Лучшие цитаты Достоевского

25 цитат Федора Достоевского, которые дают пищу для размышлений

Достоевский стал писателем, который проник в самые темные глубины русской души. Его прозвали настоящим «психологом пера», исследователем человеческого сердца за то, что он сопереживал всем своим героям. Потому что чувства, которые они испытывали, были знакомы ему не понаслышке.

1. Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.

2. Никто не сделает первый шаг, потому что каждый думает, что это не взаимно.

3. Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно.

4. Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.

5. Страданием своим русский народ как бы наслаждается.

6. Перестать читать книги — значит перестать мыслить.

7. Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой.

8. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием.

9. В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность.

10. Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно.

11. Друг мой, вспомни, что молчать хорошо, безопасно и красиво.

12. Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным критиком: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом.

13. Человек он умный, но чтоб умно поступать — одного ума мало.

14. Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камни во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели.

15. Я хочу хоть с одним человеком обо всём говорить, как с собой.

16. Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!

17. Тут нужно говорить глаз на глаз. чтоб душа читалась на лице, чтоб сердце сказывалось в звуках слова. Одно слово, сказанное с убеждением, с полной искренностью и без колебаний, лицом к лицу, гораздо более значит, нежели десятки листов исписанной бумаги.

18. Жизнь задыхается без цели.

19. Душа исцеляется рядом с детьми.

20. Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать много добра.

21. Мир спасёт красота.

22. В самом деле, выражаются иногда про «зверскую» жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток.

23. Большие не знают, что ребенок даже в самом трудном деле может дать чрезвычайно важный совет.

24. Не засоряйте свою память обидами, а то там может просто не остаться места для прекрасных мгновений.

25. Человек, умеющий обнимать — хороший человек.

Найдены возможные дубликаты

1.Писатель очень не любил либералов.

2.Цитаты не понятно откуда, первые ответы в поисковиках говорят, что таких цитат, за редким исключением, не было. Проверено около 5-6 фраз из списка.

А их надо любить?

Ну, а я нашел несколько случайных, к чему ты это?

Самый нелюбимый мной писатель из русских классиков, пожалуй. Певец страданий на ровном месте и апологет высоких мыслей о всякой бесполезной хуйне.

Да его никто, кроме составителей школьной программы, не любил. А то, что “страдал”. ну, тогда это модно это было – заламывать руки по поводу и без.

Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.

9 фактов о «Преступлении и наказании», которые вам не расскажут в школе

Всё это нам говорили на школьных уроках литературы.

А мы собрали для вас 10 неожиданных фактов об этой книге, о которых учителя обычно молчат.

1. Достоевский мог бы вообще не написать этот роман, потому что его чуть не казнили

В середине 1840-х годов Достоевский познакомился с молодыми умниками, которые, как и он, любили поговорить о страданиях крепостных крестьян и системе, которая позволяла богатым землевладельцам издеваться над своими работниками. Вместе они со своими разговорами и доигрались. В 1849 году писателя вместе с другими членами кружка арестовали по подозрению в революционной деятельности. Несколько месяцев он провёл в тюрьме, а потом ему зачитали смертный приговор и привезли на городскую площадь, чтобы расстрелять. Только в последнюю минуту перед казнью было объявлено, что император его помилует и отправляет на каторгу. Вся эта история оказала на Достоевского большое влияние – он стал очень религиозен и начал много думать о нравственных вопросах.

2. Он снова чуть не сел в тюрьму, когда писал книгу

Но на этот раз повод был другой. Достоевский был заядлым игроком и проигрывал в казино всё, вплоть до личных вещей и денег знакомых женщин. Летом 1865 года писатель в очередной раз застрял за границей в маленьком гостиничном номере без денег, еды и света. Пришлось начать работу над новым романом, который он сначала собирался сделать чисто криминальным, чтобы по-быстрому получить за него денег. Когда получил задаток, вернулся в Петербург и сильно волновался, что не успеет закончить книгу до того, как его заберут в долговую тюрьму.

Читайте также:
Цитаты Януша Корчака - Лучшие высказывания

3. Сначала «Преступление и наказание» было написано от первого лица

Достоевский хотел, чтобы роман читался как исповедь. Но потом решил переключиться на всезнающий голос автора, чтобы глубже погрузиться в мучительные дебри психики главного героя.

4. Раскольников неслучайно использует топор как орудие убийства

Топор – один из главных инструментов простого русского народа. Можно сказать, это символ труда, ведь с давних пор мужики рубили топорами деревья, строили дома и прочее. Но Раскольников далёк от физического труда. Поэтому, когда он отбывает наказание за убийство в Сибири, над ним смеются другие заключенные: «Ты барин! … Тебе ли было с топором ходить; не барское вовсе дело».

5. Имя героя тоже взято не с потолка

Фамилия Раскольникова отсылает к расколу в Русской Православной Церкви в 17 веке. Мы же помним, что Достоевский был к тому времени ярым христианином и начал включать православные символы в свои книги? В черновиках были даже отсылки к конкретным событиям из жизни рода Раскольниковых, которые совпадали с датами раскола. Это слово также означает «раздвоение», что хорошо отражает двойственность личности героя – то ли он сверхчувствительный интеллектуал, то ли маньяк с топором.

6. Раскольников получил слишком лёгкое наказание

В начале XIX века за тяжкие преступления применялись в основном телесные наказания (например, публичная порка), но во времена Достоевского нравы смягчились. Убийц стали отправлять в Сибирь, иногда на каторгу. Раскольников получил всего 8 лет, к тому же относился к каторжникам второго разряда, которые работали не в рудниках, а в самой крепости. Именно так отбывал свою ссылку сам Достоевский.

7. Роман понравился далеко не всем

Впервые «Преступление и наказание» было опубликовано по частям, в журнале «Русский вестник». Хотя роман сразу привлёк к себе внимание, многие читатели стали ругать его по самым разным причинам. Студенты с радикальными взглядами решили, что теперь их всех будут, с подачи Достоевского, обвинять в преступных наклонностях. Критики плевались на нелепость сюжета, не веря в то, что студент будет кого-то убивать ради грабежа или доказательств какой-то идеи. «Чепуха», «галиматья», «отдаёт самоковырянием», «история о нервной, повихнувшейся натуре» с «признаками белой горячки» – вот типичные отзывы современников Достоевского.

8. По книге сняли больше 25 фильмов

И самым первым из них был немой фильм 1923 года, режиссёром которого стал Роберт Вине, автор экспрессионистского шедевра «Кабинет доктора Калигари». Кроме советских, британских и американских экранизаций, имеются также японские, финские и даже индийские версии. А ещё в 1953 году по роману была нарисована манга, которую в 2011 году издали на русском языке и один экземпляр комикса выставили в музее Достоевского в Санкт-Петербурге.

9. Альфред Хичкок тоже хотел сделать экранизацию, но побоялся, что ему не хватит таланта

Великий французский режиссёр Франсуа Трюффо однажды спросил Хичкока, почему он не хочет снять фильм по «Преступлению и наказанию», ведь тема ему очень подходит. «В романе Достоевского слишком много слов, и каждое из них имеет свой смысл, – ответил Хичкок. – Чтобы хорошо передать всё это на экране, согласовать кинематографический язык с написанным, нужно было бы сделать шестичасовой фильм. В противном случае получится плохо».

А вы хотели бы посмотреть экранизацию от мастера саспенса.

Цитаты Достоевского

Цитаты Достоевского – это блестящая возможность проникнуть в мировоззрение великого русского мыслителя. Ведь Федор Михайлович Достоевский – один из крупнейших мировых писателей. Его произведения переведены на множество языков, а цитаты можно встретить в самых разных книгах.

В биографии Достоевского мы рассказывали о том, как прошла его жизнь, и что в ней было примечательного.

Теперь же предлагаем вашему вниманию лучшие цитаты Достоевского. Если вы любите афоризмы и цитаты с глубоким философским смыслом, тогда данная подборка для вас.

Итак, перед вами избранные цитаты Федора Достоевского. Приятного прочтения!

Лучшие цитаты Достоевского

Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой.

Без великодушных идей человечество жить не может.

Я перед ним виноват, следовательно, я должен ему отомстить.

Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все.

Кстати, после этой цитаты рекомендуем прочитать притчу о мышиных проблемах.

Какая разница между демоном и человеком? Мефистофель у Гёте говорит: «Я часть той части целого, которая хочет зла, а творит добро». Увы! Человек мог бы сказать о себе совершенно обратное.

Сластолюбие вызывает сладострастие, сладострастие – жестокость.

Созидается общество началами нравственными.

Таланту нужно сочувствие, ему нужно, чтоб его понимали.

Мерило народа не то, каков он есть, а то, что считает прекрасным и истинным, по чем воздыхает.

Ничему не удивляться есть, разумеется, признак глупости, а не ума.

Он был ласков с теми, которым делал добро, и особенно с теми, кому делал добрее.

Оправдайте, не карайте, но назовите зло злом.

Основная идея всегда должна быть недосягаемо выше, чем возможность ее исполнения.

Читайте также:
Афоризмы, цитаты и высказывания

Самые серьезные проблемы современного человека происходят от того, что он утратил чувство осмысленного сотрудничества с Богом в Его намерении относительно человечества.

Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения?

Нелепости слишком нужны на земле. На нелепостях мир стоит, и без них, может быть, в нем совсем ничего бы не произошло.

Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.

Перестать читать книги — значит перестать мыслить.

Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием.

Эта цитата Достоевского напрямую связана с зоной комфорта, о которой мы подробно рассказывали.

Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества.

Истина без любви – ложь.

Душа исцеляется рядом с детьми.

Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать много добра.

В самом деле, выражаются иногда про «зверскую» жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток.

Друг мой, вспомни, что молчать хорошо, безопасно и красиво.

Разум – подлец, оправдает что угодно.

Я хочу хоть с одним человеком обо всём говорить, как с собой.

Кстати, некоторые приписывают эту цитату Достоевского Сергею Есенину.

Любить человека – значит, видеть его таким, каким его замыслил Бог.

В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно-полезно.

В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность.

Никто не сделает первый шаг, потому что каждый думает, что это не взаимно.

Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно.

Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой.

А это не просто известная цитата Достоевского, а совет выдающегося психолога и тонкого знатока человеческой души:

Если хотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или как он волнуется благороднейшими идеями, а смотрите на него лучше, когда он смеется. Хорошо смеется человек – значит, хороший человек.

Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным критиком: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом.

Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!

Человек, умеющий обнимать – хороший человек.

Не засоряйте свою память обидами, а то там может просто не остаться места для прекрасных мгновений.

Если ты направился к цели, и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камни во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели.

Человек он умный, но чтоб умно поступать – одного ума мало.

Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать много добра.

Жизнь задыхается без цели.

Чем более мы будем национальны, тем более мы будем европейцами.

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.

А это, пожалуй, самая известная и часто вспоминаемая цитата Достоевского:

Мир спасёт красота.

Страданием своим русский народ как бы наслаждается.

Хорошие мысли предпочитаются блестящему слогу. Слог – это, так сказать, внешняя одежда; мысль – это тело, скрывающееся под одеждой.

Человек есть существо, ко всему привыкающее, и, я думаю, это самое лучшее определение человека.

Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.

Фёдор Достоевский — цитаты из книг

Великие мысли происходят не столько от великого ума, сколько от великого чувства.

Иногда русские за границей бывают слишком трусливы и ужасно боятся того, что скажут и как на них поглядят, и будет ли прилично вот то-то и то-то? – одним словом, держат себя. →→→

Вы только предположите, что я, может быть, не умею поставить себя с достоинством. То есть я, пожалуй, и достойный человек, а поставить себя с достоинством не умею. Вы понимаете. →→→

Настоящий джентльмен, и если бы проиграл и всё своё состояние, не должен волноваться. Деньги до того должны быть ниже джентльменства, что почти не стоит об них заботиться.

Довольно увлекаться-то, пора и рассудку послужить. И всё это, и вся эта заграница, и вся эта ваша Европа, всё это одна фантазия, и все мы, за границей, одна фантазия.

И как это любить двух? Двумя разными любвями какими-нибудь? Это интересно.

Ничему не удивляться, говорят, есть признак большого ума; по-моему, это в равной же мере могло бы служить и признаком большой глупости.

Чтобы достичь совершенства, надо прежде многого не понимать!

Нет ничего досаднее, как быть, например, богатым, порядочной фамилии, приличной наружности, недурно образованным, неглупым, даже добрым, и в то же время не иметь никакого. →→→

Деликатности и достоинству само сердце учит, а не танцмейстер.

Читайте также:
Мысли Паскаля - Цитаты и афоризмы Паскаля

Правда, князь, что вы раз говорили, что мир спасёт «красота»? Господа, — закричал он громко всем, — князь утверждает, что мир спасёт красота! А я утверждаю, что у него оттого. →→→

Трус тот, кто боится и бежит; а кто боится и не бежит, тот ещё не трус.

Генеральша несколько времени, молча и с некоторым оттенком пренебрежения, рассматривала портрет Настасьи Филипповны, который она держала пред собой в протянутой руке. →→→

Красоту трудно судить; я ещё не приготовился. Красота – загадка.

Косность! О, природа! Люди на земле одни – вот беда! “Есть ли в поле жив человек?” – кричит русский богатырь. Кричу и я, не богатырь, и никто не откликается. Говорят, солнце. →→→

Что мне теперь ваши законы? К чему мне ваши обычаи, ваши нравы, ваша жизнь, ваше государство, ваша вера? Пусть судит меня ваш судья, пусть приведут меня в суд, в ваш гласный. →→→

Если в прямодушии только одна сотая доля нотки фальшивая, то происходит тотчас диссонанс, а за ним – скандал. Если же в лести даже всё до последней нотки фальшивое, и тогда она. →→→

Он бродил без цели. Солнце заходило. Какая-то особенная тоска начала сказываться ему в последнее время. В ней не было чего-нибудь особенно едкого, жгучего; но от неё веяло чем-. →→→

– Если убедить человека логически, что в сущности ему не о чем плакать, то он и перестанет плакать. Это ясно. А ваше убеждение, что не перестанет?
– Слишком легко тогда. →→→

Ну, вот, ты плачешь и опять меня обнимаешь, – ну за что ты меня обнимаешь? За то, что я сам не вынес и на другого пришел свалить: “страдай и ты, мне легче будет!” И можешь ты. →→→

Что такое “благороднее”? Я не понимаю таких выражений в смысле определения человеческой деятельности. “Благороднее”, “великодушнее” – всё это вздор, нелепости, старые. →→→

Самая лучшая увёртка преступнику по возможности не скрывать, чего можно не скрыть.

Если два умные человека, не слишком ещё между собою знакомые, но так сказать взаимно друг друга уважающие , сойдутся вместе, то целых полчаса никак не могут найти темы для. →→→

А по-моему, так вы, со всеми вашими достоинствами, не стоите мизинца этой несчастной девушки, в которую вы камень бросаете.

Отчего же и не побыть пошляком, когда это платье в нашем климате так удобно носить.

Хитрейшего человека именно на простом надо сбивать.

Это ты, брат, хорошо сделал, что очнулся.

О друзья мои! – иногда восклицал он нам во вдохновении, – вы представить не можете, какая грусть и злость охватывает всю вашу душу, когда великую идею, вами давно уже и свято. →→→

Хорошо вам, Алексей Нилыч, критиковать, когда вы во всём себя устраняете.

Вся свобода будет тогда, когда будет всё равно, жить или не жить. Вот всему цель.

Жизнь есть боль, жизнь есть страх, и человек несчастен. Теперь всё боль и страх. →→→

Страницы

  • 1
  • 2
  • 3
  • следующая ›
  • »
  • Главная
  • Поэзия
    • Самые читаемые стихотворения
    • Новые стихи
    • Тематические подборки
    • Угадайте автора стихотворения
    • Любимые стихи читателей сайта
    • Топ-наоборот
    • Поэтический хронограф
  • Цитаты
    • Цитатный гороскоп
    • Топ-100 цитат
  • О книгах
  • Статьи
  • Тесты
  • О сайте
    • Топ-20
    • Новости

Любите поэзию?

Интересные цитаты

Восходит лишь та заря, к которой пробудились мы сами. Настоящий день ещё впереди. Наше солнце — всего лишь утренняя звезда.

Стихи вне времени

Свои пожелания по работе сайта вы можете оставить в нашей гостевой книге.

Лучшая поэзия, читайте на сайте

Что стоит прочитать?

  • Главная
  • Поэзия
  • Цитаты
  • Статьи
  • Тесты
  • О книгах
  • Поиск
  • О сайте

Аскбука где-то рядом —
Незаметно присоединяйтесь!

Сайт Аскбука литературы приглашает к сотрудничеству книжные клубы, тематические форумы, издательства, литературные журналы. Есть интересное предложение для нас? Напишите о нём на e-mail, указанный в разделе о сайте. Вместе мы сможем больше!

Главные цитаты Достоевского

«Красота спасет мир», «Если Бога нет, то все позволено», «Тварь ли я дрожащая или право имею»: разбираем истории самых расхожих фраз писателя и героев его произведений

«Красота спасет мир»

«Правда, князь [Мышкин], что вы раз говорили, что мир спасет „кра­сота“? Господа, — закричал он [Ипполит] громко всем, — князь утвер­ждает, что мир спасет красота! А я утверждаю, что у него оттого такие игривые мысли, что он теперь влюблен. Господа, князь влюблен; давеча, только что он вошел, я в этом убедился. Не краснейте, князь, мне вас жалко станет. Какая красота спасет мир? Мне это Коля пере­сказал… Вы ревностный христианин? Коля говорит, вы сами себя называете христианином.
Князь рассматривал его внимательно и не ответил ему».

Фразу о красоте, которая спасет мир, произносит второстепенный персонаж — чахоточный юноша Ипполит. Он спрашивает, действительно ли так говорил князь Мышкин, и, не получив ответа, начинает развивать этот тезис. А вот главный герой романа в таких формулировках не рассуждает про красо­ту и только однажды уточняет про Настасью Филипповну, добра ли она: «Ах, кабы добра! Все было бы спасено!»

Читайте также:
Цитаты о дружбе - лучшие афоризмы

В контексте «Идиота» принято говорить в первую очередь о силе внутренней красоты — именно так толковать эту фразу предлагал сам писатель. Во время работы над романом он писал поэту и цензору Аполлону Майкову, что поста­вил себе целью создать идеальный образ «вполне прекрасного человека», имея в виду князя Мышкина. При этом в черновиках романа есть следующая за­пись: «Мир красотой спасется. Два образчика красоты», — после чего автор рассуж­дает о красоте Настасьи Филипповны. Для Достоевского поэтому важно оце­нить спасительную силу как внутренней, духовной красоты человека, так и его внешности. В сюжете «Идиота», однако, мы находим отрицательный ответ: красота Настасьи Филипповны, как и чистота князя Мышкина, не делает жизнь других персонажей лучше и не предотвращает трагедию.

Позже, в романе «Братья Карамазовы», герои снова заговорят о силе красоты. Брат Митя уже не сомневается в ее спасительной силе: он знает и чувствует, что красота способна сделать мир лучше. Но в его же понимании она обладает и разрушительной силой. А мучиться герой будет из-за того, что не понимает, где именно пролегла граница между добром и злом.

«Тварь ли я дрожащая или право имею»

«И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Я это все теперь знаю… Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…»

Впервые Раскольников заговаривает про «дрожащую тварь» после встречи с мещанином, который называет его «убивцем». Герой пугается и погружается в рассуждения о том, как бы на его месте отреагировал «Напо­леон» — представитель высшего человеческого «разряда», который спокойно мо­жет пойти на преступление ради своей цели или прихоти: «Прав, прав „про­рок“, когда ставит поперек улицы хор-р-рошую батарею и дует в правого и виноватого, не удостоивая даже и объясниться! Повинуйся, дрожа­щая тварь, и — не желай, потому — не твое это дело. » Этот образ Раскольни­ков, скорее всего, позаимствовал из пушкинского стихо­творения «Подражания Корану», где вольно изложена 93-я сура:

Мужайся ж, презирай обман,
Стезею правды бодро следуй,
Люби сирот и мой Коран
Дрожащей твари проповедуй.

В оригинальном тексте суры адресатами проповеди должны стать не «твари», а люди, которым следует рассказывать о тех благах, которыми может одарить Аллах «Посему не притесняй сироту! И не гони просящего! И возвещай о милости своего Господа» (Коран 93:9–11). . Раскольников осознанно смешивает образ из «Подражаний Корану» и эпизоды из биографии Наполеона. Конечно, не пророк Магомет, а француз­ский полко­водец ставил «поперек улицы хорошую батарею». Так он подавил восстание роялистов в 1795 году. Для Раскольникова они оба великие люди, и каждый из них, по его мнению, имел право любыми способами достигать свои цели. Все, что делал Наполеон, мог претворить в жизнь Магомет и любой другой представитель высшего «разряда».

Последнее упоминание «дрожащей твари» в «Преступлении и наказании» — тот самый проклятый вопрос Раскольникова «Тварь ли я дрожащая или право имею…». Эту фразу он произносит в конце долгого объяснения с Соней Марме­ладовой, наконец не оправдываясь благородными порывами и тяжелыми об­стоя­тельствами, а прямо заявляя, что убил он для себя, чтобы понять, к какому «разряду» относится. Так заканчивается его последний моно­лог; через сотни и тысячи слов он дошел до самой сути. Зна­чи­мость этой фразе при­дает не только хлесткая формулировка, но и то, что даль­ше про­исходит с героем. После этого Раскольников уже не произносит длин­ных ре­чей: Досто­ евский оставляет ему только короткие реплики. О внут­ренних пере­живаниях Раскольникова, которые в итоге приведут его с призна­нием на Сен­ную пло­щадь и в полицейский участок, читатели будут узнавать из объ­яснений автора. Сам же герой больше ни о чем не расскажет — ведь он уже задал глав­ный вопрос.

«Свету ли провалиться, или мне чаю не пить»

«…На деле мне надо, знаешь чего: чтоб вы провалились, вот чего! Мне надо спокойствия. Да я за то, чтоб меня не беспокоили, весь свет сейчас же за копейку продам. Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить. Знала ль ты это, или нет? Ну, а я вот знаю, что я мерзавец, подлец, себялюбец, лен­тяй».

Это часть монолога безымянного героя «Записок из подполья», который он произносит пе­ред проституткой, неожиданно пришедшей к нему домой. Фраза про чай зву­чит в качестве доказате­льства ничтожности и эгоистичности подпольного человека. Эти слова имеют любопытный исторический контекст. Чай как ме­рило достатка впервые появ­ляется у Достоевского в «Бедных лю­дях». Вот как рассказывает о сво­ем материальном положении герой романа Макар Девушкин:

«А моя квартира стоит мне семь рублей ассигнациями, да стол пять целковых: вот двадцать четыре с полтиною, а прежде ровно тридцать платил, зато во многом себе отказывал; чай пивал не всегда, а теперь вот и на чай и на сахар выгадал. Оно, знаете ли, родная моя, чаю не пить стыдно; здесь всё народ достаточный, так и стыдно».

Похожие переживания испытывал в юности и сам Достоевский. В 1839 году он писал из Петербурга отцу в деревню:

«Что же; не пив чаю, не умрешь с голода! Проживу Лагерная жизнь каждого воспитанника военно-учебных заведений тре­бует по крайней мере 40 р. денег. В эту сумму я не включаю таких по­треб­ностей, как, например: иметь чай, сахар и проч. Это и без того необ­ходимо, и необходимо не из одного приличия, а из нужды. Когда вы мокнете в сырую погоду под дождем в полотняной палатке, или в та­кую погоду, придя с ученья усталый, озябший, без чаю можно забо­леть; что со мной случилось прошлого года на походе. Но все-таки я, уважая Вашу нужду, не буду пить чаю».

Чай в царской России был действительно дорогостоящим продуктом. Его везли напрямую из Китая по единственному сухопутному маршруту, и путь этот за­ни­­­­­­­­мал около года. Из-за расходов на транспортировку, а также огромных пош­лин чай в Центральной России стоил в несколько раз дороже, чем в Европе. Согласно «Ведомостям Санкт-Петербургской городской полиции», в 1845 году в магазине китайских чаев купца Пискарева цены на фунт (0,45 килограмма) продукта составляли от 5 до 6,5 рубля ассигнациями, а стоимость зеленого чая доходила до 50 рублей. В это же время за 6–7 рублей можно было купить фунт первосортной говядины. В 1850 году «Отечественные записки» писали, что го­до­вое потребление чая в России составляет 8 миллионов фунтов — правда, рас­считать, сколько приходится на одного человека, нельзя, так как этот товар был популярен в основном в городах и среди людей высшего сословия.

Читайте также:
Цитаты Эйнштейна - О науке, религии и жизни

«Если Бога нет, то все позволено»

«…Он закончил утверждением, что для каждого частного лица, напри­мер как бы мы теперь, не верующего ни в Бога, ни в бессмертие свое, нравственный закон природы должен немедленно измениться в полную противоположность прежнему, религиозному, и что эгоизм даже до зло­­­действа не только должен быть дозволен человеку, но даже при­з­нан необходимым, самым разумным и чуть ли не благороднейшим исходом в его положении».

Самые важные слова у Достоевского обычно произносят не главные герои. Так, о теории разделения человечества на два разряда в «Преступ­ле­нии и нака­зании» первым говорит Порфирий Петрович, а уже потом Рас­коль­ни­ков; вопросом о спасительной силе красоты в «Идиоте» задается Иппо­лит, а род­ствен­ник Карамазовых Петр Александрович Миусов замечает, что Бог и обе­щанное им спасение — единственный гарант соблюдения людьми нравст­вен­ных законов. Миусов при этом ссылается на брата Ивана, и уже потом дру­гие персонажи обсуждают эту провокационную теорию, рассуждая о том, мог ли Карамазов ее выдумать. Брат Митя считает ее интересной, семинарист Раки­тин — подлой, кроткий Алеша — ложной. Но фразу «Если Бога нет, то все по­зво­лено» в романе никто не произносит. Эту «цитату» позже сконструируют из разных реплик литературные критики и читатели.

За пять лет до публикации «Братьев Карамазовых» Достоевский уже пытался фантазировать о том, что будет делать человечество без Бога. Герой романа «Подросток» (1875) Андрей Петрович Версилов утверждал, что явное доказате­льство отсутствия высшей силы и невозможности бессмертия, наоборот, заста­вит людей сильнее любить и ценить друг друга, потому что больше любить некого. Эта незаметно проскользнувшая реплика в следующем романе выраста­ет в тео­рию, а та, в свою очередь, — в испытание на практике. Измученный бого­борче­скими идеями брат Иван поступается нравственными законами и допускает убийство отца. Не выдержав последствий, он практически сходит с ума. Позво­лив себе все, Иван не перестает верить в Бога — его теория не рабо­тает, потому что даже сам себе он не смог ее доказать.

«Маша лежит на столе. Увижусь ли с Машей?»

«16 апреля. Маша лежит на столе. Увижусь ли с Машей?

Возлю­бить человека, как самого себя, по заповеди Христовой, — невоз­можно. Закон личности на земле связывает. Я препятствует. Один Христос мог, но Христос был вековечный от века идеал, к которому стре­­мится и по закону природы должен стремиться человек».

Маша, или Мария Дмитриевна, в девичестве Констант, а по первому мужу Исаева, — первая жена Достоевского. Они поженились в 1857 году в сибирском городе Кузнецке, а потом переехали в Центральную Россию. 15 апреля 1864 го­да Мария Дмитриевна умерла от чахотки. В последние годы супруги жили отдельно и мало общались. Мария Дмитриевна — во Владимире, а Федор Ми­хай­лович — в Петербурге. Он был поглощен изданием журналов, где среди про­чего публиковал тексты своей любовницы — начинающей писательницы Апол­линарии Сусловой. Болезнь и смерть супруги сильно поразили его. Спустя несколько часов после ее смерти Достоевский зафиксировал в записной книжке свои мысли о любви, браке и целях развития человечества. Вкратце суть их такова. Идеал, к которому нужно стремиться, — это Христос, единст­венный, кто смог пожертвовать собой ради других. Человек же эгоистичен и не спо­собен возлюбить ближнего своего как самого себя. И тем не менее рай на земле возможен: при должной духовной работе каждое новое поколение будет лучше предыдущего. Достигнув же высшей ступени развития, люди откажутся от бра­ков, потому что они противоречат идеалу Христа. Семейный союз — эгоисти­ческое обособление пары, а в мире, где люди готовы отказыва­ться от своих личных интересов ради других, это не нужно и невозможно. А кроме того, раз идеальное состояние человечества будет достигнуто лишь на последней стадии развития, можно будет перестать размножаться.

Читайте также:
Английской мудрости пост

«Маша лежит на столе…» — интимная дневниковая запись, а не продуманный писательский манифест. Но именно в этом тексте намечены идеи, которые потом Достоевский будет развивать в своих романах. Эгоистичная привя­занность человека к своему «я» найдет отражение в индивидуалистиче­ской теории Раскольникова, а недостижимость идеала — в князе Мышкине, назы­вавшегося в черновиках «князь Христос», как пример самопо­жертвования и смирения.

«Константинополь — рано ли, поздно ли, должен быть наш»

«Допетровская Россия была деятельна и крепка, хотя и медленно слага­лась политически; она выработала себе единство и готовилась закре­пить свои окраины; про себя же понимала, что несет внутри себя драго­ценность, которой нет нигде больше, — православие, что она — храни­те­льница Христовой истины, но уже истинной истины, настоящего Хри­стова образа, затемнившегося во всех других верах и во всех других на­ро­дах. И не для захвата, не для насилия это единение, не для унич­тожения славянских личностей перед русским колоссом, а для того, чтоб их же воссоздать и поставить в надлежащее отношение к Европе и к человечеству, дать им, наконец, возможность успокоиться и отдох­нуть после их бесчисленных вековых страданий… Само собою и для этой же цели, Константинополь — рано ли, поздно ли, должен быть наш…»

В 1875–1876 годах российскую и иност­ранную прессу наводнили идеи о захвате Константинополя. В это время на территории Порты Оттоманская Порта, или Порта, — другое название Османской империи. одно за другим вспыхи­вали восстания славянских народов, которые турецкие власти жестоко подав­ляли. Дело шло к войне. Все ждали, что Россия выступит в за­щи­ту балканских государств: ей предсказывали победу, а Османской импе­рии — распад. И, ко­нечно, всех волновал вопрос о том, кому в этом случае доста­нется древняя византийская столица. Обсуждались разные варианты: что Константинополь станет международным городом, что его займут греки или что он будет частью Российской империи. Последний вариант совсем не устраивал Европу, зато очень нравился российским консер­ваторам, которые видели в этом в первую очередь политическую выгоду.

Вол­но­вали эти вопросы и Достоевского. Вступив в полемику, он сразу обвинил всех участников спора в неправоте. В «Дневнике писателя» с лета 1876 года и до вес­ны 1877-го он то и дело возвращается к Восточному вопросу. В отличие от кон­сер­ваторов, он считал, что Россия искренне хочет защитить единовер­цев, осво­бодить их от гнета мусульман и поэтому, как православная держава, имеет исключительное право на Константинополь. «Мы, Россия, действите­льно необ­ходимы и неминуемы и для всего восточного христианства, и для всей судьбы будущего православия на земле, для единения его», — пишет До­стоевский в «Дневнике» за март 1877 года. Писатель был убежден в особой хри­стианской миссии России. Еще раньше он развивал эту мысль в «Бесах». Один из героев этого романа, Шатов, был убежден, что русский народ — это народ-богоносец. Той же идее будет посвящена и знаменитая Пушкинская речь, опубликованная в «Дневнике писателя» в 1880 году.

Цитаты Федора Михайловича Достоевского

Атеизм часто проявляется в результате получения высшего образования и личностного развития, следовательно, должен быть непринятным для простого народа.

Богатство, грубость наслаждений порождают лень, а лень порождает рабов.

Никакой наукой не составите общества, если нет благородного материала, живой и доброй воли, чтоб жить честно и любовно.

Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.

Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе, и к другим.

Влюбиться не значит любить: влюбиться можно и ненавидя.

Жизнь задыхается без цели.

Человеку, кроме счастья, так же точно и совершенно во столько же, необходимо и несчастье!

Не засоряйте свою память обидами, а то там может просто не остаться места для прекрасных мгновений.

Для того, чтобы морально уничтожить человека нужно убедить его в бесполезности и ненужности того, чем он занимается.

Читайте также:
23 принципа отношений от Джона Максвелла

Есть в воспоминаниях всякого человека такие вещи, которые он открывает не всем, а разве только друзьям.

Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным критиком: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом.

Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.

Лишь трудом и борьбой достигается самобытность и чувство собственного достоинства.

Оправдайте, не карайте, но назовите зло злом.

Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!

Мистические идеи любят преследование, они им создаются.

Россия есть игра природы, а не ума.

Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя.

Самые серьезные проблемы современного человека происходят от того, что он утратил чувство осмысленного сотрудничества с Богом в Его намерении относительно человечества.

Осмыслить и прочувствовать можно и верно и разом, но сделаться человеком нельзя разом, а надо выделяться в человека.

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.

Я странно читаю, и чтение странно действует на меня. Что-нибудь, давно перечитанное, почитаю вновь и как будто напрягусь новыми силами, вникаю во все, отчетливо понимаю и сам извлекаю умение создавать.

Друг мой, вспомни, что молчать хорошо, безопасно и красиво.

Тот, кто желает увидеть живого Бога, пусть ищет его не на пустом небосводе собственного разума, но в человеческой любви.

Большие не знают, что ребенок даже в самом трудном деле может дать чрезвычайно важный совет.

Ничему не удивляться есть, разумеется, признак глупости, а не ума.

В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность.

Когда я вижу вокруг себя, как люди, не зная, куда девать свое свободное время, изыскивают самые жалкие занятия и развлечения, я разыскиваю книгу и говорю внутренне: этого одного довольно на целую жизнь.

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.

Соприкосновение с природой есть самое последнее слово всякого прогресса, науки, рассудка, здравого смысла, вкуса и отличной манеры.

Описание цветка с любовью к природе гораздо более заключает в себе гражданского чувства, чем обличение взяточников, ибо тут соприкосновение с природой, с любовью к природе.

Таланту нужно сочувствие, ему нужно, чтоб его понимали.

Удаление от общества необходимо для правды общественной.

Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать много добра.

Сила не нуждается в ругательствах.

Нет такого прекрасного, чтобы не нашлось еще прекраснее, и нет такого дрянного, чтобы не нашлось еще дряннее.

Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием.

Пробить сердце. Вот глубокое рассуждение, ибо что такое «пробить сердце»? — Привить нравственность, жажду нравственности.

Наука укажет выгоды и докажет только, что выгоднее всего быть честным.

В самом деле, выражаются иногда про «зверскую» жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток.

Сластолюбие вызывает сладострастие, сладострастие — жестокость.

Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно.

Основная идея всегда должна быть недосягаемо выше, чем возможность ее исполнения.

Настоящая правда всегда неправдоподобна…Чтобы сделать правду правдоподобнее, нужно непременно подмешать к ней лжи. Люди всегда так и поступали.

Ценность высоких идеалов и идей заключается в постоянном поиске возможностей их достижения.

Нравственно только то, что совпадает с вашим чувством красоты и с идеалом, в котором вы ее воплощаете.

Искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскании этого идеала, — рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью.

Но что же мне делать, если я наверное знаю, что в основании всех человеческих добродетелей лежит глубочайший эгоизм. И чем добродетельнее дело — тем более тут эгоизма. Люби самого себя — вот одно правило, которое я признаю. Жизнь — коммерческая сделка.

Кто легко склонен терять уважение к другим, тот прежде всего не уважает себя.

Фантазия есть природная сила в человеке. Не давая ей утоления, или умертвишь ее, или обратно — дашь ей развиться именно чрезмерно.

Религия есть только формула нравственности.

Он был ласков с теми, которым делал добро, и особенно с теми, кому делал добрее.

Осмыслить и прочувствовать можно и верно, и разом, но сделаться человеком нельзя разом, а надо выделяться в человека.

Поняли бы люди, что нет счастья в бездействии, что погаснет мысль не трудящаяся, что нельзя любить своего ближнего, не жертвуя ему от труда своего, что гнусно жить на даровщинку и что счастье не в счастье, а лишь в его достижении…

Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде.

Читайте также:
Цитаты и высказывания Чехова

Сознание своего совершенного бессилия принести хоть какую-нибудь пользу человечеству, при убеждении в страдании человечества, может даже обратить в сердце вашем любовь к человечеству в ненависть к нему.

Свободные установления тогда хороши, когда они у людей, себя уважающих, а стало быть, уважающих и долг свой, долг гражданина.

Эгоисты капризны и трусливы перед долгом: в них вечное трусливое отвращение связать себя каким-нибудь долгом.

Тогда только очищается чувство, когда соприкасается с красотою высшей, с красотою идеала.

Созидается общество началами нравственными.

Никто не сделает первый шаг, потому что каждый думает, что это не взаимно.

Страданием своим русский народ как бы наслаждается.

Женщины — наша большая надежда, может быть, послужат всей России в самую роковую минуту.

Самой характерной особенностью нашего народа является гипертрофированное чувство справедливости.

Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно.

Люди, люди — самое главное. Люди дороже даже денег.

Общественных гражданских идеалов, не связанных органически с идеалами нравственными, не существовало никогда, да и не может существовать!

Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования.

Я хочу хоть с одним человеком обо всём говорить, как с собой.

Никакой прогресс не стоит слезинки ребёнка.

Душа исцеляется рядом с детьми.

Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камни во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели.

Сарказм — последняя уловка стыдливых и целомудренных сердцем людей, которым грубо и навязчиво лезут в душу.

Полезною оказывается лишь та война, которая предпринята для идеи, для высшего и великого принципа, а не для материального интереса, не для жадного захвата.

Велика радость любви, но страдания так велики, что лучше не любить вовсе

Самопожертвование всего себя в пользу всех есть признак высочайшего развития личности.

Нет, кто любит, тот не рассуждает, — знаете ли, как любят! (и голос его дрогнул, и он страстно зашептал): если вы любите чисто и любите в женщине чистоту ее и вдруг убедитесь, что она потерянная женщина, что она развратна — вы полюбите в ней ее разврат, эту гадость, вам омерзительную, будете любить в ней… вот какая бывает любовь!

Похвала всегда целомудренна.

В отвлеченной любви к человечеству любишь почти всегда одного себя

Лучшие цитаты Достоевского:

Тот, кто не понимает своего назначения, всего чаще лишен чувства собственного достоинства.

Перестать читать книги — значит перестать мыслить.

Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой.

Порядочный тон заключается в искренности и честности.

Нет ничего труднее прямодушия и нет ничего легче лести.

Имеет ли продолжение цитата «красота спасет мир»?

На просторах интернета люди часто задаются этим вопросом. На самом деле эта цитата не имеет продолжения. Это фраза, вырванная из романа «Идиот». Произнес слова Ипполит Терентьев князю Мышкину и звучат они так:

«Правда, князь, что вы раз говорили, что мир спасет «красота»? Господа», — закричал он, громко всем, — «князь утверждает, что мир спасет красота! А я утверждаю, что у него оттого такие игривые мысли, что он теперь влюблен. Господа! Князь влюблен; давеча, только что он вошел, я в этом убедился. Не краснейте, князь, мне вас жалко станет. Какая красота спасет мир. Мне это Коля пересказал. Вы ревностный христианин? Коля говорит, что вы сами себя называете христианином.»

Цитаты Фёдор Михайлович Достоевский

Знак был дурной. Господин Голядкин чувствовал это и благоразумно приготовился с своей стороны ничего не заметить.

Расчеты этого человека всегда зарождались как бы по вдохновению и от излишнего жару усложнялись, разветвлялись и удалялись от первоначального пункта во все стороны; вот почему ему мало что и удавалось в его жизни.

Стоило иному на слово принять какую-нибудь мысль или прочитать страничку чего-нибудь без начала и конца, чтобы тотчас поверить, что это «свои собственные мысли» и в его собственном мозгу зародились. Наглость наивности, если можно так выразиться, в таких случая доходит до удивительного; все это невероятно, но встречается поминутно.

Успех так много значит между людьми…

Часто у некоторого разряда людей, очень умных, устанавливаются иногда совершенно парадоксальные понятия. Но за них столько было в жизни выстрадано, такою дорогою ценою они достались, что оторваться от них уже слишком больно, почти невозможно.

Что же это за пир, что ж это за всегдашний великий праздник, которому нет конца и к которому тянет его давно, всегда, с самого детства, и к которому он никак не может пристать. Каждое утро восходит такое же светлое солнце; каждое утро на водопаде радуга; каждый вечер снеговая, самая высокая гора там, вдали, на краю неба, горит пурпуровым пламенем; каждая «маленькая мушка, которая жужжит около него в горячем солнечном луче, во всем этом хоре участница: место знает свое, любит его и счастлива»; каждая-то травка растет и счастлива! И у всего свой путь, и все знает свой путь, с песнью отходит и с песнью приходит; один он ничего не знает, ничего не понимает, ни людей, ни звуков, всему чужой и выкидыш.

Читайте также:
Цитаты Януша Корчака - Лучшие высказывания

«Тут же на горе паслось большое стадо свиней, и бесы просили его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы вышедши из человека вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, увидя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее, и пришедши к Иисусу нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисусовых, одетого и в здравом уме, и ужаснулись. Видевшие же рассказали им как исцелился бесновавшийся». — Друг мой, — произнес Степан Трофимович в большом волнении, — savez-vous, это чудесное и. необыкновенное место было мне всю жизнь камнем преткновения. dans ce livre. так что я это место еще с детства упомнил. Теперь же мне пришла одна мысль; une comparaison. Мне ужасно много приходит теперь мыслей: видите, это точь-в-точь как наша Россия. Эти бесы, выходящие из больного и входящие в свиней — это все язвы, все миазмы, вся нечистота, все бесы и все бесенята, накопившиеся в великом и милом нашем больном, в нашей России, за века, за века! Oui, cette Russie, que j’aimais toujours. Но великая мысль и великая воля осенят ее свыше, как и того безумного бесноватого, и выйдут все эти бесы, вся нечистота, вся эта мерзость, загноившаяся на поверхности. и сами будут проситься войти в свиней. Да и вошли уже может быть! Это мы, мы и те, и Петруша. et les autres avec lui, и я может быть первый, во главе, и мы бросимся, безумные и взбесившиеся, со скалы в море и все потонем, и туда нам дорога, потому что нас только на это ведь и хватит. Но больной исцелится и «сядет у ног Иисусовых». и будут все глядеть с изумлением. Милая, vous comprendrez apres, а теперь это очень волнует меня. Vous comprendrez apres. Nous comprendrons ensemble.

Нельзя оставаться в жизни, которая принимает такие странные, обижающие меня формы.

Может быть, огорчившись из-за разлетевшейся дымом мечты (в которую и сама, по правде, не верила), она, как человек, не могла отказать себе в удовольствии преувеличением беды…

— Я к вам шел и вас отыскивал, — начал Раскольников, — но почему теперь я вдруг поворотил на ский проспект с Сенной! Я никогда сюда не поворачиваю и не захожу. Я поворачиваю с Сенной направо. Да и дорога к вам не сюда. Только поворотил, вот и вы! Это странно! — Зачем же вы прямо не скажете: это чудо! — Потому что это, может быть, только случай. — Ведь какая складка у всего этого народа! — захохотал Свидригайлов, — не сознается, хоть бы даже внутри и верил чуду! Ведь уж сами говорите, что «может быть» только случай. И какие здесь все трусишки насчет своего собственного мнения, вы представить себе не можете, Родион Романыч! Я не про вас. Вы имеете собственное мнение и не струсили иметь его. Тем-то вы и завлекли мое любопытство. — Больше ничем? — Да и этого ведь довольно.

Гуманность всё спасет и всё вывезет.

Конечно, он чувствовал себя в силах многое перенести, но судьба подпускала, наконец, такие сюрпризы, что можно было, наконец, и усомниться в силах своих.

…был страшный беспорядок. Мне показалось с первого взгляда, что оба они – и господин, и дама – люди порядочные, но доведенные бедностью до того унизительного состояния, в котором беспорядок одолевает наконец всякую попытку бороться с ним и даже доводит людей до горькой потребности находить в самом беспорядке этом, каждый день увеличивающемся, какое-то горькое и как будто мстительное ощущение удовольствия.

Еще одно непредвиденное, но самое страшное истязание для тщеславного человека, — мука краски за своих родных, у себя же в доме…

Самое тонкое, хитрое и в то же время правдоподобное толкование оставалось за несколькими серьезными сплетниками из того слоя разумных людей, которые всегда, в каждом обществе, спешат прежде всего уяснить другим событие, в чем находят себе призвание, а нередко и утешение.

Очень рад, что вы на человека хотите походить.

Святая Русь — страна деревянная, нищая и… опасная, страна тщеславных нищих в высших слоях своих, а в огромном большинстве живет в избушках на курьих ножках.

— Друзья мои, — учил он нас, — наша национальность, если и в самом деле «зародилась», как они там теперь уверяют в газетах, — то сидит еще в школе, в немецкой какой-нибудь петершуле, за немецкою книжкой и твердит свой вечный немецкий урок, а немец-учитель ставит ее на колени, когда понадобится. За учителя-немца хвалю; но вероятнее всего, что ничего не случилось и ничего такого не зародилось, а идет всё как прежде шло, то есть под покровительством божиим. По-моему, и довольно бы для России, pour notre sainte Russie. Притом же все эти всеславянства и национальности — всё это слишком старо, чтобы быть новым. Национальность, если хотите, никогда и не являлась у нас иначе как в виде клубной барской затеи, и вдобавок еще московской.

Читайте также:
23 принципа отношений от Джона Максвелла

Чувство самосохранения – нормальный закон человечества.

…если так ужасна смерть и так сильны законы природы, то как же одолеть их? Как одолеть их, когда не победил их теперь даже тот, который побеждал и природу при жизни своей, которому она подчинялась. Природа мерещится при взгляде на эту картину в виде какого-то огромного, неумолимого и немого зверя или, вернее, гораздо вернее сказать, хоть и странно, — в виде какой-нибудь громадной машины новейшего устройства, которая бессмысленно захватила, раздробила и поглотила в себя, глухо и бесчувственно, великое и бесценное существо – такое существо, которое одно стоило всей природы и всех законов её, всей земли, которая и создавалась-то, может быть, единственно для одного только появления этого существа! Картиной этою как будто именно выражается это понятие о темной, наглой и бесцеремонно-вечной силе, которой все подчинено, и передается вам невольно.

30 лучших цитат Федора Достоевского

Фёдор Михайлович Достоевский настоящий исследователь человеческой души, его прозвали «психологом пера» за то, что он сопереживал всем своим героям. Он — писатель, у которого получилось проникнуть в самые мрачные глубины души человека. Его влияние на духовное развитие человечества трудно недооценить, как и на литературу всего мира.

Клубер подобрал 30 выдающихся цитат великого мыслителя, которые дают повод для размышлений:

  1. Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества.
  2. Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой.
  3. Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно.
  4. Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.
  5. Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.
  6. Страданием своим русский народ как бы наслаждается.
  7. Жизнь задыхается без цели.
  8. Перестать читать книги — значит перестать мыслить.
  9. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием.
  10. Мир спасёт красота.
  11. Никто не сделает первый шаг, потому что каждый думает, что это не взаимно.
  12. Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным критиком: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом.
  13. Человек он умный, но чтоб умно поступать — одного ума мало.
  14. Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камни во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели.
  15. Истина без любви — ложь.
  16. Ищите любви и копите любовь в сердцах ваших. Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.
  17. В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность.
    Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно.
  18. Человек, умеющий обнимать – хороший человек.
  19. Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!
  20. Тут нужно говорить глаз на глаз… чтоб душа читалась на лице, чтоб сердце сказывалось в звуках слова. Одно слово, сказанное с убеждением, с полной искренностью и без колебаний, лицом к лицу, гораздо более значит, нежели десятки листов исписанной бумаги.
  21. Душа исцеляется рядом с детьми.
  22. Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать много добра.
  23. В самом деле, выражаются иногда про «зверскую» жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток.
  24. Друг мой, вспомни, что молчать хорошо, безопасно и красиво.
  25. Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе и к другим. Не уважая же никого, перестает любить, а чтобы, не имея любви, занять себя и развлечь, предается страстям и грубым сладостям и доходит совсем до скотства в пороках своих, а всё от беспрерывной лжи и людям и себе самому.
  26. Большие не знают, что ребенок даже в самом трудном деле может дать чрезвычайно важный совет.
  27. Разум — подлец, оправдает что угодно!
  28. Не засоряйте свою память обидами, а то там может просто не остаться места для прекрасных мгновений.
  29. Я хочу хоть с одним человеком обо всём говорить, как с собой.
  30. Любить человека — значит, видеть его таким, каким его замыслил Бог.

Новое видео:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: