Альтруистический патриотизм: Александр Невский сквозь века указал путь России

0
28

Альтруистический патриотизм: Александр Невский сквозь века указал путь России

МОСКВА, 20 июня 2021, Институт РУССТРАТ. С детских лет мы помним о Невской битве, о Ледовом побоище, о разгроме немецких рыцарей, учинённом князем Александром Невским. Становясь взрослее, осознаём значение цивилизационного выбора, сделанного великим князем Александром Ярославичем. Но не всегда мы отдаём себе отчёт в том, сколько заложено в наше отношение к миру, в понимания себя в этом мире, в наш выбор ценностных ориентиров человеком, чьё имя свято, независимо от того, является ли он верующим или атеистом. Именно о ценностях русской культуры, которые своей жизнью и деятельностью определил Александр Невский, данная статья. Рассмотрение я хочу начать с очень знакомой по зарубежным книгам и фильмам ситуации. Герой фильма, например, говорит другу (знакомому): «За тобой должок». И тот понимает, что должен в чём-то оказать помощь. Этот подход  взаимных услуг, эквивалентной взаимопомощи распространён, практически, во всех странах Запада. Александр Невский сформулировал иную максиму: «Жизнь положи за други своя». Речь идёт не о человеке, с которым связан узами дружбы. Други своя – это другой человек, может быть, не знакомый, но попавший в беду. Практически каждый наш соотечественник может вспомнить десятки примеров самоотверженности, альтруизма, когда помощь «други своя» оказывалась ценою жизни. В разных ситуациях вспоминаются разные случаи, сейчас, когда над моим домом пронёсся самолёт СУ – 27, отправившийся, как говорят в Калининграде, «гонять натовцев», вспомнился лётчик Александр Мамкин, который в апреле 1944 годы эвакуировал с партизанской базы детей Полоцкого детского дома, которых фашисты хотели использовать как доноров для своих раненых. Он вывозил  последнюю группу детей и двух раненных партизан, когда его самолёт был подбит. Пламя охватило кабину пилота, на Александре горела одежда, шлемофон, расплавились и прикипели к лицу лётные очки. До костей сгорели ноги. Он долетел до своих и посадил самолёт, спас детей.  Врачи не могли понять, как он мог управлять самолётом, посадить его, если от ног остались только кости, прижатые к педалям, что он мог видеть, если летные очки расплавились и прожгли лицо до костей. Как он смог, испытывая нечеловеческую боль, удерживать сознание? Александр Мамкин жизнь положил за других, ведь в его системе ценностей была максима, сформулированная Александром Невским. Повторю, эта максима вошла в систему ценностей русской культуре, не оставляя места принципу «ты – мне, тогда я – тебе». Выполняя свой княжеский долг, Александр Ярославич, приложил все свои силы, чтобы защитить родную землю. Он строил крепости, следил за качеством вооружений. Но он понимал, что оборону обеспечивают не только крепости и дружина, главное – народный дух. Поэтому он стремился словом и делом поддержать население приграничных территорий.  Как-то он разбирал жалобу, которую подали крестьяне, жившие на Рожицком острове у Псковского озера. Крестьяне обвиняли богатый Спасо-Мирожский монастырь в захвате их приозерной земли. Александр  решил дело в пользу крестьян, что возвысило его в глазах населения, как справедливого князя, который «бедняка и вдовицу по Правде судил», как говорится в «Грамоте великого князя Александра и посадника Твердила Лочку»[1]. И в дальнейшем князь Александр не соблазнялся ни лёгкими решениями в пользу могущественных людей, ни союзами, которые могли принести ему личную выгоду, но были губительны для Родины. Справедливость, как долг правителя, как неотъемлемая характеристика каждого достойного человека, утверждалась Александром Невским всеми его действиями. Как ценность русской культуры она присутствует в нашей жизни, определяя многие поступки человека, его оценки своих действий и действий окружающих, вплоть до первых лиц государства. Перед Невской битвой на площади перед Новгородским Софийским собором князь Александр «нача крепити» своих воинов речью. Александр опирался на давнюю традицию, идущую от князя Святослава: вдохновлять ратников на бой словом. Через века пронесут русские полководцы умение вдохновить своих воинов на сражение за землю Русскую. Вдохновенные слова произнесёт Петр Великий перед Полтавской битвой, к своим чудо-богатырям обратится Александр Суворов, в грозные дни 1941 года советские люди услышат речь Верховного главнокомандующего, в которой прозвучит и имя князя Александра. Сила и власть Слова над душами русских людей всегда были настолько сильны, что, перефразируя Стендаля, сказавшего, что в Италии музыка – это нация, можно сказать: в России Слово – это нация. Поэтому не чем иным, как целенаправленным разрушением отечественной ценностной системы является тот факт, что вместо дикторов, постоянно проверявших по словарям правильность звучания русских слов, на радио и телевидении появились граждане, говорящие с ошибками, да и в театрах страны, с эстрады полились нецензурные вирши и высказывания. Именно под углом зрения защиты системы ценностей отечественной культуры следует привлекать к ответственности, лишать права публичных выступлений людей разрушающих родную речь, нравственность, общественную психологию.  После победы на Чудском озере князь Александр приступил к восстановлению государственности в Пскове, где два года хозяйничали немецкие фогты, которые по своему обычаю лишили псковских ремесленников и купцов всех прав. Взяв за основу «Русскую Правду», князь создал закон для Пскова. При этом надо подчеркнуть, что он строго придерживался демократических норм, дотоле неизвестных в европейских странах. Александр Невский проводил заседания с псковским боярским советом, выслушивал мнение братщин – ремесленных и купеческих объединений. В результате он включил в свою грамоту статью о судебных правах братщин, статьи, касающиеся прав собственников, причём всех сословий – купцов, ремесленников, смердов. Псковичи настаивали на ограничении княжеской торговли вином. Дело в том, что предшественники Александра имели монополию на такую торговлю и люди князя владели питейными заведениями — корчмами. Псковичи полагали, что трезвость богоугодна, поэтому «княжеские люди пусть корчем не держат ни в самом Пскове, ни в пригороде, и хмельной напиток не продают ни ведром, ни ковшом, ни бочкою». Князь Александр мнение псковичей поддержал и принял соответствующее решение, потому что человек «пьянством прибытки теряет, князем землю пусту творит», да и сам гибнет, так как пьянство «смысл отъемлет, смысл погашает, смыслу пагуба». Обратим внимание на позицию Александра Невского, на мнение псковичей. Очевидно, что пьянство не является русской традицией. Спаивание народа соответствует только интересам тех, кому требуется молчаливое, покорное население, кому требуются люди с «погашенным смыслом». Через столетия, в 1462 году в основном законе Пскова – «Псковской судной грамоте» в первых строках указывается, что она «выписана из великого князя Александра грамоты», т. е. основные идеи князя продолжали жить в обществе, в государстве, входили в систему ценностей, определявшую отношение каждого человека к миру, в котором он живёт. История с составлением основного закона Пскова – яркая страница русской культуры, в которой естественно присутствовала демократия в прямом смысле слова – власть народа, принимавшего активное участие в обсуждении статей, вносившего свои требования в княжескую грамоту. Важно отметить, что новгородское вече, совет князя с псковичами – всё это не исключения из правил русской жизни. Демократические основания присущи были организации многих русских княжеств. Так, после гибели князя Ярослава Александр Невский по распоряжению отца должен был править в родном Преясласле. Но остаться там на княжение он мог только с согласия горожан. Это был общий обычай всех вольных городов. Поэтому, прибыв в Переяславль, Александр созвал всех жителей к Спасскому собору и произнес обращение, принятое на Руси: «Братья переяславцы, Бог позвал отца моего, а вас передал мне, а меня поручил вам. Так скажите мне братья, хотите ли вы меня иметь князем вместо отца моего, и готовы ли сложить свои головы за меня?» Горожане ответили: «Велми, господине, тако буди, ты наш господин», и целовали крест. Очень важно сознавать, что ценность народовластия является естественной для русского народа, что её авторитет и сила базируются, в том числе,  на действиях великого князя Александра Ярославича, чей образ всегда составлял существенную часть национального самосознания. Ещё раз вернёмся к Слову, обращённому Александром к своей дружине перед Невской битвой. Как сообщает Никоновская летопись, в этой речи Князь сказал: «Не в силе Бог, а в правде». Эти слова вошли в сознание народа, превратившись в пословицу, в истинности которой русские люди не сомневались. И вот уже наш современник, киногерой Сергея Бодрова, вопрошает: «В чём сила, брат?» И отвечает: «В правде».  Данная ценностная установка составляет стержень нашего национального самосознания. Обратим внимание на соотношение понятий «терпимость» и «толерантность», которые нередко рассматриваются как равнозначные, причём достаточно  часто предпочтение отдаётся понятию «толерантность». В русской культуре понятие «терпимость» имеет нравственный смысл, выраженный, например, поговоркой «не ходи в чужой монастырь со своим уставом». Если вспомнить нашу историю, то следует отметить, что взятие князем Олегом Константинополя  завершилось не ограблением, а подписание ряда важнейших договоров, знакомством с христианской верой и принятием некоторых дружинников христианства. На родине эти дружинники не подвергались гонениям, что и было проявлением терпимости к ним. «Толерантность» — это требование политическое, предполагающее, что человек может придерживаться по отношению к другим любых взглядов, но публично высказывать только те, что требуется считать правильными. Например, человек может понимать, что Флойд – это преступник и наркоман, но толерантно преклонять колени в его память. Александр Невский своими действиями утверждал именно терпимость как нравственную ценность. Национальная и религиозная терпимость Александра Невского, в дружине которого служили потомки прусских вождей, потомки прусских дружинников, бежавших из создававшегося Тевтонским орденом государства, привлекала к России народы, жившие на сопредельных территориях, послужила основой союза с народами Азии. Лев Николаевич Гумилёв говорил о патриотическом альтруизме Александра Невского, как о той доминанте его поведения, которая на столетия вперёд определила принципы устроения нашей Отчизны. Исследования генетиков показывают, что существуют генетические механизмы передачи альтруизма. Это внушает надежду, что выработанная великим князем Александром Ярославичем доминанта поведения не позволит возобладать в нашей жизни мелочному эгоизму, «атомарному» поведению, но в результате образования и воспитания, в котором всегда будет присутствовать образ Святого Александра Невского, будет соединять нас в единый народ, стремящийся к справедливому устроению России.  Сформулированная Александром доминанта поведения – альтруистический патриотизм – на несколько столетий вперед определила принципы устроения Руси. Заложенные князем традиции  союза с народами Азии, основанные на национальной и религиозной терпимости, привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях. Кузнецова Ирина Сергеевна — доктор философских наук, профессор Балтийского федерального университета имени И. Канта   [1]См.: Грамота великого князя Алексантра и посадника Твердила Лочку, Иваны и всем рожитчанам на мох, спорныйс Рашишею, Кузьмою и спасовскими чернецами. // Материалы по истории СССР. Вып.2 М., 1987, с. 33.  

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Бориса Корчевникова заподозрили в тайной семейной жизни

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь