила его эмигрировать во Францию, где он и был похоронен. Какие фильмы прославили Андрея Тарковского и почему он уехал за границу?

Андрей Тарковский – советский режиссёр театра и кино, сценарист. Народный артист РСФСР.

Биография Андрея Тарковского

Андрей Тарковский родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье Ивановской Промышленной области. Его отец Арсений Тарковский был поэтом и переводчиком. Мать режиссёра, Мария Вишнякова, была из дворянского рода Дубасовых, окончила московский Литературный институт, работала корректором в Первой образцовой типографии в Москве, куда семья переехала, когда Андрею не было и года.

Читайте также:
Патриарх Кирилл - биография, факты, фото

В 1934 году у Андрея родилась младшая сестра Марина, а через год Арсений Тарковский ушёл из семьи к другой женщине. Мария Ивановна воспитывала двоих детей одна, жили они впроголодь.

Андрей Тарковский с сестрой Мариной

Во время Великой Отечественной войны мать Андрея с детьми была эвакуирована в Юрьевец. Арсений Тарковский отправился на фронт добровольцем и потерял ногу.

Маленький Андрей ходил в музыкальную школу, где учился играть на фортепиано, а также посещал художественные курсы. После школы он поступил в Московский институт востоковедения, где изучал арабскую культуру. Но уже после первого курса юноша забрал документы.

Андрей связался с плохой компанией и всё могло плохо кончиться, но мать, пользуясь связями, устроила его коллектором в научно-исследовательскую экспедицию института Нигризолото. Год Тарковский провёл в глуши в Красноярском крае.

Кадр из документального фильма «Андрей Тарковский. Жизнь и судьба»

В 1954 году, вернувшись в Москву, он поступил во ВГИК на режиссёрское отделение в мастерскую Михаила Ромма. Этот период совпал с новой эпохой в советском кинематографе. После смерти Сталина производство фильмов увеличилось в полтора раза, пробовались разные подходы, снималось много картин про войну. Появилось модное веяние по примеру французского кинематографа – «отёр» (от французского auteur), когда один человек выступал автором картины на всех стадиях производства (от сценария до монтажа). Тарковский сразу загорелся идеей авторского кино.

Первой курсовой работой режиссёра стала короткометражка «Убийцы» по рассказу Эрнеста Хемингуэя, за ней последовал короткометражный фильм «Сегодня увольнения не будет…».

На третьем курсе Андрей познакомился с Андроном Кончаловским, который только поступил во ВГИК. Вместе они пришли к выводу, что хотят снимать более реалистичное кино, без грима и отутюженных костюмов. «Главная правда – в фактуре, чтобы было видно, что всё подлинное: камень, песок, пот, трещины в стене», – вспоминал позже Кончаловский.

Кадр из фильма «Каток и скрипка»

Вместе друзья работали над сценарием «Антарктида, далёкая страна», отрывки из которого опубликовали в «Московском комсомольце», но «Ленфильм» его не принял. Следующий совместный сценарий «Каток и скрипка» Тарковский и Кончаловский успешно продали недавно созданному объединению «Юность».

Фильмы Андрея Тарковского

В 1960 году, едва окончив вуз, Андрей Тарковский сразу захотел снимать картину «Андрей Рублёв», но худсовет СССР отказал ему, посчитав работу слишком сложной для вчерашнего выпускника.

Андрей приступил к съёмкам фильма «Иваново детство», который создал за год в условиях дефицита бюджета. Картина была снята по мотивам повести Владимира Богомолова «Иван» и получила более 15 наград и призов, включая «Золотой лев». После успеха режиссёру доверили съёмки «Андрея Рублёва». Фильм также получил ряд наград.

Кадр из фильма «Андрей Рублёв»

В 1972 году Тарковский снял «Солярис» по мотивам научно-фантастического романа Станислава Лема. В сюжете мастерски сочетаются глубокий философский смысл и детективная составляющая. Герои картины на новой планете обнаружили, что и мысли могут материализовываться. В том же году «Солярис» был показан на Каннском кинофестивале, где получил Специальный приз жюри и приз экуменического жюри.

Кадр из фильма «Солярис»

В 1974 году режиссёр выпустил фильм «Зеркало», который стал его визитной карточкой. Главную роль в нём исполнила Маргарита Терехова. Эту работу Тарковского часто относят к арт-хаусу – настолько сложным оказался сюжет и его подача. На заседании коллегии Госкино и Союза кинематографистов картину признали неудачной и непонятной для массового зрителя.

Кадр из документального фильма «Один день Андрея Арсеньевича»

В 1977-м Тарковский попробовал себя в качестве театрального режиссёра и поставил «Гамлета» в Театре Ленинского комсомола.

Через два года он воплотил на экране повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине». Фильм получил название «Сталкер». О нём сам Тарковский отзывался так: «Я готовился к фильму всю жизнь, снимал его два года».

Кадр из фильма «Сталкер»

В 1980 году «Сталкер» был показан на Каннском кинофестивале. В этом же году Андрей Тарковский получил звание Народного артиста РСФСР.

Личная жизнь

Режиссёр был женат дважды. Первой его супругой стала актриса, однокурсница по ВГИКу Ирма Рауш. Роман между ними развивался стремительно. На третьем курсе они сыграли свадьбу, а в 1962 году у пары родился сын Арсений. Сын Тарковского стал хирургом и уехал жить в Венецию. Найти в интернете его фото практически невозможно.

Ирма Тарковская. Кадр из фильма «Иваново детство»

В 1970 году режиссёр ушёл от жены к ассистентке по фильму «Андрей Рублёв» Ларисе Кизиловой. В этом браке он удочерил девочку в возрасте двух лет, Ольгу, которая сейчас проживает во Франции.

Лариса Тарковская. Кадр из фильма «Зеркало»

Также во втором браке у Тарковского родился сын Андрей – он живёт во Флоренции, занимает пост президента Международного института искусств, названного в честь отца.

Режиссёру часто приписывали романы с коллегами по съёмочной площадке. Известно, что от второй жены он хотел уйти к актрисе Наталье Бондарчук, но беременность Ларисы всё изменила. Также он звал замуж Валентину Малявину, когда та была в браке с Александром Збруевым.

Читайте также:
Баста - биография, личная жизнь, фото

Валентина Малявина. Кадр из фильма «Сотрудник ЧК»

В передаче «Андрей Тарковский. Трудно быть Богом» появилась Дарья Приставко, которая вспомнила о своих отношениях с режиссёром. Они встречались в тот момент, когда Тарковский собирался уйти от первой жены. Роман длился три года, но Дарья решила порвать с Андреем.

Кадр из программы «Андрей Тарковский. Трудно быть Богом»

Художница по костюмам Ингер Персон из Норвегии за несколько месяцев до смерти режиссёра родила от него сына Александра. По её признанию, она не смогла устоять перед очарованием Тарковского.

Эмиграция в Европу и смерть от рака

В 1984 году Андрей Тарковский не вернулся в СССР со съёмок в Италии. Он принял решение остаться за границей не из политических убеждений, как говорил сам режиссёр, а ради свободы творчества. Но позже пожалел о своём решении.

С самого начала идеи Тарковского не понимали и часто подвергали цензуре. Картину «Андрей Рублёв», над которой он долго работал, отправили «на полку» на четыре года, а после выпустили в ограниченном прокате. Похожая судьба ждала и «Зеркало». При этом за границей фильмы получили награды и высокие оценки критиков.

Кадр из фильма «Зеркало»

«Одна из дурных мыслей: ты никому не нужен, ты совершенно чужд своей культуре, ты ничего не сделал для неё, ты ничтожество. А если серьёзно задают вопрос в Европе, да и где угодно: «Кто лучший режиссёр в СССР?» – Тарковский. Но у нас – молчок. Меня нет, и я – пустое место», – признавался режиссёр.

Кадр из документального фильма «Андрей Тарковский. Жизнь и судьба. Возвращение»

Порой Тарковский позволял себе резкие высказывания, называя власть хамской, а тех, кто находится «у руля», – посредственными руководителями.

В начале 80-х режиссёру стали поступать предложения снимать фильмы в Великобритании, Швеции и других странах. В 1982 году он отправился в Италию снимать «Ностальгию». Тогда Андрей ещё не планировал становиться диссидентом. Он три года писал советским властям с просьбой разрешить ему задержаться за границей для реализации творческих планов, но не получил положительного ответа.

В 1984 году Тарковский принял решение остаться за рубежом. В СССР он сразу стал нежелательным лицом, и его имя было запрещено упоминать. Даже сын Андрея смог увидеться с отцом только когда тот был тяжело болен.

Кадр из фильма «Ностальгия»

В Европе режиссёр прожил всего два года и помимо «Ностальгии» успел снять картину «Жертвоприношение». 29 декабря 1986 года Андрея Тарковского не стало. Причиной смерти стал рак лёгких. Из-за этого же диагноза скончались жена Тарковского Лариса и актёр Солоницын, сыгравший главную роль в фильме «Сталкер». Это породило слухи о проклятии картины.

Тарковский на съёмках «Жертвоприношения». Кадр из документального фильма

Режиссёр последние месяцы своей жизни проживал в Париже, где и был похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Во время похорон произошёл неприятный казус. Под погребение выделили заброшенную могилу, так как на новое место денег не было. Также распорядитель слишком рано отпустил могильщиков с похорон, и родственникам ничего не оставалось, как закапывать гроб самостоятельно. Впоследствии российская интеллигенция добилась перезахоронения режиссёра в отдельной могиле. В 1994 году на могиле Тарковского был установлен памятник.

В 2020 году Кирилл Серебренников заявил о том, что планирует снять сериал о жизни Андрея Тарковского. Всего о режиссёре вышло в свет шесть документальных фильмов.

5 неприличных фактов об Андрее Тарковском, которые не принято афишировать

Андрей Тарковский — это гордость отечественного кино. Режиссером был создан собственный уникальный киноязык, оказавший огромное влияние на мировой кинематограф.

О глубоком воздействии на себя творчества Тарковского говорили многие знаменитые режиссеры, например, Ларс фон Триер, Алехандро Гонсалес Иньярриту, Андрей Звягинцев.

Кинематограф Тарковского — это не только кино, но и живопись. Режиссер ставил во главу угла символизм и глубину кадра, а не сюжет картины. Тарковский скрупулезно работал над мизансценами, стараясь, чтобы каждый кадр фильма был наполнен смыслами, отсылками к шедеврам искусства, священному писанию, мировому историко-культурному наследию. Именно поэтому работа над фильмами отнимала у Тарковского столько времени и сил.

То, что у режиссера был тяжелый характер, не является секретом: об этом рассказывали в своих воспоминаниях многие его коллеги. Однако, некоторые факты о Тарковском настолько неоднозначные, что в среде поклонников таланта великого режиссера их не принято афишировать.

Представляется, что это неправильный подход: чтобы полнее понимать творчество гения, зрители имеют право знать все грани его личности.

Любовь к деньгам

Тарковский, несмотря на полное погружение в искусство, трепетно относился к деньгам. В СССР он жаловался на то, что другие режиссеры, например, Сергей Бондачук или Юрий Озеров получают больше, чем он.

В Лондоне во время постановки «Бориса Годунова» режиссер буквально шантажировал директора Ковент-Гардена отказом от работы, если ему, помимо гонорара, не будут выплачены еще и суточные с командировочными. Тарковский не хотел понимать, что на Западе принято платить только гонорар, и гонорар он получил один из самых крупных в истории Ковент-Гардена.

В Италии режиссер сокрушался, что местные кинодеятели, например, Феллини, живут богаче, чем он.

Читайте также:
Павел Воля - биография, личная жизнь, фото

Одной из самых ярких иллюстраций сребролюбия Тарковского стала его поездка в Голландию. Организаторы кинофестиваля в Роттердаме очень хотели заполучить режиссера, имя которого после невозвращения в СССР не сходило со страниц западной прессы.

Тарковскому с супругой Ларисой Кизиловой были предоставлены люксовый номер в «Хилтоне», деньги на рестораны, поездки и развлечения. Однако, режиссеру этого показалось мало, и он заявил, что бесплатно давать интервью в Нидерландах он не собирается. В результате ни один голландский журналист так и не побеседовал с долгожданным гостем.

Потребительское отношение к женщинам

Тарковский считал, что женщина обязана подчиняться мужчине во всем, смиренно исполнять его прихоти.

Показательным в этом отношении стало интервью режиссера Ирене Бресне, в котором он отказал женщине в самом праве на внутренний мир:

«Женщина не имеет своего внутреннего мира и не должна его иметь. Ее внутренний мир должен полностью раствориться во внутреннем мире мужчины».

В 1974 году Тарковский делает в своем дневнике следующую запись:

«В чём органика женщины: в подчинении, в унижении во имя любви»!

Собственно, этими принципами Тарковский и руководствовался при общении с женщинами, а их у него было очень много. Даже будучи женатым на Ларисе Кизиловой, режиссер, по словам падчерицы Ольги, изменял ей направо и налево. В том числе, по некоторым данным, и с этой самой 17-летней падчерицей, которую в семье называли Лялька.

Известен эпизод, когда любовница, являвшаяся также подругой Ларисы Кизиловой, забеременела от режиссера. Кизилова, чья жизнь с Тарковским была похожа на жреческое служение Гению, сама оплатила подруге аборт.

Широко известны и отношения Андрея Арсеньевича с актрисой Натальей Бондарчук. Тарковскому было 39 лет, Наталье — 21 год. Когда режиссер сообщил молодой любовнице, что из семьи он уйти не может, та пыталась покончить с собой. Бондарчук впоследствии вспоминала, что Тарковский полностью подчинил ее своей воле.

Матерился как сапожник

Внешне такой интеллигентный, даже аристократичный, Андрей Арсеньевич не чурался крепкого словца. Впрочем, этот факт вряд ли кого-то удивит: гении вообще любят нецензурно выражаться. Пушкин, Есенин, Чехов регулярно использовали в своей переписке и дневниках обсценную лексику.

Однако, Тарковский мог и прилюдно обложить человека трехэтажным. Во время одного из худсоветов при постановке «Бориса Годунова» в Лондоне художник Николай Двигубский позволил себе не согласиться с позицией Тарковского относительно дизайна сцены. Андрей Арсеньевич в спор вступать не стал, а просто послал Двигубского по известному адресу.

Скандал с оператором Георгием Рербергом

Не так давно актриса Валентина Титова в интервью «Собеседнику» заявила, что «Зеркало» снял не Тарковский, а знаменитый советский кинооператор Георгий Рерберг. Титова была супругой Рерберга, поэтому ее слова представляются в значительной мере ангажированными, тем не менее, доля правды в них, безусловно, есть.

Уже на съемках «Зеркала» между Рербергом и Тарковским пробежала черная кошка, а если быть точнее, актриса Маргарита Терехова, исполнявшая в фильме главную роль. Молодая красавица запала в душу обоим мужчинам. В итоге Терехова не досталась ни тому, ни другому, но многолетняя дружба режиссера и оператора дала трещину.

Окончательный разрыв пришелся на съемки фильма «Сталкер». Когда лента была практически закончена, Тарковский вдруг заявил, что Рерберг намеренно испортил отснятые пленки! Была назначена специальная комиссия, которая брака не обнаружила. Рерберг снял фильм в полном соответствии с задачами, которые ставились режиссером. В руководстве советского кино поняли, что Тарковский сознательно идет на скандал, который может быть раздут иностранной прессой в духе «В СССР царит цензура, гению не дают творить».

Тем не менее, чтобы не раздувать этот скандал, было решено выделить Тарковскому еще один бюджет на съемки «Сталкера», а Рербергу объявить строгий выговор. Больше с этим оператором Тарковский никогда не работал.

Обвинения в жестоком обращении с животными на съемках

Пожалуй, это самый тяжелый факт, который заставил отвернуться от Тарковского многих людей. Например, режиссер Кира Муратова, после того, как информация о жестоком обращении с животными на съемках фильма «Андрей Рублев» просочилась в прессу, заявила, что Тарковского для нее больше не существует.

А все началось в 1966 году, когда со страниц газеты «Вечерняя Москва» директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алиса Аксенова заявила, что в ходе съемок «Андрея Рублева» была заживо сожжена корова и зарублена мечом лошадь.

При финальном монтаже фильма сцены были вырезаны. Тарковский обвинения Аксеновой отверг. Режиссер заявил, что корова была накрыта асбестовой попоной и огонь не нанес ей никакого вреда. Лошадь, которую зарубил «монгол», привезли со скотобойни.

Аксенова, в свою очередь, назвала Тарковского лжецом. Как бы то ни было, но стремление режиссера к правдоподобию в изображении насилия, сыграло с ним злую шутку: обвинение в жестоком обращении с животными до сих пор остается темным пятном на его репутации.

Вот такие, не самые приличные факты о великом режиссере Андрее Тарковском, а как к ним относиться — личное дело каждого.

В любом случае, необходимо помнить, что гениев без темных пятен и скелетов в шкафу просто не бывает.

Сонька – Золотая Ручка: биография, факты из жизни

Эта женщина обладала особым криминальным талантом. Она разыгрывала настолько блестящие комбинации, что с легкостью уводила буквально из-под носа богатеев большие деньги и при этом ухитрялась не оставлять даже малейших следов. Не имея никакого образования, она отлично знала 5 языков. Ее несокрушимой силе духа и остроте ума мог бы позавидовать каждый мужчина.

Читайте также:
Эрнст Гофман - биография, факты, фото

Какой она была?

Шейндля-Сура Соломониак, а таково было настоявшее имя Софьи Ивановны Блювштейн, или Соньки – Золотой Ручки, родилась в 1846 году в городке Повонзки тогдашнего Варшавского уезда. Ее детские годы прошли в среде торговцев и скупщиков краденого – ростовщиков, барышников и контрабандистов.

Биография Соньки – Золотой Ручки, фото которой размещено в данной статье, была насыщена множеством событий криминального характера. Как считали современники, она была обворожительной женщиной, но при этом не блистала красотой. Она обладала необыкновенным внутренним обаянием, которому невозможно было противостоять.

Как известно, Софья Блювштейн в детстве не получила образования. Однако со временем жизнь, которую она вела, превратила ее чуть ли не в самую просвещенную женщину той эпохи. Аристократы не только Российской империи, но и многих стран Европы без малейшего колебания принимали ее за даму своего круга. Именно поэтому она могла свободно путешествовать за границей, где представлялась то виконтессой, то баронессой, а то и графиней. При этом ее принадлежность к высшему обществу ни у кого не вызывало ни малейших сомнений.

Криминальный талант

Кстати, сохранилось тюремное фото настоящей Соньки – Золотой Ручки, а также полицейские ориентировки, по которым разыскивали преступницу. В них описывалась женщина, имевшая рост 1м 53 см, с рябоватым лицом, бородавкой на правой щеке и умеренным носом с широкими ноздрями. Она была брюнеткой с вьющимися на лбу волосами, из-под которых смотрели подвижные глаза. Разговаривала же она обычно дерзко и заносчиво.

Сонька Золотая – Ручка, биография которой была все время связана с криминалом, с самого начала выделялась из многочисленной толпы мошенников, так как обладала своеобразным воровским талантом. Она была гордой, смелой и независимой авантюристкой, которая не боялась проворачивать даже самые рискованные операции. Сонька никогда не начинала новую аферу, не просчитав возможного развития ситуации наперед.

«Карьера» воровки

Надо сказать, что Шейндля-Сура довольно рано заявила о себе на уголовном поприще. Будущая королева преступного мира начала свою «деятельность» с мелких краж из вагонов третьего класса, когда ей было примерно 13-14 лет. Вместе с бурным строительством и развитием железнодорожного сообщения ее воровская карьера двигалась в гору. Со временем эта талантливая аферистка переместилась в купейные вагоны 1-го класса.

История Соньки – Золотой Ручки, биография которой пестрит различными аферами, писалась не только в поездах. Она также промышляла кражами в дорогих отелях и элитных ювелирных магазинах не только в России, но и в Европе. Эта всегда шикарно одетая женщина, имея при себе чужой паспорт, поселялась в лучших номерах гостиниц Варшавы, Петербурга, Москвы и Одессы и тщательным образом изучала все входы и выходы из здания, а также расположение всех коридоров и комнат.

Воровские уловки

Всегда умно, расчетливо и хитро действовала Сонька – Золотая Ручка. Биография Софьи насыщена различными, ею же и придуманными, воровскими «изобретениями». Например, метод под названием «гутен морген» или «с добрым утром». Данный способ гостиничных краж производился таким образом: ранним утром Сонька, надев мягкие войлочные туфли, незаметно пробиралась в один из номеров, и пока его хозяин крепко спал, забирала всю его наличность. Но если постоялец неожиданно просыпался, он обнаруживал у себя в покоях нарядно одетую даму в дорогих украшениях. Она, делая вид, что никого не замечает, начинала медленно раздеваться. При этом у хозяина создавалось впечатление, что женщина по ошибке приняла его апартаменты за свои. В конце концов, воровка мастерски изображала смущение и мило извинялась.

Что касается краж из ювелирных магазинов, то и тут смогла отличиться Сонька – Золотая Ручка. Биография воровки знает случаи хищения бриллиантов прямо из-под носа продавцов. Однажды она зашла в один из самых дорогих ювелирных магазинов. Попросив посмотреть крупный бриллиант, она якобы нечаянно обронила его на пол. Пока испуганный насмерть продавец ползал на коленках, ища камень,«покупательница» спокойно вышла из магазина. Дело в том, что в каблуках ее туфелек были сделаны отверстия, залитые смолой. Таким образом, наступив на бриллиант, который прилип к вязкому веществу, она провернула эту блестящую аферу.

Биография Соньки – Золотой Ручки (фото) знает и такие факты, когда она, прогуливаясь со своей дрессированной ручной обезьянкой, заходила в ювелирные лавки. Якобы выбирая драгоценные камни, она незаметно давала один из них зверьку. Обезьянка либо засовывала его за щеку, либо глотала. Придя домой, Сонька через время извлекала эту драгоценность прямо из горшка.

Справедливая воровка

Сонька – Золотая Ручка, биография которой наполовину состоит из различных афер, старалась никогда не обижать тех, кто и так небогат. Она считала, что не грех погреть руки за счет весьма состоятельных ювелиров, крупных банкиров или подгулявших торговцев.

Известен один из случаев, когда Сонька повела себя благородно по отношению к человеку, который пострадал от ее так называемой деятельности. Однажды она случайно узнала из газетной статьи, что обворованная ею женщина оказалась бедной вдовой мелкого служащего. Как выяснилось, пострадавшая после смерти супруга получила пособие в размере 5 тыс. рублей. Как только Софья узнала в ней свою жертву, она сразу же пошла на почту и отправила бедной женщине большую сумму, чем была украдена. Кроме того, она сопроводила свой перевод письмом, в котором очень извинялась за свой поступок, и советовала получше прятать деньги.

Читайте также:
Исаак Дунаевский - биография, факты, фото

Семейная жизнь

Первый раз Шейндля-Сура вышла замуж, когда ей исполнилось 18 лет. Ее супругом стал торговец-бакалейщик Исаак Розенбанд. Кстати, в Варшаве до сих пор хранится акт об их бракосочетании. Но семейная жизнь быстро закончилась – не прошло и полутора лет, как она, забрав свою дочь, сбежала, прихватив с собой деньги мужа.

В 1868 году Сонька снова вышла замуж, на этот раз за Шелома Школьника – богатого старого еврея. Вскоре, обобрав беднягу, она бросила его ради какого-то карточного шулера. Но и он долго не задержался. Начиная с этого года и вплоть до 1874-го, очаровательная воровка несколько раз меняла мужей, пока не встретила вагонного вора и карточного шулера Михеля Блювштейна. Кстати, его фамилию она будет носить всю свою оставшуюся жизнь.

Дети Софьи Блювштейн

Можно сказать, что большую часть своей жизни провела в странствованиях Сонька – Золотая Ручка. Биография, дети в которую совершенно не вписывались, решительно не подходила для добропорядочной женщины и матери. Когда она родила дочь, а позже еще одну, Софья не бросила свое ремесло. После того как арестовали Михеля Блювштейна, осудили и отправили отбывать срок на каторгу, она впервые задумалась о своей «работе». Сонька, наконец, поняла, что дети для нее являются обузой.

Девочки требовали много любви и внимания к себе, а она не могла им дать ничего из этого. После ареста мужа она была вынуждена постоянно переезжать с места на место. Поэтому было принято решение: сдать детей в приют. Пока они были маленькими, она постоянно высылала им деньги.

Некоторые склонны считать, что у знаменитой воровки было четверо детей: сын и три дочери. Есть версия, что самым старшим был Мордох Блювштейн 1861 года рождения. Далее дочери – Рахиль-Мэри, Сура-Ривка Розенбанд и Таббу Блювштейн. Надо сказать, что дети Соньки – Золотой Ручки вообще очень редко упоминаются в публикациях о ней. Но все же чаще всего можно прочесть о последних двух дочерях. Именно о них говорила писателю Дорошевичу и сама Софья Блювштейн в 1897 году, будучи уже на каторге. Она призналась, что хотела бы повидать своих двух девочек, которые некогда, по ее признанию, были опереточными актрисами. Считается, что дочери Соньки – Золотой Ручки, биография которых остается до сих пор неизвестной, стыдились своей матери, а когда подросли, вовсе не захотели с ней видеться.

Большинство исследователей уверены, что у Софьи было всего две дочери, а Мордох и Рахиль-Мэри – просто самозванцы. Посудите сами, если бы она родила сына в 1861 году (кстати, ей тогда было всего 15 лет), то его фамилия точно была не Блювштейн, так как Сонька вышла за Михеля гораздо позже.

Разыскать детей Соньки, естественно, уже невозможно. Но могли остаться внуки и правнуки королевы преступного мира, которые, скорее всего, даже не догадываются о том, кем была их бабушка.

Любовная история Соньки – Золотой Ручки

Очень удачливая до сих пор воровка неожиданно влюбилась в молодого афериста по прозвищу Володя Кочубчик. На самом деле его звали Вольфом Бромбергом. Это был худощавый, симпатичный двадцатилетний карточный шулер с виртуозными руками и живыми глазами. Удивительно, но над Сонькой он имел какую-то необъяснимую власть. Он постоянно вымогал у нее крупные суммы денег, и что удивительно, получал их. Все средства, «заработанные» его любовницей, он спускал, проигрывая в карты.

Удача окончательно отвернулась от Золотой Ручки. Софья очень изменилась: стала раздражительной, алчной и даже опустилась до карманных краж. Она теперь часто шла на неоправданный риск, делая ошибку за ошибкой, и, наконец, попалась. Есть и другая версия – ее подставил и сдал полиции сам Володя Кочубчик.

Каторга

После нашумевшего процесса, проходившего в Москве, Софью Блювштейн осудили и сослали в Сибирь. Но вскоре воровке удалось сбежать, и о ней снова заговорила вся Россия. Она занялась прежним ремеслом – обирала богатых и беспечных граждан. После одного из ограблений Сонька снова попалась. Она была приговорена к каторге и этапирована на Сахалин. Трижды пыталась сбежать, но все попытки заканчивались неудачей. После второго побега она подверглась жестокому наказанию – пятнадцатью ударами плетью, а затем ее заковали в кандалы на долгие три года.

На Сахалине Сонька была настоящей знаменитостью. Ее время от времени посещали вездесущие журналисты, любопытные иностранцы и известные писатели. За определенную плату им разрешалось беседовать с ней. Надо сказать, что она не любила рассказывать о себе, много врала и часто путалась в своих воспоминаниях.

В моду даже вошло фотографироваться с легендарной воровкой в композиции: кузнец, надзиратель и каторжанка. Это называлось «Заключение в кандалы небезызвестной Соньки – Золотой Ручки». Один из подобных снимков прислал Чехову его сахалинский знакомый И. И. Павловский. Кстати, это фото настоящей Соньки – Золотой Ручки хранится до сих пор в архиве Государственного литературного музея.

Читайте также:
Глеб Самойлов - биография, факты, фото

Конец пути

После отсидки Софья Блювштейн должна была остаться на острове Сахалин как вольная поселенка. Поговаривали даже, что она какое-то время содержала кафешантан, где подторговывала спиртным и устраивала различные увеселительные мероприятия. Она сошлась с рецидивистом Николаем Богдановым, но жизнь с ним оказалась хуже, чем на каторге. Поэтому, будучи крайне истощенной и больной, Софья предприняла последнюю в своей жизни попытку побега. Естественно, далеко уйти она уже не смогла, и вскоре ее нашел конвой. Она еще прожила несколько дней, после чего скончалась.

Где похоронена Сонька – Золотая Ручка

Существует много легенд о смерти знаменитой воровки. Есть версия, что она не умерла на каторге, а благополучно дожила до глубокой старости в Одессе и скончалась только 1947 году. По другим предположениям смерть ее настигла в Москве, в 1920 году, и покоится она на Ваганьковском кладбище.

Последняя из версий маловероятна судя по тому, где отбывала наказание Сонька – Золотая Ручка. Биография (памятник, установленный якобы на ее могиле, принадлежит работе итальянских мастеров) заставляет усомниться в том, что она покоится именно здесь. Изначально памятник выглядел так: тонкая женская фигурка, высеченная из белого мрамора, стоит под высокими коваными пальмами. Сейчас из всей композиции уцелела только статуя, да и та с отбитой головой. Доподлинно неизвестно, кто похоронен в этой могиле, но она всегда украшена живыми цветами и усыпана монетами. Кроме того, весь пьедестал памятника буквально испещрен надписями криминального характера.

Софья Блювштейн прожила необычную жизнь. В ней как будто было все наоборот: мечтала стать актрисой и играть на сцене, а вместо этого устраивала «представления» в вагонах 1-го класса; была любовь, но она не возвышала, а затягивала в омут; постоянный страх за будущее своих дочерей, которых она любила, но не могла быть с ними рядом.

Сонька Золотая Ручка

Софья Ивановна (Шейндля-Сура Лейбовна) Блювштейн (урожд. Соломониак; 1846-1902) – российская преступница-авантюристка еврейского происхождения, известная под кличкой «Сонька Золотая Ручка».

В биографии Соньки Золотой Ручки есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Софьи Соломониак-Блювштейн-Штендель.

Биография Соньки Золотой Ручки

Сонька Золотая Ручка появилась на свет в 1846 году в городке Повонзки Варшавской губернии. Точных сведений о ее биографии не существует, поскольку в ней много эпизодов, выдуманных самой Соломониак-Блювштейн-Штендель.

Сонька заявляла, что родилась в 1851 г. в Варшаве, однако согласно судебным архивам ее официальной датой рождения числится 1846 г. Ее родители промышляли то ли контрабандой, то ли скупкой краденных вещей.

Сонька Золотая Ручка была образованной девушкой, владевшей несколькими языками. Кроме этого, она отличалась высоким уровнем артистизма. Мелкими кражами она стала заниматься уже в подростковом возрасте. В последующие годы биографии ее преступная деятельность становилась все более масштабной.

Преступления

Достигнув совершеннолетия Сонька «работала» по-крупному. Важно отметить, что организованные ею кражи приобрели популярность благодаря авантюризму и сценической смене внешнего вида преступницы.

Интересен факт, что в течение всей биографии Сонька Золотая Ручка использовала фамилии своих мужей: Рубинштейн, Бринер, Розенбад и Школьник. Когда ей не было еще и 30, она уже занималась воровством не только на территории России, но и за ее пределами.

И хотя Соньку неоднократно подвергали арестам, ей каким-то образом всегда удавалось выходить сухой из воды. Помимо стандартных краж, она стала практиковать новый способ гостиничных хищений под названием «Гутен морген».

Схема была следующей: девушка заселялась в гостиницу под видом зажиточной дамы и приглядывалась к постояльцам, выбирая для себя потенциальных жертв. Глубокой ночью она пробиралась в номер, мастерски обворовывала «клиента» и быстро скрывалась.

Когда спящий просыпался Сонька Золотая Ручка подключала все свое актерское мастерство, заверяя жертву, что просто ошиблась номером. В некоторых случаях она была вынуждена ублажать недоверчивых постояльцев посредством женских чар.

К тому моменту биографии имя Соньки было известно многим людям. Перед тем как совершать ту или иную аферу, она старалась продумать все мелочи. Неотъемлемой частью ее преступлений была «театрализация». Женщина активно задействовала парики, наряды, грим и разные аксессуары.

Грабя ювелирный магазин, Сонька Золотая Ручка надевала туфли с потайными отсеками в каблуках, куда прятала драгоценные камни. Одновременно с этим, камни прятались под ее намеренно отращенные ногти. Любопытно, что в некоторых случаях она использовала дрессированных животных.

Когда драгоценности были крупных размеров, она отдавала их дрессированной обезьянке, которая глотала их. После этого ей оставалось просто дождаться момента, когда животное испражниться. Тогда же Сонька промышляла воровством в вагонах первого класса, в которых передвигались состоятельные люди.

В таких случаях преступница располагала к себе соседей по купе, а порою подсыпала им снотворное. Когда жертва просыпалась, она уже была без кошелька. За границей у нее получалось промышлять кражами благодаря своей «аристократской» сущности.

Сонька Золотая Ручка обладала хорошими манерами, разговаривала на иностранных языках, имела вкус и правильную речь. Таким образом она пользовалась доверием зажиточных европейцев, которые даже и представить себе не могли, с кем имеют дело.

И хотя долгие годы биографии Соньке удавалось уходить от уголовной ответственности, рано или поздно, ей все равно бы пришлось предстать перед законом. В 1880 г. ее арестовали за серьезное мошенничество. В результате, суд назначил ей наказание в виде ссылки в Сибирь (деревня Лужки в Иркутской губернии).

Читайте также:
Александр Флеминг - биография, факты, фото

Сонька Золотая Ручка в кандалах

Спустя 5 лет Сонька Золотая Ручка смогла совершить успешный побег. В течение нескольких месяцев она успела провести немало крупных краж, пока не была повторно задержана в декабре 1885 г. вместе с дочерью. За свои злодеяния женщина получила 3 года каторжных работ и 40 ударов плетью.

Позже мошенница снова совершила побег и вновь была отправлена в тюрьму. После очередных попыток бежать на свободу, ее заковали в кандалы и подвергли телесным наказаниям. Интересен факт, что в 1890 г. с Сонькой встретился Антон Чехов.

Русский писатель увидел ее уже худой седеющей женщиной с помятым, старушечьим лицом. После выхода на волю в 1898 г. она около года жила на поселении в Приморском крае, затем переехала в Хабаровск, а потом обосновалась на Сахалине. Летом 1899 г. она приняла православное крещение под именем Мария.

Личная жизнь

В официальном браке Сонька Золотая Ручка состояла 3 раза. Ее последним супругом был карточный шулер Михаил Блювштейн, от которого она родила 2-х дочерей. Доподлинно известно о 3-х ее дочерях и одном сыне.

Дочь Сура-Ривка была оставлена Сонькой на попечение отца, Исаака Розенбада. Две другие дочери – Табба и Михелина Блювштейн, стали актрисами оперетты. Единственной любовью всей жизни преступницы был молодой шулер и налетчик Вольф Бромберг, по кличке Володя Кочубчик.

Вольф выбрал жизнь альфонса, беспечно тратя и проигрывая состояние немолодой Соньки Золотой Ручки. Чтобы избавиться от назойливой любовницы, он сдал ее – преподнес женщине бархотку с голубым алмазом, который выкупил у ювелира под «липовый заклад» особняка.

Спустя сутки Кочубчик возвратил алмаз ювелиру, потребовав отмены сделки. Когда выяснилось, что алмаз поддельный, это стало известно правоохранителям. В результате, налетчик во всем признался, а также заявил, что работал по наводке Сони. Вследствие этого, легендарная мошенница начала свое скитание по каторгам.

Смерть

Сонька Золотая Ручка умерла от простуды в 1902 году, о чем записано в тюремных документах.

Сонька Золотая Ручка

Биография

В биографии этой знаменитой авантюристки настолько переплелись правда, ложь, тайны и фальсификации, что сейчас уже трудно разобраться, где истина, где вымысел, а где красивая легенда. Версий судьбы Соньки Золотой Ручки существует несколько, и каждая из них увлекательна, как авантюрный роман.

Сонька Золотая Ручка в образе знатной дамы

Недаром имя аферистки и история ее жизни увековечены в книгах, фильмах, сериалах и криминальных байках. Королева преступного мира XIX века прославилась отнюдь не количеством афер, а тем, что возвела обычную кражу в ранг воровского искусства, которое, как известно, всегда балансирует на грани порока и благородства.

Детство и юность

Шейндля-Сура Лейбовна Соломониак – так звучит имя Соньки, полученное при рождении. Будущая звезда преступного мира родилась в еврейской семье в 1846 году в селе Повонзки (Варшавская губерния, Царство Польское, Российская империя). Это подтверждают официальные судебные документы. А вот дальше факты уже чередуются с мифами.

Предполагаемое фото Соньки Золотой Ручки в детстве

Родители – мелкие торговцы, промышляли то ли контрабандой, то ли скупкой краденого, что вполне обоснованно, если учесть врожденные криминальные таланты детей. Известно, что сестра Шейндли-Суры – Фейга – тоже была знатной воровкой.

О своих воровских способностях девочка заявила рано: в 13-14 лет уже совершила мелкие кражи. А в 18 лет, назвавшись Софьей Ивановной, девушка вылетает из родного гнезда в поисках лучшей жизни.

Преступления

В 1864 году в Варшаве Соня очаровывает бакалейщика Исаака Розенбада, который стал ее первым мужем. Вскоре молодая женщина родила дочь Суру-Ривку. Казалось бы, самое время стать матерью семейства, но не тот характер был у новобрачной – ее тянуло к богатству, авантюрам и кутежам. Словом, через полтора года девушка, прихватив 500 руб. из лавки мужа и оставив на его попечение малышку, сбежала.

Преступница Сонька Золотая Ручка

По одной из версий, беглянку сопровождал некий рекрут Рубинштейн. Пара отправилась в Россию, где начала преступный промысел, кочуя по российским городам и Европе.

Первое задержание Соньки, указанное в источниках, относится к 1866 году. Женщину задержали в городе Клине за кражу чемодана. Преступница выкрутилась, раскаявшись, что прихватила вещь по ошибке, и ее отпустили.

Затем Соня «засветилась» уже в столице. В Петербурге вместе с любовником Михаилом Бреннером обчищала дачи аристократов, а потом пустила в ход талант прирожденной актрисы, который дивным образом пророс на криминальной почве.

Сонька Золотая Ручка в молодости

Ноу-хау Сони стал новый вид гостиничных краж под названием «Гутен морген». Принцип следующий: Сонька селилась в отель под видом богатой дамы, присматривалась к постояльцам, заранее намечая жертв. Утром, еще затемно, воровка прокрадывалась в номер, ловко обчищала спящего и ретировалась. Если же «жертва» просыпалась, Сонька принималась оправдываться: мол, в темноте перепутала номер. А слишком недоверчивых приходилось ублажать с помощью женских чар. Главным для Соньки было – не уйти без трофея.

Конец 60-х и 70-е стали в буквальном смысле золотыми для молодой преступницы. К этому времени Сонька уже имела фирменный почерк и воровское кредо. Прежде всего, она никогда не бралась за мелкие дела. Только предчувствие крупного куша вызывало в ее глазах те самые бесовские огоньки – верные предвестники успеха.

Читайте также:
Анна Франк - биография, личная жизнь, фото

К масштабной афере Сонька готовилась долго, тщательно продумывая детали. Неотъемлемой частью ее планов была «театрализованная» составляющая: в ход шли переодевания, парики, грим, специальные атрибуты, наемные «артисты» и даже дрессированные животные.

Портрет Соньки Золотой Ручки

Так, для ограбления ювелирных магазинов Сонька придумала специальные туфли с тайниками, встроенными в каблуки, чтобы прятать добычу. Сама воровка ходила с отращенными ногтями, под которыми ловко прятала драгоценные камни. Камушки покрупнее Соня обучила глотать ручную обезьянку, а дома ставила «товарке» клизму.

Некоторое время женщина орудовала в поездах первого класса. Поняв, что это транспортное средство просто доверху набито «денежными мешками», Сонька в качестве пассажирки подсаживалась в купе к господам и пускала в ход женское обаяние, а иногда и пару капель снотворного. К утру жертва обнаруживала пустое купе и такой же пустой бумажник, валяющийся на полу.

Сонька Золотая Ручка на курорте

Поезда, гостиницы, ювелирные магазины были главной «сферой деятельности» аферистки. И каждый раз женщине удавалось ускользнуть из лап полиции. Успех вскружил Соньке голову: в начале 70-х она решает отправиться в Европу: взять передышку и освоить новые горизонты.

Здесь мошенница выдает себя за русскую аристократку, что не вызывает сомнений благодаря ее манерам. Феноменально, но Сонька, не получившая должного воспитания и образования, прекрасно говорила на нескольких языках, имела хорошие манеры, изысканный вкус и грамотную речь. Словом, в ее распоряжении были лучшие дома Старого Света, и воровка сумела этим воспользоваться.

Лейпциг, Вена, Варшава, Краков, Одесса. В этих городах авантюристку неоднократно задерживала полиция. Однако каждый раз она уходила прямо из-под носа жандармов или отделывалась мизерным сроком. За 10 лет криминальных «гастролей» Соня стала почетным участником уголовного клуба «Червонные валеты» и некоронованной королевой воровского мира Сонькой Золотой Ручкой. Прозвище свое женщина обожала, считала его важнее титулов и наград.

Соньку Золотую Ручку заковывают в кандалы

В народе тоже наслышаны о проделках Сони: газеты с восторгом описывают ее аферы, публикуют фотографии. Такая популярность была не на пользу преступнице. Ее воровские предприятия стали реже, красота начала увядать. Словом, в 1880 году звезда Соньки уже клонилась к закату.

В этот роковой год Соня впервые оказалась на скамье подсудимых и после громкого процесса отправлена на каторгу в Сибирь – деревню Лужки в Иркутской области. Через год женщина совершила побег и схвачена только в 1885-м в Смоленске, успев совершить ряд краж. Из Смоленской тюрьмы Соня бежала, влюбив в себя надзирателя. Но и в этот раз недолго была на свободе. В 1888 году ее этапировали из Одессы на остров Сахалин, откуда женщина уже не вернулась, хотя и предпринимала попытки к бегству.

Личная жизнь

Бурная личная жизнь знаменитой преступницы была неотъемлемой частью ее криминального существования. У Сони было много сожителей из уголовной среды, которые стали верными подельниками ее афер. При этом внешность женщина имела заурядную. Вот как описывали Соню современники:

«маленькая (153 см), худенькая, лицо рябоватое, бородавка на щеке, но живые умные глаза и чарующие манеры».

Известно о трех браках аферистки: с бакалейщиком Исааком Розенбадом, зажиточным евреем из Динабурга Шеломом Школьником, карточным шулером и вором Михаилом Блювштейном, в браке с которым Соня родила еще двух дочерей – Таббу и Михелину.

Однако все замужества ничего не значили для Сони по сравнению с единственной любовью ее жизни – Вольфом Бромбергом по прозвищу Володя Кочубчик. 20-летний любовник оказался роковым мужчиной для Соньки и стал ее «лебединой песней».

Сонька Золотая Ручка в старости

Одесский шулер и налетчик оказался прожженным альфонсом: беспечно тратил и проигрывал все деньги немолодой любовницы. Соня не могла справиться с пагубной страстью и вновь дарила любимому бриллианты, вытаскивала из картежных домов.

Чтобы избавиться от назойливой подруги, Кочубчик сдал ее, причем весьма экстравагантным образом. Он преподнес Соне роскошный подарок – бархотку с голубым алмазом, который выкупил у ювелира под «липовый заклад» особняка. Через день Кочубчик вернул алмаз ювелиру, требуя отменить сделку. Тщательно обследовав принесенный камень, ювелир в ужасе обнаружил подделку. Нагрянувшей полиции шулер «честно» рассказал, что действовал по указке Сони. Так женщина начала скитание по каторгам.

Смерть

Неизвестно, как встретила смерть и где похоронена легендарная воровка. Основная версия гласит, что Сонька умерла от простуды на Сахалине после попытки побега в 1902 году и похоронена на местном кладбище в посту Александровском.

Предполагаемая могила Соньки Золотой Ручки

По другой – Сонька доживала последние дни у дочерей и внуков в Москве. В эту легенду, вероятно, верят те, кто посещает могилу и памятник на Ваганьковском кладбище, которые якобы принадлежат Соньке. Полуразрушенный мемориал испещрен надписями-просьбами: молодые воры просят Соньку об удаче в «делах».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: