Цитаты Януша Корчака – Лучшие высказывания

Цитаты Януша Корчака – Лучшие высказывания

Люби своего ребенка любым — не талантливым, не удачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

10 заповедей для родителей.
1.Не жди. что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все. что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот- третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои. обиды чтобы в старости не есть горкий хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и,…
… показать весь текст …

Детское « Дай», даже просто протянутая молча рука должны столкнуться когда-нибудь с нашим « Нет», а от этих первых « Не дам, нельзя не разрешаю» зависит успех целого и огромного раздела воспитательной работы.

Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке…

Усилия взрослых направлены в сущности на то, чтобы сделать ребенка удобным для себя.

Я сегодня думал, что вода может быть водой, но если её нагреть, она становится туманом, а если охладить — льдом. И неизвестно, чем она является на самом деле: паром, водой или льдом.
Может быть, так и с человеком, он тоже бывает разным.

Если вдруг жизнь подкидывает тебе очередной лимон, завари крепкий чай и получи удовольствие.

Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке.
Вспыльчивый ребёнок, не помня себя, ударил;
взрослый, не помня себя, убил.
У простодушного ребёнка выманили игрушку;
у взрослого — подпись на векселе.
Легкомысленный ребёнок за десятку, данную ему на тетрадь, купил конфет;
взрослый проиграл в карты все своё состояние.
Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств…

Одиночество ребенка наделяет куклу душой.

«Как любить ребёнка»

Как-то я спросил в классе , кем кто хочет быть. Один мальчик сказал: «Волшебником». Все засмеялись. Мальчик смутился и прибавил: «Я буду , наверное , судья , как мой папа , но ведь вы спрашивали , кем я хочу быть?»

Все, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, — непрочно, неверно и ненадежно.
/Корчак/

Создайте своим детям уголок воспоминаний, где они будут черпать силы всю оставшуюся жизнь!

Без ясного, пережитого во всей полноте детства, искaлеченa жизнь человекa.

В оковах не рождается никто. В цепи человек человека заковывает.

“Король Матиуш Первый”

Мы так боимся , что ребенка заберет у нас смерть , что забираем у него жизнь

Януш Корчак. Как любить ребёнка

Одни слову приписывают слишком большое значение, слишком многого ждут от него, другие недооценивают, обманувшись. И те, и другие заблуждаются. Одними словами ничего не сделаешь, но и без слов работа станет.
Слово — всегда союзник, не заместитель.

Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть./Корчак/

В страхе, как бы смерть не отобрала у нас ребенка, мы отбираем ребенка у жизни; оберегая от смерти, мы не даем ему жить.
Януш Корчак, «Как любить ребёнка»

« Как часто это бывает: ребенок провинился, разбил окно. Он должен
чувствовать себя виноватым. Справедливо выговаривая ему, мы редко встречаем
раскаянье, чаще-сопротивление, досаду, нахмуренные брови, взгляды
исподлобья. Ребенок хочет, чтобы воспитатель проявил доброе свое отношение к нему именно тогда, когда он виноват, когда он плохой, когда с ним случилась
неприятность. Разбитое стекло, пролитые чернила, порванная одежда-все это
результаты неудавшихся начинаний, предпринятых вопреки предостережениям
взрослых. А взрослые, потеряв деньги в плохо обдуманном предприятии,-как они
воспринимают претензии, упреки и осуждение?
Неприязнь к суровым и принципиальным панам существует в ту пору, когда
ребенок считает взрослых высшими существами. И вдруг он ловит их с поличным»
/Корчак/

10 шагов навстречу ребёнку.

ЗАПОВЕДИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

1 Не лгите детям. Ложь стара, как мир.
Мы обманываем ребенка,
исходя из соображений сиюминутного комфорта,
а штраф, который мы платим,
гораздо больше и неприятнее.
Чаще всего мы платим утратой доверия ребенка,
в худшем случае — тем, что у него создается
разрозненная, противоречивая картина мира
вместо непротиворечивой и целостной.
В мире, где слова родителей не соответствуют
действительности, ребенку крайне трудно жить.

Читайте также:
23 принципа отношений от Джона Максвелла

2 Если не знаете, что ответить ребенку,
помолчите и подумайте. По…
… показать весь текст …

Цитаты Януша Корчака

Цитаты Януша Корчака – это кладезь удивительных наблюдений великого педагога за детьми и их жизнью. Для родителей всех возрастов обязательно к прочтению.

Януш Корчак – выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. Он вошел в историю не только как крупный педагог, но и как человек, на деле доказавший свою безграничную любовь к детям. Это случилось во время Второй мировой войны, когда он добровольно поехал в концентрационный лагерь, куда для уничтожения были отправлены воспитанники его «Дома сирот».

Это кажется тем более невероятным, что лично Корчаку многократно предлагали свободу, однако он наотрез отказался оставлять детей.

В данном посте мы собрали избранные цитаты великого педагога, которые, возможно, помогут вам пересмотреть свое отношение к детям.

Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке. Вспыльчивый ребёнок, не помня себя, ударил; взрослый, не помня себя, убил. У простодушного ребёнка выманили игрушку; у взрослого – подпись на векселе. Легкомысленный ребёнок за десятку, данную ему на тетрадь, купил конфет; взрослый проиграл в карты все своё состояние. Детей нет – есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств.

Из страха, как бы смерть не отняла у нас ребенка, мы отнимаем ребенка у жизни; не желая, чтобы он умер, не даём ему жить.

Каким ему быть? Борцом или тружеником, вождем или рядовым? А может, пусть будет просто счастливым?

В теории воспитания мы часто забываем о том, что должны учить ребёнка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возражать, не только слушаться, но и бунтовать.

Мы не даем вам Бога, ибо каждый из вас должен сам найти Его в своей душе, не даем Родины, ибо ее вы должны обрести трудом своего сердца и ума. Не даем любви к человеку, ибо нет любви без прощения, а прощение есть тяжкий труд, и каждый должен взять его на себя. Мы даем вам одно, – даем стремление к лучшей жизни, которой нет, но которая когда-то будет, к жизни по правде и справедливости. И может быть, это стремление приведет вас к Богу, Родине и любви.

Ты вспыльчив, – говорю я мальчику, – ну и ладно, дерись, только не очень сильно, злись, только раз в день. Если угодно, в одной этой фразе помещается весь воспитательный метод, которым я пользуюсь.

Вы говорите: «Дети нас утомляют». Вы правы. Вы поясняете: «Надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься». Ошибаетесь! Не от этого мы устаем. А от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.

Меня не касается, маленький кто-либо или большой, и что говорят про него другие: красив, некрасив, умён, глуп; меня не касается даже, хорошо ли учится, хуже меня или лучше; девочка это или мальчик. Для меня человек хорош, если хорошо относится к людям, если не желает и не делает зла, если он добрый.

Уважайте, если не почитайте, чистое, ясное, непорочное святое детство!

Если бы человек мог подсчитать все унижения, несправедливости и обиды, которые ему пришлось испытать за свою жизнь, оказалось бы, что львиная их доля приходится именно на «счастливое» детство.

Современное воспитание требует, чтобы ребенок был удобен. Шаг за шагом оно ведет к тому, чтобы его нейтрализовать, задавить, уничтожить все, что есть воля и свобода ребенка, закалка его духа, сила его требований и стремлений.

Всё, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, – непрочно, неверно и ненадежно.

Дети любят, когда их слегка принуждают: легче бороться с внутренним сопротивлением, экономятся усилия – не нужно выбирать. Принятие решения – изнурительный труд. Требование обязывает только внешне, свободный выбор – внутренне.

Нельзя попрекать одолжениями. Это больше всего обижает. Взрослые думают, что мы легко забываем, не умеем быть благодарными. Нет, мы хорошо помним. И каждую бестактность, и каждый добрый поступок. И мы многое прощаем, если видим доброту и искренность.

Неудобно быть маленьким. Всё время надо задирать голову… Всё происходит где-то наверху, над тобой. И чувствуешь себя каким-то затерянным, слабым, ничтожным. Может быть, поэтому мы любим стоять около взрослых, когда они сидят, – так мы видим их глаза.

Если мать шантажирует ребенка мнимыми опасностями, чтобы добиться покорности, чтобы он был спокойным, тихим, послушно ел и спал, – он позже станет мстить, пугать, шантажировать ее. Не захочет есть, не захочет спать, будет допекать, шуметь. Устроит маленький ад.

Читайте также:
Афоризмы, цитаты и высказывания

А эта цитата Корчака заслуживает отдельного глубокого внимания:

Нищий распоряжается милостыней, как заблагорассудится, а у ребенка нет ничего своего, он должен отчитываться за каждый даром полученный в личное пользование предмет. Нельзя порвать, сломать, запачкать, нельзя подарить, нельзя с пренебрежением отвергнуть. Ребенок должен принять и быть довольным. Все в назначенное время и в назначенном месте, благоразумно и согласно предназначению. Может быть, поэтому он так ценит ничего не стоящие пустячки, которые вызывают у нас удивление и жалость: разный хлам – единственная по-настоящему собственность и богатство – шнурок, коробок, бусинки.

Надо поостеречься, чтобы не путать «хороший» с «удобным». Плачет мало, не будит ночью, доверчивый, послушный – хороший. Капризный, кричит без видимого повода, мать света из-за него не видит – плохой.

Если разделить человечество на взрослых и детей, а жизнь – на детство и взрослость, то окажется, что дети и детство – это очень большая часть человечества и жизни. Только занятые своими заботами, своей борьбой, мы не замечаем его, как не замечали раньше женщину, мужика, порабощенные племена и народы. Мы устроились так, чтобы дети как можно меньше мешали нам, чтобы они как можно меньше понимали, что мы есть на самом деле и чем на самом деле занимаемся.

Ради завтра мы пренебрегаем тем, что радует, смущает, удивляет, сердит, занимает ребенка сегодня. Ради завтра, которого он не понимает, в котором он не нуждается, крадутся годы жизни, многие годы. Еще успеешь. Подожди, пока вырастешь. И ребенок думает: «Я – ничто. Чем-то бывают только взрослые». Ждет и лениво перебивается со дня на день, ждет и задыхается, ждет и таится, ждет и глотает слюнки. Прекрасное детство? Нет, скучное, и если и есть в нем прекрасные минуты, то отвоеванные, а чаще всего – украденные.

Улыбаясь ребёнку – ждёшь в ответ улыбку. Рассказывая что-нибудь любопытное – ждёшь внимания. Сердишься – ребёнок должен огорчиться. Это значит, что ты получаешь нормальную реакцию на раздражение. А бывает и по-другому: ребёнок реагирует парадоксально. Ты имеешь право удивиться, обязан задуматься, но не сердись, не дуйся.

В области чувств он превосходит нас, потому что не знает тормозов. В области интеллекта, по меньшей мере, равен нам. У него есть все. Ему только не хватает опыта. Поэтому взрослый так часто бывает ребенком, а ребенок – взрослым. Вся разница в том, что он не зарабатывает себе на хлеб, что, будучи у нас на содержании, он вынужден подчиняться нашим требованиям.

В моём педагогическом арсенале, в моей, скажем так, аптечке воспитателя есть самые разнообразные средства: лёгкое ворчание и мягкая укоризна, рявканье и фырканье, даже сильнодействующая головомойка.

Тоже удивительная глубокая цитата Януша Корчака:

Мы скрываем свои недостатки и заслуживающие наказания поступки. Критиковать и замечать наши забавные особенности, дурные привычки, смешные стороны детям не разрешается. Мы строим из себя совершенства. Под угрозой высочайшей обиды оберегаем тайны господствующего класса, касты избранных – приобщенных к высшим таинствам. Обнажать бесстыдно и ставить к позорному столбу можно лишь ребёнка. Мы играем с детьми краплёными картами; слабости детского возраста бьем тузами достоинств взрослых. Шулеры, мы так подтасовываем карты, чтобы самому плохому в детях противопоставить то, что в нас хорошо и ценно.

Когда ребенок должен ходить и говорить? – Когда ходит и говорит. Когда должны резаться зубы? – Именно тогда, когда режутся. И темечко должно зарастать только тогда, когда оно зарастает.

Заставлять детей спать, когда им не хочется – преступление. Таблица, гласящая, сколько часов сна нужно ребенку, абсурдна.

Ребенок – иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев.

Вежлив, послушен, хорош, удобен, – а и мысли нет о том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен.

Я не знал, что ребенок так хорошо помнит, так терпеливо ждет.

Дверь – прищемит палец, окно – высунется и вывалится, косточка – подавится, стул – опрокинет на себя, нож – порежется, палочка – глаз выколет, коробочку с земли поднял – заразится, спички – сгорит. «Руку сломаешь, машина задавит, собака укусит. Не ешь слив, не пей воды, не ходи босой, не бегай по солнцу, застегни пальто, завяжи шарф. Вот видишь, не послушался меня… Погляди: хромой, а вон слепой. Батюшки, кровь! Кто дал тебе ножницы?» Ушиб оборачивается не синяком, а страхом перед менингитом, рвота – не диспепсией, а признаком скарлатины. Везде расставлены ловушки, все зловеще и враждебно. Если ребенок поверит, не съест потихоньку фунта неспелых слив и, обманув родительскую бдительность, не зажжет где-нибудь в укромном уголке с бьющимся сердцем спичку, если он послушен, пассивен, доверчиво поддается требованиям избегать всяческих опытов, отказаться от каких бы то ни было попыток, усилий, от любого проявления воли, то что сделает он, когда в себе, в глубине своей духовной сущности, почувствует, как что-то ранит его, жжет, язвит?

Читайте также:
10 заповедей для родителей - Януш Корчак

Только безграничное невежество и поверхность взгляда могут позволить недоглядеть, что младенец представляет собой некую строго определенную индивидуальность, состоящую из врождённого темперамента, силы интеллекта, самочувствия и жизненного опыта.

Надо уметь сочувствовать добрым, злым, людям, зверям, даже сломанному деревцу и камушку.

Ребенок еще не говорит. Когда же он заговорит? Действительно, речь – показатель развития ребенка, но не единственный и не самый главный. Нетерпеливое ожидание первой фразы – доказательство незрелости родителей как воспитателей.

Взрослые не хотят понять, что ребенок на ласку отвечает лаской, а гнев в нем сразу рождает отпор.

Януш Корчак: «Ребенок — словно весна»

Доктор Януш Корчак был не только прекрасным писателем, педагогом и создателем самой оригинальной и отличающейся от других системы воспитания, но и опекуном детей, которым он остался верен до конца. 6 августа 1942 он отказался быть спасенным и отправился вместе с детьми из своего Дома Сирот в Треблинку, где и погиб от рук фашистов. Корчак читал лекции на Высших педагогических курсах и даже вел дела малолетних преступников в суде. Януш Корчак – автор книг для взрослых и детей, педагогических произведений, методик преподавания и воспитания.

Главные принципы в воспитании

Главный принцип системы Януша Корчака – это самовоспитывающая активность детей. Ведущими чертами его воспитания были такие качества, как самопознание, саморазвитие, самоконтроль, самооценка и еще много различных вещей, которые делает ребенок САМ.

Корчак выделял любовь к ребенку как главную вещь, которую может дать взрослый, чтобы ребенок мог правильно развиваться. Общение без интереса к ребенку и без любви к нему он называл пагубным.

Януш Корчак призывал воспитывать ребенка самим собой, а не тем, кем не стали родители. Его учения были нацелены на то, что родители не должны требовать благодарности за все, что делают родители. Если ее не требовать, то благодарность будет гораздо честнее. Он учил, что нельзя вымещать на ребенке свои обиды, и призывал ценить его проблемы. Все, чем обеспокоен ребенок – это серьезные проблемы для него, несмотря на то, что для родителя они могут казаться смешными.

В его детском доме было главное правило – не унижать ребенка, и этому правилу все следовали. Даже дети, которые часто между собой конфликтуют, в его детском доме любили друг друга, и старались проявлять уважение как к младшим, так и к старшим.

Януш призывал уделять больше внимания своим детям, делать все возможное для них и любить его вопреки всему. Не важно, талантливый ли он, удачливый – все равно нужно любить. И даже когда он будет взрослым, он будет также нуждаться в любви, как когда он был маленьким. Именно такие правила устанавливал Корчак в своей воспитательной системе.

Также Януш завещал не делить детей на своих и чужих. Он призывал помогать всем детям, и тогда кто-то поможет и вашему ребенку.

Вся его педагогическая методика основана на любви и самореализации ребенка. И надо сказать, что откликов и последователей этой методики очень много.

Педагогические идеи Корчака в цитатах

  • Принцип любви к ребёнку

Идея Януша Корчака была, по сути, одна, и такого она свойства, что, например, в последовательном курсе истории педагогики точное место Янушу Корчаку найдешь не сразу: о нем можно с одинаковым правом рассказывать до Руссо и после Песталоцци, между Ушинским и Макаренко, сразу после Марии Монтессори и вместе с Сухомлинским. С него можно начинать курс, а можно и заканчивать им, ибо идея Януша Корчака известна человечеству с тех пор, как оно стало человечеством: воспитатель должен любить детей…

  • Принцип реальной выполнимости требований, предъявляемых ребёнку

«Ты вспыльчив,— говорю я мальчику,— ну и ладно, дерись, только не очень сильно, злись, только раз в день. Если угодно, в одной этой фразе помещается весь воспитательный метод, которым я пользуюсь». (Корчак. Как любить ребёнка: Ребёнок в семье.)

  • Своеобразное представление о правах ребёнка

«Я взываю о Magna Charta Libertatis, о правах ребёнка. Может, их больше, но я нашёл три основных. 1. Право ребёнка на смерть.2. Право ребёнка на сегодняшний день. 3. Право ребёнка быть тем, что он есть.» (Корчак, Ребёнок в семье, гл. 37). «Горячая, умная, владеющая собой любовь матери к ребёнку должна дать ему право на раннюю смерть, на окончание жизненного цикла не за шестьдесят оборотов солнца вокруг земли, а всего за одну или три весны… „Бог дал, Бог и взял“,— говорят в народе, где знают живую природу, знают, что не всякое зерно даст колос, не всякая птаха родится способной к жизни, не всякий корешок вырастет в дерево.» (Там же, гл. 38.) «В страхе, как бы смерть не отобрала у нас ребёнка, мы отбираем ребёнка у жизни…» (там же, гл. 40.) «Желая уберечь ребёнка от бактерий дифтерита, не переносите его в атмосферу, насыщенную затхлостью скуки и безволия…» (Там же, гл. 38.)

  • Учёт прав и возможностей родителя и воспитателя.
Читайте также:
Цитаты о дружбе - лучшие афоризмы

«Деспотичный крик ребёнка, который чего-то требует, на что-то жалуется, домогается помощи… Этот первый крик при свете ночника— объявление борьбы двух жизней: одна— зрелая, уставшая от уступок, поражений, жертв, защищается; другая— новая, молодая, завоевывает свои права. Сегодня ты ещё не винишь его: он не понимает, он страдает. Но знай, на циферблате времени есть час, когда ты скажешь: и мне больно, и я страдаю.» (Там же).

  • Признание того, что дети— разные.

«Вместо того чтобы наблюдать, чтобы видеть и понимать, берется первый пришедший в голову пример „удачного ребёнка“ и перед собственным ребёнком ставится требование: вот образец, на который ты должен равняться…» (Там же).

  • Общаться с ребёнком имеет смысл на уровне возможностей его понимания (в соответствии с возрастом) :

«Ох уж эти наши ответы… Так случилось, что дважды я был свидетелем, как ребёнку перед книжной витриной объясняли, что такое глобус.— Что это, мячик?— спрашивает ребёнок. —Мячик, да, мячик,— отвечает няня. В другой раз:— Мама, что это за мячик?— Это не мячик, а земной шар. На нём дома, лошадки, мамочка. „Мамочка?“— Ребёнок поглядел на мать с состраданием и ужасом и вопроса не повторил.» (Там же). Впрочем, ошибки, допускаемые родителями в подобных случаях, Корчак не считает очень страшными: «Если мы дали ему неудобоваримую информацию— он не поймет её, глупый совет— он не примет его, не послушается…» (там же).

  • Нужно готовить ребёнка к реальной жизни (а не идеальной, воображаемой).

«…В теории воспитания мы часто забываем о том, что должны учить ребёнка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возражать, не только слушаться, но и бунтовать…»(Там же.)

  • Право ребёнка на уважение.

«Во мне ещё не сформировалось и не утвердилось понимание того, что первое бесспорное право ребёнка есть право высказывать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях и выводах о нём. Когда мы дорастем до его уважения и доверия, когда он поверит нам и скажет, в каких правах он нуждается, — меньше станет и загадок, и ошибок.» (Там же. Добавление к изданию 1929г.)

  • Важность размышлений матери, черпающей

«не из книг, а из самой себя. Ничего не может быть ценнее. И если моя книга убедила тебя в этом, значит, она выполнила свою задачу. Будь же готова к долгим часам вдумчивого одинокого созерцания…» (Там же.)

  • Педагогика — наука о человеке

«Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке. Вспыльчивый ребёнок, не помня себя, ударил; взрослый, не помня себя, убил. У простодушного ребёнка выманили игрушку; у взрослого — подпись на векселе. Легкомысленный ребёнок за десятку, данную ему на тетрадь, купил конфет; взрослый проиграл в карты все своё состояние. Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств…» (Корчак, Как любить ребёнка: Интернат.)

Высказывания Януша Корчака о воспитании, о детях

  • Всё, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, — непрочно, неверно и ненадежно.
  • Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.
  • Душа ребенка равно сложна, как и наша, полна подобных противоречий, в тех же трагичных вечных борениях: стремлюсь и не могу, знаю, что надо, и не умею себя заставить.
  • Меня не касается, маленький кто-либо или большой и что говорят про него другие: красив, некрасив, умён, глуп; меня не касается даже, хорошо ли учится, хуже меня или лучше; девочка это или мальчик. Для меня человек хорош, если хорошо относится к людям, если не желает и не делает зла, если он добрый.
  • Многие детские игры — подражание серьезной деятельности взрослых.
  • Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке.
  • Ребёнок — существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни.
  • Детей нет, есть люди.
  • Уважайте чистое, ясное, непорочное святое детство!
  • Упрямый ребенок — результат неразумного поведения матери».
  • …Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит.
  • Всё, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, — непрочно, неверно и ненадежно.
  • Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.
  • Душа ребенка равно сложна, как и наша, полна подобных противоречий, в тех же трагичных вечных борениях: стремлюсь и не могу, знаю, что надо, и не умею себя заставить.
  • Многие детские игры — подражание серьезной деятельности взрослых.
  • Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке.
  • Ребёнок — существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни.
  • Уважайте чистое, ясное, непорочное святое детство!
  • Упрямый ребенок — результат неразумного поведения матери.
  • …Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит.
  • Воспитатель, который не хочет неприятных сюрпризов и не желает нести ответственность за то, что может случиться, — тиран.
  • Выбивая из головы преждевременную любовь, не вбиваем ли мы преждевременную развращенность?
  • Современное воспитание требует, чтобы ребенок был удобен. Шаг за шагом оно ведет к тому, чтобы его нейтрализовать, задавить, уничтожить все, что есть воля и свобода ребенка, закалка его духа, сила его требований и стремлений.
  • Мой ребенок — это моя вещь, мой раб, моя комнатная собачка. Я чешу его за ушами, глажу по челке, украсив ленточками, вывожу на прогулку, дрессирую его, чтобы он был послушен и покладист, а когда надоест: — Иди поиграй. Иди позанимайся. Пора спать.
  • Ребенок — это не почва, возделываемая наследственностью для посева жизни, мы можем лишь способствовать росту того, что яростно и настойчиво начинает рваться к жизни в нем еще до его первого вздоха.
  • Ребенок словно весна. То солнце выглянет ‑ и тогда ясно и очень весело и красиво. То вдруг гроза ‑ блеснет молния и ударит гром. А взрослые словно всегда в тумане. Тоскливый туман их окружает. Ни больших радостей, ни больших печалей. Все как‑то серо и серьезно. Ведь я помню. Наша радость и тоска налетают как ураган, а их ‑ еле плетутся.
  • Ребенок не лотерейный билет, на который должен пасть выигрыш в виде портрета в зале заседаний магистрата или бюста в фойе театра. В каждом есть своя искра, которую может высечь кремень счастья и правды, и, может, в десятом поколении, она вспыхнет пожаром гениальности и, прославив собственный род, осветит человечество светом нового солнца.
  • Детство — это не рай, это драма.
  • Надо поостеречься, чтобы не путать «хороший» с «удобным». Плачет мало, не будит ночью, доверчивый, послушный — хороший. Капризный, кричит без видимого повода, мать света из-за него не видит — плохой.
  • Заставлять детей спать, когда им не хочется,-преступление. Таблица, гласящая, сколько часов сна нужно ребенку, абсурдна.
Читайте также:
Цитаты о смысле жизни - Мудрые мысли

Философские мысли, рассуждения

  • Уважайте текущий час и сегодняшний день! Уважайте каждую отдельную минуту, ибо умрёт она и никогда не повторится.
  • Я заметил, что только глупые люди хотят, чтобы все были одинаковые. Кто умён, тот рад, что на свете есть день и ночь, лето и зима, молодые и старые, что есть и бабочки и птицы, и разного цвета цветы и глаза и что есть и девочки, и мальчики. А кто не любит думать, того разнообразие, которое заставляет работать мысль, раздражает».
  • Здоровье — это главное жизненное благо.
  • Меня не касается, маленький кто-либо или большой и что говорят про него другие: красив, некрасив, умён, глуп; меня не касается даже, хорошо ли учится, хуже меня или лучше; девочка это или мальчик. Для меня человек хорош, если хорошо относится к людям, если не желает и не делает зла, если он добрый.
  • Всякий раз, когда, отложив книгу, ты начнешь плести нить собственных размышлений, — книга достигла цели.
  • Существует категория мыслей, которые надо рождать самому, в муках, и они-то и есть самые ценные.
  • Эта боязнь стать посмешищем так стесняет и сковывает, что совершенно теряешь уверенность в себе, а потому то и дело попадаешь впросак. Как на льду: кто больше боится, тот чаще падает.
  • Признание нужно новым сортам табака и новым маркам вина, но не людям.
  • Быть храбрым на словах ничего не стоит, а вот расхлёбывать кашу, которую заварил, не так-то просто
  • От слова бывает так же больно, как от удара.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Цитаты и заповеди Януша Корчака или Основатель детского дома радости

Януш Корчак (настоящее имя – Генрик Гольдшмит) – известный польский педагог, врач, писатель, общественный деятель. Он не был психологом по образованию, но если окунуться в то время, когда жил Януш Корчак (1878 – 1942), понять, как он жил, какие истины исповедовал и какие труды оставил после себя, приходит безоговорочное осознание того, сколько сделал этот выдающийся деятель для понимания психологии детей. Его многочисленные труды об истинных ценностях жизни и становлении личности, среди которых «Право ребенка на уважение», «Как любить ребенка» говорят сами за себя…

Читайте также:
Цитаты Эйнштейна - О науке, религии и жизни

Упоминание о Януше Корчаке, часто звучит в контексте воспитателя и Педагога с большой буквы, при этом многие упускают из вида то, что Януш Корчак начинал свою деятельность педиатром. Жизненный путь этой незаурядной личности позволяет понять, что выбранные им два направления – лечение детей и просветительская деятельность практически всю жизнь шли параллельно друг другу.

Януш Корчак

Поступив на медицинский факультет Варшавского университета, Януш начал изучать педагогическую деятельность и идеи Песталоцци. Он совершал ознакомительные поездки по всей Европе с целью понять, в каких условиях живут дети в приютах в разных уголках мира. Корчак интересовался образованием в школах и системой здравоохранения в детских больницах: слушал лекции, знакомился с различными воспитательными учреждениями и проходил практику в детских клиниках.

За время работы в детских больницах, он проникся любовью и уважением к детской душе, обратив внимание на то, «с каким достоинством, по-взрослому и мудро умеет умирать ребенок…». Он сделал целью всей своей жизни обеспечить обездоленным и осиротевшим детям достойную жизнь. Корчак одним из первых попытался встать на место детей, не просто обиженных судьбой, но и находящихся в униженной зависимости от взрослых.

На протяжении жизни он пытался лечить не только тела, но и души детей.

Он делает всё возможное, чтобы защитить их от одиночества, отчаяния и боли.

Мечты сбываются… Детский дом радости

Достаточно молодым, в возрасте 33 лет, Янушу Корчаку удалось осуществить свою мечту. Он открыл в Варшаве «Дом сирот», которым впоследствии руководил до конца жизни. Детский дом радости – так еще называли творение Корчака, не был приютом в традиционном понимании этого слова. Необычное, а для многих детей, единственное пристанище было похоже на детскую республику, где Януш применял новаторские педагогические методики. Корчак акцентировал свое внимание на признании ценности личности ребенка, признания за ребенком права на индивидуальность. Корчак был уверен, что становление ребенка как личности – это долгий процесс пробуждения и развития в ребенке потребности к самосознанию, самоконтролю и воли к самосовершенствованию.

Уникальному «Дому сирот» не было равных во всей Европе. Создавался он на средства неравнодушных людей и стал оазисом доброты и настоящим пристанищем не только для двухсот детишек, но и для самого Корчака. В доме все жили по особым правилам, которые учили детей любить и уважать себя, быть трудолюбивыми и с оптимизмом смотреть на жизнь. В приюте работало детское самоуправление, существовал детский товарищеский суд и совет при суде. Решения суда были обязательны для руководства приюта, причем, «подсудимыми» могли стать не только воспитанники приюта, но и его воспитатели. Детский суд был судом, который не выносил никаких наказаний, потому что в детской республике действовал непреложный закон: «Если кто-то сделал что-нибудь плохое, лучше всего простить его. Если сделал плохое, потому что не знал, что это плохо, теперь уже будет знать. Если сделал плохое не нарочно, в будущем будет осторожнее».

Во время гитлеровского холокоста старый доктор не оставил детей на произвол судьбы. В 1940 году его арестовали, несколько месяцев он просидел в тюрьме, откуда Януша Корчака выкупили его бывшие воспитанники. Вернувшись в «Дом Сирот», который на тот момент находился на территории Варшавского гетто, Корчак продолжал поддерживать дух воспитанников, несмотря на то, что положение детей с каждым днем ухудшалось. Множество людей пытались уговорить Корчака покинуть гетто, зная, что власти разрешили ему уходить и возвращаться, но Корчак отказался бросить детей и спасти свою жизнь. Трижды ему предлагали спастись, трижды, он отказывался…

В августе 1942 года основателя детского дома радости и двести его воспитанников отправили в концлагерь в Треблинку, где через непродолжительное время Януш Корчак вместе со всеми детьми встретил смерть в газовой камере…

О том, как относился этот удивительный человек к детям, без лишних слов становится понятно, читая его красноречивые цитаты и заповеди, с которыми стоит ознакомиться каждому родителю:

«Детство – фундамент жизни. Без безмятежного, наполненного детства, последующая жизнь будет ущербной. Ребенок – это ученый в лаборатории, напрягающий свою волю и ум для решения труднейших задач».

Читайте также:
Английской мудрости пост

«Упрямый ребенок – это результат неразумного поведения матери».

«Детей нет, есть люди: с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств».

«Детское «дай», даже просто протянутая рука должны столкнуться когда-нибудь с нашим «нет», а от этих первых «не дам, не разрешаю» зависит успех целого и огромного раздела воспитательной работы».

«Меня не касается, маленький кто-либо или большой и что говорят про него другие: красив, некрасив, умён, глуп; меня не касается даже, хорошо ли учится, хуже меня или лучше; девочка это или мальчик. Для меня человек хорош, если хорошо относится к людям, если не желает и не делает зла, если он добрый».

Десять заповедей воспитания детей:

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека – его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
  8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня.
  9. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  10. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  11. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Цитаты известного польского врача Януша Корчака о воспитании

Известный польский врач, педагог и писатель Януш Корчак написал за свою жизнь 22 тома сочинений о воспитании детей. В основу своего метода он положил нравственное воспитание человека.

Януш Корчак организовал «Дом сирот» и всю жизнь приходил на помощь детям, попавшим в тяжёлые жизненные ситуации.

Талантливый педагог посвятил свою жизнь детям и оставался с ними до самого конца, погибнув вместе с воспитанниками в концентрационном лагере.

Перед отправлением в лагерь Треблинка к Корчаку подошёл офицер и спросил:

— Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны.
— А дети?
— Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон.
— Ошибаетесь. Не могу. Не все люди — мерзавцы.

Принципы воспитания от Януша Корчака:

«Детей нет, есть люди».

«Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой».

«Всё, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, — непрочно, неверно и ненадёжно».

«Люби своего ребёнка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок — это праздник, который пока с тобой».

«Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта».

«Душа ребёнка равно сложна, как и наша, полна подобных противоречий, в тех же трагичных вечных борениях: стремлюсь и не могу; знаю, что надо, и не умею себя заставить».

«Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Не от того мы устаём, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть».

«Материнство облагораживает женщину, когда она отказывается, отрекается, жертвует; и деморализует, когда, прикрываясь мнимым благом ребёнка, отдаёт его на растерзание своему тщеславию, вкусам и страстям».

«Упрямый ребёнок — результат неразумного поведения матери».

«Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит».

«Надо поостеречься, чтобы не путать „хороший“ с „удобным“. Плачет мало, не будит ночью, доверчивый, послушный — хороший. Капризный, кричит без видимого повода, мать света из-за него не видит — плохой».

Читайте также:
Цитаты Эйнштейна - О науке, религии и жизни

«Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своём покое и удобствах, тем больше он издаёт приказов и запретов, диктуемых якобы заботой о благе детей».

«Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности».

«Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему».

«Когда ребёнок должен уже ходить и говорить? Тогда, когда он ходит и говорит. Когда должны прорезываться зубки? Именно тогда, когда прорезываются. И темечко как раз тогда должно зарастать, когда зарастает».

«В страхе, как бы смерть не отобрала у нас ребёнка, мы отбираем ребёнка у жизни; оберегая от смерти, мы не даём ему жить».

«Одиночество ребёнка наделяет куклу душой».

«Ты вспыльчив, — говорю я мальчику,— ну и ладно, дерись, только не очень сильно, злись, только раз в день. Если угодно, в одной этой фразе помещается весь воспитательный метод, которым я пользуюсь».

«Нищий распоряжается милостыней как заблагорассудится, а у ребёнка нет ничего своего, он должен отчитываться за каждый даром полученный в личное пользование предмет. Нельзя порвать, сломать, запачкать, нельзя подарить, нельзя с пренебрежением отвергнуть. Ребёнок должен принять и быть довольным. Всё в назначенное время и в назначенном месте, благоразумно и согласно предназначению. Может быть, поэтому он так ценит ничего не стоящие пустячки, которые вызывают у нас удивление и жалость: разный хлам — единственная по-настоящему собственность и богатство — шнурок, коробок, бусинки».

Читайте также:

Спасибо за использование нашего раздела комментариев.

Просим вас оставлять стимулирующие и соответствующие теме комментарии. Пожалуйста, воздерживайтесь от инсинуаций, нецензурных слов, агрессивных формулировок и рекламных ссылок, мы не будем их публиковать.

Поскольку мы несём юридическую ответственность за все опубликованные комментарии, то проверяем их перед публикацией. Из-за этого могут возникнуть небольшие задержки.

Функция комментариев продолжает развиваться. Мы ценим ваши конструктивные отзывы, и если вам нужны дополнительные функции, напишите нам на [email protected]

С наилучшими пожеланиями, редакция Epoch Times

Любовь к ребенку

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

Эта и ещё 2 книги за 299 ₽

Меня не касается, маленький кто-либо или большой и что говорят про него другие: красив, некрасив, умён, глуп; меня не касается даже, хорошо ли учится, хуже меня или лучше; девочка это или мальчик. Для меня человек хорош, если хорошо относится к людям, если не желает и не делает зла, если он добрый.

Меня не касается, маленький кто-либо или большой и что говорят про него другие: красив, некрасив, умён, глуп; меня не касается даже, хорошо ли учится, хуже меня или лучше; девочка это или мальчик. Для меня человек хорош, если хорошо относится к людям, если не желает и не делает зла, если он добрый.

Детей нет, есть люди.

Детей нет, есть люди.

Всякий раз, когда, отложив книгу, ты начнешь плести нить собственных размышлений, – книга достигла цели.

Всякий раз, когда, отложив книгу, ты начнешь плести нить собственных размышлений, – книга достигла цели.

Всё, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, – непрочно, неверно и ненадежно.

Всё, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, – непрочно, неверно и ненадежно.

“Современное воспитание требует, чтобы ребенок был удобен. Шаг за шагом оно ведет к тому, чтобы его нейтрализовать, задавить, уничтожить все, что есть воля и свобода ребенка, закалка его духа, сила его требований и стремлений.”

“Современное воспитание требует, чтобы ребенок был удобен. Шаг за шагом оно ведет к тому, чтобы его нейтрализовать, задавить, уничтожить все, что есть воля и свобода ребенка, закалка его духа, сила его требований и стремлений.”

Мой ребенок – это моя вещь, мой раб, моя комнатная собачка. Я чешу его за ушами, глажу по челке, украсив ленточками, вывожу на прогулку, дрессирую его, чтобы он был послушен и покладист, а когда надоест:

– Иди поиграй. Иди позанимайся. Пора спать.

Мой ребенок – это моя вещь, мой раб, моя комнатная собачка. Я чешу его за ушами, глажу по челке, украсив ленточками, вывожу на прогулку, дрессирую его, чтобы он был послушен и покладист, а когда надоест:

– Иди поиграй. Иди позанимайся. Пора спать.

Существует категория мыслей, которые надо рождать самому, в муках, и они-то и есть самые ценные.

Существует категория мыслей, которые надо рождать самому, в муках, и они-то и есть самые ценные.

Надо поостеречься, чтобы не путать “хороший” с “удобным”. Плачет мало, не будит ночью, доверчивый, послушный – хороший. Капризный, кричит без видимого повода, мать света из-за него не видит – плохой.

Читайте также:
Цитаты Брюса Ли - Советы по саморазвитию

Надо поостеречься, чтобы не путать “хороший” с “удобным”. Плачет мало, не будит ночью, доверчивый, послушный – хороший. Капризный, кричит без видимого повода, мать света из-за него не видит – плохой.

Я хочу, чтоб поняли: никакая книга, никакой врач не заменят собственной живой мысли, собственного внимательного взгляда.

Я хочу, чтоб поняли: никакая книга, никакой врач не заменят собственной живой мысли, собственного внимательного взгляда.

В страхе, как бы смерть не отобрала у нас ребенка, мы отбираем ребенка у жизни; оберегая от смерти, мы не даем ему жить. Воспитанные сами в безвольном ожидании того, что будет, мы постоянно спешим в полное очарования будущее. Ленивые, мы не желаем искать красоты в сегодняшнем дне, чтобы подготовиться к достойной встрече завтрашнего утра, завтра само должно принести нам вдохновение. И что же это, «если бы он уже ходил, говорил», как не истерия ожидания?

Он будет ходить, будет ударяться о твердые края дубовых стульев. Он будет говорить, будет перемалывать языком жвачку каждодневной рутины. Чем же сегодня ребенка хуже, менее ценно, чем его завтра? Если речь идет о трудностях, то оно более трудное.

А когда, наконец, наступает завтра, мы ждем нового дня. Потому что основной принцип: ребенок не есть, а будет, не знает, а лишь узнает, не может, а только сможет — приговаривает его к постоянному ожиданию.

Половина человечества лишена права на существование: ее жизнь несерьезна, стремления — наивны, чувства — мимолетны, взгляды — смехотворны. Действительно, дети отличаются от взрослых, в их жизни кое-чего недостает, а чего-то больше, чем в нашей, но самое это отличие от нашей жизни доказывает ее реальность.

Что сделали мы для того, чтобы понять эту реальность и создать условия, в которых ребенок мог бы развиваться и расти?

Страх за жизнь ребенка тесно связан со страхом перед увечьем, страх перед увечьем связывается с необходимой для здоровья чистотой, и тут ремень запретов набрасывается на новое колесо: чистота и безопасность платья, чулок, галстука, варежек, башмаков, рубахи.

Нас беспокоит дыра уже не на лбу, а на штанах, чулках — там, где колени. Не здоровье и благополучие ребенка, а наше тщеславие и карман. Итак, новый виток запретов и заповедей приводит в движение колесо нашей собственной выгоды.

«Не бегай, попадешь под лошадь. Не бегай, вспотеешь. Не бегай, запачкаешься. Не бегай, у меня голова болит».

(А ведь в принципе мы детям разрешаем бегать: это единственное действие, которым мы дозволяем им жить.)

И вся эта отвратительная машина работает долгие годы, сокрушая волю, тормозя энергию, расщепляя силу ребенка.

Ради завтра мы пренебрегаем тем, что радует, смущает, удивляет, сердит, занимает его сегодня. Ради завтра, которого он не понимает, в котором он не нуждается, крадутся годы жизни, многие годы.

В страхе, как бы смерть не отобрала у нас ребенка, мы отбираем ребенка у жизни; оберегая от смерти, мы не даем ему жить. Воспитанные сами в безвольном ожидании того, что будет, мы постоянно спешим в полное очарования будущее. Ленивые, мы не желаем искать красоты в сегодняшнем дне, чтобы подготовиться к достойной встрече завтрашнего утра, завтра само должно принести нам вдохновение. И что же это, «если бы он уже ходил, говорил», как не истерия ожидания?

Он будет ходить, будет ударяться о твердые края дубовых стульев. Он будет говорить, будет перемалывать языком жвачку каждодневной рутины. Чем же сегодня ребенка хуже, менее ценно, чем его завтра? Если речь идет о трудностях, то оно более трудное.

А когда, наконец, наступает завтра, мы ждем нового дня. Потому что основной принцип: ребенок не есть, а будет, не знает, а лишь узнает, не может, а только сможет — приговаривает его к постоянному ожиданию.

Половина человечества лишена права на существование: ее жизнь несерьезна, стремления — наивны, чувства — мимолетны, взгляды — смехотворны. Действительно, дети отличаются от взрослых, в их жизни кое-чего недостает, а чего-то больше, чем в нашей, но самое это отличие от нашей жизни доказывает ее реальность.

Что сделали мы для того, чтобы понять эту реальность и создать условия, в которых ребенок мог бы развиваться и расти?

Страх за жизнь ребенка тесно связан со страхом перед увечьем, страх перед увечьем связывается с необходимой для здоровья чистотой, и тут ремень запретов набрасывается на новое колесо: чистота и безопасность платья, чулок, галстука, варежек, башмаков, рубахи.

Нас беспокоит дыра уже не на лбу, а на штанах, чулках — там, где колени. Не здоровье и благополучие ребенка, а наше тщеславие и карман. Итак, новый виток запретов и заповедей приводит в движение колесо нашей собственной выгоды.

Читайте также:
10 заповедей для родителей - Януш Корчак

«Не бегай, попадешь под лошадь. Не бегай, вспотеешь. Не бегай, запачкаешься. Не бегай, у меня голова болит».

(А ведь в принципе мы детям разрешаем бегать: это единственное действие, которым мы дозволяем им жить.)

И вся эта отвратительная машина работает долгие годы, сокрушая волю, тормозя энергию, расщепляя силу ребенка.

Ради завтра мы пренебрегаем тем, что радует, смущает, удивляет, сердит, занимает его сегодня. Ради завтра, которого он не понимает, в котором он не нуждается, крадутся годы жизни, многие годы.

Януш Корчак

Очень неприятно, если вас обвиняют в том, что вы слишком горды или, хуже того, неблагодарны.

  • гордыня
  • жизненные цитаты
  • Король Матиуш Первый – реформатор
  • неблагодарность
  • обвинения
  • от имени автора
  • стыд
  • Януш Корчак

Матиуш учился бы еще охотней и лучше, если бы мог получать ответы на разные вопросы, которые приходили ему в голову.

  • вопросы
  • знание
  • Король Матиуш Первый – реформатор
  • мудрые цитаты
  • обучение, учеба
  • от имени автора
  • школа
  • Януш Корчак

— Господа министры! — начал Матиуш и выпил воды, так как собирался говорить долго. — Мы решили, что управлять страной должен весь народ, чтобы весь народ мог сказать, что ему нужно. Но вы забыли, господа, что народ — это не только взрослые, но также и дети. У нас несколько миллионов детей, и они тоже должны управлять. Пусть будут два парламента: один — для взрослых, и там будут депутаты взрослых и министры взрослых, а другой — для детей, и там дети будут депутатами и министрами

  • власть
  • выборы
  • демократия
  • дети
  • Король Матиуш Первый – реформатор
  • красивые цитаты
  • Януш Корчак

Коньяк даже лучше водки. А что табака нет — тоже не беда.

  • Король Матиуш Первый – реформатор
  • недовольство
  • неприятности
  • проблемы
  • смешные цитаты
  • трудности
  • Фелек
  • Януш Корчак

Мы устроились так, чтобы дети нам как можно меньше мешали и как можно меньше догадывались, что мы на самом деле собой представляем и что мы на самом деле делаем.

  • взрослые
  • воспитание
  • дети
  • Как любить ребёнка
  • педагогика
  • Януш Корчак

. позволяем мало как ребёнку, но требуем много как с взрослого. Но разум ребёнка не слабее: недостаёт лишь опыта. Чувства — сильнее и он ещё не умеет их сдерживать. Нет специфически детского поведения, — есть обстоятельства и характер.

  • дети
  • жизненные цитаты
  • жизненный опыт
  • Как любить ребёнка
  • характер
  • чувства
  • Януш Корчак

Ребёнка нужно принять таким, каков он есть; уважать его настоящее, а не потенциальное будущее. Нужно принять его слабости (физические и душевные), его потребности и капризы, даже его дурные стороны. Что-то удастся исправить — постольку, поскольку ребёнок сам этого захочет, а воспитателю хватит любви и умения провести его по избранному пути. Многое так и останется — смягчённое, но мучительное и для самого ребёнка. И его трудная борьба с собой тоже заслуживает уважения.

С самого начала жизни малыш оказывается в немыслимом напряжении. Его не уважают и не ценят таким, каков он есть. Лишают собственности, свободного времени, выбора и любых иных прав. Его всячески поощряют быть лучше, становиться старше, — то есть превращаться в другого человека. Уважать ребёнка значит признать его право на сегодняшний день: на то чтобы быть собой уже сейчас, а не в будущем.

К ребёнку относятся словно к слабоумному, алкоголику или арестанту. Ему не доверяют даже выбор занятий, его собственное здоровье, общение с людьми. Его постоянно уберегают от болезней, несчастного случая, социальных катастроф. И так, всячески защищая его, по сути дела лишают ребёнка нормальной жизни. Доверить малышу самое дорогое что есть у нас и у него — его самого: это и есть первое и высшее проявление уважения. На такое доверие ребёнок ответит родителям и воспитателям взаимностью и с этого начнётся, опять таки, взаимный труд воспитания.

  • быть собой
  • воспитание
  • дети
  • Как любить ребёнка
  • уважение
  • цитаты со смыслом
  • Януш Корчак

Мала рыночная стоимость несозревшего. Лишь перед законом и Богом цвет яблони стоит столько же, что и плод, и зеленые всходы – сколько спелые нивы.

  • Как любить ребёнка
  • Януш Корчак

— Война спит, — шёпотом повторяет Аля и, приложив к губам пальчик, делает испуганное лицо и уже не плачет. — Т-и-и-ише, война спит, мячик спит, кукла спит.

  • Король Матиуш на необитаемом острове
  • сновидения, сон
  • Януш Корчак

Мы больны бессмертием. Кто не дорос до памятника на площади, мечтает хотя бы об улице, названной его именем, хотя бы о мемориальной доске.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: