10 самых жестоких пыток древнего мира

10 самых жестоких пыток в истории – ФОТО

Средние века мало похожи на рыцарские романы, которыми зачитываются многие из нас. Прекрасные дамы, турниры и благородные воины шли в комплекте с испанской инквизицией, палачи которой могли заставить человека исходить криком в течение целой недели. Вот всего десяток из самых изощренных пыток в истории человечества – и давайте радоваться, что нам повезло жить в совсем другое время.

Сицилийский бык

Древние греки знали толк в пытках. Одной из самых страшных считалась казнь в бронзовом саркофаге, отлитом в форме быка. Жертву закрывали внутри, а под ним разводили костер. Страдалец заживо запекался на медленном огне, оглашая воплями (специальная система труб превращала их в рев быка) всю округу.

Популяризатором этой ужасной казни стал румынский князь, Влад Цепеш. Он сажал захваченных в бою турок на заостренный деревянный кол, который затем поднимался вертикально. Под собственным весом несчастный сползал все ниже, пока кол не пронизывал все тело насквозь.

Вилка еретика

Пыточное устройство представляло собой обруч, противоположные стороны которого украшали острые вилки. Обруч затягивался на шее жертвы, вынуждая человека постоянно контролировать положение головы. Сон грозил неминуемой гибелью: в конец уставшие люди теряли над собой контроль и заостренные шипы прокалывали яремную вену.

Распятие

В некоторых странах пытка распятием практикуется и сегодня, правда в более мягком варианте: руки страдальца не прибивают к дереву, а просто привязывают. Медленная, болезненная и мучительная смерть становилась настоящим избавлением для человека, провисевшего на кресте несколько суток.

Свинцовый разбрызгиватель

Простое устройство заполнялось расплавленным свинцом. Обычно разбрызгиватель использовали на стадии выбивания показаний. Пыточных дел мастер капал свинцом в наиболее уязвимые части тела – на глаз, к примеру.

Железная Дева

Железный шкаф, внутренняя часть которого была утыкана железными шипами. Они размещались таким образом, чтобы поразить второстепенные органы жертвы, обрекая ее на медленную гибель в замкнутом помещении.

Это простое с виду устройство считалось лучшим способом выбить нужные инквизиции показания. Человека привязывали на деревянной раме за руки и за ноги, постепенно растягивая конечности специальным воротом. Иногда палач слишком усердствовал и тогда руки несчастного просто отрывались во время пытки.

Колесование

Конечности жертвы привязывались к большому деревянному колесу. Палач дробил суставы железным молотком, стараясь не убить человека раньше времени. Чаще всего эту пытку применяли к военным преступникам, устраивая целое представление, которое могло длиться часами. В конце “выступления” палач просто оставлял еще живого несчастного на площади, где его начинали поедать хищные птицы.

Распиливание

Хитрые палачи догадались подвешивать пытуемого вверх ногами, чтобы кровь приливала к голове и поддерживала человека в сознании. Ноги жертвы растягивались, двуручной пилой изверги начинали распиливать жертву пополам. Иногда несчастный доживал до момента, когда зубчики пилы доходили до сердца.

Четвертование с подвешиванием

В средневековье англичане придумали одну из самых жестоких пыток в истории человечества. Она предназначалась тем, кто посмел предать родную страну. Потенциального шпиона подвешивали за шею, но не до смерти. Дав человеку вволю почувствовать вкус вечности, палачи снимали его с ветки и укладывали на полотно, предварительно привязав конечности к четырем лошадям. Приняв необходимые меры, мастер пыток кастрировал осужденного, вынимал внутренности и сжигал у него на глазах. В конце концов коней пускали вскачь и еще живого человека разрывало на части.

Самые ужасные пытки (18+)

Термин «инквизиция» был широко распространён в правовой сфере ещё до возникновения средневековых церковных учреждений с таким названием.

Этот термин означал выяснение обстоятельств дела расследованием, обычно путём допросов, часто с применением силы. Пытки инквизиции имели сотни разновидностей.

Китайская пытка бамбуком

Печально знаменитый на весь мир способ ужасной китайской казни. Возможно, легенда, ибо до наших дней не сохранилось ни единого документального доказательства, что эту пытку действительно применяли.

Бамбук — одно из самых быстрорастущих растений на Земле. Некоторые из его китайских сортов могут за день вырасти на целый метр. Некоторые историки считают, что смертоносная бамбуковая пытка применялась не только древними китайцами, а и японскими военными во время Второй мировой войны.

Как это работает?

1) Ростки живого бамбука затачиваются ножом, чтобы получились острые «копья»;
2) Жертва подвешивается горизонтально, спиной или животом над грядкой молодого заостренного бамбука;
3) Бамбук быстро растет в высь, вонзается в кожу мученика и прорастает сквозь его брюшную полость, человек умирает очень долго и мучительно.

Как и пытку бамбуком, «железную деву» многие исследователи считают страшной легендой. Возможно, этими металлическими саркофагами с острыми шипами внутри только пугали подследственных, после чего те признавались в чем угодно.

«Железная дева»

«Железная дева» была изобретена в конце XVIII века, уже на закате католической инквизиции.

Как это работает?

1) Жертву запихивают в саркофаг и закрывают дверцу;
2) Шипы, вбитые во внутренние стенки «железной девы» довольно короткие и не пронзают жертву на сквозь, а лишь причиняют боль. Следователь, как правило, за считанные минуты получает признательные показания, которые арестованному остается только подписать;
3) Если арестант проявляет стойкость духа и продолжает молчать, через специальные дырочки в саркофаге пропихиваются длинные гвозди, ножи и рапиры. Боль становится просто невыносимой;
4) Жертва так и не признается в содеянном, то ее запирали в саркофаге на длительное время, где она и погибала от потери крови;
5) В некоторых моделях «железной девы» были предусмотрены шипы на уровне глаз, чтобы их выкалывать.

Читайте также:
Дракон и драконовские законы - краткая история

Название этой пытки происходит от греческого «скафиум», что значит «корыто». Скафизм был популярен в древней Персии. Жертву, чаще всего, военнопленного, в ходе пытки пожирали заживо различные неравнодушные к человеческой плоти и крови насекомые и их личинки.

Как это работает?

1) Пленника укладывают в неглубокое корытце и обматывают цепями.
2) Его насильно кормят большими количествами молока и меда, от чего у жертвы начинается обильный понос, привлекающий насекомых.
3) Пленника, обгадившегося, измазанного медом, в корыте пускают плавать по болоту, где водится много голодных тварей.
4) Насекомые незамедлительно приступают к трапезе, в качестве основного блюда — живая плоть мученика.

Груша страданий

Этот жестокий инструмент использовался для наказания женщин, сделавших аборт, лжецов и гомосексуалистов. Устройство вставлялось во влагалище у женщин или задний проход у мужчин. Когда палач крутил винт, «лепестки» раскрывались, разрывая плоть и принося жертвам невыносимые мучения. Многие умирали затем от заражения крови.

Как это работает?

1) Инструмент, состоящий из заостренных листовидных сегментов грушевидной формы засовывается клиенту в нужное отверстие тела;
2) Палач помаленьку крутит винт на верхушке груши, при этом «листья”-сегменты распускаются внутри мученика, причиняя адскую боль;
3) После того, как груша раскрывается полностью провинившийся получает внутренние повреждения, несовместимые с жизнью и умирает в ужасных муках, если до этого уже не впал в беспамятство.

Медный бык

Конструкцию этого агрегата смерти разработали древние греки, а если быть точнее, то медник Перилл, который продал своего жуткого быка сицилийскому тирану Фаларису, который просто обожал мучить и убивать людей необычными способами.

Внутрь медной статуи, через специальную дверцу, заталкивали живого человека. А дальше Фаларис первым делом испытал агрегат на его создателе — алчном Перилле. Впоследствии и самого Фалариса поджарили в быке.

Как это работает?

1) Жертву закрывают в полой медной статуе быка;
2) Под брюхом быка разводится огонь;
3) Жертва поджаривается заживо;
4) Строение быка таково, что вопли мученика доносятся из пасти статуи, словно бычий рев;
5) Из костей казненного делали украшения и обереги, которые продавались на базарах и пользовались огромным спросом.

Пытка крысами была очень популярна в древнем Китае. Тем не менее, мы рассмотрим технику крысиного наказания, разработанную лидером Нидерландской революции XVI века Дидриком Соноем.

Как это работает?

1) Раздетого догола мученика кладут на стол и привязывают;
2) Большие, тяжелые клетки с голодными крысами кладутся арестанту на живот и грудь. Дно клеток открывается с помощью специальной задвижки;
3) На клетки сверху кладутся раскаленные угли, чтобы растормошить крыс;
4) Пытаясь убежать от жара горячих углей, крысы прогрызают себе путь через плоть жертвы.

Колыбель Иуды

Колыбель Иуды была одной из самых мучительных машин для истязаний в арсенале Супремы — испанской инквизиции. Жертвы обычно умирали от инфекции, вследствие того, что островерхое сидение пыточной машины никогда не дезинфицировалось. Колыбель Иуды, как орудие пытки, считалась «лояльной», ибо костей не ломала и связки не рвала.

Как это работает?

1) Жертву, у которой связаны руки и ноги, усаживают на верхушку остроконечной пирамиды;
2) Вершина пирамиды вонзается в анус или влагалище;
3) С помощью веревок жертву постепенно опускают все ниже и ниже;
4) Пытка продолжается несколько часов или даже дней, пока жертва не умирает от бессилия и боли, либо от кровопотери вследствие разрыва мягких тканей.

Наверное самая знаменитая, и непревзойденная в своем роде машина смерти под названием «дыба». Ее впервые испытали примерно в 300 году н. э. на христианском мученике Винсенте из Сарагосы.

Любой, выживший после дыбы, больше не мог пользоваться своими мышцами и превращался в беспомощный овощ.

Как это работает?

1. Это орудие пыток представляет собой специальное ложе с валиками на обоих концах, на которые наматывались веревки, удерживающие запястья и лодыжки жертвы. При вращении валиков веревки тянулись в противоположных направлениях, растягивая тело;
2. Связки на руках и ногах жертвы растягиваются и рвутся, кости выскакивают из суставов.
3. Применялся и другой вариант дыбы, под названием strappado: она состояла из 2 столбов, вкопанных в землю и соединённых перекладиной. Допрашиваемому связывали руки за спиной и поднимали за привязанную к рукам веревку. Иногда к его связанным ногам прикреплялось бревно или иные грузы. При этом руки у поднятого на дыбу человека выворачивались назад и часто выходили из суставов, так что осужденному приходилось висеть на вывернутых руках. На дыбе находились от нескольких минут до часа и более. Такой вид дыбы применялся чаще всего и в Западной Европе
4. В России поднятого на дыбу подозреваемого били кнутом по спине, и «прикладывали к огню», то есть водили по телу горящими вениками.
5. В отдельных случаях палач ломал у висящего на дыбе человека рёбра раскалёнными клещами.

Читайте также:
Нансеновский паспорт – Интересные факты

Шири (верблюжья шапочка)

Чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуаны (союз кочевых тюркоязычных народов) забирали к себе в рабство. Они уничтожали память раба страшной пыткой — надеванием на голову жертвы шири. Обычно эта участь постигала молодых парней, захваченных в боях.

Как это работает?

1. Сначала рабам наголо обривали головы, тщательно выскабливали каждую волосинку под корень.
2. Экзекуторы забивали верблюда и освежовывали его тушу, первым долгом, отделяляя ее наиболее тяжелую, плотную выйную часть.
3. Поделив на куски, ее тут же в парном виде натягивали на обритые головы пленных. Эти куски словно пластырь облепляли головы рабов. Это и означало надеть шири.
4. После надевания шири шею обреченного заковывали в специальную деревянную колоду, чтобы испытуемый не мог прикоснуться головой к земле. В этом виде их отвозили подальше от людных мест, чтобы никто не услышал их душераздирающие крики, и бросали там в открытом поле, со связанными руками и ногами, на солнцепеке, без воды и без пищи.
5. Пытка длилась 5 суток.
6. В живых оставались единицы, а остальные погибали не от голода и даже не от жажды, а от невыносимых, нечеловеческих мук, причиняемых усыхающей, сжимающейся на голове сыромятной верблюжьей кожей. Неумолимо сжимаясь под лучами палящего солнца, шири стискивало, сжимало бритую голову раба подобно железному обручу. Уже на вторые сутки начинали прорастать обритые волосы мучеников. Жесткие и прямые азиатские волосы иной раз врастали в сыромятную кожу, в большинстве случаев, не находя выхода, волосы загибались и снова уходили концами в кожу головы, причиняя еще большие страдания. Уже через день человек терял рассудок. Лишь на пятые сутки жуаньжуаны приходили проверить, выжил ли кто из пленных. Если заставали в живых хотя бы одного из замученных, то считалось, что цель достигнута.
7. Тот, кто подвергался такой процедуре, либо умирал, не выдержав пытки, либо лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта — раба, не помнящего своего прошлого.
8. Шкуры одного верблюда хватало на пять-шесть шири.

Испанская пытка водой

Для того, чтобы наилучшим образом выполнить процедуру этой пытки, обвиняемого располагали на одной из разновидностей дыбы или на специальном большом столе с поднимающейся средней частью. После того, как руки и ноги жертвы были привязаны к краям стола, палач приступал к работе одним из нескольких способов. Один из этих методов заключался в том, что жертву заставляли при помощи воронки проглотить большое количество воды, затем били по надутому и выгнутому животу.

Другая форма предусматривала помещение в горло жертвы тряпичной трубки, по которой медленно вливали воду, что приводило к раздуванию и удушению жертвы. Если этого было недостаточно, трубку вытаскивали, вызывая внутренние повреждения, а затем вставляли опять и процесс повторялся. Иногда применяли пытку холодной водой. В этом случае обвиняемый часами лежал на столе обнаженный под струей ледяной воды. Интересно заметить, что эта разновидность мучения рассматривалась как легкая, и признания, полученные таком способом, суд принимал, как добровольные и данные подсудимым без применения пыток. Чаще всего эти пытка применялась испанской инквизицией дабы выбить признания из еретиков и ведьм.

Испанское кресло

Этот инструмент пытки широко использовался палачами испанской инквизиции и представлял собой изготовленное из железа кресло, на которое узника усаживали, а ноги заключали в колодки приделанные к ножкам кресла. Когда он оказывался в таком совершенно беспомощном положении, под ноги его ставили жаровню; с раскаленными углями, так, что ноги начинали медленно поджариваться, а для того, чтобы продлить страдания бедняги, ноги время от времени поливали маслом.

Часто использовался и другой вариант испанского кресла, представляющий собой металлический трон, к которому привязывали жертву и разводили под сиденьем огонь, поджаривая ягодицы. Пытке на таком кресле была подвергнута известная отравительница Ла Вуазен во время знаменитого Дела об отравлениях во Франции.

Гридирон (решетка для пытки огнем)

Этот вид пытки часто упоминается в житиях святых — реальных и выдуманных, однако нет никаких свидетельств того, что гридирон «дожил» до средних веков и имел хотя бы малое хождение в Европе. Обычно он описывается как обыкновенная металлическая решетка 6 футов в длину и двух с половиной — в ширину, установленная горизонтально на ножках, чтобы иметь возможность развести под ней костер.

Иногда гридирон делался в виде дыбы, чтобы иметь возможность прибегнуть к комбинированной пытке.

На подобной решетке был замучен святой Лаврентий.

К этой пытке прибегали очень редко. Во-первых, было достаточно легко убить допрашиваемого, во-вторых, существовала масса более простых, но не менее жестоких истязаний.

Кровавый орел

Одна из самых древних пыток, во время которой жертву привязывали лицом вниз и вскрывали спину, ребра обламывали у позвоночника и раздвигали наподобие крыльев. В скандинавских легендах утверждается, что во время такой экзекуции раны жертвы посыпали солью.

Читайте также:
Аграрная революция первобытных людей

Многие историки утверждают, что данная пытка применялась язычниками по отношению к христианам, другие уверены, что таким способом наказывались супруги, уличенные в измене, а третьи утверждают, что кровавый орел — это просто страшная легенда.

«Колесо Екатерины»

Прежде, чем привязать жертву к колесу, ей ломали конечности. При вращении ноги и руки окончательно выламывались, принося жертве невыносимые мучения. Одни умирали от болевого шока, а другие мучились по несколько дней.

Испанский осел

Деревянное бревно в виде треугольника закреплялось на «ножках». Голая жертва помещалась сверху на острый угол, который врезался прямо в промежность. Чтобы пытка становился более невыносимой, к ногам привязывали утяжелители.

Испанский сапог

Это такое крепление на ноге с металлической пластинкой, которая с каждым вопросом и последующим отказом отвечать на него, как этого требовалось, затягивалась все сильнее, чтобы переломать человеку кости ног. Для усиления эффекта иногда к пытке подключался инквизитор, который ударял молотом по креплению. Часто после таких пыток все кости жертвы ниже колена были раздроблены, а израненная кожа выглядела, как мешочек для этих костей.

Четвертование лошадьми

Жертва привязывалась к четырём лошадям — за руки и ноги. Потом животных пускали вскачь. Вариантов не было — только смерть.

10 самых жестоких методов пыток, когда-либо созданных в истории

Многие несчастные люди испытали на себе все “прелести” пыток. Но самым тревожным фактом о существование этих устройств является то, что эти устройства для причинения боли были придуманы людьми. Представляем вашему вниманию 10 самых жестоких методов пыток, которые когда-то были созданы человеком.

1. Сидение в кадке

Осужденный помещался в деревянную ванну так, что торчала только голова. Палач обмазывал лицо осужденного молоком и медом, из-за чего на него начинали слетаться мухи и откладывать личинки. Жертву этого наказания регулярно кормили и ванна постепенно начинала наполняться экскрементами. Через несколько дней личинки и черви начинали пожирать разлагающееся заживо тело.

2. Медный бык

Также известный как “Сицилийский Бык”, он был спроектирован в Древней Греции. Входная дверь в этого быка была сделана из латуни и запиралась она только снаружи. Жертву помещали внутрь быка и под быком разжигали огонь до того момента, пока металл не пожелтеет. Затем жертву медленно поджаривали до смерти. Бык был устроен так, что крики жертвы, доносившиеся из него, были похожи на рев быка.

3. Сажание на кол

Этот метод наказания был излюбленным методом Влада Цепеша, известного как “Дракула”. Кол устанавливали вертикально и сажали на него человека. Жертва, под грузом своего собственного веса, съезжала вниз. Жертва умирала не сразу, это могло продлиться трое суток. Однажды Влад Цепеш посадил на кол около 20 000 человек и сел обедать, получая наслаждение от зрелища.

4. Двусторонняя вилка

Это устройство состояло из металлической четырехзубой двусторонней вилки, прикрепленной ремешком к шее жертвы. Один конец вилки устанавливался под подбородком, другой – к груди. Таким образом жертва не могла уснуть, так как голову было наклонить нельзя, иначе вилка проткнула бы горло и грудь. На вилке было написано “Я отрекаюсь”. Данное наказание применялось для еретиков.

5. Распятие на кресте

Из-за распятие Иисуса Христа это наказание стало очень популярным в древности. Хотя и сегодня этот метод пыток практикуется в некоторых странах. Осужденного привязывали или прибивали к большому деревянному кресту и оставляли его висеть там до тех пор, пока он не умрет. Обычно это занимало несколько дней.

6. Колыбель Иуды

Это ужасное наказание заключалось в следующем: жертву сажали голышом на деревянный табурет с пирамидной вершиной и медленно опускали осужденного при помощи веревок. Устройство редко мылось, поэтому если человек не умирал во время пыток, то причиной его гибели становилось заражение инфекцией.

7. Метод пыток с использованием веревки

Веревка – самое универсальное средство наказания. Жертву можно было привязать к дереву и оставить на растерзание животным. А также веревка использовалась чтобы повесить жертву на виселице и развлечь тем самым народ. Или еще привязывали жертву к лошади, которую заставляли скакать галопом.

8. Гильотина

Одна из самых известных форм казней, гильотина была сделана из острого лезвия, прикрепленного к веревке. Голова жертвы была помещена под лезвием и когда лезвие опускалось, оно отделяло голову жертвы от тела. Поскольку обезглавливание считалось мгновенным и безболезненным способом (по крайней мере менее болезненным, чем другие методы пыток), его часто считали самым гуманным наказанием.

9. Метод пыток с использованием крыс

Один из самых садистских из всех методов пыток, связанных с клеткой с одной открытой стороной, привязанной к телу жертвы. Клетку наполняют грызунами и нагревают с другой стороны, заставляя грызунов тем самым инстинктивно искать единственный выход – свозь тело жертвы.

10. Распиливание

Жертву вешали вверх ногами, что позволяло им быть в сознании из-за прилива крови к голове. Затем жертву распиливали пополам. Большинство из них были распилены только до живота для того, чтобы продлить агонию.

Читайте также:
Версальский договор - кратко суть и факты

Самые жестокие пытки в истории

На протяжении всей истории люди использовали самые жестокие пытки такие как кровавый орёл как форму наказания за преступления или просто для извлечения информации. Ниже перечислены 10 самых жестоких и отвратительных методов пыток, которые когда-либо появлялись в самых темных уголках человеческой истории.

10. Китайские Пытки Воды

Несмотря на то, что китайские пытки водой не являются болезненными по своей природе, они часто считаются одним из самых изнурительных методов пыток, когда-либо придуманных. Этот тип пыток также часто использовался испанской инквизицией как один из первых «гуманных» методов пыток. Пострадавших приковали к деревянному столу, а затем на их лоб медленно капала холодная или теплая вода, якобы сводя их с ума.

9. Колыбель Иуды

Колыбель Иуды, также известно как кресло Иуды, было средством для пыток, изобретенным в 16 веке в Испании. Во время этой пытки преступнику с начало надевали поясной ремень а затем сжали на острое сиденьем в форме пирамиды. И затем человек медленно опускался системой веревок.
Жертвы, как правило, были обнажены, что усугубляло общее унижение пыткой. Иногда различные веса привязывали к ногам, чтобы резко увеличить боль, и в конечном итоге разорвать мышечные ткани человека. Эта пытка могла длиться от нескольких часов до нескольких дней. Устройство никогда не мыли, поэтому пытки часто приводили к болезненной инфекции или даже смерти.

8.Тиски для больших пальцев

Тиски для больших пальцев были одними из самых распространенных методов пыток в средневековой Европе. Использовались для медленно раздавливания больших пальцев жертвы или других пальцев.
Раздавливание пальцев достигалось путем поворота ручки сверху и медленного сжимались зубчатые перемычки. Этот метод пыток использовался главным образом для получения признаний заключенных, так как пытка была чрезвычайно болезненной и продолжительной.
На следующих этапах пыток, подобное устройство, называемое «ботинок», часто использовалось, чтобы медленно раздавить ноги человека.

7. Испанский конь

Подобно колыбели Иуды, но гораздо хуже, испанский конь (также известный как деревянный конь) в основном использовался испанской инквизицией во время позднего средневековья. Это было остроугольное деревянное устройство треугольной формы, направленное вверх, на четырёх ногах. Затем голую жертву заставляли сидеть как на лошади, и к его или ее ногам прикреплялись различные грузы, чтобы усилить агонию жертвы. Согласно историческим источникам, клин иногда разрезал жертву целиком из-за слишком большого веса, привязанного к его или ее ногам.
Это устройство предположительно использовалось во время Гражданской войны в США солдатами Союза против их заключенных-конфедератов. ИХ заставляли сидеть на осле, пока они не теряли сознание.

6. Гроб пыток

В средние века этот метод пыток был одним из самых распространенных методов пыток и казней. Который часто видели в различных фильмах, снятых в средневековой Европе. Жертвы были раздеты догола и помещены в металлическую клетку, примерно сделанную в форме человеческого тело. Жертвы с избыточным весом часто помещались в меньший «гроб» для усиления дискомфорта. Затем клетку подвешивали к дереву, виселице или городским стенам.
Серьезные преступления, такое как убийство, наказывались смертью в гробу. Жертва обычно умирала от жажды, голода или переохлаждения в течение следующих нескольких дней. Иногда люди бросали в жертву камни и испорченную еду, чтобы еще больше усилить боль. После того как человек умер, его мясо пожирали птицы и насекомые, оставляя только скелет.
Однако гроб был использован не только для казни, но и для временного наказания несовершеннолетних правонарушителей, которых помещали в гроб только на несколько дней.

5. Свинцовый спринклер

Свинцовый спринклер представлял собой устройство для пыток, часто использовался для заливки в жертву расплавленного свинца, кипящего масло, кипящей водой, смолой или кислотой. По сути, это был ковш с длинной железной ручкой. Сначала верхняя половина сферы открывалась а нижняя половина заполнялась жидкостью которую, выберет палача. Затем перфорированная верхняя половина закрывалась.
Затем расплавленный метал заливался в рот, анус или влагалище жертвы, вызывая сильную боль. Серьезные внутренние ожоги вызывали смерть. В Монгольской империи преступников иногда наказывали, заливая им расплавленное серебро.

4.Потрошитель

Устройство для пыток, разработанное специально для женщин, было одним из самых жестоких методов пыток во все средневековье. Обычно оно использовался в качестве карательного или допросного устройства в отношении женщин-преступников, обвиняемых в супружеской измене, незаконном аборте, богохульстве, ереси или колдовстве.
Потрошитель размещался на открытой груди жертвы, а шипы проникали в жертву, достигая мощного захвата. Затем разрывали грудь. У жертвы, как правило, оставались шрамы на всю жизнь, так как ее груди обычно разрывались на части. Из-за тяжелой кровопотери или инфекции часто следовала смерть.

3. Дыба

Кто мог забыть Дыбу, которую обычно считают одной из самых болезненных форм средневековых пыток?
Дыба состояла из большой прямоугольной деревянной рамы с роликом на одном или обоих концах. Жертва была расположена на раме, её лодыжки были прикреплены к одному ролику, а запястья — к другому. По мере продвижения процесса допроса ручка, прикрепленная к верхнему валику, использовалась для постепенного вытягивания конечностей тела, что приводило к мучительной боли.

Читайте также:
Полтавская битва кратко - суть, причины, итоги

Веревки тянули руки и ноги жертвы, в конечном итоге вывихивая суставы с громкими хлопками, ломая мышцы и связки, а иногда даже отрывая верхние конечности человека прямо с его тела. Даже принуждения заключенных смотреть, как на дыбе пытали кого-то другого человека, часто было достаточно, чтобы получить признательные показания.

2. Крокодиловые ножницы


Крокодиловые ножницы были инструментом пыток, использовавшимся в поздней средневековой Европе, и обычно предназначались для людей, которые пытались убить короля. Эти ножницы были сделаны из металла, основываясь на концепции клещей.
После нагревания до мучительно высокой температуры крокодиловые ножницы прикладывали к эрегированному половому члену жертвы. Затем он отрывался от тела, или, если ему повезло, устройство могло просто привести к сильному кровотечению из артерий. Звучит как устройство из ада, если оно есть.

1. Головная дробилка

Головная дробилка была жестоким средством пыток, обычно используемым только испанской инквизицией. Подбородок человека был помещен над нижней планкой, а голова — под верхней металлической крышкой. Затем палач медленно поворачивал винт, постепенно сжимая головку между стержнем и колпачком.

Сначала зубы ломались и разрушались челюсти, затем следовали глаза. Некоторые варианты дробилки головы даже включали небольшие контейнеры для глазных яблок, выдавленные из глазниц человека. Агония могла длиться несколько часов, пока мозг жертвы не был окончательно раздавлен.

Этот ужасный инструмент был эффективным способом получения признаний от жертв, поскольку страдания могут быть продлены до неопределённого времени, если палач решит. Тем не менее, даже если пытка была остановлена и человек был ещё жив.Часто были необратимые повреждения мозга, глаз и челюсти.

Казнь слоном в Персии (Луи Русселе, 1868)

казнь слоном

В средневековой Индии и Персии дрессированные слоны часто использовались, чтобы разводить голову преступников. Эта практика продолжалась и в 19 веке. Казнь слона в Персии (Луи Русселе, 1868)

Загадочные шумеры. Как они жили, во что верили и как повлияли на современный мир

Шумеры — это представители цивилизации Шумера , населявшие южную часть Месопотамии в 4100-1750 гг. до н.э. (в некоторых источниках 5000-1700 гг. до н.э.). Эти люди жили в регионе, который не был единым сплоченным политическим образованием, а являлся территорией независимых городов-государств. В каждом таком городе правил свой царь.

Шумеры получили свое название от северных соседей, аккадцев. На языке аккадцев слово шумер означает «земля цивилизованных (культурных, воспитанных) царей». Сами шумеры называли область, где жили — «землей» или «землей черноголовых».

Многие вещи и понятия, которые люди используют в XXI веке и даже не задумываются об их происхождении, были изобретены и придуманы шумерами. Например, считается, что шумеры “открыли” время: первыми в истории разделили сутки на два периода по 12 часов — день и ночь, сам час на 60 минут, а минуту на 60 секунд.

После переселения аморитов в Месопотамию и нашествия эламитов во II тысячелетии Шумер прекратил свое существование. Эта цивилизация продолжала “жить” только в трудах древних писателей, включая библейскую книгу Бытия.

Вплоть до середины XIX века историки ничего не знали о Шумере, на все его упоминания в источниках специалисты не обращали особого внимания. Все изменилось, когда археологи нашли следы этой цивилизации.

Подъем и время первых

На протяжении всего XIX века европейские археологи приезжали на Ближний Восток, чтобы найти древние города, упомянутые в Библии: Вавилон, Ниневию, и таинственную местность Шинар в Месопотамии. В то время никто из археологов даже не догадывался, что поиски Шинара перевернут страницы мировой истории и предоставят научному миру такой богатый материал о прошлом, о котором историки даже не мечтали. Эти поиски приведут к открытию цивилизации Шумера.

Точно неизвестно, откуда пришли шумеры, но у историков есть данные, что около 2900 г. до н.э. представители этой цивилизации прочно обосновались в южной Месопотамии. Современные ученые делят историю этого региона на шесть периодов:

  • Убейдский период – 5000-4100 гг до н.э;
  • Урукский период – 4100-2900 гг. до н.э;
  • Ранний династический период – 2900-2334 гг. до н.э;
  • Аккадский период – 2334-2218 гг. до н.э;
  • Гутииский период – 2218-2047 гг. до н.э;
  • Период Третьей династии Ура (также известный как Шумерский Ренессанс) – 2047-1750 гг. до н.э.

Долгое время специалисты полагали, что южная Месопотамия была заселена около 4500 г. до н.э. Но в последние годы эта дата оспаривалась, и теперь считается, что деятельность человека в этом регионе началась гораздо раньше. Первыми поселенцами южной Месопотамии были вовсе не шумеры, а люди неизвестного происхождения, которых ученые назвали убейдами . Такое имя народу дали в честь археологического памятника Телль-эль-Убейд в Южном Ираке, где были впервые обнаружены уникальные артефакты, относящиеся к тому времени. В некоторых источниках убейдами называют протоевфратцев, которые обозначаются как первые жители региона реки Евфрат.

Читайте также:
Ку-клукс-клан - история, факты, фото

Об Убейдской цивилизации специалисты практически ничего не знают, но некоторые артефакты, относящиеся к этой культуре, указывают на то, что убейды основали первые общины, которые затем превратились в города, а чуть позже, в Урукский период , в города-государства.

Для Раннего династического периода характерно появление первых царей, правительства и бюрократии, также в этот период происходят первые конфликты между шумерскими городами-государствами за территорию и воду.

Шумерские города иногда объединялись под властью одного царя. Известный такой случай произошел около 2700 г. до н.э., когда царь города Киша Эн-Мебарагеси развязал войну против “городов страны Элам”. Кстати, это была первая письменно задокументированная в истории война. Объединенные войска царя Киша одержали победу и разграбили города Элама.

Приблизительно в 2316-2310 гг. до н.э. Шумер завоевывает аккадский царь Саргон Древний (ок. 2334-2279 гг. до н.э.). В каждом шумерском городе на влиятельные посты он назначает своих ставленников, в том числе и свою дочь Энхедуанну (ок. 2285-2250 гг. до н.э.).

Шумер находился под властью аккадцев до вторжения в регион народа Гутии . Через 200 лет правления Гутии царь города Ур Ур-Намму (ок. 2047–2030 гг. до н.э.) освободил эту область. Начинается возрождение шумерской культуры, этот период вошел в историю как Шумерский ренессанс .

Американский востоковед Сэмюэл Ноа Крамер в своей книге “История начинается в Шумере” называет 39 событий, которые впервые в истории появляются именно у шумеров. Вот самые интересные пункты:

  • первый историк;
  • первый случай снижения налогов;
  • первый “Моисей”;
  • первые пословицы и поговорки;
  • первый “Ной”;
  • первый библиотечный каталог;
  • первый “Мессия”;
  • первая колыбельная.
  • первое задокументированное авторство (гимны, которые сочинила дочь Саргона Древнего Энхедуанну).

В своем труде Крамер рассказывает и о шумерских городах, которые после освобождения от народа Гутии разбогатели за счет торговли. Экономическое процветание, пишет Крамер, привело к культурному и научному росту.

Первый город

Некоторые историки называют шумерский город Урук “самым старейшим в мире”. Предполагается, что в его центре находился храмовый комплекс с многоступенчатым культовым сооружением — зиккуратом. Именно этот комплекс, говорят исследователи, послужил прототипом библейской Вавилонской башни.

Хотя современная археология и установила, что Урук является самым старым городом в Месопотамии, шумеры же так не думали. Они полагали, что первым был Эриду. Считалось, что им управлял бог мудрости и владыка вод Энки.

Древний народ верил, что Энки поднял Эриду из болот, а затем послал людям “царствие с небес” и установил мировой порядок. Шумеры считали Эриду местом рождения божественной силы, управляющей укладом людей, и рассматривали появление этого города, как наступление “золотого века” — блаженного состояния человечества. Многие историки полагают, что миф, который связывали с городом Эриду, скорее всего, послужил основой для мифа об Эдемском саде, а миф о “падении” города — для мифа об изгнании из рая. Правда, в них есть различия.

Так “падение” Эриду означало не грехопадение человека, а утрату влияния города, как центра древней цивилизации. Вот что говорится об этом в шумерском мифе “Инанна и Энки”:

“Самая прекрасная и самая могучая из богинь, Инанна, любила свой город Урук больше всех городов. Чтобы возвысить его и сделать столицей всего Шумера, задумала она великое дело. Решила богиня отправиться в гости к своему праотцу, богу мудрости Энки, обитающему в ужасной бездне Абзу около города Эриду, древнейшего из городов. Она знала, что здесь хранит Энки сто божественных установлений (по-шумерски – ме ), приводящих в движение жизнь людей. Эти сто таинственных основ жизни захотела Инанна доставить из Эриду в Урук и обеспечить себе власть над землей…. Исимуд выполнил приказ своего господина. Он встретил богиню и проводил ее в Абзу, и усадил за праздничный стол. Явился сам Энки и сел рядом с богиней. Ее чарующая красота ослепила его, и сердце бога возликовало от пьянящих напитков, выпитых вместе с нею. И, увидев, что он уже не владеет собой, хитрая Инанна сказала ему: «О мой отец, подари мне сто великих установлений, направляющих дела людей, погрузи их в небесную ладью и отправь со мной в мой город Урук». Опьяненный и очарованный Энки не имел сил противиться просьбам богини”.

Далее в мифе рассказывается, что Энки с радостью отдает своей дочери сто божественных установлений, после чего она бежит к своему кораблю и доставляет их в Урук. В итоге город Эриду “уменьшается”, теряет влияние, а Урук, наоборот, “увеличивается” в размерах и становится самым влиятельным в регионе.

Современные исследователи полагают, что этот миф возник как результат перехода шумеров от небольших поселений (символизировало Эриду) к строительству городов (символизировало Урук).

Во что верили шумеры

Шумеры считали, что боги создали мир из хаоса. После они вылепили человека из глины, чтобы он обрабатывал землю, пас скот и поклонялся богам. Смысл всей жизни человека — трудиться с богами бок о бок, чтобы не допустить возвращение хаоса. Однако по неизвестным причинам боги вернули мир к первоначальному состоянию.

Читайте также:
Как добывали огонь

Шумерский “Миф о творении” (текст найден при раскопках Эриду, предполагается, что его написали ок 2300 г. до н.э.) — самая ранняя версия сказания о Всемирном потопе, которое потом перескажут в аккадском эпосе об «Атрахасисе», «Эпосе о Гильгамеше» и «Книге Бытия». В этом мифе боги решают уничтожить человечество с помощью потопа. Энки, узнав о надвигающейся опасности, спасает благочестивого царя Зиусудру, велит ему построить ковчег и взять с собой “каждой твари по паре”. После семи дней и семи ночей потоп прекращается, боги смягчают свой гнев и принимают решение контролировать численность населения: отправляют в мир смерть и болезни.

Боги ожидали, что люди, познав смерть и болезни, будут использовать свое время по назначению: для поддержания порядка и взаимопомощи.

Власть

Сэмюэл Ноа Крамер в своей книге пишет, что возвышение шумерской цивилизации и появление государственности тесно связаны с потребностью в орошении:

«Сельское хозяйство шумерских городов-государств зависело от орошения — сложного процесса, требующего совместных усилий и хорошей организации труда. Сперва необходимо было построить каналы, потом за ними нужно было следить. Ведь вода должна была равномерно распределяться между всеми заинтересованными сторонами. Правители шумерских городов-государств заключали союзы и создавали совместные надзирательные органы, в результате количество правительственных учреждений росло и, как следствие, развивалась политическая система, образовывалась государственность».

Из многих невероятных артефактов, найденных при раскопках в Ираке, интерес представляет так называемый “Список царей” — документ с именами шумерских правителей, восходящих к началу мира, когда боги впервые послали “царство с небес” в Эриду. Этот список составлен в 2100 г. до н.э, предположительно, в городе-государстве Лагаш. В документе первым правителем Шумера называется царь Этана, о нем говорится как о том, “ который успокоил все земли ”. Этана считается мифическим царем, скорее всего, это вымышленный персонаж.

Ученые отмечают, что у шумеров сперва не было титула царя. Городом-государством управлял военный вождь — лугаль (буквально «большой человек»), избираемый народом на время войны. Помимо исполнения военных обязанностей, он руководил возделыванием земли и играл роль “помощника богов”, следил, чтобы люди исполняли их волю.

Позже, с ростом городов и развитием сельского хозяйства, титул лугаля становится пожизненным, во всех крупнейших городах лугали фактически превращаются в царей, а власть могут передавать по наследству.

Падение и гибель цивилизации

На протяжении всего Урукского периода (4100-2900 гг. до н.э) культура шумеров быстро развивалась, величайшим достижением того времени стало появление письменности, это произошло в 3600-3500 гг. до н.э.

Историки отмечают, что письменность шумеров возникла в результате становления торговых отношений между городами-государствами, но первое время была относительно примитивной, использовалась лишь для записей хозяйственного учета. Приблизительно в Ранний династический период (2900-2334 гг. до н.э) начинает формироваться клинописное письмо, которым позже будут написаны такие произведения, как «Эпос о Гильгамеше», «Гимны Энхедуанны для Инанны» и многие другие.

Шумерский язык стал языком “лингва франка” в Месопотамии (как сегодня английский) — на нем между собой говорили люди из разных регионов, чей родной язык был иным. А шумерской клинописью пользовались народы, которые находились далеко от Шумера и у которых даже была своя письменность. Почему так происходило, ученые не знают.

Шумерская цивилизация прекратила свое существование в 1750 г. до н.э. после вторжения эламитов. В 2083 году до н.э. царь Ур Шульги начал строительство великой стены, чтобы защитить свой народ от врагов, но ни он, ни другие правители закончить ее так и не успели, стену можно было легко обойти с двух сторон, чем и воспользовались захватчики.

Специалисты отмечают, что шумеры пытались сохранить свою культуру даже с приходом в Месопотамию кочевников-семитов аморитов, но безуспешно. Во времена правления Хаммурапи (ок. 1792-1750 гг. до н.э.) шумерские божества были полностью вытеснены из пантеона богов и заменены другими, верховным богом Вавилонии и всей Месопотамии стал Мардук.

Считается, что шумерские боги были заимствованы египтянами, а форма и размеры шумерских зиккуратов повлияли на строительство египетских пирамид. Шумерская концепция времени, а также их система письма, использовалась другими цивилизациями еще долгое время. А шумерская цилиндрическая печать — выточенный из камня небольшой цилиндр с уникальной резьбой, служивший как удостоверение личности, оставалась популярной в Месопотамии вплоть до падения Ассирийской империи в 612 г. до н.э.

Post Scriptum

История шумеров была тайной на протяжении веков. Любые ссылки на эту цивилизацию в древних трудах оставались без внимания.

В XIX веке Библия (особенно Ветхий Завет) считалась самой старой книгой в мире и полностью достоверной. В истинности библейских преданий об Эдемском саде, грехопадении, Всемирном потопе практически никто не сомневался, люди полагали, что они продиктованы самим христианским богом. Археологам оставалось найти лишь подтверждения этих самых историй. Доказательства нашли, но совсем не те, на которые рассчитывала церковь, они оказались не в пользу религии. Эти находки изменили представление о прошлом и показали миру, что все библейские сюжеты были заимствованы из более ранних мифов, их сочинили и записали люди, жившие несколько тысяч лет назад в древней области, которую сегодня мы называем Шумер.

Читайте также:
Аненербе 3 Рейха - Секретный проект Гитлера

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  • Bertman, S. Handbook to Life in Ancient Mesopotamia. Oxford University Press, 2005.
  • Black, J. , et. al.The Literature of Ancient Sumer.Oxford University Press, 2006.
  • Bottéro, J. Everyday Life in Ancient Mesopotamia. Johns Hopkins University Press, 2001.
  • Jacobsen, T. The Treasures of Darkness. Yale University Press, 1978.
  • Kramer, S. N. History Begins at Sumer. University of Pennsylvania Press, 1988.
  • Kramer, S. N. The Sumerians: Their History, Culture, and Character. University of Chicago Press, 1971.
  • Kriwaczek, P. Babylon: Mesopotamia and the Birth of Civilization. St. Martin’s Griffin, 2012.
  • Leick, G. Mesopotamia: The Invention of the City. Penguin Books, 2003.
  • Van De Mieroop, M. A History of the Ancient Near East ca. 3000 – 323 BC, 2nd Edition. Blackwell Publishing, 2006.
  • Von Soden, W. The Ancient Orient: An Introduction to the Study of the Ancient Near East. Eerdmans Pub Co, 1994.

Древний Шумер: боги, люди, власть

Понимание политических процессов в истории того или иного народа невозможно без осознания их экономических причин. Любое общество зависит от экономики, которая диктует свои постоянно меняющиеся правила. Цивилизации далёкого прошлого в этом ничем не отличались от современного мира – Древний Шумер был колыбелью государственности и культуры человечества, а потому многие аспекты его жизни актуальны и сейчас.

Шумер – страна богов

С самого раннего периода становления и развития шумерской цивилизации в начале III тысячелетия до н. э. центральным местом хозяйственной, политической и культурной жизни общества был храм. Каждая из шумерских общин (а затем и номовых государственных образований) выбирала себе божество-покровителя. Если же рассматривать ситуацию с точки зрения шумеров, то все было с точностью до наоборот – божество выбирало себе место, где хотело жить, а людям оставалось заботиться о его доме. Всё в окрестностях этого дома, который мы называем храмом, принадлежало богу или богине: земля, вода, звери, птицы и, конечно, люди. Все люди без исключения, от самого незаметного члена общины до лидера, являлись лишь скромными слугами божества. Задачами слуг было строить как можно больше домов для божественного господина или госпожи, наполнять их прекрасными вещами, а также восхвалять величие бога. За это люди могли просить небесного покровителя о помощи в своих делах.

Священники

На практике это означало, что всеми хозяйственными работами руководили жрецы. Они же собирали в хранилищах храмов и всю произведённую продукцию, чтобы затем разделить её между общинниками согласно ценности того или иного человека. Очевидно, что ценность ближнего слуги бога (то есть, священника) куда выше ценности обычного крестьянина или рыбака, а, значит, он должен получать лучшую пищу и одежду. «Близкими к богу» являлись и дети жрецов, которые должны были наследовать своим родителям их религиозные и хозяйственные функции, а также привилегии.

Большую часть своего времени «управляющие владениями бога» и их помощники занимались организацией строительных работ, планированием систем орошения и учётом. Сложная система хранения и распределения зерна, шкур, шерсти, а также орудий производства породила необходимость в строгой фиксации и своеобразной отчётности перед богом-покровителем. Простейшие значки на глиняных табличках превратились в систему письменности в виде так называемой клинописи – учёт велся вплоть до зёрнышка.

Ранние документы фиксируют относительное равенство распределения продуктов и вещей, но по мере освоения новых земель, роста численности населения и углубления его специализации священники стали получать всё бо́льшие пайки. В определённый момент вместо натурального вознаграждения за свой труд жрецы стали получать земельный надел, который должны были обрабатывать общинники. Жизнь становилась всё менее справедливой, о былом равенстве уже никто не вспоминал.

Правители

В тяжёлых климатических условиях Шумера отдельному человеку или небольшой группе людей выжить было крайне трудно. Зато коллективный упорядоченный труд давал не только гарантированное пропитание, но и значительные излишки сельскохозяйственной продукции. Эти излишки стали не только основой цивилизации и прогресса, но и послужили причиной острых военных и социальных конфликтов. Чтобы заставить соседей платить дань, нужно было воевать. Вооружённые конфликты превратились в обыденность, а успешные военные предводители стали забирать себе бо́льшую часть добычи. Даже если община не вела захватнических войн, угроза нападения врагов заставляла людей по-особенному относиться к своим военным вождям, а те концентрировали в своих руках достаточно имущества и власти, чтобы стать важными фигурами. Во время войны армия города-государства состояла из такого числа свободных мужчин общины, которое можно было вооружить и прокормить – эти люди возвращались домой товарищами по оружию. Дружеские связи между воинами служили основой политического влияния их предводителей.

Политически шумерский город-государство строился в условиях непрочного баланса сил между верховным жрецом с титулом энси и военным предводителем с титулом лугаль. В переводе с шумерского языка «энси» буквально означает «господин (или жрец) закладки сооружений», а «лугаль» – «большой (великий) человек (мужчина)». С экономической точки зрения существовало два хозяйства: традиционное общинное вокруг храма и новое дворцовое вокруг земель, присвоенных династиями лугалей. Власть энси, как правило, не выходила за пределы родного нома, лугали же претендовали на военное превосходство над несколькими городами-государствами или всем Шумером.

Читайте также:
Иван Калита - биография, политика и правление

Экономические интересы отдельного нома никогда не требовали обширных завоеваний. Лугали же могли сохранять и приумножать свою силу, лишь непрерывно воюя. Содержание постоянного профессионального ядра армии и гарнизонов в побеждённых городах стоило очень дорого, поэтому собственных средств и полученной дани лугалям не хватало. Религиозное мировоззрение и сила традиции шумеров были столь сильными, что даже такое «мирское» дело как война имело глубокое мифологическое обоснование. Раз каждый из городов-государств принадлежит богу, то и войны между собой ведут тоже боги, а люди являются лишь орудием этого непрекращающегося конфликта. Победа возможна лишь в том случае, если могущественный небесный покровитель захочет помочь войску своего города – а чья победа, того и добыча. Таким образом, значительная часть военных трофеев оседала в храмовом хозяйстве. Это усиливало храмы и жрецов и не позволяло династиям полководцев стать единственными правителями своего нома. По этой же причине любые завоевания были недолговечны, и войны в Междуречье не прекращались веками.

Лугали не желали мириться с таким положением вещей и пытались использовать своё влияние для того, чтобы устроить своих родственников верховными жрецами и через них получить доступ к ресурсам храмов. Наследственная храмовая знать всячески препятствовала этому.

Общинники

При такой системе власти простые люди (по-шумерски – «черноголовые») редко могли высказать своё мнение. Обычно «воля народа» выражалась через стихийные восстания, обычно следовавшие за катастрофическими военными поражениями. Другим примером общинной демократии может служить избрание нового верховного жреца-энси или царя-лугаля в случае пресечения прежней династии. В обычное же время общинники облагались всё новыми податями и повинностями, а их лучшие представители гибли на войне или искали счастья в дружине лугаля.

Самые предприимчивые из окружения лугаля брали пример со своего предводителя и всеми силами старались как можно быстрее разбогатеть. Для этого они использовали банальное, но невероятно эффективное злоупотребление полномочиями и положением. Управляя царскими имениями, торговыми делами или мастеровыми, придворные присваивали себе довольствие и имущество простых людей. Часты были случаи, когда горожане вынужденно продавали чиновникам свою собственность по заниженной цене. Другим способом поправить своё положение для придворного было заставить работать на себя свободных или зависимых от царя общинников (это не отменяло обычных обязанностей работника перед общиной и храмом). Также можно было воспользоваться тяжёлыми временами вроде войны или стихийного бедствия, чтобы одолжить местной общине немного зерна до лучших времён, а случае неуплаты долга и процентов по нему отобрать часть земли.

Цари и их окружение отбирали землю и у храмов. Конечно, это могло оформляться как временная уступка в связи с тратами по несению службы, но со временем такая земля стала передаваться по наследству. Таким образом, появлялся целый класс землевладельцев, которые имели собственные наделы и передавали их своим потомкам.

Земля, вода и люди

Возникает закономерный вопрос, почему главной ценностью в Шумере была именно земля. Ответ заключается в способе её обработке. По-настоящему ценной землёй была полоска шириной в несколько километров вдоль рек Тигр, Евфрат и их притоков. Чтобы увеличить площадь этих плодородных земель, шумеры строили разветвлённую сеть дренажных и оросительных каналов. С учётом постоянного роста населения достаточно было владеть драгоценной землёй, а уж желающих кормиться с неё будет достаточно. При такой системе хозяйствования земледелец не мог просто уйти обрабатывать свободные земли за пределами зоны естественного и искусственного орошения, а, значит, был вынужден терпеть притеснения «больших людей». Вынужденную стабильность этому обществу придавала охранительная власть религии и страх перед врагами-соседями, которые могли легко захватить родной ном во время политических неурядиц в нём.

От общины к государству

С XXVIII века до н. э., когда шумеры начали строить свою государственность, и до XXIV века до н. э. они прошли долгий путь от монолитного общинного мира с относительным равноправием до общества, разрываемого имущественным расслоением и социальными конфликтами. Дворцовая администрация и старая храмовая знать оспаривали друг у друга власть, и никто не желал уступить в этом споре. Стремительно нищающему бесправному населению оставалось только наблюдать за этой схваткой.

  1. Дьяконов И. М. Пути истории. М., 1994
  2. История Древнего Востока. Ч.I. Месопотамия. Под ред. Дьяконова И. М. М., 1983
  3. Емельянов В. В. Древний Шумер. Очерки культуры. «Петербургское Востоковедение», 2001
  4. Гуляев В. И., Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории. М.: Алетейа, 2004. ISBN 5–89321–112-X: 1000
  5. Вейнберг И. П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы издательства, 1986
  6. Мелларт Джеймс. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. «Наука» М., 1982
  7. Diakonov I. M. Ancient Mesopotamia: Socio-economic History. Sandig Reprint Verlag, 1987
  8. Robert McAdams. An Interdisciplinary Overview of a Mesopotamian City and its Hinterland, 2008. ISSN 1540–8779.
  9. Samuel Noah Kramer. The Sumerians: Their History, Culture, and Character. University of Chicago Press, 1971. ISBN-10: 0226452387 ISBN-13: 978–0226452388.
  10. Leonard Woolley. The Sumerians, 1965. ISBN-10: 1566196663 ISBN-13: 978–1566196666.
Читайте также:
25 интересных фактов о Колизее

Шумеры

Шуме́ры — при­ня­тое в науке наиме­но­ва­ние пред­ста­ви­те­лей древ­него народа, насе­ляв­шего южную часть Меж­ду­ре­чья.

Что известно о шумер­ской циви­ли­за­ции?

Счи­та­ется, что шумеры высту­пили на арену все­мир­ной исто­рии при­бли­зи­тельно в чет­вер­том тыся­че­ле­тии до Рож­де­ства Хри­стова.

Тогда как шумеры насе­ляли южную часть Меж­ду­ре­чья, в север­ной части жили аккадцы. Земля Шумер сопо­став­ля­ется с биб­лей­ским назва­нием «Сен­наар».

Для своего вре­мени шумеры стояли на довольно высо­кой сту­пени раз­ви­тия, зани­ма­лись стро­и­тель­ством и зем­ле­де­лием, обра­бот­кой метал­лов, обла­дали науч­ными зна­ни­ями, пись­мен­но­стью, куль­ту­рой. В рели­ги­оз­ном отно­ше­нии шумеры были идо­ло­по­клон­ни­ками.

Вопрос о точном про­ис­хож­де­нии этого народа до сих пор служит пред­ме­том науч­ных дис­кус­сий и споров. По одной из гипо­тез, шумеры пришли в Сен­наар со сто­роны гор, лежа­щих на восток от Дву­ре­чья. По другой, их пра­ро­ди­ной была Аравия. Суще­ствует ска­за­ние, соот­но­ся­щее место древ­ней­шего посе­ле­ния шуме­рий­цев с ост­ро­вом Диль­мун (Пер­сид­ский залив).

Счи­та­ется, что этни­че­ски этот народ был чужд семит­ским пле­ме­нам. Опи­ра­ясь на дошед­шие до нас изоб­ра­же­ния, неко­то­рые иссле­до­ва­тели отме­чают, что шумеры отли­ча­лись круг­лыми лицами и косой поста­нов­кой глаз.

Что сооб­щает Писа­ние о древ­них посе­лен­цах земли Сен­наар?

Свя­щен­ное Писа­ние свя­зы­вает воз­ник­шее после потопа цар­ство в земле Сен­наар с потом­ком Хама Ним­ро­дом: «Цар­ство его вна­чале состав­ляли: Вави­лон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сен­наар» ( Быт.10:10 ).

Согласно сви­де­тель­ству извест­ного древ­не­ев­рей­ского исто­рика Иосифа Флавия, по осу­ше­нии земли тер­ри­то­рия Сен­наар стала при­бе­жи­щем для пред­ста­ви­те­лей всех трех ветвей чело­ве­че­ства: потом­ков Сима, Иафета и Хама (Иудей­ские древ­но­сти. Кн. 1, гл. 4).

Биб­лей­ская же Исто­рия, сооб­щая об этом собы­тии, не даёт на этот счёт про­стран­ных ком­мен­та­риев, огра­ни­чи­ва­ясь крат­ким рас­ска­зом: «Вот пле­мена сынов Ноевых, по родо­сло­вию их, в наро­дах их. От них рас­про­стра­ни­лись народы на земле после потопа. На всей земле был один язык и одно наре­чие. Дви­нув­шись с востока, они нашли в земле Сен­наар рав­нину и посе­ли­лись там» ( Быт.10:32; 11:1-2 ).

Даль­ней­шее повест­во­ва­ние опи­сы­вает стро­и­тель­ство в этой земле куль­то­вой башни, высо­той до небес, про­гне­вав­шее Бога и послу­жив­шее при­чи­ной сме­ше­ния языков, при­вед­шего к рас­се­я­нию наро­дов ( Быт.11:2-8 ). Рас­по­ло­жен­ный на том месте город полу­чил назва­ние Вави­лон именно в этой связи: «Посему дано ему имя: Вави­лон, ибо там смешал Гос­подь язык всей земли, и оттуда рас­сеял их Гос­подь по всей земле» ( Быт.11:9 ).

Явля­лась ли шумер­ская циви­ли­за­ция первой циви­ли­за­цией на земле?

Рас­про­стра­нен­ное на сего­дняш­ний день мнение о том, что Месо­по­та­мия была колы­бе­лью чело­ве­че­ского рода, и что шумер­ская циви­ли­за­ция пред­став­ляла первое высо­ко­раз­ви­тое обще­ство на земле, сле­дует счи­тать анти­на­уч­ным и без­до­ка­за­тель­ным.

Во-первых, изна­чально чело­век жил в Раю, а быто­пи­са­тель нигде не утвер­ждает, что Рай нахо­дился в земле Сен­наар. Из Едема, конечно же, выхо­дила река, кото­рая, затем раз­де­ля­лась на четыре, две из коих были Тигром и Евфра­том ( Быт.2:14 ). Но где рас­по­ла­га­лись их русла до потопа, ска­зать невоз­можно.

Во-вторых, первые очер­та­ния циви­ли­за­ции воз­никли задолго до шумер­ской. Так, стро­и­те­лем города, был сын Адама, Каин ( Быт.4:17 ). При Иувале люди уже знали музыку и поль­зо­ва­лись музы­каль­ными инстру­мен­тами ( Быт.4:21 ). Тувал­ка­ину был изве­стен метод добычи и обра­ботки меди и железа ( Быт.4:22 ). А первым вели­чай­шим кораб­ле­стро­и­те­лем был Ной ( Быт.6:22 ).

Во-тре­тьих, Ной со своей семьёй выса­дился из ков­чега на тер­ри­то­рии Ара­рат­ских гор ( Быт.8:4 ), а уже только оттуда про­изо­шло даль­ней­шее пере­се­ле­ние людей в Меж­ду­ре­чье ( Быт.11:1 ).

Явля­ются ли месо­по­там­ские мифы и легенды пер­во­ис­точ­ни­ками рели­ги­оз­ных знаний древ­него Изра­иля?

Пред­по­ло­же­ние о том, что Авраам, пере­се­лив­шись из Ура (важ­ней­шего куль­тур­ного и эко­но­ми­че­ского центра Месо­по­та­мии) в Пале­стину, пере­нёс туда мифо­ло­ги­че­ские ска­за­ния и легенды, не имеет осно­ва­ний. Если бы пат­ри­арх верил в мифы, что заста­вило бы его, услы­шав голос Еди­ного и Истин­ного Бога, про­ме­нять наси­жен­ное место на мно­го­лет­ние стран­ство­ва­ния и ски­та­ния? А если не верил, зачем бы ему было нужно их тира­жи­ро­вать и рас­про­стра­нять?

Между свя­щен­ными биб­лей­скими тек­стами и мифами есть, разу­ме­ется, нечто общее. Однако, свя­зано это отнюдь не с заим­ство­ва­нием из мифов. Напро­тив, мифы содер­жат в себе отго­лоски тех под­лин­ных знаний, кото­рые дошли до Месо­по­та­мии по пре­ем­ству от первых людей. Писа­ние же содер­жит точные знания в необ­хо­ди­мой для нас пол­ноте.

Истин­ность Библии под­твер­жда­ется мно­же­ством фак­то­ров, чего не ска­жешь о мифах. К числу таких фак­то­ров отно­сятся десятки про­ро­честв, испол­нив­шихся с дос­ко­наль­ною точ­но­стью, про­ве­рить кото­рые не пред­став­ляет труда.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: