10 заповедей для родителей – Януш Корчак

10 заповедей для родителей от Януша Корчака

10 заповедей для родителей от Януша Корчака

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь – но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой. Справка: Януш Корчак (22 июля 1878, Варшава – август 1942, Треблинка) – польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.

Согласно суфийской философии, одним из непременных условий счастья является возможность сидеть рядом с друзьями или людьми, которых ты любишь. Нужно просто сидеть и ничего не делать, ничего не говорить. Смотреть друг на друга или даже не смотреть. Восторг приходит от того, что ты окружен людьми, с которыми тебе хорошо. Больше не нужно чем-то занимать себя, наполнять пространство звуками. Достаточно молча чувствовать присутствие друзей.

Многим нравится быть рабами и чтобы их гнали. Сами условия на земле уже делают нас такими; мы рабы воздуха -надо дышать, пищи, одежды, домов, тепла, работы , денег, транспорта, даже семьи и детей., много можно перечислять, а вот быть выше всего этого, в духе, способны пока единицы, но они есть и ведут все человечество за собой к СПАСЕНИЮ.

Единство со вселенной Эго не знает, что чем больше ты включаешь окружающих в свою жизнь, тем более гладко и спокойно делаются дела, и тем легче все к тебе приходит. Если ты даешь окружающим мало, или не помогаешь им, или расставляешь у них на пути препятствия, вселенная — в виде людей и обстоятельств — тоже дает тебе мало или не помогает, потому что ты отрезал себя от целого. Вместо того, чтобы быть горой, учит древний Дао Де Цзин, «будь долиной во вселенной». Тогда ты возрождаешься для целостности, а посему «все к тебе придет». Экхарт Толле.

А ТЫ ЖИВИ!-ВЕДЬ ЭТО ТАК ЛЕГКО!А ты летай. – расправляя крылья!
А ты мечтай. – только сильно-сильно!
А ты дыши. – полной грудью глубоко!
А ты живи. – ведь это так легко!
А ты танцуй. – слушай своё тело!
А ты целуй. – как в последний раз смело!
А ты песни пой. – чтобы мурашки по коже!
А ты будь собой. – так только ты можешь!
А ты цвети. – почувствуй каждую клеточку!
А ты дай себе прорасти. – из гусеницы в бабочку!
А ты свети. – ярилом, красным солнышком!
А ты себя отпусти. – как с парашютом прыжком!
А ты излучай. – пространство проводник любви твоей!
А ты рассвет встречай. – он восхищает красотой своей!
А ты дари. – пусть чаша наполнится до краев!
А ты твори. – пока еще бьется сердце твое!
А ты поверь. – эта жизнь нам только снится!А ты будь мудрей. – перелистывая дней страницы!
А ты играй. – тобою не написанные роли!
А ты знай . – сознание ведет к свободе!
А ты смейся, когда кажется совсем плохо!А ты двигайся. – на встречу опыту с потоком и в потоке!
А ты наслаждайся. – все есть любовь!
А ты рождайся. – с каждой секундой вновь и вновь!

Читайте также:
Цитаты великих людей про уверенность

ПОМИРИТЬСЯ,ЧТОБ ЖИТЬ СЧАСТЛИВОСколько бы любящие люди ни прожили вместе, какие бы трудности ни преодолели, все равно иногда у них будут происходить размолвки. От этого не застрахован никто. Парадоксально, но ссоры могут привести к большему единению сердец. Нужно лишь научиться правильно мириться после «бури».
Что делают мужчины, когда хотят вернуть разрушенный мир? Чаще всего они делают подарки для женщин. Подарки – это своего рода «язык любви». Мужчина дарит любимой то, что, по его мнению, ей не хватает. Поэтому если ваш возлюбленный после ссоры принесет в дом новый веник или дорогой крем для век, нужно постараться с благодарностью принять подарок. Даже если он вам не нужен или не нравится, примите его, как символ любви.
В ссоре неизбежно будут обвинения и обидные слова. Причем, чем ближе друг к другу люди и чем больше они знают друг друга, тем обиднее и больнее будут эти слова. Поэтому после ссоры, когда сердце перестало колотиться, а слезы – струиться по щекам, нужно настроиться на прощение. Прощение – это ключевой момент в примирении. Нужно, во-первых, попросить прощения у любимого человека, а во-вторых, самому простить. И то, и другое – неимоверно трудно. Переступить через свое «Я» и сказать, что был не прав, очень сложно. Гордость, даже чувство справедливости могут удерживать вас от первого шага. Однако, сила духа состоит именно в том, чтобы действовать вопреки чувствам. Наверняка, вы сможете найти что-то, за что нужно попросить прощения. А когда первый шаг сделан и ком в горле проглочен, мириться намного легче.
Многим женщинам намного сложнее не попросить прощения, а простить любимого сразу и без повторных упреков. Ведь так хочется повторить слова, которые он не услышал в порыве гнева! Пусть он узнает, что нарды – это игра, которую может понять женщина! Пусть он поймет, как больно мне было, когда он обвинил меня в том-то и том-то…Какая бы ни была причина ссоры, в момент примирения не нужно начинать ее обсуждать. Намного важнее сказать друг другу о любви и о том, что вас объединяет. А уж в какой момент «капнуть» мужчине о пережитой обиде, мудрая женщина знает…
После первых слов примирения можно удобно сесть на диванчике и пересмотреть вместе фотоальбомы, где собраны снимки, на которых запечатлены ваши общие счастливые моменты. Это поможет вернуть разрушенное доверие и утраченную близость.
И еще важный момент: инициатор примирения всегда является победителем. Он, прежде всего, победил себя. Поэтому и «блаженны миротворцы.

СЛУЧАЙНАЯ ВСТРЕЧА?СЛУЧАЙНАЯ ВСТРЕЧА?
(ОТРЫВОК ИЗ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ВЫСШИМ Я)

Каждый Человек, встреченный Вами в Жизни, является важным, уникальным, неповторимым, незаменимым и бесценным. Поэтому «случайных» и неуместных, несвоевременных Встреч быть не может: все запланировано Вами же На Совете Планирования Воплощенного Дня, который проходит во сне ежедневно.

Когда Вы встречаете Человека, к которому Вас тянет, Вы задаетесь вопросом, кто же Он (Она)? Тяга носит магнетический характер и это имеет место быть и у Кармических Партнеров, и у Родственных Душ, и у Близнецовых Пламен.

Читайте также:
Афоризмы и максимы Ларошфуко

Близнецовые Пламена также кроме магнетизма имеют Свойства Кристальности — когда у Вас есть совпадения интересов, жизненных ценностей, совпадение чувственности и языков выражения Любви, когда Вы понимаете друг друга без слов.

Также у Близнецовых Пламен есть свойство Тантричности, когда Вы без физического слияния чувствуете постоянное ощущение близости на тонком плане, как будто Вы сливаетесь в единую Сущность, в Единое Целое, в Одно.

Любовь плоти — это страсть, она является эмоцией, а эмоция, во-первых, кратковременна, а, во-вторых, имеет маятниковую противоположность — разочарование. Любовь плоти выражается в буре эмоций, сменяющих одну на другую, потому что каждая эмоция — это бабочка-однодневка, которая может прожить сутки, часы, секунды и смениться на что-то другое. Поэтому страсть забирает очень много сил. А Любовь насыщает Энергией, Чувством Красоты, Жизнелюбия и Вечной Радости от созерцания бытия и Состояния Присутствия.

Ты можешь помочь себе разобраться в этом. Начинать нужно с себя, с вопросов Внутренней Честности

«Самое худшее — это вынужденные уступки». 10 правил жизни с детьми от Януша Корчака

Выдающийся польский педагог Януш Корчак (почитайте его историю) написал много статей, очерков, радиобесед, документальных повестей, которые читают до сих пор. Эссе «Правила жизни» 30-х годов сам Корчак называл «научной книгой», которая обращена к детям. В ней он приводит примеры из личной практики и советует детям и взрослым, как поступать в тех или иных ситуациях. Переиздание книги вышло в издательстве «Самокат».

Братья и сёстры время от времени ссорятся. Из-за игрушек, из-за места за столом, из-за права что-то делать первым, например, купаться. Один шумит, а другой хочет, чтобы было тихо. Один просит поиграть, а другой в это время хочет почитать. Бывают ссоры, когда дети знают, кто прав, а кто не прав, а бывают такие, где это не очень-то понятно. Тогда приходится уступать. Взрослые не всегда горят желанием разобраться, поэтому говорят: «Уступи младшему», «Уступи девочке», «Старшему надо уступить». Но пока не разберётесь в ситуации, лучше не вмешиваться.

«Я убедился, что самое худшее как дома, так и в школе — это вынужденные уступки. Они действуют лишь на короткое время. Потом будет ещё хуже. Несправедливость раздражает. Остаётся чувство досады. Остаётся обида. Я убедился, что лучше совсем не вмешиваться, чем судить, не разобравшись в причине распри. Взрослым иногда кажется, что ссора вышла из-за сущего пустяка. Из-за чепухи… Нет. Братья и сёстры часто добровольно уступают и прощают».

Часто ребёнка заставляют здороваться со взрослыми из вежливости. Если он этого не делает, его ругают. Тут очень важно принимать чувства ребёнка. Ему может не нравиться взрослый человек, и это его право. Дети не обязаны разделять правила вежливости и внутреннее отношение к собеседнику.

«Взрослые знают, как и с кем разговаривать, с кем надо быть сдержанным, а с кем можно чувствовать себя свободно. Знают, как завести разговор, хотя и не очень хотелось бы. (А ведь начало всего труднее). И взрослые не конфузятся так, как дети. За ними не следят и не сердятся, когда они скажут что-нибудь или сделают не так, как надо. И они могут выбирать, с кем хотят познакомиться. Похоже на то, что с младшим каждый считает себя вправе заговаривать, даже если его мало знает или не знает вовсе».

Януш Корчак всячески подчёркивает, что у ребёнка есть право выбирать, кто из взрослых ему нравится, а кто нет. Взрослые, в свою очередь, обязаны общаться с ребёнком на равных, то есть уважать чувства детей. Не заставлять их отвечать, если те не хотят. Уделять им внимание, а не делать вид, что детей не существует, разговаривая только со взрослыми. Не вручать подарки насильно — у каждого есть право от подарка отказаться.

Читайте также:
Английской мудрости пост

«Чужие тёти бывают приятные и неприятные. Вообще, взрослые, точно так же, как и твои ровесники, делятся на тех, кого ты любишь и кого не любишь. Один только поздоровается, а потом всё с мамой разговаривает; иногда даже обидно, что не обращает внимания.

А другой отпустит неудачную шутку или задаст вопрос, на который не всегда хочется отвечать: «А ты это любишь, а ты это умеешь делать, а ты это хочешь?». Или с подарком придёт. Взрослым кажется, что дети — лакомки и жадные. Нет. Если кого не любишь, тогда и подарок от него не мил».

Януш Корчак говорит о том, что современные психологи называют психологическим насилием в семье. Когда ребёнка поддевают за его мысли, чувства, поступки с целью вызвать обиду или раздражение. Когда его заставляют делать то, чего ребёнок не хочет делать. Когда границы тела ребёнка нарушаются. Здесь речь идёт не только про сексуальное насилие и прикасание к интимным частям тела, а также про насильственные объятия и поцелуи, хоть в нос, хоть в щёчку, хоть в макушку.

«Хуже, когда гости вмешиваются, делают замечания. И уж хуже всего, когда ласкают и целуют. Или руку тебе так крепко стиснет, что больно, или обслюнявит, целуя, или посадит на колени. По какому праву? Всегда неспокойно на сердце, когда подходишь ко взрослым гостям, — никогда не известно, что тебя ждёт».

Игра так же важна, как и учёба. Во время игры дети узнают, кто будет хорошим другом, а кто нет, получают чуть ли не первый серьёзный опыт социализации и выбирают себе лидера (или сами им становятся) — тоже впервые. Ни в коем случае не указывайте сыну или дочери, с кем играть, с этим мальчиком или только со сверстниками. Тем более не диктуйте, во что и как играть.

«Зря взрослые говорят, а зазнайки за ними повторяют: «Такой большой, а играет, как маленький. Такая большая, а всё в куклы играет».

Важно не во что играть, а как и что при этом думать и чувствовать. Можно умно играть в куклы и глупо и по-детски играть в шахматы. Можно интересно и с большой фантазией играть в пожар или в поезд, в охоту или в индейцев — и бессмысленно читать книжки.

Я знал мальчика, который не только читал, но и сам писал хорошие стихи и рассказы, а любимой игрушкой у него были солдатики: у него были целые полки разного рода войск разных стран, и он расставлял их на столе, окне, на полу, стульях и рисовал карты и планы.

Не зазорно играть с девочками и с младшими. Я заметил, что ребята не всегда охотно говорят о своих играх и стесняются, если взрослый их слышит: боятся, как бы не высмеял, потому что не умеют защищать свои юные мечты. Я не говорю: «Играйте в то-то и то-то. Играйте с теми, а не с этими». Для игры нужны хороший товарищ и вдохновение, а значит, свобода».

Дети не умеют тратить деньги, потому что их этому никто не учит. Януш Корчак писал, что десять лет заведует ссудной кассой, и знает, кто из детей берёт в долг, как отдаёт и на что тратит. Есть дети, которые экономят, чтобы купить себе коньки, часы или велосипед. Есть те, кто копит на подарок папе или маме. Есть и такие, кто копит на игрушки, а потом отдают все деньги родителям. Потому что им сейчас нужнее. Важно говорить с детьми о том, как они тратят деньги и почему они так поступают.

Читайте также:
Афоризмы, цитаты и высказывания

«Обычно деньги дают время от времени как награду, когда отец или мать в хорошем настроении. Очень редко родители назначают определённый еженедельный оклад и говорят: «Покупай что хочешь». И только один отец давал каждую неделю по пятидесяти грошей. Он сказал:

— Даже если ты не будешь слушаться или принесёшь из школы плохую отметку, всё равно будешь получать по пятидесяти грошей на разные свои расходы. Я хочу, чтобы ты научился тратить деньги».

В главе «Богатый — бедный» Корчак упоминает о важной вещи — дети всегда чувствуют семейную проблему и видят ёе. Не нужно замалчивать горе, считая, что ребёнок не узнает и не прочувствует. Это не так.

«Ошибаются взрослые! Ребёнок хочет знать и имеет право знать, ведь горе родителей тяжелее своего собственного. Впрочем, в бедных семьях дети знают, отчего раз бывает целый обед, а другой — только хлеб да чуть подслащенный чай; знают, сколько стоят подмётки и новая шапка. Знают, что лучше, когда у отца пусть меньше заработок, да верный. Потому что больше всего печалей там, где раз удаётся получить даже и много, а потом уже долго ничего и ничего. Безработица — это большое несчастье».

Взрослым трудно разобраться в самих себе, что тут говорить о детях. Поэтому странно спрашивать ребёнка: «Ты хороший мальчик?». Он и сам может не знать. Каждый из нас совершает разные поступки, и плохие, и хорошие. Каждый из нас всю жизнь пытается себя понять. Всё это относится и к детям. Нет смысла сердиться и ругать их. Лучше объяснить, что ребёнок сделал не так, или (ещё лучше) спросить его мнение о поступке.

«Мне кажется, взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит. Часто взрослым кажется, что ребёнок назло им упрямится — не желает что-либо сделать, сказать. Нет, ему стыдно. А если кому-нибудь стыдно, он не может говорить, язык застревает в горле, трудно пошевельнуть. В голове пустота, мысли словно улетучились. И ты говоришь и делаешь не то, что хочешь. Стараешься быть смелее, а выходит ещё хуже. Сразу можно понять, что человек притворяется: говорит слишком смело и громко, движения чересчур развязные. Или губы прыгают, теребит платье и не может отвечать. Как парализованный».

Дети очень активны: бегают, пробуют всё подряд — и это нормально. Так они познают мир. Не стоит их наказывать и пугать словами «Не ходи туда, попадёшь под машину / поранишься / упадёшь». Если говорить, что будет потом, то это может произойти. Помните, дети могут взять и назло сделать то, чего делать нельзя.

«Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением лёгких — и уж сам не знаю, какими ещё болезнями.

Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься. Нельзя только чересчур запугивать и слишком много запрещать. Если запугивать, они перестанут верить, а если очень уж стеснять, потеряют терпение и назло станут делать тайком как раз то, что запрещено».

У каждого из нас есть свои достоинства и недостатки, у всех они разные. Это всё про индивидуальность. Важно понимать и не требовать от ребёнка того, что хочет родитель. В первую очередь обращать внимание на его желания, мечты и способности. Важно направлять, а не приказывать, помнить, что и у взрослых полно недостатков. Просто дети об этом пока не догадываются.

«Один переоценивает себя, другой недооценивает. Бывает хищное самолюбие и достойная гордость. Я долго мог бы перечислять и всего не сказал бы. Вот почему в этой путанице трудно разобраться. И должен добавить, иногда мешают понять сами взрослые.

Читайте также:
23 принципа отношений от Джона Максвелла

— Я хочу, чтобы мальчик был такой, как я.

Во-первых, маленький не может быть таким, как взрослый. Во-вторых, и у меня, взрослого, есть свои недостатки, и я вот, например, совсем не хочу, чтобы у ребят были такие же недостатки, как у меня.

— Дети должны слушаться, мальчуган должен быть таким, каким я хочу и велю.

Во-первых, уверен ли я, взрослый, что я всегда прав, а во-вторых, может ли мальчуган, хотя и хотел бы, быть таким, каким мне нравится? Всегда таким?».

Десять заповедей для родителей от Януша Корчака.

10 ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЯМ ОТ ЧЕЛОВЕКА,
ВОШЕДШЕГО В ГАЗОВУЮ КАМЕРУ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ.

“Януш Корчак — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель, который отказался спасти свою жизнь трижды.

В первый раз это произошло, когда Януш принял решение не эмигрировать в Палестину перед оккупацией Польши, чтобы не оставлять «Дом сирот» на произвол судьбы накануне страшных событий.

Во второй раз — когда отказался бежать из варшавского гетто.

А в третий — когда все обитатели «Дома сирот» уже поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в лагерь, к Корчаку подошел офицер СС и спросил:

— Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны.

— Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон.

— Ошибаетесь. Не могу. Не все люди — мерзавцы.

А через несколько дней, в концлагере Треблинка, Корчак, вместе со своими детьми, вошел в газовую камеру. По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам.

В принципе, можно больше ничего не знать о Корчаке. И прочесть 10 заповедей, рекомендованных этим потрясающим человеком для воспитания детей:

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

6. Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.

8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, и не только плод твоей плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в ней творческого огня. Ребенок – разворачивающаяся, как свиток, любовь матери и отца, у которых будет расти не «наше», не «свое», не «собственное» дитя, но таинственная душа, данная на хранение и сопровождение, пока неопытна и беззащитна.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, некрасивым, неудачливым, люби глупым, неуправляемым маленьким, люби нескладным, эгоистичным, сердитым подростком, люби не оправдавшим надежды и ожидания, скрытным, странным, несчастным взрослым. Общаясь с ним – радуйся, радуйся всегда с полным правом, потому что ребенок – это твой праздник, который пока с тобой.

Выдающийся польский педагог, писатель и общественный деятель любил детей, жил ради них и во время войны погиб в газовой камере вместе со своими воспитанниками.

Читайте также:
Кодекс Джентльмена (1875 год)

Сиротство – это древняя форма человеческого одиночества, требующая сострадания и соучастия, самоотверженной и терпеливой любви настоящих стоиков и гуманистов. Увы, нынче подобных гуманистов можно пересчитать по пальцам. Ведь порой даже отношения между самыми вроде бы близкими и родными людьми стали грубее и жестче. А любовь к детям похожа на любовь к собственному имуществу.

В этой связи хотелось бы вспомнить выдающегося польского педагога, писателя, врача и общественного деятеля Януша Корчака. Его имя внесено в святцы мировой педагогики. Из-под его пера вышло огромное количество произведений, в том числе сказки для самых маленьких, а главное – более 20 книг, посвященных воспитанию детей. Среди них есть и своеобразный манифест гуманизма «Как любить ребенка».

Всей своей жизнью Януш Корчак доказал свою любовь и уважение к детям. И не просто к детям, а самым обездоленным – сиротам.

В 1914 году он активно участвовал в организации детских приютов на Украине, затем в 1918 после возвращения в Варшаву, продолжил начатое дело и руководил приютами.

В годы оккупации Польши фашисткой Германией Корчак вместе с воспитанниками «Дома сирот» был помещен в Варшавское гетто, где стоически боролся за жизнь детей – доставал им еду и медикаменты.

Януш Корчак: «Любите своего ребёнка любым!»

Заповеди знаменитого польского педагога актуальны во все времена

Польский врач и педагог Януш Корчак – человек удивительный. Человек – легенда. Человек с Большой Буквы. Вест мир знает его историю: воспитатель концлагеря Треблинка, который вместо того, чтобы спастись – мог ведь, его бы вывезли из лагеря! – предпочёл погибнуть в газовой камере вместе с еврейскими детьми, которых не пощадили фашисты. Это подвиг Настоящего Человека. А ещё был подвиг Настоящего Педагога: книги Корчака о воспитании и любви к детям стали настольными книгами сотен тысяч учителей и педагогов во всём мире.

Настоящее имя Корчака — Хирш Хенрик Гольдшмит. Дома его называли Генриком. Корчак – его творческий псевдоним. Под именем Януша Корчака Гольдшмит подал на конкурс мололых драматургов свою пьесу «Каким путём?»

Пять интересных фактов из жизни Януша Корчака

1. 15-летний педагог

Когда его отец тяжело заболел, семье понадобились деньги. Генрик хорошо учился и в 15 лет стал давать платные уроки и сверстникам, и ребятам помладше. Вот тогда его и увлекла педагогика. Он умел интересно рассказывать даже о самых скучных школьных предметах.

2. Первая статья

В 18 лет Генрик Гольдшмит опубликовал свою первую педагогическую статью – «Гордиев узел». «Настанет ли день, когда матери и отцы перестанут думать о тряпках и развлечениях – и сами займутся воспитанием и образованием своих детей, не перекладывая эту роль на нянек и репетиторов?» — именно так он ставил проблему. Талант и стиль молодого автора так понравились редактору еженедельника, что он предложил ему вести авторскую колонку.

3. Медицинский факультет

После смерти отца Гольдшмит поступил на медицинский факультет Варшавского университета: врачи тогда неплохо зарабатывали, нужно было кормить семью. Но педагогику он не бросил.

4. Посвятил себя детям

В 29 лет он сделал свой выбор: отказался от личной жизни и посвятил себя детям. Он жил в комнате на чердаке детского дома, писал сказки для чужих детей и книги для взрослых. А днём работал в детском доме воспитателем. Через несколько лет он стал директором Дома сирот.

5. «Не все люди мерзавцы!»

Когда Польшу оккупировала фашистская Германия, еврейских детей-сирот в Варшаве согнали в гетто, Корчак заботился о них, приносил еду и лекарства. В августе 1942 года детей перевезли в концлагерь Треблинку. Корчак к тому времени был уже известным педагогом. Свидетель тех событий Эммануэль Рингельблюм писал, что когда Корчак проходил мимо фашистов с выстроенными в четвёрки детьми, полицаи стали смирно и отдали ему честь.

«Это вы написали «Короля Матиуша»?», — спросил тогда один из нацистов. – «Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны».

«А дети?», — спросил Корчак.

Читайте также:
Цитаты о смысле жизни - Мудрые мысли

«Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон»

«Ошибаетесь. Не могу. Не все люди – мерзавцы», — ответил Корчак.

Через несколько дней в концлагере Треблинка более сотни еврейских ребятишек погибли в газовой камере. Чтобы успокоить детей, не знавших, куда и зачем их ведут, Корчак рассказывал им сказки. Он погиб вместе с детьми, просто не смог оставить малышей одних в минуты смерти…

10 заповедей для родителей от Януша Корчака

1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что‑то для своего ребёнка. Помни, для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребёнок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нём творческого огня. Это раскрепощённая любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребёнок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребёнка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребёнок — это праздник, который пока с тобой.

Нина Шкилёва, вице-президент белгородской ассоциации детских и семейных психологов «А.Р.Г.О»:

«Недавно у меня состоялся приватный разговор, в котором человек говорил, что ребёнок — это не личность, он не должен иметь прав и желаний. А личностью человек становится тогда, когда чего‑то достигает и может сам за себя платить.
Это, с моей точки зрения, очень печально звучит, потому что такая позиция — результат воспитания без уважения, принятия и любви. Ведь взрослые никак иначе не получаются, кроме как из детей.

Заповеди Януша Корчака кажутся простыми и очевидными вещами, однако выполнение их не так просто. Очень трудно любить и принимать во всей полноте другого человека, даже своего собственного ребёнка, если нет собственного опыта такого принятия и любви. Современные исследования в области психологии развития и теории привязанности подтверждают, что эмоциональное насилие, так же как и физическое, очень негативно сказывается и на развитии интеллектуальных способностей, и на эмоциональном развитии, и на адаптационных возможностях. Поэтому для педагога так важна рефлексия отношения к детям и забота о себе, препятствующая эмоциональному выгоранию».

10 принципов воспитания Януша Корчака

Воспитание детей – вопрос, который занимает родителей в каждом новом поколении. В истории педагогики был человек, который знал, казалось бы, все секреты счастливого детства. Он выделил 10 основных принципов гармоничного развития ребёнка.

Читайте также:
Лучшие цитаты Достоевского

О дин из самых неоднозначных деятелей в истории педагогики и педиатрии – Эрш Хенрик Гольдшмит, который знаком нам под польским именем Януш Корчак, выделил 10 принципов воспитания, следование которым – залог правильного подхода к развитию человека. Ценность этого списка в том, что каждый из пунктов был испытан Корчаком в деле.

В возрасте 33 лет Януш основ ал собственный дом сирот в Варшаве. Этот приют не был похож ни на один другой. Он скорее походил на крохотную республику, в которой полноправными гражданами были дети. Они выпускали собственную газету, в которой писали о проблемах в жизни ребят, устраивали собрания, на которых детьми решались вопросы жизни приюта. Ребята также сами были судьями в спорных вопросах. Суды были самыми настоящими: в них участвовали присяжные, обвинители, защитники.

«. Суд обязан защищать тихих ребят, чтобы их не обижали сильные, суд обязан защищать добросовестных и трудолюбивых, чтобы им не мешали разболтанные и лентяи, суд обязан заботиться, чтобы был порядок, потому что от беспорядка больше всего страдают добрые, тихие и добросовестные люди»

Основа воспитательной системы Януша Корчака – счастливое детство. И это не просто общая формулировка. Счастливое детство – это уважение прав и свобод ребёнка, а также абсолютное доверие к нему.

«Общее собрание мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие. В нашем мышлении образы линялые, потрепанные, чувства тусклые и словно покрытые пылью. А дети думают сердцем, не умом. Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет более сложного искусства, чем умение с ними говорить»

В диалоге с ребёнком Януш Корчак подчеркивал важность искренности. К этому выводу он пришёл путем наблюдений и анализа. Важно не втолковывать ребёнку причины и следствия, как любят делать взрослые, а говорить честно и открыто.

«Я предпочёл бы теперь сказать ребятам: «Мое требование к вам несправедливо, оскорбительно, невыполнимо, но я обязан это от вас требовать», – чем обосновать такое требование и ждать, чтобы ребята признали за мной правоту»

В своей книге «Как любить ребёнка» Януш Корчак выделил 10 заповедей для родителей:

1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдёт.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

6. Не забывай, что самые важные встречи человека – его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребёнка, просто помни: для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё возможное.

8. Ребёнок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развитие в нём творческого огня. Это раскрепощённая любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребёнок, но душа, данная на хранение.

Читайте также:
Цитаты Эйнштейна - О науке, религии и жизни

9. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому того, чего не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребёнка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который пока с тобой.

Януш Корчак погиб в августе 1942 года. Ему трижды предлагали спасти себя, оставив детей на милость немецким оккупантам. Но он не мог так поступить. Учителя и 200 его воспитанников казнили в газовой камере концлагеря Треблинка.

10 заповедей родителям от Януша Корчака

Можно ничего не знать о великом подвиге Януша Корчака. Но десять его заповедей способны помочь родителям понять своих детей и разобраться в собственных чувствах…

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.

8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови твоей. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым — не талантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Мы на Bomba.co нашли дополнительную информацию об этом выдающемся педагоге, писателе, враче и талантливом общественном деятеле, Януше Корчаке.

Януш Корчак отказался спасти свою жизнь трижды

1. В первый раз это произошло, когда Януш принял решение не эмигрировать в Палестину перед оккупацией Польши, чтобы не оставлять «Дом сирот» на произвол судьбы накануне страшных событий.

2. Во второй раз — когда отказался бежать из варшавского гетто.

3. А в третий — когда все обитатели «Дома сирот» уже поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в лагерь, к Корчаку подошел офицер СС и спросил:

— Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны.

— Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон.

Ошибаетесь. Не могу. Не все люди — мерзавцы.

А через несколько дней в концлагере Треблинка Корчак вместе со своими детьми вошел в газовую камеру…

По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам…

Для сведения

Мало кто в мире не знает творчества Януша Корчака, полного любви к детям и большой душевной силы. Но кто-то может и не догадываться, что имя — Януш Корчак — является псевдонимом известного детского врача — Генрика Гольдшмидта. Этот незаурядный во всех смыслах человек прожил яркую жизнь и оставил нам множество своих книг о детях. Он мог бы творить и дальше, если бы не приход гитлеровцев на землю его любимой Польши….

10 заповедей для родителей – Януш Корчак

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories
Читайте также:
Мысли Паскаля - Цитаты и афоризмы Паскаля

Януш Корчак «Как любить ребенка» (Десять заповедей для родителей)

Думаю, этот пост будет полезен для всех родителей и даже тем, кто только собирается ими стать.
Сначала немного расскажу кто же это такой Януш Корчак, а потом уже информация для родителей.
Я́нуш Ко́рчак (Janusz Korczak; настоящее имя Ге́нрик Го́льдшмит) — польский педагог, писатель, врач и общественный деятель, основатель и руководитель знаменитого «Дома Сирот». Он лечил и учил немецких,польских, украинских, еврейских детей в самые страшные годы ХХ века – тридцатые-сороковые. Корчак написал немало книг и статей по воспитанию– все они написаны легко, весело и понятно. Простые истины, которые Януш Корчак исповедовал сам, отразились в «Десяти заповедях для родителей» (отрывок из книги «Как любить ребенка») . Немало прекрасных книг рассказывают нам о том, как любить свое дитя, как его воспитывать, лечить, понимать, но далеко не каждую книгу можно назвать «библией для родителей». «Как любить ребенка» – это библия. Потому что она учит любви. Настоящей любви – без систем, специальных методик. Своей жизнью и даже трагической смертью Януш Корчак показал и доказал настоящую любовь к детям – он не покинул своих воспитанников – детей из детского дома – погиб вместе с ними в газовой камере в концлагере Треблинка.
А теперь почитайте, яркий фрагмент этой книги. Десять «заповедей», на которых строится счастливое детство, насыщенная зрелость и спокойная старость.
10 заповедей
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь – но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым – не талантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Прислушайтесь к его «заповедям»! Ведь детство ваших детей – это фундамент их будущей жизни.





Януш Корчак

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: