Андре Ампер – биография, открытия, фото

Биография Андре-Мари Ампера

Великого французского физика Андре-Мари Ампера мир запомнил благодаря его классической теории электромагнетизма.

Детство

Андре-Мари Ампер, родившийся 20 января 1775 г. в Лионе, был вторым ребёнком богатого купца Жана Жака Ампера и его жены Жанны Антуанетты Десютье-Сарсе Ампер. Отец мальчика не верил в академическое образование, и потому желал, чтобы сын «учился у самой природы». Жан Жак Ампер зачитывается философскими трудами Жана Жака Руссо, и эти теории ложатся в основы образования Андре. Почти всё детство отец всегда был рядом с сыном и направлял его в учёбе. Юный Ампер проявляет большой интерес к математике и геометрии, но, к его большому сожалению, в домашней библиотеке обнаруживается слишком мало книг по этим наукам. И тогда отец отводит сына в городскую библиотеку Лиона, а лучшего места для мальчика и придумать было нельзя. Единственным препятствием на пути к желанным знаниям становится то, что большинство трудов написано на латинском. Чтобы удовлетворить свой интерес к математике, Ампер решает изучать латынь. Мальчик вырос на трудах Леонарда Эйлера и Даниэля Бернулли.

Личная жизнь

Когда Французская революция вошла в свою решающую стадию, Ампер был ещё совсем юным, и всё происходившее оставило глубокий след в его душе. После формирования нового революционного правительства, его отца избирают мировым судьёй г. Лиона. Но революция приводит к целому ряду трагических событий в его жизни. Из-за политических разногласий, Жана Жака арестовывают, а 24 ноября 1793 г. отправляют на гильотину. Андре так тяжело переживает смерть отца, что даже оставляет изучение “Mécanique analytique” («Аналитической механики») и на целых восемь месяцев забрасывает труды по математике.

К жизни он возвращается только тогда, когда встречает Жюли, в которую влюбляется с первого взгляда. Помолвка Андре Мари Ампера и Жюли Каррон состоялась в 1797 г., и, чтобы обеспечить будущей семье достойное материальное положение, жених берётся давать уроки по математике. В 1799 г. Андре и Жюли женятся, а в 1800 г. рождается их сын, которому родители дают имя Жан-Жак.

Учительские странствия

Ампер продолжает давать уроки, и в 1802 г. ему предлагают стать учителем математики и химии в Центральной школе г. Буржа. Хотя в его ведении находятся обе науки, свои основные усилия Ампер направляет именно на математику. Его исследования в области «теории вероятности» в 1803 г. приводят его в Парижскую академию, где он представляет свой труд «Математическая теория игр». Но в июле этого же года в его жизни происходит ещё одна личная трагедия: к большому горю, умирает его Жюли, страдавшая слабым здоровьем. Оставаться в Лионе, где всё напоминает о горячо любимой жене, уже невыносимо, и Ампер окончательно перебирается в Париж. К тому времени он уже заслужил признание и за свои преподавательские способности, и за талант исследователя в области математики. И вот, в 1804 г. он поступает на службу в Политехническую школу в качестве «répétiteur» (младшего преподавателя).

Работы в области электродинамики

В сентябре 1820 г., на одной из встреч Французской академии наук, Амперу и его товарищам по цеху представляют удивительное открытие датского физика Ханса Эрстеда в области электродинамики. Открытие это касается действия, оказываемого электрическим проводом на намагниченную иглу. Это пробуждает, в свою очередь, любопытство Ампера, который, продолжая опыт, исследует взаимосвязь электричества и магнетизма. Уже через две недели он обнародует результаты своих экспериментов, показавших, что два параллельных провода, по которым идёт электрический ток, взаимно притягиваются, если ток идёт в одном направлении, и взаимно отталкиваются, если ток идёт в противоположных направлениях. Открытие оказывается революционным и ляжет в основы зарождающейся электродинамики. Ампер продолжает ставить опыты, и все результаты вносит в еженедельные отчёты для академии. Позже они будут опубликованы в труде «Хроники опытов по химии и физике», который считается первой работой по электродинамике. Следующие научные заметки он представит публике в 1822 г. Все исследования и результаты опытов Ампера получают широкое распространение, и в 1826 г. выходит в свет самая значимая его работа – «Научный очерк математической теории электродинамических феноменов». Эта публикация стала истоком множества идей XIX столетия в отношении взаимодействия электричества и магнетизма. Этим трудом в своих работах руководствовались такие учёные, как Фарадей, Вебер, Томсон и Максвелл. В поисках подходящего названия для новой области науки впервые появляется термин «электродинамика». В 1827 г. Ампера избирают иностранным членом Королевского общества, а в 1828 г. и иностранным членом Королевской академии наук Швеции.

Смерть и наследие

В последние годы жизни Ампер страдал душевными расстройствами и испытывал отвращение почти ко всем знаниям, а к математике и прочим наукам в особенности. 10 июня 1836 г., в Марселе, его сразила лихорадка, ставшая причиной смерти. Имя Ампера, вошедшее в науку как одного из основоположников электромагнетизма, было увековечено в 1881 г. подписанием международной конвенции, согласно которой устанавливалась новая единица измерения электрических параметров «ампер». С тех пор «ампер» является общепринятой единицей измерения силы электрического тока. Последняя работа учёного, “Essai sur la philisophie des sciences” («Аналитическое изложение натуральной классификации всех знаний человечества»), была посмертно издана его сыном, Жаном-Жаком Ампером, который к тому времени успел стать именитым литературным критиком и писателем.

Научные работы

«Математическая теория игр»;

«Хроники опытов по химии и физике»;

«Научный очерк математической теории электродинамических феноменов»;

Биография Андре-Мари Ампер

Выдающийся французский учёный, физик, математик и химик, в честь которого названа одна из основных электрических величин – единица силы тока – ампер. Автор самого термина «электродинамика» как наименования учения об электричестве и магнетизме, один из основоположников этого учения. Член Парижской академии наук, Лондонского и Эдинбургского королевских обществ, иностранный член многих академий, в том числе Петербургской и ряда других научных учреждений.

Детство и юность

Предки Андре Мари Ампера были ремесленниками, жившими в окрестностях Лиона. Их профессиональный и культурный уровень быстро возрастал от поколения к поколению, и прадед учёного, Жан Жозеф был не только опытным каменотёсом, но и выполнял сложные строительные и реставрационные работы, а его сын Франсуа уже стал типичным просвещённым городским буржуа, представителем довольно зажиточного третьего сословия, и женился на дворянке. Отец Андре Мари, Жан Жак Ампер получил хорошее образование, владел древними языками, составил себе прекрасную библиотеку, живо интересовался идеями просветителей. Воспитывая детей, он вдохновлялся педагогическими принципами Руссо. Его политическим идеалом была конституционная монархия.

Революция застала Жан Жака Ампера на купленной незадолго до этого должности королевского прокурора и королевского советника в Лионе. Падение Бастилии семья Амперов встретила с энтузиазмом. Но вскоре на неё обрушилась беда. Жан Жак придерживался умеренных взглядов, и поплатился за это. В Лионе начал свирепствовать одержимый мистическими идеями лютый якобинец, который клеветал на ни в чём не повинных людей и именем революции вместе со своими подручными обрушивал на них кары. Лионцы восстали против зверств якобинцев, восстание было подавлено и жирондист Жан Жак Ампер (хотя его действия, фактически, были, как раз, продиктованы намерением спасти вожаков-якобинцев от ярости толпы) был гильотинирован 24 ноября 1793. Это было страшное потрясение для Андре Мари и всей его семьи (к тому же перенесшей недавно ещё один удар – от туберкулёза умерла Антуанетта, старшая из сестёр).

Читайте также:
Николай Гастелло - биография, факты, фото

Можно сказать, что спасли Андре Мари, вернули его к жизни книги. Читать он начал примерно с четырёх лет, в 14 лет залпом прочитал все 20 томов «Энциклопедии» Дидро и Д`Аламбера, чтобы читать труды Бернулли и Эйлера, в несколько недель изучил латинский язык. Чтение вообще было не только главным, но и единственным источником его знаний. Других учителей у него не было, он никогда не ходил в школу, не сдал за всю свою жизнь ни одного экзамена. Но он постоянно и много черпал из книг. Но Ампер не просто читал, он изучал, творчески усваивая прочитанное. Не случайно уже в 12 -14 лет он начал представлять математические мемуары в Лионскую академию, писал научные труды по ботанике, изобретал новые конструкции воздушных змеев, трудился над созданием нового международного языка и даже совмещал всё это с сочинением эпической поэмы.

Перенесённые душевные травмы почти на два года выбили Андре Мари из колеи. Только к 20 годам он вновь обретает тягу к книгам и знаниям. Но он по-прежнему, на взгляд многих окружающих, ведёт себя странно. Часто бродит в одиночестве, неуклюжий и неряшливо одетый, порой громко и размеренно скандируя латинские стихи, или разговаривая сам с собой. К тому же, он очень близорук (он узнает об этом только приобретя очки, что стало для него знаменательным событием!). Наверное, одним из главных импульсов, вернувших Ампера к активной жизни, стала его встреча с золотоволосой Катрин Каррон. Ампер влюбился сразу и навсегда, но согласия на свадьбу удалось добиться только через три года. Большую поддержку Амперу оказала Элиза, сестра Катрин, раньше других понявшая и оценившая его редкостные душевные качества. В августе 1800 родился сын Амперов, которого в честь деда назвали Жан Жаком.

В Бурге и Лионе

Ещё до женитьбы Ампер начал преподавать, давая частные уроки по математике. Теперь же ему удалось выхлопотать место учителя в Центральной школе г. Бурга. Пройдя в феврале 1802 собеседование в Комиссии, он был признан подготовленным для проведения занятий. Обстановка в бургской школе была убогой, и Ампер пытался хотя бы немного усовершенствовать физический и химический кабинеты, хотя денег для этого ни у школы, ни, тем более, у учителя не было. Жалование было очень небольшим, а приходилось жить отдельно от жены и ребёнка, оставшихся в Лионе. Хотя чем могла помогала мать Ампера, ему приходилось искать дополнительного заработка, давая ещё уроки в частном пансионе Дюпра и Оливье.

Несмотря на большую педагогическую нагрузку, Ампер не оставляет научную работу. Именно в это время во вступительной лекции в Центральной школе в 1802, а ещё раньше – на заседании Лионской академии, в присутствии Вольта, он впервые высказывает мысль, что магнитные и электрические явления могут быть объяснены, исходя из единых принципов.

Не ослабевают и его усилия в области математики. Здесь на первый план выходят исследования по теории вероятностей. Они были замечены в Академии наук, где, в частности, на них обратил внимание Лаплас. Это явилось основанием для признания Ампера подходящим на должность преподавателя в открывавшемся тогда Лионском лицее. Его кандидатура была выдвинута Д`Аламбером. В апреле 1803 декретом Консульства Ампер был назначен на желанное для него место преподавателя лицея. Однако, Ампер оставался в Лионе меньше двух лет.

Уже в середине октября 1804 он был зачислен на должность репетитора Политехнической школы в Париже и переехал туда.

Первое десятилетие в Париже

Переезд в Париж произошёл вскоре после того, как Ампер овдовел. Потеря обожаемой жены повергла его в отчаяние и религиозное смятение. Может быть, ещё и поэтому Ампер, несмотря на мольбы его матери, поспешил оставить Лион, чтобы начать в Париже преподавание в организованной десять лет назад Политехнической школе.

Начав работать репетитором, Ампер уже в 1807 приступил к самостоятельным занятиям, а вскоре он стал профессором математического анализа. Вскоре в Политехнической школе появился 24-летний Араго, с которым Ампер проводил впоследствии важные совместные исследования. Отношение к Амперу коллег, среди которых было немало действительно крупных учёных, было вполне благожелательным, его работа шла успешно, но душевная рана, нанесённая потерей жены, была мучительной.

Движимые лучшими чувствами друзья Ампера познакомили его с семейством, в котором была дочь «на выданье», 26-летняя Жанна Франсуаза. Жертвой торгашеской алчности и грубого эгоизма этой женщины и всего её семейства вскоре и стал доверчивый, простодушный и беззащитный в своей наивности Ампер, которого через некоторое время попросту выгнали из дома, и ему пришлось обрести временный кров в Министерстве внутренних дел.

Число профессиональных обязанностей Ампера тем временем возрастало. Он назначается на должность профессора математического анализа и экзаменатора по механике в первом отделении Политехнической школы, работает (до 1810) в Консультативном бюро искусств и ремёсел и с осени 1808 в должности главного инспектора университета. Эта последняя работа, взяться за которую Ампера вынудили стеснённые материальные обстоятельства, требовала постоянных разъездов, отнимала особенно много времени и сил. Он отдал этой изнурительной работе 28 лет, и последняя командировка закончилась на дороге в Марсель в 1836 его кончиной.

Перегрузка работой и житейские невзгоды не могли не отразиться на научной продуктивности Ампера. Это особенно заметно на его исследованиях в области математики, хотя за ним сохранялось почётное право посещать заседания Академии наук и представлять мемуары. В меньшей мере спад научной активности коснулся химии, с видными представителями которой Ампер плодотворно общался. Почти весь 1808 его увлекали идеи, которые впоследствии стали относить к области атомистики. Но периодом резкого взлета научной активности, временем его главных достижений оказались годы после его избрания в 1814 в Академию наук.

После избрания в Академию

Ампер был избран в число членов Парижской Академии наук по секции геометрии 28 ноября 1814. Круг его научных и педагогических интересов к тому времени уже вполне определился, и ничто, казалось бы, не предвещало здесь заметных изменений. Но пора этих изменений уже приближалась, близилось второе десятилетие XIX века, время самых главных научных свершений Ампера. В 1820 Ампер узнал об опытах, которые незадолго до того проводил датский физик Ханс Кристиан Эрстед. Он обнаружил, что протекающий по проводу ток оказывает воздействие на расположенную возле провода магнитную стрелку. 4 и 11 сентября Араго сделал в Париже сообщение об этих работах Эрстеда и даже повторил некоторые из его экспериментов.

Читайте также:
Баста - биография, личная жизнь, фото

Большого интереса у академиков это, впрочем, не вызвало, но Ампера захватило полностью. Вопреки своему обыкновению, он выступил здесь не только как теоретик, но занялся в маленькой комнатке своей скромной квартиры проведением опытов, для чего даже собственноручно изготовил столик; эта реликвия сохраняется поныне в Коллеж де Франс. Он отложил все остальные дела и 18 и 25 сентября 1820 сделал свои первые сообщения об электромагнетизме. Фактически за эти две недели Ампер пришёл к своим самым главным научным результатам. Влияние этих трудов Ампера на многие отрасли науки – от физики атома и элементарных частиц до электротехники и геофизики – невозможно переоценить.

В 1785-88 Шарль Огюстен Кулон провёл свои классические экспериментальные исследования законов взаимодействия электрических зарядов и магнитных полюсов. Эти опыты были в русле той грандиозной научной программы, которая была намечена трудами самого Ньютона; имея в качестве великого образца закон всемирного тяготения, изучать все возможные типы имеющихся в природе сил.

Многим тогда казалось, что между электричеством и магнетизмом – полный параллелизм: что есть электрические, а есть и магнитные заряды, и у мира электрических явлений есть во всем подобный ему мир явлений магнитных. Открытие Эрстеда многими толковалось тогда так, что под действием тока провод, по которому этот ток протекает, намагничивается, а потому и действует на магнитную стрелку. Ампер выдвинул принципиально новую, радикальную и даже, на первый взгляд, дерзкую идею: никаких магнитных зарядов в природе вообще не существует, есть только электрические заряды, и магнетизм возникает только из-за движения электрических зарядов, т. е. из-за электрических токов. Прошло без малого двести лет с того момента, когда Ампер выступил с этой гипотезой, и, казалось бы, пора разобраться, был ли он прав (и тогда название «гипотеза» делается неуместным), или же от неё нужно отказаться.

Первое впечатление: гипотезе Ампера противоречит даже сам факт существования постоянных магнитов: ведь никаких токов, ответственных за возникновение магнетизма, здесь, вроде бы, нет! Ампер возражает: магнетизм порождается огромным числом крошечных электрических атомных контуров тока (можно только поражаться, что такая глубочайшая идея могла появиться в ту пору, когда не только ещё не знали ничего об устройстве атомов, но даже еще не существовало и слово «электрон»!) Каждый такой контур выступает как «магнитный листок» – элементарный магнитный двухполюсник. Этим и объясняется, почему магнитные заряды одного знака – «магнитные монополи», в отличие от монополей электрических, в природе не встречаются.

Могила Ампера и его сына

Почему же всё-таки и поныне «гипотеза»? Ведь уже не раз казалось, что найдены «магниты», в которых электрических зарядов нет. Вот, к примеру, нейтрон. У этой частицы нулевой электрический заряд, но есть магнитный момент. Опять «момент», т. е. опять магнитный двухполюсник, и его появление вновь объясняется в нынешней теории элементарных частиц «микроскопическими» токами, только теперь уже не внутри атома, а внутри нейтрона. Так можно ли уверенно утверждать, что магнетизм всегда порождается движением электрических зарядов? Гипотеза Ампера в такой заострённой формулировке принимается не всеми теоретиками. Больше того, некоторые варианты теории говорят о том, что магнитные монополи («однополюсники») должны проявляться, но только при огромных, недостижимых для нас сегодня энергиях.

Гипотеза Ампера явилась важным принципиальным шагом к утверждению идеи о единстве природы. Но она поставила перед исследователями ряд новых вопросов. В первую очередь, потребовалось дать полную и замкнутую теорию взаимодействия токов. Эту задачу с подлинным блеском, действуя как теоретик и как экспериментатор, решил сам Ампер. Чтобы найти, как взаимодействуют токи в различных контурах, ему пришлось сформулировать законы магнитного взаимодействия отдельных элементов тока («Закон Ампера») и воздействия токов на магниты («правило Ампера»). По существу, была создана новая наука об электричестве и магнетизме, и даже термин «Электродинамика» был введён одним из замечательных ученых прошлого, Андре Мари Ампером.

Андре мари ампер — биография. Открытия ампера

Детство

Андре-Мари Ампер, родившийся 20 января 1775 г. в Лионе, был вторым ребёнком богатого купца Жана Жака Ампера и его жены Жанны Антуанетты Десютье-Сарсе Ампер. Отец мальчика не верил в академическое образование, и потому желал, чтобы сын «учился у самой природы». Жан Жак Ампер зачитывается философскими трудами Жана Жака Руссо, и эти теории ложатся в основы образования Андре. Почти всё детство отец всегда был рядом с сыном и направлял его в учёбе. Юный Ампер проявляет большой интерес к математике и геометрии, но, к его большому сожалению, в домашней библиотеке обнаруживается слишком мало книг по этим наукам. И тогда отец отводит сына в городскую библиотеку Лиона, а лучшего места для мальчика и придумать было нельзя. Единственным препятствием на пути к желанным знаниям становится то, что большинство трудов написано на латинском. Чтобы удовлетворить свой интерес к математике, Ампер решает изучать латынь. Мальчик вырос на трудах Леонарда Эйлера и Даниэля Бернулли.

Личная жизнь

Когда Французская революция вошла в свою решающую стадию, Ампер был ещё совсем юным, и всё происходившее оставило глубокий след в его душе. После формирования нового революционного правительства, его отца избирают мировым судьёй г. Лиона. Но революция приводит к целому ряду трагических событий в его жизни. Из-за политических разногласий, Жана Жака арестовывают, а 24 ноября 1793 г. отправляют на гильотину. Андре так тяжело переживает смерть отца, что даже оставляет изучение “Mécanique analytique” («Аналитической механики») и на целых восемь месяцев забрасывает труды по математике.

К жизни он возвращается только тогда, когда встречает Жюли, в которую влюбляется с первого взгляда. Помолвка Андре Мари Ампера и Жюли Каррон состоялась в 1797 г., и, чтобы обеспечить будущей семье достойное материальное положение, жених берётся давать уроки по математике. В 1799 г. Андре и Жюли женятся, а в 1800 г. рождается их сын, которому родители дают имя Жан-Жак.

Читайте также:
Геннадий Хазанов - биография, факты, фото

Кибернетика

Существует множество определений кибернетики. Норберт Винер, математик, инженер и социальный философ, придумал слово «кибернетика» происходящее из греческого языка, означает «рулевой». Он определил его как науку о связи и управлении живыми организмами и машинами. Ампер же, еще до Винера, нарек кибернетику наукой правительства. Важным элементом этой науки Андре назвал отрасль, которая должна изучать законы, их происхождение и воздействие на социум.

Мы рассмотрели биографию Мари Ампера.

Учительские странствия

Ампер продолжает давать уроки, и в 1802 г. ему предлагают стать учителем математики и химии в Центральной школе г. Буржа. Хотя в его ведении находятся обе науки, свои основные усилия Ампер направляет именно на математику. Его исследования в области «теории вероятности» в 1803 г. приводят его в Парижскую академию, где он представляет свой труд «Математическая теория игр». Но в июле этого же года в его жизни происходит ещё одна личная трагедия: к большому горю, умирает его Жюли, страдавшая слабым здоровьем. Оставаться в Лионе, где всё напоминает о горячо любимой жене, уже невыносимо, и Ампер окончательно перебирается в Париж. К тому времени он уже заслужил признание и за свои преподавательские способности, и за талант исследователя в области математики. И вот, в 1804 г. он поступает на службу в Политехническую школу в качестве «répétiteur» (младшего преподавателя).

В 1809 г. Ампер, невзирая на то, что был самоучкой, получает звание профессора, чему во многом поспособствовала его преподавательская репутация. Этот пост он будет занимать до 1828 г. Профессор Ампер даже станет читать в Парижском университете лекции по философии и астрономии, в 1819 г. и 1820 г. соответственно. Очередным поворотным моментом в его трудах на поприще науки становится его принятие в члены Академии наук в 1814 г.

Основные сведения из жизни ученого

В краткой биографии Андре Мари Ампера сказано, что он был французским физиком и одним из основателей электродинамики. Он также был признанным математиком, интересующимся и другими областями науки, такими как история, философия и естественные науки. Рожденный в разгар французской эпохи Просвещения, он вырос в интеллектуально стимулирующей атмосфере. Франция его молодости была отмечена широко распространенными событиями в области науки и искусства, и Французская революция, начавшаяся тогда, когда он был юношей, также оказала значительное влияние в формировании его будущей жизни.

Сын процветающего предпринимателя, он был воодушевлен для образования, поиска себя и получения знаний с ранней юности, увлекался математикой и пограничными с ней науками. Будучи гениальным ученым, обладающим обширными и ценными знаниями в различных областях, также преподавал философию и астрономию в Парижском университете.

Работы в области электродинамики

В сентябре 1820 г., на одной из встреч Французской академии наук, Амперу и его товарищам по цеху представляют удивительное открытие датского физика Ханса Эрстеда в области электродинамики. Открытие это касается действия, оказываемого электрическим проводом на намагниченную иглу. Это пробуждает, в свою очередь, любопытство Ампера, который, продолжая опыт, исследует взаимосвязь электричества и магнетизма. Уже через две недели он обнародует результаты своих экспериментов, показавших, что два параллельных провода, по которым идёт электрический ток, взаимно притягиваются, если ток идёт в одном направлении, и взаимно отталкиваются, если ток идёт в противоположных направлениях. Открытие оказывается революционным и ляжет в основы зарождающейся электродинамики. Ампер продолжает ставить опыты, и все результаты вносит в еженедельные отчёты для академии. Позже они будут опубликованы в труде «Хроники опытов по химии и физике», который считается первой работой по электродинамике. Следующие научные заметки он представит публике в 1822 г. Все исследования и результаты опытов Ампера получают широкое распространение, и в 1826 г. выходит в свет самая значимая его работа – «Научный очерк математической теории электродинамических феноменов». Эта публикация стала истоком множества идей XIX столетия в отношении взаимодействия электричества и магнетизма. Этим трудом в своих работах руководствовались такие учёные, как Фарадей, Вебер, Томсон и Максвелл. В поисках подходящего названия для новой области науки впервые появляется термин «электродинамика». В 1827 г. Ампера избирают иностранным членом Королевского общества, а в 1828 г. и иностранным членом Королевской академии наук Швеции.

Смерть и наследие

В последние годы жизни Ампер страдал душевными расстройствами и испытывал отвращение почти ко всем знаниям, а к математике и прочим наукам в особенности. 10 июня 1836 г., в Марселе, его сразила лихорадка, ставшая причиной смерти. Имя Ампера, вошедшее в науку как одного из основоположников электромагнетизма, было увековечено в 1881 г. подписанием международной конвенции, согласно которой устанавливалась новая единица измерения электрических параметров «ампер». С тех пор «ампер» является общепринятой единицей измерения силы электрического тока. Последняя работа учёного, “Essai sur la philisophie des sciences” («Аналитическое изложение натуральной классификации всех знаний человечества»), была посмертно издана его сыном, Жаном-Жаком Ампером, который к тому времени успел стать именитым литературным критиком и писателем.

LiveInternetLiveInternet

«Счастливы те, кто развивает науку в годы, когда она не завершена, но когда в ней назрел решительный переворот».

Андре-Мари АМПЕР (Ampère) — французский физик и математик, один из основоположников электродинамики, академик Парижской академии наук.

Ампер (22.01.1775 — 10.06.1836) родился в Лионе, в аристократической семье. В прекрасной библиотеке его отца были произведения известных философов, ученых и писателей. Юный Андре мог целыми днями просиживать с книгой, благодаря чему, никогда не посещавший школу Андре приобрёл обширные и глубокие знания. В 11 лет он принялся за чтение 20-томной «Энциклопедии» Дидро и Д’Аламбера и проштудировал ее за 3 года. Юношу интересовала изящная словесность, и он даже писал стихи, но физико-математические науки оказались гораздо привлекательнее.

Когда книг отца стало недостаточно, Андре Ампер начал посещать библиотеку Лионского колледжа. И так как многие труды великих ученых были написаны на латинском языке, которого Андре Ампер не знал, в течение несколько месяцев он самостоятельно изучал латынь, после чего классики науки XVII-XVIII веков ему стали доступны. К 12-ти годам Ампер самостоятельно разобрался в основах высшей математики — дифференциальном исчислении, научился интегрировать, а в возрасте 13 лет уже представил первые работы по математике в Лионскую академию!

В 1793 году французская революция докатилась и до их родного города. В Лионе начался бунт против монархии в котором принял участие и отец Андре. Бунт был подавлен и за участие в нем последовали суровые наказания. Отец юного Ампера, Жан Жак был казнен на гильотине. Его семью лишили имущества. Сын тяжело переживал случившуюся трагедию. Чтобы поправить дела семьи он начинает давать уроки математики. В 1801 Ампер начальник отдела физики в Центральной школе Бурк-ан-Брес.

Читайте также:
Чарльз Линдберг - биография, факты, фото

В 1804 Анри Ампер переезжает жить в Париж. Там он получает место учителя в Политехнической школе. В этот период он опубликовал книги по теории вероятностей и ряд исследований по математическому анализу.

5 февраля 1820 года Эрстед на лекции демонстрировал нагревание проводника с током. Вблизи находилась магнитная стрелка. Все обратили внимание, что при прохождении тока стрелка поворачивалась. Эрстед тщательно изучил наблюдаемый эффект и опубликовал о нем сообщение. 11 сентября Ампер наблюдал опыт Эрстеда, а 18 сентября сам выступил с докладом, в котором выдвинул мысль об этом. Поскольку ток вызывает ориентацию магнитной стрелки, значит, ориентация стрелки компаса под действием земного магнетизма вызвана токами, текущими в земле с востока на запад. Он предположил, что магнитное действие постоянного магнита обусловлено существованием круговых токов, циркулирующих в плоскостях магнита перпендикулярно его оси.Согласно гипотезе Ампера, любой магнит содержит внутри себя множество круговых электрических токов, действием которых и объясняются магнитные силы.

В 1920 году он открывает магнитное взаимодействие токов, устанавливает закон этого взаимодействия (позднее названный законом Ампера) и делает вывод, что «все магнитные явления сводятся к чисто электрическим эффектам». Единица силы электрического тока, введенная в 1881 г., названа ампер (А) в честь Андре-Мари Ампера, а измерительные приборы — «амперметрами». Он ввел термины «напряжение» и «сила тока». Разносторонний талант Ампера не остался безучастным и в истории развитая химии, которая отводит ему одну из почетных страниц и считает его, совместно с Авогадро, автором важнейшего закона современной химии. В частности Ампер переименовал флюор (лат.текучий), открытый Шееле и Маркграфом в легкоплавком минерале флюорите, во фтор (греч.фторос – разрушительный). В последние годы жизни Ампер увлекся геологией и биологией, активно участвовал в дискуссиях об эволюции в мире живых организмов. На вопрос одного из собеседников, действительно ли он считает, что человек произошел от улитки, Ампер ответил: «Я убедился в том, что человек возник по закону, общему для всех животных». Его высказывания о Боге-Творце: «Самое убедительное доказательство бытия Бога – это гармония средств, при помощи которой поддерживается порядок в универсуме, благодаря этому порядку живые существа находят в своём организме всё необходимое для развития и размножения своих физических и духовных способностей». «В природе мы можем наблюдать дела Творца и от них возвышаться познанием к Творцу. Хотя Бог скрывается в Своём творении в некоторой мере так, как действительные движения звёзд скрываются мнимыми, однако мнимые движения звёзд ведут к познанию действительных, и, подобно этому, знанием дел творения мы возвышаемся к Творцу и отчасти даже созерцаем Его Божественные свойства».

Окружающим он казался человеком странным: близорукий, рассеянный, доверчивый, мало обращающий внимания на свой внешний вид, да к тому же имеющий неприятную привычку прямо говорить собеседнику все то, что думал о нем. Ампер, как и все гении, был очень рассеян — однажды, уходя из своей квартиры написал мелом на дверях: «Ампер будет дома только вечером». Когда же вернулся днем, прочитав надпись, ушел обратно, забыв, что он сам и есть Ампер.

Анри Ампер вошел в историю французского спорта по игре в шары (игра в петанк непременно на небольшой площадке, бросая шары из очерченного на земле круга. Ноги при этом должны быть обязательно вместе. Словосочетание «ped tanco» — «ноги вместе», дало название игре). Он одним из первых начал играть в петанк металлическими шарами. И возможно, сделал свои открытия, наблюдая их столкновения.

Открытия Анри-Мари Ампера многие коллеги не понимали и встречали скептическими усмешками. Приборы он покупал и изготовлял на свои деньги. Приходилось выпрашивать дополнительную работу у университетского начальства. Он был человеком редчайшей скромности. Немногие современники по достоинству оценили его заслуги. Мало кто знает, что он заложил основы будущей науки о законах управления. Электромагнитный телеграф и коммутатор также изобретения Ампера. Он умер в Марселе от воспаления легких 10 июня 1836 года. Слава пришла к нему лишь после смерти.

«Смерть Ампера — несчастье национальное» — сказал Доминик Араго. И это, конечно, была потеря не одной Франции.

Андре-Мари Ампер — неудавшийся химик или гений электродинамики?

Детство

Андре-Мари Ампер, родившийся 20 января 1775 г. в Лионе, был вторым ребёнком богатого купца Жана Жака Ампера и его жены Жанны Антуанетты Десютье-Сарсе Ампер. Отец мальчика не верил в академическое образование, и потому желал, чтобы сын «учился у самой природы». Жан Жак Ампер зачитывается философскими трудами Жана Жака Руссо, и эти теории ложатся в основы образования Андре. Почти всё детство отец всегда был рядом с сыном и направлял его в учёбе. Юный Ампер проявляет большой интерес к математике и геометрии, но, к его большому сожалению, в домашней библиотеке обнаруживается слишком мало книг по этим наукам. И тогда отец отводит сына в городскую библиотеку Лиона, а лучшего места для мальчика и придумать было нельзя. Единственным препятствием на пути к желанным знаниям становится то, что большинство трудов написано на латинском. Чтобы удовлетворить свой интерес к математике, Ампер решает изучать латынь. Мальчик вырос на трудах Леонарда Эйлера и Даниэля Бернулли.

О семье

Андре-Мари Ампер был женат дважды. Первое бракосочетание состоялось в августе 1799 года. Его избранницей стала Екатерина Антуанетта Каррон, дочь крупного торговца. У пары в 1800 году родился сын, Жан Жак, ставший в дальнейшем известным филологом. Екатерина Антуанетта умерла в 1805 году.

В 1806 году учёный женился во второй раз на дочери торговца Жанне Пото. На следующий год она родила дочь, которую назвали Альбиной. Брак оказался несчастливым, и вскоре супруги расстались.

Личная жизнь

Когда Французская революция вошла в свою решающую стадию, Ампер был ещё совсем юным, и всё происходившее оставило глубокий след в его душе. После формирования нового революционного правительства, его отца избирают мировым судьёй г. Лиона. Но революция приводит к целому ряду трагических событий в его жизни. Из-за политических разногласий, Жана Жака арестовывают, а 24 ноября 1793 г. отправляют на гильотину. Андре так тяжело переживает смерть отца, что даже оставляет изучение “Mécanique analytique” («Аналитической механики») и на целых восемь месяцев забрасывает труды по математике.

К жизни он возвращается только тогда, когда встречает Жюли, в которую влюбляется с первого взгляда. Помолвка Андре Мари Ампера и Жюли Каррон состоялась в 1797 г., и, чтобы обеспечить будущей семье достойное материальное положение, жених берётся давать уроки по математике. В 1799 г. Андре и Жюли женятся, а в 1800 г. рождается их сын, которому родители дают имя Жан-Жак.

Читайте также:
Валерий Меладзе - биография, факты, фото

Последние годы

  • В 1828 году из-за пошатнувшегося здоровья учёный подал в отставку с должности преподавателя Политехнической школы при этом, продолжая выполнять работу, генерального инспектора учебных заведений.
  • В 1830 году, почувствовав себя лучше, Ампер выехал в южные области Франции с инспекторской проверкой, которая была прервана начавшимися революционными событиями в стране.
  • Вернувшись в Париж, академик продолжил научную работу по классификации наук, а также на короткое время он занялся исследованием геологии Земли, результатом которого стала, опубликованная им статья «Теории образования земли».
  • В этот период Ампер по-прежнему отдавал много сил подготовке и чтению публичных лекций, широко освещая перед аудиторией передовые научные идеи из различных областей знаний.
  • В 1834 году увидел свет первый том написанной учёным книги «Опыты философии наук». Следующие два тома издания вышли уже после смерти академика.
  • Ампер умер 10 июня 1836 года в Марселе, от воспаления лёгких во время очередной инспекторской проверки и был похоронен на местном кладбище. В 1864 году его останки перевезли в Париж и погребли рядом с могилой сына.

Могила Андре-Мари Ампера и его сына

Учительские странствия

Ампер продолжает давать уроки, и в 1802 г. ему предлагают стать учителем математики и химии в Центральной школе г. Буржа. Хотя в его ведении находятся обе науки, свои основные усилия Ампер направляет именно на математику. Его исследования в области «теории вероятности» в 1803 г. приводят его в Парижскую академию, где он представляет свой труд «Математическая теория игр». Но в июле этого же года в его жизни происходит ещё одна личная трагедия: к большому горю, умирает его Жюли, страдавшая слабым здоровьем. Оставаться в Лионе, где всё напоминает о горячо любимой жене, уже невыносимо, и Ампер окончательно перебирается в Париж. К тому времени он уже заслужил признание и за свои преподавательские способности, и за талант исследователя в области математики. И вот, в 1804 г. он поступает на службу в Политехническую школу в качестве «répétiteur» (младшего преподавателя).

В 1809 г. Ампер, невзирая на то, что был самоучкой, получает звание профессора, чему во многом поспособствовала его преподавательская репутация. Этот пост он будет занимать до 1828 г. Профессор Ампер даже станет читать в Парижском университете лекции по философии и астрономии, в 1819 г. и 1820 г. соответственно. Очередным поворотным моментом в его трудах на поприще науки становится его принятие в члены Академии наук в 1814 г.

Андре-Мари Ампер

Джеймс Максвелл назвал Ампера «Ньютоном электричества». В честь ученого единица силы электрического тока названа «ампером», а соответствующие измерительные приборы — «амперметрами».

Краткая биография

Годы жизни: 1775 — 1836 Французский физик,

Андре-Мари Ампер родился 22 января 1775 года во французском городе Лионе. Его отец Жан-Жак Ампер вместе торговал со своими братьями лионскими шелками. Мать Жанна Сарсе была дочерью успешного торговца.

Детство ученого прошло в небольшом семейном поместье Полемье в окрестностях Лиона. Мальчик получил домашнее образование. Очень быстро он обучился чтению, письму и математике. К 14 годам способный Андре-Мари не только прочитал 28 толстых томов французской «Энциклопедии» , но и представил в Лионскую академию свои первые работы по математике. Эта наука интересовала его больше всех остальных дисциплин.

После смерти отца, гильотинированного за сочувствие мятежникам во время Великой французской буржуазной революции, Ампер был вынужден искать средства к существованию. Сперва был репетитором в Политехнической школе в Париже, затем занимал кафедру физики в Бурке, а с 1805 года — кафедру математики в парижской Политехнической школе.

В 1799 году Ампер женился на Катрин Каррон. Вскоре у них родился сын, названный в честь своего дедушки — Жан-Жаком. В будущем он станет известным филологом, историком французской литературы.

Ампер умер 10 июня 1836 года от воспаления легких в Марселе.

Изобретения и открытия

Время расцвета научной деятельности Ампера приходится на 1814 – 1824 годы и связано, главным образом, с Академией наук, в число членов которой он был избран 28 ноября 1814 года за свои заслуги в области математики.

Практически до 1820 года основные интересы ученого сосредоточивались на проблемах математики, механики и химии. Вопросами физики в то время он занимался очень мало: известны лишь две работы этого периода, посвященные оптике и молекулярно-кинетической теории газов. Что же касается математики, то именно в этой области он достиг результатов, которые и дали основание выдвинуть его кандидатуру в академию по математическому отделению.

Классиком науки, всемирно известным ученым Ампер стал благодаря своим исследованиям в области электромагнетизма.

В 1820 году датский физик Г.Х. Эрстед обнаружил, что вблизи проводника с током отклоняется магнитная стрелка. Так было открыто замечательное свойство электрического тока — создавать магнитное поле. Ампер подробно исследовал это явление. Новый взгляд на природу магнитных явлений возник у него в результате целой серии экспериментов и изобретения ряда новых приборов. Уже в конце первой недели напряженного труда он сделал открытие не меньшей важности, чем Эрстед — открыл взаимодействие токов.

Ученый обнаружил, что магнитное поле Земли влияет на движущиеся проводники с током, открыл взаимодействие между электрическими токами, сформулировал закон этого явления (закон Ампера), развил теорию магнетизма, предложил использовать электромагнитные процессы для передачи сигналов.

В 1822 Ампером был открыт магнитный эффект соленоида (катушки с током), откуда следовала идея эквивалентности соленоида постоянному магниту. Также им было предложено усиливать магнитное поле с помощью железного сердечника, помещаемого внутрь соленоида.

В механике ему принадлежит формулировка термина «кинематика».

В 1830 году ввел в научный оборот термин «кибернетика».

Награды и звания

  • Член многих академий наук, в частности иностранный почетный член Петербургской Академии наук (1830).
  • Его имя внесено в список величайших ученых Франции, помещенный на первом этаже Эйфелевой башни.

Интересный факт

Однажды известный физик и математик Ампер шел по улице и высчитывал что-то в голове. Вдруг он увидел перед собой черную доску, такую же, как в аудитории. Обрадовавшись, он подбежал к ней, достал кусочек мела, который всегда имел при себе, и начал писать формулы. Доска, однако, сдвинулась с места. Ампер, не осознавая того, что делает, последовал за ней. Доска набирала скорость. Ампер побежал. Очнулся он только тогда, когда услышал неудержимый смех прохожих. Но теперь ученый заметил, что доска, на которой он писал формулы, — это задняя стенка черной кареты.

Читайте также:
Джордж Байрон - биография, личная жизнь, фото

Версия для печати

Работы в области электродинамики

В сентябре 1820 г., на одной из встреч Французской академии наук, Амперу и его товарищам по цеху представляют удивительное открытие датского физика Ханса Эрстеда в области электродинамики. Открытие это касается действия, оказываемого электрическим проводом на намагниченную иглу. Это пробуждает, в свою очередь, любопытство Ампера, который, продолжая опыт, исследует взаимосвязь электричества и магнетизма. Уже через две недели он обнародует результаты своих экспериментов, показавших, что два параллельных провода, по которым идёт электрический ток, взаимно притягиваются, если ток идёт в одном направлении, и взаимно отталкиваются, если ток идёт в противоположных направлениях. Открытие оказывается революционным и ляжет в основы зарождающейся электродинамики. Ампер продолжает ставить опыты, и все результаты вносит в еженедельные отчёты для академии. Позже они будут опубликованы в труде «Хроники опытов по химии и физике», который считается первой работой по электродинамике. Следующие научные заметки он представит публике в 1822 г. Все исследования и результаты опытов Ампера получают широкое распространение, и в 1826 г. выходит в свет самая значимая его работа – «Научный очерк математической теории электродинамических феноменов». Эта публикация стала истоком множества идей XIX столетия в отношении взаимодействия электричества и магнетизма. Этим трудом в своих работах руководствовались такие учёные, как Фарадей, Вебер, Томсон и Максвелл. В поисках подходящего названия для новой области науки впервые появляется термин «электродинамика». В 1827 г. Ампера избирают иностранным членом Королевского общества, а в 1828 г. и иностранным членом Королевской академии наук Швеции.

Основные сведения из жизни ученого

В краткой биографии Андре Мари Ампера сказано, что он был французским физиком и одним из основателей электродинамики. Он также был признанным математиком, интересующимся и другими областями науки, такими как история, философия и естественные науки. Рожденный в разгар французской эпохи Просвещения, он вырос в интеллектуально стимулирующей атмосфере. Франция его молодости была отмечена широко распространенными событиями в области науки и искусства, и Французская революция, начавшаяся тогда, когда он был юношей, также оказала значительное влияние в формировании его будущей жизни.

Сын процветающего предпринимателя, он был воодушевлен для образования, поиска себя и получения знаний с ранней юности, увлекался математикой и пограничными с ней науками. Будучи гениальным ученым, обладающим обширными и ценными знаниями в различных областях, также преподавал философию и астрономию в Парижском университете.

Смерть и наследие

В последние годы жизни Ампер страдал душевными расстройствами и испытывал отвращение почти ко всем знаниям, а к математике и прочим наукам в особенности. 10 июня 1836 г., в Марселе, его сразила лихорадка, ставшая причиной смерти. Имя Ампера, вошедшее в науку как одного из основоположников электромагнетизма, было увековечено в 1881 г. подписанием международной конвенции, согласно которой устанавливалась новая единица измерения электрических параметров «ампер». С тех пор «ампер» является общепринятой единицей измерения силы электрического тока. Последняя работа учёного, “Essai sur la philisophie des sciences” («Аналитическое изложение натуральной классификации всех знаний человечества»), была посмертно издана его сыном, Жаном-Жаком Ампером, который к тому времени успел стать именитым литературным критиком и писателем.

Детство и юность

Родился Андре-Мари Ампер в 1775 году во французском городе Лион. Его отец Жак Ампер — богатый купец, который смог дать своим детям прекрасное образование. В семье в почете были философские труды Руссо, именно его работы легли в основу образования юного Андре. В детстве отец играл важную роль в судьбе будущего ученого, он направлял его в учёбе, подогревая интерес к математике, физике и геометрии. Андре-Мари увлекался:

  • изучением латыни;
  • математикой и физикой;
  • изобретательством и астрономией.

Еще в детстве Ампер изучил латынь. Мальчик рос на трудах великих учёных Даниэля Бернулли и Леонарда Эйлера. Андре-Мари с успехом окончил школу, где был одним из лучших учеников. В это время начинается Французская революция, которая принесла трагические изменения в жизнь будущего ученого. Отца Ампера Жан-Жака избирают в Лионе мировым судьей. Однако из-за политических разногласий его вскоре арестовывают, а в 1793 году казнят, отрубив голову гильотиной.

Следующие несколько лет были крайне тяжелыми для Ампера. Оказалось, что его семья имеет большие долги, поэтому юноше приходилось заботиться о своем финансовом благосостоянии. Будущий великий математик постоянно работал, чтобы обеспечить мать и младших братьев. Смерть отца вызвала глубокое душевное потрясение у Ампера, он даже хотел забросить науку и на протяжении нескольких лет пребывал в депрессии. Найти смысл жизни и вновь начать радоваться каждому дню ему помогла любовь.

Великие достижения

Жизнь величайшего ученого тесным образом связана с научной деятельностью. Экспромтом рассмотрим 5 важнейших событий в биографии Андре Мари Ампера, касающиеся его научной деятельности.

  • Открытие, касающееся фтора. В 1810 году Андре-Мари Ампер предположил, что фтористоводородная кислота представляет собой соединение водорода и неизвестного элемента, свойства которого, по его словам, были похожи на хлор. Он придумал термин «фтор» для этого элемента, предположив, что F может быть изолирован электролизом. Спустя 76 лет французский химик Анри Моисан окончательно изолировал фтор (сделал это путем электролиза по предложению Ампера.
  • Предложил свою версию идентификации элементов. В 1816 году Ампер предложил указать химические элементы в соответствии с их свойствами. В то время было известно только 48 элементов, и Андре попытался поместить их в 15 групп. Он успешно группировал щелочные металлы, щелочноземельные металлы и галогены. Спустя 53 года после попытки ученого организовать элементы, российский химик Дмитрий Менделеев опубликовал свою знаменитую периодическую таблицу.
  • Придумал «правило правой руки». Андре-Мари Ампер разработал правило, известное как правило правой руки, чтобы определить направление отклонения стрелки компаса относительно направления, в котором электрический ток протекал вдоль провода. В этом правиле, если предполагается, что правая рука наблюдателя захватывает провод, через который протекает ток, большим пальцем, направленным вдоль провода в направлении тока. Затем пальцы, скручивающиеся вокруг провода, указывают направление, в котором стрелка компаса будет отклоняться. Правило Ампера все еще используется учениками для расчета направления магнитных силовых линий.
  • Эрстед экспериментальным путем указал на связь между электричеством и магнетизмом в 1820 году. Спустя незначительное время Андре-Мари Ампер обнаружил, что два параллельных провода с электрическим током отталкивают или притягивают друг друга. Это зависит от того, совпадает или разнится ли их направление, соответственно. Таким образом, Ампер впервые показал, что магнитное притяжение и отталкивание могут быть получены без использования магнитов.
  • Андре-Мари Ампер применил математику к своим экспериментам с электромагнетизмом, чтобы сформулировать физические законы. Наиболее важный из них — это силовой закон Ампера (сформулирован в 1823 году) — показывает, что возникновение притяжения или отталкивания между двумя проводами, несущими токи, напрямую зависит от длин и интенсивности проходящего через них тока. Физическое происхождение этой силы состоит в том, что каждый провод генерирует магнитное поле.

Вам будет интересно:Системы единиц физических величин: понятие

Андрей Тарковский

Биография

Имя Андрея Тарковского золотыми буквами вписано в историю советского кинематографа, он по праву стал одним из величайших деятелей кинопроизводства. Культовые картины «Солярис» и «Зеркало» пытаются разобрать по косточкам последователи, при этом ясно понимая, что снять что-то подобное по силе влияния на душу зрителя невозможно.

Режиссер Андрей Тарковский

Ещё при жизни режиссёр получил признание не только на родине, но и во всём мире, что было совершенно не характерно для искусства, запертого в рамках одного государства. Последние годы Тарковский провел вне пределов Советского Союза и в отличие от многих коллег, решившихся на подобный шаг, сохранил благосклонность властей.

Детство и юность

Андрей Тарковский родился в маленьком селе Завражье Костромской области, где семья гостила у родственников матери Марии Ивановны. Отцом Андрея был поэт, сценарист и переводчик Арсений Александрович Тарковский, к началу 30-х годов уже состоявшийся и известный деятель искусств. Спустя несколько месяцев после рождения сына Тарковские вернулись в Москву. В 1934-м у Андрея родилась сестра, которую назвали Мариной.

Андрей Тарковский с сестрой Мариной

Детство мальчика было безрадостным. Когда ребенку исполнилось 4 года, отец ушел из семьи к другой женщине. Мать Мария Ивановна в одиночку тянула двоих детей. Сестра режиссёра в интервью вспоминала, что жить приходилось впроголодь. Сам Андрей рассказывал, что ему очень не хватало отца, несмотря на то, что поэт старался не забывать о первой семье.

Во время Великой Отечественной войны Мария Ивановна с детьми была эвакуирована к родственникам в Юрьевец, однако скоро Тарковские вернулись в Москву. Андрея отдали в музыкальную школу, где мальчик учился играть на фортепиано.

Андрей Тарковский в детстве

В молодости он также посещал художественные курсы, на которых учился академическому рисунку. После выпуска из общеобразовательного учебного заведения юноша поступил в институт востоковедения, где изучал арабскую культуру.

Едва закончив 1-й курс, Андрей забрал документы из вуза, аргументировав это решение тем, что поторопился с выбором профессии. Будучи неуверенным в выборе собственного пути, молодой Тарковский связался с сомнительными личностями. Жизнь будущей знаменитости покатилась под откос. Из этой ситуации парня спасла мать, в 1953 году устроившая сына коллектором во ВНИИ цветных металлов и золота.

Андрей Тарковский в молодости

В составе геологической экспедиции Тарковский отправился в глубины тайги, где год провёл в изоляции от остального мира, работая и делая наброски с натуры.

Фильмы

Вернувшись из экспедиции, Андрей без колебаний подался во ВГИК на факультет режиссуры. Куратором Тарковского стал признанный мэтр кино, обладатель многочисленных Сталинских премий Михаил Ильич Ромм. Ко всем ученикам он относился с отцовской любовью и вниманием, всегда умел распознать в работе молодого поколения будущие шедевры, даже если их взгляды противоречили его собственным. Так было и с Тарковским.

Андрей Тарковский на съемочной площадке

Молодому человеку повезло дважды: в первый раз в том, что он попал к Ромму, а во второй – в политических и социальных течениях того периода. На тот момент прошел год после смерти Сталина. Железная хватка режима несколько ослабилась, появилась возможность обмениваться опытом с зарубежными коллегами и прикоснуться к западному кинематографу.

Было принято решение увеличить количество снимаемых фильмов. Кинопроизводства СССР коснулись новые веяния, которые Андрей Тарковский сумел ассимилировать и воплотить в своих творениях. Но это было позже.

Андрей Тарковский и Маргарита Терехова на сцене Ленкома

Творческая биография Тарковского началась в 1956 году. Дебютный проект кинорежиссёра – короткометражный фильм по рассказу Эрнеста Хемингуэя. Затем были созданы ещё несколько картин такого формата.

Уже тогда студента характеризовали как необычайно одарённого и предрекали большое будущее. А знакомство с Андреем Кончаловским, поступившим во ВГИК в 1956 году, оказалось чрезвычайно плодотворным и полезным для обоих студентов. Вместе они создали ряд киносценариев и в будущем постоянно обменивались опытом.

Кинооператор Вадим Юсов и режиссер Андрей Тарковский во время съемок

В институте окончательно сформировались основные черты Тарковского-режиссёра: иносказательность, стремление поднимать и оставлять без однозначного ответа социальные и этические вопросы, тщательное внимание к свету и звуку, задача которых заключалась в том, чтобы погружать зрителя в реальность картины.

В 1960 году Тарковский закончил учебу в вузе, получил диплом с отличием и сразу же принялся за работу. Режиссёр задумывался о постановке фильма “Андрей Рублёв” и подавал запрос на разрешение в художественный совет СССР, однако там начинающего специалиста осадили и предложили предварительно набраться опыта, а потом уже воплощать такие сложные темы.

Андрей Тарковский

Сценарий картины был отложен в ящик, а сам Тарковский взялся за другой проект – “Иваново детство”, которому суждено было сделать постановщика знаменитым. Режиссеру предстояло создать фильм в условиях нехватки денег и времени.

За неполный год вчерашний выпускник снял потрясающую картину, завоевавшую два десятка наград на международных киносмотрах, в том числе и “Золотого льва” на знаменитом Венецианском кинофестивале.

Кадр из фильма Тарковского «Андрей Рублев»

После громкого успеха “Иванова детства” Андрей Тарковский приступил к работе над кинокартиной “Андрей Рублёв”. На этот раз художественный совет одобрил смелую заявку молодого режиссёра. Тарковский сотрудничал с оператором Вадимом Юсовым и композитором Вячеславом Овчинниковым. Это творческое трио сохранилось почти до самой смерти режиссёра.

В работе над сценарием участвовал Андрей Кончаловский. Этот фильм, повествующий о монахе-иконописце, стал культовой работой для Советского Союза. И снова картина молодого режиссёра собрала множество наград как на родине, так и за её пределами.

Андрей Кончаловский и Андрей Тарковский

В 1979-м Андрей перенес на экран роман Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине». Путь к зрителю получился долгим: первый вариант фантастического фильма «Сталкер» погиб из-за технической ошибки, пришлось трижды переснимать, причем с разными операторами и художниками. Худсовет Госкино присвоил картине только 3-ю прокатную категорию и разрешил сделать всего 196 копий. Это значит, что охват аудитории был минимальным.

Андрей Тарковский на съемках картины «Сталкер»

Тем не менее в год выхода творение Андрея увидели 4 млн человек, на Каннском фестивале лента получила Приз международного жюри. В Интернете до сих пор пишут отзывы поклонники творчества режиссера, посмотревшие фильм 100 раз и так не понявшие, чем он так завораживает.

Датский режиссер Ларс фон Триер признался, что обязан русскому коллеге тем, что пришел в эту профессию, всегда поклонялся Тарковскому, подсматривал у него идеи, а «Зеркало» с Маргаритой Тереховой – вообще любимый фильм.

Маргарита Терехова и Андрей Тарковский на съемках фильма «Зеркало»

К слову, Андрей успел ознакомиться с триеровским «Элементом преступления» и, как пишут СМИ, отозвался о проекте крайне нелицеприятно.

Вадим Юсов отказался снимать «Зеркало» – внутренне не принял картину. Сценарий фильма построен на воспоминаниях Тарковского, а оператор, знавший семью режиссера, считал, что отдельные моменты не то чтобы не соответствуют действительности, но не соотносятся с натурой Андрея.

Андрей Тарковский и Ларс фон Триер

Сценарий к «Ностальгии» Тарковский написал вместе с Тонино Гуэррой, правки вносились даже во время съемок. На Каннском фестивале в 1983-м фильм получил 3 премии – приз ФИПРЕССИ, за режиссуру и от экуменического жюри. И тогда же начались неприятности. По рассказам сына Андрея, дискредитировать отца пытался Сергей Бондарчук. И Тарковский, у которого было еще 14 новых проектов, понял, что в СССР они не реализуются в полноценные пункты фильмографии, и остался в Италии.

Личная жизнь

С первой женой, актрисой Ирмой Рауш, будущий режиссёр познакомился на первом курсе ВГИКа. Роман вспыхнул очень быстро, через пару недель после знакомства Андрей начал ухаживать за девушкой, и она охотно ответила взаимностью. В конце 3-го курса пара сыграла свадьбу, в семье родился сын Арсений.

Андрей Тарковский и его первая жена Ирма Рауш

Супруги разошлись меньше чем через 10 лет. Старший отпрыск гения кино живет в Венеции, стал хирургом, своего сына назвал Андреем. К сожалению, фото наследников по этой линии не публикуются.

Лариса Кизилова и Андрей Тарковский

Второй женой режиссёра стала Лариса Кизилова, коллега Тарковского. С ней мэтр прожил до самой смерти, удочерив дочь Ольгу. В браке у них появился общий сын Андрей. Ребенок и не дал ему уйти из семьи к Наталье Бондарчук, исполнительнице роли неземного существа Хари в «Солярисе».

Наталья Бондарчук и Андрей Тарковский на съемках фильма «Солярис»

По слухам, Лариса, знавшая о влюбчивости мужа, пригрозила, что Тарковский не увидит мальчика. Сейчас Андрей живет во Флоренции, занимает пост президента Международного института искусств, носящего имя отца. Ольга замужем за итальянцем, но местом жительства выбрала Париж.

Еще одна страница из личной жизни кинорежиссера – роман с Валентиной Малявиной. Отношения с актрисой завязались после того, как она сыграла главную роль в «Ивановом детстве», и дальше платонических не пошли.

Валентина Малявина и Андрей Тарковский

Валя была замужем за Александром Збруевым, Тарковский был женат. Влюбленный мужчина сделал предложение, но Малявина ответила отказом:

Магнетизм Андрея почувствовала художник по костюмам Ингер Персон из Норвегии, работавшая со съемочной группой фильма «Жертвоприношение». Сына Александра, родившегося от этого романа, знаменитый отец ни разу не видел.

Смерть

Последние годы жизни режиссёр провёл в Милане, где снял легендарное “Жертвоприношение”. За решение остаться на Западе власти СССР поспешили вычеркнуть Андрея Арсеньевича из истории советского кинематографа, однако изменили решение, узнав о болезни мэтра.

Андрей Тарковский на съемках картины «Жертвоприношение»

Тарковский ушел из жизни в декабре 1986 года, причина смерти – рак легких. Смертельный диагноз поставили, увы, на последней стадии. Помощь в лечении оказала Марина Влади, актриса принимала режиссера, когда он приезжал в парижскую клинику. Но усилия были тщетны.

Могила Тарковского находится на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где покоятся знаменитые выходцы из России.

Могила Андрея Тарковского

Имя Андрея Арсеньевича присвоено бульвару в Новой Москве и малой планете. В местах, где он жил, открыты музеи, мемориальные доски, установлены памятники. В Иваново ежегодно проводится фестиваль «Зеркало» имени Тарковского, на Московском международном кинофестивале лучшему фильму вручается Приз Андрея Тарковского.

Андрей Тарковский – биография, факты, фото

1. Андрей Тарковский – талантливый режиссёр, новатор в киноискусстве.

2. Творчество Тарковского завораживает гипнотической атмосферой, требует осмысления и анализа, служит неисчерпаемым источником вдохновения для режиссёров и для зрителей.

3.Ингмар Бергман говорил: «Для меня Тарковский – величайший режиссёр, создатель нового языка, соответствующего природе кино, поскольку он фиксирует жизнь как отражение, жизнь как сон».

4. Андрей Тарковский считал кино единственным видом искусства, которое по-настоящему способно передать бесконечную текучесть времени, чем отчасти объясняются его сверхдлинные кадры и размеренный темп повествования.

5.Он создал новаторское кино, озадачивающее экранными и звуковыми метафорами, внушающее трепет и восхищение.

6. Андрей Тарковский – известный, не только в России, но и за рубежом. Его фильмы переведены на десятки языков.

7.Родился он в селе Завражье в Ивановской области в апреле 1932 года. Его отец — известный и очень хороший поэт Арсений Тарковский. Правда, когда будущему знаменитому режиссеру было всего пять лет, отец покинул семью.

8.Мать Андрея Тарковского — актриса, снимавшаяся, в том числе, и в картинах своего сына.

9.Жила семья в Москве, в Щипковском переулке, что в Замоскворечье. Семья жила бедно, а в доме все время было холодно. По словам режиссера, это было очень тяжелое время. Мальчику все время не хватало отца.

10.Здесь же Тарковский учился в школе, вместе с другим знаменитым Андреем из мира искусства — поэтом Вознесенским.

С ОТЦОМ АРСЕНИЕМ ТАРКОВСКИМ

11.По воспоминаниям однокашников, у Тарковского уже в детстве было чувство избранности, аристократичности. Он был среди мальчишек всегда опрятен и свеж, в юности одевался вызывающе модно, хотя семья была очень бедной, особенно после ухода отца.

12.Во время войны семью эвакуировали в Юрьевец. Матери Андрея постоянно приходилось через реку по тонкому льду ходить за картошкой в соседнее село. Но вскоре ей удалось устроиться на работу в Москву. Вся семья стала жить в столице, где маленький Андрюша пошел в школу.

13.Вел себя Андрей раскованно, даже с учителями общался, как с равными. Видимо, ощущение внутренней свободы было у него врожденным.

14.По гуманитарным предметам у него были одни пятерки, страсть к разнообразным знаниям была серьезной и настоящей. Однако свое призвание Андрей Тарковский тогда еще не осознавал.

15.Точные науки никогда его не интересовали, уже с юных лет он проявлял свои творческие способности. Научился играть на фортепиано, а позже поступил в художественную школу.

16.После школы в 1951 году Тарковский поступил в институт. Выбор оказался необычным: арабский факультет Московского института востоковедения. Через год юноша понял, что поторопился с выбором профессии и бросил учебу ради поездки в тайгу, где работал коллектором. Именно тут он и решил твердо стать режиссером.

17. До поступления во ВГИК Тарковский учился под руководством Михаила Ромма. В 1954 году Андрей Тарковский поступил во ВГИК на режиссерский факультет. В студенческие годы он снял несколько короткометражных кинолент, которые приглянулись многим известным критикам. Но ярким кинодебютом принято считать его работу 1962 года «Иваново детство».

18.Ярким подтверждением его таланта стала и другая кинолента 1966 года – «Андрей Рублев». Благодаря этим двум работам, Тарковский стал одним из самых популярных кинорежиссеров того времени.

19.Параллельно с кино Андрей также трудился и на театральных подмостках и принимал участие в радиопостановках.

АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ С СЕМЬЁЙ

20. Во ВГИКе Тарковский познакомился с Ирмой Рауш, которая впоследствии стала его женой. Она всегда понимала его и поддерживала, как говорил сам режиссер. Она тоже играла в его картинах, получила несколько наград за исполненные ей роли, но потом тоже решила заняться режиссурой.

21.У них родился сын – Арсений. Но как выяснилось, это был брак не на века. В 1970 году они расстались. По слухам, у Андрея завязался роман с молодой Ларисой Кизиловой во время работы над фильмом «Андрей Рублев». При этом девушка всегда называла Тарковского на «вы». А после его смерти, умерла вслед за ним.

22.Приписывают талантливому режиссеру и еще один роман на закате жизни – с норвежской танцовщицей Берит. Она даже родила ему сына, причем уже после гибели самого Андрея.

23. Во ВГИКе он учился на легендарном теперь курсе — вместе с Василием Шукшиным, Андроном Кончаловским, Элемом Климовым и другими звездами кинопоколения.

24.В годы учебы более всего сблизился с Кончаловским, курсовые работы по специальности они делали совместно. Позже Кончаловский станет соавтором сценария одного из самых громких фильмов Тарковского – «Андрей Рублев».

25. Уже в фильме «Иваново детство» Тарковский показал себя режиссером, умеющим раскрывать на экране не только внешние события, но и глубокие внутренние переживания героев картины.

26.Следующая его работа — историческое эпическое полотно «Андрей Рублев», которое в первоначальном авторском варианте называлось «Страсти по Андрею». В этой картине Тарковский, пользуясь сходством имен, в какой-то мере отождествил себя с древнерусским иконописцем Рублевым, показывая зрителю быт и суть средневековой Руси одновременно глазами главного героя фильма и своими собственными.

27.Объективный рассказ об исторических событиях в ленте Тарковского предстал как субъективное наблюдение и восприятие не ученого-историка, а художника. К несчастью, «Андрей Рублев» появился на свет, когда страна от либеральной «оттепели» переходила к тупому «застою». Коммунистические чиновники от искусства узрели в фильме какие-то невыгодные параллели с современной действительностью, многих полуграмотных «искусствоведов в штатском» раздражала и непривычная форма произведения. С большими цензурными поправками «Андрей Рублев» был выпущен в отечественный прокат ограниченным числом кинокопий.

28.Зато за границей наши партийные руководители искусством хвастались картиной Тарковского, демонстрируя, что даже при социализме необычный художник имеет возможность реализоваться. Это была пропагандистская ложь: творческие замыслы Андрея Тарковского один за другим отвергались наглой и пугливой властью.

29.За 20 лет работы кинорежиссеру позволили сделать на родине всего 5 фильмов, причем выход каждого из них сопровождался унизительными издевательствами — бесконечными придирками, поправками, организацией травли в прессе, политическими обвинениями, хотя никакой борьбы с коммунистами Тарковский не вел. Он был всего лишь честным художником, стремившимся познать загадки мира и человека.

30. Картина Андрея Тарковского стала «Иваново детство», рассказывала о прошедшей войне ярко, трагично, в необычно резкой форме, вскрывающей глубокое философское и психологическое содержание.

31.Премьера «Иванова детства» состоялась в 1962 году, фильм сразу же попал на престижный международный кинофестиваль в Венецию, где получил главный приз – «Золотой Лев». С той поры кинематографическая общественность Запада внимательно и с интересом следила за творчеством Тарковского, а впоследствии и за его судьбой.

32. За границей фильмы Тарковского оценивались как серьезные произведения мирового искусства. Картины опального режиссера постоянно получали призы и награды на международных конкурсах.

33.В начале 80-х годов прошлого теперь века Андрей Тарковский получил приглашение снять картину в Италии.

34.Героем его итальянской картины «Ностальгия» стал русский эмигрант, роль которого в фильме сыграл Олег Янковский. Лента была принципиально аполитичной, но все равно вызвала идеологические подозрения у советского режима, доживавшего, как вскоре выяснилось, свои последние годы.

35.После съемок «Ностальгии» Тарковскому предложили за границей поработать еще, он согласился. Однако бдительные партийные чиновники сочли, что ему хватит торчать за границей и следует возвращаться в СССР. Хотя тут никакой работы ему не предлагали.

36.С детства наделенный повышенным чувством собственного достоинства, Андрей Тарковский решил, что своей судьбой он должен распоряжаться сам. Он отказался возвращаться в Советский Союз, за что его тут же объявили предателем (чего? кого?), фильмы изъяли из проката, имя запретили упоминать. Супругу и сына отказались выпустить к Тарковскому за границу.

37. В мир Тарковского также погружают полароидные фотографии, съёмкой которых он увлёкся, готовясь к работе над «Ностальгией».

38.С конца 1970-х годов Андрей Арсеньевич повсюду возил с собой «Полароид» и направлял его на всё, что находил для себя интересным. Главным образом – на свою семью, сад, собаку, вид из окна, туманные пейзажи в деревне под Рязанью и в Италии.

39.Часть его размытых, с выцветшими мягкими красками фотографий увидели мир в 2006 году, когда лондонское издательство выпустило фото книгу «Внезапный свет» («Instant Light»). Они напоминают акварель и отдают той же призрачной атмосферой, что и его фильмы.

40. Его фантастическая философская притча «Солярис» исследовала непознанное внешнего мира и сложные изгибы человеческой психологии.

41.В автобиографической исповеди «Зеркало» Тарковский попробовал выразить на экране свои детские воспоминания, сны, ассоциации. Он считал кино способным на настоящие философские и психологические произведения.

42.Его фильм «Сталкер» сочетал попытку приблизиться к непознаваемому во внешнем мире, это было погружение в тайники человеческой души.

43.Картины Тарковского никак не вписывались в репертуар советского кинематографа, который зачастую делал фильмы-иллюстрации к партийным постановлениям ЦК КПСС — о бригадном подряде на селе, о хозрасчете на производстве, о дисциплине труда, перевыполнении плана и прочих внехудожественных категориях, а также отбеливал страшную и грязную историю советского режима. Не по своей воле Тарковский оказался в этом ряду каким-то диссидентом отечественного кино.

АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ С ЖЕНОЙ ЛАРИСОЙ

44. Тарковский вспоминал: «Комиссия не хотела принимать меня и Шукшина. Говорили: «Вася Шукшин — это темный человек, который не читал Толстого и вообще ничего не знает, он слишком неотесан. А Тарковского мы не примем потому, что он всё знает».

45. Подвергаясь на родине гонениям, Тарковский никогда не уступал, не сдавался, не шел на творческие компромиссы. Он был бесстрашен и тверд, как сталкер из его картины.

46. Его, должно быть, нередко охватывало отчаяние, но режиссер не малодушничал, не впадал в истерики, не прибегал к алкоголю. Однако волнение от разлуки с семьей, может быть навсегда, а также несомненные переживания за резкий поворот в судьбе, сказались на его здоровье.

47.В Швеции он начинает съемки своего последнего фильма «Жертвоприношение» — камерной философской притчи. Здоровье продолжает ухудшаться.

48.Западная общественность вступается за режиссера — к Тарковскому получают возможность приехать его жена и сын. Врачи ставят страшный диагноз: рак. Французская кинозвезда Марина Влади, связанная с Россией и происхождением, и семейными узами (она была долгое время женой Владимира Высоцкого), оказывает Тарковскому всяческую помощь, включая материальную.

49.Он ложится в дорогую и престижную больницу в пригороде Парижа, но медицина уже бессильна. В декабре 1986 года Андрей Тарковский умер в возрасте 54 лет. Похоронен он на знаменитом русском кладбище Парижа — Сен Женевьев Дю Буа. Надпись на его могиле гласит: «Человек, который увидел ангела».

50.Кризис современного российского, да и зарубежного кинематографа, происходит оттого, что в кино пока больше нет выдающихся мастеров режиссуры, как, например, Феллини или Тарковский. Подъем в кино начнется, когда в это искусство вновь придут честные и талантливые художники, каким был Андрей Тарковский.

Андрей Тарковский

фотографии >>

биография

Тарковский Андрей Арсениевич

Родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье, Юрьевецкий район, Ивановская Промышленная область (ныне — сельское поселение Завражье Кадыйского района Костромской области).

Режиссёр, сценарист, актёр, художник.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (28.03.1974).
Народный артист РСФСР (25.01.1980).

Учился в Московском институте востоковедения, работал в геологических партиях. В 1960 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская М.И. Ромма) и защитил диплом короткометражным фильмом «Каток и скрипка» (1960, главный приз фестиваля студенческих фильмов в Нью-Йорке, США, 1961).
С 1961 года — режиссёр «Мосфильма».

«Иваново детство» (1962, по мотивам рассказа Владимира Богомолова «Иван», «Золотой лев святого Марка» на кинофестивале в Венеции, 1962 год и более 10 призов на других кинофестивалях) сделало имя Тарковского знаменитым, а его метафоричный новаторский киноязык — объектом споров и киноведческих изысканий. Кинорассказ о десятилетнем разведчике построен на контрасте между естественной гармонией детства и уродливой стихией войны, историческая конкретика которой перерастает во вневременной конфликт между жизнью и смертью, светом и тьмой. Война увидена как конечная точка Истории — Апокалипсис. «Иваново детство» заявило о кинематографе Андрея Тарковского как об эстетическом и нравственном феномене — с единой генеральной тЕмой — ответственности человека перед всем ходом Истории.

Картина «Страсти по Андрею» (1966, приз на кинофестивале в Канне, 1969), включенная в список 100 лучших фильмов в истории кино (1978), подверглась сокращениям и вышла на экраны в 1971 году под названием «Андрей Рублёв». Жизнь великого иконописца стала отправной точкой для размышлений о судьбе художника в России. Сама Россия 15 века предстает в трагической обыденности. Тарковский стремился, по его словам, к правде прямого наблюдения, достигая эффекта почти документальной достоверности. Грандиозные массовые и батальные сцены отличает виртуозная организация внутрикадрового движения. Постановочный размах сочетается с классической красотой каждого кадра. В целом фильм представляет собой размышления русского интеллигента 1960-х годов о феномене России, о народе, непостижимо выживающем в условиях непреходящей катастрофы.

В «Солярисе» (1972, по роману Станислава Лема, «Серебряная пальмовая ветвь» и приз экуменического жюри на кинофестивале в Канне, 1972) Тарковский обращает свой взгляд в будущее, чтобы обнаружить в нем непреложные ценности: красоту земного пейзажа, патриархальный уют дома, бессмертные произведения искусства и неизменность нравственного закона.

«Зеркало» (1975) — автобиографический фильм, построенный на воспоминаниях о детстве, матери и отце — замечательном поэте Арсении Тарковском, чьи стихи звучат за кадром. Фильм, лишенный линейного повествования, построен на изощреннейшем ассоциативном монтаже. Рядом с глубоко личными мотивами здесь присутствует живое дыхание истории. Интимные воспоминания перемежаются событиями мирового значения, запечатленными в редких малоизвестных хроникальных кадрах.

В 1977 году Тарковский ставит «Гамлета» Уильяма Шекспира в Московском Театре имени Ленинского комсомола (постановка успеха не имела).

В «Сталкере» (1979, по роману братьев Стругацких «Пикник на обочине», премия экуменического жюри кинофестиваля в Канне, 1982) причудливый кинематографический язык Тарковского претерпевает ряд изменений, становясь внешне аскетичным, но технически более сложным. Фильм предельно очищен от внешних примет фантастического жанра. Изображение почти монохромно, некоторые планы небывало длинны по метражу, движение внутри кадра порою почти незаметно. И если это фильм-путешествие, то скорее всего, в пространстве человеческой души.

В 1982 году Андрей Тарковский уезжает в Италию, где в процессе поисков натуры для нового фильма снимает документальную ленту «Время путешествия» (1982). В 1983 году осуществляет постановку оперы «Борис Годунов» в Ковент-гардене (Лондон).

«Ностальгия» (1983, Италия-Франция, Гран-при, приз экуменического жюри на кинофестивале в Канне, 1983) рассказывает о русском поэте, умершем в Италии от тоски по Родине. Фильм снят в той же, внешне аскетической манере, адекватно передающей душевный кризис героя. В картине отчетливо звучит мотив личной жертвы, который получит развитие в шедевре «Жертвоприношение» (1986, специальная премия, премия экуменического жюри на кинофестивале в Канне, 1986), снятом в Швеции и ставшим последним фильмом Тарковского, его завещанием. Здесь режиссёрская техника достигает предельной высоты и подводится итог нравственному поиску Тарковского. Герой фильма жертвует личным благополучием — сжигает свой дом, оставляет семью и горячо любимого сына, обрекает себя на молчание — по обету, данному Богу, чтобы спасти человечество от атомной катастрофы. Именно такое, полное и самозабвенное, жертвоприношение представляется режиссёру венцом и смыслом жизни. Последний фильм стал логической точкой в напряженном богоискательстве, пронизавшем всё творчество Тарковского.

В конце 1985 года режиссёру поставлен диагноз — рак лёгких. В январе 1986 года он начинает лечение в Париже, где 29 декабря 1986 года умирает на 55-м году жизни. Похороны режиссёра состоялись 3 января 1987 года на Русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в окрестностях Парижа. Его надгробный памятник с надписью “человеку, который увидел ангела” был сделан Эрнстом Неизвестным.

С 6 по 13 июля 2007 года в Ивановской области прошел I Международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского «Зеркало». Кинофестиваль был посвящен 75-летию со дня рождения Мастера.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: